Право постоянного бессрочного пользования земельным участком
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право постоянного бессрочного пользования земельным участком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком означает право осуществлять без указания сроков владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в ГК РФ относится к вещным правам лиц, не являющихся его собственниками (ст. 216 ГК РФ). Земельные участки в нашей стране пока в значительной мере находятся в государственной и муниципальной собственности.
Сервитут — право ограниченного пользования земельным участком. Данное право представляет своего рода «право безысходности», невозможности не затрагивать интересы соседних землепользователей. В любом случае осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся на публичные и частные.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, ее субъектов, нормативным правовым актом органа местного самоуправления без изъятия земельных участков.
Например, согласно ГрК РФ публичные сервитуты могут устанавливаться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с градостроительной документацией и правилами застройки в случаях, если это определяется государственными или общественными интересами (ст. 64).
В зависимости от категории лиц, обладающих возможностью использовать землю любое количество времени, такие участки могут иметь разные документы, подтверждающие такое право.
Если прежде бессрочная аренда предоставлялась с помощью локальных актов, то для юрлиц, перечисленных выше, потребуется составление договора на бессрочное пользование с вышестоящими органами госвласти, в собственности которых находятся передаваемые ЗУ.
Ниже в таблице рассмотрим, какие пункты должен включать в себя договор постоянного бессрочного пользования:
Что указать в договоре |
|
1 |
Реквизиты сторон. |
2 |
Адрес и площадь ЗУ. |
3 |
Предмет договора. |
4 |
Категория земель. |
5 |
Цели применения. |
6 |
Сроки передачи ЗУ в пользование. |
7 |
Кадастровый план участка. |
8 |
Общие правила пользования ЗУ. |
Оформление права на земельный участок
Практически всегда юридическое лицо может переоформить земельный участок из бессрочного пользования на себя. Для этого оно подает заявление о передаче ему земельного участка на право полноценного владения или временной аренды.
Исполнительный орган принимает решение, этим занимается исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, в некоторых случаях возможен отказ в требовании юридического лица. В случае положительного ответа, происходит оформление и регистрация права в соответствии с законом о госрегистрации.
Процесс переоформления земельных или лесных участков достаточно сложный и длительный, каждый орган местного или государственного самоуправления подходит к нему по-разному. Сложности возникают, если организация, которая не имела права на предоставление земли в постоянное бессрочное пользование получила его на основании постановления государственного органа, которое было издано до вступления в силу Земельного кодекса РФ, но организация не успела провести его регистрацию
.
В этом случае, сначала должна пройти регистрация права постоянного пользования участком, полученным до появления ЗК РФ
. Отказ в регистрации не возможен.
Право на возможность постоянного использования земельного участка
Законодательство определяет одно из основных видов прав на земельный участок – это право бессрочного пользования. В такое пользование участки могут передаваться муниципальным учреждениям и государственным организациям, они также могут быть переданы органам самоуправления, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ
. Обычным гражданам земельные участки на постоянный срок не предоставляются.
Однако, законодательством предусмотрено сохранение прав пользования земельными участниками на некоторое время, которые находятся в государственной или городской собственности, полученное обычными гражданами или юридическим лицом до введения действующего Земельного кодекса. До 2012 года, такие пользователи должны были переоформить право бессрочной эксплуатации на право аренды участка. У них также была возможность оформить договор на покупку этой земли.
Наследство права на бессрочное пользование земельным участком — что это и как происходит?
Не воспользовавшиеся предоставленным преимуществом, вправе компенсировать недочёты, во избежание конфликтов с администрацией населённого пункта, в случае смерти владельца. Так как участие в имущественных сделках и передача по наследству для этого вида права не санкционирована, участками могут пользоваться только настоящие правообладатели.
Однако на землях населённых пунктов возведены капитальные строения, которые могут передаваться по наследству, являясь собственностью владельцев. Вступая в наследование земельного участка на праве бессрочного пользования, правопреемникам требуется обратиться в администрацию, для оформления аренды ЗУ. С разрешения хозяйствующего субъекта допустима их приватизация или выкуп по кадастровой стоимости.
Гражданам, не переоформившим земли, следует исправить данный правовой недочёт, приватизировав их или оформив аренду. Данные виды владения предусматривают беспрепятственную форму распоряжения, в том числе – переход прав по наследству.
Как выглядит договор бессрочного пользования земельным участком
Чтобы подтвердить свое право бессрочного постоянного пользования земельным участком, должны быть оформлены соответствующие письменные юридически значимые документы.
Если ранее это оформлялось через локальный акт, то для юрлиц важное значение играет договор с вышестоящими уполномоченными структурами, предоставляющими право бессрочного пользования.
Принудительное прекращение права
Решение о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть принято исключительно судом в связи с ненадлежащим использованием АУ этого земельного участка по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления земельных участков . Если такое решение примет государственный орган или орган местного самоуправления, оно будет признано недействительным (см., например, Постановления ФАС ЦО от 21.09.2009 по делу N А08-1654/07-13-6, от 29.07.2009 по делу N А64-3170/08-8, от 04.04.2008 по делу N А35-6929/06-С9).
Только этот орган вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (см. Постановление ФАС ЗСО от 12.03.2009 N Ф04-1297/2009(1706-А45-9), Ф04-1297/2009(3717-А45-9)).
Примечание. Систематическая неуплата земельного налога — причина принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования АУ земельным участком (пп. 3 п. 2 ст. 45 ЗК РФ).
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком принудительно перечислены в ст. 45 ЗК РФ. Одно из оснований, указанных в п. 2 этой статьи, — использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными ст. ст. 7, 8 ЗК РФ.
Комментарий к статье 268 Гражданского Кодекса РФ
1. Землепользование на основе права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком возникает исключительно на базе государственной (муниципальной) собственности на землю. Решение о предоставлении под эти цели земельного участка принимается компетентным органом управления, обладающим правом предоставлять участок в зависимости от его принадлежности к той или иной форме собственности — федеральной собственности, собственности субъекта РФ, муниципальной собственности. Так, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и его территориальными органами (Постановление Правительства от 08.04.2004 N 200 — СЗ РФ, 2004, N 15, ст. 1492). Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, обладающие правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции, определяются субъектами Федерации; исполнительные органы местного самоуправления, обладающие правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции, определяются органами местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся соответственно в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности (ст. 29 Земельного кодекса).
2. По правилам комментируемой статьи если объекты недвижимости, находящиеся на земельном участке, принадлежат другому лицу, то собственник недвижимости вправе приобрести право постоянного (бессрочного) пользования на ту часть земельного участка, которая обслуживает эту недвижимость (п. 1 ст. 271 ГК). Однако это правило применяется с учетом ограничения Земельным кодексом круга субъектов, которым предоставляется право постоянного (бессрочного) пользования участком (ст. 20) — государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное бессрочное пользование вообще не предоставляются, но если оно у них возникло до введения в действие Земельного кодекса (см. вводный коммент. к гл. 17), оно сохраняется. При этом у них есть право приобрести соответствующий участок в собственность. Другим гражданам и юридическим лицам — носителям этого права Земельный кодекс запретил распоряжаться такого рода земельными участками. Распорядиться может в этом случае только собственник данного земельного участка (см. коммент. к п. 1), в т.ч. посредством заключения договора о частном сервитуте (см. коммент. к ст. 274).
Необходимо отметить, что современное законодательство сегодня полностью определяет право постоянного пользования землями исключительно для региональных представительств субъекта РФ.
Гражданам данное право больше представляться не будет.
Вместо этого, они имеют возможность аренды земель у муниципалитета или право выкупа участка, с оформлением его в собственность.
Однако те граждане, которые имели возможность заблаговременно получить право постоянного пользования – продолжают его осуществлять. Естественно, что в свете сложившихся новых тенденций, они несут повышенную ответственность за сохранность земли и уход за ней.
В соответствии со статьёй 20 ЗК РФ граждане, получившие земли в бессрочное пользование, могут пользоваться ими с гарантией на неприкосновенность, кроме обозначенных случаев.
Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком 1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
Статья 53 ЗК РФ гласит:
3. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
3.1. Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы:
копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);
кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);
документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия —
копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.
Проведение проводок при прекращении бессрочного права
Если право постоянного пользования участком прекращено, учитывать участок в бюджетном учёте 0.103.11.000 казённое учреждение не имеет права. В бюджетном учёте должны указываться все выбывшие участки из оборота, в том числе и изъятые из пользования у граждан. Основанием для постановки земли на учёт служит свидетельство, подтверждающее право пользования землёй.
Бухгалтерские проводки участка до момента регистрации права бессрочного пользования ведутся на забалансовом счёте 01. После того как получена выписка из единого кадастра недвижимости, участок принимается по дебетовому счёту 0.103.11.330. Автономные и бюджетные учреждения на стоимость принятого к учёту земельного участка должны откорректировать расчёты с учредителем. Все проводки проводятся по счёту 4.210.06.000.
Условия прекращения права
В ст. 45 ЗК объединены основания прекращения двух видов прав на земельный участок. Речь идет о праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения. Такие права могут быть прекращены если землепользователь или землевладелец отказывается от принадлежащего им права на территорию. Для этого требуется подать заявление об отказе права на земельный участок в орган местного самоуправления.
Основания для принудительного прекращения:
- на участке были созданы или возведены самовольные постройки или не были выполнены обязанности, предусмотренных статьей 55.32 Градостроительного кодекса РФ;
- был принесён вред используемой территории;
- были нарушены правила целесообразного эксплуатирования земли;
- были не выполнены обязательства по рекультивации земель и обязательных мероприятий по улучшению земли;
- земля приведена в состояние, которое является непригодным для использования по целевому назначению;
- территорию необходимо изъять для муниципальных или государственных нужд.
Земля в аренду без срока
Получить земельный участок в бессрочную аренду можно путем участия в аукционе. Для этого местная администрация публикует объявление о торгах. Победителю передается земля в аренду без срока. В результате он получает право на ведение хозяйственной деятельности не только непосредственно на участке, но и в зданиях, расположенных на ней, а также на возведение новых строений.
Если надел имеет сельскохозяйственное назначение, то впоследствии арендатор может выкупить его по рыночной цене и оформить право собственности.
Лицо, желающее получить землю в бессрочную аренду, может самостоятельно выбрать свободный участок, обратиться в местную администрацию в просьбой о его выделении. Если это надел не проходил межевание, то его надо произвести. В ином случае достаточно будет заказать кадастровые документы, где нужный участок будет выделен на общей карте. Далее подается заявление в орган местного самоуправления и в течение 30 дней администрация даст ответ.