Основные изменения в Правилах противопожарного режима с 01.03.2023 (ППР №1479)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные изменения в Правилах противопожарного режима с 01.03.2023 (ППР №1479)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время универсальное правило оплаты коммунальных услуг в Российской Федерации – по приборам учета. Пункт 81 устанавливает, что оснащение помещения, как жилого, так и нежилого прибором учета – это обязанность его собственника. Ввод прибора в эксплуатацию осуществляется исполнителем на основании заявки собственника. Заявка составляется по определенным правилам.
Основные правила оплаты услуг и ресурсов
Пункт 59 устанавливает, что начисление в счет оплаты потребленных услуг осуществляется по среднему показателю за последние полгода или 3 месяца (если прибор установлен менее полугода назад) в следующих случаях:
- выхода прибора из строя (в течение 3 месяцев подряд для жилого помещения и 2 — для нежилого);
- отсутствия показаний счетчиков;
- если не предоставлен доступ для проверки прибора.
Прибор должен быть защищен от доступа к нему пломбой, исполнитель вправе осуществлять проверку в установленных законом случаях.
Устанавливают Правила и вполне конкретные нормы по оплате доставки и обеспечения ресурсами, например, пункт 148 регулирует, что погрузка твердого топлива на предоставленный транспорт осуществляется без взимания оплаты с потребителя, в том время, как разгрузку потребитель должен оплатить.
Проблема с расчетом за тепловую энергию
Постановление Правительства РФ 354 с изменениями по отоплению 1708 от 28.12.2018г. устанавливает, что приборы учета устанавливаются только при наличии технической возможности. Также указанными поправками были изменены правила расчета платы за потребленную тепловую энергию. Существует три варианта:
- в МКД установлен коллективный счетчик, но нет ни одного помещения, оборудованного индивидуальным прибором учета, — учитываются показания общедомового прибора;
- в МКД есть хотя бы одно помещение, оборудованное индивидуальным счетчиком, — учитываются показания как коллективного, так и индивидуального счетчиков;
- когда все помещения оборудованы приборами учета — расчет производится по их данным.
Что изменилось в ЖКХ с января 2021 года для собственников и управляющих компаний
Производитель услуг обязан:
- самостоятельно либо с другими привлеченными лицами проводить техническое обслуживание общедомовых инженерных коммуникаций, с помощью которых предоставляются гражданам коммунальные сервисы;
- проведение работ исполнителями должно быть разрешено законами России;
- производить расчет величины оплаты за поданные услуги, если исполнительная власть региона приняла решение по установлению социального норматива;
- при существовании такого оснований делать перерасчет величины оплаты;
- проверить правильность начислений по хозяйственным услугам, задолженности либо переплаты, штрафных взысканий и выдать владельцу комнат ответ в письменной форме, заверенный руководителем компании;
- снимать показания не реже одного раза в полгода с квартирных учетных приборов, распределителей, находящихся вне помещений, проводить проверку описываемых аппаратов;
- контролировать состояние индивидуальных измерительных устройств и распределителей в 10-дневный срок после получения от пользователя соответствующего заявления;
- устанавливать размер платежа за отопление, холодную и горячую воду, электроэнергию исходя из данных домовых учетных приборов.
Для ввода, после монтажа, приборов учета собственник помещения должен подать исполнителю работ заявку.
Документ отражает следующие данные:
- Для физического лица – полную именную формулу, реквизиты удостоверения личности, контактный телефон; юридического – название предприятия, номер государственной регистрации.
- Предполагаемую дату ввода счетчика в эксплуатацию.
- Заводской идентификатор прибора, его тип, место монтажа.
- Наименование организации, поставляющее устройство.
- Показания измерителя на момент установки.
- Время следующей поверки.
Дополнением служит приложенная копия технического паспорта устройства.
Аппарат вводится в эксплуатацию не позже месяца, следующего за установкой прибора. Затем коммунальная организация начисляет сумму к оплате за пользование услугой с начала месяца, который идет после ввода счетчика в эксплуатацию.
Получая обращение, структура рассматривает указанную заявкой дату либо согласовывает с физическим или юридическим лицом новую. Предложение о переносе монтажа направляется заказчику в ближайшие трое суток, но должна быть утверждена в течение 15 рабочих дней спустя получения заявления.
Пусковые и регулировочные мероприятия производятся только после выяснения следующих данных:
- соответствия заводского номера прибора, указанного в паспорте;
- тождества счетчика и технической документации, комплектации, схемы установки;
- функциональности измерителя.
Если какой-либо пункт не соответствует перечисленным факторам, монтажная организация вправе отказать в установке измерительного прибора.
После проверки функциональности устройств, коммунальная служба оформляет акт по вводу счетчика в эксплуатацию.
Если в жилом помещении отсутствуют измерительные приборы либо их нельзя установить, перерасчет суммы коммунальных услуг производится только после документального подтверждения отсутствия в нем лиц. Причинами должны служить действия непреодолимой силы.
Правила оказания коммунальных услуг указывают на то, что в случае непогашения долга, ресурсоснабжающая организация приостанавливает поставку до полной ликвидации задолженности. Это происходит после направления неплательщику уведомления и 10-дневного срока ограничений.
Исключением является отопительный ресурс и холодное водоснабжение. Их отключение может сказаться на ухудшении санитарно-технических норм проживающей семьи.
Сторонами, при оформлении соглашения на подачу коммунальных сервисов, представлены их пользователь и исполнитель в форме структуры, которая несет ответственность за поставку услуг. Договор должен отображать все необходимые аспекты и правила, по которым оказывают оговариваемые сервисы.
Пользователь вправе самостоятельно выбрать поставщика услуг — управляющую или жилищно-коммунальную структуру. Если первый объявил о намерении или начал потреблять хозяйственные продукты, реализатор услуг может заключить с ним специальное соглашение. Контрактом упорядочиваются сроки, нормы платежа, и требуемая сумма будет перечисляться поставщику.
Перечень коммунальных пакетов не зависит от формы собственности строения. Его владелец может самостоятельно регулировать, добавлять свои поправки к дополнительному соглашению, с указанием мер, направленных на благоустройство дома. Однако при недопоставке сервисов либо их низком качестве, владелец может оформить акт о нарушении оговоренных условий.
Поставщик коммунальных пакетов несет ответственность перед государством и их пользователем за несоблюдение правил договора. Последние выражены следующими факторами:
- Уровень хозяйственных удобств не соответствует оговоренным контрактом нормам.
- Недостаточное их качество повлекло за собой нанесение вреда здоровью жильцов.
- Потребитель получил неполную информацию о предоставляемых коммунальных пакетах.
- Пользователю причинены материальные убытки из-за отсутствия надлежащих услуг.
При нарушении исполнителем условий заключенного контракта пользователь вправе освободиться от оплаты предоставленных некачественных услуг. В ряде случаев предусматривают выплату компенсации, которая оговаривается правовыми актами. Если же подобное произошло по вине собственника либо возникновении непреодолимых обстоятельств, поставщик освобождается от несения ответственности. Причем нарушение обязательств любой стороной не относится к непреодолимым обстоятельствам.
Наличие или отсутствие соглашения между контрагентами не влияет на получение компенсации в связи с нанесенным ущербом, по причине подачи некачественных хозяйственных продуктов.
При нанесении определенного вреда здоровью пользователя выплата компенсации будет происходить в течение 10 календарных лет после фиксирования низкого качества коммунальных пакетов. Однако потерпевший имеет право обратиться в суд не позднее чем через три года после происшествия и предоставить в доказательство соответственно составленный акт.
Все изменения в правилах оплаты услуг ЖКХ в 2021 году. Полный список
Действующие законодательные акты постоянно реформируются и дополняются, что приводит к их существенным корректировкам. За быстрыми изменениями не всегда удается вовремя уследить, что иногда ведет к неприятным финансовым последствиям.
Параграфы Постановления номер 354 с последними изменениями 2021 года о коммунальных услугах подверглись редакции в следующих пунктах.
Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>
Данное 354 Постановление Правительства РФ о коммунальных услугах акцентирует внимание на исполнителе, который по закону несет ответственность перед потребителем за ненормальное качество услуг. Категория включает причинение вреда здоровью либо жизни лицу из-за низких показателей предоставленных пакетов.
При вынесении регионального решения по установлению социальной нормы электричества для пенсионеров по старости и инвалидности, информация дополняется условиями получения таковой и в его тарифах.
Владелец квартиры или арендатор должен сообщать реализатору услуг об изменениях количества актированных лиц в помещении и заключать письменный договор с поставляющей ресурсы структурой. Последняя, в свою очередь, вводит в эксплуатацию учетный аппарат после поверки, замены или его ремонта.
Оплата хозяйственного пакета исходит из показаний индивидуального или домового прибора за время, не превышающее 6 месяцев. Если же отопительный период продолжался меньше, то платеж начисляется за фактическую поставку ресурса, но не менее трех месяцев.
При выходе из строя прибора либо истечения срока его эксплуатации, оплата начинается с момента наступления события по нормам среднемесячного расхода потребления. Если же отопительный период составил меньше 3 месяцев, оплата происходит в соответствии с п. 42(1) Правил.
Последние изменения Постановления
Если же показания все же не были поданы вовремя, то значение объема газа за данный срок и до периода, в котором абонент вновь начал своевременно сообщать данные, приравнивается к среднемесячному показателю. Однако правила подобного характера действуют только в том случае, если период отсрочки составляет не более трех месяцев. Таким образом, потребителю, который на протяжении девяноста дней не сообщал, в каком объеме он потребил газ, будет начислена сумма к выплате равная среднемесячной абонентской плате.
Внимание! Если абонент не оповещает поставщика о том, сколько газа было ним использовано на протяжении срока, который равен больше трех месяцев, то сумма к оплате устанавливается согласно действующим нормативам потребления газовых ресурсов на территории Российской Федерации.
Разработка программы энергосбережения – кто обязан?
Разработка программы энергосбережения обязательна для всех государственных, муниципальных и регулируемых организаций.
Основание: пункт 1 статьи 25 ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
То есть, если ваша организация прямым или косвенным образом принадлежит или относится к государству вы обязанных разработать программу энергосбережения.
Примеры организаций, которые попадают в эту категорию: государственные школы, больницы, университеты, МУПы, администрации, клиники, акционерные общества с государственным участием и т.д.
Программа в области энергосбережения – документ, который, в первую очередь, основан на требованиях статьи 25 ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
Вот небольшая вытяжка из ФЗ №261:
Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие:
- целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
- мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включая экономический эффект от проведения этих мероприятий.
Изменения в сфере промышленной экологии с января 2021 года
В январе 2021 г. истекает срок, когда управляющим компаниям разрешалось взыскивать с граждан коммунальные долги, не указывая в иске их идентификационные данные (Закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ).
По общим правилам суд принимает сейчас иск от организации только, если там указаны паспортные данные ответчика, либо его СНИЛС, ИНН или другие уникальные данные.
Сделают ли снова исключение для коммунальных организаций — неизвестно. Год уже подходит к концу, а законопроектов по этому вопросу в парламент пока не поступало.
Кто будет выступать поставщиком услуг по коммуналке, потребитель может определиться самостоятельно. В договоре между сторонами должны отражаться все оговоренные услуги, условия и правила. Гражданину необходимо знать, как оформляется этот документ.
Жилищное хозяйство по завершении отопительного сезона проводит перерасчет и либо возвращает уплаченные деньги, либо корректирует в обратную сторону. Оплата сверх нормы является распространенным вариантом в том случае, когда собственник не отправляет показатели счетчика в государственные органы по разным причинам, поэтому на следующий месяц ему обязаны провести перерасчет.
6. Неисправность прибора учета или повреждение пломбы счетчика по истечении срока поверки. В этом случае пересчет стоимости оказанных услуг ЖКХ будет делаться по среднемесячным показаниям прибора учета (согласно п. 59 ПП РФ), а по истечении срока, указанного в п. 59 по п. 60 ПП РФ — с использованием нормативов, и в том случае, если потребитель предоставлял показания такого прибора учета, исполнитель осуществляет перерасчет (см. разделы 6, 7 ПП РФ),
Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
Они изменяют некоторые алгоритмы предоставления коммунальных ресурсов в жилые и коммерческие объекты недвижимости. Обновленная редакция постановления содержит в себе 17 основных частей и одно дополнительное приложение.
- отсутствие жильцов в течение расчетного периода – требует документального подтверждения;
- оказание некачественных услуг управляющей компанией;
- умышленное препятствование нормальной работы приборов учета путем занижения их показателей;
- пользование коммунальными ресурсами в отсутствие установленных приборов учета.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
- ненадлежащее качество ЖКУ, получаемых потребителем;
- причинение ущерба жизни и здоровью граждан вследствие плохого качества предоставленных услуг;
- отсутствие у покупателя услуг полной и правдивой информации о получаемых услугах;
- ущемление прав покупателя услуг, зафиксированное в заключенном соглашении;
- понесенные потребителем убытки из-за ненадлежащего качества предоставленных ЖКУ.
Нововведения документа
Постановление Правительства РФ 354 вносит замену в оформление отчетных документов, а также в порядок предоставления коммунальных услуг населению:
- Смена стоимости оказания сервисов по отведению использованной воды. Новыми пунктами было принято решение изменить коэффициент расчета услуг. Учитывая, что точный подсчет использованных ресурсов и установление нагрузки на канализацию, невозможно, на практике должны применяться универсальные коэффициенты. Цифра формируется исходя из нормативов использованной воды зданием.
- С текущего года монтаж электросчетчиков и числительных приборов по другим сервисам должны осуществляться в обязательном порядке. Это гарантирует составление справедливых платежных квитанций. Установка счетчиков должна происходить в соответствии с новыми требованиями и нормативами.
- Постановление 354 с последними изменениями также предусматривает положительные правки для населения в сфере фиксированных тарифов. Возможно, что в ближайшее время начнут действовать новые суммы. Приятно, что планируется ориентировочное снижение тарифов на 10-15%.
- Установлены новые положения, улучшающие функциональные возможности организаций – провайдеров услуг. На практике чаще всего возникают проблемы с коммуникациями и их частым износом. Постановление № 354 гарантирует, что по всей территории РФ будет уделяться особое внимание слаженной работе указанных коммунальных сервисов.
Постановление Правительства РФ под номером 354
- Пересмотрены коэффициенты водоотводов. На данный момент осуществляется перерасчет всех коэффициентов, которые были утверждены ранее и имели непосредственное отношение к нормативам водоотвода. После проведения данной процедуры будут введены новые коэффициенты, согласно которым и будет рассчитываться стоимость за соответствующую коммунальную услугу;
- Отредактирован пункт о монтаже счетчиков. Начиная с 2023 года, пункт Постановления, посвященный правилам, которые диктуют то, как должна происходить установка измерительных приборов, целиком переделан. В связи с этим, если физическое лицо столкнулось с монтажом счетчика, то ему необходимо учитывать, что делать это нужно согласно установкам соответствующего нововведения;
- Принимается решение об изменении размера тарифов. Также в текущем году идет активное обсуждение того, каким должен быть размер ставок обложения, имеющих непосредственное отношение к коммунальным услугам. Тарифы, которые действуют на территории Российской Федерации, собираются уменьшить приблизительно на десять либо пятнадцать процентов, однако данное нововведение пока что находится на стадии рассмотрения;
Постановление Правительства №354 в последней редакции на 2021 год
Жильцы многоквартирных домов, получив квитанцию, куда входит оплата ОДН, не редко задаются вопросом, что включает в себя эта категория расходов. Ответим на этот вопрос, приведя для наглядности рисунок, с перечислением общедомовых приборов.
Гуляя по интернету в поисках темы для новой статьи, наткнулась на интересную новость в «Парламентской газете». С 1 января 2021 года правила расчета платы за отопление меняются, и теперь будет учитываться в том числе этажность дома. Жители с 1 по 4 этаж будут переплачивать за отопление в 1.5-2 раза.
Пункт 136 Основных положений гласит, что в случае отсутствия прибора учета объем потребленной электроэнергии определяется путем применения расчетных способов, предусмотренных приложением № 3. Согласно приложению № 3 формулы, по которым происходит расчет, в случае отсутствия договора, в котором указана максимальная мощность энергопринимающих устройств, для безучетного и бездоговорного потребления фактически одинаковы.
«В нарушение пункта 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, акт о бездоговорном потреблении составлен не по месту нахождения энергопринимающих устройств. Истец, составив акт проверки энергопринимающего устройства 08.10.2021 и акт о бездоговорном потреблении 27.11.2021, разделил во времени два события (проверку на объекте и составление акта о бездоговорном потреблении), лишив акт о бездоговорном потреблении доказательственной силы подтверждения юридически значимого факта обнаружения нарушения потребления электроэнергии.»
Р = V * T Где, Р — размер платы за коммунальную услугу; V — объём потребленной услуги определенный по показаниям общедомового прибора учёта; T – тариф на коммунальную услугу. Никаких дополнительных строк, граф в платежном документе на оплату ОДН быть не должно! При этом переход на такую платежную систему осуществляется в 2 этапа.
Уважаемые жильцы! Обращаем Ваше внимание, что начисление по услуге «Отопление ОДН» производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2021г № 354 (далее Правила). ОДН – это общедомовые нужды. Согласно п.
Независимо от вида собственности, жильцы должны быть обеспечены необходимым перечнем услуг. Помимо этого, пользователь имеет право лично регулировать и включать в договор дополнительные виды мероприятий, направленные на благоустройство дома и прилегающей территории.
При оказании услуг низкого уровня или по другим обоснованным причинам, потребитель имеет право составить акт о нарушении условий договора. Для арендаторов помещения оформляется договор аренды.
Вне зависимости от имеющегося типа собственности граждане должны обеспечиваться полным перечнем необходимых им услуг. Помимо этого, у пользователя есть право на то, чтобы самостоятельно регулировать и добавлять в составленное соглашение дополнительные мероприятия, направленные на благоустройства дома вместе с прилегающей к нему территорией.
Если до 1 января 2021 года отчисления в счет коммунальных услуг осуществлялись исключительно для тех квартир, в которых присутствовали зарегистрированные или фактически проживающие жильцы, в соответствии с новыми правилами начисление суммы будет осуществляться в зависимости от общего количества владельцев жилья, а не от того, сколько пользователей коммунальных услуг имеется по факту.
- уплату за общедомовые нужды (холодную, горячую воду, водоотведение, электрическую энергию, отопление) с 01.01.2020 года относят к жилищному виду услуг и являются составной частью расходов на жилые помещения;
- для определения объемов общедомовых издержек необходимо использовать формулу, определяющую разницу между показателями общедомовых приборов учета и квартирными счетчиками. Если общедомовых счетчиков нет, то размер этих отчислений будет зависеть от квадратуры квартир и суммы площадей общедомового имущества (пропорциональный расчет);
- в срок до 1.06.2020 года должны быть определены нормы расчета для определения общедомовых расходов. С началом их использования все начисления, превышающие определенные нормы, будут оплачиваться за счет ресурсоснабжающих организаций;
- в случае, когда владелец отсутствовал в определенный период в своей квартире, перерасчет будет произведен при наличии приборов учета. Если они отсутствуют, то владельцу, для проведения перерасчета, необходимо будет доказать с помощью документов факт своего отсутствия;
- при отсутствии лиц, прописанных в квартире, начисления за ЖКУ будут производиться исходя из количества собственников.
- возможности и обязательства поставщиков услуг и их покупателей;
- правила и принципы подписания договора на оказание ЖКУ;
- методики создания стоимости предоставляемых ЖКУ при наличии приборов учета, и без них;
- методы осуществления контрольных мероприятий качества ЖКУ;
- инструкции по осуществлению перерасчетов за предоставленные ЖКУ в случаях отсутствия жильцов в жилых помещениях и в случаях предоставления услуг заниженного качества. Чаще всего плохое качество ЖКУ выражается в недостаточном обогреве помещения в зимний период и пониженной температуре поставляемой горячей воды;
- критерии предоставления ЖКУ в ограниченном объеме и полной их остановки;
- обозначены виды ответственности покупателей и поставщиков ЖКУ за недобросовестное выполнение своих обязательств.
Перерасчет возможен в ситуации, когда в жилом помещении отсутствуют приборы учета, установка которых невозможна по техническим причинам. Если не удается подтвердить отсутствие реальной технической возможности установки счетчиков, или в ситуации, когда неисправные счетчики не ремонтируются в соответствии с предписанными инструкциями, процедура перерасчета осуществляться не будет.
Коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, не подлежат никакому перерасчету при отсутствии потребителя в жилом помещении.
Если принимать во внимание общедомовые нужды, то оплату нужно вносить в соответствии с действующими тарифными планами. Всю исчерпывающую информацию по данному вопросу можно получить в ЖКХ. Если подача электричества будет прекращена на какое-то время, будет осуществляться обязательный перерасчет в соответствии с установленными тарифами.
С текущего года в документы вносится обязательный раздел расчета общедомовых нужд. Такой платеж обозначен аббревиатурой ОДН. Тарифы по этим показателям индивидуальны для разных субъектов Федерации. Еще одна правка, касающаяся правил расчета окончательной выплаты, связана с установкой счетчиков.
- собственник или пользователь недвижимости отсутствует в квартире на протяжении пяти и больше суток (в жилье не установлены счетчики и владелец смог предоставить документальное подтверждение своего отсутствия);
- пользователь смог подтвердить, что ресурсы предоставлялись в помещение с перебоями или меньшего качества;
- абонент умышленно применял противоправные методы занижения норм потребления ресурсов;
- увеличение нормативов не по вине абонента, а в связи с неисправностью счетчиков или сервисов коммуникаций;
- смена способа начисления ресурсов (после установки счетчика);
- нарушение работы числительных приборов.
Все изменения в правилах оплаты услуг ЖКХ в 2021 году. Полный список
Действующие законодательные акты постоянно реформируются и дополняются, что приводит к их существенным корректировкам. За быстрыми изменениями не всегда удается вовремя уследить, что иногда ведет к неприятным финансовым последствиям.
Параграфы Постановления номер 354 с последними изменениями 2021 года о коммунальных услугах подверглись редакции в следующих пунктах.
Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>
Данное 354 Постановление Правительства РФ о коммунальных услугах акцентирует внимание на исполнителе, который по закону несет ответственность перед потребителем за ненормальное качество услуг. Категория включает причинение вреда здоровью либо жизни лицу из-за низких показателей предоставленных пакетов.
При вынесении регионального решения по установлению социальной нормы электричества для пенсионеров по старости и инвалидности, информация дополняется условиями получения таковой и в его тарифах.
Владелец квартиры или арендатор должен сообщать реализатору услуг об изменениях количества актированных лиц в помещении и заключать письменный договор с поставляющей ресурсы структурой. Последняя, в свою очередь, вводит в эксплуатацию учетный аппарат после поверки, замены или его ремонта.
Оплата хозяйственного пакета исходит из показаний индивидуального или домового прибора за время, не превышающее 6 месяцев. Если же отопительный период продолжался меньше, то платеж начисляется за фактическую поставку ресурса, но не менее трех месяцев.
При выходе из строя прибора либо истечения срока его эксплуатации, оплата начинается с момента наступления события по нормам среднемесячного расхода потребления. Если же отопительный период составил меньше 3 месяцев, оплата происходит в соответствии с п. 42(1) Правил.
Обязанности руководителя: на что обратить внимание?
Общего блока, регламентирующего обязанности руководителя, нет – информация содержится в различных пунктах Противопожарных правил.
Новая редакция п. 14 Противопожарных правил закрепила обязанность руководителя организации по обеспечению наличия и исправного состояния устройств для самозакрывания противопожарных дверей, а также дверных ручек, устройств «антипаника», замков, уплотнений и порогов противопожарных дверей, предусмотренных изготовителем, а на дверях лестничных клеток, дверях эвакуационных выходов, в том числе ведущих из подвала на первый этаж (за исключением дверей, ведущих в квартиры, коридоры, вестибюли (фойе) и непосредственно наружу), приспособлений для самозакрывания.
В связи с этим с 01.03.2023 утрачивает силу п. 24 Противопожарных правил, поскольку данная обязанность руководителя прописана в отредактированном п. 14 Противопожарных правил.
Руководитель по-прежнему организует не реже одного раза в 5 лет эксплуатационные испытания в том числе эвакуационных лестниц. Однако испытания касаются только пожарных лестниц и металлических наружных открытых лестниц (пп. «б» п. 17 Противопожарных правил).
Есть и обновленная обязанность, закрепленная в п. 17.1 Противопожарных правил. Руководитель должен обеспечить ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты и внесение в него информации – то есть завести журнал (можно в электронном виде) и назначить ответственного за его заполнение. Обновленной эту обязанность можно назвать потому, что ранее она была прописана в п. 43 Противопожарных правил.
При этом п. 28 Противопожарных правил в новой редакции уточнено, что при размещении в помещениях и на путях эвакуации (за исключением лестниц и лестничных клеток) технологического, выставочного и другого оборудования, а также сидячих мест для ожидания именно руководитель организации обеспечивает геометрические параметры эвакуационных путей, установленные требованиями пожарной безопасности.
Форму ведения журнала эксплуатации систем противопожарной защиты определяет руководитель объекта защиты.
Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося не просто на территории организации, а именно в зоне ее эксплуатационной ответственности – согласно уточнению, внесенному в п. 48 Противопожарных правил. Руководитель организации также обеспечивает исправное состояние, своевременное обслуживание и ремонт внутреннего противопожарного водопровода, как требует п. 50 Противопожарных правил. Эта обязанность ранее была закреплена в п. 48 тех же правил.
Руководитель культурно-просветительного, зрелищного учреждения согласно изменениям п. 95 Противопожарных правил должен обеспечить в том числе обработку огнезащитными составами деревянных и иных конструкций сценической коробки, а также (внимание!) планшета сцены, выполненных из горючих материалов (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и др.).
«Новогодние» исправления отражены в п. 21 Противопожарных правил, регламентирующем обязанности руководителя организации при проведении мероприятий с участием 50 человек и более. Именно он должен проконтролировать, чтобы ветки елки находились на расстоянии не менее 1 м от стен и потолков, выполненных из горючих материалов (за исключением горючих материалов с показателями пожарной опасности не ниже Г1, В1, Д2, Т2).
Действующая до 01.03.2023 версия п. 412 Противопожарных правил обязывает руководителя обеспечивать раз в год проверку покрывала для изоляции очага возгорания на предмет отсутствия механических повреждений и его целостности с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. После вступления в силу Постановления № 1885 действие этого требования отменяется.
Общие правила пожарной безопасности
Здесь сгруппированы правила, касающиеся соблюдения мер пожарной безопасности при осуществлении деятельности, проведении мероприятий и т. д.
В пункте 363 Противопожарных правил появился пп. «м», согласно которому если на объекте защиты имеется дежурный персонал, то в инструкции о мерах пожарной безопасности должен быть перечень этих должностных лиц.
Утрачивает силу п. 411 Противопожарных правил, определяющий необходимость и правила установки бочек для хранения воды, ящиков с песком и их объем. Однако данное требование осталось в Нормах комплектации пожарных щитов[3] (бочка там указана как емкость).
Обратите внимание на то, что требования гл. 23 Противопожарных правил применяются при подготовке и проведении фейерверков в местах массового пребывания людей с использованием пиротехнических изделий II и III класса опасности. В прежней редакции правил указанные нормы нужно было соблюдать и при использовании изделий I класса опасности.
Подпункт «а» п. 442 Противопожарных правил конкретизирует запрет на применение пиротехнических изделий. Указанные изделия, в том числе хлопушки и бенгальские свечи, соответствующие I классу опасности, запрещено использовать в зданиях и сооружениях любого функционального назначения, в том числе на кровлях (покрытиях), балконах, лоджиях и выступающих частях фасадов зданий и сооружений. Исключение – применение специальных сценических эффектов, профессиональных пиротехнических изделий технического назначения и устройств, создающих огневые эффекты, для которых разработан комплекс дополнительных инженерно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Регламент проведения мероприятий с применением специальных сценических эффектов, профессиональных пиротехнических изделий и огневых эффектов утверждается организатором такого мероприятия. А вот требование о согласовании регламента с соответствующим органом местного самоуправления не менее чем за 14 календарных дней до дня мероприятия из п. 450 Противопожарных правил исключено.
Кроме того, в новой редакции изложены нормы обеспечения переносными огнетушителями объектов защиты в зависимости от их категорий по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара (за исключением автозаправочных станций) (приложения 1, 2 к Противопожарным правилам).
[1] Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.
[2] Постановление Правительства РФ от 24.10.2022 № 1885 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации».
[3] Приложение 7 к Противопожарным правилам.
Пример из судебной практики 2023 год.
Между заказчиком и застройщиком (подрядчик) были заключены муниципальные контракты на долевое участие в строительстве трех жилых помещений. В результате исполнения муниципальных контрактов был построен жилой дом. В рамках исполнения гарантийных обязательств подрядчиком проводились работы по устранению дефектов покрытия кровли дома.
В ходе эксплуатации жилого дома, в связи с жалобами жителей многоквартирного дома, в период течения гарантийного срока заказчиком был произведен осмотр кровли и составлены акты осмотра. При осмотре кровли многоквартирного жилого дома обнаружены недостатки работ, дефекты кровли. Застройщик с указанными в акте фактами не согласен.
В рассматриваемом споре факт наличия недостатков выполненных работ подтверждается экспертными заключениями.
В результате проведенных строительно-технических экспертиз эксперты пришли к выводу о том, что имеющиеся недостатки (дефекты) возникли в процессе эксплуатации. Согласно исследования причиной дефектов кровельного покрытия указано – обледенение на кровле, что является следствием природных факторов.
Эксперты пришли к выводу о том, что технические решения по кровле, принятые проектантом при разработке рабочей документации, не соответствуют обязательным строительным нормам (п. 9.7, п. 9.9 и п. 9.13 СП 17.13330.2011), выявлены существенные ошибки в проектной документации.
Экспертами не установлено, что недостатки носят исключительно эксплуатационный характер.