Квота для приема на работу инвалидов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Квота для приема на работу инвалидов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Каждая организация, для которой определена квота, должна отчитываться в центр занятости о созданных местах, выделенных должностях. Периодичность предоставления отчета раз в месяц, в некоторых регионах раз в квартал.

Обязанности работодателя по обеспечению занятости инвалидов

Такие обязанности возникают с момента обращения соискателя-инвалида по квоте. Заключаются они в следующем:

  1. Соискателю не может быть отказано без законной причины;
  2. При приеме на работу составляется особый трудовой договор;
  3. Работнику должны предоставить сокращенный рабочий день или неделю;
  4. Место, где он трудится, должно быть специально оборудовано, в соответствии с его ИПР;
  5. Ему не могут предложить сверхурочную, опасную или вредную для здоровья работу;
  6. Его оплачиваемый отпуск должен составлять не менее 30 дней;
  7. Помимо этого, он имеет право на шестидесятидневный неоплачиваемый отпуск;
  8. Такому сотруднику может быть предоставлен оплачиваемый больничный продолжительностью в тридцать дней.

Если соискатель по всем параметрам соответствует желаемой вакансии, ему не может быть отказано в приеме на работу. В противном случае предприятию грозит штраф до пятидесяти тысяч рублей, а должностное лицо, отказавшее в приеме, может быть оштрафовано на сумму до пяти тысяч.

При приеме с соискателем подписывается особый тип договора. В нем оговариваются все особенности, связанные с трудом сотрудника с ограниченными возможностями:

  • Продолжительность рабочего дня или недели;
  • Продолжительность отпуска;
  • Оборудование рабочей зоны;
  • Ограничения по ИПР.

Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?

Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

  • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
  • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
  • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
  • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

Показатели трудоустройства инвалидов

Заместитель Министра труда и социальной защиты Г. Лекарев на заседании Совета по делам инвалидов при Совете Федерации сообщил, что по итогам 2018 года доля занятых граждан трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в России достигла 29% (1 млн 12 тыс. человек). Минтруд принимает все доступные меры для роста показателя.

При этом процент занятых людей данной категории сильно колеблется по субъектам: от 88% в Красноярском крае до 19% в Республике Карелия.

К концу 2020 года намечено обеспечение 40% людей с ограниченными возможностями рабочими местами. Этому поспособствуют два новых направления:

  • Содействие в трудоустройстве: службы занятости при согласии соискателей с ограниченными возможностями сообщают им об имеющихся вакансиях и обеспечивают обратную связь от работодателей.
  • Сопровождение инвалидов, которым требуется помощь на пути следования до работы, при выборе и оборудовании рабочего места, при привлечении наставника.

Здесь стоит обратить внимание на несколько моментов. Так, Федеральным законом от 23.02.2013 N 11-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов», вступившим в силу 08.03.2013, внесены изменения в ряд законодательных актов. В частности, в Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон N 1032-1), Закон N 181-ФЗ и Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Статья 24 Закона N 181-ФЗ теперь регламентирует обязанность работодателя в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов не только создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, но еще и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах.

Читайте также:  Когда выплатят детские пособия в декабре 2022: график меняется из-за выходных

Если раньше работодатели должны были ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и выполнении квоты для приема на работу инвалидов, то теперь (помимо этого) еще и дополнительную информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах (п. 3 ст. 25 Закона РФ N 1032-1).

Следовательно, работодатели обязаны не только выделять, а при их отсутствии — создавать рабочие места для инвалидов, но и принимать локальные нормативные акты, содержащие информацию о таких рабочих местах. Кроме того, работодатели обязаны ежемесячно информировать службу занятости о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также представлять сведения о локальных нормативных актах, содержащих информацию о данных рабочих местах.

Как работодатель должен трудоустраивать инвалидов?

Государство устанавливает долю рабочих мест, на которые работодатель обязан принять граждан с инвалидностью. Компании и учреждения могут взять больше инвалидов, чем установлено по квоте, но не меньше регионального и федерального значения.

Процедура трудоустройства осуществляется несколькими способами:

  1. инвалид лично и напрямую обращается к работодателю;
  2. сотрудник приходит и принимается по объявлению;
  3. специалист с инвалидностью направляется из ЦЗН после подачи запроса от имени организации;
  4. работодатель находит специалиста на ярмарке вакансий для людей с инвалидностью.

Для получения работы гражданин (чаще всего это инвалид 3 группы) подает запрос в службу занятости. Если человек подходит по квалификации, то направляется в организацию на собеседование. При необходимости инвалид может пройти обучение новой специальности или курсы переквалификации при содействии ЦЗН.

