Получение лицензии на алкоголь при отсутствии долгосрочной аренды
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получение лицензии на алкоголь при отсутствии долгосрочной аренды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Большинство лицензий выдается бессрочно, но для алкогольной лицензии установлен срок не более пяти лет, поэтому после окончания срока её действия надо пройти процедуру продления. Учитывая высокий размер госпошлины, для розничной торговли алкоголем сделано исключение – можно оплатить действие лицензии только на один год. Получение розничной алкогольной лицензии на год не так затратно (65 000 рублей вместо 325 000 рублей на 5 лет), но продлевать ее придётся ежегодно.
Особенности сдачи алкогольных деклараций
Существуют декларации с корректировками. Их компании или ИП должны сдать при обнаружении ошибок, искажении информации и каких-либо показателей.
Корректирующие декларации по формам 1-8 можно представить в течение трех месяцев после наступления срока отчетности за квартал, в котором обнаружены ошибки. Если нашли несоответствия в декларации за I квартал, то исправить ее нужно до 20 июля. К декларации нужно приложить причины недостоверных данных.
Корректирующие декларации об объемах винограда по формам 9-11 представляются до 30 апреля года, следующего за отчетным. К декларации нужно прикрепить причины недостоверных данных.
Важно: все номера деклараций указаны в соответствии с новыми правилами. С начала 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 №1719, согласно которому формы 11 и 12 заменены на 7 и 8 соответственно. Нет в измененных правилах и формы № 12. Однако несмотря на это Постановление федеральный орган по регулированию рынка алкоголя не обновил методологию заполнения деклараций. Рекомендуем следить за новостями на сайте ФСРАР. Пока розничные продавцы пива, пивных напитков, медовухи, сидра, алкогольной и спиртосодержащей продукции сдают декларации по формам № 11 и 12.
Если на предприятие пришла проверка, нельзя подавать корректировки за проверяемый период, пока проверка не завершится.
Заключение о соответствии помещений экологическим требованиям
Перечень документов, представляемых для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, содержит заключение уполномоченных органов о соответствии торговых и складских помещений санитарно-эпидемиологическим требованиям (пп. 4 п. 3.2 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ). Представляется оно либо самим заявителем, либо по межведомственному запросу уполномоченным органом. При этом в силу пп. 4 п. 9 данной статьи основанием для отказа в выдаче лицензии является несоответствие помещений требованиям пожарной безопасности (за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции), экологическим требованиям, санитарно-эпидемиологическим требованиям, которое подтверждено заключением уполномоченного органа.
Росалкогольрегулирование разъясняет, что, поскольку п. 3.2 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ не содержит в себе указание на заключение уполномоченного органа о соответствии помещений экологическим требованиям, норма пп. 4 п. 9 данной статьи, являющейся общей для всех видов деятельности, в части соответствия помещений экологическим требованиям при выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не применяется.
В чем заключается сделка аренды нежилого помещения
Отдельных правил по аренде такого помещения в законодательстве РФ нет, поэтому придерживаемся общих положений Гражданского кодекса, а именно главой 34.
Сделка по аренде нежилого помещения – вид гражданско—правового договора, опираясь на который арендодатель берет на себя обязанность отдать на определенный срок во владение и пользование или во временное пользование съемщику нежилое помещение, принадлежащие ему за установленную плату (статья 606 ГК РФ).
Разложим на атомы, ваши последующие действия
Сделка оформляется письменно. Если вы не станете соблюдать эту аксиому, то договор будет считаться недействительным.
Нотариальное заверение документа необязательно, поскольку нет прямой нормы права, которая бы указывала на обязательство заверять текст сделки у нотариуса. Это зависит от вашего желания и возможностей.
Размер и уплата госпошлины
Стоимость регистрации договора аренды, независимо от вида сдаваемого в аренду объекта, устанавливается налоговым законодательством (п.п. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):
- Для физических лиц и ИП – 2 тыс. руб.
- Для юридических лиц – 22 тыс. руб.
Реквизиты для уплаты предоставляются работниками МФЦ при сдаче документов на регистрацию. Уплату возможно произвести наиболее удобным для заявителей способом:
- В терминале оплаты, расположенном в помещении МФЦ.
- В любом отделении банка или почты.
- Воспользовавшись Интернет-банкингом.
- При помощи электронных платежных систем сети Интернет.
- В ином стороннем платежном терминале.
Важно! Юр. лица производят уплату исключительно в безналичной форме.
Кто должен получать лицензию на алкоголь в 2019 году
Согласно действующему законодательству РФ, получение лицензии на алкоголь для ИП (индивидуальных предпринимателей) недоступно. Для торговли алкоголем обязательно необходима регистрация юридического лица.
Однако, как отмечалось выше, лицензия не потребуется для продажи пива и прочей слабоалкогольной продукции крепостью не выше шести градусов. Эта сфера рынка в 2019 году, как и прежде, остается доступной для ИП.
Кроме того, в регулирующих законах сделано исключение для индивидуальных предпринимателей, которые реализуют вина (в том числе игристые) собственного производства.
Внимание: в рамках поддержки отечественных крестьянских и фермерских хозяйств, закон позволяет им приобретать лицензию на продажу алкоголя минуя процедуру образования юридического лица.
На какие виды алкоголя нужна лицензия
Россия — одна из многих стран, где существует лицензия на алкоголь. Мера принята для защиты граждан от “палёной” водки, а также чтобы государство получало свои деньги от продажи акцизных марок, а бизнес не уклонялся от обязанностей.
Нюансы лицензирования спиртосодержащих напитков содержатся в 171-ФЗ. Это закон принят более 23 лет назад, и его постоянно дополняют и изменяют. Последние правки, например, были внесены в 2017 году (они увеличили роль региональных властей в контроле за лицензированием).
Однако перечень видов спиртного, на которые требуется алкогольная лицензия, неизменный долгие годы. Разрешение необходимо получить, если торгуешь продуктами, доля этилового спирта в которых не ниже 15%. Таким образом, специальный документ нужен для производства и реализации:
- водки;
- коньяка;
- джина;
- рома;
- виски;
- ликера;
- саке;
- крепкого вина (15-20% спирта).
Кроме того, лицензия необходима и при работе с полуфабрикатами для изготовления спиртного (сусло, виноматериал и прочее).
Требование к площади и сроку действия договора аренды стационарного торгового объекта
Площадь стационарного торгового объекта. При рассмотрении заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции лицензирующий орган уделяет пристальное внимание площади объекта. Так, в споре, рассмотренном судьями в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 № 09АП-32052/2013 № А40-61292/13, одним из оснований отказа в выдаче лицензии предприятию общественного питания, осуществляющему деятельность в г. Москве, послужило отсутствие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью не менее 50 кв. м (иначе говоря, заявитель не соответствовал лицензионным требованиям).
Арбитры встали на сторону лицензирующего органа. При этом было установлено, что общество обратилось с заявлением о получении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции для потребления на месте покупки, указав в качестве места нахождения помещений и вида назначения объекта «кафе».
Суд отметил, что требование п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ о наличии стационарных торговых и складских помещений общей площадью не менее 50 кв. м установлено с целью соблюдения розничными продавцами алкогольной продукции ГОСТа, санитарных, противопожарных и иных правил к приему, хранению, подготовке и непосредственно реализации алкогольной продукции надлежащего качества в единой торговой точке и для наиболее эффективного контроля в сфере оборота алкогольной продукции.
Приведя определение «стационарный торговый объект» из п. 5 ст. 2 Федерального закона № 381-ФЗ, суд напомнил, что согласно п. 25 ГОСТ Р 50647-2010 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденного Приказом Госстандарта РФ от 30.11.2010 № 576-ст, кафе – это предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные, заказные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в том числе табачные изделия.
В силу п. 15 названного ГОСТа зал предприятия общественного питания (зал обслуживания) – это специально оборудованное помещение предприятия общепита, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него. При этом в площадь зала предприятия общественного питания не включают площади открытых производственных участков для подготовки продукции, станций раздачи, раздаточных зон и т. п., недоступных для потребителей.
Общество, ссылаясь на договор аренды помещения общей площадью 61,7 кв. м, считало, что имело право на получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Однако лицензирующий орган, проводивший проверку объекта лицензирования, установил, что у общества отсутствуют торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м, поскольку площадь торгового зала составляет 36,8 кв. м, а в остальных помещениях располагаются кухня, туалет и другие помещения. Суд решил, что результаты проверки лицензирующего органа доказаны, и сделал вывод о несоответствии лицензиата также требованиям п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ.
В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 № 09АП-26569/2013-АК обществу также было отказано в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе на основании несоответствия объекта требованиям п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ. Не согласившись с решением лицензирующего органа и обратившись в суд с иском, в качестве доказательства оснований для получения лицензии общество указало на наличие двух изолированных помещений, находящихся по одному адресу, и на свидетельство о государственной регистрации права, из которых усматривается, что два раздельных помещения имеют общую площадь 82,8 кв. м.
Заметим, что первая инстанция встала на сторону общества, однако апелляционная признала его позицию ошибочной на том основании, что в п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ говорится об одном помещении, а не об отдельных помещениях, находящихся по одному адресу. По мнению арбитров, лицо, претендующее на получение лицензии, не может иметь несколько помещений общей совокупной площадью 50 кв. м. Такое толкование приведет к тому, что в подтверждение размера площади может указываться любое количество помещений, имеющих в совокупности площадь 50 кв. м.
При этом из представленного в материалы дела поэтажного плана БТИ по спорному сооружению следует, что помещения магазина и подвала, указанные обществом в качестве основания для получения лицензии, представляют собой обособленные и не связанные между собой помещения, каждое из которых имеет свой отдельный вход. Таким образом, расположение данных помещений не позволяет обществу использовать их в совокупности по определенному законодателем назначению.
Поскольку лицензирующий орган в предусмотренном законом порядке провел проверку объекта лицензирования и установил наличие утвержденных п. 9 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ оснований для отказа обществу в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, незаконных действий данного органа суд не выявил.
Вывод о том, что для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции суммирование площади каждого объекта, находящегося в пользовании организации, не основано на законе, был сделан и в Постановлении ФАС МО от 28.10.2013 № А40-161158/12-153-1663. В данном случае согласно условиям договоров аренды и субаренды, представленных обществом с целью получения лицензии, ему были переданы в пользование нежилые помещения, площадь которых составляла соответственно 42,4 и 8,7 кв. м.
В пункте 10 Письма Росалкогольрегулирования № 8977/03-04 также отмечается, что каждое указанное в лицензии место нахождения обособленного подразделения должно иметь стационарный торговый объект и складское помещение.
Срок действия и регистрация договора аренды стационарного торгового объекта. Если срок действия договора аренды стационарных торговых объектов не определен, соискателю откажут в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (п. 12 Письма Росалкогольрегулирования № 8977/03-04).
Согласно п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).
В арбитражной практике также встречаются примеры, когда предприятию общественного питания отказывали в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции за отсутствие регистрации договора аренды стационарного торгового объекта. Постановление ФАС СКО от 30.05.2013 № А63-14534/2012: общество представило лицензирующему органу договор аренды и расписку из Россреестра о подаче договора на регистрацию. Однако лицензирующий орган отказал в продлении лицензии на том основании, что информирование о проведении процедуры оформления регистрации договора аренды нежилого помещения и предъявление расписки управления Росреестра не являются доказательствами, что на момент проведения выездной проверки лицензиат соответствует лицензионным требованиям, предусмотренным п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ. По мнению лицензирующего органа, расписка не свидетельствует о том, что данный договор регистрирующие органы зарегистрируют. Кроме того, ее наличие подтверждает, что договор аренды на дату проведения проверки отсутствует, поскольку договор аренды нежилого помещения действителен с момента его государственной регистрации. Суд с аргументами лицензирующего органа согласился.
Причины отказа в выдаче лицензии на продажу алкоголя могут быть различны, перечислим ниже наиболее популярные из них:
- налоговые недоимки заявителя (это самое распространенное основание отказа);
- договор на аренду помещения заключен менее чем на год, таким образом не гарантируется владение помещением на минимальный срок действия лицензии;
- предприятия быстрого обслуживания (ПБО, вид предприятий общественного питания) часто сталкиваются с отказом в лицензии, однако многие из них успешно обжалуют это решение в суде;
- продажа предполагается в местах массового скопления граждан;
- отсутствие надлежащего контрольно-кассового оборудования, либо его регистрации в установленном порядке;
- отсутствие склада (как мы уже указали выше, этот пункт станет неактуальным с 2020 года в связи с упразднением требований к наличию складских помещений);
- прилегающая территория относится к образовательным, спортивным или медицинским учреждениям (настоящий пункт требует особенного внимания, поскольку подобное нарушение невозможно устранить иначе как путем переезда; кроме того, в каждом муниципальном образовании существуют свои ограничения в этой сфере).
Внимание: следует помнить, что в случае отказа выдать лицензию на алкоголь, государство не возвращает заявителю уплаченную за нее пошлину. Таким образом, процесс подготовки к процедуре получения лицензии требует особой тщательности и юридической подкованности.
Порядок процедуры: где и как регистрируется соглашение?
Регистрацией договоров, связанных с недвижимостью, в том числе нежилой, занимается Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, сокращённо именуемая Росреестр. Подать туда документы можно следующим образом:
- Напрямую обратившись в подразделение Росреестра, на территории которого находится арендуемое помещение.
- Подать документы в МФЦ. Это во многом удобнее, но тогда срок регистрации увеличивается на 2 дня (по одному на передачу пакета документов в Росреестр и обратно).
- Направить документы по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Однако в этом случае все документы должны быть нотариально заверены.
Обратиться с заявлением может как арендатор, так и арендодатель.
Если организация-арендодатель имеет право сдавать в аренду объекты, находящиеся в госсобственности, она обязана дополнительно вести реестр, в который включаются следующие данные:
- Количество и характеристики помещений, которые сдаются.
- Реквизиты договоров аренды и их условия.
- Сведения об арендаторах.
- Исполненные договора и возвращённые помещения.
- Меры, предпринятые при нарушениях договора.
- Факт согласования аренды с Росимуществом.
Когда нужно регистрировать сделку найма?
Вообще, регистрация любой сделки с недвижимым имуществом предполагает внесение сведений об этой сделке, её сторонах в Единый государственный реестр прав. Если обратиться к нормативно-правовым актам, станет ясно, что каждая сделка, связанная с недвижимым имуществом, считается действительной и завершённой, когда появляется запись в ЕГРП.
Но, что касается сделки найма жилых помещений, то он требует регистрации не всегда. Согласно действующим нормам законодательства, и незарегистрированный в ЕГРП Договор аренды обладает полной юридической силой.
Обязательна регистрация только для тех договоров аренды, которые были заключены на долгий (более 11 календарных месяцев) срок.
Является обязательной и регистрация сделок аренды, если арендатор/арендодатель — юридическое лицо.
Очень часто риелторы предлагают своим клиентам при оформлении найма не указывать реальный срок аренды, а написать, что квартира будет предоставлена арендаторам на 11 месяцев.
Тогда собственник освободится от необходимости регистрировать сделку и уплачивать подоходный Налог. Вы вполне можете пойти на это ухищрение, если не переживаете за благонадёжность жильцов.
А вот если вы не слишком им доверяете, но очень цените своё недвижимое имущество, всё-таки позаботьтесь о своевременной регистрации.
Кто должен иметь лицензию
Иметь лицензию должны все компании, которые так или иначе связаны с алкоголем:
- Производители и поставщики спиртных напитков
- Магазины и торговые точки, которые продают алкоголь
- Заведения общественного питания — кафе, бары, рестораны
- Гостиницы
- И другие
От вида деятельности зависят требования и условия для получения лицензии.
Закон делает исключение для некоторых компаний — им иметь лицензию на алкоголь не нужно. Такое исключение действует для:
- Розничной продажи непищевой спиртосодержащей продукции
- Закупки и перевозки технических и сырьевых спиртосодержащих жидкостей, в том числе сырья для производства алкогольных напитков (при этом годовой объем должен быть менее 2 000 литров)
- Производства и продажи пива и напитков на его основе
Также некоторые виды предприятий не имеют права на получения лицензии. К ним относятся торговые точки:
- На территории детских и образовательных учреждений
- На территории учреждений здравоохранения
- На территории учреждений физкультуры и спорта
- На территории культурных объектов
- В местах скопления людей
Под запретом алкоголь на вынос
На практике также достаточно часто встречаются ситуации, когда региональные власти запрещают организациям, оказывающим услуги общественного питания, осуществлять розничную продажу алкогольной продукции на вынос (не для потребления на месте покупки). Пример – п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона Забайкальского края от 26.12.2011 № 616-ззк (введенный Законом Забайкальского края от 25.09.2014 № 1050-ззк), согласно которому организациям и ИП при оказании услуг общепита запрещена розничная продажа алкогольной продукции, если не обеспечено недопущение выноса алкоголя с 20.00 до 11.00 по местному времени. Здесь же пояснено: под выносом алкогольной продукции понимается ее перемещение за пределы помещения для обслуживания потребителей на предприятии общественного питания.
Данная норма стала предметом рассмотрения в суде, который посчитал, что противоречия между ней и федеральным законодательством отсутствуют. В свою очередь, Судебная коллегия по административным делам ВС РФ не нашла причин не согласиться с выводом суда первой инстанции. При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что оспариваемые положения невыполнимы без нарушения конституционных прав третьих лиц, что перемещение клиентом приобретенной алкогольной продукции может быть пресечено либо воспрепятствованием покупателю выхода из помещения, либо ее изъятием, расценены как надуманные. Ни один закон не может рассматриваться в качестве средства, направленного на нарушение конституционных прав граждан, если того не требует федеральный закон и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Напротив, установленная оспариваемым законом обязанность организации, ИП при оказании услуг общественного питания обеспечить недопущение выноса алкогольной продукции в течение времени запрета ее розничной продажи подразумевает возможность ее исполнения любыми не запрещенными законом мерами (допустим, путем отпуска алкогольной продукции в розлив, предупреждением покупателей о запрете ее выноса за пределы помещения предприятия общепита) (Определение ВС РФ от 24.06.2015 № 72-АПГ15-4).