Особенности рассмотрения органами прокуратуры анонимных сообщений
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности рассмотрения органами прокуратуры анонимных сообщений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») — основной действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан.
О сроках рассмотрения письменного обращения граждан.
Одним из важных вопросов, касательно порядка рассмотрения обращений граждан, является верное исчисление сроков их рассмотрения и получение ответа на них.
Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает конкретные сроки рассмотрения обращений граждан .
Под сроком рассмотрения обращений граждан понимается предусмотренный законом промежуток времени, в течение которого должно быть завершено рассмотрение по существу вопросов, изложенных в обращении, и гражданину направлен ответ.
Значение установленных сроков заключается в том, что они:
— устанавливают определенный временной режим для реагирования на обращения граждан;
— способствуют оптимальному осуществлению гражданином своих прав, препятствуя, с одной стороны, неоправданному затягиванию рассмотрения его обращения, однако, с другой стороны, предоставляя компетентным органам и должностным лицам достаточно времени на реализацию своих прав и обязанностей .
По общему правилу, — государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу предоставляется 30 суток со дня регистрации обращения для работы с ним .
Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не содержит точных правил исчисления установленных в нем сроков. При этом ч. 1 ст. 3 предусмотрено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, рассматриваемым Федеральным законом и иными федеральными законами. Следовательно, при решении вопросов, не урегулированных Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», должен быть применен системный подход к разрешению этих вопросов с применением, в частности, норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и других отраслей права.
Теперь, что касается 30-дневного срока рассмотрения письменного обращения .
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Как раз на случае этой переадресации обращения и стоит обратить особое внимание!
На переадресацию должно уходить не более 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на переадресацию), при этом гражданину должны направить уведомление о том, что его обращение переслали в другой орган или другому должностному лицу, которые отвечают за решение вопросов. Но это не ответ, это лишь уведомление о перенаправлении .
В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или же соответствующим должностным лицам.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения .
Подробнее о сроке, а точнее — о сроках:
3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение — это и есть законный срок рассмотрения обращений граждан (если не происходит перенаправлений обращения и т.п.).
В случае перенаправления обращения этот срок незначительно увеличится согласно срокам на перенаправление, т.е. + 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление).
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней , уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение, что подтверждается и судебной практикой .
Таким образом, с учетом требований статей 8, 10, 12 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:
— в случае, когда не требуется никаких пересылок, запросов и т.п., срок рассмотрения составляет 33 дня (3 дня на регистрацию обращения + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). Без учета почтовой доставки.
— в случае, если ваше обращение перенаправляется в другой орган без дальнейших запросов куда-либо, то срок рассмотрения составляет 43 дня (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление, затем опять 3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). То есть, к предыдущей схеме добавился срок на перенаправление и регистрацию у второго получателя. Без учета почтовой доставки.
— в случае перенаправления обращения, с последующими запросами и уведомлением о продлении срока рассмотрения: +30 дней к максимальному сроку, который рассчитан выше, т.е. 43 дня + 30 дней = 73 дня . Без учета почтовой доставки.
Общий порядок рассмотрения обращений граждан
Гражданин Российской Федерации имеет право обратиться в любые государственные и муниципальные органы и организации, на которые возложены функции регулирования и/или контроля определенных сфер жизни и деятельности общества, или к их должностным лицам.
Обращаться гражданин имеет право, в том числе, за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Обращение может быть как индивидуальным, то есть исходящим от одного человека, так и коллективным, то есть исходящим от группы лиц.
Обращение может быть либо «личным», когда гражданин приходит на прием и в устно объясняет цель своего визита, либо письменным, то есть в виде документа, отправляемого либо по почте, либо нарочным в канцелярию или секретарю. Можно также направить обращение в форме электронного документа.
По нашему мнению, письменное обращение во много раз более эффективно, чем устное.
Права граждан при рассмотрении обращения
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
— представлять дополнительные документы, а также в случае затруднений с получением этих документов обращаться с просьбой об их истребовании;
— знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения. Данное право, однако, имеет некоторые ограничения. В ознакомлении с материалами может быть отказано, если они затрагивают права, свободы и законные интересы других лиц, или если в указанных документах и материалах содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
— получить письменный ответ по сути обращения. Для этого в обращении обязательно должны быть указаны ФИО гражданина и адрес для направления ответа. В противном случае ответ не направляется. И именно поэтому, как уже упоминалось выше, письменное обращение более эффективно;
— обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Вас приветствует Офис по правам людей с инвалидностью.
Мы защищаем права людей с инвалидностью в Беларуси. Долгое время складывалась ситуация, в результате которой люди с инвалидностью вынуждены оставаться на краю общественной жизни, изолированно, не имея возможности жить полноценной жизнью.
Наша работа направлена на то, чтобы менять наше общество, делая его свободным от барьеров и предрассудков. Мы стремимся перестроить мир таким образом, чтобы люди с инвалидностью стали равноправными его членами, включенными во все сферы жизни.
Офис защищает права людей с инвалидностью. Мы продвигаем понимание инвалидности, как проблемы соблюдения прав человека. В своей деятельности мы опираемся на ценности и положения Конвенции о правах инвалидов.
Анонимные обращения в прокуратуру. Возможны ли они?
К сожалению, гражданин не может обратиться в прокуратуру анонимно. Такой порядок подачи жалобы в прокуратуру противоречит Федеральному Закону №59 «Об обращениях граждан». В нем четко сказано, что при обращении в полицию, прокуратуру или суд гражданин обязан назвать себя. Однако при этом гражданин может требовать анонимности при проведении разбирательства.
Таким образом, если вы пропустите при заполнении поле «Заявитель» с целью сохранения анонимности, то ваше обращение попросту не примут. Однако даже его и случайно примут оно просто окажется нерассмотренным. Кроме того, вам потребуется предоставить документ, который подтверждает вашу личность как заявителя, что делает случайный прием анонимной жалобы возможным только по почте.
Если жалоба в прокуратуру не принесла желаемого результата, или Вы остались недовольны проведением проверки, то можно подать жалобу на прокуратуру. В крайних случаях можно составить жалобу в Генеральную прокуратуру. Именно подача жалобы в Генеральную прокуратуру позволяет защитить права и свободы граждан.
Можно ли подать жалобу анонимно
Анонимная жалоба – это обращение, в котором нет сведений о его составителе, подавать анонимные обращения в прокуратуру не рекомендуется. В соответствии с п. 2.8 приказа Генпрокуратуры России от 30 января 2013 года № 45, обращение гражданина обязательно должно содержать его Ф.И.О., а также электронный или почтовый адрес, на который прокуратура сможет направить ответ о результатах рассмотрения.
Отправить анонимную электронную жалобу не получится, автоматизированная система не станет загружать заявление, которое заполнено не полностью.
Тем не менее в законе не установлено запрета на подачу жалоб, в которых отсутствуют сведения о заявителе. В приказе Генпрокуратуры говорится, что такие обращения прикладываются к надзорному производству или к соответствующему делу.
Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях
Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 августа 2014 г. № 736 г. Москва «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»
Территориальные органы МВД России в целях настоящей Инструкции обязаны принимать сообщения и заявления о преступлениях и административных правонарушениях, в том числе о безвестном исчезновении человека, о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности (о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях) требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения. Заявления о преступлениях включают и явку с повинной, т.е. добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.
Заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях принимаются круглосуточно во всех территориальных органах МВД России вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения, либо происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления.
В письменном заявлении должны содержаться следующие сведения: кому адресовано заявление, данные о лице, его подавшем (ф.и.о., адрес фактического места жительства, место работы (учебы), контактный телефон, адрес для корреспонденции). Заявление должно содержать описание события преступления (места, времени, а также обстоятельств его совершения), просьбу, адресованную к руководителю правоохранительного органа, о принятии установленных законом за совершение противоправного деяния мер, список свидетелей или очевидцев, если таковые известны, а также данные о должностном лице территориального органа внутренних дел его принявшем.
В соответствии с ч. 2 ст.141 Уголовно-процессуального Кодекса (УПК) РФ письменное заявление о преступлении (его изложение) должно быть подписано заявителем.
При подаче письменного заявления о преступлении заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 Уголовного Кодекса (УК) РФ, о чем в заявлении делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.
Устные заявления о преступлениях, в соответствии с ч. 3 ст.141 УПК РФ, заносятся в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление.
Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст.141 УПК РФ.
Устное сообщение о ранее незарегистрированном преступлении, сделанное при производстве следственного действия, на основании ч. 4 ст. 141 УПК РФ вносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления либо протоколом принятия устного заявления о преступлении.
В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его сообщение оформляется рапортом сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления в соответствии с ч. 5 ст. 141 и ст. 143 УПК РФ.
В соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное заявление не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Если в ходе проверки заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии установлено, что в качестве заявителя указано лицо, не обращавшееся в территориальный орган МВД России, либо в заявлении и сообщении названы вымышленные адрес и (или) фамилия, имя, отчество, то заявление (сообщение) признается анонимным (п. 45 Инструкции утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736).
Подлежат регистрации поступившие на телефон территориального органа внутренних дел анонимные заявления (сообщения), содержащие сведения о совершенном или готовящемся террористическом акте, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем.
В территориальных органах МВД России регистрируются сообщения о преступлении, об административном правонарушении, поступившие в том числе по «телефону доверия», входящему в систему «горячей линии МВД России» по приему и учету сообщений граждан о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел. При этом, лицо сообщившее о преступлениях и иных правонарушениях (за исключением сведений о совершенном или готовящемся террористическом акте) в обязательном порядке сообщает о своих данных – ф.и.о., почтовом либо электронном адресе, по которому направляется ответ о результатах проведенной проверки.
При личном обращении заявителем, с письменным заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, в дежурную часть территориального органа внутренних дел, оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление, обязан выдать ему талон-уведомление о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о регистрационном номере поданного заявления, данных оперативного дежурного, его принявшего, наименовании территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного дежурного.
Заявитель (лицо, представляющее его интересы) расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, находившегося на хранении в территориальном органе внутренних дел, проставляет дату и время получения талона-уведомления.
Заявления и сообщения о преступлениях подлежат проверке в порядке, предусмотренном ст. ст. 144, 145 УПК РФ.
По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях принимается одно из следующих решений:
— О возбуждении уголовного дела;
— Об отказе в возбуждении уголовного дела.
В соответствие с ст. 144 УПК РФ (изменений внесенных в данную статью Федеральным Законом № 19-ФЗ от 09.03.2010) решение по заявлению, сообщению о преступлении, принимается в срок до 3 суток; с согласия руководителя следственного органа, начальника органа дознания до 10 суток; территориального прокурора до 30 суток, со дня подачи (регистрации) заявления, сообщения в орган внутренних дел.
По результатам рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях принимается одно из следующих решений:
— О возбуждении дела об административном правонарушении;
— Об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
— О передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности.
— О передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности.
Решения, о передаче заявлений (сообщений) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности и в иной территориальный орган МВД России по территориальности принимаются в течение семи дней с момента регистрации заявления (сообщения) об административном правонарушении в КУСП.
Срок рассмотрения заявлений (сообщений) об административном правонарушении исчисляется с момента их регистрации в КУСП, определяется с учетом требований ч. 3 ст. 8 и ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также в соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).
По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях принимается одно из следующих решений:
— О передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности.
Порядок обращения граждан в органы внутренних дел с заявлениями (сообщениями) о совершении в отношении них противоправных деяний
В случае совершения в отношении граждан противоправных деяний (преступлений, административных правонарушений) они могут обратиться с заявлением (сообщением) в органы внутренних дел Российской Федерации (далее – органы внутренних дел) в установленном порядке.
Письменное заявление или устное сообщение о противоправных деяниях
Круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции) (далее – дежурная часть).
Вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях принимаются уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел, принявший заявление (сообщение) о преступлении, об административном правонарушении, обязан незамедлительно передать в дежурную часть информацию по существу принятого заявления (сообщения) для его соответствующей регистрации.
При приеме от заявителя письменного заявления о преступлении заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.
Направление заявления в электронной форме посредством официального сайта МВД России в сети Интернет
Прием заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях также осуществляется органами внутренних дел в электронной форме посредством официальных сайтов МВД России его территориальных органов (например, через официальный сайт УМВД России по Ярославской области (https://76мвд.рф)) в разделе «Прием обращений».
Для подачи заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях в электронной форме, направляемых посредством официальных сайтов, применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с заявлениями о преступлениях, об административных правонарушениях.
Уполномоченными должностными лицами полиции электронные заявления распечатываются на бумажном носителе, дальнейшая работа ведется с ними как с письменными заявлениями о преступлениях, об административных правонарушениях в установленном порядке.
Сообщение о противоправных деяниях по телефону
Оперативно сообщить о преступлениях и иных правонарушениях, а также вызвать сотрудников полиции граждане могут, позвонив со стационарного телефона по номеру « 02 », с мобильного телефона – « 102 ».
О преступлениях и иных правонарушениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, граждане также могут сообщить по «телефону доверия», входящему в систему «горячей линии МВД России».
Анонимное заявление (сообщение)
Следует помнить, что анонимное заявление (сообщение) о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Анонимными признаются заявления (сообщения) о преступлении или об административном правонарушении без указания фамилии заявителя или почтового либо электронного адреса, по которому должен быть направлен ответ.
Такие заявления (сообщения) в порядке, установленном для рассмотрения заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, не рассматриваются[1].
Если в ходе проверки заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении будет установлено, что в качестве заявителя указано лицо, не обращавшееся в территориальный орган МВД России, либо в заявлении и сообщении названы вымышленные адрес и (или) фамилия, имя, отчество, то заявление (сообщение) признается анонимным.
Регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях
Каждому принятому (полученному) в органах внутренних дел заявлению (сообщению) присваивается очередной порядковый номер Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее – КУСП), в ней фиксируются краткие сведения по существу заявления (сообщения).
В талоне-уведомлении указываются: специальное звание, фамилия, имя, отчество оперативного дежурного, принявшего заявление о преступлении, об административном правонарушении, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного дежурного.
Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.
При поступлении заявления о преступлении, об административном правонарушении, направленного посредством операторов почтовой связи с доставкой письменной корреспонденции в здание территориального органа МВД России, официальных сайтов, факсимильной связи, федеральной фельдъегерской связи и специальной связи, почтового ящика, полученного в ходе личного приема, а также при поступлении сообщения о преступлении, об административном правонарушении по телефону талон-уведомление о приеме и регистрации заявления не оформляется.
Разрешение заявлений и сообщений о преступлении, об административном правонарушении
Проверка фактов, изложенных в зарегистрированном заявлении (сообщении), а также принятие в пределах его компетенции решения в установленном порядке осуществляется уполномоченными должностными лицами территориального органа МВД России.
Сотрудник органов внутренних дел, осуществляющий проверку, обязан проверять действительность факта обращения заявителя с заявлением (сообщением) о преступлении, об административном правонарушении, достоверность данных заявителя: фамилии, имени, отчества, адреса, а в случае неполноты или отсутствия таких данных, принять меры к их установлению.
Заявления и сообщения о преступлениях подлежат проверке в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом российской Федерации (далее – УПК РФ).
По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:
— о возбуждении уголовного дела;
— об отказе в возбуждении уголовного дела;
— о передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.
В случае принятия по заявлению (сообщению) о преступлении решения об отказе в возбуждении уголовного дела копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.
Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.
Заявления и сообщения об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
По результатам рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:
— о возбуждении дела об административном правонарушении;
— об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
— о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности;
— о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности.
Варианты ответов прокуратуры
После подачи обращения в прокуратуру, его сотрудники должны прислать вам ответ в течение тридцати календарных дней.
При этом форма ответа может быть самой различной:
- удовлетворить: говорит о том, что в отношении заявителя будут восстановлены права и законные интересы в полном или частичном объёме;
- отклонить: требования заявителя посчитали необоснованными;
- разъяснить: заявитель получает ответ в форме детального разъяснения правового вопроса (при обращении с такой целью);
- перенаправить: заявление передаётся в иной орган прокуратуры, организацию или ведомство в случае подачи обращения не по специализации данной организации. Сроки передачи составляют 7 календарных дней;
- принять иное решение: такое заявление остаётся без разрешения, приобщается к иному похожему по ситуации делу, возвращается в течении 7 календарных дней заявителю.
В каких случаях можно подать анонимную жалобу
Прокуратура рассматривает анонимные жалобы только в тех случаях, когда в них идет речь:
- о готовящемся преступлении, уже совершенном либо совершаемом в настоящий момент времени;
- о гражданах, которые были замечены в подготовке к преступлению или уже совершили его;
- о коррупционных схемах и фактах злоупотребления должностными полномочиями, с которыми столкнулся заявитель;
- о террористических актах. Рассматривается любая информация об уже совершенных и готовящихся преступлениях;
- о нарушении прав работника со стороны работодателя. Однако в этом случае личные данные все же придется указать, но они будут зашифрованы системой автоматически.
Действующий закон определяет специфику изучения и проверки обращений от граждан, не пожелавших оставлять свои персональные и контактные данные, которые могут быть использованы для предоставления ответов.
Анонимная жалоба о правонарушении не может считаться основанием для возбуждения административного или уголовного дела. Но в то же время все изложенные факты подлежат тщательной проверке для установления отсутствия или наличия признаков состава преступления. В связи с этим, если поступило сообщение о совершенном, совершаемом или планируемом противоправном деянии, такое заявление должно быть направлено в правоохранительные органы, которые обязаны провести проверки полученных фактов.
В соответствии с Инструкцией об организации рассмотрения обращений, принятой в 2013 году, на претензии, в которых не содержатся личные данные заявителей и реквизиты для направления отчетов о принятых решениях (почтовые или электронные адреса), ответы не предоставляются. На основании письменного решения начальника органа безопасности, руководителя или другого уполномоченного лица, такое сообщение признается анонимным, но все равно подлежит регистрации, учету и последующей проверке. При этом они регистрируются в качестве «иной информации» о событиях и преступлениях, угрожающих общественной и личной безопасности, и проверяются оперативным подразделением органа безопасности учреждения.
По результатам проверки изложенных фактов, может быть принято решение:
- об отказе в возбуждении уголовного дела (в этом случае материалы проверки формируются в самостоятельные дела и хранятся в течение 5-ти лет);
- о возбуждении уголовного дела;
- о передаче сообщения о преступлении в суд;
- о передаче сообщения о преступлении по подследственности.
Срок рассмотрения анонимной жалобы не должен превышать 30 дней. Но он может быть продлен еще на 30 дней, если отведенного законом первоначального срока не хватило для изучения предоставленных фактов.
Как принимаются заявления в полицию
Ежедневно в стране совершается большое количество преступлений. Часто бдительность граждан позволяет найти преступников в сжатые сроки или предотвратить злодеяние. Обратиться в полицию можно, если человек:
- стал жертвой преступления или подозревает, что в отношении него могут быть совершены противоправные действия;
- стал свидетелем;
- обладает информацией о готовящемся преступлении.
Установлен особый порядок обращения в полицию. Сообщить о преступлении или составить донос можно несколькими способами:
- обратиться лично в полицейский участок;
- позвонить по телефону;
- написать письмо и отправить его по почте;
- составить и отправить электронное обращение.
Можно ли подать жалобу анонимно
В ФЗ № 59 говорится, что заявитель обязан указать в жалобе свои данные как персональные, так и контактные (последние нужны, чтобы дать ответ). Указание их точно так же необходимо и при личном обращении к должностному лицу. Таким образом, в общих случаях анонимная жалоба невозможна.
Возможны и исключения. В частности, анонимное обращение допускается, чтобы пожаловаться на несоблюдение прав, коррупцию, либо сделать сообщение о преступлении.
Рассмотрим, в каких случаях жалоба будет считаться анонимной: обычно вне зависимости от того, в какой форме она подаётся, должны быть предоставлены следующие данные:
- ФИО заявителя;
- почтовый адрес;
- дополнительно могут предоставляться также номер телефона и адрес электронной почты.
Если ФИО и почтовый адрес не были предоставлены (даже что-то одно из них), то заявление будет анонимным, отчего оно может быть не принято, если указанные в нём факты не входят в список обязательных к принятию даже от анонимного источника.
Можно ли обратиться анонимно?
Инструкция по анонимному обращению граждан в полицию была выдвинута на утверждение в 2014 году (в этом же году она вступила в силу). Суть инструкции заключается в следующем: анонимные сообщения о противозаконных действиях должны регистрироваться сотрудниками правоохранительных органов. По этой инструкции работают все отделения полиции Российской Федерации.
Конечно же, существуют и исключения в регистрации различных обращений граждан РФ. Например, при сообщении о предстоящем террористическом акте. В заявлении человеку, позвонившему в полицию, необходимо назвать приблизительное либо точное время, а также место совершения террористического акта. Подобные заявления должны быть зарегистрированы при любых обстоятельствах. Спросите почему? Дело в большом количестве ложных вызовов. Кто-то ради «шутки» заявляет о готовящемся взрыве объекта или о террористической атаке со стороны преступных организаций.
Именно так «развлекаются» многие молодые люди, в основном подростки. Регистрация обращений и запись входящих звонков дает возможность полиции работать эффективно, сокращать количество ложных звонков, т. к. «шутники» побоятся, что их вычислят. Кроме того, регистрация звонков поможет привлечь к ответственности тех заявителей, которые во время обращения намеренно предоставили ложные данные.
Как написать обращение
Давайте перейдем к более практическим вопросам. Не каждую бумагу примут в качестве обращения. Конституция гарантирует гражданам право на заявление в любые органы. Но оно должно быть оформлено соответствующим образом. На анонимное письмо никто отвечать не обязан. Поэтому любые виды обращений граждан: предложение, заявление, жалоба — необходимо писать, в соответствии с законодательно закрепленными нормами.
Бумага должна содержать:
- Наименование учреждения или организации, куда направляется документ. Желательно указать адрес, ФИО или должность того, к кому обращается человек.
- Свои реквизиты. Они состоят из ФИО, написанных полностью, и адреса для получения ответа. Желательно добавить номер телефона с целью организации более оперативного общения.
- Уведомление, в случае необходимости о переадресации ответа.
- Суть обращения. Ее следует внимательно продумать, сделать лаконичной и содержательной, без излишней эмоциональности.
- Бумага подписывается составителем лично. Кроме того, следует указать дату направления.
Все указанные пункты обязательны для исполнения. Гражданин, который составляет документ, должен быть внимателен, чтобы ничего не пропустить. В случае ошибки его письмо не будет рассмотрено чиновниками, отнесено в разряд анонимок. Отметим, законодательство, разбирая основные виды обращений граждан, не настаивает на том, чтобы люди указывали номер телефона. Обязательным является только адрес его проживания. Однако практика показывает, что наличие дополнительных сведений повышает качество работы с документом.