Лицензирование банковской деятельности: виды и порядок получения лицензий
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензирование банковской деятельности: виды и порядок получения лицензий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для получения лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна располагать сформированным уставным капиталом, оборудованием, необходимым для осуществления банковских операций, а также выполнять квалификационные требования, предъявленные к специалистам в соответствии с нормативными актами Банка России. Лицензия на проведение банковских операций выдается Центральным банком только при предъявлении документов о 100%-ной оплате объявленного уставного капитала и заносится в реестр выданных лицензий кредитным организациям, который публикуется в «Вестнике Банка России».
Лицензирование банковской деятельности
Лицензирование банковской деятельности – процедура, которую проходят кредитные организации, чтобы получить право на осуществление банковских операций.
В России в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком.
Для ее получения юридическое лицо предоставляет в ЦБ следующие документы:
- заявление в установленной форме;
- учредительные документы организации;
- бизнес-план кредитной организации;
- протокол общего собрания учредителей;
- документы, подтверждающие уплату государственной пошлины;
- заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию учредителей кредитной организации;
- анкеты кандидатов на должности ее руководителя, главного бухгалтера и их заместителей;
- аудиторские заключения о достоверности финансовой отчетности учредителей – юридических лиц;
- документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями – физическими лицами;
- документы, необходимые для подготовки заключения о соблюдении кредитной организацией требований к проведению кассовых операций;
- копия документа, выданного федеральным антимонопольным органом и подтверждающего удовлетворение ходатайства о даче согласия на создание кредитной организации, если это требуется по закону;
- документы, необходимые для регистрации первого выпуска акций кредитной организации, если она создается в форме акционерного общества;
- полный список учредителей кредитной организации на бумажном носителе.
Кроме того, согласно инструкции ЦБ РФ от 2 апреля 2010 года № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», необходимы подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала, а также регистрация отчета об итогах первого выпуска акций банка, если он создан в форме акционерного общества.
Банковские лицензии существуют нескольких видов. Причем кредитная организация не может обратиться в Банк России за расширенной или генеральной лицензией ранее чем через два года с даты регистрации.
Проведение банковских операций без получения соответствующей лицензии может привести к следующим последствиям: для юридических лиц – взыскание всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет и ликвидация (для этого ЦБ РФ должен обратиться в суд), для физических лиц – гражданская или уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Как получить лицензию на алкоголь
Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво – это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).
Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия.
Продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. И еще одно отличие пива от другого алкоголя – его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.
Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя, т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.
Для получения лицензии соискатель должен:
- быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
- иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
- общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
- при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат;
- иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.
Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.
Порядок предоставления информации о деятельности кредитной организации и общая характеристика бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитной организации
Как уже отмечалось, коммерческий банк на рынке выступает финансовым посредником, оперирующим значительными сторонними ресурсами. В этой связи его деятельность является публичной, банк обязан предоставлять своей контактной аудитории необходимую информацию о своей деятельности.
Кредитная организация обязана по требованию контрагента – физического или юридического лица предоставить ему копию лицензии на осуществление банковских операций, копии иных выданных ей разрешений или лицензий, если необходимость получения указанных документов предусмотрена федеральными законами, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.
За введение физических и юридических лиц в заблуждение путем непредоставления информации либо путем предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность в соответствии с законодательством.
Кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, обязана раскрывать информацию о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами (в целом по кредитной организации без раскрытия информации по отдельным физическим лицам) и информацию о задолженности кредитной организации по вкладам физических лиц. Порядок раскрытия такой информации устанавливается Банком России.
Порядок раскрытия кредитными организациями информации о своей деятельности определен законодательно.
Преимущества генеральной лицензии
Чем генеральная лицензия лучше обыкновенных банковских лицензий?
Необходимо отметить, что генеральная лицензия имеет ряд преимуществ по сравнению с обладанием простыми лицензиями, а именно:
- кредитная организация, имеющая генеральную лицензию, может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и после уведомления Банка России — представительства ;
См.: статья 35 Закона о банках.
- кредитная организация, имеющая генеральную лицензию, может с разрешения и в соответствии с требованиями Банка России иметь на территории иностранного государства дочерние организации ;
См.: статья 35 Закона о банках.
- кредитная организация может размещать средства федерального бюджета на банковские депозиты ;
См.: Постановление Правительства РФ от 29 марта 2008 г. N 227 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты».
- кредитная организация может быть допущена к размещению временно свободных средств бюджета города Москвы на банковских депозитах ;
См.: Постановление Правительства Москвы от 3 июня 2008 г. N 486-ПП «О проведении открытого конкурса на право участия кредитных организаций в размещении временно свободных средств бюджета города Москвы на банковских депозитах».
- государственные гарантии Российской Федерации по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, предоставляются по кредитам банков, имеющих генеральную лицензию ;
См.: Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 104 «О предоставлении в 2009 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса».
- государственные гарантии Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, предоставляются по кредитам банков, имеющих генеральную лицензию ;
См.: Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 103 «О предоставлении в 2009 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
- инвестировать средства пенсионных накоплений и накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в депозиты в рублях могут кредитные организации, имеющие генеральную лицензию ;
См.: Постановление Правительства РФ от 13 декабря 2006 г. N 761 «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений и накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в депозиты в рублях в кредитных организациях».
- статус «уполномоченный банк Правительства Москвы» возможен для банков, имеющих генеральную лицензию ;
См.: Распоряжение Мэра Москвы от 29 ноября 1999 г. N 1353-РМ «О совершенствовании деятельности системы уполномоченных банков Правительства Москвы».
- право обслуживания персонифицированных социальных счетов граждан в городе Москве имеют банки, имеющие генеральную лицензию ;
См.: Постановление Правительства Москвы от 13 июля 2004 г. N 475-ПП «Об организации конкурса среди кредитных организаций города Москвы на право обслуживания в 2004 — 2008 гг. персонифицированных социальных счетов граждан».
- право выполнения функций уполномоченного органа Департамента финансов города Москвы по проверке финансового состояния получателей бюджетных кредитов, обеспечения их целевого использования могут иметь кредитные организации, имеющие генеральную лицензию ;
См.: Постановление Правительства Москвы от 22 июля 2003 г. N 582-ПП «Об организации конкурса на право выполнения функций уполномоченного органа Департамента финансов города Москвы по проверке финансового состояния получателей бюджетных кредитов, обеспечения их целевого использования».
- банки, имеющие генеральную лицензию, могут участвовать в размещении именных блокированных целевых счетов граждан ;
См.: Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 20 августа 1998 г. N 929-РП «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса по отбору банка для размещения именных блокированных целевых счетов граждан».
- временно свободные средства государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» могут инвестироваться в депозиты и депозитные сертификаты кредитных организаций, имеющих генеральную лицензию ;
См.: Приказ Минфина РФ от 17 марта 2008 г. N 33н «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2008 г. N 127 «О направлениях, порядке и условиях инвестирования, предельном размере инвестируемых временно свободных средств государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий».
- временно свободные средства государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства могут инвестироваться в депозиты и депозитные сертификаты кредитных организаций, имеющих генеральную лицензию ;
См.: Приказ Минфина РФ от 7 марта 2008 г. N 32н «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2008 г. N 76 «О размещении временно свободных средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
- кредитная организация, имеющая генеральную лицензию, может участвовать в конкурсе в части исполнения функций агента по размещению государственных сберегательных облигаций, их погашению, выкупу и выплате купонного дохода ;
См.: Приказ Минфина РФ от 31 июля 2002 г. N 74н «Об организации конкурса по определению агента, депозитария и организатора торговли, обслуживающих рынок государственных сберегательных облигаций».
- кредитная организация, имеющая генеральную лицензию, может участвовать в конкурсе по определению платежного агента по облигациям государственного сберегательного займа Российской Федерации ;
См.: Приказ Минфина РФ от 15 декабря 2000 г. N 109н «Об организации конкурса по определению платежного агента по облигациям государственного сберегательного займа Российской Федерации».
- Центральный банк Российской Федерации предоставляет кредиты кредитной организации, осуществляющей мероприятия по санации проблемной кредитной организации, если такой банк-санатор имеет генеральную лицензию ;
См.: Положение ЦБ РФ от 25 июня 1998 г. N 38-П «О порядке предоставления Центральным банком Российской Федерации кредитов кредитной организации, осуществляющей мероприятия по санации проблемной кредитной организации».
- экспорт слитков разрешается кредитным организациям, имеющим генеральную лицензию ;
См.: Приказ МВЭС РФ от 2 марта 1998 г. N 107 «Об экспорте из Российской Федерации аффинированного золота и серебра, осуществляемого кредитными организациями».
- иное.
Таким образом, генеральная лицензия на осуществление банковских операций предоставляет возможности для банков иметь следующие операции:
- открывать за границей филиалы, представительства и дочерние организации;
- размещать средства федерального и регионального бюджета;
- инвестировать средства пенсионных накоплений;
- размещать средства государственных корпораций и т.д.
Получение лицензии на банковскую деятельность: помощь адвоката
Совершение многочисленных финансовых операций как с привлечением средств обычных граждан, так и с использованием ресурсов различных организаций, делает любой банк важной частью экономики, именно поэтому за деятельностью этих учреждений пристально следит Центральный банк.
Согласно действующему законодательству банковская лицензия – это обязательный документ для тех, кто хочет работать в данной сфере.
На получение такого разрешения может уйти достаточно много времени, поскольку процедура не слишком проста, именно поэтому начинать сбор всех необходимых документов стоит как можно раньше.
ВНИМАНИЕ: любое нарушение в банковской сфере правил лицензии приведет к обращением в контролирующие органы, читайте, как пожаловаться на банк в ЦБ РФ у нас на сайте.
Как получить лицензию банка?
Чтобы получить лицензию, обязательно подать в срок все указанные документы. Этот срок составляет не меньше двух лет после госрегистрации. При этом, организация должна уже иметь капитал минимум 300 миллионов рублей.
Перечень документов, обязательных для получения разрешения от ЦБ:
- Само заявление-прошение с указанием адреса постоянно месторасположения банковского учреждения для связи с ней,
- Учредительный договор (заверенная нотариусом копия или оригинал),
- Утвержденный собранием фин. учреждения устав, в котором прописано решение о его утверждении, претенденты на руководящую должность и главного бухгалтера,
- Квитанция об оплате гос. пошлины за гос. регистрацию организации и за предоставление
- Заключение независимых аудиторов о достоверности предоставленных финансовых отчетов учредителей банка,
- Документы, подтверждающие легальность и источник внесенных денег в уставный капитал,
- Собственноручно-заполненные досье претендентов на должности главного бухгалтера, руководителя банка, их заместителей с указанием: наличия высшего образования (с приложением подтверждающих документов), стажа руководства учреждением, опытом ведения учета банковской деятельности, справки МВД РФ о наличии/отсутствии судимости
- Справка антимонопольного органа о его согласии на создание данной организации,
- Список учредителей в бумажном виде,
- Другие документы, определяемые нормативными актами и законами.
Учредителями кредитной организации (КО) могут быть юридические и/или физические лица, участие которых в КО не запрещено федеральными законами. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации (п. 2.1 Инструкции N 135-И). Учредитель КО — юридическое лицо должен иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал КО, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Федерации и местным бюджетом за последние три года. Финансовое положение банка-учредителя должно определяться его отнесением к первой или второй классификационной группе согласно Указанию ЦБ РФ от 26 мая 2008 г. N 2005-У «Об оценке экономического положения банков» (в ред. от 5 августа 2009 г.) . Финансовое положение небанковской кредитной организации-учредителя должно определяться в соответствии с нормативным актом Банка России, устанавливающим критерии определения финансового состояния КО. При этом небанковская кредитная организация должна относиться к категории финансово стабильных кредитных организаций.
Вестник Банка России. 2008. N 28; 2009. N 55. Согласно данному Указанию к первой классификационной группе относятся банки, в деятельности которых не выявлены текущие трудности, по которым капитал, активы, доходность, ликвидность и качество управления оцениваются как «хорошие», а структура собственности в соответствии признается прозрачной либо достаточно прозрачной. Ко второй классификационной группе относятся банки, не имеющие текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, в случае их неустранения способные привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев, по которым имеется хотя бы одно из следующих оснований:
- капитал, активы, доходность, ликвидность или качество управления оцениваются как «удовлетворительные», а структура собственности признается прозрачной или достаточно прозрачной;
- не соблюдается хотя бы один из обязательных нормативов (за исключением норматива достаточности собственных средств (капитала) банка) по совокупности за шесть и более операционных дней в течение хотя бы одного из месяцев отчетного квартала (п. п. 2.1 и 2.2 Указания N 2005-У).
Финансовое положение КО-учредителя не может быть признано удовлетворительным, если кредитная организация не выполняет обязательные резервные требования Банка России и имеет просроченные денежные обязательства перед Банком России. Достаточность средств КО-учредителя определяется, исходя из показателя собственных средств (капитала) (п. 2.2.1 Инструкции N 135-И). КО-учредитель должна соответствовать вышеуказанным требованиям в течение последних шести месяцев, предшествующих дате представления документов для государственной регистрации КО и получения лицензии на осуществление банковских операций, а также до принятия Банком России решения о государственной регистрации КО (п. 2.2.2).
Порядок и критерии оценки финансового положения учредителей КО — юридических лиц определяются Положением ЦБ РФ от 19 июня 2009 г. N 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц — учредителей (участников) кредитной организации» . Согласно данному документу, если одно или несколько лиц, входящих в состав группы лиц (группы юридических и физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группы юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу), имеет намерение (имеют намерение) приобрести акции (доли) КО, оценка финансового положения осуществляется в отношении юридических лиц, оплачивающих акции (доли) КО (п. 4.1.1 Положения N 337-П). Финансовое положение юридического лица признается удовлетворительным при условии достаточности чистых активов (собственных средств) юридического лица и при отсутствии иных оснований для признания финансового положения юридического лица неудовлетворительным (п. 1.2). Для целей оценки финансового положения юридических лиц Банк России (территориальное учреждение Банка России) вправе запрашивать у учредителей КО любую информацию о финансовом положении и деятельности лиц, способных прямо или косвенно (через третьих лиц) определять решения, принимаемые учредителями КО (п. 2.3 Инструкции N 135-И).
Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России . Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. Реестр выданных КО лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России («Вестник Банка России») не реже одного раза в год. В лицензии указываются банковские операции, на осуществление которых данная КО имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия выдается без ограничения сроков ее действия. Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции, если получение такой лицензии является обязательным. Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность (ст. 13 Закона о банках и банковской деятельности).
Банковская лицензия — это разрешение в форме индивидуально определенного документа Банка России, выданное банку или небанковской кредитной организации в подтверждение их соответствия требованиям, предъявляемым для осуществления указанных в нем банковских операций, и обязывающее к проведению этих операций. Признаками банковской лицензии являются: официальность, обязательность, бессрочность, индивидуальная определенность (персонифицированный характер лицензии), непередаваемость, единообразность. См.: Пыхтин С.В. Лицензирование банковской деятельности в Российской Федерации. М., 2005. С. 57, 58. О понятии банковской операции см.: Пыхтин С. Правовая природа банковских операций // Хозяйство и право. 2009. N 11; Резниченко А.Н. Юридическая природа банковской операции // Закон. 2010. N 11.
Классификация банковских лицензий и их краткая характеристика
Вновь созданный банк имеет право на получение следующих лицензий:
- на проведение банковских операций с денежными средствами только в рублях, при этом он не имеет права привлекать средства граждан во вклады;
- на проведение банковских операций с денежными средствами как в рублях, так и в иностранной валюте, при этом не имеет права привлекать средства населения во вклады;
- на осуществление привлечения во вклады и размещения драгоценных металлов. Выдачу такой лицензии Банк России рассматривает одновременно с пакетом документов на выдачу валютной лицензии.
У кредитной организации имеется возможность расширения круга осуществляемых операций. Это происходит за счёт получения дополнительных видов лицензий, позволяющих заниматься банковской деятельностью:
- лицензии на проведение банковских операций с денежными средствами как в рублевом, так в валютном эквивалентах, но при этом запрещается открывать вклады физическим лицам. Выдача лицензии на привлечение средств граждан может быть произведена по прошествии 2-х лет с момента государственной банка. Если кредитная организация имеет данную лицензию, то ему разрешено заключать договоры на установление прямых корреспондентских отношений с любыми иностранными банками;
- лицензии на открытие вкладов и размещение драгоценных металлов. Эту лицензию можно выдавать кредитной организации только, если у банка имеется лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублёвом и валютном эквивалентах или одновременно с ней;
- лицензии по привлечению в депозиты граждан денежных средств только в рублёвом эквиваленте;
- лицензии по привлечению в депозиты граждан в рублёвом эквиваленте и иностранной валюте;
- генеральной лицензии. Она может выдаваться кредитной организации, у которой имеются все вышеперечисленные лицензии и выполняющей нормативные требования по величине собственного капитала, которые установлены Банком России. При этом лицензия на проведение банковских операций с драгоценными металлами не обязательное условие для выдачи генеральной лицензии.
Отзыв лицензии у банка
ЦБ РФ может в любой момент отозвать выданные разрешения. О причинах более подробно здесь. После этого организация не имеет права совершать какие-либо операции. Причинами отзыва является: нарушение законодательства, отрицательная финансовая деятельность, нарушение нормативов ликвидности и достатка активов, нарушение закона о легализации доходов, слияние или поглощение другой организацией или банком, выявление недостоверных сведений для получения лицензии, недостоверная финансовая отчетность, самоликвидация, нарушение иных законов и нормативных актов.
Узнать о том, что у финансового учреждения отозвана лицензия, можно в официальном издании ЦБ или в СМИ.
Если при отзыве лицензии учреждение не может расплатиться со своими вкладчиками, то выплатами занимается АСВ. Кредиты должны выплачиваться заемщиками в том же порядке и условиях, на которых были оформлены уже в пользу другого лица (покупателя кредитов закрытого фин. учреждения).
Что происходит с банком после отзыва
Лицензия на осуществление банковских операций выдается ЦБ РФ, им же и отзывается. После отзыва финансовая организация должна быть ликвидирована. Также у финансовой организации после отзыва:
- наступает срок выполнения обязательств;
- прекращается начисление штрафных санкций по обязательствам;
- приостанавливается работа документов по имущественным изысканиям (кроме исполнительных документов, которые выданы на основании взыскании долгов по зарплате, выплате вознаграждений, алиментов и иных выплат), выданных на основании судебных заседаний и вступивших в силу до момента отзыва лицензии;
- запрещается деятельность финансовой организации в виде заключения сделок или исполнения обязательств (кроме сделок относительно коммунальных и эксплуатационных платежей, а также выплат пособий) до назначения ликвидационной комиссии или конкурсного управляющего.
Лицензированию подлежат следующие сферы деятельности:
- создание, написание и продажа шифровальных (криптографических) программ, информационных и телекоммуникационных систем, которые защищены с помощью шифровальных (криптографических) средств, проработка заказов, а также оказание услуг в области кодирования информации, техническое сопровождение шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, которые закодированы с применением шифровальных (криптографических) средств (исключение — техобслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, при защите которых используются шифровальные (криптографические) средства, предназначено для удовлетворения собственных потребностей юр. лица либо ИП);
- разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи специальных технических средств, которые предназначены для негласного получения данных;
- деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (исключение — указанная деятельность ведется для обеспечения личных потребностей юр. лица или ИП);
- создание и производство средств защиты конфиденциальной информации;
- деятельность по технической защите засекреченной информации;
- производство и реализация продукции полиграфии, которая защищена от подделок;
- разработка, производство, испытание и ремонт авиатехники;
- разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техобслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
- разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация оружия гражданского и служебного назначения, базовых элементов огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
- разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (сюда же относят патроны для гражданского и служебного оружия, составные элементы патронов), пиротехнических изделий IV и V классов согласно национальному стандарту, применение пиротехнических изделий IV и V классов по техническому регламенту;
- хранение и уничтожение химоружия;
- эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов относящихся к I, II и III классам опасности;
- деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах производственного значения и инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (не относится деятельность добровольной пожарной охраны);
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- производство лекарственных средств;
- производство и техническое обслуживание медицинской техники (исключение составляет техническое обслуживание, осуществляемое для обеспечения личных нужд юр. лица или ИП);
- оборот наркотических и психотропных веществ, их прекурсоров, выращивание наркосодержащих растений;
- деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
- пассажирские перевозки внутренним водным и морским транспортом;
- перевозки внутренним водным и морским транспортом опасных грузов;
- пассажирские перевозки воздушным транспортом (не относится к деятельности, которая осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица, ИП);
- перевозки грузов воздушным транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
- пассажирские перевозки автотранспортом, которые оборудованы для перевозок свыше 8 человек (исключение составляет работа по заказам или в целях обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
- перевозки ж/д транспортом пассажиров;
- перевозки ж/д транспортом грузов, представляющих опасность;
- погрузка и разгрузка опасных грузов на ж/д транспорте;
- погрузка и разгрузка опасных грузов на внутреннем водном транспорте и в морских портах;
- деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности;
- деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
- частная детективная и охранная деятельность;
- заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных и цветных металлов;
- содействие трудоустройству российских граждан за пределами территории России;
- предоставление услуг связи;
- теле- и радиовещание;
- изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на разных носителях (исключение — деятельность самостоятельно осуществляется лицами, которые обладают правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального законодательства либо иных официальных бумаг);
- применение источников ионизирующего излучения (генерирующих) (не касается источников, используемых в медицине);
- образование (исключение — частные образовательные фирмы, располагающиеся на территории «Сколково»);
- деятельность в сфере освоения космоса;
- геодезические и картографические работы, относящиеся к федеральному назначению. Их результаты должны быть значимы на общегосударственном и межотраслевом уровнях. Не затрагивает направления, связанного с инженерными изысканиями для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства);
- выполнение маркшейдерских работ;
- воздействие на гидрометеорологические, геофизические явления и процессы;
- гидрометеорология и схожие ей области (не касается аналогичных направлений работы, проводимых в процессе инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
- деятельность в сфере медицины (не затрагивает медицинские и иные организации, которые имеют статус частных предприятий и находятся в пределах «Сколково»)
- реализация лекарственных препаратов;
- сохранение объектов культурного наследия народов РФ;
- осуществление экспертизы промбезопасности;
- обращение взрывчатых материалов, используемых в промышленности.
Федеральным законодательством определено: при изменении какой-либо информации, следует обратиться в лицензирующий орган для переоформления разрешения. Его необходимо осуществить при:
- изменении названия организации и ее юр. адреса;
- смене адреса, по которому осуществлялся бизнес, подлежащий лицензированию;
- создании новой организации через реорганизацию ранее действующего юр. лица;
- смене места жительства бизнесмена, а также изменении персональных данных.
На практике различают следующие виды лицензий:
-
Исключительная лицензия. Этот вид разрешительной документации направлен исключительно на управление имуществом (движимым/недвижимым либо денежными средствами). Особенность данного вида лицензии заключается в том, что её невозможно передать третьему лицу. Она привязана к личности человека, на которого оформлена.
-
Простая лицензия. Это разрешение привязывается не к субъекту, а к территории. Лицо, которое использует разрешительную документацию такого рода, обладает расширенными полномочиями.
-
Перекрёстная лицензия позволяет предоставлять патентные права.
-
Полная лицензия. Чаще всего государство для лицензирования конкретного вида деятельности использует именно этот вид разрешения. Полное разрешение позволяет оперировать нематериальными благами и правами (соответственно, правительство предоставляет разрешение на выполнение тех или иных действий).
-
Электронная лицензия – вид разрешительной документации, который выдаётся в электронном виде через интернет и не имеет бумажного дубликата.
-
Сублицензия относится к праву интеллектуальной собственности.
-
Патент (лицензионное соглашение в области патентов) – документ, регулирующий отношения в научно-технической сфере.
-
Лицензионный договор (бизнес-лицензия) – соглашение, которое составляется между двумя субъектами, не имещими отношения к государству. Может распространяться как на материальное, так и на нематериальное право.
-
Открытая лицензия позволяет любое (как коммерческое, так и некоммерческое) использование материальных и нематериальных благ, которые можно получить от объекта, на который распространяется разрешительная документация.
Регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности
. В соответствии с частью первой статьи 43 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация составляет и представляет в Банк России отчетность о своей деятельности по формам, в порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России.
Данная обязанность направлена на обеспечение наличия у Банка России актуальной информации, касающейся кредитных организаций.
Соответствующие требования установлены Указанием Банка России от 08.10.
2018 № 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», в соответствии с пунктом 119 приложения 2 к которому «Список участников (акционеров) кредитной организации (в электронном виде)» включен в перечень отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России на нерегулярной основе.
При этом основанием для представления данной отчетности являются требования Инструкции Банка России от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (далее — Инструкция № 135-И).
Согласно пунктам 18.2, 18.
3 Инструкции № 135-И кредитная организация в форме общества с ограниченной ответственностью при наличии изменений в составе ее участников и (или) размерах их долей направляет в Банк России список участников в электронном виде в течение десяти календарных дней после дня наступления таких изменений, а кредитная организация в форме акционерного общества при наличии в течение календарного квартала изменений в составе акционеров и (или) изменений в размерах их долей направляет в Банк России список участников в электронном виде в течение десяти календарных дней после дня окончания квартала.
В связи с этим у кредитной организации не возникает прямой обязанности по направлению в Банк России данного списка в следующих случаях:
- при изменении наименования участника (акционера);
- при изменении сведений о единоличном исполнительном органе участника (акционера) кредитной организации.
Форма списка участников содержит реквизиты, по которым возможно однозначно идентифицировать участника (акционера) кредитной организации (например, коды ОКПО, ОГРН).
Вместе с тем, принимая во внимание, что Банк России должен располагать актуальной информацией о составе участников (акционеров) кредитной организации, представляется необходимым в случаях изменения наименования участника (акционера) и сведений о единоличном исполнительном органе участника (акционера) направлять в Банк России список участников в электронном виде в сроки, установленные пунктами 18.2, 18.3 Инструкции № 135-И.
- Ответ был полезен?
- Да Нет
- Спасибо, что помогаете нам стать лучше!
Лицензирование банковской деятельности. Виды банковских лицензий
1•Лицензии, выдаваемые ЦБ РФ: являются основанием для осуществления банковских операций;
учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций, который подлежит публикации в официальном издании ЦБ РФ («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются ЦБ РФ в месячный срок со дня их внесения в реестр;
содержат перечень банковских операций, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться;
выдаются без ограничения сроков их действия. Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с него всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет.
Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или ЦБ РФ. ЦБ РФ вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
- 2. Существуют следующиевиды лицензий на осуществление банковской деятельности: лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях; лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте; лицензия на осуществление инкассации; лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;
- лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях;
3.