Демократическое государство: понятие, принципы. Формы демократии
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Демократическое государство: понятие, принципы. Формы демократии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для полноценного раскрытия особенностей демократического режима необходимо выделить различия трех наиболее распространенных в мире политических режимов – демократического, тоталитарного и авторитарного. Для этого в сравнительной политологии используют шуточный пример, в котором сравниваются политические системы тоталитарного СССР, авторитарной Испании и демократической Англии.
Характеристика демократического режима
К основным характерным признакам демократического режима можно отнести следующие:
- Народ признается субъектом и источником власти. Граждане обладают учредительной конституционной властью, на основе которой они избирают своих представителей и формируют высшие органы управления страной.
- Каждый гражданин обладает равными избирательными правами.
- Многопартийность и принцип соревновательности в политической жизни, что оказывается возможным благодаря законодательно закрепленному политическому плюрализму.
- Высшие органы власти формируются в ходе регулярных альтернативных выборов, участие в которых доступно каждому гражданину страны напрямую или через представителей.
- Подчинение меньшинства большинству, т.е. властные органы принимают решения на основании мнения большинства, соблюдая при этом принцип законодательной защиты меньшинства от возможных посягательств и преследований со стороны победившего большинства.
- В стране присутствуют развитые представления о правовом статусе гражданина, о защите прав и свобод личности. Помимо этого граждане вольны участвовать в различных сферах политической, социально- экономической и духовно-религиозной деятельности. В государстве обеспечивается реальная свобода слова, совести, печати, собраний и пр.
- В государстве имеет место широкий экономический плюрализм, согласно которому в экономике могут функционировать предприятия различной формы собственности и хозяйственного уклада. Помимо этого в стране развито хозяйственное законодательство, гармонизирующее формирование и развитие такого плюрализма.
На основании рассмотренных основополагающих признаков строится демократическая система государственной власти, которая отличается следующими характерными чертами:
- Народ вправе свободно выбирать партии и руководителей, которые наделяются им на определенных конституцией страны условиях и на установленный срок правом управлять государством.
- У государственной власти и правящей партии (или коалиции партий) имеются оппоненты (оппозиция), которые постоянно следят и критикуют действующую политику, поскольку придерживаются альтернативных мировоззренческих позиций и представляют альтернативные пути решения вопросов государственной политики.
- Функционирует надежный законодательно закрепленный барьер, который препятствует сращиванию структур государственной власти со структурами партийного руководства.
- Права и свободы личности законодательно защищены.
Основная характеристика демократического политического режима, суть этой системы управления, состоит в том, что субъектом политического процесса и носителем суверенитета государства является его народ. Это неотъемлемый признак различных проявлений такого уклада.
Рассмотрим основные разновидности демократического режима:
- Прямая демократия. При таком укладе народ непосредственно влияет на законодательные процессы и деятельность властных структур.
- Представительная демократия. Такая система управления предполагает избрание народом представителей для организации государственной власти.
- Плюралистическая демократия. В рамках этого режима действуют различные политические объединения, которые позволяют своим членам влиять на принятие законодательных решений. То есть власть одновременно осуществляется множеством автономных групп. Политика здесь выступает как конфликт этих групп, во время которого принимаются компромиссные решения, стремящиеся удовлетворить максимальные объемы интересов.
Разновидности демократического режима
Все демократические государства основываются на том, что народ есть основной носитель государственного суверенитета и действительный субъект политического процесса. Тем не менее, существует несколько разновидностей в демократическом режиме управления. Основными из них являются следующие:
- Прямая демократия, в рамках которой население непосредственно воздействует на властные структуры и определяет порядок законодательного процесса.
- Представительная демократия, в рамках которой народ избирает представителей в органы государственной власти, разрабатывающие и принимающие законодательные акты, а также формирующие органы оперативного управления страной.
- Плюралистическая демократия, в рамках которой существуют многообразные политические ассоциации, обеспечивающие вступающим в них лицам возможность оказывать влияние на принимаемые законодательные решения.
В демократических государствах наиболее распространена республиканская форма правления, однако в современном мире есть примеры демократических государств, в которых по-прежнему сохраняется монархия. Примерами выступают Англия, Япония и Испания. Тем не менее, монархия в этих странах существует как дань традиции и ограничивается конституцией или парламентом.
Что значит «демократия»?
Демократия, демократизм (от греч. democratia — народовластие) — это такая форма организации общества, при которой народ — источник и держатель государственной власти. Ее относят к политическим режимам.
Давайте разберемся, как отличить демократию от других режимов. Чтобы это сделать, нужно помнить о ее главных признаках. Рассмотрим их в таблице ниже.
Народ — это источник демократической власти
Народ формирует органы государственной власти и местного самоуправления, может высказывать свое мнение на референдумах
В системе должны быть оппозиционные партии, которые могут находить ошибки и критиковать работу власти
Народ сам может принимать решение на выборах, принуждать его к конкретному выбору запрещено
Многообразие идеологий и плюрализм мнений
В стране не может быть обязательной или государственной идеологии — все они должны быть равны. Плюрализм мнений — это право на различные точки зрения по спорным вопросам.
Гарантия прав и свобод человека
Все граждане имеют права и свободы, а также социально защищены
СМИ имеют право рассказывать людям о политических альтернативах
Мораль — значимое средство для контроля поведения в обществе
Народ становится более гуманным, а отношения между его членами подчиняются правилам морали
Решения о том, как управлять обществом, принимает большинство, но с учетом прав меньшинства
Решения принимают на основе общего согласия или компромисса между большинством и меньшинством
Плюрализм, множественность демократического общества
Чем еще характеризуется демократический режим? Признаки его множественны, но одним из основных является плюрализм. Проще говоря, в общественно-политической жизни страны обязательно должны присутствовать несколько партий, общественных и политических движений, организаций, фондов и т. д. Важно! Существует одно исключение, то есть авторитарно-демократический режим, который свойственен некоторым восточным странам.
Там могут применяться практически все нормы и принципы демократии, но при этом запрещено создание конкурирующих партий. Но все же это – всего лишь исключение. Несколько партий в современном обществе действительно необходимы.
Формы и типы демократии
Заметим, что демократический режим страны теоретически может существовать в одной из двух форм: прямой и представительской. Если говорить об истории государственных формаций, то раньше всего появилась именно первая разновидность. Суть ее состояла в том, что народ сам, не доверяя это дело посредникам, осуществлял выборные и управленческие функции. Это те самые Афины и Новгород, о которых мы говорили в самом начале статьи.
Впрочем, такая демократия является устаревшей, так как она существовала в самом начале зарождения данной общественно-политической формации. В управлении тем же городом могло участвовать максимум пять-шесть тысяч человек. Все они могли собраться на подходящем по размеру поле и решить насущные вопросы методом прямого, открытого голосования.
Конечно же, современный демократический режим (черты которого мы уже описали) в такой форме существовать никак не может. Начать хотя бы с того, что даже в маленькой стране вполне может проживать несколько миллионов человек. Таким образом, вся современная демократия является представительской, когда между народом и властью стоят посредники в виде надзирающих, контролирующих органов.
Прямая форма «власти» может существовать только в пределах какого-то предприятия, фирмы или общественной формации, когда ее члены решают насущные вопросы путем открытого голосования.
МАНИФЕСТ ДЕМОКРАТИИ – власти Чести, Совести и Ума
(Сущность демократии, зачем она нужна и, как её практически осуществить).
Вместо власти правящих партий (по сути самодержавия партийных вождей) предлагается новая модель системы власти и механизм осуществления подлинной демократии (народовластия). Универсальная модель изложена на примере России, но пригодна для любой страны, желающей построить народовластие (демократию).
Страны, которые выберут данную модель формирования власти (состоящей не из подневольных партийных, а из свободных, честных, совестливых и умных людей) – много опередят все другие страны в развитии, по уровню жизни и вообще во всех отношениях.
Если вы желаете блага себе, народу и стране, то это ваш выбор.
«Надо постоянно повторять истину, ибо ложь вокруг нас тоже проповедуется и не только одиночками, но и многими». (XIX век, немецкий поэт, мыслитель Гёте).
История концепции тоталитаризма
Тоталитаризм характеризуется отсутствием демократических свобод, диктатурой и полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества и человека.
Слово «тоталитаризм» было введено в оборот 1923 года итальянским политиком Джованни Амендола, который использовал его для обозначения политического строя фашистской Италии для подчёркивания отличий этого строя от известных в истории примеров диктатуры.
Впервые этот термин для пропаганды применил в 1925 г. Бенито Муссолини, когда в Королевстве Италия начала формироваться однопартийная фашистская система. Следует отметить, что в Королевстве Италия, как и в Третьем Рейхе тех времён, выражение «тоталитарное государство» применялось в положительном смысле. За пределами этих режимов термин имел преимущественно отрицательное значение.
В политологии понятие «тоталитаризма» прежде было использовано для характеристики фашистского режима Муссолини в Королевстве Италия, но впоследствии оно распространилось на обозначение нацистского режима Третьего Рейха и советского сталинизма.
Эта концепция стала более популярной во время холодной войны, когда в главном антикоммунистическом политическом дискурсе западные правительства ставили целью подчеркнуть сходство между фашистскими странами и СССР.
Недемократические политические режимы: тирания, диктатура
В недемократических политических режимах вся полнота власти сосредоточена в лице единоличного правителя и подконтрольной ему правящей партии. Хотя, в государстве с таким режимом власти, может существовать Конституция (высший закон государства) и даже созываться парламент, однако, они полностью подчинены воле самодержца.
Любой недемократический режим характеризуется следующими отличительными чертами:
- захват и удержание власти в стране осуществляется единоличным правителем или правящей верхушкой с помощью силы;
- права и свободы граждан государства сильно ограничены, либо провозглашены на словах, но в действительности не соблюдаются;
- в стране либо полностью отсутствует политическая оппозиция, либо ее деятельность жестко ограничена;
- государство берет под контроль отдельные сферы общественной жизни (политическую, социальную, культурную, духовную);
- важным элементом государственного аппарата являются карательные органы, которые занимаются поиском и наказанием людей, не согласных с установленным политическим режимом, решениями, принимаемыми властью.
Препятствия и прекращение демократии
После установления демократии на её пути может встречаться ряд препятствий. Выражаются они в следующем:
-
Конфликты между этническими группами. При этом некоторая часть населения может считать, что авторитарное правительство лучше демократии.
-
Неравенство социальных классов. Если существует большой разрыв между богатыми и бедными слоями населения, то элита обладает большими возможностями для выбора удобного для неё правительства.
-
Низкая образованность населения. При недостатке образования политикам удобно манипулировать малограмотными гражданами.
-
Коррупция. Часто преступные организации сливаются с ветвями власти, что ведётся за собой к сворачиванию демократии.
-
Экономическая составляющая. Когда в государстве не работают антимонопольные комитеты, может наблюдаться укрупнение компаний. Такой процесс препятствует развитию демократии.
Если существует доминирующая власть одной из партий, то она оказывает существенное влияние на СМИ. В результате информация подаётся в искажённом виде, что не соответствует принципам демократии.
Среди признаков демократии выделяются:
- Народ как источник власти. Жители государства при помощи выборов назначают властные структуры и их представителей на всех уровнях (от органов местного самоуправления до президента. Любой человек может поучаствовать в политической жизни благодаря участию в референдумах.
- Свободные выборы, суть которых заключается в возможности принимать решение по любым вопросам путем участи в голосовании.
- Присутствие независимых СМИ. Средства массовой информации передают необходимую информацию жителям страны, используя для этого любые способы (газеты, видеоролики, посты в социальных сетях и так далее). Благодаря этому формируется несколько точек зрения на одну и ту же ситуацию.
- Многообразие идеологий – отсутствие каких-либо ограничений в данной сфере.
- Многопартийность – в парламенте (или его аналоги) могут присутствовать представители оппозиции, которые высказывают свое мнение и готовят собственные программы по решению каки-либо вопросов.
- Свобода и права гражданам. Гарантии даются каждому жителю государства. Принятие любых решений осуществляется большинством, при этом учитывается мнение меньшинства.
- Мораль регулирует социум. Достаточно важной частью взаимодействия внутри или между гражданскими сообществами производится с учетом интереса каждой из сторон.
Демократический политический режим
Понятие «политический режим» служит важной характеристикой всей системы власти. Это способ функционирования политической системы общества, который определяет характер политической жизни в стране. Политический режим включает совокупность приемов и методов политического властвования, состояние внутренних и международных политических отношений, прав и свобод граждан, уровень законности, степень политической активности, определенный политический климат, существующий в данном обществе.
История знает три основных типа политических режимов, которые изучаются политологией: демократический, тоталитарный и авторитарный (в предыдущей главе речь шла и о других режимах). Наиболее обобщающим критерием выделения основных политических режимов является уровень политической свободы в отношениях «власть (государство) — общество», «власть — личность». Эмпирические измерения позволяют, сравнивая эти режимы, фиксировать принципиально различный уровень свободы в этих отношениях в условиях тоталитаризма (минимум свободы), демократии (максимум свободы), авторитаризма (в одних сферах наличие свободы, в других — ее отсутствие). Таким образом, выделяя различные типы политических режимов, политология ставит в центр внимания проблему границ (пределов) власти, т.е. в какой мере в том или ином обществе существуют пределы деятельности государства, как в том или ином обществе соотносятся свобода и власть.
Принципы проведения демократических выборов
Демократия подразумевает использование избирательных процессов для принятия решения о том, каким гражданам будут поручены основные задачи правительства.
Ее репрезентативный характер подразумевает следующие принципы:
- Все граждане должны иметь возможность вмешиваться в политические решения посредством представителей, избранных всеобщим, свободным, равным, прямым и тайным голосованием. Другими словами — установление принципа «один человек — один голос».
- Преобладание решений, принимаемых таким образом, над другими формами прямого правления или правления типа собрания, что было бы невозможно в необычно больших и сложных обществах.
- Независимо от того, является ли политическая система президентской или парламентской, избранные представители осуществляют законодательную и исполнительную власть (а также судебную власть в некоторых системах, следующих традиции общего права), при условии контроля, установленного конституцией, соблюдения основных прав и общественных свобод и с ограничениями, которые определяют разделение властей и конституционную форму каждого из них.