Пособия, возмещаемые из ФСС при прямых выплатах в 1С:Бухгалтерия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пособия, возмещаемые из ФСС при прямых выплатах в 1С:Бухгалтерия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Применять план счетов бухучета обязаны все экономические субъекты, которые ведут бухгалтерский учет. Освобождения предусмотрены только в отношении индивидуальных предпринимателей и частных практиков. Остальные коммерческие фирмы, государственные учреждения и предприятия вести бухучет обязаны.

Бухгалтерский учет операций по санкционированию

Осуществляется на основании «первички», принятой в финансовых требованиях соответствующей бюджетной отрасли. П. 239, 241 и 251 Инструкции по применению Единого плана счетов требует, чтобы в учете отражались операции по операциям санкционирования расходов с использованием следующих счетов:

  • лимитам обязательств – счет 150201000;
  • отчислениям на основании принятых смет – счет 250202000.

При этом делаются такие бухгалтерские проводки:

  • дебет 150115000, кредит КРБ 150113000 – отражение сумм по лимитам принятых обязательств, доведенных до получателей, а также суммы корректировок в течение отчетного года;
  • дебет 150113000, кредит 150113000 – разбивка лимитов, доведенных до получателей, по кодам статей и подстатей видов расходов бюджета;
  • дебет 150113000, кредит 150211000 – учет сумм принятых обязательств (в пределах лимитов и их корректировок).

Если деятельность бюджетной организации направлена на получение дохода, проводки будут выглядеть так:

  • дебет 250411000, кредит 250412000 – учет сумм ассигнований по затратам организации согласно расходно-доходной сметы;
  • дебет 250412000, кредит 250212000 – отражение сумм обязательств организации в пределах выделенных ассигнований (в данном отчетном периоде).

Код КОСГУ для медицинских расходных материалов

Какой код КОСГУ применять для медицинских расходных материалов, учитываемых на счете 105.36, – 341/441 или 346/446?

Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (в ред. от 30.11.2018), далее — Порядок №209н, а также методическими рекомендациями по применению КОСГУ, доведенными письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153, предусмотрена детализация статей 340, 440 КОСГУ подстатьями по видам материальных запасов.

Согласно пункту 11.4 Порядка № 209н:

«11.4.1. На подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях

«11.4.6. На подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам, в том числе:

  • запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и тому подобное;
  • спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • кухонного инвентаря;
  • кормов, средств ухода, дрессировки, экипировки животных;
  • материальных запасов в составе имущества казны, в том числе входящих в государственный материальный резерв;
  • бланочной продукции (за исключением бланков строгой отчетности);
  • другие аналогичные расходы

КОСГУ для продукции, товаров

По каким подстатьям статей 340, 440 КОСГУ отражать поступление и выбытие товаров и продукции, например, являющихся для покупателей основными средствами?

В нормативных документах, методических рекомендациях по применению КОСГУ и письмах Минфина России в настоящий момент данный вопрос не разъяснен.

Есть две позиции:

  • для продавца вся реализуемая продукция и товары – это товар, поэтому их следует отражать по подстатье КОСГУ 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»;
  • подстатья КОСГУ определяется по виду материального запаса.

Формирование КПС по счетам учета НФА

Разъясните применение полного КПС для всех типов учреждений по нефинансовым активам в текущем году (в свете действия 209н).

КПС (классификационный признак счета) – разряды 1-17 номера счета.

Формированию КПС по счетам учета НФА посвящены отдельные абзацы в преамбулах Инструкций по применению планов счетов.

Согласно пункту 2 Инструкции № 162н: в разрядах с 1 по 17 номера счета синтетического учета Рабочего плана счетов отражаются нули, если иное не предусмотрено настоящей Инструкцией (абзац введен Приказом Минфина России от 30.11.2015 N 184н).

По счетам аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы», за исключением счетов аналитического учета счетов 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», 010700000 «Нефинансовые активы в пути», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», а также по счету 020135000 «Денежные документы» и по корреспондирующим с ними счетам 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» (0 401 20 240, 0 401 20 250, 0 401 20 270, 0401 20 280), 030404000 «Внутриведомственные расчеты» в 5 — 17 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества.

Аналогичное положение приведено в пункте 2.1 Инструкции № 174н: «По счетам аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы», за исключением счетов аналитического учета счетов 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», 010700000 «Нефинансовые активы в пути», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», а также по счету 020135000 «Денежные документы» и по корреспондирующим с ними счетам 040120200 «Расходы текущего финансового года» (0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 270) в 5 — 17 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств. По счету 421006000 «Расчеты с учредителем» и корреспондирующим с ним счетом 040110172 «Доходы от операций с активами» в 1 — 17 разрядах номеров счетов отражаются нули.»

То есть в разрядах 1 — 17 номеров счетов учета НФА указываются только раздел и подраздел.

Возможно, вас смутил текст пункта 8 Инструкции № 174н: «8. Для ведения бухгалтерского учета объектов основных средств бюджетного учреждения применяются счета аналитического учета счета 010100000 «Основные средства», предусмотренные Приложением N 1 к настоящему Приказу, с указанием в 1 — 17 разрядах номера счета, соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации, в 24 — 26 разрядах номера счета подстатьи КОСГУ , соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета).»

Данный текст не входит в противоречие с пунктом 2.1 Инструкции № 174н:

  • в 1-4 разрядах номеров счетов 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», 010700000 «Нефинансовые активы в пути», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» указывается раздел, подраздел,
  • в 5-14 разрядах — отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения;
  • в 15-17 разрядах номера счета — код вида расходов.
  • По остальным счетам 010100000 «Основные средства» в 1 — 17 разрядах номера счета указываются только раздел и подраздел.

Принцип работы с регистром

Счета бухгалтерского учета — это цифровые коды, обозначающие конкретный вид актива, обязательства, дохода, расхода и капитала. Они используются для систематизации информации об объектах бухгалтерского учета.

Ключевой принцип работы с этими регистрами бухучета — это составление бухгалтерских проводок по методу двойной записи. Операции на забалансовых счетах отражаются простым способом. Двойная запись предусматривает одновременное отражение одной операции сразу по двум счетам: по дебету одного и кредиту другого. К примеру, при изменении размера активов предприятия обязательно изменится значение источников их финансирования. Принцип относится и к составлению отчетности, бухгалтерского баланса.

Все счета классифицируются на:

  1. Активные. Могут иметь только остаток по дебету счета (положительное значение). Сальдо по активным счетам на конец отчетного периода формируют активную часть бухгалтерского баланса.
  2. Пассивные. Могут иметь только кредитовый остаток (задолженность, обязательство, долг). Показатели пассивных счетов отражают пассив бухбаланса.
  3. Активно-пассивные. Смешанный тип: характеризуется остатками как по дебету, так и по кредиту. Остатки включаются в отчетность, в зависимости от вида сальдо за отчетный период.

Общие вопросы организации учета санкционирования расходов

Учет санкционирования расходов представляет собой раздел учета учреждений, функционирующих в бюджетной сфере. Данный раздел учета призван обеспечить контроль за движением и использованием целевых средств бюджета, выделенных учреждениям для осуществления ими определенных функций.

Как уже указывалось ранее, в настоящее время финансирование учреждений в Российской Федерации может осуществляться несколькими путями:

  • 1) путем выделения лимитов бюджетных обязательств (бюджетная деятельность);
  • 2) путем направления на покрытие расходов собственных доходов учреждения;
  • 3) путем использования средств, находящихся во временном распоряжении учреждения;
  • 4) путем получения субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • 5) путем получения субсидии на иные цели;
  • 6) путем получения бюджетных инвестиций;
  • 7) путем получения средств из ФОМС.

В каком случае указывается

Использование кода УИН предполагает, что этот идентификатор уже установлен. Поэтому УИН указывается в платежках, формируемых на основании полученных от органов документов.

