Взятка: понятие, виды и размеры. Ответственность за дачу взятки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взятка: понятие, виды и размеры. Ответственность за дачу взятки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Должностное лицо — это представитель власти, выбирается или назначается на соответствующую должность. При этом, такой человек наделяется конкретными полномочиями, в зависимости от государственной структуры, в которой выполняет свои обязанности и должности, которую занимает.
Какая уголовная ответственность грозит за взятку?
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает достаточно серьезные наказания за коррупционные действия. К ним относятся дача взятки, ее получение, а также посредничество между должностным лицом и человеком, который пытается его подкупить. Вот какая уголовная ответственность за взятку предусмотрена российским законодательством:
- получение взятки (ст. 290 УК РФ) – наказание напрямую зависит от суммы взятки и может составлять от условного срока лишения свободы до 15 лет тюремного заключения. Также на строгость санкций влияет занимаемая должность обвиняемого, общественный резонанс, действие в составе организованной группы, размер ущерба государственной собственности и имиджу страны, случаи рецидивов (если подобные преступления совершаются не в первый раз) и другие факторы. Помимо лишения свободы, виновный может быть оштрафован на солидные суммы (обычно сумма штрафа – это 10-20-кратный размер полученной неправомерной выгоды), а также ему может быть выдан запрет на определенные должности и виды деятельности в будущем (например, практически всегда запрещается в дальнейшем занимать высокие государственные посты);
- дача взятки (ст. 291 УК РФ) – как и в случае с получением, передача неправомерной выгоды (подкуп) госслужащего наказывается в зависимости от конкретной суммы взятки – чем она выше, тем более строгим будут санкции. В случае незначительной взятки тюремное заключение может быть заменено условным сроком на 1-3 года, если же размер неправомерной выгоды признан значительным, крупным или особо крупным, виновный может получить до 12 лет за решеткой. Также на строгость наказания влияет наличие подобных действий в прошлом, участие в составе преступной группы, ущерб для государства и т. д. Вместе с заключением или без него взяткодатель может быть оштрафован (10-30-кратный размер взятки), также ему могут запретить занимать определенные должности;
- посредничество в передаче взятки (ст. 291.1 УК РФ) – сравнительно недавно в Уголовный кодекс внесли также наказание для лиц, которые способствовали совершению коррупционного преступления. Обычно именно через них, а не напрямую, передаются деньги, а также выдаются необходимые документы в обмен на взятку. Наказание для виновных предусмотрено хоть и более мягкое, но всё равно довольно строгое: тюремное заключение до 6 лет (если речь идет о взятке в крупном или особо крупном размере, если преступление совершалось группой лиц или нанесен серьезный ущерб интересам государства). Кроме того, виновный может быть оштрафован на сумму, в 10-20 раз превышающую размер взятки, и к нему могут быть применены дополнительные ограничения в виде запретов той или иной деятельности.
Также нужно знать, что является взяткой с точки зрения законодательства. Речь идет не только о деньгах, материальная выгода может быть любой: ценные бумаги, драгметаллы, услуги, различные товары и т. д. В обмен на неправомерную выгоду взяткополучатель должен предоставить взяткодателю определенные услуги, выполнить действия или бездействовать вопреки своим должностным обязанностям (то есть, должна быть связь между подкупом и определенными преимуществами) – именно это дает основания для уголовной ответственности за дачу взятки. Взятка как преступление возможна только по отношению к государственному чиновнику, аналогичные действия в бизнесе называются коммерческим подкупом и наказываются по другим статьям.
Ответственность за дачу взятки — Юридическая консультация
Юлия Долгушина
Консультаций: 36
Дача взятки — преступление, предусмотренное ст. 291 УК РФ, имеющее несколько составов в зависимости от квалифицирующих признаков (субъектного состава, размера взятки и характера противоправных действий).
Обозначенный автором вопроса размер взятки в 10 тыс. руб. позволяет исключить возможность квалификации преступления как совершенного в значительном, крупном или особо крупном размере по ч. 2, п. «б», ч. 4 и ч. 5 ст. 291 УК РФ.
Совершение преступления группой лиц является обстоятельством, в случае наличия которого дача взятки может быть квалифицирована по п. «а» ч. 4 ст. 291 УК РФ.
Если взятка была дана за совершение должностным лицом заведомо незаконного деяния (действия или бездействия), то дача взятки может быть квалифицирована по ч. 3 ст. 291 УК РФ.
Таким образом, в зависимости от наличия в рассматриваемой ситуации вышеуказанных признаков по отдельности или в совокупности, дача взятки в размере 10 тыс. руб. может иметь различные составы преступления (простой или квалифицированный), для каждого из которых УК РФ предусмотрена самостоятельная ответственность.
Если взяткодатель действовал единолично и действия, которые совершило должностное лицо, получившее взятку, не носили заведомо незаконный характер, то дача взятки будет квалифицирована по ч. 1 ст. 291 УК РФ. Ответственность за данное преступление — штраф в размере до 500 тыс. руб.
, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки.
Также возможны исправительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.
Если взяткодатель действовал единолично (не в составе группы лиц), но взятка была дана должностному лицу за совершение деяния, носившего заведомо незаконный характер, то дача взятки будет квалифицирована по ч.
3 ст. 291 УК РФ. Ответственность за данное преступление — штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишение свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
Если взяткодатель действовал в составе группы лиц по предварительному сговору или организованной группой, то дача взятки вне зависимости от иных рассматриваемых обстоятельств будет квалифицирована по ч. 4 ст. 291 УК РФ.
Ответственность за данное преступление — штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишение свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
Сказали спасибо:
Ответственность за дачу взятки
Несомненно, взятка — это преступление и наказание за это предусмотрено законом. Ответственными лицами являются граждане старше 16 лет. Не имеет никакого значения, как именно она была передана (наняли ли вы стороннего человека или сами осуществили передачу).
У каждого подкупа есть прямой умысел. Как только была передана хоть малая часть денег, сразу же возникает ответственность. В любом случае статья касательно взятки относится к тому человеку, который намеревался её дать, даже если в итоге, по ряду причин выполнить подкуп не получилось. В данном случае, такие действия будут расцениваться, как покушение на взятку и за это ему всё равно грозит наказание.
Взятка – ценности, незаконно передаваемые за действия или бездействие в интересах дающего:
- должностному лицу государственных и муниципальных органов, предприятий и организаций – кто ими является подробно прописано в Примечании 1 к ст. 285 УК РФ;
- иностранному должностному лицу, должностному лицу публичной международной организации – таковыми они могут являться по нормам международных договоров РФ в сфере противодействия коррупционным проявлениям.
Взяткой могут признаваться:
- деньги;
- имущество, права на него;
- ценные бумаги;
- услуги имущественного характера – любые материальные выгоды, преимущества, освобождение от обязательств, например, существенно более выгодное по сравнению с остальными людьми или бесплатное предоставление кредита, каких-либо иных услуг, подлежащих оплате.
За что может передаваться взятка
- Действия, бездействия в интересах передавшего взятку или тех лиц, от имени которых он ее передает, когда они относятся к полномочиям взяткополучателя или он может им способствовать. Например, принять на работу, ускорить рассмотрение обращения, выдать какое-либо разрешение, лицензию, свидетельство и т.п. Это так называемая взятка за «законные» действия, то есть взяточник получает вознаграждение за то, что вправе, может или должен сделать без оплаты своих «услуг».
- Покровительство, попустительство по службе. Например, непринятие должных мер воздействия, внеочередное продвижение по службе в отсутствие «заслуг», премирование, награждение, внеочередной отпуск, отгулы, установление повышенной заработной платы и т. д.
- Незаконные действия. Это могут быть, например, непривлечение к установленной законом ответственности за совершенные взяткодателем правонарушения, несоставление протокола о правонарушении, выдача прав без соблюдения процедуры или при наличии оснований для отказа в их выдаче (заболевание, например), включение не соответствующих действительности данных в документы и пр.
Например, взяткой за незаконные действия будут ценности, которые переданы:
- за выдачу листа нетрудоспособности врачом, когда на самом деле человек не болеет;
- за проставление отметок о прохождении специального медицинского осмотра, когда нужных специалистов виновный не посещал;
- за то, чтобы сотрудник ГИБДД или других подразделений и органов не составлял протокол, к примеру, за нарушение ПДД, правил торговли, хранения оружия, санитарно-гигиенических норм и правил и пр.;
- за выдачу специальных разрешений, например, на строительство, лицензии на осуществление педагогической деятельности, реализацию алкогольной продукции, когда основания для этого отсутствуют;
- учителю, преподавателю за оценку за реферат, курсовую или дипломную работу, практику, экзамен, которые не сдавались, и многие другие.
Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?
Вопросы
совершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального внимания
Государственной Думы.
Работа в этом направлении из созыва в созыв растет:
если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральных
законов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законов
уже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.
Основные
положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем
Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым.
Мне
предлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон
защищает мои права?
Если вам предлагают дать взятку или,
тем более, у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности.
Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление
преступлений коррупционной направленности.
В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.
Важно помнить, что закон всегда
на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.
И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взятки
является отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 лет
лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.
Ответственность
грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?
Да, дача взятки – точно такое же
нарушение закона, как и ее получение.
За дачу взятки должностному лицу
ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15
лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млн
рублей), а также значительные штрафы.
Освобождение от уголовной ответственности
за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место
вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам
добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всех
остальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.
А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?
В России для лиц, совершающих коррупционные
преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.
При этом введена система дополнительных санкций,
таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации
имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей
или быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.
Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве –
до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого
посредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишения
свободы.
И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс.
рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные
работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо
лишение свободы — до одного года.
Каким образом доказывается факт взятки?
Любое преступление должно быть доказанным, это делается с помощью материалов уголовного дела. Если вас интересует, как доказать взятку, то приведенная ниже информация будет полезной.
Первым делом следствие должно представить официальные доказательства того, что обвиняемый по законодательным нормам является должностным лицом. С целью определения сферы его прав и обязанностей направляется запрос по месту работы. В ответ, представителю правоохранительных органов должна быть предоставлена вся необходимая документация, определяющая полномочия субъекта. Учитывается то, что они должны быть актуальными на момент формирования ответа на запрос. В противном случае факт незаконного получения имущественных ценностей не будет доказан.
Что касается непосредственного получения взятки, то в качестве доказательств могут быть использованы материалы, которые удалось получить по ходу оперативно-розыскных работ, а именно:
- результаты оперативных экспериментов;
- данные прослушки;
- видеозаписи.
При условии соблюдения законов при их получении, все материалы считаются действительными. Стоит отметить, что прослушивание гражданина без санкций прокурора запрещено законом.
Когда доказательная база собрана, следствие переходит к «закреплению» результата, осуществляется это за счет личного обыска обвиняемого, его задержания, а также осмотра места, на котором было совершено преступление. В протоколе обязательно отражается информация о наличии материальных ценностей при обыске, которые и стали предметом взятки.
Какое-либо вознаграждение может рассматриваться как взятка, если оно передано должностному лицу. Характеристика понятия «должностное лицо» законодательством РФ даётся в «Кодексе об административных правонарушениях».
Это субъект, который наделён законными полномочиями исполнять задачи, решаемые только представителями властных структур:
- распорядительные полномочия в отношении тех, кто не зависит от лица в служебном плане;
- организационные функции в организациях местного управления, государственных учреждениях и т. п.;
- административно-хозяйственные функции, осуществляемые в тех же структурах.
То есть все те, кто имеют возможность повлиять на исход решения проблемы благодаря использованию занимаемого им положения, относятся законодательством к разряду должностных субъектов.
Примерами лиц, занимающих должностные места, могут быть:
- гаишники;
- сотрудники полиции;
- судьи;
- арбитражные управляющие;
- многие другие представители чиновничества, имеющие право подписывать бумаги, издавать правовые акты и подобное.
При этом законодательство не даёт чёткого ответа на вопрос о том, будет ли считаться взяточничеством вознаграждение преподавателей и врачей либо же это коммерческий подкуп, либо это не преступление.
С одной стороны, преподаватели не выполняют организационно-распорядительные функции (не подбирают кадры, не применяют меры по дисциплинарным взысканиям и т. п.), поэтому денежные средства, переданные им за высокую оценку на экзамене, должны быть отнесены к разряду коммерческого подкупа.
С другой стороны, преподаватель всё же наделён некими властными полномочиями по отношению к обучающимся (от его оценки зависит дальнейшая учебная карьера последних), поэтому подобные ситуации в некоторых случаях рассматриваются судом как взяточничество.
Разъяснение положений ст. 291 УК РФ – дача взятки
- Уважаемые граждане, помните, что дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) предусматривает уголовную ответственность.
- По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).
- Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.
Различают взятки и по их сумме, что имеет особое значение для квалификации преступления. Размер взятки определяется в рублях не только в случае, когда она дана или получена в виде наличных денег или платежей на счет, но и при передаче взяткополучателю ценных бумаг, материальных ценностей или оказании услуг. В УК РФ (примечание к ст. 290, действующее и для прочих «коррупционных» статей) различают:
- Взятки в значительном размере, т.е. превышающие 25 тыс. рублей.
- Взятки в крупном размере, т.е. более 150 тыс. рублей.
- Взятки в особо крупном размере, т.е. превышающие 1 млн. рублей.
Вопреки распространенному заблуждению в спорах о том, какая сумма является взяткой, в законодательстве отсутствует минимальный размер взятки – по сути, взяткой может быть признана любая сумма, если взятка дана в виде денежных средств.
Согласно статьи 291 УК РФ, существует ответственность за дачу взятки сотруднику полиции. Ответственность определяется суммой взятки:
Статья | Штраф, как основное наказание (кратно к размеру взятки) | Лишение свободы | Дополнительное наказание в виде штрафа, кратно к размеру взятки |
ч. 1 ст. 291 (Дана простая взятка) | до 500 т.р. от 5 до З0х | до 2 лет | до 10х |
ч.2 ст. 291 (Взятка дана в значительном размере) | До 1 млн. р. от 10х до 40х | до 5 лет | до 15х |
ч. 3 ст. 291 (Взятка дана за заведомо незаконное действие) | До 1,5 млн. р. от З0х до 60х | до 8 лет | до З0х |
ч.4 ст. 291 (Взятка дана группой лиц) | от 1 до 3 млн. р. от 60хдо 80х | от 7 до 12 лет | до 60х |
ч. 5 ст. 291 (Взятка дана в особо крупном размере) | от 2 до 4 млн. р. от 70х до 90х | от 8 до 15 лет | до 70х |
Ответственность за получение взятки также описана в статье 290 УК РФ. В Кодексе предусмотрено увеличение наказания за совершение преступления группой лиц, за вымогательство взятки, а также при некоторых других условиях.
Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании взяточничества
- факт дачи должностному лицу взятки и получение ее им за совершение или не совершение обусловленных договоренностью действий в интересах взяткодателя либо за склонение к удовлетворению интересов последнего другое должностное лицо;
- место, время, способ передачи взятки, включая меры по ее маскировке;
- предмет взятки;
- добровольность обращения с заявлением о даче взятки, ее вымогательстве;
- ущерб, причиненный взяточничеством;
- должностное лицо при получении взятки, при даче взятки и посредничестве во взяточничестве — иное лицо, достигшее уголовно наказуемого возраста;
- направленность умысла — понимание незаконности дачи, передачи и получения взятки; мотив: корысть, удовлетворение личных, общественных интересов;
- обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину; причины и условия, способствующие совершению преступления;
- взаимоотношения между субъектами преступления — обстоятельства знакомства, установления контакта, способы формирования и поддержания взаимоотношений (для пресечения возможного ложного алиби о взятии денег в долг и т.п.);
- интерес взяткодателя, который он хотел удовлетворить за счет дачи взятки;
- факт сговора относительно дачи-получения взятки; роль инициатора и других лиц;
- источники добывания предмета взятки (получение в долг, снятие денег в банке и т.п.).;
- использование взяткодателем или иным лицом, в чьих интересах он действовал, результатов дачи взятки;
- деятельность должностного лица, выполненная или не выполненная за взятку, меры по ее сокрытию (компетенция, возможность выполнить данные действия самому или привлечь к этому других лиц, их должностное положение и полномочия); каков порядок выполнения этой деятельности, регламентирующие ее правила; действия должностного лица в отношении данного события, допущенные им отступления от установленного порядка; должностные лица, обязанные контролировать правильность расследуемой деятельности; нормативный порядок контроля и его фактическое состояние;
- точное наименование, ведомственная принадлежность места работы взяткополучателя; предмет, цель деятельности; связь с подразделениями и с другими организациями; схема руководства; условия и порядок работы; нормативы, регулирующие деятельность;
- занимаемая взяткодателем должность; период работы в ней; соблюдение требований при назначении на должность, круг обязанностей и полномочия; нормативные материалы, регулирующие его деятельность;
- признаки вымогательства взятки: наличие в деятельности должностного лица, предшествующей выполненной за взятку, признаков сознательного неправомерного ущемления законных интересов взяткодателя, причинения ему вреда или угрозы этого; осуществление неправомерных действий, провоцирующих дачу взятки;
Особенности возбуждения уголовного дела. Типичные ситуации первоначального этапа расследования
Большинство заявлений о взяточничестве исходит от лиц, являющихся взяткодателями, и граждан (81 %). Причинами обращения в правоохранительные органы могут быть: вымогательство со стороны должностных либо иных лиц, действующих в их интересах; невыполнение взяткополучателем действий, за которые была получена взятка; требование дополнительного, чрезмерного, по мнению взяткодателя, вознаграждения. Заявителями редко бывают свидетели (родственники, очевидцы преступления). В случае поступления заявления от участников преступления (как взяткодателей, так и взяткополучателей и посредников) будет иметь место явка с повинной.
Иными источниками информирования могут быть: выявление взяточничества в ходе оперативно-розыскной деятельности; при расследовании уголовных дел; при проведении различных проверок надзорного и контролирующего характера. Нередко информация о взяточничестве содержится в средствах массовой информации.
Поступившие заявления и приобщенные к ним материалы могут привести к выводам двоякого рода: 1) в них содержится основание для возбуждения уголовного дела; 2) имеющейся информации недостаточно для подобного вывода, в связи с чем необходима дополнительная проверка.
О возможном взяточничестве могут свидетельствовать такие признаки: совершение должностным лицом незаконных действий; совершение действий, не входивших в его полномочия; бездействие в случаях, когда оно обязано было принимать соответствующие меры; ускорение решения вопроса, в котором заинтересованы конкретные лица либо организации, учреждения, предприятия; создание необоснованных препятствий для разрешения законного вопроса; должностные подлоги в интересах конкретных лиц или организаций; контакты с криминальными элементами и т.д.
Необходимость проверки объясняется и тем, что заявление о получении должностным лицом взятки может не соответствовать действительности, быть следствием неправильной оценки факта передачи должностному лицу денег, предметов и других благ. В ряде случаев она осуществляется с провокационной целью. Имеют место и факты заведомо ложного информирования для дискредитации должностного лица, его шантажа, на почве мести и из других побуждений.
При проведении проверки могут быть использованы следующие средства и методы для получения необходимой информации:
1) получение объяснений от лиц, располагающих какими-либо сведениями о даче и получении взятки; получение объяснений от лиц, работающих совместно с предполагаемым взяткополучателем (возможно лишь в случае крайней необходимости); получение объяснений от предполагаемого взяткополучателя (может иметь место тогда, когда собранные данные свидетельствуют о его непричастности к преступлению, а в остальных случаях возможно лишь на заключительном этапе проверки, непосредственно перед возбуждением уголовного дела с целью получения информации для объективной оценки собранных материалов);
2) ознакомление со структурой организации, учреждения, предприятия, их функциями, схемой документооборота, порядком разрешения тех или иных вопросов;
3) собирание сведений о том, входило ли разрешение интересующего вопроса в полномочия должностного лица, что достигается главным образом путем изучения нормативных документов;
4) привлечение к получению интересующих данных специалистов, в частности, путем проведения различных проверок, в том числе ревизий;
5) истребование и изъятие документов и предметов;
6) получение образцов для сравнительного исследования;
7) назначение судебной экспертизы;
8) осмотр места передачи — получения взятки, документов, предметов;
9) использование оперативно-розыскных возможностей для получения интересующей информации.
Этот перечень не является исчерпывающим.
Типичные доследственные ситуации, которые после возбуждения уголовного дела трансформируются в следственные, обусловливаются источниками информирования компетентных органов. Они могут быть дифференцированы на две большие группы.
1. Ситуации, возникающие на основе информации, исходящей от непосредственных участников взяточничества либо иных лиц, в той или иной мере осведомленных об этом.
Они могут относиться к имевшим место взяткам либо предстоящей даче получению взятки. В этой группе ситуаций особое место занимают ситуации, обусловленные вымогательством взятки.
2. Ситуации, обусловленные информацией о взяточничестве, полученной в результате оперативно-розыскной деятельности.
Типичными действиями следователя на первоначальном этапе являются: допрос заявителя; допрос лиц, не причастных к преступлению, но обладающих какой-либо косвенной информацией о нем: родственники, знакомые лица, которые предоставили средства (выполнили работы), использовавшиеся для дачи взятки, участвовавшие в технической процедуре доставки предмета по назначению и т.д.; выемка у взяткодателя и осмотр документов, свидетельствующих о его заинтересованности в решении вопроса и отражающих действия взяткополучателя; задержание с поличным; обыск либо осмотр соответствующих помещений с целью собирания различной информации о взяточничестве; проверка наличия у взяткополучателя вкладов, акций, других ценных бумаг, а также объектов недвижимости; изучение документов, отражающих функции организации и полномочия должностного лица.
Ценные сведения могут быть получены при допросе сослуживцев взяткополучателя, однако на начальном этапе следует ограничиться лишь допросом лиц. не входящих в круг друзей должностного лица в частности находящихся с ним в конфликтных отношениях.
При необходимости налагается арест на почтово-телеграфные отправления не только взяточников, но и других лиц, которые могут быть использованы для связи (члены семьи, друзья и т.д.). Эффективным средством собирания доказательственного материала является контроль и запись переговоров.
Планируя первоначальные следственные действия, следователь должен определить пути обнаружения доказательств, что значительно облегчит расследование, придав ему целенаправленный характер, исключит излишнюю грату времени и сил на поиски доказательств.
Ориентировочно можно указать на такие направления поисков доказательств:
1. В учреждении, предприятии и организации, должностное лицо которых получило взятку: изучение материалов, отражающих установленный порядок прохождения документов; установление лиц, ответственных за своевременное и правильное прохождение документов; выявление лица (или лиц), нарушившего законный порядок разрешения заявлений, жалоб и заинтересованного в выполнении действия в интересах взяткодателя; изучение функций учреждения, предприятия или организации, а также служебных полномочий должностного лица: установление обстоятельств, при которых было совершено действие в интересах взяткодателя; обнаружение и изъятие в служебных помещениях предмета взятки и других предметов и документов, имеющих отношение к взяточничеству; выявление других фактов взяточничества.
2. По месту жительства взяткополучателя: обнаружение предмета взятки и других предметов, связанных с взяточничеством; обнаружение доказательств заинтересованности должностного лица в выполнении или невыполнении действий в интересах взяткодателя и документов, свидетельствующих о совершении указанных действий; обнаружение данных о заинтересованности взяткодателя в совершении действия в его интересах; выявление новых фактов получения взятки; розыск имущества, которое может быть подвергнуто конфискации, и обеспечение его сохранности.
3. По месту жительства и работы взяткодателя: собирание сведений о заинтересованности взяткодателя в совершении или несовершении должностным лицом действия, за которое дана взятка; обнаружение и изучение документов, связанных с дачей взятки; обнаружение доказательств принадлежности взяткодателю предмета взятки; выявление источников изыскания средств для дачи взятки; обнаружение документов, для получения которых была дана взятка; розыск имущества, которое может быть подвергнуто конфискации и принятие мер по его сохранению.
4. По месту жительства и работы посредника: выявление данных, подтверждающих получение от взяткодателя предмета взятки и передачу всей или части взятки по назначению; обнаружение денег и ценностей, являющихся «оплатой» за посредническую деятельность и нередко составляющих часть предмета взятки; розыск имущества и наложение на него ареста в обеспечении возможной конфискации.
Во всех случаях, независимо от направления поисков доказательств, изучается образ жизни, круг знакомств, связь с другими участниками преступления, характер взаимоотношений между взяточниками, отыскиваются различного рода записи, переписка и другие документы, имеющие отношение к расследуемому событию, устанавливаются обстоятельства, связанные с непосредственной передачей-получением взятки и посредничеством во взяточничестве.
Типичные версии по рассматриваемым делам:
- взяточничество имело место;
- взяточничество не имело места, а ценности или деньги должностному лицу были переданы в связи с возвращением долга, взаем или вследствие других правомерных действий;
- взятка не давалась, а заявитель заведомо ложно доносит на должностное лицо;
- дача взятки не имела места, и заявитель добросовестно заблуждается;
- взяточничество было, но должностное лицо не получило незаконного вознаграждения, так как имело место мнимое посредничество или ошибка взяткодателя, принявшего другое лицо за должностное, или передача ценностей или денег лицу самовольно присвоившему себе звание или власть должностного лица (мнимое получение взятки).
Эти версии охватывают главный факт: имело ли место взяточничество? Наряду с этими версиями выдвигаются и проверяются также версии по отдельным вопросам предмета доказывания, обусловленного составом преступления, и частные версии, охватывающие отдельные факты.
Последующий этап расследования
После предъявления обвинения, задачи расследования направлены на уточнение и конкретизацию обстоятельств, подлежащих доказыванию, полное исследование преступной деятельности взяточников (установление преступных связей, других фактов взяточничества), изучение личности взяточников, закрепление имеющихся доказательств другими данными.
1. Установление времени, места и способа передачи-получения взятки. По делам о взяточничестве установление времени и места нередко имеет важное значение, особенно в тех случаях, когда взяточник утверждает о его нахождении в то время, когда передавалась взятка, в другом месте. Точное установление времени (год, день недели, число месяца) передачи-получения взятки приобретает особое значение, когда взяткодатель и взяткополучатель находятся в неприязненных отношениях или мог иметь место оговор.
Тесно связано с выяснением обстоятельств передачи-получения взятки установление способа взяточничества.
Дача — получение взятки может быть открытой и завуалированной или скрытой. Различие между двумя способами заключается в степени замаскированности. Суть завуалированной взятки состоит в том, что истинная цель передачи должностному лицу материальных ценностей скрывается, их получение прикрывается внешне законной формой.
Скрытая взятка может быть передана под видом «подарка». При этом и лицо, передающее ценность, и лицо, получающее ее, понимают истинный, скрытый, смысл такого «подарка», являющегося средством подкупа должностного лица или вознаграждением за ранее выполненное действие. Преступники прибегают к взятке в виде «подарка» с целью скрыть от посторонних лиц действительное назначение передачи материальной ценности должностному лицу. В таких случаях при расследовании особое значение приобретает выяснение взаимоотношений между дарителем и одаряемым, заинтересованности предполагаемого взяткодателя в совершении или не совершении должностным лицом, которому был вручен «подарок», действий в его интересах. Выясняя взаимоотношения, следует обратить внимание на то, с какого времени знаком с должностным лицом предполагаемый взяткодатель. Давние дружеские отношения нередко действительно подтверждают бескорыстие в преподношении. Отсутствие таких обстоятельств может косвенно свидетельствовать о возможном взяточничестве.
При исследовании фактических обстоятельств требуется установить связь между «подарком» и должностным положением лица, подозреваемою в получении взятки.
Выяснению действительной картины способствует точное установление характера «подарка». Недавнее знакомство и вручение ценного подарка в прямом смысле этого слова обычно встречаются редко. Поэтому такие обстоятельства должны приковывать к себе внимание следователя.
Нередко взяточники прибегают к такому завуалированному способу дачи — получения взятки, как проигрыш в карты, в биллиард, в пари и т.д., причем взяткодатель преднамеренно проигрывает, маскируя проигрышем «правомерность» получения должностным лицом материального блага.
Расследуя взяточничество, совершенное указанным способом, наряду с другими обстоятельствами следует, в частности, выяснить: при каких обстоятельствах было заключено пари, состоялась игра; играли ли вообще ранее предполагаемые взяточники, играли ли они ранее вместе; размер проигрыша; проигрывал ли раньше взяткодатель такую сумму; не отличалась ли резко в сторону увеличения «ставка», по чьей инициативе это было сделано; играл ли предполагаемый взяткодатель в присущей ему манере, не наблюдалось ли каких- либо отклонений в обычном его «стиле» игры, не допускал ли он грубых просчетов, ошибок; не был ли заинтересован проигравший в совершении должностным лицом каких-либо действий в его интересах, характер этих действий, были ли они выполнены.
Угощение должностного лица, организация различного рода «досугов» также является одним из видов скрытой взятки. Предоставление займа также используется взяточниками для вуалирования взятки. Поэтому создается внешняя видимость законности сделки.
Особенностями расследования при даче взятки под видом займа являются: изучение документов для установления, были ли выполнены какие-либо действия в интересах взяткодателя; исследование обстоятельств, сопровождавших так называемый заем, причин и «условий» предоставления займа; при этом выясняется: давал ли ранее заимодатель такие суммы в заем, не отказывал ли он кому-либо, располагал ли определенной суммой для предоставления займа, каким путем извлекал он средства, не взял ли их в свою очередь в заем у кого-либо, была ли соблюдена требуемая гражданским законом форма сделки. Проверяется также нужда должностного лица в займе. С этой целью выясняется наличие сбережений, устанавливается, израсходовало ли и куда должностное лицо полученные деньги, обращался ли предполагаемый взяткополучатель к другим лицам (соседям, знакомым, сослуживцам и т.д.) с просьбой о предоставлении займа.
Завуалированная взятка может прикрываться внешне легальной формой продажи или обмена вещей. Это могут быть передача вещи под видом продажи ее, продажа по явно заниженной цене или явно неравноценный обмен дорогой вещи на дешевую.
Скрытая взятка может быть дана путем выполнения в интересах лица, получающего взятку, безвозмездно или за явно низкую плату каких-либо работ (ремонт квартиры, изготовление мебели и пр.). Скрытно передается 92 % взяток.
С целью избежания личного контакта при передаче взятки и таким образом маскировке взяточничества иногда преступник прибегает к пересылке предмета взятки по почте, внесению денег на лицевой счет, открытию лицевого счета; передаче взяткополучателю расчетной дебетовой карты; приобретению корпоративной пластиковой карты с оплатой услуг или товаров; созданию различных фондов. Таким-образом, взятка может быть передана в несколько приемов, так как перечисление одновременно значительной суммы демаскирует взяточников. При этом следует иметь в виду, что взятка может быть адресована не лично взяткополучателю, а близким ему лицам.
При использовании взяточниками подобного способа передачи получения взятки следователю нужно проверить в отделениях связи отправления и получения ценностей, произвести обыск у взяткополучателя с целью обнаружения и изъятия извещений на получение почтовых отправлений, талонов к переводам по почте, упаковки посылки, бандероли, предмета взятки. У взяткодателя следует искать квитанции почтового отправления, часть упаковки и т.д.
2. Исследование взаимоотношений участников взяточничества.
Деятельность должностного лица осуществляется в официальной служебной обстановке. Отклонение от обычных форм деятельности свидетельствует об определенной заинтересованности должностного лица. Поэтому подлежит выяснению не только факт необычных отношений взяткополучателя с другими участниками, но и причины и мотивы отклонений от нормального порядка разрешения тех или иных вопросов. Исследование взаимоотношений обычно включает время, место и другие обстоятельства знакомства, характер отношений между ними, установившийся после знакомства.
Исследование поведения, действий должностного лица, взаимоотношений между участниками взяточничества позволяет установить обстоятельства, свидетельствующие о вымогательстве взятки. Как вымогательство следует рассматривать действия лишь в тех случаях, когда они совершались умышленно, систематически и являлись формой понуждения к даче взятки. Волокита, бюрократизм, невнимательное отношение к законным требованиям граждан при отсутствии у должностного лица преступных целей не могут рассматриваться как вымогательство. Возможность своевременного положительного разрешения вопроса и умышленное затягивание, злостная волокита, необоснованные отказы обычно сопутствуют вымогательству.
3. Установление предмета взятки. В процессе расследования должны быть собраны исчерпывающие сведения о предмете взятки (характер, назначение, ценность предмета; его родовые и индивидуальные признаки: материал, окраска, форма, размеры, вес, объем, количество, марка, номер, дефекты и иные отличительные признаки, возможности их изменения). В более чем 70 % случаев предметом взятки являются деньги, а около 20 % составляют материальные ценности.
При обнаружении предмета взятки следует произвести его осмотр, сфотографировать, попытаться обнаружить на нем следы рук взяткодателя, посредника, взяткополучателя, других лиц, прикасавшихся к нему.
Обнаруженные на предмете пятна и другие следы должны быть зафиксированы. Соответствующие лица должны быть допрошены об их происхождении. При необходимости назначается экспертиза веществ, материалов и изделий. Если у взяткодателя имеется часть предмета, использовавшегося в качестве взятки, производится его выемка и назначается экспертиза целого по частям. Аналогично поступают и с упаковкой. На указанных объектах могут быть обнаружены следы рук. При наличии рукописных надписей на упаковке предмета взятки может быть назначена почерковедческая экспертиза.
Если предметом взятки является вещь, стоимость которой неизвестна, последняя может быть установлена с помощью судебно-товароведческой экспертизы или из соответствующих учреждений истребуегся справка о стоимости вещи.
Исследование обстоятельств, связанных с выполнением должностным лицом действий в интересах взяткодателя. Взяточничество не может быть расследовано без тщательного изучения существующего порядка прохождения и разрешения интересующего следователя вопроса. Для уяснения этого следователь знакомится с различными инструкциями, разъяснениями, положениями, правилами, устанавливающими определенный порядок прохождения и рассмотрения дел. и проводит иные необходимые действия. Знание порядка прохождения и разрешения дел помогает следователю правильно избрать направление расследования и пути обнаружения доказательств. Документы (или выписки из них), фиксирующие установленный порядок разрешения данного вопроса, должны быть приобщены к уголовному делу.
Типичными нарушениями, с точки зрения порядка прохождения и разрешения дела, допускаемыми должностными лицами, являются:
- ускорение выполнения должностных действий;
- нарушение действующего порядка поступления и прохождения документов;
- несоблюдение очередности разрешения вопроса;
- нарушение существующих правил оформления документов;
- нарушение порядка подготовки материалов к рассмотрению;
- упрощение порядка рассмотрения вопроса;
- несоблюдение действующих требований о полноте представляемых материалов, необходимых для принятия решения.
Необычный, отличный от установленного порядок прохождения и рассмотрения дел свидетельствует о заинтересованности должностного лица в совершении действий в интересах взяткодателя.
Исследование установленного порядка прохождения и разрешения дел, являясь самостоятельной задачей, в то же время преследует цель выявления, кто из сотрудников имел отношение к документам, какова их роль в нарушении действующего порядка, почему были допущены нарушения и т.д. В процессе этой работы определяется круг лиц, соприкасавшихся в той или иной мере с решением вопроса в пользу взяткодателя и подлежащих допросу.
Важнейшее место при расследовании взяточничества занимает исследование обстоятельств, непосредственно связанных с совершением действий в интересах лица, давшего взятку.
Основным методом, с помощью которого это достигается, является обнаружение, осмотр и изучение документов. Нередко работа с документами наиболее трудоемкая часть расследования, так как она связана с изучением большого массива документов за длительный период времени.
Документы, имеющие отношение к расследуемому событию, следователь получает различными путями.
Истребование как способ получения документов можно использовать лишь в случае, если нет оснований опасаться фальсификации или уничтожения, интересующих следователя документов, сговора взяточников или иных неблагоприятных последствий. Поэтому к истребованию нецелесообразно прибегать, когда необходимо получить документы, отображающие действия, выполненные за взятку.
В ряде случаев нельзя поручать также предоставление различных сведений лицам, работавшим вместе со взяткополучателем.
Целесообразно вначале изучить документ с точки зрения наличия или отсутствия формальных нарушений, а затем по существу. Такое двухэтапное изучение положительно скажется на качестве осмотра.
Изучая документы с точки зрения соблюдения установленного порядка прохождения документов и разрешения вопросов, надо стремиться найти ответы на следующие вопросы:
- соблюдался ли принятый порядок поступления документов, какие допущены отклонения и кто ответствен за это;
- соблюдены ли установленные правила оформления документов, кем допущены нарушения; не имело ли место нарушение действующего порядка прохождения документов;
- какие имеются на документе пометки, подписи, резолюции, соответствуют ли они установленному порядку разрешения аналогичных вопросов и кем они сделаны;
- кому было поручено (кто обязан) произвести подготовку вопроса к рассмотрению, в установленный ли срок; была произведена проверка и каково ее качество;
- не имело ли место нарушение установленной (или обычной для данной организации) очередности рассмотрения заявления, чем это было вызвано и по чьей инициативе произведено;
- не нарушен ли установленный порядок рассмотрения вопроса по существу, не имел ли место упрощенный порядок разрешения вопросов (единоличное рассмотрение, когда требуется коллегиальное решение и т.д.);
- все ли документы имелись для принятия правильного решения и как они оформлены;
- не имели ли место ускоренные сроки совершения действий по службе;
- полномочно ли было должностное лицо выполнять какие-либо действия в интересах взяткодателя (с учётом места проживания последнего).
Для глубокого исследования действий должностного лица, выполненного за взятку, в необходимых случаях следует прибегнуть к ревизии. Цели ревизии вытекают из конкретных обстоятельств взяточничества.
Для решения вопросов, требующих иных специальных знаний, используется помощь специалистов и проводятся соответствующие виды экспертиз.
Взятка без фактической передачи денег
Теперь взяточника мало будет поймать за руку: нужно еще доказать, за что ему заплатили До недавнего времени получение взятки фактически являлось доказанным, если человека ловили с деньгами. В целом же, – отмечают эксперты, – коррупцию в сегодняшней России с уверенностью можно назвать самым прибыльным видом бизнеса. Спать хочется
- РАЗДЕЛЫ САЙТА
- Политика
- Культура
- Работа
- Жизнь
- Спорт
Внимание
ГК РФ устанавливает прямой запрет на дарение различных ценностей должностным лицам в связи с исполнением ими возложенных обязанностей, исключая обычные подарки.
Покушение на получение взятки — статья УК РФ На практике можно выделить следующие возможные случаи квалификации действий должностного лица как покушение на получение взятки: Существует убеждение, что пресечение получения взятки при передаче части оговоренной суммы в крупном или особо крупном размере должно квалифицироваться как покушение на получение. Оно представляется ошибочным. Исходя из п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 09. Как доказать факт вымогательства денег? Сочетание подобных условий обычно нехарактерно для должностных лиц, за исключением разглашения сведений способных опорочить или иным способом навредить репутации и взаимоотношениям, которое может использоваться подчиненным по отношению к руководителю.
Несмотря на очевидные доказательства провокации взятки, ее примитивность, защите потребовались титанические усилия, чтобы добиться вынесения оправдательного приговора. От провокации взятки следует отличать подстрекательские действия сотрудников правоохранительных органов.
Верховный суд России в июле 2013 года разъяснил, что, если имели место подстрекательские действия оперативников, заключавшиеся в склонении должностного лица к получению взятки, в том числе, через условного взяткодателя, то действия взяткополучателя, даже при согласии получить предмет взятки, не образуют состава преступления.
Важно
А взяточник будет примерно наказан, и скорее всего, обязательно лишится своей должности.
Собираем доказательства Итак, разберемся, что же может послужить доказательством факта вымогательства и передачи взятки чиновнику.
Если врача в больнице, преподавателя в школе или институте, а также инспектора ДПС вы можете просто записать на телефон или диктофон, то с крупным кабинетным чиновником такого проделать не получится.
- 3 Ожидайте Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе Как при передаче денег не стать жертвой взятки Выясняя взаимоотношения, следует обратить внимание на то, с какого времени знаком с должностным лицом предполагаемый взяткодатель. Давние дружеские отношения нередко действительно подтверждают бескорыстие в преподношении. Отсутствие таких обстоятельств может косвенно свидетельствовать о возможном взяточничестве. При исследовании фактических обстоятельств тре- буется установить связь между «подарком» и должностным положением лица, подозреваемого в получении. Взятка и чем она грозит!
- Взятки в особо крупном размере, т.е. превышающие 1 млн. рублей.
- Взятки в крупном размере, т.е. более 150 тыс. рублей.
- Взятки в значительном размере, т.е. превышающие 25 тыс. рублей.
Немного по-иному обстоит дело с материальными благам и ценностями. Ст.
Ответственность за получение взятки регулируется ст. 290 УК РФ и может быть как в виде штрафных санкций, так и в возможности получения реального срока. Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с получением взятки, то вам следует помнить, что:
- Все случаи уникальны и индивидуальны.
- Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
- Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
Виды Данное деяние может иметь следующие виды, которые определяют квалифицированные типы получения взятки:
- Получение подарков и услуг.
- Получение денежных сумм в значительном размере, которые превышают 25 тыс. руб.
- Получение денежных сумм в крупном размере, которые превышают 150 тыс. руб.
- Получение взятки в особо крупном размере – более 1 млн.
В законодательстве установлены признаки взяточничества:
- вознаграждение должно иметь имущественный характер;
- средства получает должностное лицо;
- действия, которые чиновник должен совершить за деньги, должны входить в его компетенцию.
В ходе предварительного расследования необходимо доказать перечисленные обстоятельства. Обратите внимание на то, что без изъятия денежных средств невозможно доказать получение и передачу взятки.
Каким образом доказывается факт взяточничества Независимо от категории совершенного преступления, оно должно доказываться совокупностью собранных улик. Изначально лицо будет подозреваться в совершении преступления, после того, как будут собраны доказательства, можно обвинить.
Дача взятки. Нюансы преступления
Прежде чем обратиться к законодательству, следует определиться с понятием такого явления, как взятка и взяточничество.
Взятка – это материальные ценности, к которым относятся деньги и предметы, имущественная выгода или услуга, принимаемые должностным лицом за действия, предпринимаемые в интересах взяткодателя. Данные действия или в некоторых случаях бездействие должностное лицо должно было или могло совершить в связи со своим служебным положением.
Помимо этого взятка дается за:
- действия, предпринимаемые взяткополучателем, не входящие в круг его полномочий в силу служебного положения, но совершению, которых он может поспособствовать благодаря занимаемой должности;
- покровительство на службе (продвижение, рекомендации и т.д.);
- попустительство по службе (прикрытие ошибок и прочее.).
Ответственность за дачу взятки должностному лицу
Задаете себе вопрос, как дать взятку и не попасться? Прежде чем сделать подобный шаг, учитывайте, что совершаете уголовное преступление. Неважно, вручили ли вы деньги лично или обратились к знакомым с просьбой «передать пакет»: действия попадают под ст. 291 УК РФ. Вам грозит следующее наказание:
- штраф до 500 000 ₽;
- штраф в размере заработной платы за 12 мес.;
- исправительные работы (2 года);
- принудительные работы (3 года);
- арест (3—6 мес.);
- лишение свободы (до 2 лет) со штрафом или без.
Наказание применяется не всегда: если врач в больнице отказывался предоставить лечение вашему ребенку, и вы были вынуждены принести деньги, то вы стали жертвой вымогательства. Но факт давления придется устанавливать, поэтому вам выгоднее сообщить в правоохранительные органы.
Ответственность в зависимости от размера подкупа
Ответственность за нарушение усугубляется в зависимости от ряда факторов. Например, если вы думаете, как же дать взятку должностному лицу за заведомо незаконные действия, то вас ждет следующее:
- штраф увеличивается до 1 500 000 ₽;
- с вас могут удержать зарплату за период до 2 лет;
- вероятное лишение свободы в некоторых случаях достигает 8 лет.
Отдельно УК предусматривает наказание для тех, кто занимается коммерческим подкупом: положения устанавливаются статьей 204 УК РФ.
Дача взятки инспектору ГИБДД: дорога к уголовному делу
Автолюбители думают, что дача взятки инспектору ГИБДД не чревата особыми последствиями. И совершают ошибку, ведь сам сотрудник ДПС может позаботиться о доказательствах и записать предложение на диктофон. Граждане отмечают, что события развиваются следующим образом: инспектор их выслушивает, кивает головой, жестом показывает, куда положить деньги. А в итоге у него оказывается запись разговора, и нарушителям остается лишь написать чистосердечное признание.
Разбираться же с ответственностью, которую вы понесете после попытки подкупить инспектора, будет суд. Ведь роль играют и дополнительные факторы: например, ГИБДД зачастую объединяется с ОБЭП, чтобы улучшить результаты. Чтобы не попасть в похожую ситуацию, соблюдайте осторожность, когда инспектор заводит разговор о деньгах. Предложения «дать 1000 ₽ и поехать дальше» поступают на улице, после чего вас приглашают в полицейскую машину.