Личное подсобное хозяйств — что это согласно федеральному закону?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Личное подсобное хозяйств — что это согласно федеральному закону?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Найти законодательно установленное определение личного подсобного хозяйства можно в федеральном законе №112-ФЗ. Он очерчивает рамки ответственности и условия выделения участков под данный вид хозяйствования.
Земли ЛПХ: определения и понятия
Согласно закону, для ведения личного подсобного хозяйства человеку выделяется не более, чем 0,5 га земли. Выращенная на ней продукция должна быть использована только для домашних нужд. Если в результате полного производственного цикла остается излишек продукции, то законом разрешается его реализовать, при этом налоги за этот объем платить не нужно.
Деятельность фермеров на личных подсобных хозяйствах не относится к предпринимательству. А произведенная на участках продукция, после реализации не облагается подоходным налогом. Это главная особенность земель ЛПХ.
Правда в этом разрезе есть нюанс — обработкой земли могут заниматься непосредственно собственник и члены его семьи, наемных работников привлекать нельзя.
Порядок подготовки документов
По общему правилу, порядок предоставления земельных участков следующий:
- подготовка схемы расположения земельного участка (если земельный участок предстоит образовать);
- подача заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в местную администрацию;
- принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- проведение кадастровых работ;
- осуществление кадастрового учета земельного участка;
- подача гражданином заявления о предоставлении земельного участка;
- заключение договора купли-продажи, аренды или договора безвозмездного пользования земельным участком.
Государственная поддержка
Земли населенных пунктов ЛПХ могут быть использованы, как для выращивания овощей, фруктов, так и для размещения различных строительных объектов, в том числе жилого дома. На законодательном уровне определено, что органы местного самоуправления или госвласти вправе определять меры поддержки личных подсобных хозяйств по следующим направлениям:
- организация инфраструктуры;
- создание кооперативов (сбытовых, обслуживающих, сельскохозяйственных и др., например ТЛПХ);
- разработка, внедрение организационно-правовых, экологических и социальных условий;
- организация искусственного осеменения, бесплатного медосмотра животных;
- выполнение мероприятий по повышению качества скота и др.
I. Личные подсобные хозяйства в IХ-ХХ веках
Еще до образования Древнерусского государства Восточные славяне применяли три способа расселения: по отдельности (индивидуально, семьями, родами), в городищах (совместно) и на свободных землях между диких лесов и степей (займища, заимки, становища, починки).
В первом случае обилие свободных земель позволяло каждому обработать столько земли, сколько было возможно.
Во втором случае каждый стремился, чтобы выделенные ему для обработки земли размещались ближе к городищу. Все удобные земли считались общей принадлежностью, оставались неделимыми, обрабатывались сообща либо делились на равные участки и через определенный период времени распределялись по жребию между отдельными семьями.
В третьем случае граждане отделялись от городищ, расчищали и выжигали леса, осваивали пустоши и образовывали новые хозяйства.
До конца ХVI века большинство крестьян не было закрепощено. Они свободно владели своими землями, выплачивали князю посошную подать. Землевладение таких крестьян (их называли черносошными) преобладало.
Только 10 декабря 1497 года был определен срок возможного перехода крестьянина к другому князю — осенний Юрьев день. До этого переход осуществлялся свободно в течение всего года.
В дальнейшем государством принимались все более строгие меры по прикреплению крестьян к земле, а после отмены в ХVI веке «Юрьева дня» они стали полностью крепостными (разрешался их розыск и принудительное возвращение).
С появлением на Руси вотчин (наследственных, выслужных и купленных), а затем и поместий (поместный оклад служивым людям дворянского сословия в виде земельного участка) земли черносошных крестьян стали сокращаться. Такое положение существовало вплоть до принятия Александром II 19 февраля 1861 года Манифеста, отменившего крепостное право.
В ходе этой реформы каждому селению был отведен в натуре так называемый душевой надел. Крестьяне имели право выкупать эти наделы, а до выкупа надел поступал селению в общинное, а иногда в подворно-наследственное пользование за особые повинности или оброки тем помещикам, из земель которых эти наделы были выделены.
На основании Именного высочайшего указа Николая II от 9 ноября 1906 года (Столыпинская реформа) крестьянину было предоставлено право выйти из общины со своим наделом и образовать хутор или отруб. Выделение хуторов и отрубов было прекращено постановлением Временного правительства от 28 июня (11 июля) 1917 года.
По Декрету о земле от 26 октября (8 ноября) 1917 года крестьянам предоставлялось право самим выбирать ту или иную форму землепользования: подворную, хуторскую, общинную, артельную (это зависело от решения отдельных селений и поселений). В результате к 1922 году было создано 3,3 тысяч коммун, 10,2 тысяч сельскохозяйственных артелей, 2,5 тысяч товариществ по совместной обработке земли, 4,4 тысяч совхозов и их общая площадь оставила 3,5 миллиона гектаров, или 3,2 процента от сельскохозяйственных земель страны. Как видно из этих данных, подавляющая часть крестьян не спешила встать на путь коллективизации, а вела личное хозяйство.
В соответствии с директивами ХV съезда ВКП(б) в 1928 году начался период сплошной коллективизации с соблюдением классового принципа отвода земель. Колхозам отводились лучшие по качеству и ближе расположенные к селам земли, землепользования кулаков ограничивались минимальной потребительской нормой, а при их выселении земли прирезались колхозам. К 1937 году в колхозы и совхозы было вовлечено 93 процента от общего количества крестьянских единоличных хозяйств.
Крестьяне получили право иметь небольшой по площади (менее 0,5 гектара) приусадебный участок для ведения личного хозяйства, а все остальные земли закреплялись за колхозами и совхозами. Такая модель землепользования просуществовала (с некоторыми изменениями) до 1991 года, когда в ходе земельной реформы и реорганизации колхозов и совхозов землю отдали в общую долевую собственность (разделили на условные земельные доли между сельскими жителями).
В советское время на разных этапах развития страны устанавливались различные ограничения на ведение личного хозяйства. Так, в 1950-1970-х годах устанавливалось предельное поголовье скота, и даже количество плодово-ягодных насаждений, которые разрешалось иметь. Вводился обязательный план сдачи государству молока, мяса, яиц, картофеля и т.д. Было установлено и непосильное налоговое бремя, которое делало экономически невыгодным ведение личного хозяйства.
До 1991 года размер приусадебного участка зависел от вида деятельности гражданина.
Если колхознику выделяли до 0,50 гектара, то постоянному рабочему и специалисту совхоза — до 0,30 гектара, сельскому врачу, учителю, почтальону или продавцу — до 0,25 гектара, сельскому жителю (работающему в других отраслях народного хозяйства) — до 0,15 гектара. Такая иерархия строго соблюдалась, и в случае увольнения из колхоза или совхоза приусадебный участок «обрезали» до 0,15 гектара, а у городских жителей, купивших или получивших по наследству жилой дом в сельской местности, — до 0,06 гектара (статьи 60, 66 и 73 Земельного кодекса РСФСР, введенного в действие Законом РСФСР от 1 июля 1970 года).
Земельный кодекс РСФСР, принятый Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 года, устранил такую дискриминационную норму, применяемую к гражданам, занимающимся разными видами деятельности. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства, органами местного самоуправления стали устанавливаться одинаковыми для всех без исключения граждан (ст.36). Эта же норма повторена и в Земельном кодексе Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (ст.33).
II. Личные подсобные хозяйства в ХХI веке
В результате анализа материалов по развитию личных подсобных хозяйств членами согласительной комиссии предложена следующая концепция Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве»:
1. Закон устанавливает (статья 2), что личное подсобное хозяйство — это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Реализация гражданами этой продукции также не является предпринимательской деятельностью. Это означает, что платить налоги с полученных доходов от личного подсобного хозяйства не надо.
2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок, полученный или приобретенный ими для этих целей. Дополнительной регистрации личного подсобного хозяйства не требуется. Об этом прямо сказано в пункте 2 статьи 3 Закона.
Те граждане, которые имеют свидетельства о праве собственности, о праве пожизненного наследуемого владения или о праве постоянного (бессрочного) пользования либо заключили договор аренды на земельный участок, могут не беспокоиться — закон их признает. Гражданам, которые имеют на руках только выписку из решения правления колхоза или из приказа директора совхоза о предоставлении им земельного участка для ведения личного хозяйства (о предоставлении приусадебного участка), лучше переоформить свои права на землю в районных регистрационных палатах. После этого у них также проблем не возникнет.
3. Закон устранил противоречия с Земельным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым (статьи 78 и 81) личные подсобные хозяйства отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, а не к землям поселений, где они фактически находятся.
Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 4 настоящего Федерального закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок), который имеет правовой режим категории земель поселений, и земельный участок за черной поселений (полевой земельный участок), который имеет правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.
На приусадебном земельном участке разрешается возводить жилые, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Сооружения, например загон для скота, оборудованное место дойки, водопоя или мелиоративные сооружения, навесы для защиты от дождя и другие подобные сооружения возводить на нем можно.
4. При ведении личного подсобного хозяйства разрешается выращивать все виды сельскохозяйственных культур, включая использование теплиц без ограничения их площади, содержать все виды сельскохозяйственных животных, пчел и птицы без ограничения их поголовья и количества, но с соблюдением экологических и санитарно-гигиенических требований (ст.6 Закона). В случаях, если гражданин захочет разводить крокодилов или калифорнийских червей, то ему уже придется платить налоги, т.к. такой вид деятельности для личного подсобного хозяйства не предусмотрен.
5. Закон предписывает (п.4 ст.4) органам местного самоуправления установить максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых из государственных и муниципальных земель в собственность гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, а также предписывает субъектам Российской Федерации (п.5 ст.4) устанавливать максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться у граждан одновременно на праве собственности и(или) ином праве (праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве аренды).
В случае, если установленный максимальный размер общей площади будет превышен, то гражданин должен в течение года либо произвести отчуждение сверхнормативной площади (продать, подарить, отказаться), либо пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства и платить налоги от доходов с продажи выращенной продукции.
Законодатель ввел это ограничение в целях предотвращения случаев приобретения в собственность или аренду десятков и даже сотен гектаров для ведения личного подсобного хозяйства и реализации больших объемов сельскохозяйственной продукции, не облагаемой подоходным налогом.
6. На личные подсобные хозяйства решено распространить меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (п.3 ст.7).
Как уже отмечалось, личные подсобные хозяйства производят значительную долю продовольствия и, значит, должны поддерживаться государством так же, как и сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства.
7. Ряд граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не имеют другого постоянного места работы и у них не идет трудовой стаж. Теперь им разрешено (ст.9 Закона) добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и таким образом зарабатывать себе пенсию.
Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства
1. Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
Какие налоги придется платить
Выручка от продажи продукции, произведенной в ЛПХ, не облагается налогами. НДС также платить не придется, поскольку этот налог распространяется только на ИП и организации. Единственная регулярная плата — земельный налог, примерно 0,3% от кадастровой стоимости участка.
По действующему законодательству, не облагаются налогом доходы от продажи продуктов животного и растительного происхождения, однако для освобождения от уплаты налогов необходимо соблюдать два условия:
- Площадь земельного участка не должна быть больше установленной законом № 112-ФЗ. Допустимый размер участка ‑ 0,5 га, если по решению местной администрации не выделен надел большего размера.
- Личное подсобное хозяйство ведется без привлечения наемных рабочих.
Чтобы освободиться от налогов, необходимо получить документ подтверждающий, что урожай, мясо и другая продукция произведены на участке разрешенной законом площади. Справку должна выдать местная администрация или правление дачного (садоводческого) товарищества.
Однако, есть нюансы, на которые стоит обратить внимание:
- Если вы решите производить на своем участке биогумус, биогрунт и т.п. и продавать его оптом или в розницу, вас могут обязать уплатить налоги. Удобрения не считаются продуктом животноводства, их производство рассматривается как результат предпринимательской деятельности, и, следовательно, подлежит налогообложению. Также законодатель не относит дерн и почвенные смеси к продуктам растениеводства.
- Для получения освобождения от налогов нужна справка только из администрации населенного пункта или правления некоммерческого объединения (садоводческого, дачного). Документ, выданный другой организацией, недействителен.
- От налога освобождаются только доходы от продажи продукции, произведенной в ЛПХ. Если вам удастся получить государственную субсидию — налоги придется платить. Не облагаются суммы, полученные из бюджета на возмещение процентов по целевому кредиту, остальные средства по субсидиям подлежат налогообложению.
Можно ли построить жилой дом на землях ЛПХ
Я купил участок с построенным домом, но кое-что достраивал на нем самостоятельно: теплицы, баню, мастерскую. Чтобы избежать недоразумений с разрешением на строительство, пришлось подробно разбираться с законодательством, заодно узнал можно ли строить дом на землях ЛПХ. Коротко о самом главном.
Земельный участок под ЛПХ может относиться только к двум категориям:
- Земля под приусадебный участок в пределах населенного пункта. На приусадебном земельном участке можно выстроить жилой дом и любые другие строения (с соблюдением правил, одинаковых для всех – строительных, противопожарных, санитарно-гигиенических и прочих, а также можно производить сельхозпродукцию (любую: сажать растения, разводить животных и птицу, поставить пасеку). В жилом доме, выстроенном на приусадебном земельном участке, можно зарегистрироваться по месту жительства, а также возможно получить имущественный налоговый вычет.
- Земля полевая для выращивания сельскохозяйственных культур. На полевом земельном участке можно только производить сельхозпродукцию и возводить для этого не капитальные строения (без фундамента). Жилой дом строить запрещено, а если он будет построен, его могут обязать снести. Естественно, о прописке в таком доме и речи не идёт.
ФЗ о личном подсобном хозяйстве
Подобная деятельность регулируется законом. А именно — 112 ФЗ РФ под названием «О личном подсобном хозяйстве», вышедшим в 2003 году (7 июля). В первом пункте статьи номер 2 данного нормативного акта приводится определение понятия личного подсобного хозяйства. ЛПХ — это форма деятельности, связанной с производством и переработкой сельхозпродукции. Причем данная деятельность считается непредпринимательской.
Ведется ЛПХ (личное подсобное хозяйство) гражданином в одиночку либо с привлечением членов семьи с целью удовлетворения собственных потребностей личного характера на участке земли, приобретенном либо предоставленном специально для данной цели.
Та сельхозпродукция, что выращивается и перерабатывается, в данном случае относится к собственности ведущего ЛПХ гражданина, а процесс ее реализации не является предпринимательской деятельностью. Регистрировать ЛПХ отдельно не следует. Право заниматься подобной деятельностью (производство и переработка сельскохозяйственной продукции с последующей ее реализацией) возникает сразу же после регистрации права собственности либо аренды на указанный земельный участок. Согласно упомянутому ФЗ номер 112 гражданин, ведущий ЛПХ, — это товаропроизводитель в сфере сельского хозяйства (аналогично фермеру либо сельхозпредприятию).
Особенности ведения личного подсобного хозяйства
Что такое личное подсобное хозяйство? Под ЛПХ понимают вид производственной деятельности человека со своей семьей, являющихся россиянами, которые выкупили некий участок земли для выращивания и сбыта в небольших масштабах сельскохозяйственных продуктов.
Иными словами, что такое земля ЛПХ -участок с огородом или садом, купленный обычными людьми, чтобы взращивать растительную или животную продукцию для себя и своих близких.
Тем не менее не всякий участок земли может подходить для осуществления сельскохозяйственного труда. Для этого он должен соответствовать нескольким критериям:
- не считается источником доходов (официально не считается предпринимательством, что позволяет не вести бухгалтерский учет и не уплачивать налоговые взносы);
- не нанимаются работники для ведения хозяйства (весь труд лежит на плечах семьи или даже одного человека);
- итоговый результат в большинстве своем должен идти только на удовлетворение потребностей семьи владельца (продавать можно только излишки);
- имеется документальное подтверждение о назначении участка – с целью удовлетворять личные нужды в продукции.
Зачастую, земля отдается государством во владение сельчанам в качестве базы для птице- и животноводства, а также выращивания овощей и фруктов.
Законодательство о назначении, использовании и статусе
ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 №112-ФЗ определяет правовой статус и особенности использования земель ЛПХ.
Общий статус участка земли как объекта собственности регламентируется ГК РФ и ЗК РФ. В случае выделения земли ЛПХ из состава сельскохозяйственных земель применяются нормы ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 №101-ФЗ.
Вопросы, связанные с изменением ВРИ ЛПХ, отражены в ГрК РФ. Переход из одной категории земель в другую происходит согласно нормам ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 №172-ФЗ.
Порядок предоставления земель под ЛПХ в аренду или собственность регулируется региональными и муниципальными законодательными актами.
Поговорим о реализации продукции ЛПХ
До начала продажи выращенной в собственном ЛПХ продукции следует взять справку в местной администрации (у главы сельского поселения) о том, что выращенная и реализуемая вами продукция произведена именно там — в вашем ЛПХ. Это гарантирует вам освобождение от налогов.
Например, вы на собственном автотранспорте везете продавать на городской рынок несколько зарезанных овец или кур. При остановке сотрудником ГИБДД возможны вопросы — куда вы направляетесь и откуда столько мяса. Предъявив указанную справку (то есть подтвердив, что перевозится продукция, выращенная в ЛПХ), вы избавитесь от лишних недоразумений.
Другая ситуация — вы планируете сдать это мясо, например, в колбасный цех. При этом будет составлен торгово-закупочный акт с указанием ваших паспортных данных и ИНН (не забудьте запастись копиями данных документов для предоставления покупателю продукции). Обязательным приложением торгово-закупочного акта служит вышеназванная справка о реализации продукции, выращенной в вашем ЛПХ.
Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» регулирует правовые отношения между лицами, ведущими хозяйство, и государственными органами. Статьи 2 и 4 данного закона определяют понятие ЛПХ и условия его ведения. По смыслу они переплетаются со статьей 217 (п. 13) Налогового кодекса РФ, где указано, что для освобождения от налогообложения доходов собственнику ЛПХ необходимо предоставить справку органа местного самоуправления.
В данной справке должен быть подтвержден факт ведения подсобного хозяйства и его размер. Этот документ является подтверждением того, что вся произведенная сельскохозяйственная продукция является частной собственностью. Чтобы успешно работать во благо семьи, желательно изучить постановления регионального отдела органа местного самоуправления, касающиеся ведения ЛПХ на данной территории.
Как оформить дом на земле ЛПХ, регистрация строений
Право на возведение объектов недвижимости на земельном участке для ЛПХ оформляется стандартным образом (как на сам участок).
Для регистрации в Росреестре необходимо предоставить перечень такой документации:
- заявление по установленной форме (аналогичное для прав на земельный участок);
- правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие разрешение на строительные работы по возведению объектов недвижимости.
Передать документы в Росреестр можно:
- личным обращением;
- с помощью третьих лиц (при условии, что будет составлена нотариальная доверенность);
- через почту России;
- с помощью МФЦ;
- через интернет.
Земельные отношения, относящиеся к ведению ЛПХ, регулируются нормами ФЗ №112, а также ст. 33,34, 81 и др. ЗК РФ.
Правовой режим определяется нормами ст.40,41 и 42 ЗК РФ. Часть земельного надела может использоваться под хозяйственные постройки, однако остальная территория должна применяться по целевому назначению для производства сельскохозяйственной продукции.
Предлагаем ознакомиться: Что указывают в личной карточке работника
Обратите внимание! Владельцы ЛПХ имеют право использовать имеющиеся на их территории общераспространенные полезные ископаемые, кроме того лес, торф и водные объекты, расположенные на участке, можно применять для своих нужд.
Использовать землю под ЛПХ необходимо рационально и эффективно с соблюдением природоохранительных требований. В случае их несоблюдения возможно изъятие земельного участка согласно ст.44,45 ЗК РФ.
Статья 44 ЗК РФ. Основания прекращения права собственности на земельный участок
Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
Земельный надел для своих нужд могут выкупить государственные и местные органы власти при согласии собственника, а также возмещения рыночной стоимости участка.
Согласно ст.7 ФЗ №112 органы власти должны оказывать поддержку лицам, ведущим ЛПХ, в вопросах, связанных с переработкой и сбытом продукции, формировать инфраструктуру обслуживания, а также предоставлять финансовые и материально-технические ресурсы.