Последние изменения в законодательстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Последние изменения в законодательстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


К актам данного
уровня относятся федеральные законы,
указы Президента РФ, постановления
Правительства РФ, акты других органов
исполнительной власти и акты
государ­ственных внебюджетных фондов.

Куда обращаться при оформлении

Существует несколько способов подачи заявления о назначении страховой пенсии по инвалидности:

  1. Личное посещение клиентской службы Пенсионного фонда с необходимыми документами. Чтобы обезопасить себя от длительного ожидания в очереди на прием, целесообразно предварительно записаться по телефону или через портал. Время приема у специалиста не занимает более 50 минут. Период назначения пенсии – 10 дней, после чего заявителю отправляется уведомление либо о назначении, либо об отказе в этом;
  2. Если заявитель не располагает временем или возможностью посещения Пенсионного фонда, он может отправить на прием свое доверенное лицо, снабдив его пакетом документов. Также можно отправить заявление почтой, однако тогда придется заверить копии документов у нотариуса, что довольно накладно;
  3. Самое популярное средство отправки заявления в официальные органы – портал Госуслуг ПФ. Подтвердить свою учетную запись можно в Центре обслуживания, который располагается в многофункциональном центре (Мои документы) и в Управлениях ПФ.

Ведущими условиями, соблюдение которых гарантирует получение социального пенсиона, являются:

  • Принадлежность к категории «нетрудоспособный гражданин»;  Постоянное пребывание на территории страны.

Подтверждение нетрудоспособности осуществляется путём проведения медикосоциальной экспертизы в аккредитованных под эту деятельность медицинских организациях по отдельному графику.

Поскольку в результате реабилитационных процедур возможно улучшение состояния, то необходимо прохождение повторного обследования до присвоения бессрочного статуса:

  • Гражданам 1 группы – раз в два года;  Дети – в зависимости от заболевания:
    • ежегодно;
    • раз в два года; o при достижении совершеннолетия;  Все остальные – в ежегодном режиме.

Федеральная пенсия рассчитана для материальной поддержки следующих категорий:

  • Участвовавших в ВОВ;
  • Военных;
  • Космонавтов;
  • Больных, которые стали недееспособными из-за последствий радиационной аварии или техногенного происшествия.

Претендент на это пособие может не иметь официальной работы. Пенсия от государства базируется на неизменной ставке, которая утверждается ежегодно российскими властями.

Вычисляется по формуле: ПИ х ПС = ФП где:

  • ПИ – пособие, относящееся к категории инвалидности;
  • ПС – процентная ставка (может составлять от 100% до 300% для сотрудников

Правовые нормативные акты субъектов Российской Федерации

Отнесение Конституцией Российской Федерации социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов означает, что правовые нормативные акты, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, как уже было сказано выше, входят в систему источников права социального обеспечения и действуют в системной взаимосвязи с федеральным законодательством. Относя сферу социального обеспечения к совместному ведению, Конституция РФ предполагает взаимодействие двух уровней государственной власти в правовом регулировании соответствующих общественных отношений. При этом правовые нормативные акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также подзаконным нормативным актам РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 10 августа 2000 года № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации», территориальными органами Минюста России создан и ведется Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Развитие законодательной деятельности субъектов РФ в сфере социального обеспечения обусловлено федеративным устройством Российской Федерации, в соответствии с которым органы государственной власти субъектов РФ наделены самостоятельной нормотворческой компетенцией по вопросам, входящим в предметы совместного ведения и исключительного ведения субъектов РФ.

Региональное нормотворчество в сфере социального обеспечения в своем развитии прошло ряд этапов. В 90-е годы прошлого столетия субъекты РФ в основном устанавливали дополнительные меры социального обеспечения многодетным семьям и ветеранам, в частности, пособия, компенсационные выплаты, иные меры материальной поддержки. В тот период региональное законодательство только формировалось и существовало не во всех субъектах РФ. С 2004 года начался новый этап его развития, характеризуемый значительным расширением зоны ответственности региональных властей в сфере социальной политики, увеличением доли расходов субъектов РФ на реализацию принципа социального государства, сочетанием обязанности субъектов РФ осуществлять обязательства, возложенные на них федеральным законодателем (производные обязательства), с относительной самостоятельностью субъектов РФ в установлении дополнительных обязательств в сфере социального обеспечения (первичные обязательства).

Количество нормативных правовых актов субъектов РФ в сфере социального обеспечения существенно возрастает и становится все более неоднородным.

Таким образом, в первое десятилетие нынешнего столетия уже отчетливо проявилась децентрализация в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению. Эта тенденция продолжает определять развитие российского социального законодательства по сей день. Подтверждением этому являются, в частности, изменения в законодательстве о социальном обслуживании граждан, о медицинской помощи и лечении, которые в значительной мере перераспределяют социальные обязательства от федерального центра к регионам.

Полномочия субъектов Российской Федерации по вопросам социального обеспечения, как правило, осуществляются ими за счет собственных бюджетных средств. В порядке и случаях, установленных федеральными законами, указанные полномочия могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ (в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами).

Перечень полномочий, отнесенных к совместному ведению, по которым органы законодательной власти субъектов РФ вправе либо должны издавать правовые нормативные акты, определен в ряде федеральных законов.

Одним из них является Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184 -ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно статье 26.3 данного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла; семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей); жертв политических репрессий; малоимущих граждан.

Позднее был принят Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122 — ФЗ1, который уточнил предметы ведения различных уровней власти, существенно расширив при этом компетенцию субъектов РФ в сфере социального обеспечения.

Органы государственной власти субъектов РФ получили полномочия по самостоятельной регламентации целого ряда общественных отношений, регулируемых прежде федеральным законодательством. Это повлекло за собой необходимость приведения регионального законодательства о социальном обеспечении в соответствие с новым федеральным правовым регулированием1.

Кроме указанных статутных Федеральных законов, компетенция Российской Федерации и ее субъектов в тех или иных областях права социального обеспечения определяется соответствующими федеральными законами применительно к сфере их действия. Например, в статьях 4, 4.1 и 5 Федерального закона от 17 июня 1999 года № 178 «О государственной социальной помощи» закреплены полномочия органов государственной власти РФ в области оказания государственной социальной помощи, полномочия органов государственной власти субъектов РФ, а также полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Такой же подход использован законодателем в Федеральном Законе от 28 декабря 2013 года № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (статьи 7, 8); в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и т.д.

Таким образом, органы государственной власти субъектов РФ регламентируют преимущественно такие сферы общественных отношений, как социальное обслуживание граждан, оказание государственной социальной помощи, медицинской помощи и лечения, дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. В то время как пенсионное законодательство, законодательство об обязательном социальном страховании представлено правовыми нормативными актами Российской Федерации.

Источники права социального обеспечения включают большое количество разных видов нормативных правовых актов, принятых субъектами РФ. Правовую базу регионального законодательства закладывает конституция (устав) субъекта РФ. Большинство конституций и уставов субъектов РФ закрепляют положения о социальном обеспечении, хотя чаще всего эти положения аналогичны формулировкам, имеющимся в Конституции РФ. Немногие субъекты РФ устанавливают повышенные в сравнении с нормами Конституции РФ гарантии осуществления права на социальное обеспечение гражданам, проживающим на территории этих субъектов.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Классификация международных нормативных актов

Статья 15 Конституции РФ гласит, что признанные всеми нормы и принципы международного права, как и международные договоры РФ, включены в состав правовой системы. Любой международный договор обладает приоритетом перед нормативно-правовыми актами РФ, если они вступают в противоречие. Гражданские права и свободы в России признаны и гарантируются в соответствии с общими принципами и нормами международного права.

Замечание 1

По этой причине в международном праве общепризнанные принципы и нормы, как и международные договоры имеют огромное значение в правовом регулировании соц. обеспечения в РФ.

В первую очередь рассмотрим классификацию международных нормативных правовых актов (НПА), с помощью которых регламентируется социальное обеспечение. Она осуществляется в соответствии с различными основаниями. В зависимости от юридической силы НМА международного типа могут определяться постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», в 8 пункте которого указано, что правила действующих международных договоров РФ, согласие на обязательный статус которых принят в форме федерального закона, находятся в приоритете, если использовать их в отношении законов нашей страны. Правила действующих НПА, сформированных на международном уровне и согласие на обязательность которых не предусматривается соответствующим федеральным законом, обладают приоритетом в использовании по отношению к подзаконным НПА, издание которых осуществил определенный орган государственной власти (например, НПА Президента РФ или Правительства РФ).

Замечание 2

Международные договоры в соответствии с вышесказанным можно разделить на те, которые обладают приоритетом перед ФЗ и те, которые имеют приоритет перед подзаконными НПА.

В соответствии с субъектно-территориальной областью действия международные НПА классифицируются на 4 группы:

  1. Универсальные международные НПА, которые принимает ООН (например, Всеобщая декларация прав человека 1948 года);
  2. Акты специализированных организаций, включая Всемирную организацию здравоохранения, Международную организацию труда;
  3. Региональные акты, которые заключены в рамках Совета Европы (СЕ), СНГ;
  4. Договоры и соглашения РФ двустороннего характера, заключенные на международном уровне.
Пример 1

НПА, которые входят в первую группу, рассматриваются на примере Всеобщей декларации прав человека. Она провозглашает право любого человека обратиться за соответствующим социальным обеспечением, закрепляя принципы его предоставления. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, также входящий в первую группу документов, признает право для каждого человека на социальное обеспечение, включая гарантии его достаточного жизненного уровня.

Читайте также:  Досрочная пенсия для преподавателей вузов

Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин рассматривает права любой женщины на оплачиваемый отпуск по беременности и родам, на обслуживание, необходимое в период беременности и родов, а также в послеродовой период. Она предусматривает обязательную выплату семейных и других пособий социального характера.

Конвенция ООН о правах ребенка отмечает наличие прав для каждого ребенка, который может воспользоваться наиболее современными услугами системы здравоохранения, благами, предусмотренными системой социального обеспечения.

Декларация ООН о правах инвалидов закрепила в своем тексте понятие «инвалид», включая права этой группы граждан на медицинское лечение, соответствующий уровень жизни, восстановление здоровья и общественного положения.

Социальная защита граждан и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всей системы прав человека и его основных свобод закрепляет Конвенция ООН о правах инвалидов. Ее целью является закрепление принципа уважения человеческого достоинства, свободы выбора самостоятельности и независимости; отсутствия дискриминации. В соответствии с положениями Конвенции любой человек должен полностью и эффективно вовлекаться и включаться в общество; должно быть уважение к особенностям инвалидов и принятия их как компонента общества. Также она предусматривает равные возможности; доступность; равенство между мужчинами и женщинами; уважение развивающихся способностей детей инвалидов и уважение их прав на сохранение собственной индивидуальности. Также Конвенция налагает на страны-участники обязанность обеспечения и поощрения полной реализации всех прав человека и его основных свобод для всех инвалидов без наличия дискриминации по признаку инвалидности, государства должны принимать необходимые для этого законодательные, административные и прочие меры с целью осуществления инвалидами собственных прав. Ими должны быть приняты все требуемые меры, включая законодательные, для того, чтобы изменить или отменить существующие законы, постановления, обычаи и устои, являющиеся в отношении инвалидов дискриминационными.

Замечание 3

Защиту и поощрение человеческих прав важно учесть во всех стратегиях и программах, осуществляя и поощряя исследовательские и конструкторские разработки, способствуя наличию и использованию новых технологий и средств, которые облегчают мобильность, устройств и ассистивных технологий и подходят для инвалидов. В первую очередь внимание должно быть уделено недорогим технологиям, а инвалидом должна быть предоставлена доступная информация о подобных средствах и устройствах.

В 1991 году на Генеральной Ассамблее ООН была принята Резолюция, включая «Принципы в отношении пожилых людей». Их основная цель состояла в формировании полнокровной и полноценной жизни для лиц преклонного возраста, включая:

  • независимость (доступ к качественным продуктам и воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию, возможность работать или вести другую деятельность, которая приносит доход, и др.);
  • участие (вовлеченность в общественную жизнь, разработка и осуществление политики, которая напрямую способна затронуть их благосостояние, передача опыта и знаний молодежи и др.);
  • уход, который может предоставляться семьей и обществом в соответствии с системой культурных ценностей, принятых в этом обществе;
  • реализация внутреннего потенциала;
  • достоинство (формирование условий, которые дают возможность вести достойный и безопасный образ жизни, не подвергаясь эксплуатации и насилию).

Международные НМА первой группы не только закрепляют право людей на социальное обеспечение, в том числе социальное страхование. Они формируют и устанавливают уровень жизни, который должен быть гарантирован человеку. По сути он является тем социально-минимальным уровнем, включающим в себя все то, что требуется для обеспечения здоровья и благосостояния. Наряду с этим, НПА данной группы включают все социальные риски, защиту от наступления которых гарантирует (должно гарантировать) государство.

В соответствии с законодательством инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, результатом которых стали ограничение жизнедеятельности и необходимость социальной защиты лица. Данные расстройства могут быть вызваны как заболеваниями, так и последствиями травм либо иного рода дефектами здоровья. Данное понятие установлено ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В этой же ст. 1 дается толкование понятия «ограничение жизнедеятельности», под которым подразумевается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Признание лица инвалидом осуществляется органами медико-социальной экспертизы. Лицам, в установленном законодательством порядке признанным инвалидами, устанавливается одна из трех групп инвалидности, а ребенку (лицу до 18 лет) устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Федеральный закон «О трудовых пенсиях» в ст. 8 конкретизирует понятие инвалидности, связывая его с ограничением способности к трудовой деятельности I, II или III степени. Наличие ограничения способности к трудовой деятельности является обязательным условием для назначения трудовой пенсии по инвалидности. Данное положение законодательства связано с предназначением трудовой пенсии по инвалидности, целью которой является компенсация гражданину способности к трудовой деятельности, утраченной в той или иной степени в результате расстройства здоровья. Наличие ограничения к трудоспособности и степень такого ограничения определяются путем проведения медико-социальной экспертизы, правом на проведение которой обладают органы медико-социальной экспертизы. Медико-социальная экспертиза представляет собой определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, и осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:

1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

В первую очередь речь идет о назначении пенсии (в том числе трудовой пенсии) по случаю потери кормильца. Принятые в результате проведенных освидетельствований решения органов медико-социальной экспертизы являются обязательными для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Пенсионное законодательство, которое действовало до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях», не предусматривало степеней ограничения к трудоспособности, а пенсия по инвалидности назначалась с применением критериев групп инвалидности – инвалидности I, II и III группы. В связи с этим п. 4 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» установил положение, в соответствии с которым в период с 1 января 2002 г. до 1 января 2004 г. назначение трудовых пенсий по инвалидности лицам, имеющим инвалидность I, II или III группы, осуществлялось в соответствии с положениями законодательства, предусмотренными для лиц, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I, II или III степени.

Ограничение способности к трудовой деятельности I, II и III степени стало применяться учреждениями медико-социальной экспертизы после соответствующего предложения, внесенного Министерством труда и Пенсионным фондом РФ, изложенного в письме Минтруда РФ и ПФР РФ от 18 декабря 2003 г. № 9575-АО, ЛЧ-09-23/13281 «О порядке вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности».

С 1 января 2004 г. органы медико-социальной экспертизы по проводимым ими освидетельствованиям стали одновременно с установлением группы инвалидности выносить заключения об определении степени ограничения способности к трудовой деятельности. Понятие ограничения способности к трудовой деятельности определяется в приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. № 355 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Пункт 8 этого приказа определяет, что способность к трудовой деятельности включает в себя:

1) способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;

2) способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;

3) способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;

4) способность к мотивации труда;

5) способность соблюдать рабочий график;

6) способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).

В приложении к указанному приказу Министерства здравоохранения и социального развития устанавливаются критерии установления степеней ограничения способности к трудовой деятельности. В соответствии с данным приложением критерием установления I степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях: при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в два раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса; при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.

Критерий установления II степени ограничения способности к трудовой деятельности определяется как нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

Критерий установления III степени ограничения способности к трудовой деятельности определяется как нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или когда трудовая деятельность полностью противопоказана.

Назначение пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих регламентируется двумя законами. Пенсия по случаю потери кормильца членам семей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по призыву, назначается в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении», членам семей остальных категорий военнослужащих, в том числе членам семей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по контракту, пенсия по случаю потери кормильца назначается в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Пенсия по случаю потери кормильца членам семей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по призыву, назначается в следующих случаях:

1) если военнослужащий погиб (умер) во время прохождения военной службы по призыву;

2) если военнослужащий погиб (умер) в течение 3 месяцев после увольнения с военной службы по призыву;

3) если военнослужащий погиб (умер) по истечении трех месяцев после увольнения с военной службы по призыву, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые были получены в период прохождения военной службы.

Нетрудоспособными членами семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, имеющими право на получение пенсии по случаю потери кормильца, являются:

1) дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а если они обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, то до достижения ими возраста 23 лет. Если дети, братья, сестры или внуки погибшего обучаются в учреждениях дополнительного образования или по заочной (вечерней) форме, то они не приобретают права на пенсию по случаю потери кормильца. Дети, братья и сестры кормильца имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца после наступления соответствующего возраста, если до достижения возраста 18 лет они стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

Читайте также:  Малоимущим семьям с детьми от 17 до 18 лет будут платить пособие

2) пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена одному не работающему члену семьи, занятому уходом за детьми, братьями, сестрами погибшего (умершего) кормильца, не достигшими возраста 14 лет. На этих основаниях пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена отцу, матери, супругу, дедушке, бабушке, брату или сестре погибшего (умершего) кормильца независимо от их возраста и трудоспособности. Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца в этом случае является отсутствие у лица, получающего пенсию по случаю потери кормильца, оплачиваемой работы, а не наличие или отсутствие трудоспособности;

