Какой штраф грозит за езду при отсутствии страховки ОСАГО в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф грозит за езду при отсутствии страховки ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.
Фиксируют ли камеры автофиксации вождение без ОСАГО?
Пока ещё нет. Если быть точнее, то фиксируют, но очень редко, в редких экспериментальных местах, а штрафы с таких камер водителям до сих пор (актуально на январь 2023 года) не приходят.
Вот только уже в скором времени всё может измениться. Да, вот уже почти 5 лет Российский союз автостраховщиков кормит нас обещаниями о том, что вот-вот технически будет реализована система, способная по камерам штрафовать водителей, передвигающихся без полиса на автомобиль. Вот только воз и ныне там!
Тем временем, РСА снова пообещали, что уже в первые месяцы 2023 года камеры заработают на проверку наличия на машину действующей страховки, и автовладельцам начнут приходить штрафы за езду без ОСАГО. И в этот раз есть одно уточнение – штраф с камеры будет приходить владельцу машины не чаще чем раз в сутки.
Насколько в этот раз данные слова соответствуют действительности, покажет время. Но прибавим к этому повышение штрафа хотя бы до 3 000 рублей, и на работу/с работы, например, без страховки уже не поездить!
Разъяснение Верховного Суда РФ
Еще одним «пруфом» в пользу езды на машине без ОСАГО в 10-дневный срок с момента заключения ДКП является мнение Верховного Суда. Речь идёт о решении ВС РФ № АКПИ12-205, от 17.04.2012 года, в котором рассматривался вопрос о признании части пунктов ПДД недействующими.
Вот выдержка из данного решения:
Пункт 2 статьи 4 данного Федерального закона обязывает владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. Следовательно, до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса, что непосредственно вытекает из оспариваемой нормы Правил, предусматривающей обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом.
Как видно, Высшая инстанция подтверждает законную возможность ездить на автомобиле без полиса ОСАГО, если с момента заключения ДКП еще не прошло десяти дней. Следовательно, в этот период к новому владельцу машины не могут применяться меры наказания за отсутствие страховки.
А есть ли новый закон?
Да, есть. Как мы уже отметили выше, депутаты Госдумы придумали внести изменения в действующий Административный кодекс по части ужесточения ответственности за езду без страхового полиса вплоть до лишения права управления.
Что же это за новый закон? Действительно, это самый настоящий Федеральный закон – если быть точнее, его проект, который приобретёт статус ФЗ, когда его примут, чего пока не случилось. Но давайте обо всём по порядку!
19 июня 2019 года законодатели внесли на обсуждение в Госдуму законопроект о внесении изменений в статью 12.37 КоАП, которая как раз и отвечает за наказания в сфере ОСАГО. В 1 её части ответственность за невписанных водителей, во второй – за отсутствие страховки.
В частности, депутаты предложили:
- ввести 3 часть в статью 12.37, которая будет предусматривать штраф 5 000 рублей или лишение прав за повторную езду без полиса ОСАГО,
- внести в другие соответствующие статьи Кодекса поправки касательно того, что по новой норме дела уполномочены рассматривать судьи и начальники ГИБДД.
Посмотреть официальный текст нового проекта закона, а также его карточку на официальном сайте законодательной деятельности.
В 2022 году будут актуальными штрафы за отсутствие страховки, принятые в сентябре 2018.
Изменения в законодательстве о ПДД вызваны введением автоматической фиксации. Камеры видеонаблюдения начали осуществлять проверку ТС по номерам на предмет наличия страховки. Установлена взаимосвязь баз РСА и ГИБДД.
Итак, проверять наличие ОСАГО теперь уполномочены патрульные ДПС и камеры. Пока система фотофиксация на этапе внедрения, сотрудники ГАИ будут контролировать и проверять показания автоматики.
Законом определены виды штрафов за отсутствие страховки по причинам:
- неоформление документа;
- езда на чужой машине водителя, не вписанного в страховку;
- отсутствие бумажного варианта электронного полиса;
- фальшивый бланк;
- вождение вне срока действия ОСАГО;
- непредъявление действующей страховки;
- просроченный страховой полис.
Внимание! В 2022 водитель будет оштрафован за непредъявление распечатки электронного ОСАГО!
Если кроме ОСАГО у шофера отсутствует карта диагностики и выясняется факт непрохождения процедуры ТО, размер взыскания возрастет в разы. Однако несмотря на вид нарушения, снять с машины госномер и забрать авто на штрафстоянку, ГИБДД не вправе.
Езда без страховки, штраф в 2021 году [с доп. от 01.01.2021]
Однажды остановил меня сотрудник ГИБДД, представился и попросил полис ОСАГО для проверки, я говорю, да нет проблем и открываю бардачок, чтобы достать документы, смотрю и меня аж пот прошиб, документов нет – я их забыл дома и права, и полис ОСАГО, и свидетельство о регистрации.
И хорошо, что сотрудник ГИБДД пошел на встречу и дал возможность родственникам привести документы. Иначе штрафа за езду без страховки мне бы не избежать, да, что лукавить, эвакуировали бы мое авто и пришлось бы мне потом побегать. Документов — то не было вообще никаких.
Но даже если при Вас есть документы на авто и права на управление транспортным средством, но отсутствует страховка, штрафа все равно не избежать. Размер его зависит от вида правонарушения.
Фотофиксация езды без страховки или техосмотра
Еще с 2015 года начали обсуждать создание электронной системы, позволяющей объединить несколько электронных баз (РСА – наличие полиса, ЦОДД – считывание номера и определение владельца и ГИБДД – выписывание штрафа). Но на практике реализация данного проекта откладывается уже несколько лет. Тестовую версию запустили только в 2019 году, и первые водители получали обычные уведомления, в которых констатировался факт отсутствия ОСАГО. Никаких штрафов выписано не было.
На данный момент система находится еще на подготовке к запуску, и первой испытывать нововведение будет Москва. Что же касается сроков ввода в эксплуатацию системы, то они еще не определены. Как показал тестовый запуск системы, для отслеживания случаев езды без ОСАГО нужно полностью сканировать все движущиеся авто под всеми камерами, затем исключать миллионы дублей, посылать миллионы запросов в РСА, сервера которой тоже не смогут выдержать такой поток запросов. Поэтому окончательный запуск системы отложен.
Снимают ли госномера и как наказывают за ОСАГО
Привлечение водителей к ответственности за отсутствие на руках страхового свидетельства было закреплено в 2 документах. Это Кодекс о правонарушениях (КоАП) и приказ МВД № 185 о регламенте обеспечения безопасности на дорогах. Если нет страховки, номера с машины снимают — так было записано в руководящем документе ГИБДД и в ст. 27.13 КоАП. Оба основания для изъятия госномера утратили силу еще до 2020 г. Ответственность за нарушение осталась в виде:
Снять номер с машины без ОСАГО стало невозможным с принятием следующих правовых актов: приказа МВД № 644 от 23.08.2017, заменившего регламент № 185, и закона № 307-ФЗ от 14.04.2017.
Последним признана утратившей силу часть 2 ст. 27.13 о снятии госномера с автомашины как меры по запрещению дальнейшей ее эксплуатации.
Для чего нужен ОСАГО?
При возникновении дорожных происшествий страховая компания компенсирует убытки потерпевшим. Если был причинен вред жизни и здоровью, страховая возместит пострадавшим ущерб в рамках до полумиллиона рублей. При причинения вреда транспортному средству – до четырехсот тысяч рублей, независимо от количества участников аварии.
Основное призвание страховки – защита интересов водителей в случае причинения вреда жизни и здоровью автолюбителей, а также их объектов передвижения – транспорту.
Поэтому не стоит намеренно отказываться от оформления страхового полиса ОСАГО, самонадеянно полагаясь лишь на свои водительские навыки. Ведь может случиться происшествие, платить за последствия которого придется круглую сумму из собственных средств.
Сколько можно ездить без полиса ОСАГО
После покупки авто человек должен зарегистрировать свою гражданскую ответственность. Максимальный срок для регистрации – 10 дней с момента возникновения права на авто.
Если водитель зарегистрирован в другом городе, и ехать до него – больше 10 дней, то он вправе оформить временную страховку. Ее срок составляет 20 дней.
Помимо страховки, при смене собственника необходимо зарегистрировать автомобиль. Срок регистрации тоже составляет 10 дней.
Если автомобиль покупается не у физического лица, а в салоне, то клиенту могут сразу предложить оформить полис ОСАГО. Однако не всегда это оказывается выгодным. Часто водители предпочитают самостоятельно изучить предложения страховых компаний и выбрать наиболее оптимальный для себя вариант.
Оформление страхового полиса не требуется для следующих видов транспорта:
- неколесный или не допущенный к движению на общепользовательских дорогах транспорт;
- автомобили, принадлежащие ВС РФ;
- автомобили, которые технически не могут развить скорость до 50 км/ч;
- транспортные средства, застрахованные международными компаниями за пределами России.
Все остальные транспортные средства должны быть зарегистрированные в установленные законом сроки – иначе водителя ожидает наказание.
Случаи, когда штраф можно оспорить
В некоторых случаях привлечение к ответственности за езду без страховки неправомерно. Если водитель не согласен с тем, что допустил правонарушение, он вправе отразить соответствующее мнение при составлении протокола. Впоследствии судебное постановление, принятое по данному поводу, можно оспорить в течение 10 дней от даты подписания решения суда.
Дата будет указана в уведомлении, направленном автовладельцу.
Решение о назначении штрафных санкций необоснованно при следующих обстоятельствах:
- машиной управляет иностранный гражданин, оформивший зеленую карту, — этот документ освобождает иностранцев от полиса ОСАГО, предоставляя временную гражданскую защиту;
- речь идет о новом автомобиле, купленном не больше десяти дней назад — этот срок законодательство предоставляет владельцу для заключения договора автогражданки; дата сделки купли-продажи указана в соответствующем соглашении, которое водитель обязан иметь при себе;
- у водителя есть сканированная копия электронного полиса.
Таблица санкций за езду без прав
Нарушения | Наказания |
При себе отсутствует документ | 500 руб. либо предупреждение |
Удостоверение не получалось | До пятнадцати тысяч рублей |
Закончились сроки действия документов | До пятнадцати тысяч рублей |
Вождение после лишения прав | 30 тысяч рублей либо задержание на 15 дней |
Вождение нетрезвым после лишения удостоверения при аналогичном повторном нарушении | 300 тысяч рублей либо 2 года тюремного заключения |
Аннулирование прав судебными приставами | Ограничение вождения на дополнительный срок либо 50-часовые исправительные работы |
Предоставление водительского места человеку без соответствующих прав | 30 тысяч рублей для владельца авто |
Езда без страховки и техосмотра: штраф в 2022 году
Президентом нашей страны подписан закон, отменяющий обязательный техосмотр для владельцев личных легковых машин и мотоциклов. Диагностическая карта требуется при постановке на учет в органах Госавтоинспекции только тем автомобилям, чей возраст составляет свыше 4 лет.
Инспекторы ГИБДД на дороге не будут проверять состояние транспортного средства, если водитель предъявит документ о техосмотре. Но обнаружение визуальной неисправности, которая может создать дорожно-транспортную ситуацию, не спасет водителя от ответственности.
Для коммерческого транспорта прохождение технического осмотра остается обязательным. Это касается, в том числе, тех, кто использует личное ТС для заработка, например, курьеров или развозчиков пиццы. Новый законопроект должен вступить в силу после 1 марта 2022 г., в нем и будут прописаны поправки об отмене штрафов.
Кто может выписать штраф за страховку в России?
На данный момент фиксацией нарушения, составлением постановления, а значит и оформлением штрафа занимается ГИБДД. В порядке эксперимента проводилось внедрение электронных систем фиксации (камеры), пока не предполагающее действительных штрафов, но на момент публикации этого материала сведения о результатах эксперимента, о датах и возможностях окончательного запуска отсутствовали.
От официальных лиц, в виде комментариев и заявлений, нередко поступает информация о скором внедрении системы автоматической проверки, но, повторимся, пока конкретных данных нет (хоть порой и звучат самые ближайшие даты).
Соответственно, ответить на расхожий вопрос — штрафуют ли камеры, если ездить без страхового полиса? – можно фразой «пока нет».
ОСАГО без ограничений – это страховой полис, условия которого позволяют водителю передавать управление автомобилем неограниченному количеству лиц.
В обычный договор вносятся владелец и максимум 5 человек, которые также допускаются к вождению. Как правило, это узкий круг людей: родственники, личный водитель, некоторые сотрудники. Если собственник желает расширить этот список, то это можно сделать за дополнительную плату.
Однако есть и такие случаи, когда есть необходимость в оформлении ОСАГО без ограничений. Это значит, что любой человек, имеющий водительское удостоверение, может сесть за руль автомобиля. Такие условия очень удобны для крупных автомобильных предприятий и для компаний, оказывающих услуги такси. Для юр. лиц цена на страховку без ограничений, которая также называется «мультидрайв», зачастую оправдана и доступна.
Такой вид страхования доступен, как юридическому, так и физическому лицу. Документ заполняется по аналогии с обычным ОСАГО, но в таблице, где перечисляются лица, в отношении которых заключён договор, ставятся прочерки. В бланке электронного полиса ОСАГО эти графы остаются пустыми. Вверху над таблицей галочка ставится напротив неограниченного количества лиц, допущенных к управлению ТС.
Порядок заключения открытого ОСАГО
Процедура оформления открытой автогражданки проходит согласно стандартному порядку, который регламентируется ФЗ №40 от 25.04.2002 «Об ОСАГО». Заполняется документ по аналогии с обычным ОСАГО, с некоторыми отличиями. Основные нюансы составления страхового договора без ограничений таковы:
- в пункте 3 необходимо поставить галочку в верхней ячейке, чтобы она стояла напротив неограниченного количества лиц, допущенных к управлению ТС;
- ниже, в этом же пункте идёт таблица, в которую обычно заносятся данные водителей, которым разрешено садится за руль, а именно: ФИО и номер водительского удостоверения. В открытой автогражданке все эти графы перечёркиваются линиями или зигзагами, заполняются крестиками и т.д. Смысл в том, чтобы нельзя было вписать кого-нибудь в пустые строки;
- количество водителей, которые могут управлять автомобилем, не ограничено. Поэтому для заключения такого вида ОСАГО не требуется предъявлять водительские права всех, кто будет садиться за руль.
Бывают случаи, когда собственник автомобиля сам не имеет водительского удостоверения и не собирается управлять принадлежащим ему ТС. Примечательно и то, что при оформлении страхового договора не нужны права – только документы на машину и паспорт. Таким образом, страхование без ограничений освобождает владельца от предъявления своего удостоверения и водительских прав всех допущенных к вождению лиц.
Как заменить ограниченную страховку на неограниченную?
Как правило, владелец автомобиля выбирает определённый вид страхования в силу имеющихся весомых обстоятельств. Если ситуация принимает другой оборот, и возникает необходимость в замене стандартного полиса на неограниченный, это можно сделать в любой момент текущего периода страхования. В таких случаях закон остаётся на стороне владельца ОСАГО – он может воспользоваться другой программой страхования, не дожидаясь окончания действия своего договора.
Для начала необходимо посетить страховую компанию и написать такм заявление. В нём нужно указать, какие изменения должны быть внесены в страховой договор. После этого работник сверяет данные и просчитывает сумму, которую необходимо доплатить при замене полиса. Старый договор при этом изымается, а взамен вручается новый – неограниченный. Если страховщик не заменил договор, а просто внёс правки в существующий документ – это серьёзное нарушение, которое говорит о его некомпетентности.
Стоит отметить, что владельцу придётся внести немаленькую доплату за открытую автогражданку. Если же открытая автогражданка оформляется в другой компании, страхователь оплачивает полную её стоимость.