Когда Вселенская родительская суббота и как правильно поминать усопших

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда Вселенская родительская суббота и как правильно поминать усопших». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все­лен­ские роди­тель­ские суб­боты – мясо­пуст­ная и Тро­иц­кая – самые древ­ние и важные заупо­кой­ные бого­слу­же­ния годич­ного круга. Эти два дня имеют сход­ные, почти иден­тич­ные бого­слу­же­ния: их можно назвать службами-«двойняшками». Пояс­ним послед­нее слово: тексты заупо­кой­ных пес­но­пе­ний сов­па­дают, кроме хва­лит­ных стихир: сти­хиры на «Хва­лите…» в Пост­ной и Цвет­ной Три­о­дях раз­лич­ные. Службы совер­ша­ются по Окто­иху и Триоди (в Тро­иц­кую суб­боту Октоих всегда 6‑го гласа, потому его пес­но­пе­ния уже вклю­чены в Триодь). Минея нико­гда не исполь­зу­ется, службы Минеи пере­но­сятся на преды­ду­щий день.

Какие бого­слу­жеб­ные осо­бен­но­сти у все­лен­ских роди­тель­ских суббот?

Пере­нос заупо­кой­ного бого­слу­же­ния все­лен­ской роди­тель­ской суб­боты воз­мо­жен только на преды­ду­щую суб­боту и в редких слу­чаях: если на мясо­пуст­ную суб­боту выпа­дет Сре­те­ние Гос­подне или в любую из этих суббот слу­чится пре­столь­ный празд­ник (в этом случае заупо­кой­ная служба пере­но­сится только в данном храме).

Основ­ные бого­слу­жеб­ные осо­бен­но­сти мясо­пуст­ной и Тро­иц­кой суббот сле­ду­ю­щие:

  • На вечерне вместо про­ки­мена поется «Алли­луиа» с заупо­кой­ными сти­хами (это – уни­каль­ная осо­бен­ность ука­зан­ных двух дней, больше в цер­ков­ном году подоб­ной замены про­ки­мена на вечерне не бывает).
  • На утрене вместо «Бог Гос­подь…» поется «Алли­луиа» с заупо­кой­ными сти­хами (это осо­бен­ность всех заупо­кой­ных суббот).
  • Тро­парь «Глу­би­ною муд­ро­сти…» с Бого­ро­дич­ным «Тебе и стену и при­ста­нище…»; оба эти пес­но­пе­ния нам «зна­комы» по их исполь­зо­ва­нию в пани­хиде.
  • 17‑я кафизма делится на две статии (по отметке «среда» в Псал­тири) и чита­ется духо­вен­ством; хор поет начало и конец каждой статии. После 1‑й статии – заупо­кой­ная екте­ния, после 2‑й статии – заупо­кой­ные тро­пари по «Непо­роч­ных» «Святых лик обрете…», при пении кото­рых совер­ша­ется полное каж­де­ние храма. После этого еще одна заупо­кой­ная екте­ния. Так 17‑я кафизма совер­ша­ется во все заупо­кой­ные суб­боты.
  • Канон: храма на 6 и Триоди на 8. Ирмосы — канона храма, ката­ва­сия — Триоди. 2‑я песнь (канон имеет 2‑ю песнь, обра­тим на это особое вни­ма­ние!) поется только по Триоди (ирмос и ката­ва­сия у этой песни сов­па­дают).
  • По 6‑й песни: Екте­ния заупо­кой­ная с молит­вой «Боже духов…» и воз­гла­сом «Яко Ты еси вос­кре­се­ние…». Кондак «Со свя­тыми упокой…» и икос «Сам Един еси…». На прак­тике во время 6‑й песни диакон отвер­зает цар­ские врата, свя­щен­ник и диакон выхо­дят цар­скими вра­тами в центр храма, где диакон про­из­но­сит малую екте­нию перед тет­ра­по­дом. Далее при пении кондака и икоса свя­щен­ник совер­шает малое каж­де­ние, начи­ная с тет­ра­пода (тет­ра­под, ико­но­стас, хор и народ с амвона, завер­ше­ние каж­де­ния на амвоне и вновь тет­ра­под спе­реди). По окон­ча­нии каж­де­ния духо­вен­ство уходит в алтарь и цар­ские врата закры­ва­ются.
  • На литур­гии корот­кая схема пения тро­па­рей и конда­ков по входе: «Глу­би­ною муд­ро­сти…», «Слава»: «Со свя­тыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…».
  • Про­ки­мен чита­ется один (заупо­кой­ный), чтения два: рядо­вое и заупо­кой­ное (это каса­ется и апо­столь­ских и еван­гель­ских зачал).

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела.

Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский. О смерти

У меня отношение к смерти своеобразное, и мне хочется объяснить, почему я к смерти отношусь не только спокойно, но с желанием, с надеждой, с тоской по ней.

Мое первое яркое впечатление о смерти — разговор с моим отцом, который мне как-то сказал: «Ты должен так прожить, чтобы научиться ожидать свою смерть так, как жених ожидает свою невесту: ждать ее, жаждать по ней, ликовать заранее об этой встрече, и встретить ее благоговейно, ласково». Второе впечатление (конечно, не сразу, а много спустя) — смерть моего отца. Он скончался внезапно. Я пришел к нему, в бедную комнатушку на верхушке французского дома, где была кровать, стол, табуретка и несколько книг. Я вошел в его комнату, закрыл дверь и стал. И меня обдала такая тишина, такая глубина тишины, что я, помню, воскликнул вслух: «И люди говорят, что существует смерть!. Какая это ложь!» Потому что эта комната была преисполнена жизнью, причем такой полнотой жизни, какой вне ее, на улице, на дворе я никогда не встречал. Вот почему у меня такое отношение к смерти и почему я с такой силой переживаю слова апостола Павла: Для меня жизнь — Христос, смерть — приобретение, потому что пока я живу в плоти, я отделен от Христа… Но апостол прибавляет дальше слова, которые меня тоже очень поразили. Цитата не точна, но вот что он говорит: он всецело хочет умереть и соединиться со Христом, но прибавляет: «Однако, для вас нужно, чтобы я остался в живых, и я буду продолжать жить». Это последняя жертва, которую он может принести: все, к чему он стремится, на что он надеется, чего он делает, он готов отложить, потому что он нужен другим.

Читайте также:  Индексация алиментов, примеры расчета в 2023 году

Смерть я видел очень много. Я пятнадцать лет работал врачом, из которых пять лет на войне или во французском Сопротивлении. После этого я сорок шесть лет прожил священником и хоронил постепенно целое поколение нашей ранней эмиграции; так что смерть я видел много. И меня поразило, что русские умирают спокойно; западные люди чаще со страхом. Русские верят в жизнь, уходят в жизнь. И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти, надо готовиться к вечной жизни.

О смерти мы ничего не знаем. Мы не знаем, что происходит с нами в момент умирания, но хотя бы зачаточно знаем, что такое вечная жизнь. Каждый из нас знает на опыте, что бывают какие-то мгновения, когда он живет уже не во времени, а такой полнотой жизни, таким ликованием, которое принадлежит не просто земле. Поэтому первое, чему мы должны учить себя и других, это готовиться не к смерти, а к жизни. А если говорить о смерти, то говорить о ней только как о двери, которая широко распахнется и нам даст войти в вечную жизнь.

Но умирать все-таки не просто. Что бы мы ни думали о смерти, о вечной жизни, мы не знаем ничего о самой смерти, об умирании. Я вам хочу дать один пример моего опыта во время войны.

Я был младшим хирургом в прифронтовом госпитале. У нас умирал молодой солдатик лет двадцати пяти, моих лет. Я пришел к нему вечером, сел рядом и говорю: «Ну, как ты себя чувствуешь?» Он посмотрел на меня и ответил: «Я сегодня ночью умру». — «А тебе страшно умирать?» — «Умирать не страшно, но мне больно расставаться со всем тем, что я люблю: с молодой женой, с деревней, с родителями; а одно действительно страшно: умереть в одиночестве». Я говорю: «Ты не умрешь в одиночестве». — «То есть как?» — «Я с тобой останусь». — «Вы не можете всю ночь просидеть со мной…» Я ответил: «Конечно, могу!» Он подумал и сказал: «Если даже вы и просидите со мной, в какой-то момент я этого больше сознавать не буду, и тогда уйду в темноту и умру один». Я говорю: «Нет, вовсе не так. Я сяду рядом с тобой, и мы будем разговаривать. Ты мне будешь рассказывать все, что захочешь: о деревне, о семье, о детстве, о жене, обо всем, что у тебя в памяти, на душе, что ты любишь. Я тебя буду держать за руку. Постепенно тебе станет утомительно говорить, тогда я стану говорить больше, чем ты. А потом я увижу, что ты начинаешь дремать, и тогда буду говорить тише. Ты закроешь глаза, я перестану говорить, но буду тебя держать за руку, и ты периодически будешь жать мне руку, знать, что я тут. Постепенно твоя рука, хотя будет чувствовать мою руку, больше не сможет ее пожимать, я сам начну жать твою руку. И в какой-то момент тебя среди нас больше не будет, но ты уйдешь не один. Мы весь путь совершим вместе». И так час за часом мы провели эту ночь. В какой-то момент он действительно перестал сжимать мою руку, я начал его руку пожимать, чтобы он знал, что я тут. Потом его рука начала холодеть, потом она раскрылась, и его больше с нами не было. И это очень важный момент; очень важно, чтобы человек не был один, когда уходит в вечность.

Но бывает и по-другому. Иногда человек болеет долго, и если он тогда окружен любовью, заботой — умирать легко, хотя больно (я об этом тоже скажу). Но очень страшно, когда человек окружен людьми, которые только и ждут, как бы он умер: мол, пока он болеет, мы пленники его болезни, мы не можем отойти от его койки не можем вернуться к своей жизни, не можем радоваться своим радостям; он, как темная туча, висит над нами; как бы он умер поскорее… И умирающий это чувствует. Это может длиться месяцами. Родные приходят и холодно спрашивают: «Ну как тебе? ничего? тебе что-нибудь нужно? ничего не нужно? ладно; ты знаешь, у меня свои дела, я еще вернусь к тебе». И даже если голос не звучит жестоко, человек знает, что его посетили, только потому что надо было посетить, но что его смерти ждут с нетерпением.

А иногда бывает иначе. Человек умирает, умирает долго, но он любим, он дорог; и сам тоже готов пожертвовать счастьем пребывания с любимым человеком, потому что это может дать радость или помощь кому-то другому. Я позволю себе сейчас сказать нечто личное о себе.

Моя мать в течение трех лет умирала от рака; я за ней ходил. Мы были очень близки, дороги друг другу. Но у меня была своя работа, — я был единственным священником лондонского прихода, и кроме того раз в месяц должен был ездить в Париж на собрания Епархиального совета. У меня не было денег позвонить по телефону, поэтому я возвращался, думая: найду я мать живой или нет?. Она была жива, — какая радость! какая встреча! .. Постепенно она стала угасать. Бывали моменты, когда она позвонит в звонок, я приду, и она мне скажет: «Мне тоскливо без тебя, побудем вместе». А бывали моменты, когда мне самому было невмоготу. Я поднимался к ней, оставляя свои дела, и говорил: «Мне больно без тебя». И она меня утешала о своем умирании и своей смерти. И так постепенно мы вместе уходили в вечность, потому что когда она умерла, она с собой унесла всю мою любовь к ней, все то, что между нами было. А было между нами так много! Мы прожили почти всю жизнь вместе, только первые годы эмиграции жили врозь, потому что негде было жить вместе. Но потом мы жили вместе, и она меня знала глубоко. И как-то она мне сказала: «Как странно: чем больше я тебя знаю, тем меньше я могла бы о тебе сказать, потому что каждое слово, которое я о тебе сказала бы, надо было бы исправлять какими-нибудь дополнительными чертами». Да, мы дошли до момента, когда знали друг друга так глубоко, что сказать друг о друге ничего не могли, а приобщиться к жизни, к умиранию и к смерти — могли.

Читайте также:  Ордер на квартиру: что это, где хранится, как получить и восстановить

И вот мы должны помнить, что каждый умирающий в таком положении, когда какая бы то ни была черствость, безразличие или желание «наконец бы это кончилось» — невыносимы. Человек это чувствует, знает, и мы должны научиться преодолевать в себе все темные, мрачные, скверные чувства и, забывая о себе, глубоко задумываться, вглядываться, вживаться в другого человека. И тогда смерть делается победой: О смерть, где твое жало?! О смерть, где твоя победа? Воскрес Христос, и мертвых ни один во гробе…

Я хочу сказать еще нечто о смерти, потому что то, что я уже сказал, очень лично. Смерть нас окружает все время, смерть — это судьба всего человечества. Сейчас идут войны, умирают люди в ужасном страдании, и мы должны научиться быть спокойными по отношению к собственной смерти, потому что мы в ней видим жизнь, зарождающуюся вечную жизнь. Победа над смертью, над страхом смерти заключается в том, чтобы жить глубже и глубже вечностью и других приобщать к этой полноте жизни.

Что нужно делать в родительскую субботу

Как поминать усопших предков в родительскую субботу? Что нужно делать в поминальные дни в церкви, на кладбище и дома? Что нельзя делать в дни поминовения?

Что должны делать православные:

  • Накануне родительской субботы нужно подать в церковной лавке записку об упокоении с именами близких. В ней нужно указать имена, данные при крещении. Писать имена нужно в родительном падеже, разборчиво, лучше печатными буквами.
  • В родительскую субботу православные христиане посещают могилы предков и храм, где молятся об усопших родственниках. Можно заказать сорокоуст или литургию.
  • В родительскую субботу в центре храма устанавливают канунные столы для приношений, которые в обычные дни стоят рядом с каноном — подсвечником перед Распятием. На поминальные столы миряне кладут хлеб, крупы, фрукты, конфеты, муку. Принимая приношение, священники поминают тех, за кого родные приносят жертву.
  • В этот день верующие традиционно идут на кладбище, чтобы прибраться на могилке, поухаживать за памятником и цветником. По окончании работ нужно обязательно зажечь лампадку или свечу и помолиться.
  • Если посетить храм не получается, помянуть усопших можно молитвой дома перед иконой.

Народные приметы, традиции и суеверия

Эти поверья не являются списком советов и рекомендаций:

  • В родительскую субботу православным христианам нельзя делать по дому тяжелую работу.
  • Уходя с кладбища нельзя говорить усопшему «До свиданья» — примета, которая предвещает, что вскоре живой сам может отправиться к покойнику.
  • Не стоит называть усопших «покойниками», дабы они не услышали и не обиделись.
  • Беременным женщинам нельзя ходить на кладбище (на самом деле можно).
  • После посещения кладбища нужно умыться святой водой.
  • В поминальные дни нельзя работать на земле: все посаженное не будет плодоносить.
  • В поминальный день усопшие встречают своих родственников у ворот кладбища, поэтому на входе нужно трижды перекреститься. А также при выходе с кладбища.
  • Есть суеверие, будто бы, посещая кладбище, нельзя поднимать уроненную вещь.
  • Покидая погост, нужно мысленно обратиться к покойным со словами: «Вам Царствие небесное, а нам к вам не спешить!»
  • Нельзя венчаться, устраивать шумные застолья и напиваться (впрочем, напиваться точно не к добру).
  • После ужина нельзя убирать со стола и мыть посуду: предки верили, что души усопших в эти дни приходят в дома, и их нужно непременно угостить.
  • В родительскую субботу не нужно наблюдать за небом. Упавшая звезда в этот день — не к добру.

Народные приметы на родительские субботы.

Народные приметы и предписания на родительские субботы сформировались в соответствии с церковными канонами и рекомендациями или народными поверьями, восходящими к дохристианской эпохе:

  • Христианская церковь не приветствует поминание усопших алкоголем, а также организацию застолья на могиле или кладбище – помяните молитвой, особой едой, тихо и благочинно.
  • В христианском каноне просят не убиваться и не причитать об усопшем, а молиться о его душе, обретая тем самым собственное умиротворение в сердце.
  • В эти дни принято подавать милостыню, не отказывая.
  • Желательно перенести хозяйственные дела на другие дни, не шить, не убираться и не стирать, сосредоточившись на молитве.
  • Запрет на купание в родительскую субботу выглядит вполне разумным, учитывая тот факт, что большинство дней приходится на прохладный период времени, когда купаться не стоит.
  • С некоторыми праздниками связаны народные погодные приметы. Так, на Радоницу ждали дождик, который обещал большой урожай. Девушки считали, то умывшись в этот день дождевой водой, сохранят красоту на долгие годы. В то же время ясная погода ассоциировалась с тем, что умершие родственники радуются и посылают таким образом весточку. Независимо от погоды в этот день старались «не беспокоить землю», не проводить никаких работ.

Почему Вселенская родительская суббота – особенная?

Во Вселенскую субботу принято поминать вообще всех крещёных христиан, которые когда-либо жили. Таких родительских субботы в году только две: Вселенская и Троицкая. В эти дни в храмах совершают вселенские панихиды, в ходе которых молятся об упокоении умерших и отпущении им всех грехов. Вселенскую субботу установили ещё в V веке. Кстати, субботу в качестве родительского дня выбрали не случайно. Воскресенье, которое идёт следом, посвящено молитвам о Страшном суде Христовом. Поэтому в субботу, которая предшествует суду, молятся за всех, кто когда-либо жил. Молящиеся просят Бога о помиловании. Церковь даёт шанс на спасение души абсолютно каждого умершего. 4

Что нужно делать в Мясопустную субботу

Вселенская родительская суббота – время для посещения службы в церкви и молитвы о наших ушедших близких. В храмах в этот день читают заупокойные панихиды, а верующим рекомендуется вознести молитвы об упокоении душ усопших родственников.

За некрещеных родственников и друзей верующие могут молиться самостоятельно дома.

В этот день можно также посетить могилы родных людей, но по церковным традициям этот ритуал считается не обязательным. Главное — молитва в храме или дома в память о близких, которые находятся в мире ином.

После посещения храма в Родительскую субботу можно смело работать, заниматься рукоделием и другими бытовыми делами. Категорических запретов на физический труд в этот день нет, но и о духовной составляющей праздника забывать не стоит.

Суть каждого дня поминовения

В целом чтить память усопших друзей и родственников православным полагается практически во все субботние дни. Однако родительские субботы занимают среди них особое место, часть из них связана с крупными христианскими праздниками и событиями, такими как Пасха и Великий Пост.

В эти дни граждане посещают храмы, молятся за тех, кого уже нет рядом, ставят за них свечи, приезжают на кладбище, чтобы привести в порядок расположенные там могилы. Можно и нужно в эти дни молиться не только о своих родных, но и обо всех умерших. Православные верят, что подобные молитвы могут способствовать прощению грехов, чтобы в ином мире души умерших обрели мир и покой.

Помимо родительских суббот существуют и другие особые дни после смерти человека, когда молитвы родственников и близких людей играют очень важную роль. Это третий, девятый и сороковой дни после смерти, а также годовщины.

Читайте также:  Перевозка детей в автомобиле в 2023 году

В пятницу требуется посетить церковь и выстоять вечернюю службу. Утром следует прийти на заупокойную литургию. Чтобы почтить память умершего, напишите полное имя покойного и сведения о его крещении на листе бумаги и передайте записку священнику.

Рекомендуется посещать храм в память об усопших, даже если в остальное время человек редко ходит в церковь. Важно помнить о погибших родственниках с почтением относится к загробной жизни. Не забывайте упоминать покойных в молитвах, прося Господа о прощении всех их земных грехов.

В церкви обязательно ставится свеча за упокой и жертвуются деньги на благотворительность. При желании разрешается принести продукты. На кладбище сделайте уборку, зажгите свечу и дайте ей погореть несколько минут (считается, что к огню приходят греться души с другого мира).

Затем можно организовать обед дома или в кафе. Готовится скромная трапеза, без пышных пиршеств, богатого разнообразия блюд и алкогольных напитков. Обычно делается кутья и блины. Знакомым и нуждающимся людям раздаются печенья и конфеты.

Дмитриевская суббота в 2023 году — 28 октября

28 октября 2023 года – очередной день поминовения умерших родственников. Установлена благоверным князем Дмитрием Донским после возвращения в Москву с битвы на Куликовом поле (1380).

В храмах проводятся специальные панихиды. Люди молятся об упокоении душ усопших, прося Бога простить им грешные деяния и даровать Царствие Небесное. Многие историки связывают возникновение этой субботы с Куликовской битвой. Дмитрий Донской, после победы, предложил православным сановникам установить в честь павших в битве воинов день поминовения их душ. Священнослужители согласились, назвав субботу в честь князя Дмитрия.

В древности Дмитриева суббота считалась днем, когда нужно прощаться с осенью и встречать зиму. Если до наступления Покровов не успевали основательно подготовиться к суровым морозам, именно Дмитриева суббота считалась заключительным этапом приготовления к зиме.

В этот поминальный день проводили генеральную уборку жилых помещений и приусадебных участков. Утром посещали заупокойную службу, днем отправлялись на погост навестить умерших родственников. Вечером устраивали ужин. Столы устилали новыми льняными скатертями белого цвета. На них выставлялись традиционные поминальные блюда (пироги, кутью, блины с различными начинками, узвар).

Правила поведения в поминальные дни:

  1. Приходить на могилку поминать умерших нужно только в специальные поминальные дни.
  2. Перед тем как идти на кладбище, необходимо зайти в церковь помолился оставить свечу.
  3. Не нужно на могиле позволить пьянства и большие яства. Раньше считалось, что чем больше милостыни раздадут родственники покойного и чем меньше съедят сами, тем лучше для души умершего.
  4. На могилку не следует класть сигареты или выливать спиртное как бы покойник не любил кто дело при жизни.
  5. Необходимо поставить лампадку или зажечь свечу из храма неважно, сколько она будет гореть под ветром.
  6. Если на кладбище есть храм или церковь, то желательно заходить с центрального входа.
  7. На могиле можно оставлять Пасху, яичко, конфеты и печенье.
  8. В поминальные дни на кладбище не стоит слишком громко говорить, ругаться и выражать свои бурные эмоции.
  9. Если на кладбище у вас что то упало, значит, оно автоматически принадлежит мёртвой земле и если эта вещь для Вас не слишком дорого, то лучше её оставить на кладбище.
  10. Нельзя никогда говорить покойника «До свидания» чтобы в скорее не оказался рядом с ним, необходимо говорить «Прощай».
  11. После похода на могилку следует хорошо под проточной водой помыть руки и скрупулёзно почистить обувь.При нынешнем ритме жизни, рутинных забот когда-то сердечные, тёплые чувства, к людям которых мы любим и ценим, как затираются. Неважно как человек относится к духовным праздникам, верующий он либо же нет, все равно необходимо с признательностью относиться и почитать умерших родственников.

Как правильно поминать усопших родственников

Согласно церковному календарю, 18 февраля 2023 года верующие отправляются в храм, чтобы помолиться за упокой души своих умерших родственников и за других христиан. Особенно принято молиться за тех людей, которые умерли от болезни, стихийного бедствия, были убиты и т. д..

В день родительской субботы надо:

в храме прочитать молитвы, в этот день можно молиться и за праведников, и за грешников;
сходить в церковь, чтобы заказать сорокоуст, помимо этого, можно передать записку с именами тех родственников, которых уже нет в живых, также верующие приносят в храм пищу;
после церкви принято ходить на могилу своих родственников, в этот день принято проводить уборку, в том числе и на заброшенных могилах;
важно искренне делать добрые дела и помогать тем, кто нуждается в помощи.

Несмотря на то что в родительскую субботу нет запрета, связанного с физическим трудом и работой, священнослужители рекомендуют сделать все важные дела заранее. То же самое касается и уборки в доме.

Вселенская родительская суббота — особое время, когда святые отцы вместе с прихожанами возносят молитвы Отцу небесному о помиловании всех православных христиан. Отдельно поминаются воины, отдавшие свою жизнь за родину, а также все люди, пострадавшие от стихийных бедствий, убиенные.

Как нужно поминать:

  • посетите церковь с утра и закажите панихиду по умершим родным;
  • помолитесь за всех православных христиан, особенно за грешников, которые сами не молятся;
  • можно принести в храм постные продукты, чтобы их после раздали нуждающимся;
  • посетите кладбище, наведите порядок на могилках;
  • желательно помочь бедным людям едой или деньгами.

Радоница в 2023 году — 25 апреля

Этот день поминовения усопших в 2023 году припадает на 25 апреля. Как ни странно бы это звучало, но данный день чаще называют праздником, хотя, по сути, он является днем поминовения. Название произошло от слова «радость». Дело в том, что на Радоницу идут на кладбище, чтобы отметить Воскресение Христово с умершими родственниками, поделиться с ними радостью от того, что Христос воскрес, а смерть и зло были побеждены.

С собой на погост берут куличи, крашенки, сладости (чаще всего конфеты) и другую освященную в церкви снедь. Часть еды раздают нищим и детям, часть кладут на могилки, часть съедают сами. Однако священники не рекомендуют устраивать грандиозные пиршества около могил, ведь такое поведение говорит о неуважении к миру мертвых и в частности к своим усопшим родственникам. В остальном же на Радоницу радуются и организуют традиционный поминальный ужин.

Двунадесятые праздники в 2023 году

  1. 7 января – Рождество Христово
  2. 19 января – Крещение Господне (Богоявление)
  3. 15 февраля – Сретение Господне.
  4. 7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы.
  5. 9 апреля – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
  6. 25 мая – Вознесение Господне
  7. 4 июня – День Святой Троицы, Пятидесятница
  8. 19 августа – Преображение Господне
  9. 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы
  10. 21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы
  11. 27 сентября – Воздвижение Креста Господня
  12. 4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *