59. Административное приостановление деятельности.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «59. Административное приостановление деятельности.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за данное деяние. В санкциях статей, определяющих ответственность за отдельные виды административных правонарушений, предусматриваются вид наказания и допустимые его размеры.

Комментарии к ст. 3.12 КОАП РФ

1. Административное приостановление деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая производственные объекты, эксплуатацию зданий, сооружений и т.п., преследует цели обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, имея в виду экологическую безопасность, а также борьбу с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма, с другими правонарушениями, представляющими опасность для жизнедеятельности.

2. Применение административного приостановления деятельности при рассмотрении дел об административных правонарушениях Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ возложил на судей федеральных районных судов общей юрисдикции и арбитражных судей. Однако, учитывая реально сложившиеся условия деятельности ряда предприятий, особенно тех, которые являются особо опасными производственными объектами (угольные шахты, химические производства и др.), законодатель ввел новые правила назначения и исполнения административного приостановления деятельности.

Во-первых, расширен перечень административных правонарушений, за которые могут быть назначены такого вида наказания (см. ст. 5 Федерального закона от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ).

Во-вторых, расширен перечень субъектов административной юрисдикции, которые с 1 января 2011 г. будут вправе налагать административные наказания в виде административного приостановления деятельности, если такое наказание предусмотрено конкретной статьей Кодекса (должностные лица уполномоченных на то органов), а равно прекращать исполнение такого наказания при устранении обстоятельств, послуживших основанием для применения такого наказания (см. ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ).

Однако согласно Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 421-ФЗ пока такое право предоставляется руководителю Ростехнадзора и руководителям территориальных органов этой Службы при применении ч. 3 ст. 9.1 Кодекса за грубое нарушение требований промышленной безопасности. Во всех остальных случаях вопросы административного приостановления деятельности по-прежнему будут решать судьи, если иные случаи не будут предусмотрены законом.

3. В комментируемой статье установлен максимальный срок административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, но не указан минимальный срок. В связи с этим в гл. 27 КоАП РФ в качестве меры обеспечения по делу об административном правонарушении предусмотрен временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, других объектов, перечисленных в ст. 27.16, до рассмотрения дела.

4. Законодатель рассматривает административное приостановление деятельности как наказание наиболее строгое и обусловливает его назначение только в случаях угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Применение указанной меры административного наказания допускается также за административные правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в области обеспечения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и градостроительной деятельности. При этом подчеркивается, что применение рассматриваемого наказания возможно, если правоприменитель сочтет, что менее строгий вид наказания не достигнет желаемого результата (см. абз. 2 ч. 1 комментируемой статьи).

5. Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения и дополнения в ряд статей Кодекса в упомянутых выше целях. Например, введена административная ответственность юридических лиц за нарушение законодательства о труде и об охране труда, а в качестве альтернативной административному штрафу санкции предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (см. ч. 1 ст. 5.27). При этом в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и в Трудовой кодекс РФ внесены изменения и дополнения, направленные на защиту трудовых прав работника, если конкретное правонарушение произошло не по его вине.

Существенно повышена ответственность индивидуальных предпринимателей путем установления данного вида административного наказания за нарушение правил, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Рассматриваемая санкция введена за пропаганду наркотиков, за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, за порчу земель, за нарушение правил охраны водных объектов, правил водопользования, за нарушение требований к охране лесов, за нарушение требований промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, за повреждение тепловых сетей, а также за ряд правонарушений в сельском хозяйстве, ветеринарии, на транспорте, в области связи и информации и за нарушение некоторых других норм и правил. В связи с внесением существенных изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и принятием Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», направленных на упорядочение миграции в России в целях усиления гарантий прав лиц, законно находящихся на территории России, и обеспечения национальных интересов России в сфере миграции, были внесены соответствующие изменения в отдельные статьи гл. 18 КоАП РФ. Ныне в ст. ст. 18.15 — 18.17 в качестве одного из основных наказаний предусмотрено административное приостановление деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, в том числе к деятельности, осуществляемой на торговых объектах, за несоблюдение ограничений на осуществление указанными лицами отдельных видов деятельности. Соответствующие дополнения и изменения внесены в конкретные статьи Особенной части КоАП.

6. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности возлагается на судебного пристава-исполнителя и должно осуществляться немедленно (см. комментарий к ст. 32.12).

Часть 3 комментируемой статьи и ч. 3 ст. 32.12 предусматривают возможность досрочного прекращения рассматриваемого наказания по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности, и при наличии заключения должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 на составление протокола об административном правонарушении, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.

Однако законодатель оставил без ответа вопрос о последствиях такого наказания, если и после установленного 90-суточного срока приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица обстоятельства, послужившие основанием, предусмотренным в ч. 1 комментируемой статьи, для назначения наказания, не будут устранены.

Исполнение наказания в виде административного приостановления деятельности

На основании абз. 2 ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ обеспечением исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности служит запрет деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, приостановление операций по счетам.

Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол о нем, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (абз. 2 ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Правоприменительная практика приостановки

Правоприменительную практику в части приостановления хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением действующего законодательства, необходимо разделять на два периода: до вступления в силу Федерального закона N 45-ФЗ и после. Причем процент приостановленных объектов (деятельности) до и после вступления в силу этого Закона отличается в сторону понижения. Чем это вызвано?

Читайте также:  Семейная ипотека в 2023 году: новые условия

Во-первых, усложнением процедуры приостановления, которая предполагает оформление соответствующих административных материалов в установленном КоАП РФ порядке. С одной стороны, это позволяет упорядочить действия государственных инспекторов, которые должны доказать не только виновность лица, но и то, что именно приостановление является достижением цели наказания. С другой стороны, малейшее отступление от процессуальных норм может явиться основанием для назначения административного наказания иного вида или даже прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Во-вторых, не все административные правонарушения могут повлечь за собой приостановление. Оно применяется, только если предусмотрено в качестве санкции за конкретный вид нарушения и лишь в исключительных случаях, перечисленных в ст. 3.12 КоАП РФ. Также следует отметить, что административное приостановление деятельности как вид административного наказания может применяться только в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В-третьих, ограничением круга лиц, уполномоченных приостанавливать деятельность, а именно — наделением права приостановления исключительно судей. К сожалению, на сегодняшний день судьи не готовы в полной мере использовать данный вид административного наказания. Нередко по результатам рассмотрения подобных дел судьи ограничиваются административным штрафом.

Административное приостановление деятельности

Сначала о принудительном приостановлении деятельности ООО. Эта мера предусмотрена статьей 3.12 КоАП РФ и применяется только в ситуациях, прямо указанных в законе, например:

  • угроза жизни или здоровью людей;
  • возникновение эпидемии или заражения;
  • радиационная авария или техногенная катастрофа;
  • причинение существенного вреда окружающей среде;
  • нарушение правил оборота наркотических и психотропных веществ;
  • легализация доходов, полученных преступным путем;
  • финансирование терроризма;
  • нарушение правил привлечения иностранных работников к торговой деятельности;
  • несоблюдение норм производства и оборота алкоголя;
  • неприменение контрольно-кассовой техники;
  • нарушение норм охраны труда;
  • совершение административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Административное приостановление деятельности организации в большинстве случаев происходит по решению суда. Но если нарушены требования промышленной безопасности, то приказ о приостановке деятельности выносит соответствующий государственный орган (например, в области безопасности гидротехнических сооружений или горный надзор).

Судебные приставы, исполняющие предписание о приостановлении деятельности ООО, самостоятельно решают, какие меры принять для этого. Обычно это опечатывание помещений и прекращение доступа на объект.

Максимальный срок принудительного приостановления деятельности – 90 суток, и его можно сократить, если нарушения были быстро устранены. Для этого надо подать в суд ходатайство, которое будет рассмотрено в течение 5 дней. Но если ничего не изменилось и за 90 суток, то приостановление деятельности будет продлено.

Работа фирмы приостановлена по суду: что делать бухгалтеру

ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Право-инфо » Статьи из журналов » Работа фирмы приостановлена по суду: что делать бухгалтеру

Распечатать

Аипкин С.М.

Суды общей юрисдикции за различные нарушения приостанавливают деятельность примерно 30% фирм, привлеченных к административной ответственности. Надеемся, что с вашей организацией это не случится. Но на всякий случай надо быть готовым ко всему.

  • Что такое административное приостановление деятельности
  • Это наказание в виде временного (до 90 суток) прекращения :
  • — деятельности организации или ее отдельных подразделений;
  • — эксплуатации отдельных агрегатов, объектов, зданий или сооружений;
  • — отдельных видов деятельности.

Приостановление деятельности назначается судьей. Исключение — нарушение требований промышленной безопасности, угрожающее жизни или здоровью людей. В этом случае деятельность приостановит Ростехнадзор .

Сразу после вынесения постановления о приостановлении деятельности в организацию приходит пристав и закрывает доступ к объекту, деятельность которого приостановили.

После истечения срока приостановления, если оно не было прекращено досрочно, организация сразу может начинать работать. Пристав сам вынесет постановление об окончании исполнительного производства и направит его в суд .

Но необходимо помнить, что, возможно, сразу или через какое-то время в организацию явится проверяющий, например трудинспектор или пожарный, чтобы проконтролировать, устранены ли нарушения, за совершение которых приостанавливалась деятельность .

И если будет установлено, что такие нарушения не устранены, то приостановление деятельности может быть назначено вновь .

Как платить зарплату

Административное приостановление деятельности — это простой по вине работодателя . Если это произошло из-за того, что были нарушены требования охраны труда, за неработающими сотрудниками сохраняется средний заработок .

Если же причиной приостановления были другие нарушения, бездействующим работникам надо платить не меньше 2/3 среднего заработка .

В табеле учета рабочего времени необходимо указать такое условное обозначение, как «РП» или «31» — «Время простоя по вине работодателя».

Труд тех, кто работает в обычном режиме, оплачивается по-прежнему. Например, приостановлена работа лишь одного цеха из-за трудоохранных нарушений. Рабочим этого цеха вы заплатите средний заработок, в то время как всем другим работникам продолжите начислять зарплату за отработанное время.

Работников, которые в связи с приостановлением деятельности не могут трудиться, можно временно перевести на другую работу, при условии, что они на это согласны . Причем тем, кто временно переводится на другую работу из-за нарушений в области охраны труда, нужно платить не меньше прежнего среднего заработка .

  1. Если неработающие сотрудники не согласны переводиться на другую работу и фактически не могут находиться на рабочем месте (например, опечатан цех), то работодателю ничего не остается, как :
  2. искать новое место для выполнения работниками их основной работы, которое отвечало бы требованиям закона и было бы безопасно для жизни и здоровья работников;
  3. позволить бездействующим по его вине работникам не выходить на работу.
  4. В случае перевода сотрудников на другую работу, а также в случае создания нового места для их основной работы организация в табеле учета рабочего времени ставит сотрудникам коды «Я» или «01» — «Продолжительность работы в дневное время».
  5. Как платить налоги и страховые взносы

Приостановление деятельности не отменяет и не изменяет сроки уплаты налогов и представления отчетности . То же самое можно сказать о взносах с выплат работникам . При этом обязательные выплаты работникам, как бездействующим, так и переведенным на другую работу, в общем порядке облагаются НДФЛ и страховыми взносами.

Как обжаловать постановление суда или должностного лица о приостановлении деятельности?

Как и при наложении иных мер наказания постановление о приостановлении деятельности может быть обжаловано.

Куда обжаловать?

Так, постановление, вынесенное судом, по правилам, установленным КоАП РФ, обжалуется в вышестоящий суд (абз. 1, ч. 1 ст. 30.1. КоАП РФ). Иные возможности предусмотрены законодательством, если постановление было вынесено должностным лицом. При таких обстоятельствах законодатель предусмотрел возможность обжаловать постановление в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в районный суд по месту рассмотрения дела по собственному выбору (абз. 3, ч. 1 ст. 30.1. КоАП РФ).

Какой порядок обжалования?

Если постановление о приостановлении деятельности обжалуется в судебный орган, то она должна быть подана в суд, который вынес соответствующее постановление или в вышестоящий суд, который будет рассматривать дело об административном правонарушении. Лицо, подающее жалобу, освобождается от уплаты госпошлины.

Срок, в течение которого должна быть подана жалоба равен 10 суткам с момента получения вручения или получения копии постановления об административном правонарушении.

Если постановление о приостановлении деятельности обжалуется в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то правила подачи аналогичны. Жалоба может быть подана как в орган, должностному лицу, который вынес постановление об административном правонарушении, так и непосредственно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, который уполномочен рассматривать жалобы. Госпошлиной не облагается. Срок, в течение которого должна быть подана жалоба также равен 10 суткам.

Досрочное прекращение административного приостановления деятельности

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 3.12, ч. 3, 4 ст. 32.12 КоАП РФ, лицо, устранившее допущенные нарушения, может обратиться к судье с ходатайством о досрочном прекращении административного приостановления деятельности. Такое ходатайство также может быть подано Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, назначаемым Президентом Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения их органами государственной власти и должностными лицами, в компетенцию которого входит в том числе рассмотрение жалоб субъектов предпринимательской деятельности на решения или действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц, нарушающие их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Комментарий к Ст. 3.12 КоАП РФ

1. Административное приостановление деятельности организаций и предпринимателей преследует цели обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также борьбу с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма, с другими правонарушениями, представляющими опасность для жизнедеятельности. Суды могут приостанавливать деятельность организаций и предпринимателей на общий срок до 90 суток при существовании одновременно нескольких обстоятельств:

1) последствия, которые могут наступить, если не приостановить деятельность. Прежде всего, это угроза жизни или здоровью людей, эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами. Сюда же относятся радиационная авария, техногенная катастрофа, причинение существенного вреда окружающей среде;

Читайте также:  Оформить льготы ветеранам труда в 2023 году

2) за совершенное нарушение полагается наказание в виде именно административного приостановления деятельности;

3) тяжесть наказания. Судья вправе приостановить деятельность, если сочтет, что менее строгий вид наказания (например, штраф) не предотвратит повторное нарушение.

В случае причинения вреда организация вправе требовать от государства возместить вред, причиненный незаконным административным приостановлением деятельности.

Заметим, что у организации или предпринимателя есть возможность возобновить свою деятельность до того, как истечет изначально установленный срок наказания.

Организация или предприниматель могут обжаловать в течение 10 дней в вышестоящий суд постановление суда о приостановлении деятельности. А вышестоящий суд обязан рассмотреть жалобу в течение пяти дней с момента ее поступления.

Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности согласно ст. 32.12 осуществляется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления, в том числе он вправе наложить пломбы и опечатать помещения, кассы, места хранения товарно-материальных ценностей и т.п.

Однако, судебный пристав-исполнитель не имеет права совершать такие действия, которые бы повлекли за собой необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Административное приостановление деятельности как вид административного наказания может применяться при:

1) нарушении трудового законодательства;

2) нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

3) пропаганде наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров;

4) нарушении правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ;

5) нарушении порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

6) нарушении требований нормативных документов в области строительства;

7) нарушении правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза);

8) нарушении правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил;

9) нарушении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

10) невыполнении в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль);

11) нарушении требований пожарной безопасности и др.

А можно выбрать приостановление деятельности вместо штрафа?

За многие нарушения закон предлагает два наказания: штраф или приостановление деятельности. Наказание выбирает суд.

Часто предпринимателю дешевле перетерпеть остановку бизнеса, чем заплатить штраф.

Например, за найм иностранцев в Москве без разрешения на работу юрлицу грозит штраф до 1 000 000 ₽ или приостановление деятельности по ст. 18.15 КоАП РФ.

В сравнении с максимальным штрафом потеря прибыли и хлопоты с разрешением от миграционной службы многим покажутся мелочью.

Заменить штраф на приостановление деятельности нельзя.

Считается, что приостановление суровее штрафа — ст. 3.12 КоАП РФ. Бизнес останавливают, когда есть опасность. Если чиновники не видят угрозу массовых отравлений, пожаров или падения нравственности, бизнес штрафуют. Правило странное: наказание легче, а предпринимателю больнее.

Обжаловать штраф и просить приостановление бесполезно — вы проиграете. Такая замена запрещена пунктом 18.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10.

Предприниматель ремонтировала фасад магазина. В подсобные рабочие взяла молодого человека из Узбекистана. Разрешение на работу не проверила.

Кто-то пожаловался в миграционную службу и предпринимателя оштрафовали на 250 000 ₽.

Женщина пожаловалась в суд и попросила замену на приостановление деятельности. Мол, за это время оформят разрешение.

В замене ей отказали, объяснив следующее. Остановка работы — это крайняя мера. Вы не поняли, штраф — лёгкое наказание, вам повезло. Тем более штраф выписали в самом маленьком размере.

Дело № А06-6411/2012

Как быть с зарплатой, налогами и арендой, пока нельзя работать?

Остановка работы — проблема предпринимателя. От выплат поставщикам, арендодателю, налогов и взносов за персонал не освобождают.

Увольнять работников нельзя. Но по зарплате есть небольшие послабления.

Когда бизнес поставили на стоп из-за опасных рабочих мест, работодатель обязан платить средний заработок по ст. 220 ТК РФ. На это время работника можно перевести на другую работу. Например, администратору выдачи заказов в интернет-магазине поручить приём звонков клиентов. О переводе издают приказ.

При нарушении санитарных, пожарных и других правил принимают приказ о простое. Во время простоя сотрудники не работают, но получают две трети среднего заработка. Так сказано в ст. 157 ТК РФ. Или можно перевести на другую работу, но со средним заработком.

Административное приостановление деятельности как вид наказания введен в КоАП РФ Федеральным законом от 09.05.2005 N45-ФЗ.10 Назначать его вправе только суд и только в случаях, предусмотренных Особенной частью кодекса. Еще одно обязательное условие его применения — если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели данного наказания. Согласно ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении:

— деятельности ИП, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков;

— эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений;

— осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.11

Максимальный срок приостановления деятельности — девяносто суток. Нередко статья КоАП РФ предусматривает несколько альтернативных видов наказания, один из которых — приостановление деятельности.

При этом приостановление может назначаться только в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

У предприятий пищевой промышленности самым распространенным правонарушением, которое карается приостановлением деятельности, является нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Если нарушение санитарных норм не создает реальной и неотвратимой угрозы жизни и здоровью людей, оснований для приостановления деятельности производителя нет.

Например, управление Роспотребнадзора провело проверку производства кондитерских изделий ООО «Слава». Было выявлено, что все производство состоит из одной комнаты, где имеются перекрестные потоки сырья и готовой продукции, хранится сырье, осуществляется мойка тары и инвентаря в ванне без подводки горячей воды, отсутствует гардероб и туалет для сотрудников. Кроме того, на производстве нет уборочного инвентаря, медицинские книжки персонала не представлены.

Предприятие нарушило отдельные положения СанПиН 2.3.4.545-96. Так, п. 3.6.1 норм предусматривает, что производственные помещения должны быть расположены так, чтобы обеспечить поточность технологических процессов и отсутствие встречных и перекрещивающихся потоков сырья и готовой продукции. Пункт 3.10.8 запрещает хранение сырья в оборотной таре в производственных помещениях, оно должно находиться во внутрицеховой маркированной таре (единственное исключение — сгущенное молоко в заводской упаковке). Внутрицеховая тара и инвентарь должны подвергаться мойке в специальной моечной, в трехсекционной ванне с подводкой горячей и холодной воды через смесители и присоединением к канализации. Требования к бытовым помещениям, сформулированные в разд. 3.7 СанПиН 2.3.4.545-96, подразумевают, что на предприятии должны быть гардероб, туалет, умывальники. Согласно п. 3.6.15 уборочный инвентарь должен быть промаркирован краской (отдельно для производственных, вспомогательных, подсобных помещений) и храниться в комнатах, оборудованных моечными ваннами. В пункте 3.16.1 зафиксирована обязанность администрации предприятия обеспечить наличие достаточного количества уборочного инвентаря, а также необходимого количества медицинских книжек. Таким образом, налицо нарушение действующих санитарных правил, что квалифицируется по ст. 6.3 КоАП РФ. Данные нарушения могут стать причиной возникновения и распространения острых кишечных инфекций, что представляет собой угрозу здоровью потребителей. Поэтому суд с полным правом назначит предприятию в качестве наказания административное приостановление деятельности.12

В соответствии с п. 2 ст. 29.10 КоАП РФ, когда судья выносит постановление об административном правонарушении и назначает наказание в виде приостановления деятельности, он также должен решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного наказания, в частности, о наложении пломб, опечатывании помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс. В некоторых случаях суд может обязать, например, прекратить эксплуатацию производственного цеха путем отключения электроэнергии от электрооборудования (плит, печей, холодильников). Принимаемые меры не должны повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Заметим, что приостановление деятельности не подразумевает приостановления операций по счетам в банках. Исключение — нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В нашем же случае «замораживается» деятельность конкретного объекта (чаще всего производственного цеха, иногда склада), что означает невозможность выпускать продукцию (очевидно, что при этом будет наложен запрет и на отгрузку уже изготовленной продукции). Жизнь офиса (иначе говоря, административно-управленческого штата), а также финансовые потоки не затрагиваются.13

Пункт 1 ст. 32.12 КоАП РФ предписывает судебным приставам-исполнителям исполнять постановления судьи об административном приостановлении деятельности немедленно после их вынесения. Для этого пристав привлекает понятых (а при необходимости и сотрудников органов внутренних дел), составляет акт.

Читайте также:  Виды административных взысканий за санитарные правонарушения

Выявленные органами Роспотребнадзора нарушения санитарных правил фиксируются в протоколе об административном правонарушении (который в дальнейшем передается вместе с другими материалами в суд). При этом п. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» дает право должностным лицам, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) выдавать обязательные для выполнения предписания:

— об устранении выявленных нарушений санитарных правил;

— о прекращении реализации не соответствующих санитарным правилам продовольственного сырья и пищевых продуктов;

— о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

— о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

— о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.14

Так, в рассмотренном нами примере орган Роспотребнадзора может вынести предписание привести помещение производственного цеха в состояние, отвечающее санитарным требованиям (оборудовать склад, гардероб, туалет), приобрести уборочный инвентарь, обеспечить подводку горячей воды к ванне для мойки тары и инвентаря, обеспечить наличие медицинских книжек сотрудников.

Отсутствие задолженности по налогам и сборам (п. 5 ч. 1)

Для участника тендера, претендующего на исполнение госзаказа, недопустимо иметь задолженности перед бюджетом. Отсеиваются компании, у которых такая задолженность за последний календарный год возникла и составляет более четверти балансовой стоимости активов.

Участник аукциона требованию на запрет участия в закупках соответствует, если:

  • по задолженности ему предоставлена рассрочка или иное подобное послабление;
  • компания инициировала официальное обжалование документа, установившего его задолженность, но решение по этому обжалованию еще не вынесено.

Проверка наличия или отсутствия у компании долгов доступна на сайте ФССП или ФНС.

Вынесение постановления об административном приостановлении деятельности

Наказание в виде административного приостановления деятельности назначается только судьей районного суда. Законодателем предусмотрено, что при нарушении промышленной безопасности постановление может вынести должностное лицо. Такая мера является исключительной и применяется только, если с помощью других не будут достигнуты положительные результаты.

Судебное заседание проходит по правилам, предусмотренным ст. 29.7 КоАП. В случае отсутствия правонарушителя, дело все равно может быть рассмотрено без него. Если по определенным обстоятельствам нельзя рассмотреть в отсутствии, то дело откладывается.

В случаях, когда административный протокол составлен не надлежащим лицом, либо отсутствуют достаточные доказательства, судья отказывает.

Срок административного приостановления деятельности

Законодательство предусматривает административное приостановление деятельности на срок до трех месяцев. Конечно, такое решение можно обжаловать, либо подкорректировав деятельность организации, подать прошение об изменении постановления. В противном случае, по истечении 90-та суток, решение суда аннулируется, и наказание теряет свою силу. Организация может продолжать свою работу в привычном режиме.

Если возникли проблемы с собственным бизнесом и грозит такая неприятность, как административное приостановление деятельности организации, дело запустили настолько, что постановление суда вошло в свою действующую силу – это далеко не тот повод, когда следует отчаиваться. Устранив причины, те обстоятельства, которые побудили судебное разбирательство, организация может смело продолжать свою деятельность.

Назначение административного наказания

Глава 4 КоАП посвящена основным правилам назначения административных наказаний. Кроме общих правил назначения административных наказаний, регламентируются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения; исчисление сроков административного наказания и сроков давности привлечения к административной ответственности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.

Наказание за административное правонарушение назначается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, законодательными актами субъектов РФ.

Общие правила назначения административных наказаний конкретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.

Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.

Законность применительно к назначению административных наказаний заключается в том, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить виновному только то наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение. При этом законность назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых гарантий: а) в Кодексе об административных правонарушениях закреплена система административных наказаний, за пределы которой не может выйти ни один правоприменитель; б) в каждой правовой норме (статье Кодекса) закреплены вид и размеры наказаний; в) назначение административного наказания в рамках санкции определяется компетенцией органа и должностным положением правоприменителя. Законом устанавливается, какой орган и какого ранга должностное лицо (руководитель, инспектор и т. д.) может назначить за определенное правонарушение указанное наказание; г) законом установлено правило, согласно которому за одно и то же административное правонарушение на виновного может быть наложено только одно основное либо основное и дополнительное наказания, установленные за данное правонарушение. При этом не исключается сочетание мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативными актами.

При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Индивидуализация административного наказания выражается в том, что при его назначении учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Индивидуализация наказания предполагает смягчение или усиление его на основе оценки всех обстоятельств дела и личности виновного. Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, избирает прежде всего вид наказания, указанный в санкции нормы. Особенно это важно при альтернативных санкциях, предусматривающих возможность применения различных видов наказаний. Затем он определяет его размер, но при этом не вправе превысить установленный санкцией нормы предел или снизить его ниже минимума. Если же орган (должностное лицо) приходит к выводу о нецелесообразности назначения наказания даже в минимальном в рамках санкции размере, то при наличии установленных законом условий он вправе освободить нарушителя от административной ответственности.

Особую роль при назначении обоснованного и справедливого административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

При этом орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе, например преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т. д.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию; вовлечение несовершеннолетних в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим).


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *