Изъятие земельного участка у собственника в СНТ в связи с неиспользованием

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие земельного участка у собственника в СНТ в связи с неиспользованием». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обычно перед тем как переходить к судебным разбирательствам, председатель или правление СНТ уведомляют неплательщика об имеющейся задолженности. Для этого садоводу направляется досудебная претензия. В ней содержатся размер долга, сроки его погашения, реквизиты для оплаты и санкции, которые будут применены к садоводу в случае неуплаты долга.

Запрет на продажу участка

Одна из действенных мер взыскания с дачников — наложение запрета на совершение сделок с земельными участками, считает первый заместитель председателя Мособлдумы, председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин. «Это стимулирует хитрых дачников, которые не следят за своими участками и не платят взносы, заниматься своей землей и выплачивать долги», — пояснил он.

По данным Союза дачников Подмосковья, около 10–15% дачников имеют долги по взносам (5–7% — злостные неплательщики, остальные просто не платят в срок). «Они считают, что взносы можно заплатить и позже, зато приехать на дачу, пожарить шашлык, привезти алкоголь, который в сумме может превысить размер годового взноса, — для них первоочередная необходимость», — добавил он.

Само наложение запрета на совершение сделок с земельным участком — общая мера в рамках исполнительно производства. О ней может просить взыскатель, пояснил Дмитрий Уваров. При этом наличие запрета не мешает собственнику пользоваться земельным участком, он только не может реализовать его — продать, подарить.

Составление и подача заявления

Основанием для проведения оценки является заявление заинтересованного лица. Заявление должно быть подано в простой письменной форме.

В тексте должны быть указаны следующие сведения

  1. Наименование и адрес государственного учреждения.
  2. Информация об инициаторе — фамилия, имя, отчество, место жительства и контактный телефон.
  3. Информация об участке — местоположение, общая площадь.
  4. Заявление на приватизацию.
  5. Наличие льгот для заявителя.
  6. Список прилагаемых документов.
  7. Дата и подпись заявителя.
  • Скачать бланк заявления на приватизацию земли.
  • Скачать образец заявления на приватизацию земли.

Заявления можно подать по почте, через законного представителя или лично через портал Госуслуги.

Право на бесплатную приватизацию

Согласно российскому законодательству, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на приватизацию надела. Другими словами, он имеет право оформить его в собственность и даже бесплатно. Если гражданин уже воспользовался этим правом, он может получить право собственности на сговор, просто выкупив его.

Процесс перехода права собственности на участок регулируется Земельным кодексом РФ и Федеральным законом № 178-ФЗ от 21. 12. 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». Именно этот закон о приватизации земли может служить ориентиром.

Граждане, приватизирующие участок, получают право оформить право собственности по своему усмотрению. Бесплатное пользование участком осуществляется следующим образом. Пользоваться участком могут собственник и владелец.

  • Сдавать участки в аренду,
  • Продавать участки,
  • Включение участка в состав наследственного имущества,
  • передавать участки в рамках договора дарения.

Однако не все граждане Российской Федерации могут приобрести право собственности на землю. На законодательном уровне существуют особые условия. Например, право на бесплатную приватизацию участков имеют следующие категории лиц

  • лицам, имеющим бесплатное землепользование на земле по договору аренды или в крестьянско-фермерском хозяйстве (ст. 39.10, п. 6 ч.2 Земельного кодекса РФ) — пять лет после получения,
  • лицо, которое использует землю для строительства дома (п.7 ч.39. 10 Земельного кодекса РФ) — по истечении пяти лет со дня получения; — по истечении пяти лет со дня получения,
  • многодетной семьей (ст. 39. 19 Земельного кодекса РФ, п. 6 ст. 39. 5 и п. 399. 19),
  • гражданами, получившими право собственности на земельные участки в порядке наследования, дарения или иным способом,
  • гражданами, фактически использовавшими участок до 25 октября 2001 года.

Могут ли изъять бесхозный или неиспользуемый участок

За бесхозное имущество отвечают власти муниципалитета, на территории которого оно находится. В случае обнаружения такого земельного владения муниципалитет обращается в Росреестр, где участок ставят на учет в качестве «бесхозного». Если через год владельца не нашли, по решению суда он переходит в муниципальную собственность. В дальнейшем его могут продать на торгах или сдать в аренду заинтересованным лицам.

Читайте также:  ​Ежемесячное пособие на ребенка в 2023 году

Участок, не используемый в течение 3 лет или используемый с нарушением закона, можно принудительно изъять у владельца, но до такого доходит крайне редко. Кроме того, отобрать собственность не всегда возможно – к примеру, участки с видом разрешенного использования «для ИЖС» не подлежат изъятию из-за неиспользования, так как сейчас законодательством не установлен обязательный срок, в течение которого должен быть построен дом.

Как оформить в собственность бесхозный, брошенный земельный участок?

Прибыв в соответствующий государственный орган, возьмите талон, чтобы попасть к специалисту.

Желательно до общения с работником организации произвести уплату государственной пошлины. Реквизиты, как правило, располагаются на стендах или на стойке у консультанта.

Терминалы для оплаты установлены в холлах. Размер госпошлины, составляет двести рублей, не включая комиссию Банка.

С помощью работника заполняется заявление. Документы предоставляются по истечению пяти рабочих дней.

Обращение возможно путем почтамта России или электронной почты в тот же государственный орган.

Для этого необходимо заполнить утвержденную форму заявления и оплатить пошлину установленную государством.

Подпись заявителя в обязательном порядке заверяется у нотариуса при отправке обращения посредством почтамта.

Земельный участок с молотка

Есть случаи, когда люди не платят взносы годами. При наличии большой задолженности участок дачника может быть реализован на торгах. Эта процедура происходит в рамках исполнительного производства. Судебный пристав проводит оценку объекта, далее назначаются торги, где реализуется участок. Затем задолженность гасится, а оставшаяся сумма (если есть) возвращается должнику.

«Но здесь есть важный момент — стоимость участка должна быть пропорциональна долгу. К примеру, в некоторых подмосковных СНТ только земля может стоить 10 млн руб. В таком случае объект вряд ли будет выставлен на торги, поскольку его стоимость превышает задолженность. Приставы могут найти у неплательщика другой объект, который будет соразмерен долгу, и реализовать его на торгах», — пояснил Дмитрий Уваров.

Еще один важный нюанс — срок исковой давности. Он составляет три года. Дачник может не платить взносы годами, но если судебных претензий ему не предъявлено, может сослаться на то, что пропущен срок исковой давности. В итоге с него взыщут долги только за последние три года. Но заявить об истечении срока исковой давности должен сам дачник.

Если с должника нечего взыскивать, то пристав может завершить судебное производство «в связи с невозможностью исполнения решения». Такие случаи тоже бывают, добавил юрист.

Правила использования земли

Есть определенные правила, которые должен выполнять владелец участка. В первую очередь, земельные участки должны использоваться строго в соответствии с их категорией (земли населенных пунктов, сельскохозяйственные, земли лесного фонда, садовые участки и т. д.) и видом разрешенного использования, рассказывает юрист адвокатского бюро Asterisk Софья Волкова. По ее словам, нарушение правил землепользования может привести к административной ответственности в следующих случаях:

— использование земельных участков не по целевому назначению (ч. 2, ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ);

— если земельный участок используется с нарушением правил целевого использования (ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ). «Это достаточно серьезное нарушение, которое связано с отнесением земельного участка к определенной категории. Например, если земельный участок был предоставлен для выращивания пшеницы, построить на нем торговый центр уже нельзя», — пояснила юрист;

— если пользователь допустил порчу земель (ст. 8.6 КоАП РФ) — например, из-за халатного обращения с удобрениями и ядохимикатами. В данном случае может наступить уголовная ответственность в рамках ст. 254 УК РФ;

— если не выполнены обязательства по рекультивации (ст. 8.7 КоАП РФ). Если земельный участок пострадал в процессе хозяйственной деятельности, землепользователь обязан провести рекультивацию. Например, рекультивация обязательна при строительстве домов, без этого его нельзя будет ввести в эксплуатацию (если рекультивация была предусмотрена планом строительства);

— если не выполнены обязательства по приведению земельного участка в состояние, пригодное для целевого использования (ч. 4 ст. 8.8 КоАП РФ). К примеру, если на земле сельхозназначения все-таки был построен ТЦ, то землепользователь обязан вернуть все в первоначальное состояние. За неисполнение этой обязанности и предусмотрена ответственность.

За соблюдением земельного законодательства следят органы местного самоуправления и Росреестр. «Администрация, осуществляющая муниципальный земельный контроль, выявляет неиспользуемые земельные участки, а также участки, которые используются по нецелевому назначению. Росреестр осуществляет государственный земельный надзор», — пояснил первый зампредседателя Московской областной думы, председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин. Если нарушения выявлены, собственнику дается предписание об их устранении. Если он не устраняет их, то выписывается штраф и также нужно устранить правонарушение. Размер штрафа для граждан составляет от 1% до 1,5% кадастровой стоимости объекта, но не менее 20 тыс. руб.

Порядок и правила приватизации ЗУ

Порядок и правила определяются нюансами проводимой процедуры. Если переоформлением собственных дачных земель занимаются отдельные садоводы, для них может быть сохранено право воспользоваться положением о дачной амнистии.

Читайте также:  Подача заявления в ЗАГС. Какие нужны документы, сроки, где подать завление

Такие землевладельцы смогут переоформить безвозмездно надел в собственность посредством простой перерегистрации права: с имеющегося на момент оформления – на право собственности. Но такие послабления зависят от региональных постановлений, которые могли продлить данный юридический прецедент, а могли отменить его в мае 2015 года или позднее.

Если дачная амнистия прекратила своё действие в том населённом пункте, где расположен ЗУ, потребуются дополнительные действия, предусматривающие обращение к главе местной администрации.

Такое обращение потребуется и от учредителя НКО, который использует арендуемые муниципальные массивы и планирует перевести их в общую долевую собственность членов садоводческого товарищества. То же предусмотрено для отдельных инициаторов приватизации арендуемых муниципальных земель.

Что необходимо для регистрации права собственности?

Для приватизации ЗУ нужно членство в дачном кооперативе, с выделенной долей в совместном титульном праве, официально оформленной в правлении некоммерческого общества (НКО). Таковыми могут выступить как обозначенные дачные посёлки СНТ, так и такие их разновидности как ДНТ и ДНП. В принципах приватизации земель между ними отсутствуют существенные различия, и процедура укладывается в типовой алгоритм.

Если участки оформлены в аренду кооперативом, который постановил начать приватизацию – процесс облегчается для владельцев участков тем, что основные вопросы придётся решать правлению СНТ. Учредителю потребуется получить решение общего собрания, которое выступает в роли правоустанавливающего органа. Порядок приватизации арендованного ЗУ подробно расписан прямо здесь.

Когда дачный кооператив оформил в собственность большинство земель, а некоторые дачники затянули процедуру – им придётся оформлять документацию самостоятельно. Для них так же потребуется получить разрешение на приватизацию от большинства голосов членов кооператива, присутствующих на общем собранием.

Документы в местную администрацию

В перечень документов, необходимых муниципалитету для принятия решения по вашему вопросу, входят:

  • Паспорт заявителя.
  • Учредительные документы СНТ, заверенные нотариусом.
  • Описание местоположения садового участка. Документ составляется владельцем земли в свободной форме. Он должен содержать информацию о площади и территориальных границах земельного надела, который заявитель желает приватизировать.
  • Решение правления товарищества, включающее данные о заявителе и его садоводческом участке. Документ подтверждает как принадлежность земли заявителю, так и соответствие описания участка его реальному местоположению.

Уполномоченный орган может запросить у заявителя дополнительные документы:

  • акт, подтверждающий выделение земельного участка гражданину;
  • свидетельство о праве гражданина на пожизненное наследование и владение участком;
  • иной документ, подтверждающий право пользования участком;
  • выписку из государственного реестра о том, что СНТ является некоммерческим;
  • кадастровую карту приватизируемой земельной территории.

Основания для изъятия

Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.

В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2023 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:

  • если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
  • при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
  • при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
  • в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
  • при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
  • в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).

Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:

  1. автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
  2. системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
  3. относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
  4. оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
  5. относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.

Какие новые полномочия появятся с июня 2021 года у органов местного самоуправления в поисках владельцев брошенных участков?

Также следует сказать, что 30 декабря 2020 года был принят Федеральный закон ФЗ-518 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- ФЗ-518), который вступает в силу 29 июня 2021 года, на основании которого органы местного самоуправления получают дополнительные полномочия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости , правоустанавливающие документы или удостоверяющие права на которые были оформлены до 31.01.1998 года и не зарегистрированы в ЕГРН.

На основании ФЗ-518 с 29.06.2021 года сбор сведений о подлежащих выявлению правообладателей будет осуществляться органами местного самоуправления, в том числе путем направления запросов в ЗАГСы, органы ОВД, налоговые органы, а также «нотариусу по месту открытия наследства — в целях получения сведений о лицах, у которых возникли права на ранее учтенный объект недвижимости в результате наследования (при наличии информации о смерти правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости)» (п.3 ст.5 ФЗ-518).

Читайте также:  Налоговый вычет за квартиру по ипотеке

Так что данные нормы ФЗ-518 помогут выявить органам местного самоуправления тех наследников заброшенных участков, которые, вступив в наследство у нотариуса, «забыли» получить свидетельства о праве на наследство на них и не зарегистрировали своих прав на земельный участок в Росреестре.

Обратная связь: кто ответит за заброшенный садовый участок?

Основная проблема, с которой сталкивается руководство СНТ при жалобе на заброшенный сад – не удаётся найти владельца участка. Павел Ворожцов

– Рядом с моим садовым участком находится никому не нужный заброшенный сад, там каждый год всё очень сильно зарастает, сорняки даже ко мне на участок иногда забираются, – сетует читательница «Облгазеты» Галина Смирнова из Алапаевска. – Кто может помочь найти нерадивого владельца участка? Кто-то же должен отвечать за то, что сад так долго находится в запущенном состоянии?

– В этом случае необходимо идти к руководству вашего садового некоммерческого товарищества (СНТ), – отвечает председатель Свердловского регионального отделения Союза садоводов России Евгений Миронов.

– Так как участок находится на территории СНТ, то именно его руководство должно заняться решением этого вопроса. В первую очередь выяснить, есть ли собственник у этого участка или нет.

Для этого обращаются с запросом в кадастровую палату.

Если садовый участок ни на кого не приватизирован, а просто находится в чьём-то пользовании, то СНТ обратится в администрацию муниципалитета, который попытается разыскать владельца. Если человек не захочет приватизировать участок, то муниципалитет расторгнет с ним договор пользования землёй и передаст её другому, кто стоит в очереди на получение садового участка.

– Если же садовый участок приватизирован, то руководство СНТ вправе самостоятельно найти собственника участка и направить ему соответствующий запрос заказным письмом с уведомлением, – поясняет Евгений Миронов.

– Если человек не откликается, по-прежнему не появляется на садовом участке и не уплачивает взносы в СНТ за него, то садовое товарищество имеет право начать судебный процесс по отчуждению участка в свою пользу. Как правило, суд встаёт на сторону СНТ.

А дальше выбор уже за его садоводами: привести в порядок этот участок и использовать его в общих целях всего товарищества или же передать кому-то из садоводов.

Сложнее всего, когда владельца садового участка установить невозможно. Например, участок приватизирован, а его собственник переехал жить в другую страну или умер, а наследников нет.

В этой ситуации руководство СНТ может на время выяснения всех обстоятельств по этому участку передать его на общее пользование или кому-то из садоводов.

Просто для того, чтобы сад приводили в порядок и он не причинял неудобств другим членам товарищества.

– Заброшенный садовый участок, конечно, напрягает не только своим неопрятным видом и сорняками, но и тем, что старые строения на нём могут быть потенциально опасными для окружающих, – считает Евгений Викторович.

– К сожалению, заброшенных садов у нас в регионе много, но большой проблемой это не считают. Хотя удивительно, что муниципалитеты сами не занимаются этим вопросом.

Много людей стоят в очередях на получение садового участка, и действительно заброшенные сады давно могли бы перейти к ним.

Какие новые полномочия появятся с июня 2021 года у органов местного самоуправления в поисках владельцев брошенных участков?

Также следует сказать, что 30 декабря 2020 года был принят Федеральный закон ФЗ-518 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- ФЗ-518), который вступает в силу 29 июня 2021 года, на основании которого органы местного самоуправления получают дополнительные полномочия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости , правоустанавливающие документы или удостоверяющие права на которые были оформлены до 31.01.1998 года и не зарегистрированы в ЕГРН.

На основании ФЗ-518 с 29.06.2021 года сбор сведений о подлежащих выявлению правообладателей будет осуществляться органами местного самоуправления, в том числе путем направления запросов в ЗАГСы, органы ОВД, налоговые органы, а также «нотариусу по месту открытия наследства — в целях получения сведений о лицах, у которых возникли права на ранее учтенный объект недвижимости в результате наследования (при наличии информации о смерти правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости)» (п.3 ст.5 ФЗ-518).

Так что данные нормы ФЗ-518 помогут выявить органам местного самоуправления тех наследников заброшенных участков, которые, вступив в наследство у нотариуса, «забыли» получить свидетельства о праве на наследство на них и не зарегистрировали своих прав на земельный участок в Росреестре.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *