Штраф, лишение или тюремный срок? Ответственность виновников ДТП
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф, лишение или тюремный срок? Ответственность виновников ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно Уголовному Кодексу России, вред средней тяжести характеризуется временной утратой трудоспособности, а также временным расстройством здоровья, неопасным для жизни пострадавшего. При средней тяжести нанесенного вреда последствия повреждения сказываются на трудоспособности менее, чем на одну треть. Средняя степень нанесенного вреда ограничивается лишь последствиями для нормальной трудоспособности пострадавшего и вредом для здоровья. Чаще всего к среднему вреду относятся травмы рук и ног, а также травмы головы без летального исхода. О ДТП с причинением вреда здоровью средней тяжести можно говорить тогда, когда отсутствуют последствия, которые предусмотрены статьей 112 Уголовного кодекса РФ.
Взыскание компенсации при нанесении вреда здоровью средней степени тяжести при ДТП в российских судах рассматривается довольно часто. Отчасти это можно связать с ростом числа аварий на дорогах. В большинстве судов уже имеется определенная политика ведения таких дел. Подавать иск о взыскании морального вреда можно всем гражданам, которые пострадали в ДТП, но при условии, что они были признаны пострадавшей стороной, и в отношении их не применялись меры административной ответственности.
Получить компенсацию вреда истец сможет, если он или его родственники получили повреждения при ДТП по вине второго участника. На получение компенсации не влияет то, кто из пострадавших находился за рулем. На выплаты при нанесении вреда здоровью средней тяжести при ДТП, сможет рассчитывать каждый, кто находился в автомобиле. Суд самостоятельно изучит все обстоятельства ДТП и только после этого вынесет решение, определив размер компенсации морального вреда.
Возмещение вреда здоровью при ДТП по ОСАГО
В момент совершения ДТП вред причиняется не только транспортным средствам, но и пешеходам, водителям, пассажирам. Такой урон может включать в себя:
- заработок, который был потерян в период нетрудоспособности;
- расходы, которые пострадавшему пришлось понести в качестве дополнительных;
- денежные средства, необходимые на лечение.
Так как транспортное средство считается источником повышенной опасности, то его владелец должен выполнять обязанности по страхованию своей автогражданской ответственности. Это покрывает риски по причинению вреда жизни и здоровью лиц, которые могут быть пострадавшими в ДТП. Если такой факт возникает, то затраты, понесенные потерпевшим, возмещаются за счет страховой компании по ОСАГО.
В настоящее время ОСАГО предполагает два вида выплат страхового порядка:
- Компенсационное возмещение, которое назначается в обязательном порядке. Размеры данных выплат определяются в процентном соотношении к категории повреждений.
- Возместительные выплаты, которые не обязательны и назначаются в дополнение к денежной компенсации первой категории. Их размер может быть разным, исчисляется на основании бумаг, свидетельствующих о том, что компенсационные выплаты не покрыли всех расходов.
Обязательное автострахование – гарантия того, что пострадавший получит возмещение вреда, который он получил в ДТП. Это не только имущественные убытки, но и физический вред, нанесенный здоровью потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии.
Ход дела о причинении вреда здоровью при ДТП
Порядок рассмотрения дел о возмещении вреда здоровью в ДТП имеет следующий вид:
- Рассмотрение в обязательном порядке осуществляется с участием прокурора.
- Моральный вред может быть взыскан только с автовладельца – виновника аварии, поскольку данная категория ущерба не относится к страховым выплатам.
- При имеющемся факте возмещения средств на покрытие восстановления здоровья истец может повторно обратиться за выплатами, если после курса терапии будут выявлены новые обстоятельства, о которых ранее не было известно, либо если течение заболевания осложнилось. Предъявление требований, повторяющих предыдущие, но с новой системой расчетов, не допускается.
- Если компания-страховщик виновного стала банкротом, то в возмещении средств участвует Российский союз автостраховщиков.
- Если порядок выплат осуществляется не в соответствии с законодательством, то половину разниц между суммой, положенной по закону и суммой, выплаченной реально, выплатит страховая компания в виде штрафа.
Алкогольное опьянение в момент совершения ДТП всегда усугубляет вину. Настолько, что в 100% случаев суды лишают пьяных автолюбителей водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет + назначают штраф в размере 30 000 рублей (ч. 1 ст.
12.8 КоАП). Независимо от того, кто был виновником, а кто потерпевшим. В данном случае наказывают за сам факт езды в пьяном состоянии.
Обратите внимание, что в отличие от описанных выше случаев, здесь нет альтернативного наказания. Суды назначают сразу две санкции: лишение пластикового удостоверения водителя и денежный штраф!
Исход может быть еще хуже – ниже мы расскажем о последствиях, которые грозят виновнику ДТП в 2022 году, если в момент аварии тот находился в состоянии алкогольного опьянения:
- за лёгкий или средний ущерб здоровью других людей – лишение в/п на срок от 1,5 до 2 лет, а также штраф в 30 000 рублей, равно как и наказания по 12.24.1 КоАП РФ;
- за тяжёлые травмы – принудительные работы до 5 лет, либо лишение свободы на срок от 3 до 7 лет (пп. «а» ч. 2 ст. 264 УК РФ);
- за смерть одного человека – 5-12 лет тюрьмы (пп. «а» ч. 4);
- за смерть 2 и более лиц – 8-15 лет (пп. «а» ч. 6).
Совершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения также грозит лишением прав на срок до 3 лет – это дополнительное наказание к основному, если суд выносит приговор в отношение водителя.
Если я возместил ущерб потерпевшему
Первое, что предстоит вам сделать при участии в ДТП – договориться с потерпевшими о возможности возместить им причинённый вред. Даже если это лёгкая степень ущерба, не игнорируйте это «золотое» правило в 2022 году!
Что можно возмещать пострадавшим:
- Оплату стационарного лечения – больничной палаты, медикаментов и т.д.
- Стоимость амбулаторного лечения – физиопроцедуры, лекарства, лечебный массаж, инвалидное кресло, костыли, различные платные анализы.
- Расходы на транспорт для поездок в медучреждение, например – такси.
- Затраты на услуги сиделки, например – если после ДТП человеку предписан покой и лежачий образ жизни, а родственников у него нет или они работают.
- Иные расходы.
Вкупе с грамотными действиями на месте ДТП, раскаянием в суде и готовностью оплатить штраф это может действительно сыграть в вашу пользу. И тогда суд ограничится либо штрафом, либо минимальным сроком лишения водительских прав.
Какова законодательная база по экспертизе живых лиц (потерпевших, обвиняемых, подозреваемых)?
Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Статья 25 Закона описывает процедуру оформления экспертного заключения, а также необходимые для включения в него компоненты.
Статья 111 Уголовного кодекса Российской Федерации описывает признаки умышленного нанесения тяжкого вреда здоровью, а также степень наказания, предусмотренного за подобное преступное деяние.
Статья 112 Уголовного кодекса Российской Федерации описывает признаки умышленного нанесения вреда здоровью средней степени тяжести, а также степень наказания, предусмотренного за подобное преступное деяние.
Статья 115 Уголовного кодекса Российской Федерации описывает признаки умышленного нанесения вреда здоровью легкой степени тяжести, а также степень наказания, предусмотренного за подобное преступное деяние.
Статья 113 Уголовного кодекса Российской Федерации описывает признаки нанесения тяжкого или среднего вреда здоровью в состоянии аффекта, а также степень наказания, предусмотренного за подобное преступное деяние.
Статья 114 Уголовного кодекса Российской Федерации описывает признаки нанесения тяжкого или среднего вреда здоровью в случае превышения границ необходимой самообороны или в случае превышения мер, необходимых для задержания лица, а также степень наказания, предусмотренного за подобное преступное деяние.
Процедура проведения экспертизы по определению тяжести причиненного вреда здоровью вследствие имеющихся телесных повреждений подчиняется Правилам определения тяжести причиненного вреда здоровью, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 года (№ 522).
Нанесение тяжкого вреда физическому состоянию человека в дорожной аварии
Тяжкий ущерб в ДТП – вред здоровью, который представляет угрозу или опасные последствия для жизни (потеря зрения, слуха, речи или других органов, потеря работоспособности некоторых органов, сильное повреждение лица, перелом позвоночника, черепа, затылочной кости или ребер, раны в шейной зоне, кровоизлияние в мозг, закрытые раны внутренних органов, ухудшение здоровья вместе с потерей работоспособности не меньше чем на треть, полная неспособность работать, выкидыш у женщины, нарушение психики).
Это самый распространенный случай возмещения вреда пострадавшему в случае дорожно-транспортного происшествия. Решением суда потерпевшей стороне восполняют стоимость потраченных медицинских препаратов, лечения и морального вреда, также возвращается сумма, равная упущенной выгоде за время реабилитации потерпевшего. В редких случаях период восстановления может длиться достаточно долго, например, состояние клинической смерти. Такие моменты прописываются отдельно в судебных разбирательствах.
Степени тяжести вреда здоровью
Наказания предусмотрены за причинение следующего вреда здоровью потерпевшего:
1. Легкий вред здоровью потерпевшего — кратковременное расстройство здоровья или незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.
2. Вред здоровью потерпевшего средней тяжести — неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.
3. Тяжкий вред здоровью потерпевшего:
- вред, опасный для жизни человека;
- потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
- прерывание беременности;
- психическое расстройство;
- заболевание наркоманией либо токсикоманией;
- неизгладимое обезображивание лица;
- значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
- полная утрата профессиональной трудоспособности.
Средняя тяжесть вреда здоровью
В подобном случае наказание может ограничиться штрафом или оказаться более суровым — виновника приговорят к лишению свободы. Все зависит от обстоятельств. Причинение травм средней тяжести — это неопасная для жизни утрата здоровья и трудоспособности, сроки реабилитации по которой превышают 3 недели. Характеризуется следующими медицинскими критериями (п. 7 Приказа Минздравсоцразвития 194н):
- Временное нарушение функций органов и (или) систем (временная нетрудоспособность) продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня)…
- Значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть — стойкая утрата общей трудоспособности от 10 до 30 процентов включительно.
Ответственность за ДТП с причинением вреда здоровью средней тяжести
ДТП всегда влечет за собой серьёзные правовые последствия. В одном случае виновнику аварии грозит административная ответственность, в другом – уголовная.
Иногда можно обойтись штрафом, но в отдельных ситуациях виновнику приходится полностью возмещать не только стоимость восстановления автомобиля после ДТП, но и ущерб, нанесенный здоровью пострадавшей стороны.
Больше всего вопросов у виновников ДТП возникает при нанесении ущерба средней тяжести.
Вред здоровью, который был нанесен тем или иным способом, определяется Уголовным и Уголовно-процессуальным Кодексами. Вред, нанесенный здоровью при ДТП, подразделяется на тяжёлый, средний и легкий. Ниже речь пойдет о нанесении вреда средней тяжести.
Что говорит закон РФ?
В Российской Федерации принят закон об обязательном страховании автогражданской ответственности перед другими водителями. В силу различных обстоятельств не всегда участники столкновения снабжены полисами ОСАГО. Поэтому стороны, участвующие в аварии, делятся на два вида: защищенные договором автогражданки и не защищенные.
Вывод напрашивается сам – за виновника аварии, владеющего страховкой, расплачивается страховая компания. Виновный водитель, не владеющий автостраховкой, покрывает издержки из своих сбережений. Такое положение вещей регулирует закон «Об ОСАГО № 40-ФЗ».
В пределах какой суммы автострахователь находится под защитой со стороны СК? На 2019 год действуют установленные государством лимиты ответственности:
- За причинение ущерба имуществу потерпевшего в объеме 400 тыс. рублей.
- За причинение вреда жизни и здоровью в результате ДТП невиновной стороне в объеме 500 тыс. рублей на каждого человека.
Урон, нанесенный инициатором аварии, превышающий принятый лимит, возмещается средствами виновника. В случае когда страховка вообще отсутствует, тогда все издержки сам инициатор столкновения. Такое положение вещей распространяется на имущественные потери и на средний вред при ДТП.
Какие необходимы документы?
Помимо основного пакета документов, подаваемых в СК вместе с заявлением на выплату, требуются дополнительные бланки. Документальное подтверждение расходов доказывает произведенные вами траты. Транспортные расходы подтверждаются чеками от автозаправочных станций или билетами, лекарственные препараты – кассовыми чеками.
Необходимость в покупке лекарств прописаны в заключении лечащего врача. Строго говоря, все затраты (бланки, талоны, товарные чеки и др.) необходимо предоставлять страховщику для начисления компенсации.
Это важно! В сложной ситуации судья для вынесения справедливого решения должен быть хорошо осведомлен об истинном состоянии жертв автокатастрофы. Только на основании предоставленных бланков он вынесет реалистичный вердикт.
Виды и особенности травм при ДТП
Право определять степень тяжести вреда, нанесенного здоровью при аварии, возлагается на врача, специализирующегося на судебно-медицинских экспертизах. Это установлено Постановлением правительства России № 522 от 17 августа 2007 года.
При определении степени тяжести, медработником используются следующие критерии:
- Влияние полученных травм на трудоспособность пострадавшего и на его возможность продолжать профессиональную деятельность в дальнейшем.
- Влияние травм на жизнь пострадавшего в будущем.
- Длительность неудовлетворительного состояния здоровья.
- Потеря какого-либо важного органа (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, функции речи) или его способности полноценно функционировать.
Причинения вреда при ДТП классифицируются на 4 вида:
- с летальным исходом – пострадавший в результате аварии умирает на месте происшествия, в «карете скорой помощи» или в медучреждении;
- с нанесением здоровью тяжкого вреда – эта группа характеризуется ожогами 3 или 4 степени, повреждением важного кровеносного сосуда, множественными переломами (кости конечностей, ребер), закрытым повреждением внутренних органом, внутричерепной травмой, психическим расстройством, шоком 3-4 степени, обильным кровотечением;
- с нанесением легкого вреда – кратковременное нарушение основных функций организма, сопровождающееся незначительными телесными повреждениями (небольшими гематомами, ушибами, ссадинами, синяками);
- с причинением среднего вреда здоровью – характеризуется сотрясением головного мозга (средняя степень), длительным нарушением ключевых функций организма (свыше 21 дня), временной потерей 1/3 части трудоспособности (п. 2, Примечания, ст. 12.24, ФЗ № 195 от 30 декабря 2001 года).
Нормативное регулирование
Понятие ДТП закреплено сразу в нескольких нормативно правовых актах. Из-за этого могут возникнуть некоторые сложности с его толкованием. Однако во всех случаях ДТП может быть расшифровано как дорожно-транспортное происшествие. В большинстве нормативных правовых актах содержится именно раскрытое понятие, которое подвергается дальнейшему толкованию.
Основным и самым главным НПА является ПДД. В пункте 1.2 содержится большой перечень терминов, среди которых есть ДТП. В данном случае представлено следующее определение – событие, которое возникло при движении ТС по дороге и с его участием,если в результате был причинен вред здоровью людей, либо имуществу. Также может наступить любой иной материальный ущерб.
Как определить степень тяжести повреждений
Автомобиль считается источником повышенной опасности. Если водитель сбивает пешехода или сталкивается с другим ТС, он понесет соответствующую ответственность. Мера пресечения определяется в зависимости от тяжести причиненного вреда.
Все травмы, которые могут быть получены в результате ДТП, бывают трех степеней тяжести:
- легкой;
- средней;
- тяжелой.
Сложнее всего выбрать меру пресечения в ДТП с летальным исходом. В данном случае судья учитывает не только обстоятельства происшествия, но и возможность водителя предотвратить трагедию.
Чтобы установить ущерб нанесенный пострадавшему, проводится судебно-медицинская экспертиза. Определяя степень тяжести аварии, судмедэксперт обращает внимание на следующие критерии:
- Тяжесть травм, полученных при столкновении.
- Длительность выздоровления потерпевшего.
- Могут ли полученные повреждения повлиять на трудоспособность пострадавшего.
- Привело ли ДТП к утрате органа или отказу его функций. Ухудшилось ли зрение, слух или речь пострадавшего.
- Было ли в результате аварии обезображено лицо потерпевшего. Можно ли устранить дефекты без проведения хирургического вмешательства.
- Способен ли потерпевший продолжать профессиональную деятельность.
- Была ли прервана беременность в результате ДТП.
При обследовании учитываются следующие нарушения:
- физические;
- психические.
Специалист должен определить, были ли у пострадавшего физические или психические нарушения до момента аварии. Важно, чтобы экспертиза учитывала только те изменения, которые произошли в результате ДТП.