Ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стоит понимать, что упрощенная ставка – это словно «красная тряпка» для налоговиков. Ведь отчисления в пользу бюджета в таком ракурсе серьезно сокращаются. И они будут проверять законность этой формы всеми доступными способами. Вот почему нелишним будет привлечение экспертов к заполнению деклараций, а также профессиональных юристов, которые смогут проконсультировать вас по всем аспектам этого формата налогообложения.
Как налоговая проверяет доходы ИП на УСН 6, 15 и ЕНВД
Если же у вас в штате компетентных специалистов нет, то заплатите аутсорсинговым компаниям. Стоимость их услуг будет несоизмеримо меньше, чем потенциальный размер санкций, которые наложат налоговики, если смогут найти хотя бы малейшее несоответствие. И не забываем про правильное программное обеспечение, которое также позволит защитить отчетность от ошибок.
Когда можно в представлении документов (информации) отказать?
Наиболее часто встречающиеся формальные нарушения, влекущие недействительность требования:
-
К требованию не приложено поручение;
-
Требование составлено неуполномоченным лицом, например, должностным лицом инспекции, в которой вы не состоите на учете;
-
Требование (поручение) составлено не по форме, предусмотренной Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных налоговыми органами при реализации своих полномочий…». Речь идет о ситуации, когда вместо требования налогоплательщику направляется «информационное письмо» или иной, не предусмотренный НК РФ запрос. Посредством таких запросов налоговые органы пытаются получить информацию за рамками сроков проверки или информацию, запрашивать которую формально не могут. Идти навстречу инспектору или нет в такой ситуации — сугубо право налогоплательщика.
-
Требование выставлено после окончания налоговой проверки.
-
Документы и информация представлялись в инспекцию ранее.
-
Запрошенные документы и информация не относятся к проверяемому периоду или к предмету проверки.
Важно! Если требование выставлено во время проверки, но получено налогоплательщиком после ее окончания, такое требование признается законным.
Что делать, если просят дать пояснения?
Сразу обращаем внимание, на основании какой нормы просят дать пояснения.
Если на основании 93.1 НК РФ, то актуально все то, что написано выше.
Если же на основании п. 3 ст. 88 НК РФ, то налоговый орган должен в требовании указать, какие выявлены проверкой ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, полученным им в ходе налогового контроля.
Если налоговый орган не указывает, какие ошибки либо противоречия выявлены, то ответ на него является вашим правом, но не обязанностью.
ВАЖНО! Даже в таком случае не следует игнорировать требование. Целесообразно указать в ответе, что при самостоятельной проверке налогоплательщиком поданной им декларации никаких ошибок, противоречий не выявлено, соответственно, обязанности давать какие-либо пояснения не возникает.
Такая проверка проводится редко, а главное только в соответствии с планом выездных проверок, который составляется налоговой. При выездной проверке инспекторы могут проверить период, который не превышает трех календарных лет, не считая года проверки.
Например: Выездная налоговая проверка состоялась у ИП или ООО в 2017 году. В таком случае налоговая проверит деятельность только за 2014, 2015, 2016 годы. Повторно провести проверку уже проверенного периода деятельности налоговая уже не сможет. Это значит, что выездная налоговая проверка допустима только один раз за три года.
Важный момент! У Вас нет, и не будет никаких гарантий, что по истечении трех лет к Вам пожалует выездная проверка. Инспекторы могут не проверять Вас довольно долго, более трех лет. Но нужно иметь в виду, что по истечении трех лет вероятность выездной налоговой проверки возрастает.
Когда инспекторы делают выбор, каких ИП и какие ООО проверять в течение года, они основываются на внутренних факторах и критериях риска. И если показатели Вашей деятельности попадают под эти критерии — есть наибольшая вероятность, что Вы попадете в план проверок. Напоминаем, что все критерии основываются на сданной Вами отчетности.
«Внерамочные» требования, «устрашающие» требования и требования по налоговым оговоркам
Истребование информации через «внерамочные» требования, «устрашающие» требования и требования по налоговым оговоркам в последнее время становится не просто трендом налогового контроля, а каким-то хайпом для проверяющих и рассматривать их необходимо вместе потому, что для данных требований в НК РФ имеется общая статья 93.1.
Хоть статья и одна, но полномочия налоговых органов по ней четко дифференцированы по объему запрашиваемых у компании документов в зависимости от проводимой в отношении ее контрагента формы налогового контроля:
- в ходе налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать у компании документы (информацию), касающиеся деятельности его проверяемого контрагента компании или иных лиц (пункт 1 статьи 93.1 НК РФ);
- вне рамок проведения налоговых проверок проверяющий налоговый инспектор вправе истребовать лишь документы (информацию) в отношении конкретной сделки (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).
Срок для представления документов — 5 дней или 10 дней (зависит от основания истребования) со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.
Что такое первичные документы?
Факт перехода права собственности на товар от одной компании к другой или к физлицу подтверждается специальным документом. Такой документ называется «первичным», потому что он подтверждает, что вы действительно купили/продали товар или оказали услугу — это исходный момент при расчёте налогов.
Многие предприниматели привыкли считать, что у них есть расходы, если они заплатили с расчётного счёта. Но для налоговой это не так: по закону расходы у вас появляются не тогда, когда вы отправили деньги, а тогда, когда подписали с поставщиком соответствующий акт.
Поэтому бухгалтеру и нужны от предпринимателя первичные документы, или «закрывашки». Они важны и для налогов, и для отчётности. Особенно важны те, которые подтверждают расходы. Обычно, чем их больше, тем меньше налог.
Правила и основания для проведения налоговой проверки
Документы к проверке запрашиваются исключительно в письменной форме. Устное требование фирма исполнять не обязана (ст. 93 НК).Требование должно содержать точные сведения о документе: наименование, реквизиты, вид и др.
В течение года ИФНС вправе провести только одну выездную ревизию идентичного налога за одинаковый период (ст. 89 НК). В ином случае компания вправе подать на налоговиков в суд.
Длительность выездной ревизии составляет 2 месяца. В исключительных случаях она продлевается до 4-6 месяцев. К ним относятся следующие обстоятельства:
- В ИФНС поступили данные о нарушении правил НК РФ, требующие дополнительного контроля;
- Организация своевременно не представила документы для выездной ревизии;
- Форс-мажорные обстоятельства, возникшие на территории проверяемого ООО.
Ревизия охватывает 3-летний интервал, предшествующий году ревизии. Правило не применяется, если ООО представило уточненную декларацию. При этом возможен выездной контроль налога и периода, по которым она сдана.
Сроки проведения проверочных действий приведены в таблице.
Действие ИФНС | Срок мероприятия | Статья НК РФ |
Камеральная проверка | 3 мес. со сдачи декларации | 88 |
Составление справки о завершении выездной проверки | последний день контроля | 89 |
Составление акта проверки | В течение 2 мес. от даты справки | 100 |
Вручение акта | 5 дней с даты его выписки | 100 |
Представление возражений | 1 мес. с дня его вручения | 100 |
Обжалование решения | 3 мес. С момента получения данных о нарушениях | 139 |
Выставление требования о погашении недоимки | 20 дней от числа решения | 70 |
Исполнение требования | 8 дней (прописан в документе) | 69 |
Принятие решения о принудительном погашении задолженности | 2 мес. с даты срока исполнения требования | 46 |
Обращение в суд | 6 мес. с конца срока исполнения требования | 115 |
Налоговая проверка ООО в первые 3 года работы
Часто налогоплательщики уверены, что выездная проверка грозит им не чаще одного раза за 3 года. Такое мнение обусловлено непониманием Закона о защите прав юрлиц № 294 ФЗ от 26.12.2008. Ст. 9 которого гласит, что ревизия проводится не чаще 1 раза за 3 года по прошествии трех лет с даты регистрации ООО или с момента последней ревизии. Но в подп. 4 п. 3.1 ст. 1 документа четко прописано, что вышеуказанные правила неприменимы при налоговом контроле!
Аналогично и НК не содержит ограничений на выездные ревизии компаний, начавших деятельность менее 3 лет назад.
В отношении недавно зарегистрированных фирм проверка проводится редко. Цель налоговиков — доначислить налоги. Чем короче период деятельности ООО, тем меньше шансов выявить нарушения.
На практике известны случаи, когда ревизии проводились и через год после открытия компании.
Есть несколько признаков, побуждающих инспекцию к назначению выездной проверки:
- Запрос органов МВД на проведение совместной ревизии. Например, при жалобе на ООО. В ходе оперативных мероприятий полиция выявляет факт «ухода» от налогов и сокрытия доходов.
- Реорганизация или ликвидация компании.
- Сомнительные данные в декларации, подача уточненки с меньшими суммами.
- Выполнение плана.
- По результатам камералки.
Камеральная проверка при УСН
Применение УСН требует соблюдения определённых законодательных требований. Они установлены в главе 26.2 НК РФ, и самая часто возникающая проблема – это неправомерное использование данного режима. Поэтому инспектор в первую очередь станет смотреть, соответствует ли деятельность ИП установленным критериям.
Если обнаружится, что у предпринимателя должно было быть ОСН, то в таком случае оформляют акт и дополнительно начисляют все соответствующие налоги. Сюда же стоит добавить пеню и штраф за затягивание сроков. Как можно увидеть, подобный механизм проведения проверки в принципе характерен для любых режимов налогообложения, то есть какой-то особой специфики здесь нет.
Необходимо отметить, что УСН не предполагает ведение бухучёта. Что же касается налогового, то он осуществляется на базе учётной книги прибыли и расходов. Она может быть бумажной или же электронной — на усмотрение самого налогоплательщика. На основании установленных в этом документе сведений и заполняется годовая декларация. Вообще, при изучении обязанностей налогоплательщика следует ориентироваться на статью 23 НК РФ, поскольку там всё детально расписано.
III) Кассовые операции
Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У утвержден Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства. Требования этого документа распространяются на все организации, осуществляющие операции с наличными денежными средствами.
Если налогоплательщик, к примеру, выдал средства в подотчет своему работнику, то работник должен отчитаться о понесенных расходах, а налоговый орган вправе проверить этот отчет. При отсутствии такого отчета налоговый орган может включить в доход такого работника сумму полученных подотчетных средств.
Письмо УФНС РФ по г. Москве от 20.01.2009 N 19-11/003082 указывает, что налогоплательщик на УСН (6%) должен подтверждать расходы по кассовым операциям.
Комментарий чиновника
Для применения УСН налогоплательщику прежде всего необходимо соблюдать требований главы 26.2 Налогового кодекса — на них и обращают внимание инспекторы в ходе проверок.
Опыт работы с налогоплательщиками показывает, что еще раз проверить состояние осуществляемого ими налогового учета при УСН на предмет его соответствия требованиям главы 26.2 Налогового кодекса бухгалтерам организаций и индивидуальным предпринимателям не будет лишним.
В свою очередь следует обратить внимание налогоплательщиков УСН. В 2009 году уплата авансовых платежей должна осуществляться в следующие сроки: за 1 квартал — до 25 апреля, за 1 полугодие — до 25 июля, за 9 месяцев — до 25 октября. Сумма авансовых платежей определяется налогоплательщиками самостоятельно по данным налогового учета.
Ю. Подпорин, заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, член экспертной коллегии журнала «Практическая бухгалтерия».
Проверки упрощенцев налоговой службой мало чем отличаются от проверок налогоплательщиков, работающих на общей системе налогообложения. Исключением является то, что поводов для проведения налоговой проверки деятельности бизнесменов на УСН меньше.
Вся информация о налоговых проверках содержится в нашем разделе «Налоговые проверки».
Обычно если по декларации у налоговых инспекторов не возникает никаких вопросов, то проверки ожидать не следует. Тем не менее следует тщательно вести бухгалтерский и налоговый учет и хранить всю документацию, ведь решение о проведении камеральной проверки исполняется проверяющими немедленно, без предварительного уведомления налогоплательщика, а проверяемый период при выездной проверке захватывает 3 года.
Источники:
- Налоговый кодекс РФ
- поручение Правительства РФ от 18.03.2020
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Штрафы, если документы не представлять при проверке декларации по УСН
— Могут ли налоговики оштрафовать фирму или предпринимателя, если они не представят требуемые документы или пояснения?
— Да, могут. Санкции для фирм и бизнесменов установлены статьей 126 НК РФ: 200 руб. — за каждый непредставленный документ или 10 000 руб. — за отказ представить документы и пояснения. А лично бухгалтера могут оштрафовать по статье 15.6 КоАП РФ на сумму от 300 до 500 руб. Кроме того, отсутствие без объективных причин пояснений может быть основанием для проведения в отношении юрлица или коммерсанта выездной налоговой проверки (п. 9 раздела 4 Концепций системы планирования выездных проверок, утвержденных приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@) (далее — Концепции планирования выездных проверок).
— А как быть, если запрашиваемых документов нет, например они сгорели при пожаре? Тоже платить штраф?
—В таком случае нужно подготовить мотивированный ответ, что документы представить невозможно. Поскольку компания (бизнесмен) ими не располагает (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). И изложить свою причину — наводнение, пожар и пр. А также указать, что ведутся работы по восстановлению документов.
Особенности камеральной проверки индивидуальных предпринимателей
Инспектор осуществляет контроль на основе имеющейся отчётности в тех случаях, когда декларация не сдана. Если в процессе он выявляет ошибки или же несоответствия, то в такой ситуации проверяющий может затребовать у налогоплательщика дополнительные документы и уточнения по указанному вопросу. Причём речь идёт о любых сведениях, способных прояснить ситуацию. Однако запрос должен быть обоснованным. Правда, в последнем случае существует определённое исключение для тех, кто заявил о намерении возместить налог, а также для лиц, пользующихся налоговыми льготами.
Что происходит дальше? ИП вручаются требования в письменном виде под расписку. Если предприниматель отказывается принимать документ лично, то его отправляют по почте (обычной, заказным письмом или же электронной). В течение 5 дней после он должен по закону дать пояснения и предоставить необходимые документы.
Если от ИП требуются только ответы, то он сам выбирает, в какой форме они будут выражаться: письменно, устно на личной встрече с инспектором или же по телефону. При нарушении сроков предоставления данных, а также при предоставлении заведомо ложной информации или же при уклонении от исполнения этой обязанности в принципе предпринимателя ждёт штраф.
Если в ходе проверки инспектор обнаружил, что налоги были начислены неправильно, выявил другие нарушения, он составляет соответствующий акт. Обычно также происходит доначисление. В целом камеральная проверка ИП на УСН, ПСН, ЕНВД, ОСН не отличается от стандартной. Задачи всегда будут одними и теми же: убедиться в том, что отчётность, которую предприниматель сдаёт ФНС, оформлена верно, налоги и прочие сборы в пользу государственной казны начислены правильно, никаких нарушений нет. Если же какие-то проблемы выявляются, то проверка в первую очередь направлена на их устранение.
Фактически, камеральный контроль для индивидуального предпринимателя, когда у него всё оформлено грамотно, проходит незаметно. Вопросы возникают исключительно при обнаружении каких-то ошибок.
ИП на УСНО, что налоговики запрашивают при проверке?
1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков документы, подтверждающие правильность исчисления налогов. Налогоплательщики, применяющие Упрощенную систему налогообложения с объектом обложения Доходы, исчисляют налог с суммы полученных доходов. Расходы, в общем случае, на сумму налога не влияют.
Поэтому, в общем случае налоговая инспекция не вправе требовать документы, подтверждающие расходы налогоплательщика.
Такой же вывод сделан в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 19.10.2009 N А32-4454/2009-3/50. Суд указал, что, так как налогоплательщик применяет УСН с объектом налогообложения в виде доходов, у него отсутствует обязанность вести учет расходных операций и представлять их подтверждающие первичные документы.
Тот же вывод в Письмах Минфина РФ от 16.06.2010 N 03-11-11/169, от 20.10.2009 N 03-11-09/353, от 15.08.2008 N 03-11-04/2/118.
Но есть случаи, когда расходы влияют на сумму налога УСН 6% или иных налогов.
I) ФНС РФ утвердила Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н. Пунктом 2.5 Порядка заполнения книги устанавливается порядок отражения в книге расходов налогоплательщика. Расходы отражаются налогоплательщиками, применяющими УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, обязаны отражать только следующие расходы:
— фактически осуществленные расходы, предусмотренные условиями получения выплат на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти;
— фактически осуществленные расходы за счет средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
II) Если налогоплательщик осуществляет расходы, предусмотренные п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, и уменьшает на них сумму единого налога, такие расходы должны быть документально подтверждены и налоговые органы при осуществлении налогового контроля вправе их истребовать.
Такой вывод делает Минфин РФ в своем письме от 01.09.2006 N 03-11-04/2/181.
Пункт 3.1 ст. 346.21 НК РФ позволяет уменьшить сумму расходов УСН на суммы:
1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) расходов по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
III) Кассовые операции
Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У утвержден Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства. Требования этого документа распространяются на все организации, осуществляющие операции с наличными денежными средствами.
Если налогоплательщик, к примеру, выдал средства в подотчет своему работнику, то работник должен отчитаться о понесенных расходах, а налоговый орган вправе проверить этот отчет. При отсутствии такого отчета налоговый орган может включить в доход такого работника сумму полученных подотчетных средств.
Письмо УФНС РФ по г. Москве от 20.01.2009 N 19-11/003082 указывает, что налогоплательщик на УСН (6%) должен подтверждать расходы по кассовым операциям.
IV) Расходы, по которым налогоплательщик выступает налоговым агентом
В некоторых случаях налогоплательщик может выступать налоговым агентом по понесенным расходам. Налоговый орган вправе проверить такие расходы на предмет исполнения обязанности налогового агента.
Если, к примеру, налогоплательщик выплачивает вознаграждение физическим лицам (не ИП) по договорам гражданско-правового характера, то он выступает налоговым агентом по НДФЛ по таким выплатам и налоговый орган вправе проверить такой расход.
Другой пример — налогоплательщик приобретает товары (работы, услуги) у иностранной организации, не стоящей на учете в российских налоговых органах. В этом случае налогоплательщик должен удержать и перечислить в бюджет НДС, несмотря на то, что сам он плательщиком НДС не признается (ст. 161 НК РФ).
Налоговая проверка ооо в первые три года
- растёт задолженность плательщика, но поставки в его адрес продолжаются, а меры по взысканию задолженности не применяются;
- выдаются или получаются займы без обеспечения, покупаются или продаются неликвидные векселя;
- срок погашения обязательств превышает 3 года;
- большая часть расходов налогоплательщика относится к сделкам с проблемными контрагентами.
Снизить или ликвидировать риски можно следующими способами:
- при расчете налоговой базы за период исключить из расходов операции по сомнительным сделкам;
- подать уточнённые таким образом налоговые декларации и сопроводить их Пояснительной запиской;
- сообщить налоговикам о предпринятых для снижения рисков мерах.
Выводы Налоговая служба регулярно проверяет фирмы на соответствие каждому из 12 критериев. Информация в ФНС поступает от банков, гос.