Страховые взносы – 2023: начисление, уплата, отчетность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховые взносы – 2023: начисление, уплата, отчетность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Предположим, что вам нужно перечислить платеж, который не входит в состав ЕНП, но которые администрирует ИФНС (например, НДФЛ с выплат иностранцам с патентом). Тогда обращайте внимание на заполнение этих полей.

  • В 2023 году страхователи будут перечислять взносы за работников и исполнителей по единому тарифу: 30% до достижения предельной величины базы и 15,1% после её достижения. Единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов устанавливается в размере 1 917 000 рублей.
  • Работодатели из категории субъектов МСП продолжат платить страховые взносы на прежних условиях: 30% с выплат в пределах МРОТ и 15% с суммы свыше МРОТ. Минимальная зарплата на 1 января 2023 года установлена в размере 16 242 рубля.
  • Остальные категории страхователей с льготными тарифами перечислены в статье 427 НК РФ.
  • Взносы по единому тарифу надо перечислить не позже 28-го числа следующего календарного месяца. Перед этим, не позже 25-го числа, необходимо направить уведомление об исчисленных суммах.
  • Фиксированные взносы в 2023 году для ИП за себя, а также за глав и участников КФХ составляют 45 842 рублей.
  • Изменится отчётность по взносам: формы СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД и 4-ФСС отменяются, вместо них будут сдавать новый отчёт ЕФС-1. Отчёт СЗВ-М будет заменён Персонифицированными сведениями по физлицам.

Итоговая шпаргалка (пямятка)

Поле Платежка по ЕНП Платежка вместо уведомления о начислениях Платежки не на ЕНС
Плательщик (поле 8) Краткое наименование организации или обособленного подразделения;
Ф.И.О предпринимателя
КПП плательщика (поле 102) У российских организаций – «0», но допустимо указать КПП плательщика. У ИП – «0» КПП, присвоенный инспекцией, куда организация платит налоги, сборы или взносы. У ИП – «0»
Статус плательщика (поле 101) 01 02 01
КБК (поле 104) КБК ЕНП – 18201061201010000510 КБК налога, сбора или взносов КБК налога или сбора
ОКТМО (поле 105) 0, но допустимо указать ОКТМО территории, куда по НК зачисляется платеж ОКТМО территории, куда по НК зачисляется платеж
Основание платежа (поле 106)
Налоговый период (поле 107) Период, за который перечисляете налог или взносы
Номер документа-основания платежа (поле 108)
Дата документа-основания платежа (поле 109)

I. Новые каноны администрирования налоговых платежей

С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.

Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).

* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.

Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

IV. Распределение ЕНП

Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:

  1. недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
  2. налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
  3. пени;
  4. проценты;
  5. штрафы.
Читайте также:  Пенсионный фонд опубликовал график выхода на пенсию по году рождения: таблицы

Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).

Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:

  1. госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
  2. авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.

Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):

  1. налог на профессиональный доход,
  2. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Общие изменения в отчетности

С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:

  • расчет по страховым взносам (РСВ) и
  • единый отчет по сотрудникам.

Единый отчет заменит сразу четыре формы – ​СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:

  • часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
  • если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
  • часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.

Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:

  • ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
  • а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.

С 2023 года база для расчета страховых взносов будет единой

С 01.01.2023 вступил в силу новый пункт 5.1 статьи 421 НК РФ (Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ). Согласно поправкам, для всех взносов (на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (ОПС, ОМС, ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) устанавливается единая предельная величина базы для расчета. Она определяется с учетом размера средней заработной платы в РФ, определенного на соответствующий год, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему коэффициента 2,3 (Федеральный закон от 21.11.2022 № 443-ФЗ). Постановлением от 25.11.2022 № 2143 Правительство РФ определило единую предельную величину базы для исчисления страховых взносов с 01.01.2023 в размере 1 917 000 руб.

В зависимости от того, превышен или нет предельный размер базы, зависит тариф страховых взносов. Однако в пункте 5.1 статьи 421 НК РФ закреплено, что это не распространяется на случаи уплаты взносов по доптарифам (ст. 428 НК РФ); взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников угольной промышленности (ст. 429 НК РФ).

Порядок определения базы по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (на травматизм) в 2023 году не меняется.

В чем суть реформы внебюджетных фондов

С 1 января 2023 года все функции двух фондов: ФСС и ПФР возьмет на себя Единый социальный фонд России.

Читайте также:  Все о соединениях полипропиленовых труб, технологии и монтаже

Сейчас плательщики взносов взаимодействуют с тремя ведомствами:

  1. Налоговая служба. В ФНС уплачиваются страховые отчисления на пенсионное, медицинское и страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ). Сюда же необходимо представлять единый расчет по этим взносам.

  2. Пенсионный фонд. Занимается вопросами начисления пенсии по старости, инвалидности, также в ПФР работодатели обязаны представлять формы персонифицированного учета по каждому работнику.

  3. Социальное страхование. Выплачивает часть больничных и все социальные пособия. В ФСС перечисляются взносы на травматизм за работников и представляется отчетность по ним.

После слияния ПФР и ФСС взносы будут перечисляться одним платежом, отчитываться по ним предстоит в налоговую и Единый соцфонд. Это же ведомство будет отвечать за назначение страховых выплат — как пенсионных, так и социальных.

Что изменится для бизнеса:

  1. Работодатели за работников и ИП за себя смогут платить взносы одной суммой по единому тарифу. После получения платежа казначейство самостоятельно будет разносить необходимые суммы по разным бюджетным направлениям.

  2. Изменится состав и сроки отправки отчетности для работодателей. Действующие отчеты по взносам и персонифицированному учету объединят, останется только две формы.

  3. Разрозненные территориальные отделения пенсионного и социального фонда будут работать в режиме одного окна. То есть сдать отчетность, получить консультацию, провести сверку по всем видам взносов можно будет в офисе Единого социального фонда. Возможно, из-за слияния некоторые действующие отделения ПФР и ФСС будут закрыты.

  4. Базы по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию тоже объединяются. Кроме того, планируется внедрение единого сайта нового ведомства.

Для значительного количества страхователей тарифы на СТВ уменьшены:

Страхователи ПФР ФСС ФОМС
Компании, фирмы, ИП на УСН. Обязательное условие – максимальный доход 79 млн. руб. 20,0
Учреждения аптечные, ИП, получившие лицензию на продажу лекарственных форм на ЕНВД.

Уменьшенные ставки – только для трудящихся, занятых в аптечной деятельности

20,0
ИП на ПСО 20,0
IT-компании и фирмы 8,0 2,0 4,0
Участники проекта «Сколково» 14,0
Предприятия, задействованные в свободной эконом. зоне в Крыму 6,0 1,5 0,1

Важно! В этом перечне содержится неполная информация. Чтобы ее дополнить, нужно ознакомиться со ст. 427 НК.

Санкции за несвоевременную уплату СТВ

Ответственность касательно СТВ появляется у налогоплательщика тогда, когда причина их неуплаты:

  • при подсчете база для начислений СТВ была занижена, то есть, страхователь упустил какую-то сумму, облагаемую СТВ;
  • некорректный расчет СТВ. Например, страхователь использовал в расчете пониженный тариф совершенно безосновательно;
  • иные действия (бездействия) предпринимателя-страхователя, которые признаются неправомерными.

Штрафы:

Нарушение Штраф, % от неуплаченной суммы
Просрочка в предоставлении отчетности 5,0

Минимум 1000,0 руб. и максимум 30% от общей суммы платежа

Занижение базы – основы для определения размера СТВ 20,0
Умышленная неуплата СТВ 40,0

Пониженные тарифы страховых взносов

Страхователи ПФР ФСС ФОМС
Компании, фирмы, ИП на УСН. Обязательное условие – максимальный доход 79 млн. руб. 20,0
Учреждения аптечные, ИП, получившие лицензию на продажу лекарственных форм на ЕНВД.

Уменьшенные ставки – только для трудящихся, занятых в аптечной деятельности

20,0
ИП на ПСО 20,0
IT-компании и фирмы 8,0 2,0 4,0
Участники проекта «Сколково» 14,0
Предприятия, задействованные в свободной эконом. зоне в Крыму 6,0 1,5 0,1

Ставки страховых взносов для ИП

Вид взносов Ставка Сумма Вид взносов Ставка Сумма Вид взносов Ставка Сумма
Фиксированные взносы на пенсионное страхование, если сумма дохода за год не более 300 тыс. рублей 26 545 руб.
Дополнительные взносы на пенсионное страхование, если сумма дохода за год более 300 тыс. рублей 1% 1% от суммы годового дохода ИП, уменьшенного на 300 000 руб.
Фиксированные взносы на медицинское страхование 5 840 руб.

Введение единого тарифа позволит увеличить выплаты по социальному страхованию

Внедрение единого тарифа позволит без повышения общего размера тарифов увеличить максимальные размеры выплат по больничным, по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до 1,5 лет для застрахованных (работающих) граждан. Это решение также обеспечит выплаты по больничным для тех, кто сегодня трудится по гражданско-правовым договорам. Сегодня такие граждане охвачены только обязательным пенсионным и медицинским страхованием.

Читайте также:  Когда можно уйти в отпуск на новой работе

Увеличение объема социальных гарантий станет возможно благодаря установлению единого круга застрахованных лиц в рамках всех видов социального страхования и установления единой базы для исчисления страховых взносов.

К 2025 году при введении единого тарифа:

  • Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составит 57,4 тыс. рублей (при действующей модели — 37,9 тыс. рублей). Это пособие выплачивается в размере 40% от средней зарплаты, но не больше страхуемого заработка.
  • Максимальная сумма пособия по беременности и родам (за 140 календарных дней) к 2025 г. составит 660,9 тыс. рублей (при действующей модели — 435,9 тыс. рублей).
  • Максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности при стаже 8 и более лет — 143,5 тыс. рублей (по действующей модели — 94,7 тыс. рублей), при стаже от 5 до 8 лет — 114,8 тыс. рублей (по действующей модели — 75,7 тыс. рублей), при стаже до 5 лет — 86,1 тыс. рублей (при действующей модели — 56,8 тыс. рублей).

С начала 2018 года был внесен ряд поправок по исчислению взноса учредителем ИП за себя, которые коснулись следующих моментов:

  1. Размер взносов в ПФР не зависит от МРОТ;
  2. Госдума установила размер платежей по пенсионному обеспечению для ИП на ближайшие три года:
  • 2018 год – 26 тыс. 545 рублей;
  • 2019 год – 29 тыс. 354 рубля;
  • 2020 год – 32 тыс. 448 рублей;
  1. Если доход предпринимателя свыше лимита в 300 тыс. рублей, то ему необходимо делать дополнительные отчисления (эквивалентные 1% с разницы);
  2. Существуют рамки, которые устанавливают предельный размер ежегодного пенсионного взноса (он не должен превышать более чем в 8 раз действующий фиксированный размер, иначе говоря лимит равен 212 тыс. 360 рублям).

Вышеуказанные изменения по существу отражают следующие последствия:

  • Не изменились сроки и формы отчетности;
  • Дабы уменьшить размер отчислений законодатель несколько меняет принцип установления фиксированных ставок по взносам;
  • Взносы, которые ранее принимал сам внебюджетный фонд (ПФР, ФОМС, ФСС) теперь уполномочен принимать налоговый орган по месту регистрации ИП;
  • Были внесены изменения по кодам бюджетной классификации (чему стоит уделить особое значение при заполнении отчетности).

Взносы в ПФР для ИП с работниками

При расчете величины отчислений по пенсионному обеспечению, предполагаемых к уплате ИП за каждого нанятого им работника законодатель не делает исключений по организационно-правовой форме. То есть, индивидуальный предприниматель (как и юридическое лицо) определяет их размер исходя из:

  1. Объема полученных доходов;
  2. Действующих на момент расчета тарифов.

Платежи в Пенсионный фонд и иные внебюджетные фонды имеют следующие размеры:

  • 22% — по обязательному пенсионному страхованию;
  • 2,9% — по добровольным взносам, связанным с временной нетрудоспособностью или материнством;
  • 5,1% — взносы по медицинскому страхованию.

Социально-экономическая сущность

ВБФ являются стабильным источником финансов для поддержания определенных отраслей экономики. Они имеют четко определенные источники вливания средств, что дает возможность прогнозировать объем средств, а также проследить за расходованием.

Причина, по которой были созданы ВБФ, состояла в том, чтобы обеспечивать социальные расходы, а также они должны были пополняться самостоятельно. ВБФ помогли разгрузить государственные бюджеты, взяв на себя часть расходов. Благодаря этой черте ВБФ не происходит повышения налогов.

Особенности, характерные для ВБФ, которые отличают их от других финансовых систем:

  • ВБФ имеют целевую направленность;
  • средства направлены на государственные расходы, которые не финансируются из бюджета;
  • большая часть доходов получается за счет взносов юридических лиц и частных предпринимателей;
  • имущество и финансы фондов находятся в собственности государства, но при этом не входят в состав бюджета;

Правовой статус ВБФ состоит из следующих основных элементов:

  1. Структура управления, образования, реорганизация, ликвидация являются отдельными от других субъектов экономики государства.
  2. Каждый ВБФ регламентируется законом или нормативным актом, который определяет его цели и задачи.
  3. ВБФ имеет права и обязанности по сохранению и использованию средств.
  4. Правовой режим денежных средств.
  5. Соответствующими государственными органами осуществляется контроль за ВБФ.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *