Понятие государственного и страхового пенсионного обеспечения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие государственного и страхового пенсионного обеспечения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).

Задача долгосрочного бюджетного планирования: зачем нужны пенсии?

Пенсия (от лат. pensio – платеж) – это выплаты физическим лицам, заменяющие заработок после прекращения трудовой деятельности по достижению пенсионного возраста либо по социальным показателям.

Благосостояние общества во многом зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения, а ее нестабильность является главным рисковым фактором для развития экономики в долгосрочной перспективе.

Главная цель долгосрочного бюджетного планирования состоит в предотвращении разбалансированности доходов и расходов на пенсионное обеспечение и обнищания пенсионеров из-за снижения среднего размера пенсии в стране ниже прожиточного уровня.

Долгосрочное бюджетное планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи пенсионной системы, определить необходимые ресурсы для их реализации и возможные источники этих ресурсов, оценить потребность в структурных реформах.

Одна из ключевых задач, которую решает долгосрочное бюджетное планирование, состоит в поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы. Для этого необходимо сохранять соответствие между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами пенсионной системы, гарантирующей безусловное исполнение всех обязательств. Чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы, необходимо определить надежные источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет бюджетных доходов.

Актуальность долгосрочного бюджетного планирования повышается в условиях ухудшения экономической и демографической ситуации, которые угрожают бюджетной устойчивости. Старение населения в большинстве развитых стран ведет к росту расходов на пенсионное обеспечение, а замедление роста экономики снижает бюджетные доходы. Горизонт долгосрочного планирования составляет от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.

Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии

Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.

«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10

В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).

Роль СМИ в обеспечении успешного внедрения изменений в работе отечественной пенсионной системы и повышении личной ответственности гражданина за будущее пенсионное обеспечение

На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.

Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.

Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.

Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.


Лицам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, при наличии у них ограничения способности к трудовой деятельности III, II и I степени пенсия назначается независимо от продолжительности трудового стажа (п. п. 1 и 3 ст. 10 Закона). Категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г.

К подвергшимся воздействию радиации относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

  • граждан (в том числе временно направленных или командированных), которые принимали участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или были заняты на эксплуатации либо других работах на АЭС;
  • военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы, независимо от места дислокации, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
  • граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших из этих зон в добровольном порядке после принятия решения об эвакуации;
  • граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности [9].

Пенсия по инвалидности устанавливается в размере 250% базовой части трудовой пенсии по инвалидности, установленной Законом о трудовых пенсиях для аналогичной степени ограничения способности к трудовой деятельности (группы инвалидности) с учетом соответствующего количества членов семьи, находящихся на иждивении инвалида [5].

Пенсия назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после этого срока. В период прохождения военной службы по призыву солдаты, матросы, сержанты и старшины могут иметь следующие воинские звания: войсковые (рядовой, ефрейтор, младший сержант, старший сержант, старшина) и корабельные (матрос, старший матрос, старшина 1 или 2 статьи, главный старшина, главный корабельный старшина) [8].

По действующему законодательству при инвалидности вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы по призыву, пенсия устанавливается независимо от срока, прошедшего после увольнения. Как и при назначении трудовой пенсии, для этой категории военнослужащих имеет значение не группа инвалидности, а ограничение способности к трудовой деятельности I, II либо III степени. Право на пенсию и ее размер зависят от причины инвалидности. Военная травма определяется как ранение, контузия, увечье или заболевание, полученные при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. Заболевание, полученное в период военной службы, – это увечье, полученное в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевание, не связанное с исполнением этих обязанностей [8].

Читайте также:  Имею медаль ветеран труда положено ли мне за это надбавка к пенсии

Внешне причины инвалидности для военнослужащих по призыву сформулированы более кратко, чем для остальных военнослужащих [2].

Для того чтобы установить, являются ли эти понятия идентичными, следует обратиться к определению обязанностей военной службы. Так, военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы не только в случаях исполнения должностных обязанностей, несения боевого дежурства, участия в учениях, выполнения приказа или распоряжения начальника и т.п., но также при следовании к месту службы и обратно, нахождении на лечении и др. [7].

Военнослужащий не признается получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за ее пределами места военной службы, за исключением следующих случаев, которые признаются исполнением обязанностей такой службы:

  • нахождения в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
  • защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказания помощи органам внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;
  • участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства [4].

Военнослужащий не признается получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием: добровольного приведения себя в состояние наркотического или токсического опьянения; совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным [7].

Причинная связь увечий (ранений, травм, контузий) и заболеваний военнослужащих, в том числе бывших, определяется военно-врачебными комиссиями (ВВК) в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным [12]. В Положении более подробно изложены основания установления той или иной причины инвалидности. Так, в частности, причиной инвалидности признается военная травма, если:

  • увечье получено в результате поражений, обусловленных действием радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений, компонентов ракетного топлива и иных высокотоксичных веществ, источников электромагнитного поля и оптических квантовых генераторов;
  • заболевание возникло в период пребывания на фронте, службы за границей, где велись боевые действия, либо если заболевание, возникшее ранее, в указанные периоды достигло такой степени, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности к военной службе.

Заболевание, в частности, признается полученным в период военной службы, если: оно возникло в период прохождения службы, а также если возникло ранее, но в период службы достигло степени тяжести, которая меняет категорию годности или приводит к негодности освидетельствуемого к службе; увечье получено в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы; увечье получено в период прохождения службы, но на момент освидетельствования отсутствуют документы об обстоятельствах получения увечья [12].

Заключение ВВК о причине увечья выносится в соответствии со справкой о травме, выдаваемой командиром воинской части, в которой гражданин проходил службу в момент получения увечья [12]. При отсутствии такой справки во внимание могут быть приняты иные документы, отражающие обстоятельства получения увечья. Кроме того, основанием для установления факта ранения или увечья (но не контузии или заболевания) могут быть показания двух или более свидетелей, проходивших службу вместе с освидетельствуемым. Факт прохождения службы должен быть заверен командиром воинской части или руководителем органа внутренних дел по месту прохождения службы или военным комиссаром по месту жительства свидетелей [4].

В случае наступления инвалидности вследствие совершения преступления права на пенсию, установленную для военнослужащих, не возникает. В данном случае речь может идти о назначении социальной пенсии [7].

Закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ устанавливает условия назначения пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семей лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, включая аварию на Чернобыльской АЭС; лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин; участникам Великой Отечественной войны.

Законом частично урегулированы и изменены условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, а также других радиационных и техногенных катастроф.

Пенсия по случаю потери кормильца назначается по правилам рассматриваемого Закона, если кормилец: получил или перенес лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; был инвалидом вследствие этой катастрофы; принимал участие в ликвидации ее последствий в зоне отчуждения [5].

Пенсия назначается независимо от продолжительности трудового стажа кормильца [8]. К нетрудоспособным членам семьи отнесены:

  • нетрудоспособные родители умершего, независимо от нахождения на его иждивении;
  • учащиеся дети до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения 25-летнего возраста;
  • супруг, занятый уходом за детьми умершего, не достигшими 14 лет, независимо от факта работы и от нахождения на иждивении умершего;
  • cупруг независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня смерти кормильца, если он достиг 50 лет (вдова) или 55 лет (вдовец) либо является инвалидом [5].

Членам семей военнослужащих пенсия назначается в случае их гибели (смерти) в период прохождения военной службы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с этой службы. Если же смерть наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, пенсия назначается независимо от срока, прошедшего после увольнения [8].

Законодатель оговаривает случай, когда пенсия не может быть назначена как семье военнослужащего. Если гибель (смерть) кормильца наступила вследствие совершения им преступления, речь может идти только о назначении социальной пенсии [8].

При отсутствии права на рассматриваемую пенсию (например, если кормилец умер вследствие общего заболевания по истечении трех месяцев после увольнения с военной службы) должно быть проверено право на трудовую пенсию, для назначения которой, как отмечалось выше, достаточно страхового стажа кормильца любой продолжительности.

Понятие и виды государственных пенсий

Законом о государственном пенсионном обеспечении в соответствии с Конституцией РФ установлены основания возникновения права на пенсию по государственному обеспечению и порядок ее назначения, круг лиц, имеющих право на их получение, виды пенсий, их финансирование за счет средств федерального бюджета; условия и нормы пенсионного обеспечения охватываемых категорий граждан, установленных законодательством РФ. Данный Федеральный закон фактически является кодифицирующим законодательным актом, объединяющим в себе нормы о пенсионном обеспечении, содержащиеся в различных законах и иных нормативных правовых актах.

Право на государственную пенсию возникает в связи с:

  • — длительным выполнением государственной службы различных видов в системе органов государственной власти;
  • — наличием у отдельных категорий граждан, боевых и иных особых заслуг перед государством;
  • — необходимостью компенсации вреда, нанесенного здоровью лицам в результате радиационных аварий и техногенных катастроф;
  • — потребностью предоставления материальной помощи гражданам, не приобретшим права на трудовую пенсию.

Госпенсия по выслуге лет

Такой вариант обеспечения как государственная пенсия за выслугу лет назначается в том случае, если человек выработал определенный стаж, осуществляя деятельность по конкретному профессиональному направлению.

В частности, на пособие могут рассчитывать следующие группы:

  1. Госслужащие. Минимальный стаж для этой категории в 2018 году составил 16 лет. Причем до 2026 года значение ежегодно будет изменяться на 6 месяцев в сторону увеличения. Таким образом в итоге минимальная выслуга составит 20 лет.
  2. Военные, а также пожарники, спасатели, сотрудники правоохранительных органов. Общий стаж в этом случае должен составлять не менее 20 лет на момент увольнения со службы. Также допускается назначение пособия в возрасте 45 лет, при условии насчитанного общего стажа 25 лет и больше, причем 12 с половиной лет из них в обязательном порядке должны быть проведены на службе.
  3. Космонавты. Выслуга составляет не меньше 25 лет для мужского пола и 20 лет для женщин. Причем мужчины должны не менее 10 лет отработать в летно-испытательном подразделении. Для женщин этот порог чуть ниже – 7,5 лет.
  4. Служащие летно-испытательного состава. А именно лица, занятые в летных исследованиях парашютной, авиационной, воздухоплавательной и прочей аналогичной техники. Здесь выслуга составляет 25 лет для мужчин и на 5 лет меньше для женской половины, однако 2/3 из указанного периода должно приходиться на работу в соответствующих должностях. В случае завершения профессиональной деятельности по состоянию здоровья порог стажа снижается до 20 и 15 лет для мужского пола и женщин соответственно.
Читайте также:  Социальная поддержка обучающихся

Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

военнослужащие – граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в ВС РФ и ОВС СНГ, ФПС РФ и органах и организациях Пограничной службы РФ, во внутренних войсках МВД РФ и в Железнодорожных войсках РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах ФСБ и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки рФ, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в ОВД РФ, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов рФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

федеральные государственные служащие – граждане, замещавшие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ»;

Понятие и виды пенсий

Необходимо отметить, что осуществление выпла­ты трудовых пенсий производится прежде всего в рамках обязательного пенсионного страхования, организационные, правовые и финансовые основы которого установлены Законом от 15 декабря 2001 г. Кроме того, государственное пенсионное страхова­ние регулируется Конституцией РФ, законодатель­ством РФ о налогах и сборах, законами от 16 июля 1999 г., от 17 декабря 2001 г., а также Федераль­ным законом «Об индивидуальном (персонифициро­ванном) учете в системе государственного пенсион­ного страхования».

Основными видами пенсии по обязательному соци­альному страхованию являются трудовые и профес­сиональные. К трудовым пенсиям, которые устанав­ливаются и выплачиваются в соответствии с Законом о трудовых пенсиях, относятся:

Роль СМИ в обеспечении успешного внедрения изменений в работе отечественной пенсионной системы и повышении личной ответственности гражданина за будущее пенсионное обеспечение

На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.

Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.

Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.

Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.


Виды пенсии по государственному обеспечению

Согласно статьи 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении, гражданам назначают следующие виды пенсий:

  1. пенсия за выслугу лет – назначается государственным служащим, военнослужащим, работникам из числа космонавтов и летно-испытательного состава;
  2. пенсия по инвалидности – назначается военнослужащим, участникам ВОВ и гражданам, имеющим знак «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим вследствие радиационных или техногенных катастроф и из числа космонавтов;
  3. пенсия по старости – назначается гражданам, пострадавшим в результате техногенных или радиационных катастроф;
  4. пенсия по случаю потери кормильца – назначается членам семьи, в случае смерти военнослужащего, гражданина, пострадавшего вследствие техногенных или радиационных катастроф и гражданина из числа космонавта;
  5. социальная пенсия – назначается нетрудоспособным гражданам по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца.

Понятие пенсии по государственному обеспечению

Она представлена ежемесячной выплатой, которая перечисляется исключительно физлицам, обладающим правом на государственную поддержку на основании своего статуса. При оформлении денежного пособия учитываются положения нормативных актов.

Внимание! Назначение пенсии происходит на основании достижения определенного возраста или стажа, а также в связи с состоянием здоровья или положением в семье.

Государственное обеспечение предлагается лицам, которые пострадали при техногенных катастрофах или военных конфликтах. Выплата полагается гражданам, которые потеряли кормильца или не могут заниматься трудовой деятельностью по состоянию здоровья.

Величина выплаты рассчитывается индивидуально, для чего учитываются разные факторы, на основании которых граждане причисляются к определенной категории населения.

Производится ли индексация выплат

Социальная пенсия постоянно увеличивается за счет индексации, для чего учитывается размер инфляции. Для повышения выплаты принимаются соответствующие Постановления. В апреле 2021 года произведена очередная индексация на основании ПП №271. Поэтому теперь используется коэффициент 1,02, применяемый к базовому значению.

Для инвалидов 3 группы пенсия в 2021 году увеличена на 88 руб., а для инвалидов 2 группы – на 103 руб. Для инвалидов 1 группы прибавка составила 207 руб., а для детей-инвалидов она равна 248 руб.

Социальные выплаты выдаются разными способами, причем подходящий метод указывается гражданином при заполнении заявления. Для этого деньги могут перечисляться на банковскую карту или счет, а также могут выдаваться денежными переводами или через отделения почты. Допускается выбрать доставку денег почтальоном, который ежемесячно приходит домой к получателю, выдавая деньги в наличном виде.

Понятие и виды пенсий. Понятие и виды государственных пенсий

Она представлена ежемесячной выплатой, которая перечисляется исключительно физлицам, обладающим правом на государственную поддержку на основании своего статуса. При оформлении денежного пособия учитываются положения нормативных актов.

Внимание! Назначение пенсии происходит на основании достижения определенного возраста или стажа, а также в связи с состоянием здоровья или положением в семье.

Государственное обеспечение предлагается лицам, которые пострадали при техногенных катастрофах или военных конфликтах. Выплата полагается гражданам, которые потеряли кормильца или не могут заниматься трудовой деятельностью по состоянию здоровья.

Величина выплаты рассчитывается индивидуально, для чего учитываются разные факторы, на основании которых граждане причисляются к определенной категории населения.

Если гражданин имеет право на выплату от государства по нескольким критериям, то он может воспользоваться только одной компенсацией, причем выбирается обычно самый большой размер.

Справка! Основные моменты, связанные с регулированием государственного пенсионного обеспечения отражены в Федеральном законе 166.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению по старости урегулирована Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении». Согласно этому документу она представляет собой ежемесячную денежную выплату в счет компенсации заработной платы, недополученной работником в результате потери трудоспособности в связи с достижением определенного возраста, которая производится на условиях и в порядке, установленных действующим российским законодательством.

Читайте также:  Учителям Дагестана в 2023 году поднимут зарплаты

На госпенсию уходят раньше, чем на пенсию, назначаемую в общем порядке. Однако для каждой категории граждан, которой могут назначить пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению, возраст выхода на нее будет отличаться. Ниже приведена таблица, в содержащая сведения о том, кто может рассчитывать на госпенсию и когда на нее можно уйти для того или иного работника.

Категория трудящихся Возраст выхода на госпенсию
Лица, ликвидировавшие аварию на Чернобыльской АЭС, работавшие на станции с 1986 по 1987 годы, лица, эвакуированные из зоны отчуждения, а также граждане, ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации при аварии 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин
Лица, ликвидировавшие аварию на Чернобыльской АЭС, работавшие на станции с 1988 по 1990 годы, в том числе те, которые перенесли в этот период лучевую болезнь, были заняты на работах на ЧАЭС, непосредственно не связанных с ликвидацией результатов аварии, лица, получившие инвалидность из-за болезни, полученной в это время 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин
Граждане, которые были эвакуированы из зоны отселения, при условии, что до этого они там проживали постоянно, или работавшие там лица Пенсионный возраст уменьшается в общей сложности на 3 года. Кроме того, дополнительно происходит его уменьшение на полгода за каждый год проживания в зоне отселения (такое уменьшение не может быть произведено более, чем на 7 лет)
Граждане, проживающие в зоне проживания, которые имеют право на переселение, но не воспользовались им, а также лица, переселившиеся с зараженной территории в другое место на добровольной основе Пенсионный возраст уменьшается на 2 года, а также дополнительно на один год на каждые 3 года проживания в зоне проживания (но не более, чем на 5 лет)
Лица, постоянно проживающие в льготной зоне, подвергшейся загрязнению вследствие аварии на ЧАЭС Пенсионный возраст уменьшается на год, а также дополнительно на один год за каждые 4 года проживания в льготной зоне (но не более, чем на 3 года)
Лица, которые подверглись воздействию неблагоприятных факторов (радиации и других) во время иных техногенных катастроф (например, на В каждом случае возраст выход на пенсию свой

Еще одним условием является наличие у гражданина, претендующего на госпенсию страхового стажа определенной продолжительности. Изначально требовалось пять лет такого стажа, однако в связи с увеличением пенсионного возраста происходит его поэтапное повышение. По состоянию на 2020 год его нужно 8 лет, но к 2026 году он увеличится до пятнадцати лет.

Кто имеет право на пенсию по государственному обеспечению

Пенсия по старости — это важнейший вид пенсионного обеспечения. На выплату пенсий расходуется существенная часть средств Пенсионного Фонда. Пенсии в качестве социального обеспечения представляют собой для многих граждан основной источник для существования. Для лиц пожилого возраста пенсионное обеспечение играет важную роль, поэтому особо важно со стороны государства обеспечить надлежащее регулирование пенсионного обеспечения.

Понятие пенсии по старости до недавнего времени правом социального обеспечения рассматривалось как понятие «пенсия по возрасту». Этот термин был более точен, так как конституционные нормы дают гарантию на социальное обеспечение в соответствии с возрастом, а не по достижении старости.

  • Пенсионное обеспечение в Российской Федерации

    Рассмотрение уровней пенсионной системы Российской Федерации: государственного, обязательного и дополнительного обеспечения и страхования. Условия назначения и определение размеров трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

    реферат [21,8 K], добавлен 08.04.2012

  • Трудовые пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения

    Обязательное пенсионное страхование как особая форма социального обеспечения. Значение, сущность и виды трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца; субъекты получения. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях.

    курсовая работа [89,5 K], добавлен 28.01.2014

  • Пенсионное обеспечение военнослужащих

    Нормативно-правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих. Виды пенсий: за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Условия и порядок назначения пенсий. Право военных пенсионеров на трудовую пенсию в дополнение к военной пенсии.

    курсовая работа [150,7 K], добавлен 20.12.2014

  • Право социального обеспечения

    Система государственного пенсионного обеспечения. Круг лиц, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение. Условия получения социальной пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Пособие по временной нетрудоспособности.