3) пенсия по случаю потери кормильца назначается: отцу, матери и супругу, если они достигли возраста 60 лет – мужчины и 55 лет – женщины или являются инвалидами. Отцу либо матери погибшего (умершего) кормильца, достигшим возраста 60 и 55 лет, пенсия по случаю потери кормильца назначается только в том случае, если кормилец погиб (умер) в течение трех месяцев по окончании военной службы. Супругу погибшего (умершего) кормильца, достигшему возраста 60 или 55 лет или ставшему инвалидом, пенсия по случаю потери кормильца назначается во всех трех случаях. При этом перечисленной категории лиц пенсия по случаю потери кормильца назначается только в том случае, если при жизни кормильца они находились на его иждивении;

4) родителям военнослужащих, погибших (умерших) во время прохождения военной службы по призыву, если смерть кормильца наступила в период прохождения военной службы или после увольнения с военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или травмы, полученных во время прохождения военной службы, пенсия по случаю потери кормильца назначается с 55 лет – мужчинам и с 50 лет – женщинам;

5) дедушке или бабушке погибшего (умершего) кормильца пенсия по случаю потери кормильца назначается, если они достигли возраста 60 лет мужчины и 55 лет – женщины либо если они являются инвалидами и отсутствуют лица, которые обязаны их содержать в соответствии с законодательством РФ. Дедушкам и бабушкам кормильцев пенсия по случаю потери кормильца назначается только в том случае, если при жизни кормильца они находились на его иждивении.

Перечисленным выше категориям лиц пенсия по случаю потери кормильца выплачивается независимо от выполнения оплачиваемой работы. Отметим, что законодательство предусматривает отказ в выплате пенсии по случаю потери кормильца, если гибель (смерть) военнослужащего по призыву наступила в результате совершения им преступления. В этих случаях членам семьи погибшего (умершего) кормильца назначается социальная пенсия. Если социальная пенсия назначается мужчинам, достигшим возраста 65 лет, или женщинам, достигшим возраста 60 лет, то она не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.

Для семей военнослужащих всех остальных категорий, к которым относятся все военнослужащие и приравненные к ним категории лиц, за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по призыву, предусмотрены несколько иные основания назначения пенсии по случаю потери кормильца. Семьям этих категорий военнослужащих пенсия по случаю потери кормильца назначается в тех же случаях:

1) если военнослужащий погиб (умер) в период прохождения военной службы;

2) если военнослужащий погиб (умер) в течение трех месяцев после окончания военной службы;

3) если военнослужащий погиб (умер) по истечении трех месяцев после окончания военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время прохождения военной службы. Но при этом законодательство содержит оговорку о том, что если пенсия назначается семье военнослужащего, который при жизни был пенсионером, то она может быть назначена, если кормилец умер в период получения им пенсии или в течение 5 лет после окончания ее выплаты. Например, если военнослужащий, получавший пенсию, умер через три года после окончания военной службы и его смерть не была связана с военной травмой, контузией, увечьем или заболеванием, полученными в период прохождения военной службы, то его семья имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Основным нормативно-правовым источником, указывающим на порядок начисления, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет является Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». По государственному пенсионному обеспечению назначаются следующие виды пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) социальная пенсия.

Пенсии за выслугу лет в соответствии с нормами приведенного закона назначаются федеральным государственным служащим и военнослужащим. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета. Как правило, это пенсия, которая устанавливается за наличие на протяжении определенного времени специального трудового стажа. В юридической литературе его часто называют «выслугой», «стажем творческой работы» и т. п. Таким образом, пенсия за выслугу лет всегда «стажевая», как и пенсия по старости, но без возрастного ценза. Однако иногда пенсией за выслугу лет именуется и та пенсия, которая устанавливается при наличии соответствующего специального стажа (выслуги) и достижении определенного возраста. В то же время пенсией по старости называется в отдельных случаях пенсия, для установления которой требуется длительный специальный трудовой. Пенсии, которые в дальнейшем получили название «выслуга» были введены еще в советское время для многих категорий граждан: военнослужащих, правоохранительных органов, работников здравоохранения, образовательных учреждений и т. п. Сохранились такие пенсии и в российском пенсионном законодательстве, причем в последние годы сфера их применения существенно расширилась. Главная причина – стремление властных структур таким путем компенсировать явную деградацию в последние годы общей системы пенсионного обеспечения, а также создать для определенных категорий служащих привилегированные пенсионные системы.

В Конституции РФ 1993 г. как и у ее предшественниц не содержится оснований для установления пенсии за выслугу лет. Изначально пенсия за выслугу лет была введена в связи со спецификой определенной деятельности, службы. Многие авторы высказывают такое предположение, что возрастные ограничения, предусмотренные при выслуге лет, установлены не зря. После того, как человек в определенной сфере прослужит несколько лет очень сильно меняется его мировоззрение, психологические качества, которые могут препятствовать осуществлению дальнейшей службы. У человека накапливается усталость, начинается перегрузка организма. Таким образом, пенсия по выслуге лет ограждает человека от психологического напряжения, так как человек, как правило, отстраняется от дальнейшего осуществления своих обязанностей и оправляется на пенсию. Пенсии за выслугу лет устанавливаются военнослужащим и федеральным государственным служащим. Ранее пенсия за выслугу лет назначалась летно-подъемного состава авиации и воздухоплавания, некоторым работникам транспорта. Как правило, пенсия за выслугу лет назначается при выслуге всего времени, и по размерам больше, нежели простая пенсия по старости. Таким образом, если гражданин не выслужил определенное количество лет, он не имеет право претендовать на пенсию по выслуге лет.

В ранее действовавшем законодательстве (Законе РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации») четко указывались категории граждан, которые имели право на получение пенсии за выслугу лет. И этотперечень был достаточно большой, это:

1) граждане, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (по Списку работ и профессий, утверждаемому Правительством РФ). Они имели право на пенсию независимо от возраста, если трудились на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах – горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, – если трудились на таких работах не менее 20 лет. Стажевые требования в данном случае не зависели от пола работника, однако такие работы выполняются лишь мужчинами. Применительно к действующему законодательству данная категория работников имеет право на назначение досрочной пенсии.

2) граждане, работающие на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности. Здесь практически названы две категории работников. Первая – занятые работой на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов и приему готовой продукции на промысле. Вторая – работа на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

Они имели право на пенсию независимо от возраста при выслуге у мужчин – не менее 25 лет, у женщин – 20 лет. На сегодняшний день в соответствии с действующим законодательством они имеют право на досрочное назначение пенсии по старости.

3) граждане, работающие спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях. Перечень должностей и специальностей не был утвержден. Им устанавливалась пенсия независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет. Это связано с тем, что в данном случае предусматривалась лишь возможность назначения такой пенсии, она «могла устанавливаться независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет». Правительство РФ не сочло возможным утвердить перечень, видимо, в связи с тем, что при такой выслуге (15 лет) пенсия по старости назначается спасателям по достижении лишь 40 лет – как мужчинам, так и женщинам.

В настоящее время они также имеют право на получение досрочной пенсии по старости.

4) граждане, работающие в гражданской авиации. Данной категории граждан на сегодняшний момент предоставляется пенсия по выслуге лет, и более подробно об этом будет рассмотрено в следующих параграфах.

5) граждане, занятые педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Они имели право на пенсию при выслуге не менее 25 лет. Пенсия за выслугу лет для этих граждан – одна из первых таких пенсий, введенных в СССР: она установлена в 1925 г., даже несколько раньше, чем пенсия по старости. Условия назначения данной пенсии неоднократно менялись. Особенность условий, введенных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» будет рассмотрена в следующих параграфах.

6) граждане, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Они имели право на пенсию при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Для указанных работников традиционно устанавливалась различная выслуга лет в зависимости от местности, в которой протекала трудовая деятельность. Но трудовая деятельность не так уж редко складывалась из периодов работы в разных местностях. Логика подсказывает простое решение вопроса: в городах необходимо было проработать не 25, а 30 лет, т. е. на пять лет, или на 20 %, больше, чем в сельской местности; коэффициент перевода времени работы в сельской местности (поселках городского типа), следовательно, равен 1,2 (30:25).

7) граждане, занятые творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах. Пенсии для этих работников появились в СССР несколько позднее, чем пенсии за выслугу лет для учителей, врачей, других работников просвещения и здравоохранения, а также летно-подъемного состава.

Для получения данной пенсии была необходима выслуга 15, 20, 25 или 30 лет в зависимости от характера работы. Чем сложнее, напряженнее работа, тем меньшей продолжительности требовалась выслуга, и наоборот. Согласно установленному постановлением Правительства РФ от 28 августа 1991 г. списку, при стаже творческой работы не менее 15 лет право на пенсию за выслугу лет имели: артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии; артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков) цирков и концертных организаций.

Читайте также:  Памятка для граждан, выбирающих между лекарствами и денежной компенсацией

Правовые основы пенсионного обеспечения в рф

Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим.

Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определен новый статус ПФР (его территориальных органов) как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ установил правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений. Кроме того, указанный Закон закрепил за Пенсионным фондом Российской Федерации новые права и обязанности как субъекта отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

С 1 января 2011 г. для большинства плательщиков страховых взносов стали действовать следующие тарифы (ст.12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ):

— Пенсионный фонд РФ – 26 процентов. Пунктом 2.1 ст.22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов: в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, в отношении работников 1967 года рождения и младше – 20 процентов на финансирование страховой части, 6 процентов – накопительной части;

— Фонд социального страхования РФ – 2,9 процента;

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 3,1 процента;

— территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2 процента.

Таким образом, в целом налоговая нагрузка на плательщиков составит 34 процента. В 2010 г. она составляла 26 процентов.

Таким образом, в последние года, в пенсионное законодательство РФ неоднократно вносились изменения, затрагивающие все его стороны: круг обеспечиваемых пенсиями, условия их предоставления и размеры.

Существенно расширился и продолжает расширяться перечень источников законодательства.

Анализ нормативных правовых актов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

30 ноября 2001 года

Одобрен

Советом Федерации

5 декабря 2001 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ,

от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ,

от 08.05.2004 N 34-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 25.11.2006 N 196-ФЗ, от 21.12.2006 N 239-ФЗ,

от 09.04.2007 N 43-ФЗ, от 22.07.2008 N 156-ФЗ,

от 18.07.2009 N 187-ФЗ,

от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009),

от 21.06.2010 N 122-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ,

от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 28.03.2011 N 43-ФЗ,

от 03.05.2011 N 94-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ,

от 05.04.2013 N 51-ФЗ, от 05.04.2013 N 57-ФЗ,

от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ,

от 28.11.2015 N 358-ФЗ,

с изм., внесенными Определением Конституционного Суда РФ

от 11.05.2006 N 187-О, Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

В 2018 г. добавлена еще одна категория получателей соцпенсии: дети, чьи оба родителя не были установлены. К ним относятся несовершеннолетние и лица старше 18 лет, обучающиеся очно в ОУ, но не дольше, чем до 23 лет. Их пенсия так же равна 10360,52 руб.

С апреля 2019 года размер социальных пенсий был проиндексирован на 2%.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!


  • Журнал Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 (часть 1)
  • Дата публикации 20.04.2015
  • Раздел Социологические науки
  • УДК 349.3

1

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Организационные основы обязательного пенсионного страхования состоят в:

  • гарантировании всем застрахованным лицам вне зависимости от религиозных, идеологических убеждений, социального статуса, семейного положения, прочих факторов, получения страхового обеспечения при условии подтверждения факта наступления страхового случая;
  • утверждении Правительством НПА в сфере ОПС, обязательных к исполнению всеми гражданами, юридическими лицами и органами государственной, региональной, муниципальной властей без каких-либо исключений;
  • установлении четко разграниченных полномочий и обязанностей субъектов (участников) сферы пенсионного страхования и в их взаимодействии друг с другом только в пределах указанных прав и обязательств;
  • формировании бюджета ПФР за счет источников, представленных в законе, а также в обеспечении его надлежащего функционирования и платежеспособности;
  • наличии законодательной возможности по разрешению споров, возникающих между субъектами сферы пенсионного страхования, как в досудебном, так и в судебном режимах;
  • предоставлении права для всех застрахованных передать накопления, которые учтены в спец. части ИЛС, из ПФР в негосударственный фонд.

Глава 3. Трудовая пенсия по старости

  1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:
    • законы;
    • подзаконные акты.
  2. по сфере их действия:
    • федеральные;
    • субъектов РФ (областные, краевые);
    • отраслевые;
    • муниципальные;
    • локальные.
  3. по органам, принявшим нормативный акт;
  4. по форме акта:
    • законы;
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
  5. по правовым институтам.

Законодательство в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения граждан

Из основополагающих международно-правовых документов термины «социальное обеспечение», «социальная защита», «социальное страхование», «социальная помощь» и т.п. прочно вошли в обиход сегодняшней российской действительности. Развитие законодательства о социальном обеспечении требует разграничения и легального определения этих основополагающих понятий, поскольку в настоящее время они размыты, в них зачастую вкладывается разный смысл, в том числе и законодателем, что вызывает сложности в законотворчестве и в правоприменительной практике, а также в теоретической разработке проблем социального обеспечения. Произвести с должной степенью определенности разграничение этих понятий, а также установить их соотношение друг с другом — задача весьма непростая.

Поскольку регулирование отношений по предоставлению социальной защиты является предметом разных отраслей законодательства, представляется неправомерным применительно к законодательству о социальном обеспечении использовать понятие социальной защиты как равнозначное ему. В свое время только переименование Министерства социального обеспечения в Министерство социальной защиты населения привело, с одной стороны, к размыванию понятия и границ социального обеспечения, а с другой — к снижению внимания к тем компонентам социальной защиты граждан, которые не связаны напрямую с социальным обеспечением, например, к профилактике детской безнадзорности и преступности.

Понятие «социальное обеспечение» включает, прежде всего, выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определенных социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни. Согласно Конвенции МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г. № 102 — это медицинская помощь и пособие по болезни, денежные выплаты (пенсии или пособия) в случаях безработицы, старости, инвалидности, потери кормильца, трудового увечья или профессионального заболевания, беременности и родов, а также семейные пособия.

Неотъемлемой частью социального обеспечения является предоставление нетрудоспособным, нуждающимся в этом гражданам, социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода льгот и преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Чтобы располагать необходимыми денежными средствами для финансирования социального обеспечения работников и их семей, государство традиционно использует институт социального страхования — основной подсистемы в системе социального обеспечения. Как показывают зарубежный опыт и практика Российской Федерации, это наиболее рациональная и оптимальная форма социального обеспечения работников при наступлении социальных страховых рисков, поскольку, с одной стороны, позволяет не включать необходимые для этого средства в состав текущей заработной платы, а с другой — дает возможность распределять собранные средства между теми застрахованными, кому они необходимы сегодня, причем своевременно и в достаточном объеме.

В социальном обеспечении нуждаются также и не работавшие ранее граждане, лишившиеся способности к труду или потерявшие кормильца вследствие войн и военных конфликтов, природных, техногенных (в том числе радиационных) катастроф, незаконных политических репрессий. Материальная поддержка необходима детям, в том числе лишенным попечения родителей, малообеспеченным семьям и лицам, одиноким нетрудоспособным гражданам, которые не были застрахованы. Поэтому параллельно с системой социального страхования развивалась и та часть социального обеспечения, которая финансируется непосредственно из государственного бюджета. В теоретическом и практическом плане эту часть социального обеспечения можно разделить на несколько подсистем: 1) обеспечение лиц из числа военнослужащих, некоторых других категорий граждан, подлежавших в период своей деятельности обязательному социальному страхованию (и их семей); 2) обеспечение жертв социальных и техногенных катастроф; 3) обеспечение детей и семей с детьми; 4) социальная помощь (попечительство, вспомоществование) лицам, впавшим в нужду, безотносительно к их прошлой занятости.

Специфика отношений по социальному страхованию, ранее входивших в предмет трудового права, а также по социальному обеспечению лиц, не подлежащих социальному страхованию, включавшихся в свое время в предмет административного права, привела в свое время к осознанию социального обеспечения как самостоятельной отрасли законодательства. В 60-70-х годах в СССР была обоснована теоретически и признана законодателем соответствующая новая отрасль — законодательство о социальном обеспечении. Анализ положений действующей Конституции, а также текущего законодательства России свидетельствует о том, что в системе российского законодательства эта самостоятельная отрасль сохраняется.

Вряд ли можно согласиться с мнением, что термин «социальное обеспечение» выходит из обихода.

Право на социальное обеспечение — одно из основных конституционных прав граждан. В главе 2 Конституции Российской Федерации, посвященной правам и свободам человека и гражданина, ему отведена специальная норма — статья 39, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Там же предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, поощряются добровольное социальное страхование/создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Определяющее значение для развития социального законодательства имеет конституционное положение о том, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7).

До 1990 г. законодательство о социальном обеспечении было единым для всего СССР. На уровне союзных республик, в том числе и РСФСР, самостоятельно регулировались лишь некоторые второстепенные вопросы этой сферы. С конца 1990 г. в России начался новый этап развития российского законодательства о социальном обеспечении. 20 ноября 1990 г. был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР». В 1993 г. вступил в действие Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей».

В последнее десятилетие в сферу действия права социального обеспечения были включены новые категории граждан и новые виды социальных страховых рисков В этой ситуации законодательная деятельность Государственной Думы в течение всех трех созывов была направлена на урегулирование следующих отношений.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *