Практическое руководство для психологов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Практическое руководство для психологов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В российском понимании этого слова — это, опять же, врач по образованию с дополнительной подготовкой по психологии. Или наоборот, психолог с мед.образованием, что случается, конечно, реже. Преимущество психотерапевта перед просто психологом (о котором дальше) в том, что он если надо может назначить таблетки, например, антидепрессанты, и проконтролировать медикаментозное лечение. Никакой психолог у которого нет лицензии врача «психотерапевтом» уже быть не может, даже если он прекрасный специалист с огромным опытом. В то же время на западе психотерапевт не обязан иметь мед.образование, отсюда иногда идёт путаница. Я за то чтобы «как у них» любого психолога, помогающего отдельным людьми в решении их проблем называть «психотерапевтом». Тогда путаницы будет меньше, потому что «психологи» бывают очень разные.
Психоанализ был первым методом психотерапевтической помощи, поэтому до сих пор психотерапевтов иногда называют «психоаналитиками», как копировальный аппарат называют «ксероксом». На данный момент психоаналитком можно называть психолога-консультанта, применяющего в своей работе в основном психоаналитические методы. Работа в психоанализе подразумевает очень серьёзную подготовку, ему учатся по 5 лет и больше. Так что психоаналитик это всего лишь узкоспециализированный и очень профессиональный психолог-консультант. Психоаналитик — это очень солидно. Со своей стороны я скажу что на мой взгляд психоаналитические методы в целом устарели, мир изменился и психика у людей уже никогда не станет прежней, какой была во времена Фрейда и даже Юнга. Но это сугубо моё, в данном случае, дилетантское мнение. При этом нужно признать, что бОльшая часть теорий личности, развития личности и работы подсознания создана психоаналитиками.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Ключевые особенности работы психолога
То, что делают психологи, несмотря на развитие науки о психике, большое количество исследований и литературы, часто трудно квалифицировать.
Психически нездоровый человек может внешне выглядеть нормальным, а попытки применения к нему стандартных методик проваливаются. Лишенные совести и чувств психопаты рассуждают с логикой, недоступной лучшим деятелям науки. Первыми, кто чаще других замечает признаки наличия душевных заболеваний, являются психологи.
Хорошо проведенная диагностика и верная коррекция поведения иногда имеют кратковременный эффект. Внутреннее пространство сознания человека может быть нестабильным и легко подверженным негативным влияниям извне.
Должностные обязанности
В зависимости от особенностей выбранного профиля, характера непосредственной трудовой занятости обязанности социального психолога могут отличаться. Какие функции могут возлагаться на специалиста:
- проведение тренингов – занятия, направленные на развитие, отработку конкретных коммуникационных способностей, преодоление внутриличностных конфликтов;
- индивидуальные и групповые консультации – обработка конкретных запросов, сотрудничество с клиентом, оказавшемся в сложной жизненной ситуации и неспособным справиться с ней самостоятельно;
- обучение детей – выявление особенностей формирования и функционирования отдельных психических функций, разработка дополнительных занятий, коррекция нежелательного поведения;
- семейная терапия – работа по налаживанию, гармонизации взаимоотношений в семье, привитие правил продуктивных стилей воспитания.
Кроме того, в обязанности специалиста входит составление подробных отчётов о проделанной работе, планирование рабочего графика на определённый срок. Задачи, возлагаемые на социального психолога, разнообразны и многоаспектны.
Название специальности происходит от латинского слова «социум» – «общество». Каждый человек живет в обществе и подчиняется его законам. Чтобы существование людей в социуме было наиболее комфортным и безопасным с психологической точки зрения, и нужен социальный психолог.
Специалист может работать по двум направлениям: теоретическому и практическому. В первом случае он занимается исследовательской деятельностью, изучением функций и законов общества, социальных ролей, межличностных отношений. Практическая часть предполагает работу с людьми и различными коллективами, разработку диагностических методик, оказание психологической помощи.
Психолог работает как с отдельными людьми, так и с целыми группами: семьями, школьными и трудовыми коллективами, участниками тренингов и групповых консультаций. Его ключевая задача – помочь людям обрести свое место в обществе и адаптироваться к нему, восстановить здоровый психологический климат.
Где востребована профессия
Если человек освоил учебную программу социального психолога, то перед ним открываются широкие возможности на рынке труда. В первую очередь его услуги требуются в организациях, помогающих людям в сложных жизненных ситуациях. Это могут быть кризисные и реабилитационные центры, психологические службы поддержки, хосписы. Он помогает людям, оставшимся без средств к существованию, сбежавшим из дома детям, женщинам, ищущим защиты от домашнего насилия и т. д.
Также социальные психологи могут работать в сфере маркетинга. Их теоретическая подготовка помогает анализировать потребности целевой аудитории и подбирать способы влияния на потребителя. Далее, психологи востребованы в структурах, занимающихся научно-исследовательской работой, сотрудничают с наркологами, психиатрами и другими специалистами.
Для улучшения психологического здоровья в коллективе их могут пригласить работать на предприятие с большим штатом. Особенно это актуально в крупных городах. Специалист помогает повысить мотивацию работников, сплотить их. Часто социальные психологи трудятся в сфере занятости населения, работают менеджерами по подбору персонала.
Наконец, специалисты проводят групповые и индивидуальные тренинги, оказывают услуги частного консультирования, помогают клиентам выявить причины их проблем в плане взаимодействия с обществом и устранить их.
Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей:
2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия клиента.
2.2. Принимает меры по оказанию различного рода психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной).
2.3. Проводит психологическую диагностику психофизического, интеллектуального и эмоционального развития детей.
2.4. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии несовершеннолетних, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
2.5. Выявляет психологические проблемы детей, семей, отдельных граждан — клиентов учреждения, участвует в разработке планов психолого-педагогической и социальной реабилитации.
2.6. Формирует психологическую культуру детей и подростков, родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.
2.7. Разрабатывает индивидуальные и групповые программы социально-психологической реабилитации.
2.8. Определяет задачи, формы, методы психолого-педагогической работы на основе индивидуальных и групповых программ реабилитации.
2.9. Оказывает социально-педагогическую помощь, направленную на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитание детей семьи группы риска.
2.10. Осуществляет комплекс мер, направленных на профилактику социального сиротства, оказывает консультативную и практическую помощь детям, переданным в семьи через центр, и лицам, занимающимся их воспитанием.
2.11. Предоставляет отчеты о проделанной работе в определенные сроки.
2.12. [Другие должностные обязанности].
Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.4. Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение подчиненными сотрудниками.
3.5. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.6. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.7. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.9. Контролировать работу подчиненных сотрудников, отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству по их поощрению или наложению взысканий.
3.10. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].
Психолог в социальной сфере занимается профилактикой и коррекцией отклоняющегося поведения групп и отдельных лиц. Он оказывает психологическую помощь людям с зависимостями, с посттравматическими стрессовыми расстройствами; беженцам, сиротам, инвалидам.
Цель программы – дать слушателю понимание данной профессии, рассказать о трудовых буднях, карьерных и финансовых перспективах.
Слушатели выбирают данный курс, чтобы:
- изменить свою жизнь, начать работать в помогающей профессии;
- расширить и актуализировать знания по своей специальности;
- получить желаемую работу с достойной зарплатой.
1. Мы разработали образовательную программу так, чтобы обучение давалось легко без потери качества. И слушатели проходили профессиональную переподготовку до конца, не бросали на полпути из-за огромного объема информации и сложных заданий. Могли совмещать обучение с работой или параллельным образованием.
- Курс сжатый, но качественный. Педагоги отобрали для лекций и вебинаров самую важную информацию, основываясь на требованиях профессиональных стандартов, ФГОС, личном трудовом опыте. Теоретические материалы изложены понятным языком, в концентрированном виде, без «воды» и лирических отступлений не по теме.
- Выполнять практические задания, сдавать тесты и зачёты можно в удобное время в пределах учебного графика.
- Мы помогаем слушателям не бояться тестов, зачётов, экзамена. Например, даём 7 попыток, чтобы сдать итоговый междисциплинарный экзамен. Тесты по промежуточным модулям и дисциплинам можно сдавать неограниченное количество раз.
2. Слушатели получают доступ к системе дистанционного обучения (СДО). За время прохождения курса они знакомятся с учебными материалами, выполняют задания, загруженные в СДО. Проходят промежуточные тестирования и итоговую аттестацию.
3. Мы используем несколько видов контента для теоретической подготовки по программам профессиональной переквалификации.
- Материалы курса – методички, лекции по программе. Тексты учебных материалов загружены в СДО в виде word-файлов. С ними удобно работать: копировать или выделять нужную информацию, скачивать, распечатывать.
- Библиотека вебинаров. Каждый вебинар посвящен одной теме.
4. Практическая подготовка слушателей основана на проработке типичных рабочих моментов. Мы даем творческие задания, учим составлять планы занятий, которые пригодятся в «полевых условиях».
Изучение клиента социальной работы начинается в конце XIX столетия. Классовые подходы к личности нуждающегося постепенно уступают естественнонаучным подходам. Серьезное влияние на развитие методов, а также на научную рефлексию социальной работы оказали исследования в области психиатрии, психотерапии и психологии личности [1; С.156].
Социальному работнику необходим определенный уровень психологической грамотности для результативного выполнения своих профессиональных обязанностей, связанных с организацией и функционированием социальных служб.
Если исходить из положения о том, что среди профессиональных функций социальных работников важнейшими следует считать оказание психологической поддержки, выполнение посреднических функций путем взаимодействия с конкретными специалистами (психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами, социологами, юристами и др.), то психологическая подготовка должна включать изучение как общих тенденций психических проявлений, так и специальных (в зависимости от возраста, пола, профессии, социального статуса и т.д.).
Моя работа: психологическое консультирование
Я занимаюсь частной психологической практикой, провожу консультации и сеансы психотерапии в основном для детей и родителей, но принимаю и взрослых.
Я работаю по предварительной записи, для встреч с клиентами арендую кабинеты в центре Москвы. Обычно сеанс длится от 45 минут до 1 часа, но бывает и дольше. Как правило, я работаю неполную рабочую неделю — три или четыре дня, назначаю до четырёх консультаций в день. Гибкий график позволяет мне планировать время заранее и всё успевать.
Самая частая тема моих консультаций — детско-родительские отношения. При обращении родители не всегда именно так формулируют запрос. Обычно их беспокоит что-то в поведении ребёнка, и они идут с этим к психологу, а уже на консультации выясняется, что корень такого поведения именно в отношениях.
Например, однажды ко мне обратилась мать пятилетнего мальчика. Её тревожило небольшое отставание ребёнка в эмоциональном развитии. Наблюдая за ребёнком, я поняла, что он очень испуган и зажат, боится что-либо сказать или сделать не так. Во время консультации он нечаянно сломал одну из игрушек, которые я всегда держу в кабинете для малышей, и получил строгое замечание от мамы. Я предположила, что родители требуют от него соблюдения слишком многих правил, сильно ограничивают его, и из-за этого ребёнку трудно расслабиться.
На следующих встречах я занималась с ребёнком, помогая ему раскрепоститься и освободиться от страхов — в основном с помощью игры или творчества. Например, мы рисовали пальчиковыми красками. Родителям я посоветовала изменить воспитательную линию: уменьшить количество запретов, не одёргивать ребёнка на каждом шагу. В результате его эмоциональные реакции наладились, и мальчик стал веселее и спокойнее.
Другой пример. За консультацией обратилась мама дочери-подростка, жалоба — безобразное поведение девочки, постоянные конфликты. Во время беседы, наблюдая за тем, как они общаются и взаимодействуют друг с другом, я поняла, что своим поведением девочка просит маму: «Прими и люби меня, как бы я себя ни вела». Мама, конечно, этого не видела: она беспокоилась, что дочь стала неуправляемой, и излишне её контролировала. Услышать друг друга они не могли.
Мы поговорили с мамой о потребности ребёнка в безусловной любви и о том, что в подростковом возрасте она часто проявляется в виде бунта. Я посоветовала ей больше заниматься собой и ослабить контроль над ребёнком. В результате отношения мамы и дочери изменились: они стали лучше понимать и учитывать потребности друг друга.
Работа руководства, а также психологической и кадровой службы любой организации неизбежно связана с необходимостью отбора, а также адаптации персонала. Отбор кадров – центральная функция управления, так как человеческие ресурсы сегодня рассматриваются как важнейший источник неиспользованных резервов и дают возможность наладить более рациональное планирование, а также организацию и реализацию решений в рамках общей структуры любого предприятия. Не менее важным аспектом является и адаптация сотрудников, которая выполняет ряд важнейших функций (позволяет подтвердить правильность отбора кадров, а также обеспечивает эффективность дальнейшей работы сотрудников).
Именно человеческий фактор и его умелое использование является в современных условиях стратегическим фактором эффективного функционирования организации. Все большее количество руководителей в последнее время приходит к выводу о необходимости целенаправленной и постоянной работы с кадрами, так как только она может принести успех.
Для того чтобы удовлетворять всем поставленным целям, процесс отбора сотрудников должен осуществляться в соответствии с достаточно четкими правилами. Он должен быть хорошо формализован, процедурно оформлен, подкреплен соответствующими положениями, типовыми формами и т.д. Специалисты, которые проводят отбор и принимают решение о профессиональной пригодности претендентов, должны обязательно иметь нужный для этого уровень квалификации. Процесс отбора кандидатов и изучения их соответствия обязанностям по определенной должности предполагает:
- первое знакомство с претендентами;
- поэтапный сбор и обработка информации о претендентах по определенной системе;
- оценивание качеств и составление их достоверных «портретов»;
- сопоставление фактических качеств кандидатов с требованиями должности;
- сравнение всех кандидатов и выбор самого подходящего из них;
- назначение и утверждение кандидата в должности;
- проверка эффективности адаптации , а также работы в начальный период и т.д.
На предварительном этапе отбора на основе профессиограммы осуществляется первичное выявление кандидатов, которые способны к выполнению требуемых функций, максимальное сужение круга претендентов и формирование резерва, с которым потом проводится более тщательная работа. Проверка претендента проводится при помощи ряда методов[8].