    контрольная работа [20,9 K], добавлен 01.11.2012

  • Пенсионное обеспечение как вид социальной защиты населения

    Понятие и значение пенсионного обеспечения в РБ. Природа и признаки пенсий назначаемых и выплачиваемых гражданам страны: социальной и трудовой (по возрасту; инвалидности, случаю потери кормильца, за выслугу лет, особые заслуги перед республикой).

    курсовая работа [64,9 K], добавлен 04.05.2016

  • Пенсионная система Российской Федерации

    Анализ пенсионной системы Российской Федерации: понятие, виды, элементы. Характеристика обязательного пенсионного страхования, основные принципы и субъекты. Порядок назначения трудовых пенсий. Государственное пенсионное обеспечение: право на получение.

    дипломная работа [122,1 K], добавлен 14.10.2012

  • Понятие и виды пенсий

    Пенсия как вид социального обеспечения населения. Анализ современного российского законодательство в области пенсионного обеспечения населения. Трудовая пенсия по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Основные виды государственной пенсии.

    курсовая работа [38,0 K], добавлен 12.03.2015

Вся пенсионная система в РФ основывается на ряде нормативно-правовых актов, что обеспечивает полноценную защищенность граждан страны. В конституции прописаны основные меры социальной защиты. Базовые типы пенсионного обеспечения – пенсии трудового характера и выплаты, связанные с государственной поддержкой. Основное различие между ними заключается в особенностях законодательного регулирования, посредством которого определяется круг лиц, обладающих возможностью рассчитывать на получение такого финансирования.

Закон 173-ФЗ от 17.12.2001 гласит, что рассчитывать на их получение вправе лица, обладающие определенным страховым и рабочим стажем.

В законе 166-ФЗ от 15.12.2001, регламентирующим порядки государственного обеспечения населения пенсиями, говорится, что установление этих сумм возможно для лиц, которые выполняют определенные виды деятельности или не могут рассчитывать на назначение страховой пенсии из ПФР.

В законах 167-ФЗ от 15.12.2001 и 165-ФЗ от 16.07.1999 речь ведется об обязательном страховании пенсионного характера. В них уделяется внимание определению порядков финансирования.

Все эти НПА — базовые законы в этой сфере. Наряду с ними существует еще несколько законодательных норм:

Это лишь основной свод документов, норм и актов, регулирующих поставленный вопрос.

Под подобной терминологией пенсионного гособеспечения принято понимать отдельный элемент системы соцпособий, действующих на территории России.

Порядок предоставления государственных пенсий определяется в законе 166-ФЗ от 15.12.2001 г.

За счет данного инструмента граждане РФ могут рассчитывать на финансирование из бюджетов различного уровня. Выплата денежных сумм такого плана осуществляется строго определенным категориям лиц:

  • госслужащие, проходящие гражданскую службу;
  • военные-контрактники;
  • летчики-испытатели и космонавты;
  • ликвидаторы и пострадавшие в результате техногенных катастроф;
  • граждане, не имеющие иных источников социальной защищенности;
  • участники ВОВ и блокадники.

Под такой пенсией на практике принято понимать ежемесячно предоставляемую финансовую выплату из ресурсов федерального бюджета.

В РФ предусмотрено несколько направлений и разновидностей пенсий государственного назначения:

Порядки, сроки и особенности предоставления этих выплат вариабельны, далее каждая группа будет рассмотрена отдельно.

Колоссальное различие между этими понятиями, традиционно, заключается в нескольких аспектах:

  • основания назначения пособий: страховая выплата зависит от длительности стажа, государственная – от наличия статуса или жизненных обстоятельств;
  • источники, из которых формируются выплаты: госпенсии выплачивает из федерального бюджета, страховые суммы – из бюджета ПФР;
  • способ начисления: пенсии по возрасту являются компенсацией части заработной платы в связи с наступлением страхового случая – нетрудоспособности по старости, выплата зависит от стажа и накопленных пенсионных баллов; государственное пособие выплачивается как фиксированное денежное пособие незастрахованным категориям или требующим дополнительной поддержки.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *