Аудит годовой отчетности: что изменится для АО и ООО с 1 января 2023 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аудит годовой отчетности: что изменится для АО и ООО с 1 января 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Если закон не обязывает компанию проводить аудит
Если ваша компания не попадает под условия проведения обязательного аудита, вы можете провести инициативный аудит для того, чтобы:
- Убедиться в достоверности отчётности. Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
- Убедиться в профессионализме сотрудников. Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
- Выявить налоговые риски. Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.
Раскрытие информации аудиторскими организациями
Обязанность по раскрытию аудиторскими организациями информации о своей деятельности установлена в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Данная обязанность распространяется на все аудиторские организации, в том числе дочерние, и организации с участием иностранных и международных компаний.
В целях исполнения указанной обязанности каждая аудиторская организация обязана иметь интернет-сайт, на котором должна раскрывать и регулярно обновлять (актуализировать) сведения о своей деятельности. Форма раскрытия сведений законодательством не регламентирована. Аудиторская организация вправе определять форму раскрытия информации о своей деятельности самостоятельно. Главное условие – информация должна раскрываться в том минимальном объеме и в те сроки, которые установлены Минфином.
При раскрытии информации организации обязаны соблюдать аудиторскую тайну, под которой понимаются любые сведения и документы, полученные или составленные аудиторской организацией и ее работниками при оказании аудиторских услуг. Не являются аудиторской тайной и могут быть раскрыты на сайте аудиторской организации следующие сведения (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ):
- разглашенные либо самим лицом, которому оказывались аудиторские услуги, либо с его согласия;
- о заключении договоров оказания аудиторских услуг;
- о величине оплаты аудиторских услуг.
Кому в 2021 нужен обязательный аудит.
Рассмотрим характеристики, которым должна соответствовать организация, чтобы аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности стал для нее обязательным.
Новая редакция ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных этим и другими федеральными законами.
То есть бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Законе № 307-ФЗ такая организация не названа среди лиц, обязанных проводить аудит.
Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона № 208-ФЗ « Об акционерных обществах».
Аналогичным образом складывается ситуация с банками. В новой редакции ст. 5 Закона № 307-ФЗ банки не указаны, но это не значит, что их освободили от данной обязанности. Согласно ст. 42 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, подлежат обязательному аудиту.
Что касается страховых организаций, норма о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Обязательный аудит для застройщиков, так же предусмотрен специальным законом (ст. 3 Закона № 214-ФЗ).
Федеральным законом № 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
- фонды, поступление в которые имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
- организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
Вывод: аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности приобретает статус обязанности, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ, или в случаях, прямо указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ.
Если Вы затрудняетесь определить, нужно ли проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, можете обратиться к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.
Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения
Рассматриваемые изменения в Закон № 307 – ФЗ начали действовать с 01.01.2021.
В особом порядке установлено применение новых норм в следующей ситуации.
Организация по старым правилам должна была провести аудит в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды, а по новым — нет, и аудитором начато исполнение договора о проведении обязательного аудита до 01.01.2021.
При таких обстоятельствах нормы ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ в новой редакции не работают. Новые правила применяются обозначенной организацией уже при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.
Соответственно, новые правила не действуют в случае, если аудиторы уже начали работать по договорам с теми, кто с 2021 года выведен из-под обязательного аудита.
Изменения в аудите: требования о минимальном количестве аудиторов
Утверждены новые требования об аудиторах, работающих в аудиторских компаниях. Как было ранее: чтобы стать членом СРО необходимо было иметь не менее трех официально трудоустроенных аудиторов. И все компании такой критерий выдерживали законодательно.
Теперь данное требование не работает. Важно не просто работать с тремя аудиторами на трудовых засадах. Необходимо, чтобы такие специалисты работали в компании как на основной работе. Например, если аудитор будет работать в штате в одной компании на 0,75 и в аудиторской компании на 0,25, то второе место его работы не будет считаться основным.
Министерство труда также дает следующее разъяснение: основным считается то место работы, где хранится трудовая книжка. И одновременно у одного сотрудника не может быть нескольких основных работ.
Изменилось и минимальное количество аудиторов, которые должны состоять в трудовых отношениях с работодателем.
Нормы для фирм, которые будут предоставлять аудиторские услуги для организаций (не работающих на финансовом рынке):
- как было: не менее 3-х сотрудников, работающих на основании трудовых договоров;
- как будет: не менее 5-ти аудиторов должны быть оформлены в штат АО по основному месту работы.
Нормы для организаций, которые будут предоставлять аудиторские услуги учреждениям финансового рынка:
- ранее было: не менее семи аудиторов должны работать на основании трудовых договоров;
- как должно быть: минимальное количество аудиторов, работающих по основному месту работы в штате аудиторской фирмы, — 12 лиц.
Получается, что теперь каждая аудиторская компания заинтересована в том, чтобы привлекать в штат профессиональных аудиторов. И чем больше количество таких специалистов, тем больший спектр услуг может предоставлять фирма.
При этом количество аудиторов в штате – не единственное правило, чтобы фирму все-таки включили в нужный реестр. Каждый из таких специалистов обязан соответствовать таким требованиям:
- должны иметь новый аттестат;
- должны иметь опыт работы с учреждениями, включенными в перечень общественно значимых.
Такое новшество, с одной стороны, позитивно скажется на оплате труда аудиторов. Фирмы будут бороться за сотрудников, предлагая им конкурентные зарплаты. С другой стороны, аудитор теперь вынужден выбрать основного работодателя, «обидев» теперь другого. И это может сказаться на самой возможности совмещения нескольких мест работы.
Как показывает статистика, сейчас только 50-55% аудиторских фирм, работающих в РФ, имеют в штате более 3-х аудиторов. Другая половина все-таки предпочитает выдерживать минимальные требования – и не оформлять на работу по трудовым договорам более 3-х сотрудников подобного профиля.
Уже сейчас эксперты сошлись во мнении, что до одной трети всех аудиторских фирм не будут соответствовать новым критериям. И если они не смогут соблюсти требования, найти резервы для обеспечения той самой конкурентной зарплаты, то они вынуждены будут прекратить свою работу.
Куда и когда сдавать аудиторское заключение?
Тот, кто заказывает аудит, обязан и сообщить о его результатах государству. Другими словами, аудиторская компания не обязана вносить результаты проверки в какой-то реестр, в частности, Единый федеральный реестр сведений о деятельности юр. лиц. В него включен сам факт аудиторской проверки, кроме того, какие-то иные сведения вносит налогоплательщик.
С этого года начинает работу информационный ресурс бухгалтерского отчета. В базу этого ресурса вписываются данные о результатах проведенного аудита.
Какая информация подлежит внесению в Реестр:
- данные о том, кто осуществляет аудит;
- отчетный период, за который проверяется отчет;
- список документации, предоставленной на проверку;
- краткое заключение о достоверности документации;
- мнение профессионала о том, какие факторы повлекли искажение корректности отчетности.
Где нужно разместить аудиторское заключение в 2021 году?
Закон устанавливает обязанность по сдаче аудита в налоговую и размещению документа в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, ИП и иных субъектах экономической деятельности (Федресурс). В налоговую инспекцию подавать его необходимо в течение 10 рабочих дней после выдачи аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, грядущего после отчетного. Делать публикацию в реестре аудируемое лицо должно в течение 3 рабочих дней после даты подписания документа.
Обязанность по размещению сообщения об аудите в Федресурсе устанавливается частью 6 статьи 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности». Для ее исполнения (самостоятельно) требуется совершить следующие действия:
- Приобрести КЭП с расширением, позволяющим совершать публикации в реестре, и специализированное ПО для ее функционирования;
- Установить компоненты на рабочий компьютер с соблюдением технических требований, полный перечень которых представлен в виде PDF-файла на официальном сайте реестре;
- Войти в личный кабинет и пополнить его счет на сумму госпошлины;
- Дождаться зачисления оплаты;
- Составить текст сообщения и опубликовать его.
Такой метод часто сталкивает заказчиков аудита сразу с двумя проблемами: невозможность уложиться в отведенные законом сроки для совершения публикации и вероятность допущения ошибок при составлении текста публикации. Обе оплошности могут быть наказаны административной ответственностью, устанавливаемой ч. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ и предполагающей штраф в размере от 5.000 до 50.000 рублей или дисквалификацию должностного лица на срок от 1 года до 3 лет.
Какая ответственность
За несоблюдение требований о раскрытии информации о бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности) и об аудиторском заключении предусмотрена ответственность – так, если организация является эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или другой компанией, то в соответствии со ст. 15.19 КоАП РФ, ее могут оштрафовать на 700 000 — 1 000 000 рублей.
Для остальных компаний за непредставление или представление недостоверных сведений может быть применено административное наказание в виде (ч. 7, 8 ст. 14.25 КоАП РФ):
- наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
- наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до трех лет — за повторное нарушение.
Когда аудит становится обязательным
Обязательному аудиту подлежат отдельные типы организаций вне зависимости от организационно-правовой формы. К числу таких организаций, в частности, относятся:
— акционерные общества (в том числе ЗАО);
— организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
— жилищные накопительные кооперативы (ст.54 Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);
— застройщики (ст.18 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ);
— организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг;
— негосударственным пенсионным или иным фондом;
Полный перечень организаций, которые обязаны проводить аудиторскую проверку, опубликован на сайте Минфина РФ.
Кроме того, в общем случае, аудит обязателен, если финансовые показатели организации достигли следующих значений:
— выручка превышает 400 млн. рублей;
— валюта баланса превышает 60 млн. рублей.
Финансовые показатели берутся за год, предшествующий отчетному. То есть необходимость проведения аудита за 2019 год определяется по результатам анализа финансовых показателей за 2018 год.
В какой срок должно быть подготовлено аудиторское заключение
Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта.
При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.5 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
То есть аудиторское заключение за 2019 год должно быть составлено не позднее 31.12.2020 г.
Проверка не осуществлялась, что будет
Игнорирование законодательства влечет за собой наложение штрафных санкций. Оштрафовать могут как саму организацию, так и ее руководителя. Надзорные органы могут выписать оба штрафа.
В случае обязательного аудита нарушением считается:
- Непредставление информации в органы статистики. В налоговую инспекцию представлять заключение не нужно. Штраф на руководителя составит от 300 до 500 рублей. Компания заплатит 3 000 – 5 000 рублей;
- Отсутствие или не своевременное внесение сведений в государственный реестр о деятельности организаций. На предприятие могут быть наложены санкции в размере от 5 000 до 50 000 рублей;
- Нарушение сроков хранения результатов аудита. Выездная налоговая проверка может запросить документы по аудиту за прошедшие 5 лет. Именно такой срок установлен для хранения аудиторских заключений по закону. Если документов нет, организацию оштрафуют на 5 000 – 10 000 рублей.
Аудиторское заключение
Вне зависимости от разновидности аудита, всегда используется единая форма аудиторского заключения. Заключение о бухгалтерском состоянии предприятия должно составляться на русском языке, все денежные операции — отображаться в российских рублях. Аудиторы, работающие с вашей бухгалтерией, отвечают за правильную и объективную оценку достоверности работы проверяемого предприятия.
Правильное заключение фирмы или самостоятельного специалиста должно содержать финансовую отчетность со всеми соответствующими печатями и подписями. Готовая оценка — это пакет документов, состоящий из пронумерованных листов. На обложке пакета ставится печать, а также указывается общее количество листов, использованных для проверки. Количество экземпляров индивидуально, но и у аудируемой фирмы, и у аудитора должно остаться как минимум по одному пакету документов.
По итогу работы оценивающего специалиста могут быть выданы следующие виды результатов:
- немодифицированный результат фирма получает, если в ее работе не найдены никакие погрешности и бухгалтерия признана достоверной;
- модифицированный отчет дается, когда аудитор доказал весомые нарушения в работе компании или же не получил достаточных сведений для нормальной оценки предприятия.
Последний результат, очевидно, очень плох, и его следует избегать, ликвидируя нарушения в работе компании, а также предоставляя специалисту всю необходимую документацию для оценки фирмы. Но даже у самой чистой бухгалтерии есть определенные погрешности, которые могут привести к такой негативной оценке вашей компании. Поэтому вы должны знать, какие формы модифицированного заключения бывают:
- Мнение с оговоркой. Оговорка применяется, когда нарушения имеют существенный, но локальный характер. То есть проблема заключается в какой-либо конкретной отрасли работы предприятия, и недочеты никак не затрагивают другие сферы деятельности компании. Мнение с оговоркой аудитор может составить и в том случае, если у него нет данных относительно той или иной отрасли работы фирмы.
- Отрицательный результат. Самый неприятный исход проверки для владельца компании. Отрицательное мнение говорит о всеобщих и катастрофических искажениях в бухгалтерских отчетах. Скорее всего, после отрицательного результата последуют дополнительные проверки, чтобы наверняка установить неправильную работу предприятия.
- Отсутствие конкретных результатов. Аудитор вправе отказаться от выражения собственного мнения, если он не располагает доказательствами нарушений, но и сведений о правильной деятельности компании у него также нет.
Ознакомиться с правильно составленными формами аудиторского заключения можно, обратившись к приложениям Федерального стандарта аудиторской деятельности.
Результаты проверки считаются недействительными без подписей руководителя организации или отдельного лица, обладающего аттестатом аудитора. Также пакет должен быть подписан непосредственным проверяющим, который и отвечает за результаты оценки.
Обязательный аудит для компаний по другим Федеральным законам
Существуют законы, дающие основание для проведения аудита. Под них попадают следующие субъекты:
- муниципальные организации;
- микрокредитные компании;
- операторы лотерейных игр;
- организатор азартных игр;
- управляющая компания либо спец депозитарий;
- кредитный кооператив с численностью свыше 2 тысяч человек;
- жилищный накопительный кооператив;
- строительная организация многоэтажных домов, использующая средства дольщиков;
- туроператор, осуществляющий реализацию туров.
Особенности раскрытия информации акционерными обществами
Публичные и непубличные акционерные общества обязаны раскрывать свою годовую бухгалтерскую отчетность. Чаще всего для этого ее размещают на официальном сайте организации. На процесс отводится три дня с даты составления заключения, но не позднее трех дней с даты истечения срока предоставления экземпляра годовой финансовой отчетности.
В 2021 году этот срок ограничивается 5 апреля, т.к. ограничения по размещению аудиторского заключения попадает на выходной день, 3 апреля.
Важное замечание про АО, имеющие ценные бумаги и получившие допуск к организованным торгам. Они тоже публикуют промежуточную отчетность вместе с заключением (если эта документация подлежала аудиту).
За нарушение порядка и сроков раскрытия сведений грозят серьезные штрафы. Они намного выше нарушений правил Федресурса. Должностным лицам может быть выписан штраф в размере от 30 до 50 тыс рублей или дисквалификация руководителя на срок до 2 лет (п.2 с.15.19 КоАП РФ). Дополнительно на компанию налагается штраф от 700 тыс рублей до 1 млн рублей.
Штраф за непроведение обязательного аудита или за непредставление вовремя аудиторского заключения
Предприятию или должностному лицу грозит административный штраф за несоблюдение сроков сдачи аудиторского заключения. Размеры штрафов таковы:
- от 300 до 500 рублей в отношении должностного лица и от 3 до 5 тыс рублей для юрлиц за непредставление аудиторского заключения в территориальный орган Росстат в установленный срок. Дополнительно может грозить штраф за предоставление неполной бухгалтерской отчетности;
- от 30 до 50 тыс рублей или дисквалификация должностного лица на срок до двух лет, а для юрлиц — от 700 тыс до 1 млн рублей, если аудиторское заключение не опубликовано на официальном сайте акционерного общества;
- от 5 до 50 тысяч рублей, если итоги обязательного аудита не внесены в Единый федеральный реестр;
- от 5 до 10 тыс рублей, если заключение не хранилось в течении 5 лет. Это установленный срок.
Аудиторская проверка — неизменный этап в деятельности крупных и небольших предприятий, подразумевающий проверку на факт следования действующим правилам и нормам законодательства. В зависимости от ситуации работа проводится в определенный период (обязательная) или по желанию руководителей (добровольная). По результатам контроля можно судить о правильности сведений по балансу и финансам предприятия.
Аудиторской проверкой занимаются специальные структуры и индивидуальные специалисты, работающие на основании договора на проведение аудиторской проверки. К работе допускаются субъекты, прошедшие обучение и имеющие на руках соответствующий аттестат. В штате проверяющего предприятия должно быть от трех специалистов, состоящих в СРО. При выполнении своих обязанностей аудиторы действуют на базе ФЗ №307 и ряда других документов.
Если говорить в целом, аудиторская проверка выполняется с учетом ряда правил:
- Стандарты — международные (МСА), отраслевые, федеральные (ФСАД).
- Внутренние кодексы.
- ФЗ №№ 307, 395, 402, 315.
- Постановление Правительства России под номерами 696, 576.
- Приказы Минфина РФ — №46н, №16н, №90н, №99н, №90н, №147н, №122н.
Основным документом считается МСА, который обязателен для индивидуальных специалистов и аудиторских фирм, а также проверяющих компаний. МСА стоит на ступень выше других стандартов, установленных Минфином, Правительством и СРО аудиторов.