Какой огнетушитель лучше выбрать для автомобиля:
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой огнетушитель лучше выбрать для автомобиля:». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сегодня в магазинах представлен широкий ассортимент огнетушителей предназначенных для тушения возгораний в разных условиях. Гасящий состав представлен водным наполнением, пенной средой, специальными порошками, аэрозолями, а также комбинированным составом.
Легковой автомобиль должен быть оборудован минимум одним огнетушителем с весом заряда от двух килограмм и объемом не менее двух литров. Те же требования распространяются и на легкие грузовые машины массой до трех с половиной тонн.
Автобусы и грузовые автомобили массой от 3,5 до 7,5 тонны должны оснащаться двумя двухлитровыми огнетушителями. Грузовые машины массой свыше 3,5 тонны должны иметь два пятилитровых прибора.
В легковом автомобиле огнетушитель должен находиться в салоне, в легкодоступном месте. В легких грузовых машинах и автобусах один огнетушитель находится в кабине, второй — в кузове или пассажирском салоне. На тяжелых грузовых машинах один баллон располагается на шасси, а другой должен быть закреплен в кузове автомобиля.
Для надежного крепления огнетушителя в автомобиле используются специальные кронштейны. Место его расположения нужно выбирать так, чтобы иметь возможность быстро воспользоваться прибором по назначению. ПДД рекомендуют размещать его под водительским креслом машины. Также важно избегать излишнего нагрева огнетушителя в автомобиле.
Где находится огнетушитель в автомобиле по ПДД
Главным критерием правильного хранения устройства является его доступность в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Правилами определено, что хранить огнетушитель следует в кабине транспортного средства, а не в багажнике или дополнительных емкостях, имеющихся на грузовых машинах. Конструкция должна быть надежно закреплена в удобном для использования месте. Зафиксировать устройство можно с помощью специального кронштейна.
Действия водителя в случае возникновения пожара должны быть четкими и осмысленными. Для этого он должен ознакомиться с инструкцией по применению устройства. Она должна быть нанесена на корпус огнетушителя и быть хорошо читаемой. Порядок действий водителя предполагает следующее:
- сорвать находящуюся на чеке конструкции пломбу;
- выдернуть за металлическую дугу чеку из места фиксации;
- направить раструб огнетушителя на очаг пожара;
- сдавить скобу рычага.
Требования, предъявляемые к огнетушителю в Госавтоинспекции
Перечень требований разработан и утвержден совместно представителями Роспожнадзора и МЧС:
- Соответствие ГОСТ (Р51057-2001, НПБ 155-2002).
- Объем/масса. Для легковых автомобилей он должен составлять два литра, для грузовых – пять литров.
- Употребить до. Хранимое устройство постепенно теряет необходимое рабочее давление и способность огнетушащей смеси справляться с очагом воспламенения. Следует проверять дату выпуска (заправки) на инструменте, прежде чем купить его.
- Квалификация. Содержит всю необходимую информацию о типе рабочего вещества и инструкции для пользователя.
Техника безопасности при использовании
Опытные автовладельцы советуют при размещении огнетушителя соблюдать определенные правила:
- Устройство всегда должно быть под рукой, лучшим вариантом будет место под водительским сиденьем.
- Пламегаситель должен быть надежно закреплен и не должен испытывать лишней вибрации.
- Перед новым сезоном обязательно проверить срок годности или перезарядку и при необходимости заменить пламегаситель или содержащуюся в нем смесь.
- Для нового накопителя нужно внимательно изучить инструкцию по его активации и требованиям к хранению.
Немаловажный фактор, когда ставиться вопрос, какой огнетушитель лучше для автомобиля: порошковый (ОП) или углекислотный (ОУ).
Начнем с порошковой модели. У нее срок годности самого баллона – 10 лет. Но в течение этого времени придется один раз огнетушитель для автомобиля перезарядить. А точнее, через 5 лет после выпуска изделия в эксплуатацию. Как понять, когда прибор был произведен. Для этого необходимо ознакомиться с этикеткой, наклеенной на корпус баллона. На ней есть римские и арабские цифры. Первые показывают месяц выпуска, вторые год. Понятно, что через 10 лет агрегат надо будет заменить полностью, а через пять сдать на перезарядку.
Что касается углекислотных агрегатов, то в зависимости от производителя срок годности варьируется в диапазоне 15-20 лет. А вот перезаряжать их надо, как и порошковые, через 5 лет. Еще одно различие – это срок освидетельствования. Приборы ОУ надо проверять каждый год на предмет наличия номинального давления газа внутри баллона. Для этого просто промеряют манометр агрегата, который и показывает величину давления. Если оно ниже номинального, обозначенного в паспорте изделия, то агрегат передается на перезарядку.
Рекомендуется один раз в 3 месяца проверять манометр. Это должен делать владелец автомобиля. То есть не стоит ждать, когда прибор проверят сотрудники ГИБДД.
Огнетушители для авто, как и для строений, различаются по принципу действия и тушащему веществу на несколько видов:
- углекислотные (ОУ);
- порошковые (ОП);
- водные или водно-эмульсионные (ОВ или ОВЭ);
- пенные (ОВП или ОХП);
- аэрозольные (ГОА или АГС).
Внутри авто огнетушителей углекислотных находится кислота, которая при выходе из баллона прекращает доступ кислорода к месту возгорания, останавливая процесс. Срок годности авто огнетушителя углекислотного типа составляет до 10 лет при его перезарядке после 5 лет после покупки или после каждого использования. Цена авто огнетушителя начинается от 900 рублей. Он помещен в крепкий стальной корпус, который не раскалывается и не ломается при авариях, а кислота не оставляет грязных следов.
К недостаткам можно отнести:
- риск отморожения рук;
- большой вес;
- отказы в работе на морозе;
- опасность больших объемов углекислоты для людей.
Из-за опасности для людей ОУ лучше не использовать в закрытых помещениях. При возгорании ГСМ углекислотный огнетушитель лучше порошкового, а при возгорании электропроводки – наоборот.
Порошковый огнетушитель для автомобиля содержит внутри мелкий порошок, струя которого направляется непосредственно в очаг возгорания. Распыленный порошок закрывает доступ кислороду. Небольшой объем позволяет возить ОП в небольшом багажнике. Стоимость порошкового огнетушителя начинается от 400 рублей и зависит от объема. Хранить в автомобиле ОП можно до двух лет, при большем сроке порошок может слежаться.
Огнетушитель для машины порошкового типа:
- мало весит;
- работает при любых температурах;
- занимает немного места.
К недостаткам, кроме небольшого срока службы и слеживания порошка можно отнести пластмассовый корпус, который может треснуть от серьезного удара, в результате чего машина будет сильно испачкана. То же происходит и во время тушения, после чего машину придется отдать на мойку, но это лучше, чем на свалку. После тушения порошковым огнетушителем в редких случаях возможно повторное возгорание.
Авто огнетушители для автомобиля водного или водно-эмульсионного типа содержат внутри воду или водную эмульсию с добавками, помогающими тушить огонь и препятствующими замерзанию, но на сильном морозе это не всегда помогает. В местности с не очень холодной зимой он показал себя с лучшей стороны:
- он не опасен и может быть использован в салоне ТС без угрозы людям;
- у него самая длинная из всех огнетушителей длина струи.
Корпус ОВЭ годен в течение 5 лет, но раз в год его следует перезаряжать. Стоит он от 3,5 до 5 тысяч рублей. К недостаткам относятся его особенности:
- замерзание на сильном морозе;
- дорогая заправка;
- подверженность ржавчине изнутри;
- плохие тушащие свойства при возгорании горючих жидкостей.
Пенные огнетушители делятся на 2 подвида:
- воздушно-пенные (ОВП),
- химические пенные (ОХП).
Пенные огнетушители внутри содержат воду с добавлением состава, образующего пену. Их срок службы ограничен одним годом, предназначены они для тушения горючих жидкостей, включая масло и бензин. Плохо работают в условиях суровой зимы, не поддается перезарядке, стоят более полутора тысяч рублей.
Аэрозольные огнетушители делятся на подвиды:
- генераторы огнетушащего аэрозоля (ГОА);
- аэрозольные горящие составы (АГС).
Аэрозольные огнетушители значительно отличаются от остальных по конструкции и принципу действия. Бурно выделяемые мелкодисперсные аэрозольные частицы образуют облако, которое при сильном нагревании загорается, прекращая или значительно замедляя горение в очаге пожара. При тушении пожара в здании или на открытом воздухе огнетушитель просто забрасывается в очаг горения, дальше все происходит без участия человека.
На транспорте используется ГОА в ручном и полуавтоматическом исполнении. Он устанавливается под капотом и при полуавтоматическом режиме срабатывает самостоятельно в пожароопасной ситуации, а в ручном режиме активируются с помощью кнопки, находящейся в салоне.
ГОА устойчивы к ударам и вибрации, занимают немного места, но одного баллона может не хватить для полного тушения пожара, поэтому желательно не использовать его в качестве основного. Может храниться и использоваться и в салоне автомобиля. Срок хранения в машине до 2 лет. В холодную зиму может замерзнуть, его нельзя перезарядить, но ГОА обладает рядом преимуществ:
- безвреден для людей;
- занимает немного места;
- пригоден при тушении возгорания любого типа (кроме возгорания жидкостей, для горения которых не нужен кислород).
Аэрозольные огнетушители дешевы и стоят от 250 до 600 рублей.
Чаще всего используют углекислотные и порошковые огнетушители для авто. МЧС рекомендует порошковые модели, а опытные водители считают, что лучше иметь два – один (ОУ) в багажнике и один (ОП) в салоне (кабине). Например, если вы решили иметь два огнетушителя, то можете комбинировать ОП-2 и ОУ-1.
Углекислотными огнетушителями можно тушить возгорания классов «В», «С», Е», но они не годятся для пожара класса «A». Большинство порошковых устройств годятся для всех четырех классов пожара, но есть и те, которые работают в диапазоне «В», «С», Е».
Техника безопасности при использовании огнетушителя
Приобретая огнетушитель для ТС, следует позаботиться о его правильном размещении в машине. Устройство следует закрепить во избежание неприятных ситуаций, в которых незакрепленный огнетушитель, катаясь по салону, может:
- закатиться под педали и их заклинить;
- столкнуться с другими предметами и деформировать свой корпус или повредить пусковое устройство.
Во избежание неприятностей лучше вместе с основным устройством приобрести крепление огнетушителя в авто.
В момент покупки следует проверить огнетушитель на наличие:
- вмятин, заусенец и других повреждений корпуса;
- стрелки манометра, показывающей рабочее давление, в зеленой зоне;
- пломбы на чеке;
- сертификата;
- паспорта изделия,
- инструкции.
Дальнейшая эксплуатация должна проводиться строго по инструкции: следует вовремя заменять или заправлять баллон, обеспечить легкий доступ к огнетушителю. Приобретать огнетушитель стоит только в специализированных магазинах.
С правилами использования огнетушителя при возгорании нужно ознакомиться заранее, так как во время пожара время тушения исчисляется секундами.
Срок годности автомобильного огнетушителя
Все ёмкости раз в 5 лет подлежат обязательной полной проверке со сменой заряда, даже если все показатели в норме. Изготовителем может предусматриваться и увеличенная частота техобслуживания.
Вид | Срок годности для техосмотра (лет) | Годность заряда и перезарядка (не реже) |
Углекислотный | До 15 – 20 |
|
Порошковый | До 10 |
Обновление заряда проводится чаще, если это указано изготовителем. Например, заново заправлять автомобильные огнетушители порошкового типа некоторых моделей предписывают раз в 4 или 1,5 года, углекислотных – раз в 2 года.
Прохождение техосмотра включает осмотр устройства пожаротушения, фильтров, всех узлов, проверку массы заряда взвешиванием.
Полная перезарядка потребуется после применения или при отклонении нормы веса заряда от 5%. Ёмкость могут признать негодной досрочно. Не восстанавливают – заменяют новым.
Основные критерии выбора
Объем ёмкости устройства. Для легковых автомобилей этот критерий составляет 2 литра, для грузовых- 5 литров. Не стоит брать больший объем, чем рекомендовано, большие габариты и вес будут препятствовать эффективному использованию, кроме этого он займет лишнее место в багажнике.
Активное вещество. В современных устройствах используют два вида наполнителей: порошок и углекислоту. Принципы действия у них разные, каждый имеет свои достоинства и недостатки. К примеру, порошковые устройства не охлаждают зону горения полностью, а это может привести к повторному возгоранию. Порошок, попав на части внутреннего интерьера автомобиля уже ничем не отмоется. Его частицы могут вызвать аллергию или удушье. Из-за слеживания свойства могут ухудшаться.
Проблема огнетушителей с углекислотным наполнителем в том, что при низких температурах, газ имеет свойство сжиматься, поэтому если возгорание произошло в мороз, то его эффективность будет низкой. Такие устройства имеют большие габариты и вес, это затрудняет их использование, если водитель – женщина.
Огнетушитель обязательно должен соответствовать ГОСТу.
Срок годности должен иметь актуальные даты. Нужно за этим следить, чтобы устройство не подвело в важные моменты. Наличие всех опознавательных знаков, состава, инструкции является обязательным.
Теоретически, эксплуатация автомобильного огнетушителя не должна вызывать особых проблем, но, учитывая обстоятельства, при которых он должен использоваться, многие люди, находящиеся в состоянии стресса не могут его правильно запустить. Поэтому стоит внимательно изучить инструкцию по эксплуатации огнетушителя. Ниже приведены три основных шага, которые вы должны предпринять, если вам нужно использовать огнетушитель.
Помните! Перед использованием вы должны посмотреть на его этикетку и найти там информацию о сроке годности.
- Разблокируйте огнетушитель
Чтобы разблокировать спусковой механизм, удалите шплинт. Лучше всего сделать это, повернув его вокруг своей оси: тогда пластиковый крепежный ремень сломается, и огнетушитель будет готов к использованию. - Проткните картридж
Проткните патрон кулаком, подождите 3 секунды и нажмите на рычаг, тем самым начав распылять огнетушащее вещество. Некоторые огнетушители оснащены манометром, расположенным рядом с ручкой. В них вам не нужно прокалывать картридж, и тушение начинается при первом нажатии на рычаг. - Держите огнетушитель в вертикальном положении
Чтобы максимально эффективно потушить огонь, держите огнетушитель в вертикально, удерживая рукоятку спускового крючка в самом верхнем положении. Старайтесь не переворачивать его вверх дном и не открывайте клапан широко: огонь усиливается из-за притока большего количества кислорода. Чтобы не обжечься, наденьте толстые перчатки.
Огнетушитель для грузового автомобиля
Для грузового транспорта как правило выбирают порошковые приборы, обращая в первую очередь внимание на устойчивость к вибрации (о чем должно быть указано в паспорте огнетушителя).
Вес порошкового огнетушителя в грузовом транспорте не должен быть менее 5 кг. При этом лучше иметь несколько огнетушителей. В случае, если один из огнетушителей находится вне кабины, ему необходимо обеспечить защиту от осадков, солнца и грязи.
Проверка прибора в грузовых автомобилях как правило проводится не реже 1-ого раза в год. При этом срок службы может составлять до 10 лет (при условии, что каждые 5 лет проводится перезарядка).
Помимо этого, порошковые огнетушители для грузовиков снабжены манометрами для осуществления контроля над давлением. Необходимо следить за значением манометра, чтобы оно всегда находилось в зеленой зоне.
Требования к огнетушителю при техосмотре
Для автомобильного огнетушителя существует срок годности, который проверяется при техосмотре. Ведь со временем в баллоне снижается давление, а огнетушащие вещества теряют свои свойства.
Номинальный срок годности – это предусмотренный заводом-изготовителем период, когда ОУ или ОП является рабочим при правильной эксплуатации.
Реальный срок формируется с учетом фактических условий использования и обслуживания.
Во время ТО проверяется номинальный показатель, который указан на этикетке или в паспорте огнетушителя.
По нормам безопасности ОП разрешается эксплуатировать не более 10 лет. Углекислотный прибор ОУ имеет номинальный срок 10–15 лет.
Сегодня в магазинах представлен широкий ассортимент огнетушителей предназначенных для тушения возгораний в разных условиях. Гасящий состав представлен водным наполнением, пенной средой, специальными порошками, аэрозолями, а также комбинированным составом.
Общепринята классификация огнегасящих устройств по двум параметрам. Первый относят к вышеперечисленному составу гасящего соединения, второй основывается на принципе создания давления внутри баллона:
- Огнетушители, где для создания давления применяют способ физической закачки воздуха, от других отличает наличие прибора для его измерения. Подача гасящего состава начинается сразу после открытия крана.
- С установленной внутренней ёмкостью повышенного давления воздуха. При нажатии на рычаг открывания игла пробивает отверстие ёмкости и состав, смешавшись течением нескольких секунд, может выполнять свою задачу.
- Газогенерирующие огнетушители. Давление создаётся путём взаимодействия химических сред после пробития капсулы. Применять можно только по истечении пяти секунд после активации процесса.
Опыт показывает, что для тушения возгораний автомобилей зарекомендовали себя с положительно следующие виды огнетушителей:
- Углекислотный с активным веществом, включающим диоксид углерода. При распылении на пламя гасит его, охлаждает место возгорания. Характеризуется как хороший диэлектрик, гасящий состав быстро приникает к труднодоступным местам. Техническое хранение по сроку составляет десять лет. Недостатком представлено ожидание приведения в рабочее состояние не менее трёх секунд.
- Порошковый огнетушитель работает путём распыления под высоким давлением гасящего порошка. Серьёзными преимуществами являются: тушение любых возгораний диапазоном температур внешней среды минус 60.0 до 50.0°C, предупреждение вторичного воспламенения, а также возможностью по показаниям манометра определить его состояние. Применение сразу после открытия крана.
- Воздушно – пенные. Тушение возгорания осуществляется пенным составом. К положительным сторонам относят небольшие размеры пламегасящего устройства, позволяющие его разместить под водительским сидением, достаточность нейтрализации огня в салоне, но значительные возгорания прекратить им вряд ли удастся.
Выбор вида огнетушителя зависит от предпочтений водителя и требований, предъявляемых к комплектации конкретного типа автомобиля. Но следует помнить о том, что это не только аксессуар техосмотра, но порой единственное средство спасения.
Помимо порошковых и углекислотных, огнетушители бывают следующих видов:
- водные;
- пенные.
Оба вида оборудования не подходят для эксплуатации на транспортных средствах. Пенные средства не способны справиться с большими объемами возгорания. Средства на водной основе гасят пламя, возникшее из-за электропроводки. Пожар, случившийся из-за возгорания масла или топлива, такой вид оборудования устранить не может.
Освобождает ли отмена ТО от ответственности?
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.
Типы автомобильных огнетушителей
Автолюбитель не должен сомневаться, нужен ли огнетушитель в его машине – однозначно нужен. Типов этих устройств несколько.
Водные или комбинированные водно-воздушные изделия для тушения автомобиля использовать нельзя, так как вода вызывает электрическое замыкание. Но даже если этого не произойдёт, воды недостаточно для ликвидации пожара в автомобиле, она только выведет из строя технику и обивку салона.
По той же причине не подходят для использования в автомобиле пенные огнетушители, так как тушащий состав изготовлен на основе воды.
Сухие химические устройства заполнены порошком или пеной. Вещество выталкивается под воздействием азота, который закачан в дополнительный баллон. Они могут использоваться для тушения автомобильных пожаров.
ABC – огнетушитель, заполненный желтым порошком – аммофосом. Достаточно универсальное средство, но порошок способен повредить электрические устройства, оставляет липкие следы.
Наиболее предпочтительны автомобильные огнетушители, виды и характеристики которых определены МЧС и Роспожнадзором. Они рекомендуют приобретать порошковые или углекислотные устройства. У каждого из вариантов есть как плюсы, так и минусы.
Отличительные особенности двух видов
Итак, переходим к основному вопросу темы: чем отличается порошковый огнетушитель от углекислотной модели. Первое и основное отличие в огнетушащем веществе (ОТВ).
Само название «порошковый» огнетушитель получил из-за того, что внутрь баллона закачивается порошкообразный материал. Порошок представлен разными составами, в которых основным ингредиентом выступает один из ниже обозначенных:
- бикарбонат металлов щелочного типа;
- графит плюс хлориды металлов щелочного типа;
- фосфорно-калийные соли;
- силикагель, насыщенный хладоном.
Кроме этих веществ в состав порошка входят кремнийорганический жидкий раствор, гидрофобизатор АМ-1-300 (аэросил), белая сажа. Эти три компонента от общего объема огнетушащего вещества занимают всего лишь 3-5%. Сегодня производители чаще всего используют для производства порошков фосфат аммония, как самый дешевый компонент, но такой же эффективный для тушения огня, как и все остальные.
Состав углекислотных огнетушителей – это двуокись углерода (СО2), международное название – диоксид углерода. Если попадется одно из них, то это одно и то же вещество. Необходимо обозначить, что в природе в жидком состоянии двуокиси углерода не существует. Обычно это газ. Но закачивать газ внутрь в большом объеме невозможно. Потребуется усиленный корпус, который будет тяжелым и дорогим.
Но у этого вещества есть одно свойство – превращаться в жидкость, если газ сильно сдавить, то есть поднять его давление. Так и происходит закачка СО2 под давлением. То есть внутри баллона он находится в жидком состоянии. Это удобнее и при хранении. Давление внутри корпуса – 6 МПа.
При открытии клапана давление углекислоты резко падает, поэтому она вылетает из сопла уже в газообразном состоянии. Добавим для информации, что углекислота может находиться в твердом состоянии. Такое вещество называют сухим льдом. Его используют для хранения скоропортящихся и быстротаящих продуктов. В пожаротушение сухой лед не применяют.
Тушение углекислотным огнетушителем
Итак, типы огнетушащих веществ разобраны, переходим к другим особенностям и отличиям порошкового огнетушителя от углекислотного. Начнем с того, что у них есть одно общее преимущество – с их помощью можно гасить пожары разных категорий. Автомобиль в этом плане не стал исключением.
Порошковые с маркировкой «ОП» выгодны тем, что они легче углекислотных и дешевле них. Их основное действие на огонь – покрытие горящих поверхностей порошковой массой, которая ложится слоем, не пропускающим воздух в очаг возгорания. Отсюда неприятные последствия:
- порошок собой загрязняет все поверхности;
- его сложно отодрать после прилипания при высоких температурах.
В этом плане углекислотные лучше, потому что углекислота на воздухе – это газ, который проникает даже в труднодоступные места, где огня не видно. Но и у него есть отрицательные побочные эффекты:
- газ в виде дымовой завесы – вещество токсичное, отравиться им можно быстро, если концентрация высокая;
- вылетевший из баллона углекислый газ имеет отрицательную температуру, незнающий человек может получить травму.
Еще одно отличие порошкового и углекислотного огнетушителя – масса прибора. В этом плане порошковый тяжелее. К примеру, при объеме баллона 2 л вес ОП-2 – 4,5 кг, ОУ-2 – 3 кг.
Обратите внимание на такой момент – порошок налипает на горящие поверхности, тем самым хорошо перекрывая поступление воздуха в места горения. Углекислота также перекрывает доступ кислорода своей массой, плюс низкая температура, которая понижает температуру нагретых огнем плоскостей. Но при этом СО2 не оставляет на предметах никаких следов. Порошок просто прилипает ко всем поверхностям, после чего его придется отлипать. И не факт, что с некоторых предметов он отдерется.