Ими могут быть требования, квитанции и т. д.:

  • Когда организация или ИП формируют платежки на текущие налоговые платежи, то УИН для них не определен. Эти субъекты перечисляют налоги по сроку на определенные реквизиты указывая свои ИНН.
  • Действующие правила предусматривают, что в поле 22 в этом случае необходимо вместо 20-ти значного кода отражать «0». При этом в самом поручении кавычки не надо указывать.
  • При осуществлении платежа за медицинские услуги код УИН, если это не предусмотрено договором, указывать не надо. В этом случае также поставляется «0».
Читайте также:  Получаем технический паспорт на квартиру в МФЦ — инструкция на 2023 год

Внимание! Кроме того, для бюджетных предприятий требуется указывать УИН в заявке на кассовый платеж, на основании которого в последующем в казначействе формируется платежное поручение.

При заполнении квитанции у плательщиков часто возникает вопрос где брать код УИН. Осложняет ситуацию то, что государством не предусмотрено никакой классификации идентификаторов или специального перечня кодов для каждой организации.

На заметку! Если вы получили письмо с требованием оплатить налог, штраф или госпошлину, идентификатор указывать нужно. Если письма не было и платеж вы осуществляете по своей инициативе, УИН не нужен.

Первым делом нужно выяснить есть ли в уведомлении из государственного или муниципального органа номер УИН. И, если он есть, указать его в квитанции на уплату госпошлины, налога и др. Если УИН не указано, проверьте присутствует ли в верхней части уведомления реквизит «Индекс документа». Если есть, именно его следует указать в платежном документе в качестве кода. Номер индекса формируется по таким же принципам, что и УИН.

Если номер УИН указать все же нужно, но у вас его нет, лучше всего узнать нужный код у администратора, которому предназначается платеж. Это можно сделать несколькими способами:

  1. Посетить организацию (лично или сайт), которая руководит поступлениями денежных взносов либо получателю платежа.
  2. Воспользоваться сайтом Федеральной налоговой службы.
  3. В банке, который проводит платежи в бюджетные организации.

Начисления на выплаты по оплате труда

На данном счете автономным учреждением учитываются расходы на выплату работникам заработной платы, в том числе (п. 131 Инструкции N 183н, Указания N 65н):

— выплаты (по должностным окладам, ставкам заработной платы, по почасовой оплате, за работу в ночное время, праздничные и выходные дни; за работу с вредными, опасными и иными особыми условиями труда; за сверхурочную работу и др.);

— надбавки (за выслугу лет; за особые условия работы (службы); за работу со сведениями, имеющими степень секретности и допуск к государственной тайне; за квалификационный разряд за классность по специальности; за работу и стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в ночное время, за сложность, напряженность, специальный режим работы; за знание иностранного языка, ученую степень);

— выплата пособий и компенсаций (за дни временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или полученной им травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний));

— дополнительная компенсация в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, предусмотренная ч. 3 ст. 180 ТК РФ (в случае увольнения работников в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации);

— другие расходы по заработной плате (выплаты поощрительного, стимулирующего характера: вознаграждения по итогам работы за год, премии, материальной помощи; оплата за дни медицинского обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые работникам — донорам крови; оплата за дни участия в выполнении государственных или общественных обязанностей).

Бухгалтерский учет указанных расходов ведется в порядке, установленном п. п. 181, 184 Инструкции N 183н.

Бухгалтерские записи автономного учреждения

по учету расходов по заработной плате

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете автономного учреждения выплату работнику, уволенному в связи с сокращением штата, выходного пособия в размере среднего месячного заработка?

Корреспонденция счетов: Как отразить в бухгалтерском учете автономного медицинского учреждения начисление и выплату сотруднику надбавки к заработной плате за участие в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан?

На данном счете автономным учреждением учитываются расходы по оплате работодателем в пользу работников и (или) их иждивенцев не относящихся к заработной плате дополнительных выплат, пособий и компенсаций, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом работников в соответствии с законодательством РФ, в том числе (п. 132 Инструкции N 183н, Указания N 65н):

1) подъемные пособия при переезде на новое место работы (службы);

2) оплата стоимости проезда к месту отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; судьям, работникам загранучреждений и другим работникам в соответствии с законодательством РФ;

3) выплата средств при убытии в основной отпуск (до заключения контракта), в отпуск по болезни;

4) единовременное пособие при перезаключении трудового договора;

5) возмещение работникам следующих затрат, связанных со служебными командировками:

— расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы;

— расходов по найму жилых помещений;

— дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, в том числе выплаты взамен суточных членам экипажей судов загранплавания флота);

— расходов за пользование на транспорте постельными принадлежностями, разного рода сборов при оформлении проездных документов (комиссионные сборы, в том числе сборы, взимаемые при возврате неиспользованных проездных документов, уплата страховых премий по обязательному страхованию пассажиров на транспорте и т.д.);

— иных расходов, произведенных работником в служебной командировке с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя;

6) компенсация взамен бесплатного обеспечения лекарственными средствами; взамен лечебно-профилактического питания;

7) компенсация за использование личного транспорта для служебных целей;

8) расходы, связанные с переездом из районов Крайнего Севера;

9) компенсация стоимости проезда на всех видах общественного транспорта, за исключением расходов на возмещение должностным лицам расходов на приобретение проездных документов в служебных целях на все виды общественного транспорта, отражаемых по подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ;

10) возмещение (компенсация) расходов спортсменам — членам сборных команд России, связанных со страхованием жизни и здоровья, а также медицинским страхованием, в целях получения дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования во время их участия в спортивных мероприятиях, проводимых за рубежом;

11) ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб., назначаемые и выплачиваемые работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан»;

12) другие аналогичные расходы.

Бухгалтерский учет указанных расходов ведется в порядке, установленном п. п. 181, 184 Инструкции N 183н.

Бухгалтерские записи автономного учреждения

по учету расходов по прочим выплатам

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Каков порядок начисления работнице, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и работающей в учреждении на условиях неполного рабочего времени, ежемесячной компенсационной выплаты? Как отразить указанную операцию в учете: 1) казенного учреждения; 2) бюджетного учреждения; 3) автономного учреждения?

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете государственного автономного образовательного учреждения субъекта РФ выплату педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения?

Корреспонденция счетов: Как в 2015 г. отразить в учете федерального автономного учреждения начисление и выплату медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, ежемесячной денежной компенсации по оплате жилых помещений, отопления и освещения?

На данном счете учитываются расходы по уплате страховых взносов, начисленные на выплаты, которые осуществляются согласно подстатьям 211 «Заработная плата» и 212 «Прочие выплаты» КОСГУ. Такие расходы в соответствии с Указаниями N 65н относятся на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ:

— в ПФР на обязательное пенсионное страхование;

— в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— в ФФОМС на обязательное медицинское страхование;

— на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Бухгалтерский учет указанных расходов ведется в порядке, установленном п. п. 181, 184 Инструкции N 183н.

Бухгалтерские записи автономного учреждения

по учету расходов на начисления

на выплаты по оплате труда

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Как отразить в бухгалтерском учете автономного медицинского учреждения начисление и выплату сотруднику надбавки к заработной плате за участие в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан?

Проводки по зарплате в бюджетном учреждении

На основании вышеприведенных нормативных документов составим основные проводки по заработной плате в учете бюджетной организации.

1. Начислена зарплата, отпускные, премия.

При этом затраты по заработной плате могут быть отнесены на несколько различных счетов бухгалтерского учета:

  • Дт 0 401 20 211 «Расходы по зарплате» Кт 0 302 11 730 «Увеличение кредиторской задолженности по зарплате»
  • Дт 0 109 61 211 «Затраты на зарплату в себестоимости готовой продукции» Кт 0 302 11 730
  • Дт 0 109 71 211 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг по заработной плате» Кт 0 302 11 730
  • Дт 0 109 81 211 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг по зарплате» Кт 0 302 11 730

2. Начислен НДФЛ:

Читайте также:  Министерство социальной защиты населения Ставропольского края

Дт 0 30211 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по зарплате» Кт 0 30301 730 «Увеличение кредиторской задолженности по НДФЛ»

3. Отражено начисление по исполнительному листу:

Дт 0 30211 830 Кт 0 304 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по удержаниям из выплат по оплате труда»

4. Из кассы выплачена зарплата:

Дт 0 30211 830 Кт 0 20134 610 «Денежные средства кассы бюджетного учреждения»

5. Заработная плата перечислена на банковские карточки:

Дт 0 302 11 830 Кт 0 20111 610 «Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

6. Депонированы невыданные суммы:

Дт 0 30211 830 Кт 0 30402 730 «Увеличение кредиторской задолженности перед депонентами»

7. Начислены взносы в ПФР, ФСС, ФФОМС.

Ежемесячно в каждой организации начисляются страховые взносы в ПФР, обязательные социальные взносы в ФСС и ФФОМС. Объектом обложения признаются выплаты и прочие вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу сотрудников.

Проводки по начислению взносов формируются следующим образом. Счет по дебету будет постоянным — Дт 0 40120 213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда». А вот корреспондирующий счет будет зависеть от вида начисления:

  • Кт 0 303 10 730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на ОПС»;
  • Кт 0 303 02 730 «Увеличение кредиторской задолженности по взносам на обязательное соцстрахование»;
  • Кт 0 303 06 730 «Увеличение кредиторской задолженности на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»;
  • Кт 0 303 07 730 «Увеличение кредиторской задолженности на ОМС».

Как рассчитать зарплату при окладной системе оплаты труда

Окладная система — это разновидность повременной системы оплаты труда. Она подразумевает, что в случае полностью отработанного месяца работник получает фиксированную сумму денег, то есть оклад. На таких условиях трудятся, как правило, офисные работники: руководители, администраторы, бухгалтеры и проч.

Если месяц отработан не полностью, то работнику выплачивают часть оклада, пропорциональную фактически отработанному времени.

Пример 1

Оклад сотрудника составляет 45 000 руб. Ноябрь отработан не полностью: с 12 по 18 ноября сотрудник уходил в отпуск, с 27 по 30 ноября брал больничный.
Бухгалтер посмотрел, что по табелю учета рабочего времени сотрудник находился на службе 12 рабочих дней. Всего в ноябре 21 рабочий день. Таким образом, зарплата работника за ноябрь, не считая отпускных и пособия по болезни, составляет 25 714 руб.(45 000 руб.: 21дн. х 12 дн.).

Под санкционированием понимается утверждение расходных статей на самом высоком уровне и является одной из форм финансового контроля целевого использования средств, которые относятся к компетенции исполнительной вертикали власти. Как только представительная власть решает вопрос в пользу разрешения, исполнительная, оценивая и принимая во внимание возможности объективно, вносит подправленный проект бюджета на утверждение. Итоговые параметры ассигнований из бюджета определяются уже в момент утверждения соответствующего закона на грядущий год.

Ассигнования – границы величин денежных средств, которые на предстоящий финансовый период предусмотрены для выполнения обязательств.

Расходные обязательства – вытекающие из правовых норм разного уровня (от закона до договоров) страны, отдельного ее субъекта, муниципалитета или уполномоченного ими учреждения, предоставить населению или представителю предпринимательства, иным структурам, в т. ч. и международного масштаба, средств из конкретного бюджета (районного, городского, федерального и т. д.).

Принимаемые, отложенные и авансовые обязательства

Принимаемые обязательства – это необходимость предоставить средства из госбюджета определенному физическому или юридическому лицу на каком-либо законном основании, например, заработная плата преподавателя в государственной школе или вузе, деньги, выделенные победителю тендера госзакупок, отчисления в бюджет и т.п. Они возникают в момент, когда:

  • подписывается договор на оказание услуг, выполнение работ, поставку;
  • выставляется счет за коммунальные услуги;
  • начисляется заработная плата и другие выплаты сотрудникам-бюджетникам;
  • выдаются командировочные средства;
  • вносятся деньги в государственные страховые фонды;
  • платятся налоги;
  • выполняются судебные постановления.

Отложенные обязательства – те необходимые платежи, величина которых на момент принятия не может быть установлена точно, либо не известно точное время их исполнения. Такие обязательства могут приниматься, если для их оплаты в бюджетном учреждении существует специальный резерв.

Авансовые обязательства – обязанность бюджетной структуры выплатить организации или физлицу средства из бюджета предварительно, до того как будут выполнены требования заключенного с ними гражданско-правового договора.

Санкционирование расходов экономического субъекта

В соответствии с п. 2 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает:

  • • принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;
  • • подтверждение денежных обязательств;
  • • санкционирование оплаты денежных обязательств;
  • • подтверждение исполнения денежных обязательств.

Главный распорядитель бюджетных средств определяет лимиты бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований, в пределах которых получатели бюджетных средств могут принимать бюджетные обязательства. Чаще всего главный распорядитель бюджетных средств является учредителем экономического субъекта.

В случае принятия бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, для должностных лиц предусмотрен административный штраф в размере от 20 000 до 50 000 руб. (ст. 15.15.10 КоАП).

Для ведения учета учреждениями, финансовыми органами показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, прогнозных показателей по доходам, поступления источников финансирования дефицита бюджета, сумм, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности плановых показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам), а также обязательств (денежных обязательств) на каждый финансовый год предназначены счета раздела 5 «Санкционирование расходов» Плана счетов бюджетного учета.

Учету подлежат факты хозяйственной жизни экономического субъекта, такие как, например, поступление материалов от поставщика, выполнение подрядчиком работ, оказание контрагентом различных услуг. Счета раздела 5 предназначены для отражения принимаемых обязательств, т. е. событий, которые еще не произошли и наступят в будущем, и операций, которые будут совершены.

В зависимости от финансового года Планом счетов производится следующая группировка названных объектов учета:

  • • 500 10 «Санкционирование по текущему финансовому году»;
  • • 500 20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередной финансовый год)»;
  • • 500 30 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первый год, следующий за очередным)»;
  • • 500 40 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным»;
  • • 500 90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)».

Согласно п. 312 Инструкции № 157н по завершении текущего финансового года остатки по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов на следующий год не переносятся.

Показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета в следующем порядке:

  • • показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), — на счета санкционирования текущего финансового года;
  • • показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным), — на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года);
  • • показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным, — на счета санкционирования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).

Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

Бюджетный учет операций по санкционированию расходов осуществляется на основании первичных учетных документов, установленных финансовым органом соответствующего бюджета, с отражением корреспонденции по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета в соответствии с Инструкцией № 162н.

В случае изменения утвержденных показателей санкционирования расходов бюджета, утвержденных плановых назначений по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам), а также показателей обязательств (денежных обязательств) в текущем финансовом году, в бюджетном учете отражаются следующие изменения:

  • • при увеличении показателя — корректировка со знаком «плюс»;
  • • при уменьшении показателя — корректировка со знаком «минус».

Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом.

В таблице 4.1.1 представлен порядок учета показателей по санкционированию расходов бюджета на счетах бюджетного учета.

Работа под грифом секретно

Работа со сведениями, отнесенными к государственной тайне, подлежит оплате в повышенном размере, вследствие чего выплачивается надбавка за допуск к государственной тайне. Эта надбавка отнесена к компенсационным выплатам.

Понятие «государственная тайна» определено в ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», согласно которой государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, представлен в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне»и подразделяется на сведения:

– в военной области;

– в области экономики, науки и техники;

– в области внешней политики и экономики;

– в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 04.09.1995 № 870 сведения, составляющие государственную тайну, относятся к следующим степеням секретности:

– сведения особой важности – сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей. Гражданам, допущенным к данным сведениям, устанавливается первая форма допуска;

совершенно секретные сведения – сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей. Граждане, допущенные к данным сведениям, имеют вторую форму допуска;

секретные сведения – все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Для граждан, допущенных к данным сведениям, установлена третья форма допуска.

Читайте также:  Пять трендов 2023 года, на которых российские инвесторы могут заработать

Согласно постановлению Правительства РФ от 18.09.2006 № 573 размер ежемесячной процентной надбавки составляет:

– за работу со сведениями особой важности – 50 – 75%;

– за работу с совершенно секретными сведениями – 30 – 50%;

– за работу с секретными сведениями при оформлении допуска к проведению проверочных мероприятий – 10 – 15%;

– за работу с секретными сведениями без проведения проверочных мероприятий – 5 – 10%.

Конкретный размер надбавки зависит от объема сведений, к которым должностные лица и граждане имеют доступ, а также от продолжительности срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.

Ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплачивается в следующих размерах:

– 75% должностного оклада – за работу со сведениями особой важности со сроками засекречивания более 10 лет;

– 65% должностного оклада – за работу со сведениями особой важности со сроками засекречивания от 5 до 10 лет;

– 55% должностного оклада – за работу со сведениями особой важности со сроками засекречивания до 5 лет;

– 50% должностного оклада – за работу с совершенно секретными сведениями со сроками засекречивания более 10 лет. В указанном размере надбавка выплачивается также работникам подразделений по защите государственной тайны и работникам, осуществляющим ведение секретного делопроизводства в организациях, где штатным расписанием не предусмотрено наличие таких подразделений, оформленных на допуск к совершенно секретным сведениям, если по характеру выполняемой работы им не требуется допуск к сведениям особой важности;

– 40% должностного оклада – за работу с совершенно секретными сведениями со сроками засекречивания от 5 до 10 лет;

– 30% должностного оклада – за работу с совершенно секретными сведениями со сроками засекречивания до 5 лет;

– 15% должностного оклада – за работу с секретными сведениями работникам, в отношении которых был оформлен допуск с проведением проверочных мероприятий или ранее в установленном порядке снижена форма допуска с первой (второй) на третью и по характеру занимаемой должности работающим с данными сведениями не реже одного раза в квартал;

– 10% должностного оклада – за работу с секретными сведениями работникам, в отношении которых был оформлен допуск с проведением проверочных мероприятий или ранее в установленном порядке снижена форма допуска с первой (второй) на третью и по характеру занимаемой должности работающим с данными сведениями реже одного раза в квартал, но не реже одного раза в год;

– 10% должностного оклада – за работу с секретными сведениями без проведения проверочных мероприятий работникам, по характеру занимаемой должности работающим с данными сведениями не реже одного раза в квартал;

– 5% должностного оклада – за работу с секретными сведениями без проведения проверочных мероприятий работникам, по характеру занимаемой должности работающим с данными сведениями реже одного раза в квартал, но не реже одного раза в год.

Несколько отличаются от перечисленных выше условия выплаты данной надбавки в ФНС России, установленные приказом ФНС России от 15.10.2007 № ММ-3-16/575@, согласно которому надбавка выплачивается в размере:

• по центральному аппарату и территориальным органам ФНС за работу со сведениями:

1) совершенно секретными:

• главная группа должностей – 50%;

• ведущая группа должностей, в том числе:

по центральному аппарату ФНС России:

– начальник отдела в управлении – 50%;

– заместитель начальника отдела в управлении, главный государственный налоговый инспектор – 45%;

– другие должности федеральной государственной гражданской службы – 40%;

по межрегиональным инспекциям ФНС России:

– начальник отдела – 50%;

– заместитель начальника отдела, главный государственный налоговый инспектор, помощник начальника инспекции – 45%;

– консультант – 40%;

по управлениям ФНС России по субъекту Российской Федерации:

– заместитель руководителя управления, начальник отдела – 50%;

– заместитель начальника отдела, главный государственный налоговый инспектор, помощник руководителя управления – 45%;

по инспекциям ФНС России межрайонного, городского (районного) уровней:

– начальник инспекции, заместитель начальника инспекции, начальник отдела – 50%;

– заместитель начальника отдела, главный государственный налоговый инспектор – 45%;

• старшая группа должностей – 35%;

• младшая группа должностей – 30%;

2) секретными:

• все группы должностей (с проведением проверочных мероприятий) – 15%;

• все группы должностей (без проведения проверочных мероприятий) – 10%;

• по федеральным государственным учреждениям и федеральным государственным унитарным предприятиям, находящимся в ведении ФНС России, за работу со сведениями:

1) совершенно секретными:

– руководитель, заместитель руководителя – 50%;

– начальник отдела – 40%;

– другие должности – 30%;

2) секретными:

– все наименования должностей (без проведения проверочных мероприятий) – 10%.

Учет принятых обязательств в регистрах бухучета: структура счетов для проводок

Принятие бюджетных обязательств государственными учреждениями осуществляется с применением счета 0 502 01 000 (принятые обязательства) по Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Учреждение вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет в конкретных типах государственных учреждений — казенных (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н), бюджетных (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), автономных (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).

Но так или иначе все счета в указанных источниках права базируются на тех, которые утверждены приказом № 157н, поэтому в качестве регулирующего нормативного акта можно использовать данный приказ, юрисдикция которого распространяется на все типы учреждений.

Проводки по кредиту счета 0 502 01 000, имеющие отношение к принятию бюджетных обязательств, могут корреспондировать, в частности:

  • с дебетом счета 0 501 00 000 (лимиты обязательств), если учреждение — казенное;
  • с дебетом счета 0 506 00 000 (право на обязательства), если учреждение — автономное или бюджетное.

Бюджетные обязательства, как мы отметили выше, тесно связаны с финансовыми обязательствами, которым также соответствуют отдельные проводки. Для учета финансовых обязательств применяется счет 0 502 02 000 (принятые финансовые обязательства).

Полный код счета бюджетного учета — 26-значный. На практике первые 17 цифр в регистрах бухучета обычно не отражаются, поскольку они определены в перечне КБК и потому одинаковы для всех операций по расходованию бюджетных средств учреждениями в конкретной сфере бюджетного финансирования.

Таким образом, в регистрах бухучета бюджетных учреждений применяется 9-значный код (соответствующий 18–26 разрядам полного счета). При формировании счетов для проводок по бюджетным обязательствам он будет представлен в следующей структуре:

  • первая цифра — код финансового обеспечения (по перечню, приведенному в п. 21 Инструкции, утвержденной приказом № 157н);
  • следующие три цифры — синтетический код (в нашем случае — 501, 502 или 506);
  • следующие 2 цифры — аналитический код (соответствует периоду принятых обязательств — по перечню, приведенному в п. 309 Инструкции);
  • еще три цифры в структуре счета — это в общем случае код КОСГУ (но автономные учреждения применяют коды в соответствии с Инструкцией по приказу № 174н).

При этом вторая цифра в двузначном аналитическом коде счета (который следует за трехзначным синтетическим) будет определяться:

  • при использовании синтетического кода 501 — статусом лимита бюджетного обязательства (он может быть, к примеру, доведенным — в этом случае фиксируется цифра 1 или утвержденным — в этом случае используется цифра 9);
  • при использовании синтетического кода 502 — типом обязательства (если оно бюджетное — фиксируется цифра 1, если денежное — цифра 2).

В зависимости от конкретной хозяйственной операции в регистрах бухучета фиксируются проводки с использованием счетов, формируемых с учетом рассмотренных нами правил.

В числе самых распространенных хозяйственных операций государственных учреждений, которые соответствуют принятым ими бюджетным обязательствам:

  • оплата работ и услуг, оказываемых сторонними хозяйствующими субъектами;
  • выплата заработной платы сотрудникам;
  • освоение целевой субсидии.

Рассмотрим примеры проводок по соответствующим хозяйственным операциям.

Выплата зарплаты: счета и проводки

Зарплата в госучреждениях обычно выплачивается 2 раза в месяц — в виде аванса и основной суммы. Каждая выплата при этом формирует отдельную связку из бюджетных и денежных обязательств.

Допустим, зарплата сотрудника составляет 40 000 рублей, авансом уплачивается 15 000.

В случае с авансом обязательство оформляется проводкой:

  • Дт 1 502 11 211;
  • Кт 1 502 12 211.

Данная проводка отражает тот факт, что в данном случае сначала возникает только денежное обязательство на сумму 15 000 рублей по авансу. При этом бюджетное обязательство образуется только в конце месяца, при начислении всей зарплаты.

При начислении всей зарплаты (в конце месяца) проводки будут применены следующие:

1. Проводка, отражающая принятие бюджетных обязательств в рамках лимита, то есть на всю сумму в 40 000 рублей:

  • Дт 1 501 13 211;
  • Кт 1 502 11 211.

Счет 1 501 13 211 используется нами, поскольку включает коды:

  • 501 — отражающий тот факт, что зарплата будет выплачиваться за счет лимитов по бюджетным обязательствам;
  • 13 — показывающий, что используются лимиты, установленные на текущий финансовый год.

2. Проводка, которая, как и в первом случае, отражает принятие учреждением денежного обязательства на оставшуюся сумму зарплаты в 25 000 рублей:

  • Дт 1 502 11 211;
  • Кт 1 502 12 211.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *