Увеличение утилизационного сбора с 1 января 2023 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Увеличение утилизационного сбора с 1 января 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Список товаров, по которым будет необходимо оплачивать утилизационный сбор в 2023 году, включает 18 категорий товаров, которые производятся на территории Республики Казахстан или ввозится из-за границы.
Способы исполнения расширенных обязательств для производителей и импортеров на территорию Республики Казахстан
Производители и импортеры на территории Республики Казахстан имеют право исполнять расширенные требования в сфере утилизационного сбора следующими способами:
- Использование собственной системы сбора, обработки, переработки, обезвреживания и утилизации отходов, транспортировки, подготовки к повторному использованию и сортировки. Но следует учесть, что данный способ не распространяется на производителей и импортеров кабельной продукции и легкого, грузового автомобильного транспорта;
- Составление договора с оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) об организации сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, сортировки, обработки и переработки. Подачи заявки согласно правилам реализации расширенных обязательств производителей (импортеров), утвержденных правительством РК с последующим внесением на банковский счет оператора денег в виде утилизационного платежа.
Увеличение утилизационного сбора для грузовиков
II. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий7 | ||
13. Транспортные средства технически допустимой максимальной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн | 6,68 | 13,57 |
15. Автосамосвалы технически допустимой максимальной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн | 6,3 | 13,57 |
Понятие утилизационного сбора
УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:
- При ввозе ТС из другого государства.
- При приобретении ТС у лица, которое не выплатило утилизационный сбор в силу разных причин: освобождение от платежей, недобросовестность.
Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.
Куда уплачивать сбор при приобретении авто с отсутствием отметки в ПТС?
Утилизационный сбор в подавляющем большинстве случаев уплачивает именно производитель. Покупатель переводит деньги, только если он ввозит авто из-за границы или на ТС не уплачен сбор прежним владельцем. Во втором случае выплаты делаются в ФНС. Нужно зайти на официальный сайт ФНС, найти соответствующий раздел по сборам. В нем можно:
- Выяснить коды бюджетной классификации.
- Оформить расчет УС по установленной форме.
- Записаться на прием в местный ФНС.
Реквизиты для выплаты в ФНС можно также найти на официальном сайте налоговой. После того как оплата сбора будет проведена, нужно посетить налоговую с данными бумагами:
- Формой расчета УС (заполненной).
- ПТС на авто, на которое платится сбор.
- Документы, подтверждающие покупку автомобиля, и все прочие бумаги, указанные в предыдущем разделе.
К СВЕДЕНИЮ! Сбор придется выплачивать и лицам, собравшим автомобиль самостоятельно. В этом случае в ФНС предоставляются копии ПТС транспорта, который был использован при конструировании новой машины.
Пострадают не только китайцы
Импортёры с производителями не согласны. Трудно представить себе более неподходящее время для индексации утилизационного сбора, повышение ставок абсолютно неуместно, сказал MASHNEWS коммерческий директор компании Tevex Дмитрий Димаков. В этом контексте о защите отечественного производителя можно говорить достаточно условно.
Сбор никакого отношения к экологии не имеет
Для импортёров непонятен сам институт утилизационного сбора. «Зачем он нужен?» — задаётся вопросом председатель правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Александр Алтынов.
Как самостоятельно рассчитать величину утилизационного сбора
Стремясь обеспечить плательщикам утилизационного сбора максимально комфортные условия для внесения платежа, ФНС России разместила на своем сайте специальную страницу, на которой можно самостоятельно разобраться во всех аспектах начисления данного платежа, процедуре его уплаты, определить размер сбора. На этой же странице дан полный перечень документов, которые требуется предоставить.
Формула расчета величины рассматриваемого сбора достаточно проста:
Сумма сбора = Базовая ставка * Установленный коэффициент
На сегодняшний день базовая ставка составляет 172 500 рублей (без НДС).
Второй показатель (УК) напрямую зависит от типа техники. Чем она мощнее, тем выше утилизационный сбор.
Порядок осуществления платежа
Действующим законодательством РФ определены две федеральные структуры, имеющие полномочия на взимание утилизационного сбора:
- ФТС – для импортной техники (при ее ввозе в страну);
- ФНС – для российских производителей самоходной спецтехники и лиц, перечисленных во втором абзаце настоящей статьи.
Размеры утилизационного сбора для автомобилей установлены Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26 декабря 2013 года «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Для расчета нужно умножить базовую ставку на установленный правительством коэффициент.
На данный момент базовая ставка утильсбора составляет 20 000 рублей для легковых автомобилей. Для транспортных средств, используемых в коммерческих целях, базовая ставка значительно больше – 150 000 рублей.
Ставку нужно умножить на коэффициент, применимый для плательщика. Для физических лиц на легковые автомобили установлен понижающий коэффициент:
- 17, если машина новая; и
- 26, если она старше трех лет.
Например, если гражданин ввозит в Российскую Федерацию новый легковой автомобиль (в этой ситуации обязанность по оплате возложена на него самого), он должен будет заплатить утилизационный сбор в размере: 20 000 рублей * 0.17 = 3400 рублей. Если же автомобиль произведен более 3 лет назад, сумма к оплате составит: 20 000 рублей * 0.26 = 5200 рублей.
Для сравнения, юридическое лицо должно будет заплатить за новый легковой автомобиль категории М1 утилизационный сбор с коэффициентом 8.92. Итоговая сумма к оплате составит 178 400 рублей.
Утилизационный сбор не отменяет и не заменяет таможенные пошлины за ввоз транспортного средства. Это дополнительный платеж.
Перечень плательщиков определен в пункте 3 статьи 24-1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В их число входят лица, которые:
1. Осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
2. Осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации.
3. Приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24-1 данного закона (приводятся ниже) или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
4. Являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 статьи 24-1 (приводится ниже), при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Что означает печать «утилизационный сбор» в ПТС?
Штамп утилизационный сбор ставится на лицевой части ПТС в графе «Особые отметки» (в левой части страницы). Он означает, что сбор в отношении указанного автомобиля уплачен.
Так что если штамп в документе стоит, то это является скорее преимуществом, чем недостатком. Собственник автомобиля в будущем вправе рассчитывать на бесплатную утилизацию автомобиля.
Если же такого штампа в ПТС нет, то имеет смысл изучить ситуацию подробнее.
Это связано с тем, что до 1 сентября 2012 года утилизационный сбор уплачивать было не нужно. Т.е. при покупке машины, ПТС на которую выдан до 1 сентября 2012 года, отсутствие штампа об уплате сбора не должно вызывать никаких проблем.
При покупке автомобиля, ПТС на который выдан после 1 сентября 2012 года, нужно иметь в виду, что если утилизационный сбор уплачен не был, то его придется заплатить Вам.
Как изменились ставки утилизационного сбора в России с 1 апреля 2018 года?
Согласно вышеприведённому Постановлению, утилизационный сбор на легковой и грузовой автотранспорт был повышен. Индексация ставок была связана с нынешним состоянием рынка в области вопросов связанных с природоохранной деятельностью и утилизацией транспортных средств, в частности.
Сбор на новые авто с объемом двигателя до одного литра повысился на 16,2%, до двух литров – на 90%, до трех литров – на 49,3%. Для автомобилей с объемом двигателя более трех литров ставка не повысилась. Для электромобилей сбор увеличился на 14,8%.
Отдельно прописаны ставки для новых автомобилей, собранных на базе шасси 2021 года выпуска. Для них до конца 2021 года продолжали действовать старые коэффициенты.
В отдельный раздел вынесены седельные тягачи. Например для тягачей старше трех лет с полной массой 12-20 тонн коэффициент в два раза выше, чем для прочих грузовиков аналогичного возраста и грузоподъемности.
Большинству автовладельцев, приобретших свое авто с нуля на территории России, не приходится сталкиваться с вопросом уплаты утилизационного сбора, так как за новые авто данный вид платежа уже внесен импортером, осуществляющим ввоз ТС либо заводом автопроизводителем.
Если вы относитесь к категории водителей, предпочитающих машины без пробега, необходимо при покупке просто удостовериться, что в ПТС занесена соответствующая отметка о внесении платежа за утилизацию.
Тем кто совершает приобретение на вторичном авторынке, помимо тщательной проверки самого ТС, следует также внимательно отнестись к сопроводительной документации на интересующий автомобиль.
Исчисление и уплата сбора крупнейшими производителями
По новым правилам крупнейшим производителям колесных транспортных средств и (или) шасси (признанным таковыми и включенным в специальный реестр крупнейших производителей) предоставлена возможность проставлять на бланке паспортов, оформленных на ТС, отметку об уплате утилизационного сбора самостоятельно.
Кого могут признать крупнейшим производителем?
Порядок признания плательщика утилизационного сбора крупнейшим производителем утвержден Приказом Минпромторга РФ от 13.01.2014 № 6. Крупнейшим производителем могут признать организацию, отвечающую одному из следующих критериев:
1) организация осуществляет выпуск колесных транспортных средств категории M1, в том числе повышенной проходимости категории G:
- в режиме промышленной сборки;
- в режиме, предусмотренном абз. 6 п. 2 ст. 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
2) организация осуществляет выпуск колесных транспортных средств категорий N, M2 и (или) M3, конструкция которых не предусматривает применение базового транспортного средства (шасси) другого изготовителя, с соблюдением одного из следующих условий:
- в режиме промышленной сборки;
- по технологии, включающей сварку, окраску и сборку кузова, – в отношении транспортных средств категории M2, в том числе повышенной проходимости категории G;
- по технологии, включающей сварку, окраску и сборку кузова, – в отношении транспортных средств категории M3, в том числе повышенной проходимости категории G;
- по технологии, включающей сварку, окраску и сборку кабины (кузова – в случае, когда кабина является несъемным элементом кузова), – в отношении транспортных средств категорий N1, N2, в том числе повышенной проходимости категории G;
- по технологии, включающей сварку, окраску и сборку кабины и изготовление шасси, включая лонжероны рам шасси, – в отношении транспортных средств категории N3, в том числе повышенной проходимости категории G;
3) организация по состоянию на 1 января 2014 года является дочерним обществом организации, отвечающей вышеперечисленным критериям (п. 1 и (или) 2). Причем доля участия такой организации должна составлять не менее 50%.
К сведению
Предварительный список организаций – крупнейших производителей колесных транспортных средств и (или) шасси приведен в приложении к Письму МВД РФ от 21.01.2014 № 13/4у-262.
Инициатором выступает сама организация. Для этого ей необходимо представить в Минпромторг заявление (составляется в произвольной форме), в котором указываются наименование компании, организационно-правовая форма, место нахождения, а также наименование сайта организации в Интернете и адрес электронной почты. К заявлению прикладываются документы, перечисленные в п. 3Порядка.
В свою очередь, Минпромторг направляет полученные документы в Департамент транспортного и специального машиностроения, по результатам деятельности которого (на что отводится 15 дней) должен появиться приказ о признании организации крупнейшим производителем колесных транспортных средств и (или) шасси и о включении ее в реестр либо об отказе в признании организации крупнейшим производителем.
Необходимо учитывать, что в целях актуализации реестра и недопущения наличия в нем недостоверной информации Департамент транспортного и специального машиностроения будет ежегодно с 1 октября и до 1 декабря включительно запрашивать у крупнейших производителей те же документы, что представлялись вместе с заявлением. В случае выявления несоответствий либо непредставления документов организация лишится статуса крупнейшего производителя.
Как мы уже указали, организация, признанная крупнейшим производителем ТС, наделяется правом самостоятельного проставления отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта. Однако это не означает, что ей не нужно отчитываться перед налоговым органом, причем в особом порядке, установленном разд. IV Правил (п. 19 – 23).
К сведению
Учитывая, что ведение реестра организаций – крупнейших производителей колесных транспортных средств (шасси) возложено на Минпромторг, налоговики предлагают довести до данных производителей рекомендуемый образец штампа (прилагается) для проставления отметки «Утилизационный сбор» (см. Письмо ФНС РФ от 26.12.2013 № ГД-4-3/23438@).
В силу п. 19 Правил обозначенная организация в течение пяти рабочих дней (с 1 июля 2014 года – двух рабочих дней), следующих за днем выдачи паспорта (на котором была сделана отметка об уплате утилизационного сбора), в налоговый орган по месту своего нахождения должна представить:
- расчет утилизационного сбора (до 1 июля 2014 года оформляется на бумажном носителе, с указанной даты – в электронной форме с направлением по телекоммуникационным каналам связи). С подачи ФНС названный расчет можно представлять в электронном виде с использованием телекоммуникационных каналов связи и сейчас (Письмо от 22.01.2014 № ГД-4-3/749@);
- копии одобрений типа транспортного средства (шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;
- копии паспортов, выданных на транспортные средства, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) ТС (если в отношении таких транспортных средств в соответствии с законодательством РФ выдаются новые паспорта).
Обратите внимание
В приеме расчета утилизационного сбора, представленного в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, крупнейшему производителю откажут (в течение рабочего дня ему направят уведомление об отказе в приеме), если:
- расчет представлен в формате, не соответствующем формату, определенному ФНС;
- отсутствует электронная подпись либо она не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ;
- расчет направлен в налоговый орган, находящийся по месту, отличному от места нахождения крупнейшего производителя.
Исходя из положений п. 20 Правил указанная норма должна начать работать в отношении расчетов, которые будут представляться в налоговый орган с 1 июля 2014 года, то есть когда вступит в силу требование об обязательном представлении расчета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Однако, учитывая рекомендации ФНС о представлении расчета в электронном виде до 1 июля 2014 года, можно сказать, что изложенные нормы уже актуальны.
В случае обнаружения в представленном расчете ошибок в исчислении суммы утилизационного сбора налоговый орган в течение 30 дней направит плательщику информацию об этом. В свою очередь, последнему представлена возможность в пятидневный срок устранить ошибки и повторно направить расчет утилизационного сбора. На уплату утилизационного сбора крупнейшему производителю отводится 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором был представлен расчет.
Если уплата утилизационного сбора не будет осуществлена в установленные сроки, налоговый орган проведет взыскание сбора в порядке, аналогичном порядку, установленному гл. 8, 10, 11 НК РФ. Есть и другой выход: при опоздании с уплатой крупнейший налогоплательщик может осуществить исчисление и уплату утилизационного сбора как обычный производитель (п. 23 Правил).
Где ставится отметка об оплате?
Фактическая оплата УС фиксируется в паспорте транспортного средства. Подтверждение проставляется в разделе «Особые отметки».
Незаполненный раздел ПТС не дает право регистрировать новую машину. При льготах, освобождающих от взноса, обязательно указывается в паспорте основание для их предоставления. Утильсбор не уплачивается некоторыми категориями граждан, список которых указан в законе.
Приобретение ТС российских производителей на первичном рынке освобождает покупателя от взноса, так как сумма утилизационного сбора включена в цену. Лицам, купившим технику за границей, при ввозе нужно оплатить УС, и предоставить сведения на таможню.
При покупке автотехники на вторичном рынке отметка об утилизационном сборе в ПТС может отсутствовать по 2 причинам:
- ТС ввезено в страну до 2012 г.;
- выпущено с конвейера российским автоконцерном до 2012 г.