Порядок представления следователю результатов оперативно-розыскной деятельности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок представления следователю результатов оперативно-розыскной деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не открою Америки, если скажу, что в настоящее время исключительно следственным путем преступления почти не раскрываются. Как правило, так или иначе, следователи вынуждены использовать и в качестве поводов для возбуждения уголовного дела, и в доказывании результаты оперативно-розыскной деятельности. О такой возможности, в частности, прямо говорится в ст. 89 УПК РФ и ст.11 Закона об ОРД.
Нормативное регулирование порядка представления результатов ОРД следователю
Следует начать с того, что ст. 11 Закона об ОРД, говоря о направлениях использования результатов ОРД в уголовном процессе, подробно не регламентирует порядок представления (передачи) результатов ОРД следователю либо в иные органы, указанные в законе.
В ней лишь говорится о том, что основанием для такого представления является соответствующе Постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.
Отсюда первый вывод – в любом случае, если следователь получает о того или иного оперативного подразделения материалы, которые ему предстоит проверить на предмет наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела или использовать их в доказывании по уголовному делу, он должен убедиться, вынес ли руководитель органа, осуществляющего ОРД соответствующее постановление.
Теперь о порядке, установленном ведомственными актами, о котором говорится в ст. 11 Закона об ОРД.
Таким нормативным актом в настоящее время является «Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд», утвержденная приказами МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013
Эта инструкция носит межведомственный характер, т.к. утверждена приказами руководителей всех ведомств, которые согласно действующему законодательству уполномочены осуществлять ОРД на территории Российской Федерации, а также руководителем Следственного комитета РФ.
Подобные Инструкции существовали и ранее. До этого были ее редакции 1998 и 2007 года.
Рассмотрим основные требования, которые предъявляет данная Инструкция к порядку представления результатов ОРД следователю.
Предоставление результатов ОРД
Предоставление результатов ОРД производится в соответствии с Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» утвержденного совместным приказом от 27.09.2013 года МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФТС России, СВР России, ФСИН России и СК России №776/703/509/507/1820/ 42/535/398/68.
Во многих случаях результаты ОРД являются поводом для возбуждения уголовного дела. Традиционно такой повод возникает при получении информации о совершенном или готовящемся преступлении из заявления, сообщения или иных источников, когда необходимо подтвердить ее соответствующими фактическими данными, по которым проводится проверка.
С принятием указанной Инструкции изменился перечень участников уголовного судопроизводства, которым могут быть представлены результаты ОРД. Из числа таких участников был исключен прокурор, поскольку из его компетенции было исключено право давать поручения о проведении ОРМ. Вопросы связанные с предоставлением прокурору оперативно-служебных документов регулируются иными нормативными документами.
Изменения в УПК и Закон « Об ОРД» фактически уравняли дознавателя со следователем в полномочиях по даче поручений о проведении ОРМ. Однако, несмотря на это дознаватель в перечне лиц которым могут быть представлены результаты ОРД не указан.
Относительно предоставления результатов ОРД, полученных дознавателем, следует сказать, что они в рассматриваемой ситуации c учетом новой Инструкции, по нашему мнению, должны будут представляться в тот государственный орган, который является органом дознания и в котором соответствующий дознаватель проходит службу.
Правовой режим предоставления результатов ОРД стал распространяться на случаи выполнения поручения о проведении ОРМ, а также по материалам проверки сообщений о преступлениях, а не только по уголовным делам. (п.п. 1, 9 Инструкции).
Можно отметить, что сотрудники оперативных подразделений зачастую не обращают внимание на указанные требования, выполняя поручения о проведении ОРМ по уголовным делам. Ответ на поручение нередко готовится в произвольной форме, хотя Инструкция предусматривает его соответствующее оформление в форме постановления, когда представляются результаты ОРМ. Нарушение процедурных требований может повлечь признание судом результатов ОРД, представленных в нарушение установленного порядка, недопустимыми доказательствами.
Инструкция о предоставлении результатов ОРД: понятие, законодательная база, правила и порядок предоставления, советы и комментарии юристов
Понятие результатов данной деятельности раскрывается в Уголовно-процессуальном Кодексе РФ (далее – УПК), а именно в статье под номером 5 (пункт 36.1). Под ними понимаются сведения о сигналах готовившегося, происходящего или произошедшего правонарушения, лицах, готовивших или проводящих такие правонарушениях и скрывающихся от органов правосудия и других уполномоченных лиц.
Оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД) является функционированием уполномоченных государственных органов (как разглашаемых, так и неразглашаемых), направленным на предотвращение, прекращение или выявление обстоятельств преступления, розыск людей, получение значимой для безопасного существования государства информации и тому подобное.
В случае выполнения мероприятий оперативно-розыскного характера в форме проверочной закупки либо контролируемой поставки в отношении веществ, находящихся в ограниченном обороте, составляется и передается с остальными результатами постановление ο проведении самого мероприятия.
- расспросы граждан;
- получение информации;
- получение образцов (используются в сравнительном исследовании);
- оперативная закупка;
- изучение материально-вещественных составляющих и документации;
- установление наблюдения;
- распознавание личности;
- изучение зданий, сооружений, открытой местности и так далее;
- контроль корреспонденции;
- прослушивание телефонов;
- внедрение обученного сотрудника;
- поставка под контролем;
- эксперимент;
- использование информации из компьютеров.
Лицо, уполномоченное на составление и передачу результатов ОРД, должно не только вовремя и правильно осуществить все действия по оформлению. Очень важно, чтобы данные материалы стали основой для дальнейшего расследования, могли быть использованы при доказательстве вины правонарушителя.
Оформление необходимых для передачи следователю документов
Оформление документов для представления их следователю включает в себя следующие моменты.
Рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей. Речь идет о так называемой легализации результатов ОРД.
В случае рассекречивания материалов, которые передаются в следственный орган, руководитель органа, осуществляющего ОРД, должен вынести постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.
Такое постановление должно быть составлено в 2 экземплярах. Первый экземпляр направляется в следственный орган, а затем приобщается к материалам уголовного дела, второй приобщается к материалам дела оперативного учета или (в случае его отсутствия) — к материалам номенклатурного дела.
Процедура предоставления результатов ОРД
Сама процедура представления результатов ОРД осуществляется в порядке закрепленном в пунктах 8-14 Инструкции, и заключается в следующем:
Руководитель соответствующего подразделения органа дознания выносит постановление о предоставлении результатов ОРД по форме указанной в Приложении №2. Это постановление выносится в двух экземплярах. Один экземпляр постановления направляется следователю ( в орган дознания, в суд), второй — приобщается к материалам дела оперативного учета или номенклатурного (литерного) дела.
Если результаты ОРД были получены при проведении проверочной закупки, контролируемой поставки веществ свободный оборот которых ограничен, то к ним еще прилагается постановление руководителя органа осуществляющего ОРД о проведении конкретного ОРМ. Копия такого постановления должна хранится в деле оперативного учета или номенклатурного (литерного) дела.
Если результаты ОРД были получены в ходе проведения ОРМ ограничивающего конституционные права граждан, право на неприкосновенность жилища, телефонных переговоров и иных к материалам ОРД представляются копии судебных постановлений о проведении таких ОРМ.
В случаях необходимости, в рассекречивании сведений содержащихся в материалах ОРД, начальник или его зам органа осуществляющего ОРД выносит постановление о рассекречивании сведений составляющих государственную тайну по форме указанной в Приложении №3. Такое постановление составляется в двух экземплярах, один из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), а другой вкладывается в дело оперативного учета, номенклатурного (литерного) дела.
Фактически передача результатов ОРД осуществляется посредством почтовой пересылки передачей нарочным и другими способами с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.
Соблюдение порядка оформления и передачи результатов ОРД имеет важное практическое значение… Нарушение процедуры предоставление результатов ОРД может повлечь признание полученных в ходе ОРД доказательств недопустимыми. На практике оперативные сотрудники правоохранительных органов крайне небрежно относятся к соблюдению описанной процедуры, чем пользуется защиты в суде. Оперативные сотрудники нередко отказываются предоставлять материалы ОРД в суд ссылаясь на государственную тайну, что как уже разъяснял ВС РФ является незаконным.
Виды учитываемой по результатам ОРД информации
Вся информация, которая освещается оперативником в рапорте согласно Инструкции о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности, условно подразделяется на три основных вида:
- Сведения о лицах (подозреваемых), подготавливающих, совершающих или уже совершивших факт злодеяния, которые скрываются от оперативников, органов дознания, пытаясь избежать следствия и суда и уклоняясь, таким образом, от уголовного наказания. Здесь также указываются данные о пропавших без вести, проходящих по делу и неопознанных трупах.
- Сведения о событиях и фактах, которые указывают на угрозу государственного, военного, экономического и экологического характера для безопасности России. Сюда относится и информация об аспектах зарегистрированных раскрытых и нераскрытых преступлений.
- Сведения о предметах – имеется в виду перечень всех возможных объектов, имеющих непосредственное отношение к совершению преступления. Это могут быть орудия убийств, огнестрельное и холодное оружие, транспортные средства, используемые при перевозке заложника, жертвы, а также всевозможные вещи, использованные подозреваемым или имеющие отношение к потерпевшему в момент совершения преступления.
Передача материалов органу дознания
Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченным должностным лицам (органам), второй — приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам номенклатурного (литерного) дела. Такое постановление должно быть составлено в 2 экземплярах. Первый экземпляр направляется в следственный орган, а затем приобщается к материалам уголовного дела, второй приобщается к материалам дела оперативного учета или (в случае его отсутствия) — к материалам номенклатурного дела.
Фактически передача результатов ОРД осуществляется посредством почтовой пересылки передачей нарочным и другими способами с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.
Постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, их носителей составляется в одном экземпляре, который приобщается к соответствующим оперативным материалам.
Ключевые слова: порядок представления, результаты оперативно-розыскной деятельности, орган дознания, следователь, прокурор, суд.
Процедура предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности
Должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, предоставляет результаты ОРД в целях их последующего использования в уголовном процессе в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утв. приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147 (далее — Инструкция). Данный межведомственный подзаконный нормативный акт предусматривает передачу материалов в сопровождении следующего комплекса документов.
1. Постановления о предоставлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору и в суд, наличие которого предусмотрено ч. 3 ст. 11 Закона об ОРД и п. 10, 11 приложения 2 к Инструкции.
Постановление составляется в двух экземплярах и утверждается руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем). Первый экземпляр постановления направляется дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, второй приобщается к материалам дела оперативного учета, а в случае его отсутствия — к материалам специального номенклатурного дела. Данное постановление позволяет представить результаты ОРД для их проверки дознавателем, органом дознания, следователем и судом и принятия ими процессуального решения в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к материалам уголовного дела.
Указанное постановление состоит из трех частей: вводной, описательной и результативной.
Вводная часть включает в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, основания вынесения постановления.
Описательная часть базируется на требованиях закона и подзаконных ведомственных актов (ст. 11 Закона об ОРД, п. 10 Инструкции). В ней отражаются следующие данные: в результате каких ОРМ получены материалы, какие конкретно, для каких целей они предоставляются, когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение.
В результативной части постановления формулируется решение руководителя о направлении результатов ОРД и перечисляются оперативно-служебные документы, подлежащие направлению.
Принятию решения о вынесении такого постановления должен предшествовать тщательный анализ имеющихся материалов. Он должен показать, что результаты ОРД вполне надежны и достаточны для обеспечения быстрого и полного раскрытия преступления способами уголовного судопроизводства и их использования в гласном уголовном процессе.
К предоставляемым результатам ОРД могут прилагаться копии постановлений о проведении отдельных ОРМ: а) проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен: б) оперативного эксперимента (п. 11 Инструкции). Кроме того, при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, должны прилагаться копии решений об их проведении (п. 13 Инструкции).
Пленум Верховного Суда РФ, проанализировав судебную практику в части оценки и использования результатов ОРД при расследовании уголовных дел, констатировал, что результаты ОРМ, связанные с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, предусмотренных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам лишь в том случае, если на их проведение получено разрешение суда и они проведены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
2. Рапорты об обнаружении признаков преступления или сообщении о результатах ОРД (п. 7 Инструкции)1В соответствии с ч. 2 ст. 474 УИК РФ процессуальные документы могут быть выполнены типографским, электронным или иным способом, а также в рукописном виде.. К указанным документам могут прилагаться полученные в ходе ОРМ фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты, видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественным доказательством.
Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется оперативным сотрудником и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.
Процедура предоставления результатов ОРД в виде сообщения включает в себя: 1) рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей; 2) оформление необходимых документов на фактическую передачу результатов ОРД.
Поскольку предоставляемые материалы в последующем приобщаются к уголовному делу, к ним предъявляются особые требования с точки зрения сохранения в тайне источников и методов их получения. Такие материалы могут быть несекретными, либо рассекреченными, либо передаваться с соблюдением правил обращения с соответствующими документами.
3. Постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (п. 15 Инструкции), на основании которых рассекречиваются сведения, содержащиеся в материалах, отражающих результаты ОРД. В иных случаях данные результаты пред оставляются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О государственной тайне» обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, органам власти, предприятиям, учреждениям, организациям (ст. 27) является наличие у них допуска или лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Сопроводительные документы на фактическую передачу результатов (пересылку по почте, передачу нарочным и т.п.) оформляются в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.
При пересылке и передаче материалов оперативными сотрудниками должны приниматься необходимые меры по их сохранности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и др.).
Порядок предоставления результатов ОРД упрощается, если предметы и документы подучены в ходе ОРМ, проводимых по поручению следователя, прокурора (суда). Уголовно-процессуальные права следователя на дачу поручений закреплены в п. 11 ч. 2 ст. 37, п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ.
При предоставлении результатов ОРД достаточно остро стоит вопрос об обязательности и пределах сообщения следователю сведений о технических характеристиках средств, использующихся при проведении ОРМ. Следует отметить, что без этих сведений обойтись трудно, поскольку применение при осмотре в рамках уголовного дела технических средств с иными характеристиками может привести к искажению фактов и обстоятельств, запечатленных на соответствующих носителях, и, как следствие, возникнут затруднения в определении их значимости для уголовного дела.
Полученные из оперативного подразделения материалы в течение 10 дней, а в неотложных случаях незамедлительно изучаются, анализируются и оцениваются следователем с точки зрения достаточности имеющихся в них данных для возбуждения уголовного дела. Критерием оценки готовности оперативных материалов для возбуждения уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в том числе время, способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельства, сведения о лицах, причастных к преступлению.
Для принятия решения о возможности их дальнейшего использования следователем также учитываются следующие обстоятельства:
- наличие данных о том, от кого документ исходит и каким образом он приобщен к материалам уголовного дела (сопроводительное письмо, рапорт, протокол и т.п.);
- наличие в документах обязательных реквизитов и подписей уполномоченных лиц;
- указание на источник и обстоятельства получения зафиксированных данных;
- насколько полно задокументированы отдельные эпизоды преступления; особенное внимание обращается на наличие основания к возбуждению уголовного дела;
- достаточно ли собранных материалов для проведения расследования.
(Зуев С.) («Законность», 2007, N 8)
НОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЗНАВАТЕЛЮ, ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, ПРОКУРОРУ ИЛИ В СУД
С. Зуев, начальник кафедры уголовного процесса Челябинского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
27 мая 2007 г. вступил в действие Приказ МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН, Минобороны РФ «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» . Этим нормативным актом признан утратившим силу Приказ ФСНП, ФСБ, МВД, ФСО, ФПС, ГТК и СВР РФ от 13 мая 1998 г. «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд». ——————————— Российская газета. 2007. 16 мая.
Значимость результатов ОРД
Осуществление оперативно-розыскной деятельности проводится органами правопорядка с целью выявления фактов преступления и сбора информации для обеспечения последующего понесения наказания виновными в совершенном злодеянии. Так или иначе, их труд, как деятельность по защите прав и охраны жизнедеятельности общества, направлен на обеспечение условий, при которых впоследствии в судопроизводстве вершится справедливость. При этом результаты ОРД являются стержневым звеном в процессе информативного обеспечения следственного процесса. Они позволяют выявить в условиях определенного места и времени конкретные объекты розыска, определить реальную потребность и целесообразность предметной направленности оперативного воздействия на них, прогнозировать результаты данного воздействия, выбирать соответствующие меры, средства, методики, направления деятельности и тому подобное.
На сегодняшний день идея активного применения результатов ОРД при доказывании находит свое отражение на практике, где зачастую этим результатам придается значение судебных доказательств. Они способствуют формированию такой законодательной базы, которая способна удовлетворять потребность судопроизводства в качественной, достоверной, полноценной и правдивой информации в соответствии с установленными законодательством нормами. Благодаря деятельности сотрудников оперативного отдела и результатам их работы полученные ими в ходе труда сведения дают возможность следствию в максимально быстрые сроки провести следственно-оперативные мероприятия по раскрытию уголовных преступлений с последующим доказательством вины преступников в суде и вынесением им соответствующего приговора.
Всё об уголовных делах
«О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» (утверждена Приказом МВД от 27.03.13г.)
Раздел II . Представление результатов ОРД
— п. 6 Инструкции результаты ОРМ передаются рапортом или сообщением
— п. 7 Инструкции рапорт об обнаружении преступления
— п. 9 Инструкции постановление начальника о передаче результатов ОРМ
— п. 10 Инструкции прилагается постановление (ст. 8 N 144-ФЗ) о проведении ОРМ
— п. 11 Инструкции результаты неудачной попытки приобщаются к повторным материалам
— п. 14 Инструкции постановление о рассекречивании
Передача вещественных доказательств
— п. 16 Инструкции указываются обстоятельства получения и описание
— п. 17 Инструкции копии и оригиналы материалов
Раздел III . Требования, предъявляемые к результатам ОРД
— п. 18 Инструкции результаты ОРД — для возбуждения дела
— п. 19 Инструкции результаты ОРД — для процессуальных действий
— п. 20 Инструкции результаты ОРД — для использования в доказывании
Применяемые сокращения: ОРД — «оперативно-розыскная деятельность», ОРМ — «оперативно-розыскные мероприятия».
I). Общие положения
1) Настоящая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:
— выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве.
— исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.
2) Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.
3) Правовой основой представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье) являются Конституция, Уголовно-процессуальный кодекс (прим. — прежде всего 89 УПК ), Закон об ОРД от 05.07.1995г. N 144-ФЗ , иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также настоящая Инструкция.
Главный документ, регламентирующий передачу сведений следователю
Им является Инструкция ο порядке предоставления результатов ОРД следователю, которая содержится в приложении к совместному приказу следующих министерств:
- внутренних дел (№ 368);
- обороны (№ 147).
А также федеральных служб:
- безопасности (№ 185);
- охраны (№ 164);
- таможенной службы (№ 481);
- исполнения наказаний (№ 184);
- контролирующей оборот наркотиков (№ 97)
К ним же стоит отнести Службу внешней разведки (№ 32). Документ датирован 17 апреля 2007 года.
Инструкция ο предоставлении результатов ОРД распространяется на порядок передачи материалов не только следователю, но и:
- органам дознания;
- прокуратуре;
- суду.
Понятие результатов данной деятельности раскрывается в Уголовно-процессуальном Кодексе РФ (далее – УПК), а именно в статье под номером 5 (пункт 36.1). Под ними понимаются сведения о сигналах готовившегося, происходящего или произошедшего правонарушения, лицах, готовивших или проводящих такие правонарушениях и скрывающихся от органов правосудия и других уполномоченных лиц.
Порядок предоставления результатов ОРД, обозначенный в нормативно-правовом акте, может быть использован при обработке письменного истребования их госорганами в случае, если отсутствуют противоречия с другими законодательными актами Российского государства. Причем это касается и госорганов других стран.
Процедура передачи материалов следователю
Предоставление результатов ОРД следователю необходимо с целью использования им для построения доказательной базы и возбуждения уголовного делопроизводства. Важно, чтобы материалы следствия были получены в полной совместимости с действительным российским законодательством. В противном случае они не учитываются при рассмотрении дела.
Например, существуют доказательства, которые, хотя и очевидно компрометируют правонарушителя (или доказывают невиновность гражданина), не могут быть предъявлены в суде, потому что последний не имеет права их учитывать.
Инструкция ο предоставлении результатов ОРД следователю подразумевает две формы сопровождения материалов:
- рапорт;
- сообщение ο результатах ОРД.
Важно заметить, что рапорт содержит признаки преступления, подготавливается на основании статьи 143 УПК Российской Федерации и подлежит регистрации в установленном порядке.
Порядок представления следователю результатов оперативно-розыскной деятельности
Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 г. Москва «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд»
Дата подписания: 27.09.2013
Дата публикации: 13.12.2013 00:00
Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 декабря 2013 г.
Регистрационный N 30544
В соответствии с частью четвертой статьи 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»1— приказываем:
Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.
Министр внутренних дел Российской Федерации
В. Колокольцев
Министр обороны Российской Федерации
С. Шойгу
Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации
А. Бортников
Директор Федеральной службы охраны Российской Федерации
А. Муров
Руководитель Федеральной таможенной службы А. Бельянинов
Директор Службы внешней разведки Российской Федерации
М. Фрадков
Директор Федеральной службы исполнения наказаний
Г. Корниенко
Директор Федеральной службы Российской Федерации
по контролю за оборотом наркотиков В. Иванов
Председатель Следственного комитета Российской Федерации
А. Бастрыкин
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2013, N 26, ст. 3207.