Состав комиссии по оценке условий труда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Состав комиссии по оценке условий труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Работодатель инициирует создание специальной комиссии для проведения СОУТ (закон оговаривает, что в нее должно входить обязательно нечетное количество людей). В состав комиссии по проведению СОУТ должен входить в качестве представителя от работодателя специалист по ОТ или другой сотрудник, прошедший обучение по ОТ и технике безопасности, представитель профсоюза. Если работодатель относится к малому бизнесу, то он лично входит в состав комиссии. С 1 января 2020 года вступило в силу дополнение к 9 статье ФЗ: если работодатель не может сформировать комиссию, то ее функции выполняет он сам или иной уполномоченный им сотрудник. Комиссия по проведению СОУТ утверждает график осуществления спецоценки, формирует перечень рабочих мест, для которых требуется оценка условий труда.
Что проверяет комитет по спецоценке
Основными обязанностями комиссии по проведению специальной оценки условий труда являются:
- утверждение перечня рабочих мест, которые подлежат процедуре, с выделением аналогичных рабочих мест;
- принятие решения о применении результатов производственного контроля при осуществлении мероприятия (по представлению эксперта);
- утверждение списка факторов, опасных и вредных для здоровья сотрудников;
- подписание и утверждение отчета о процедуре;
- принятие решения о неосуществлении процедуры в случае угрозы для жизни сотрудников и экспертов и отнесения условий труда к опасному классу;
- формирование перечня факторов, несущих вред и опасность, которые подлежат испытаниям и измерениям организацией, проводящей процедуру;
- принятие решения о снижении класса условий труда в соответствии с оценкой эффективности СИЗ, в соответствии с заключением компании, проводящей мероприятие;
- принятие решения о декларировании или осуществлении исследований и оценки факторов, несущих вред и здоровье сотрудникам.
Если эксперт находит совпадения между выявленными факторами и классификатором, он принимает решение о проведении исследований и измерений этих факторов. Этим занимается лаборатория организации. При проведении испытаний экспертная организация обязана использовать методики (методы) измерений, прошедшие проверку и аттестованные — для соблюдения единства измерений.
Все исследования выполняются во время обычной деятельности сотрудника, при штатном использовании оборудования и материалов. Если выполнение измерений может поставить под угрозу жизнь и здоровье работника, то в этом случае испытания проводиться не будут, а рабочему месту автоматически присваивается опасный класс условий труда. Измерения нужно проводить для всех рабочих мест, на которых были выявлены вредные и/или опасные факторы. Но если они аналогичны, то проведения замеров нужны только для 20% таких рабочих мест (минимум 2), а результаты будут действительны для всей группы.
Статья 13 ФЗ определяет, для каких факторов требуются проведения измерений: физические, химические, биологические факторы. Также при проведении исследования учитываются тяжесть и напряженность трудового процесса. Подробные инструкции по расчету для различных факторов можно найти в Методике проведения СОУТ (4 глава).
Состав комиссии для проведения специальной оценки условий труда
Состав этого органа должен быть сформирован так, чтобы максимально защитить интересы работников при выполнении оценки условий их труда. Чтобы выяснить, кто входит в состав комиссии по СОУТ, стоит изучить пункт 2 статьи 9 426-ФЗ. Он содержит следующие позиции:
- представители организации-работодателя, включая специалиста по охране труда и других работников по усмотрению руководителя компании. Разрешается включение в состав комиссии специалиста по охране труда, работающего по гражданско-правовому договору, если организация принадлежит к категории субъектов малого и среднего предпринимательства;
- представители профсоюзной организации, если она имеется на предприятии;
- члены другого органа, который представляет интересы сотрудников компании, если он создан на предприятии.
Что представляет собой спецоценка условий труда?
СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.
Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.
- Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
- Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
- Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
- Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
- Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
- Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
- Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: регистрация работодателя в системе ФГИС
С 2020 года в трудовом законодательстве были проведены некоторые изменения, после чего стала обязательной регистрация каждой процедуры СОУТ в реестре ФГИС. Теперь предприятие должно получить специальный идентификационный номер перед организацией и проведением специальной оценки условий труда. Номер выдается в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора на выполнение СОУТ. Он будет фигурировать в итоговом отчете.
Идентификационный номер можно посмотреть на официальном портале Министерства труда в реестре. Также подрядчик, выполняющий СОУТ должен отправить идентификатор заказным письмом или на электронную почту с обязательным заверением электронной подписью.
ВАЖНО! Если в базе Минтруда не будет обнаружен идентификационный номер процедуры СОУТ, то выполненная спецоценка условий труда будет считаться недействительной. Что повлечет за собой штраф после проверки госорганами.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!
С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.
31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).
Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).
Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.
Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.
И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.
Важно: Аналогичные рабочие места
Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:
- расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
- оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- на которых трудятся работники:
- одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
- в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
- с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
Классификация рабочих мест по условиям труда
Условия труда в зависимости от негативных производственных факторов делятся на 4 класса:
- Оптимальные, то есть когда условия труда соответствуют всем нормам и способствуют поддержанию максимальной производительности работника.
- Допустимые, когда на сотрудника в течение рабочего дня воздействуют опасные или вредные факторы, но в пределах нормативов.
- Вредные, если воздействие негативных факторов превышает нормативы и может пагубно сказаться на здоровье человека.
- Опасные, если в процессе трудовой деятельности работник регулярно рискует жизнью и/или имеет высокие шансы получить тяжелое профзаболевание.
Вредные условия делятся на подклассы в зависимости от того, как сильно негативные производственные факторы влияют на работника в течение рабочего дня:
- Факторы, приводящие к негативным изменениям в организме. Измененное состояние восстанавливается, но за более длительный срок, чем время между рабочими сменами.
- Факторы, которые со временем (не менее 15 лет) и с большой вероятностью сформируют у человека профессиональное заболевание легкой тяжести.
- Факторы, которые приводят к развитию профзаболеваний легкой и средней тяжести с возможной потерей трудоспособности.
- Факторы, которые способны привести к тяжелым профессиональным заболеваниям с полной потерей трудоспособности.
Когда сотрудники, занятые на вредных производствах, используют эффективные и сертифицированные СИЗ, эксперт может снизить оценку на класс или подкласс.
Если проведение испытаний и измерений на каком-то рабочем месте невозможно из-за того, что работы представляют опасность для жизни экспертов, рабочее место по умолчанию считается опасным.
Для организации невыгодно, чтобы рабочие места имели класс выше 2, ведь работникам с 3 и 4 классами опасности (вредности) положены разнообразные льготы и прибавки. Велико искушение провести специальную оценку условий труда «спустя рукава», но при первой же проверке этот факт вскроется. Намного правильнее объективно оценить вредные факторы и попытаться снизить их. Например, с помощью более качественных средств защиты или усовершенствования рабочих процессов, изменения используемых технологий или замены сырья и т. д.
Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки
Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.
БЛАНКИ
При составлении данного графика следует учесть следующее.
По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.
Исключение составляют рабочие места:
Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
Сроки и периодичность проведения СОУТ
Последний этап проведения спецоценки завершился к 1 января 2019 года (ч. 6 ст. 27 Закона о СОУТ). Подразумевается, что к этой дате все работодатели провели указанные выше мероприятия и своевременно сдали декларацию.
Когда следует назначить следующую процедуру СОУТ? Если не случится несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, и инспекторы не обнаружат нарушений в сфере охраны труда — повторную спецоценку делать не нужно. И только при наступлении одного из указанных событий необходимо провести внеплановую СОУТ и вновь подать декларацию (см. «Декларацию спецоценки условий труда сделали бессрочной»).
ВАЖНО. При появлении нового рабочего места необходимо организовать внеплановую спецоценку. Сделать это нужно в течение 12-ти месяцев со дня, когда оно введено эксплуатацию.
Для осуществления возложенных функций комиссия вправе:
6.1. Получать необходимую для проведения СОУТ информацию от всех служб, подразделений и должностных лиц организации в запрашиваемые сроки.
6.2. Контролировать соблюдение типичных условий технологических процессов и работ при проведении СОУТ.
6.3. Контролировать проведение ОПСОУТ исследований (испытаний) и измерений вредных производственных факторов на рабочих местах, соблюдение методик проведения исследований (испытаний) и измерений.
6.4. Участвовать при проведении ОПСОУТ измерений и исследований вредных и/или опасных производственных факторов.
6.5. Принимать решения:
— о возможности использования результатов производственного контроля при проведении СОУТ;
— о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений в случаях, если они могут создать угрозу жизни работников, экспертов и иных лиц, проводящих СОУТ;
— об утверждении перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ, с выделением аналогичных рабочих мест;
— об утверждении (по предложению эксперта) результатов идентификации потенциально вредных и/ или опасных производственных факторов;
— об утверждении перечня потенциально вредных и/ или опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям;
— о признании допустимыми условий труда, если на рабочем месте не идентифицированы вредные и/ или опасные производственные факторы;
— о снижении подкласса условий труда на рабочих местах в связи с применением эффективных средств индивидуальной защиты (по предложению эксперта на один подкласс, по согласованию с Роспотребнадзором — более чем на один подкласс);
— об утверждении отчета о проведении СОУТ;
— по предложениям полномочных представителей работников, жалобам, заявлениям и предложениям работников.
6.6. Решения комиссии по проведению СОУТ, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми должностными лицами организации.
В целях выполнения требований ст. 17 Закона о СОУТ внеплановая спецоценка должна проводиться при каждом выявлении профессионального заболевания, если причиной такового стало воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, характерных для данного рабочего места. Кроме того, внеплановая СОУТ должна быть проведена, если профессиональное заболевание выявлено на рабочем месте, в отношении которого работодателем подана декларация о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Внеплановую СОУТ можно и не проводить, если условия труда остались прежними, а изменилось только название должности, например: была должность «кассир», а стала «старший кассир», но объем работы тот же; или отдел продаж раньше был в структуре главного управления, а теперь входит в маркетинговую службу с сохранением названий должностей и профессий.
Результаты СОУТ напрямую влияют на компенсации и гарантии, которые получают сотрудники.
По окончанию всех работ заполняется отчет о СОУТ. Этот документ подписывают члены комиссии, председатель комиссии утверждает его.
Условия труда бывают:
- оптимальные (класс условий труда 1);
- допустимые (класс условий труда 2);
- вредные (классы условий труда 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, в сторону увеличения вредности);
- опасные (класс условий труда 4).
Вредные и опасные условия труда дают право получить гарантии и компенсации, которые прописаны в трудовом кодексе РФ. Это:
- не больше 36 рабочих часов в неделю;
- дополнительный оплачиваемый отпуск, не меньше 7 календарных дней ежегодно;
- не менее 4% дополнительно к тарифной ставке или окладу, установленным для различных видов работ с нормальными условиями труда.
СОУТ не нужно проводить для сотрудников, которые работают дома и для тех, кто вступил в трудовые отношения с работодателем- физическим лицом, который не зарегистрирован как ИП. В этот список входят также работодатели – религиозные организации, которые зарегистрированы в соответствии с ФЗ.