Работодатель должен принять подходящего по квалификации инвалида сразу, то есть без испытательного срока. По завершении собеседования соискатель предоставляет в отдел кадров пакет документов и снимается с учета в ЦЗН. Организация направляет отчет о принятии гражданина на работу.

Инвалид оформляется в стандартном порядке. В трудовом соглашении работодатель обязан прописать нормы по осуществлению трудовой деятельности. Заключенный трудовой договор подтверждает факт трудоустройства инвалида. Кроме того, предварительно на предприятии издается приказ о выделении мест по квоте и положение о создании рабочего места, соответствующего требуемым условиям.

Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?

Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

  • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
  • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
  • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
  • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

Квотирование для работодателя

Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.

Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.

Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:

  • свидетельство о государственной регистрации (копия);
  • устав (копия);
  • бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
  • письмо из Единого госрегистра;
  • сведения о количестве сотрудников в составе штата.

После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.

Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.

Наряду с имеющимся по этому вопросу федеральным законодательством, регионы также наделяются властью для принятия дополнительных нормативных актов. Здесь вступает в действие несколько иной перечень обязательств и штрафные санкции за их неисполнение. Некоторые субъекты не желают пользоваться подобными полномочиями, поскольку на их небольшой территории имеется малое количество предприятий как таковых и отсутствует специфика по экологическим и прочим факторам, негативно влияющим на здоровье и увеличение процента граждан с инвалидностью.

Читайте также:  Какие основания могут быть для заключения срочного трудового договора

Специфика применения разноуровневых законодательных актов заключается в том, что регион обязан в первую очередь опираться на принятый им самостоятельно регламент. При вынесении этой информации за пределы субъекта (при оспаривании вопросов в высших органах федерального значения) допускается применение и федеральной нормативной базы.

Квотирование для работодателя

Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.

Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.

Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:

  • свидетельство о государственной регистрации (копия);
  • устав (копия);
  • бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
  • письмо из Единого госрегистра;
  • сведения о количестве сотрудников в составе штата.

После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.

Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.

В чем суть квотирования?

Суть квотирования заключается в том, что руководство компании выделяет установленное количество квот (рабочих мест) для определённой законом категории граждан. Квотирование – обязанность работодателя. В этих целях администрация должна создать специальное рабочее место и выделить его для трудоустройства направленных по квоте лиц.

Количество мест, которое должен работодатель создать и выделить по квоте, зависит от численности работников в компании.

Трудовые отношения в случаях приёма по квоте возникают на основании ст. 16 ТК РФ. Заключение трудовых договоров происходит после направления льготников на работу уполномоченными на это органами в счет выделенной квоты.

Документальное оформление

В обязанность работодателей входит:

  1. Разработать и утвердить внутренними положениями нормативную документацию, содержащую сведения о рабочих местах, зарезервированных для установленных социальных категорий граждан в данном субъекте РФ;
  2. Создание рабочих мест с условиями труда, соответствующими данным категориям лиц, которых он должен трудоустроить.

Собственник, может рассчитывать получить информационную поддержку по вопросам, касающимся квотированных рабочих мест со стороны территориального Центра занятости населения и Центра квотирования.

Кроме всего прочего, руководители предприятий должны своевременно представлять отчеты, включающие информацию о выполнении квоты (сколько принято, уволено сотрудников на зарезервированные рабочие места).

Особое внимание следует обратить на оснащение рабочих мест для инвалидов, соблюдение технических и санитарных норм, возможности осуществления программ реабилитации работников с ограниченными возможностями.

В то же самое время, если претендент занять вакантное квотируемое место не справляется с возложенными на него функциональными обязанностями, работодатель имеет право отказать в приеме его в штат сотрудников.

В данном случае руководитель должен представить детальный отчет, с указанием причин отказа в трудоустройстве в территориальный Центр занятости, направивший инвалида на работу.

Подтверждением выполнение квоты служит трудовой договор, заключенный с инвалидом, имеющим рекомендации по возможности выполнять работу в определенных условиях и установленной сложности.

Договор признается отвечающим требованиям выполнения квотирования, если его действие в текущем месяце составляет не менее двух недель на момент составления отчета.

Например, в соответствии с п. 2.1 Положения № 742 ПП, принятым Правительственным Постановлением в Москве 04.08. 2009 года:

  • работодатели обязаны в месячный срок после регистрации в налоговых органах, стать на учет в Центр квотирования;
  • собственники, не ставшие своевременно на учет в Центре, не освобождаются от исполнения обязанностей по квотированию рабочих мест и трудоустройству соответствующих категорий граждан.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.

Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов

Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации — от 20 до 70 тыс. руб.
Читайте также:  Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин и женщин

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.

А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.

Как проходит проверка

Надзорным органом, контролирующим на местах соблюдение норм «инвалидного» законодательства, является Министерство труда. Основным документом, регламентирующим порядок и продолжительность проверки организаций, является приказ ведомства №181н 2013 года.

В нем указано, что имеется два вида проверок:

  1. Плановые, которые проводятся по заранее согласованному плану;
  2. Внеплановые, например, спровоцированные обращениями граждан.

Проверки проводятся в двух форматах:

  • Выездные с контролем на месте;
  • Документарные с проверкой подаваемых отчетов.

Наиболее эффективной оказывается плановая выездная проверка. Она осуществляется по таком алгоритму:

  1. Центр занятости населения формирует график проверки предприятий;
  2. В назначенную дату издается приказ о контроле конкретной организации;
  3. Инспектор прибывает по адресу фактического расположения компании, предъявляет служебное удостоверение и вручает ответственному лицу копию приказа;
  4. В ходе проверки специалист знакомится с документацией, проверяет, правильно ли произведен расчет квот, а также организацию рабочих «инвалидных» мест, соответствие занимаемых должностей, фактическое наличие работника на своем месте и т.д.;
  5. По мере прохождения проверки формируется акт в двух экземплярах, в котором фиксируются нарушения;
  6. По окончании проверки оба акта подписываются руководителем и проверяющим, затем экземпляры разделяются.

При наличии нарушений руководителю выписывается предписание по их устранению. В нем оговорен разумный срок, в течение которого нарушения должны быть устранены. Затем руководитель организации составляет специальный акт об устранении недочетов и направляет его в Центр занятости.

Основным нормативным актом по этому вопросу выступает статья 21 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» (последняя редакция произошла по ФЗ 11 в 2013 г.), действующая по всей территории страны. Регионы также наделяются полномочиями по введению дополнительных территориальных законов. Так в Москве действует закон о квотировании под № 90, работающий совместно с указанным выше документом.

В отсутствии региональных законов действует лишь федеральный регламент, что свойственно для небольших субъектов. Всем претендующим на трудоустройство по квоте гражданам следует всегда отслеживать наличие подобной информации по своему субъекту.

Правила, рассматриваемые в любом законе о квотировании:

  1. Правовое регулирование.
  2. Экономическая база.
  3. Организационная основа.

Регистрация в качестве безработного

Также инвалид имеет право зарегистрироваться в центре занятости в качестве безработного. При регистрации гражданин предъявляет:

Граждане Документы
Ранее работавшие паспорт
трудовая книжка
документы, удостоверяющие образование (квалификацию
справки о средней зарплате за 3 предыдущих месяца на последнем месте работы по форме Минтруда
ИПРА
Впервые ищущие паспорт
документ об образовании
ИПРА

Порядок заключения трудового договора

Отношения работника и работодателя должны быть оформлены для подтверждения непосредственно трудовых в следующем порядке:

Документ Основание
Трудовой договор в письменной форме — паспорт

— трудовая книжка, кроме впервые трудоустраивающихся или по совместительству

— СНИЛС, ИНН

— документы воинского учета

— документ об образовании или о квалификации

— ИПРА

Приказ о приеме на работу заключенный трудовой договор
Запись в трудовой книжке приказ о приеме на работу (в течение 5 дней, 1 неделя – если впервые трудоустроился)

Трудовой договор оформляется в первый день работы (если уже приступил к работе с ведома работодателя, то договор нужно подписать в 3-дневный срок без условия испытания), после подписания которого работник получает экземпляр под подпись, подтверждающую факт получения своего экземпляра.

В трудовом договоре могут не отражаться то, что на работу принимается инвалид, а только дополнительные условия в соответствии с законодательством.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1: Должен ли инвалид III группы при оформлении на работу предоставить работодателю ИПРА?

Ответ: При трудоустройстве ИПРА предоставляется инвалидом III группы только при оформлении в счет квоты. На места без квоты инвалид может предоставить программу по своему усмотрению. Но это важный для работодателя документ, который определяет допустимые отдельные виды деятельности.

Вопрос №2: Каким документом отражается оформление выделения мест для инвалидов?

Ответ: Работодатель вправе самостоятельно решить каким внутренним актом оформить места по квоте для оформления на работу инвалидов. Но такое выделение мест не может быть основанием для проведения СОУТ.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *