Как участвовать в закупках иностранному поставщику
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как участвовать в закупках иностранному поставщику». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Закон о Федеральной контрактной системе четко регламентирует, вправе ли иностранные организации участвовать в закупах (п. 4 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ). Нерезиденты участвуют в тендерах наравне с отечественными поставщиками и подрядчиками. Но есть и исключения — страны из перечня Минфина, такие, как Белиз, Гибралтар, Панама (приказ Минфина № 108н от 13.11.2007). Это офшорные зоны — государства с льготным налоговым режимом и страны, не разглашающие внутреннюю финансовую информацию (п. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).
Получается, что в госзакупках нельзя участвовать офшорным компаниям, зарегистрированным в особых зонах. По сути, конкретный ФЗ, запрещающий закупку у иностранных контрагентов, отсутствует. Но есть Федеральный закон № 275-ФЗ от 29.12.2012 и ПП РФ № 239 от 07.03.2019, в которых закреплен запрет на допуск иностранной продукции для целей обороны страны. При осуществлении таких закупок заказчик устанавливает ограничение по ст. 14 44-ФЗ — включает условие о национальном режиме. Для оборонной продукции действует полный запрет на допуск, для некоторых зарубежных поставок устанавливают ограничения и условия допуска. При рассмотрении заявок комиссия обращает внимание на страну происхождения товара, а не на территориальную принадлежность поставщика, поэтому заявки от иностранных исполнителей не отклонят.
Вывод о том, могут ли иностранные граждане выступать поставщиками по 44-ФЗ, — однозначно могут. Никаких исключений для физических лиц, не являющихся резидентами РФ, не предусмотрено. А вот зарубежные организации вправе поставлять товары, работы и услуги, только если они зарегистрированы на территориях, не попадающих в перечень исключений.
Какие виды коносаментов бывают?
В зависимости от того, кто будет получать груз коносаменты бывают:
-
Именные – составляется на имя определенного получателя без права передачи груза.
-
Ордерные – составляется с отметкой о праве получения груза третьим лицом. Отметка проставляется грузоотправителем или получателем. На документе обязательно есть индоссамент – отметка о передаче.
-
Предъявительские – составляется без указания получателя. Груз выдадут любому, кто предъявит оригинал коносамента.
В зависимости от вида доставки груза документ бывает:
-
Линейным (рейсовым) – судно следует по определенному маршруту и расписанию.
-
Фрахтовым (чартерным) – судно с нерегулярными рейсами. Доставка может осуществляться в несколько рейсов.
-
Сквозной – груз доставляется несколькими видами транспорта.
-
Прямой – груз доставляется одним судном.
Порядок работы с коносаментом
-
Оформление погрузочного ордера грузоотправителем. В нем указывается информация: номенклатура, марка товара, вес, вид упаковки, порты отправления и получения, наименование судна, данные о себе и грузополучателе.
-
Погрузка товара на борт судна. Размещенный на судне товар подтверждается штурманской распиской (mate’s receipt).
-
Оформление и передача коносамента грузоотправителю взамен на штурманскую расписку. Оригиналы коносамента отправляются грузополучателю.
-
Сдача оригиналов грузополучателем в порту в обмен на груз.
Основные принципы международных коммерческих контрактов
Существует ряд особенностей, которые отличают международные контракты от обычных сделок и которые нужно помнить при заключении такого договора. Вот они:
- определение валюты сделки – очевидно, что раз контракт международный, то и взаиморасчеты между сторонами могут проходить в иностранной валюте. Этот момент нужно заранее оговорить в тексте договора с указанием конкретной валюты (или несколько, если допускается использование двух и более денежных единиц), а также как будет рассчитываться текущий обменный курс (например, по среднерыночному курсу, с ориентацией на курс Центробанка и т. д.). Также оговаривается валюта выплаты неустоек, штрафов и других платежей;
- механизм оплаты услуг или товаров – стороны должны обсудить, через какие банки и в каком виде будут поступать деньги от заказчика к исполнителю. Это очень важный вопрос, поскольку не все банки имеют возможности осуществлять международные переводы, или стоимость таких переводов может быть очень высокой;
- применимое право – в случае, если между сторонами сделки возникнет спор, очень важно знать, по правилам какой из стран он будет разрешаться. Это очень важный нюанс, поскольку в ряде моментов право двух государств может отличаться кардинально, и то, что считается нормальной практикой в одной, будет правонарушением или уголовным преступлением в другой. Также оговаривается в каком суде будут слушаться спорные вопросы. Если стороны не могут прийти к консенсусу, за основу может быть взято международное право, например Венская конвенция ООН или Гаагская конвенция, которые регламентируют вопросы трансграничной торговли;
- вопросы налогообложения – нужно помнить, что существует понятие «двойного налогообложения», когда компания, получающая доходы от иностранного партнера, должна уплачивать налоги и в своей стране, и в той стране, где находится источник дохода. С некоторыми странами Россия подписала соглашение об отмене двойного налогообложения, и в этом случае такой неприятный момент исключен. Потому рекомендуется прежде, чем заключать сделку, убедиться в том, что вы избежите двойного налогообложения, или сразу учесть этот фактор в бизнес-модели;
- таможенные вопросы – большинство международных договоров включают в себя экспортные или импортные операции. Практически для всех групп товаров предусмотрено взымать таможенные сборы, которые могут сильно отличаться в зависимости от страны и категории товара. Также нужно помнить, что некоторые товары вообще запрещены к ввозу или вывозу, и их список постоянно меняется в соответствии с международными договорами, эмбарго, санкциями и другими нюансами.
Если учесть эти особенности и принципы, можно заключить безопасный и эффективный международный контракт без особых рисков.
Особенности импорта товаров в Россию
Импорт – это ввоз в страну товаров, которые произведены за ее пределами для реализации на внутреннем рынке или реимпорта.
Для оптимизации временных и материальных затрат компании, которая решила подключиться к ВЭД, должна продумать логистическую и юридическую схему импорта товаров.
Недостатка в поставщиках, скорее всего, не будет, поскольку многие зарубежные производители заинтересованы в импорте товаров в Россию. После вступления России в ВТО снизились таможенные пошлины на ряд товаров, что сделало российский рынок более привлекательным для зарубежных партнеров. Но организационные вопросы, в частности связанные с таможенным оформлением, решить будет довольно сложно, особенно если опыта в этом виде деятельности нет. Правила, платежи и штрафы за нарушения, принятые в российской таможне будут главным препятствием для начинающего импортера.
По факту ввоза импортных товаров нужно будет заплатить государству:
-
таможенную пошлину;
-
НДС;
-
акцизный сбор;
-
таможенный сбор и т.п.
Самый простой способ приобрести товар у европейского или американского поставщика – провести оплату через турецкую компанию как агента по взаиморасчетам. Российская компания перечисляет деньги предприятию в Турции, которое, в свою очередь, отправляет деньги иностранному контрагенту. При этом товар в Турцию не завозится.
Например, российская компания «Деревенька» хочет приобрести у итальянской компании «Пармезано» партию сыра. «Деревенька» переводит деньги в рублях за товар турецкой компании «Кебаб», а она уже в валюте перечисляет их «Пармезано». Так же работает и в обратную сторону.
Однако, в этом случае есть риски, что европейские банки увидят дальнейшую транзакцию или прямая поставка не устроит компанию из ЕС, и здесь нужно индивидуально под ситуацию подбирать решения.
Как уйти от штрафа за нарушение валютного законодательства
Продлить срок действия договора с иностранным контрагентом
Чтобы избежать штрафа за невозврат денег, советуем воспользоваться тем, что в российских законах нет конкретных сроков, в которые необходимо исполнить валютные обязательства. Поэтому стороны вправе продлить срок поставки или иным образом изменить условия договора, чтобы освободиться от ответственности. Этот способ сработает, если контрагент не отказывается от работы с российской компанией полностью и готов продолжать сотрудничество, когда международная ситуация станет лучше.
ФТС указывала: контролировать репатриацию валюты необходимо на основании сведений о том, когда стороны прекратили обязательства. Это может быть дата из договора, если он предусматривает, что в этот момент договор прекращает действовать. Другой вариант — дата, когда стороны исполнили все обязанности по договору. Ее указывает резидент в паспорте сделки.ФТС Значит, если стороны неоднократно продлевали срок поставки, нельзя привлечь российского покупателя к ответственности за то, что не вернул аванс в страну.
Абз. 4 п. 2 письма ФТС от 23.11.2003 № 01–11/56802
Оппонент связан с «недружественными» странами. Как суды реагируют на этот довод
Суды согласны с тем, что дополнительные соглашения, которыми стороны продлевают действие договора, исключают административную ответственность. К примеру, три инстанции поддержали компанию в споре с таможней. Компания не вернула на свой счет деньги, которые переводила иностранному контрагенту, и ее оштрафовали на сумму более 19 млн руб. На дату, когда таможня вынесла постановление, компания не представила ей дополнительное соглашение с контрагентом, однако затем принесла его в суд. Три инстанции согласились отменить штраф. Кассация отметила: стороны продлили действие договора еще на три года, сведения о дополнительном соглашении внесли в ведомость банковского контроля. Значит, компания не нарушала закон.А82 Кроме того, суды указывают: если компания не представила таможне при проверке новое соглашение или несвоевременно изменила паспорт сделки — это не нарушение правила о возврате оплаты. Административной ответственности в этом случае не будет.
Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 13.09.2018 по делу № А78-427/2018
Постановление АС Волго-Вятского округа от 18.06.2020 по делу № А82-8072/2019
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 17.04.2019 по делу № А25-1946/2018
Доказать, что приняли все возможные меры, чтобы вернуть деньги
Если иностранный контрагент пропал вместе с деньгами компании, советуем ссылаться: вины компании в этом нет. Наоборот, она предприняла все необходимые меры, которые от нее зависят, чтобы вернуть аванс. В такой ситуации суды освобождают от административной ответственности. Эту позицию сформулировал ВАС. Он указал: нарушения нет, если резидент лишился товара или денег не из-за собственного противоправного поведения, а также принял все меры, чтобы вернуть средства.
Постановление Президиума ВАС от 15.09.2009 по делу № А22-325/2008
Чтобы избежать штрафа, компании важно не просто формально заявить о неправомерных действиях контрагента, а убедить суд: она действительно до последнего пыталась получить товар либо вернуть оплату за него. Самые весомые доказательства — иск к иностранному контрагенту, исполнительный лист и ходатайство об исполнении решения в государстве должника. Например, суд отклонил довод таможенников о том, что на момент, когда они выписали штраф, компания только подала иск к гонконгской компании, но его еще не рассмотрели. Иск удовлетворили уже во время разбирательства с таможней, а до этого спор рассматривали почти два года из-за удаленности ответчика. Компания получила исполнительный лист и занималась взысканием в Гонконге. В такой ситуации нельзя говорить о том, что компания не проявила заботливость и осмотрительность, указала кассация.
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 18.02.2019 по делу № А32-22436/2018
Постановление АС Московского округа от 12.07.2021 по делу № А40-187487/2020
Если еще не предъявили иск к контрагенту, советуем ссылаться на другие обстоятельства, которые покажут: ваша компания принимает все меры, чтобы вернуть деньги. Суды такими мерами считают, в частности, переписку по вопросам возврата и отказа от договора, досудебные претензии. Так, суд освободил от ответственности компанию, которая направляла китайскому поставщику претензии, а в результате заключила с ним опцион на основе прежнего контракта. Эти действия суд посчитал достаточными и разумными для возврата в Россию денег от нерезидента.А40-2 В другом деле российская компания избежала штрафа, поскольку доказала, что направляла претензии и обращалась в МКАС при ТПП.
Применение национального режима по 223-ФЗ
Применение национального режима в рамках Закона № 223-ФЗ регламентировано постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925).
Целью Постановления № 925 является предоставление преимущества для товаров, работ, услуг отечественного производителя. Процедурами закупки, при которых Постановление № 925 реализуется, являются конкурс, аукцион и иные способы закупки. Исключение составляют закупки у единственного поставщика.
В п. 8 Постановления № 925 содержится норма, согласно которой приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014.
При этом само Постановление № 925 не содержит указаний, при каких условиях должно применяться указанное в п. 8 Постановления Генеральное соглашение по тарифам и торговле и Договор о Евразийском экономическом союзе.
В Приложении № 25 к Договору о создании ЕАЭС содержится определение национального режима. Под ним следует понимать режим, предусматривающий, что каждое государство-член ЕАЭС для целей закупок обеспечивает товарам, работам и услугам, происходящим с территорий государств-членов, потенциальным поставщикам государств-членов и поставщикам государств-членов, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги, режим не менее благоприятный, чем предоставляемый товарам, работам и услугам, происходящим с территории своего государства, а также потенциальным поставщикам и поставщикам своего государства, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги.
Таким образом, с точки зрения самого Договора о ЕАЭС, Российская Федерация как его участник обязана установить национальный режим в закупках и для товаров, происходящих с территории государств-членов ЕАЭС.
Судебная практика на данный счет достаточно разнообразна. Приведем несколько примеров.
Так, в целях исполнения требований пункта 8 Постановления № 925 в документацию о закупке было включено условие о том, что приоритет товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами устанавливается с учетом положений ГААТ 1994 г. и Договора о ЕАЭС. В состав ГАТТ 1994 г. входит Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г. Принимая во внимание то, что предметом закупки являлось право заключения договора на изготовление и поставку оборудования, что ГАТТ прямо предусмотрено предоставление одинаково благоприятного режима предложений было предложено оборудование, странами происхождения которого являются Российская Федерация и государство-участник ВТО – Китайская Народная Республика, закупочной комиссией приоритет согласно Постановлению Правительства № 925 никому из участников предоставлен не был1. То есть в данном случае УФАС посчитало, что иностранные товары приравниваются к российским товарам.
Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России, устанавливая, что только товарам, страной происхождения которых является государство-член ЕАЭС, работам, услугам, выполняемым, оказываемым лицами, зарегистрированными на территории государства-члена ЕАЭС, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами2.
Существует также аналогичное судебное решение, которым установлено, что в соответствии с п. 1 ст. 1 ГААТ 1947 г. любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставление любой Договаривающейся Стороной любому товару, происходящему из, или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из, или предназначаемому для территории всех других Договаривающихся Сторон. Согласно ГААТ 1947 г. КНР является по соглашению договаривающейся стороной. Учитывая изложенное, преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляются также в части товаров, производимых на территории КНР. Таким образом, УФАС в данном решении подтвердил, что товары из КНР в рамках Постановления № 925 приравниваются к российским товарам3.
Однако, ранее имели место и противоположные решения. Например, в одном из решений контрольным органом было установлено, что поскольку аутентичное толкование и иное легальное толкование Постановления № 925 на сегодняшний момент отсутствует, правоприменитель должен опираться на текст Постановления № 925 в той редакции, в какой постановление действует.
Исходя из буквального толкования пункта 8 Постановления № 925, приоритет должен предоставляться ТРУ исключительно российского происхождения.
Последствием некорректного толкования данного постановления является предоставление приоритета странам-участникам ВТО и ЕАЭС. С учетом того, что в ВТО на сегодняшний день входит порядка 164 государств, применение Постановления № 925 в таком случае вряд ли станет действенным механизмом импортозамещения, поскольку утрачивается изначально установленный смысл приоритетности товаров российского происхождения.
Как согласовать «скидки», «премии» и «бонусы» покупателю?
Цена договора может быть изменена после его заключения (п. 2 ст. 424 ГК РФ). Так, условием договора поставки покупателю может быть предоставлена возможность приобретения товара на более выгодных условиях.
Продавцы могут выплачивать покупателям различные вознаграждения. Их предоставляют за оказанную покупателем услугу. Кроме того, такие вознаграждения могут носить стимулирующий характер («скидки», «премии», «бонусы»). Вознаграждения за оказанные покупателем дополнительные услуги не влияют на стоимость ранее отгруженных товаров и учитываются отдельно как оплата реализованных услуг. К таким вознаграждениям относятся суммы, полученные покупателем за продвижение товара продавца на рынке и его рекламу:
- привлечение внимания покупателей к товару продавца (промоакции, размещение товара в оговоренных местах, выделение постоянного или дополнительного места в магазине);
- обеспечение наличия товаров продавца в магазинах покупателя и другие аналогичные услуги.
Условие о предоставлении такого вознаграждения можно сформулировать так:
ПРИМЕР формулировки условия договора
За проведение промоакции продукции Поставщика Покупатель получает вознаграждение в размере 50 000 рублей.
Что касается скидок, премий, бонусов, то они предоставляются за выполнение определенных условий или за достижение определенных показателей и могут изменять стоимость отгруженного товара (если это предусмотрено договором). К ним относятся премии за:
- определенный объем закупок;
- факт заключения с продавцом договора поставки;
- поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети;
- включение товарных позиций в ассортимент магазинов и др.
Как включить условие о комплектности товара?
Условие о комплектности товаров подразумевает наличие в договоре данных обо всех составляющих (комплектующих, деталях), из которых состоит товар. Это условие может включаться в договор поставки при продаже товаров, состоящих из двух и более частей.
Поставляемые товары должны быть укомплектованы согласно условию договора о комплектности. Если такое условие в договоре не согласовано, поставщик обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота и другими требованиями, которые обычно применяются к аналогичному товару (п. 2 ст. 478 ГК РФ).
В случае поставки, например, стеклянных витрин для торгового зала в договоре могут быть перечислены детали, из которых они собраны, с их конкретными характеристиками.
ПРИМЕР формулировки условия договора
Поставщик обязуется передать покупателю товар в количестве 5 штук в следующей комплектации:
- металлическое основание для установки витрины (5 штук);
- зеркальный элемент (3 штуки);
- стекло прозрачное размером 500 х 300 мм (10 штук);
- соединительные узлы пластиковые (20 штук).
Репатриация валюты, полученной по ВЭД-контрактам
Законодательно установлено, что вся полученная по ВЭД-договорам иностранная валюта подлежит возврату в финансовую систему РФ. Другими словами, валютная выручка должна быть зачислена на счета отечественной компании в банках на территории России либо потрачена на погашение обязательств по валютным кредитам. Цель подобного требования вполне оправдана: репатриация валюты позволяет сохранить стабильность финансовой системы РФ и избежать резких колебаний курса национальной денежной единицы.
Закон 173-ФЗ от 10.12.2003 “О валютном регулировании и валютном контроле” вменяет в обязанность резиденту РФ обеспечить своевременное поступление валютной выручки в виде оплаты экспорта, а также поставку оплаченных валютой импортных товаров из-за рубежа.
Сотрудничество с иностранными контрагентами: вопросы налогообложения
Российские бизнесмены часто ведут дела с зарубежными компаниями. В связи с этим возникает необходимость в уплате налогов, в том числе НДС. Это же может коснуться и иностранного контрагента, причем страна регистрации тут значения не имеет. Принимается во внимание вид реализуемых либо приобретаемых товаров и услуг, а также территория, на которой это происходит.
Вопрос об уплате налогов подлежит регулированию посредством международных налоговых соглашений, которые призваны исключить возникновение случаев двойного налогообложения. Однако на практике в данной области в любой стране, в том числе и в России, часто появляются неясности, для которых не всегда легко найти очевидные способы регулирования. И уж тем более их немало в случае международного ведения бизнеса. Можно выделить несколько наиболее важных аспектов при осуществлении налогообложения при сотрудничестве с иностранными контрагентами.
Какие сложности могут возникнуть при импорте товара и как их избежать?
При подаче пакета документов для ввоза товара в Россию для таможенного оформления участники ВЭД могут столкнуться с некоторыми сложностями.
- Первая проблема – подтверждение соответствия импортируемой продукции нормативным требованиям. Для быстрого решения вопроса нужно владеть следующей информацией: знать код ТН ВЭД груза, нормативные требования таможни к импортируемому товару, какие документы на него нужно предоставить, сроки и стоимость оформления.
- Сроки прохождения процедур на посту таможни зависят от типа товара. Чтобы сократить время растаможки, перед транспортировкой следует узнать, нужно ли декларировать, сертифицировать продукцию, требуется ли прохождение товаром государственной регистрации.
- Существует список продукции, запрещенной к ввозу на территорию России, либо квотированные товары, на импорт которых вводятся ограничения – этот вопрос следует также изучить заранее, чтобы не попасть впросак на таможне.
- В разных пунктах таможенного контроля могут предъявляться дополнительные требования. Перед транспортировкой нужно выяснить, какая документация требуется в пункте ТС, куда прибывает товар.
Расторжение внешнеэкономических договоров
Иногда выход из договорных обязательств может быть лучшим решением для одного из участников соглашения. Но пункт о возможности и правилах расторжения есть не в каждом договоре.
Если вы все-таки хотите расторгнуть договор, в котором указаны сроки исполнения, но нет пункта о расторжении, стоит пригласить юриста высокой квалификации и подготовить мощный список аргументов в свою пользу. Дело почти наверняка будет рассматриваться в суде, а судьи являются сторонниками исполнения договорных обязательств.
В договорах с неопределенными сроками пункт о возможности и правилах расторжения присутствует всегда. В правильно составленных документах это право в равной мере могут использовать обе стороны.
Обычно предусматривается срок, в который до прекращения выполнения обязательств сторона, пожелавшая выйти из договора, обязана уведомить об этом контрагента.