Переход на новые ФСБУ в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переход на новые ФСБУ в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Профессиональный стандарт для области деятельности «Бухгалтер» после одобрения Минфином РФ был утвержден Министерством труда и соцразвития (приказом № 103н от 21.02.2019 г.) Пройдя регистрацию в Министерстве юстиции России (25.03.2019 г., № 54154), он 6 апреля 2019 года получил законную силу.

Новые лимиты и уплата УСН через ЕНП

Для плательщиков УСН ввели новые лимиты по доходам. Для применения права использовать УСН запрещается превышать ограничение в 251,4 млн. руб. Когда доход станет больше 188,55 млн. руб., субъекту нужно будет рассчитать налог по более высоким ставкам.

Платить УСН с 2023 года нужно будет через ЕНП и в новые сроки (п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 НК):

Что сделать при УСН

Срок

Компаниям подать декларацию

до 27 марта (срок перенесен с 25 марта, т.к. это выходной)

Компаниям уплатить налог за прошлый год

до 28 марта

ИП подать декларацию

до 25 апреля

ИП уплатить налог за прошлый год

до 28 апреля

Компаниям и ИП уплатить авансы

до 28-го числа месяца после отчетного периода. Сроки в 2023 году:

  • за 1 кв. — до 28 апреля;
  • за полугодие — до 28 июля;
  • за 9 мес. — до 30 октября (срок перенесен с субботы 28 октября)

Информация о связанных сторонах

Для бюджетников информация о связанных сторонах в стандарте с 2021 года определяет правила раскрытия в годовой отчетности информации о физических и юридических лицах, которые влияют на работу учреждения госсектора или на деятельность которых оказывают влияние бюджетные организации. К связанным сторонам относят:

  • аффилированные лица (члены наблюдательного совета автономного учреждения);
  • лица, заинтересованные в сделках бюджетного учреждения;
  • лица, влияющие на хозяйственную деятельность организации по учредительным документам, соглашениям;
  • лица, на действия которых влияет бюджетная организация.

В учете основных средств в учреждениях госсектора изменится группировка объектов ОС: теперь нежилые помещения, здания и сооружения объединят в одну группу, а для многолетних насаждений создали отдельную категорию. Библиотечный фонд учреждения теперь не выделяется в отдельную группу.

ФСБУ ввел абсолютно новое понятие «инвестиционная недвижимость» для недвижимых объектов учреждения, которые сдаются в аренду или увеличивают стоимость остального имущества. Такая недвижимость не используется учреждением для выполнения основных видов деятельности.

С 2018 года основные средства разрешено учитывать комплексно. Например, объединить офисную технику в один объект. Аналогичным образом объединяют офисную мебель (стол, шкаф, кресло) или другие объекты.

Изменены границы стоимости объектов основных средств. Теперь к малоценным будут относиться все объекты стоимостью менее 10 000 рублей. Их следует учитывать на забалансовом счете.

100% амортизация теперь начисляется на ОС стоимостью до 100 000 рублей, как и в налоговом учете. Библиотечный фонд стоимостью до 100 000 рублей учитывается аналогичным образом.

Требования к главбухам

Главные бухгалтеры теперь должны иметь либо высшее (профильное или непрофильное), либо среднее профессиональное образование (профильное или непрофильное).

Если образование является непрофильным (например, техническим), соискателю придется получить еще и дополнительное профессиональное образование. То есть пройти программу профессиональной переподготовки бухгалтеров.

При наличии высшего образования опыт работы главбуха должен составлять не менее пяти лет бухгалтерско-финансовой работы. При наличии среднего профессионального образования – не менее семи лет бухгалтерско-финансовой работы.

В число необходимых умений главбуха входят в том числе следующие:

  • умение разрабатывать способы ведения бухучета и формировать учетную политику организации;
  • умение разрабатывать формы первичных учетных документов, регистров бухучета, формы отчетности и составлять график документооборота;
  • способность планировать объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления отчетности;
  • умение оценивать существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • умение составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность при реорганизации или ликвидации юрлица;
  • способность пользоваться компьютерными программами для ведения бухучета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.

Другие изменения в бюджетной сфере

Есть еще ряд изменений, которые произошли в сфере бюджетного учета.

С 2023 года скорректированы бланки и формы бюджетных отчетов. Организации бюджетной сферы сдают такую отчетность только в электронном виде. Если внутренними актами организации предусмотрено предоставление еще и на бумаге, то отчеты придется распечатать. В налоговую инспекцию отчеты подаются по той же системе, что и раньше.

Одним из важнейших документов бюджетных организаций является государственное задание. С 2023 года оно должно быть утверждено в течение 15 рабочих дней с момента доведения лимитов бюджетных обязательств получателю средств.

Изменения коснулись также и плана ФХД. Правда, изменения будут актуальны с 2023 года. План будет составляться по новым правилам и на новом бланке.

Не обошли стороной изменения и бюджетных смет. Здесь два основных изменения. Ранее бюджетные сметы содержали информацию о текущих показателях организации. С 2023 года в составе документа отражаются как текущие (фактические), так и плановые показатели деятельности. Когда смета утверждена, она должна попасть к главному распорядителю бюджетных средств не позднее следующего дня после утверждения.

Как видим изменений в бухгалтерском учете достаточно и все они важные. Нововведения коснулись как коммерческого учета, так и бюджетной сферы. Всем бухгалтерам в той или иной степени придется подстраивать свою работу под новые условия работы. Несомненным положительным моментом является то, что подавать бухгалтерскую отчетность в органы статистики большинство налогоплательщиков больше не обязаны. Однако, подача бухгалтерской отчетности на бумаге больше не предусмотрена. Такая отчетность подается исключительно в электронном виде. Исключение – для малого бизнеса. Они будут сдавать электронный отчет только за 2023 год.

Новые стандарты бухучета 2021

С 01.01.2021 новые стандарты бухгалтерского учета 2021 обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Стоит отметить, что большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.

Итак, федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2021 года для госсектора:

  1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки (№ 274н от 30.12.2017).
  2. События после отчетной даты (№ 275н от 30.12.2017).
  3. Доходы (№ 32н от 27.02.2021).
  4. Отчет о движении денежных средств (№ 278н от 30.12.2017).
  5. Влияние изменений курсов иностранных валют (№ 122н от 30.02.2021).

Обратите внимание, что порядок формирования кодов бюджетной классификации изменен. Теперь нормы закреплены в Приказе Минфина № 132н. К тому же чиновники утвердили новый порядок классификации операций сектора государственного управления — КОСГУ. Новые коды закреплены в Приказе № 209н. Подробнее — в материале «Изменения по КБК с 2021 года: что важно знать бюджетникам и НКО».

Развитие российских стандартов бухгалтерского учета

Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2021 — 2021 гг. утверждена Приказом Минфина России от 05.06.2021 N 83н.

Долгое время, с 2012 по 2016 гг. Минфин РФ не разрабатывал новые ПБУ. Дело в том, что в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» разработчиком федерального стандарта бухгалтерского учета является не Минфин РФ, а любой, так называемый, субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Но сначала субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета не очень активно взялись за эту работу.

В 2016 году был принят Приказ Минфина РФ от 23 мая 2016 года № 70н, который утвердил «Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2021 гг.». Согласно этой программе будут разработаны 14 новых стандартов бухгалтерского учета (или новых версий старых стандартов), а также 6 изменений в существующие стандарты.

Следует отметить, что у Минфина РФ есть право разрабатывать федеральные стандарты:

1) для организаций государственного сектора;

2) в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.

Какую информацию раскрывать в отчётности

В бухгалтерской отчётности с учётом существенности следует раскрыть:

  • балансовую стоимость на начало и конец отчётного периода;
  • балансовую стоимость автоматизируемых и неамортизируемых нематериальных активов с указанием причин невозможности надёжности определения срока полезного использования неамортизируемых активов;
  • данные о сверке остатков нематериальных активов по группам в разрезе первоначальной стоимости, накопленной амортизации и накопленного обесценения на начало и конец отчётного периода, и движения нематериальных активов за отчётный период;
  • результат от списания за отчётный период;
  • результат обесценения нематериальных активов и восстановления обесценения, включённый в доходы или расходы отчётного периода;
  • результат переоценки нематериальных активов, включённый в доходы и расходы в отчётном периоде;
  • результат переоценки нематериальных активов, включённый в капитал в отчётном периоде;
  • сумму обесценения нематериальных активов, отнесённых в отчётном периоде на уменьшение накопленного результата переоценки;
  • балансовую стоимость нематериальных активов, в отношении которых имеются ограничения имущественных прав организации, в том числе нематериальных активов, находящихся на отчётную дату в залоге;
  • способы оценки по группам;
  • элементы амортизации и их изменения;
  • наименования, балансовую стоимость, оставшийся срок полезного использования и другую информацию, без обладания которой заинтересованные пользователи не смогут оценить финансовое положение организации или финансовые результаты её деятельности;
  • величину затрат на создание собственными силами организации средств индивидуализации и иную информацию о таких средствах индивидуализации, без знания которой заинтересованные пользователи не смогут оценить финансовое положение организации или финансовые результаты её деятельности;
Читайте также:  Повышение пенсии по потере кормильца в 2023 году

ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»

С 1 января 2022 года необходимо применять ФСБУ 25/2018. Некоторые компании уже начали применять его в добровольном порядке.

Арендатор больше не будет делить аренду на операционную и финансовую, а учитывать в дебете активного счета начнет не само имущество, а право пользования активом (ППА), на которое и будет начисляться амортизация. По кредиту для равновесия указывается обязательство по аренде, которое постепенно погашается.

Будущие платежи по обязательствам нужно будет дисконтировать независимо от срока аренды. Ставка дисконта определяется арендатором самостоятельно.

Арендодатели оставят разделение аренды на финансовую и операционную — от этого будут зависеть проводки. При этому случаи, которые относятся к финансовой аренде, прописали в стандарте. Все доходы от финансовой аренды арендодатель признает как проценты по новому виду актива — «инвестициям в аренду». Для операционной аренды нужно по-прежнему учитывать периодические поступления.

Сложнее всего будет разобраться с тем, как применять новые правила.

Рекомендации в области бухгалтерского учета: суждение профсообщества на смену методическим указаниям министерств и ведомств

Согласно ст. 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете», рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, форм ведения учета, организации бухгалтерских служб предприятий, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля, а также порядка разработки стандартов экономических субъектов.

Рекомендации в области бухгалтерского учета разрабатываются и принимаются субъектами негосударственными регуляторами. В отличие от федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, они не являются обязательными к применению. Но еще раз подчеркну: ни Минпромторг, ни Минтранс, ни Минсельхоз и никакое иное государственное ведомство больше не является регулятором бухгалтерского учета. А значит, все специфичные для отрасли решения предприятию придется разрабатывать самому или пользоваться существующими рекомендациями.

Лидером в области разработки рекомендаций является Фонд НРБУ «БМЦ», начавший работу над ними еще в 2008 г. По состоянию на 01.05.2021 Фондом НРБУ «БМЦ» принято 88 рекомендаций (из них 22 за 2016–2017 гг.), 62 из которых посвящены порядку применения ФСБУ и ПБУ безотносительно отрасли деятельности, а 26 – порядку их применения в специфичных для конкретных отраслей ситуациях. Таким образом, крупный бизнес (а членами Фонда НРБУ «БМЦ» являются преимущественно крупные корпорации) понял необходимость стандартизации учетных практик как по специфическим внутриотраслевым вопросам, так и в сфере применения ФСБУ и ПБУ.

Распределение рекомендаций Фонда НРБУ «БМЦ» в области бухгалтерского учета по отраслям применения

Отрасль Количество рекомендаций
Любая 63
Нефтегазовая промышленность 9
Машиностроение 6
Связь 4
Торговля 2
Горнодобывающая промышленность 1
Сельское хозяйство 1
Лизинг 1
Деятельность некоммерческих организаций 1

Что нужно знать главному бухгалтеру?

Для главного бухгалтера существуют дополнительные требования к квалификации. То есть если бухгалтер получал специальность педагога или же экономиста, то ему требуется пройти повышение квалификации.

Так, главным бухгалтером может работать лицо:

  • имеющее высшее образование — бакалавриат;
  • высшее образование — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование;
  • среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена;
  • среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование.
Читайте также:  Как уйти в декрет в 2023 году

Фактически, проблемы возникают в части несоответствия образовательных программ, ведь программы бакалавриата по бухгалтерскому учету появились достаточно недавно, а большинство специалистов страны получали образование давно, и не имеют конкретно такой квалификации, то есть им придется повышать свои знания.

Для шестого, седьмого и восьмого уровня необходимо повышение квалификации не меньше 120 часов за 3 года, но не менее 20 часов в год.

Также существуют требования к опыту работы.

Если работник хочет занять должность главного бухгалтера, то при наличии высшего образование, он должен проработать по специальности не менее 5 лет, если имеет среднее образование — не менее 7 лет.

И здесь задачи посерьезнее и связаны, в основном, с отчетностью:

  • организация и планирование процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета;
  • координация и контроль процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета;
  • формирование числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • счетная и логическая проверка правильности формирования числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской отчетности;
  • формирование пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
  • обеспечение необходимых документов бухгалтерского учета для осуществления процессов внутреннего контроля;
  • обеспечение сохранности бухгалтерской отчетности;
  • организация передачи бухгалтерской отчетности в архив в установленные сроки.

Требования к квалификации главбуха, установленные законом

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) ведение бухгалтерского учета руководитель организации может возложить на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить гражданско-правовой договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

  • иметь высшее образование;

  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее 3 лет из последних 5 календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита – не менее 5 лет из последних 7 календарных лет;

  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Но соблюдать их должны только главные бухгалтеры открытых акционерных обществ, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компании паевых инвестиционных фондов и государственных внебюджетных фондов и их территориальных отделений. Государственные и муниципальные учреждения в данный перечень не входят.

Специфика по сфере деятельности

Почему тема с охраной труда так всех взволновала? В ч. 1 ст. 217 ТК РФ сказано, что в организациях со штатом более 50 человек должен быть специалист по охране труда (или служба охраны труда) с соответствующей подготовкой или опытом работы в этой области. ТК РФ обязателен для всех, значит, и требования к этой должности должны соблюдать все работодатели (отметим, что если в компании менее 50 человек, то работодатель принимает решение о введении должности специалиста по охране труда или создании службы охраны труда с учетом специфики своей производственной деятельности). Значит, надо открыть реестр стандартов, найти в нем специалиста по охране труда и сверить, соответствуют ли квалификация и опыт вашего сотрудника тому, что указано в профессиональном стандарте. Но это то, что…

Правила ведения бухгалтерского учета: что это и для чего они нужны

ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.

Многим ПБУ на смену приходят федеральные стандарты бухучета или ФСБУ.

На какие стандарты опираться при ведении бухучета, узнайте здесь.

ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п. 3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета. К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *