Опека, попечительство, патронаж и их законодательное регулирование
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опека, попечительство, патронаж и их законодательное регулирование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
а) заявление о назначении опекуном;
б) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, — иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров — копии пенсионного удостоверения и справки, выданной территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или иным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение);
в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;
г) справка об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, выданная органами внутренних дел;
д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна);
з) справка о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданная соответствующими уполномоченными органами (выдается по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе при обращении гражданина, выразившего желание стать опекуном, в указанные уполномоченные органы);
и) автобиография.
Вопросы опеки и попечительства над детьми является одной из важных тем в российском законодательстве. Разрешение опеки и попечительства над ребенком получают с учетом его мнения, назначить опекуна над несовершеннолетним ребенком в возрасте свыше 10 лет можно только с его согласия. В соответствии с п. 3 ст. 35 ГК РФ опекун/попечитель может быть назначен только с письменного согласия гражданина. Передача несовершеннолетних детей, являющихся близкими родственниками (сестры и братья), не может быть осуществлена разным лицам (исключения составляют случаи, когда такая передача возможна в целях защиты интересов детей).
Опекун/попечитель, который был назначен временно исполняющим обязанности по воспитанию несовершеннолетнего ребенка, обладает всеми правами и обязанностями опекуна/попечителя, однако он не имеет права распоряжаться имуществом подопечного от его имени, в том числе, давать согласие на совершение каких-либо сделок с имуществом самим подопечным.
Патронаж не является особой формой попечительства, как об этом говорится в действующей редакции ст. 41 ГК РФ. Патронаж — самостоятельный институт гражданского права, нуждающийся в отдельном правовом регулировании.
Понятие и основные признаки юридического лица. Субъектами гражданского права наряду с гражданами являются юридические лица. Согласно п. 1 ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В данной статье указано четыре основных признака юридического лица:
1) организационная упорядоченность (или единство). Это означает, что создание юридического лица должно быть организационно оформлено в соответствии с требованиями закона, причем в качестве юридического лица могут выступать не только коллективы граждан. Например, хозяйственное общество может быть создано и одним физическим лицом. Формальным подтверждением организационной упорядоченности является факт государственной регистрации юридического лица. Порядок государственной регистрации юридических лиц регулируется ст. 51 ГК и Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации);
2) имущественная обособленность. Это означает, что имущество юридического лица, независимо от его правового режима (собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление) должно быть обособлено, т. е. отделено от имущества учредителей (участников) юридического лица, других физических и юридических лиц Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и лиц, являющихся работниками юридического лица. Формами обособления могут быть самостоятельный баланс, а также банковский счет (для денежных средств);
3) возможность выступать в гражданском обороте и в суде от своего имени. Данный признак означает, что собственным именем юридического лица, от которого оно может приобретать и осуществлять свои права и нести обязанности (т. е. выступать в гражданском обороте, а также быть истцом и ответчиком в суде), является его наименование, а для коммерческих организаций – фирменное наименование, указываемое в учредительных документах и содержащее сведения об организационно-правовой форме. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (п. 1 ст. 53 ГК). В качестве органов юридического лица выступают лицо (единоличный орган) или группа лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности). Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление и т. п.), так и несколько (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причем они могут также быть и единоличными, и коллегиальными;
4) самостоятельная имущественная ответственность. Этот признак юридического лица выражается в том, что, имея обособленное имущество, данное лицо отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Пределы использования имущества для погашения требований кредиторов, а также условия и порядок субсидиарной (дополнительной) ответственности иных лиц по обязательствам отдельных юридических лиц устанавливаются законом.
Правоспособность юридического лица. Юридическое лицо обладает правоспособностью, т. е. может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В науке гражданского права принято различать общую и специальную правоспособность. Общая (универсальная) правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью прежде всего обладают граждане Российской Федерации. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Анализ ст. 49 ГК показывает, что общей для всех юридических лиц является специальная правоспособность, при этом универсальная правоспособность носит характер исключения из правила и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).
Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан, у юридических лиц право– и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.
Лицензирование деятельности юридического лица. Как правило, коммерческие организации могут заниматься любой не запрещенной законом деятельностью. Однако на некоторые виды деятельности требуется специальное разрешение (лицензия). Порядок лицензирования установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) и постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». Согласно норме ст. 2 Закона о лицензировании лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензируемый вид деятельности – это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании. Лицензирование – это мероприятия, связанные, в частности, с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Понятие юридического факта. Простые и сложные юридические факты. Гражданские правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основании различных жизненных обстоятельств, с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий. Эти обстоятельства обычно именуются юридическими фактами. Поскольку юридические факты лежат в основе гражданских правоотношений и влекут за собой их установление, изменение или прекращение, их называют основаниями гражданских правоотношений. Статья 8 ГК содержит общий, не исчерпывающий перечень различных юридических фактов как оснований гражданских правоотношений. При этом гражданские отношения могут возникать, изменяться и прекращаться и на основе иных юридических фактов, которые прямо не предусмотрены действующим законодательством, но не противоречат его общим началам и смыслу.
Несмотря на то, что, в большинстве случаев гражданские правоотношения возникают, изменяются и прекращаются из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в жизни не исключены ситуации, когда какие-либо отношения имущественного и личного характера оказываются неурегулированными гражданским законодательством. Например, практике известны споры лиц, выигравших по лотерее дорогостоящую вещь (квартиру) по одному из лотерейных билетов, купленных ими в складчину с условием раздела выигрыша, полученного по любому из билетов. Действующее законодательство признает подобные основания юридическими фактами при условии их соответствия общим началам и смыслу гражданского законодательства. Если какое-либо соглашение субъектов гражданского права основано на признании их равенства, неприкосновенности собственности, свободы договора и других основных начал гражданского законодательства (ст. 1 ГК), оно может порождать гражданские права и обязанности.
Основанием гражданского правоотношения может служить единичный юридический факт. Например, для установления обязательства купли-продажи достаточно заключения договора между продавцом и покупателем. Такие обстоятельства именуются простыми юридическими фактами. Однако основание некоторых гражданских правоотношений образуют два, а иногда и более юридических фактов, возникающих либо одновременно, либо в определенной последовательности. Например, для установления жилищного обязательства в отношении муниципального жилого помещения требуется выдача ордера и заключение на его основе договора найма жилого помещения. Такие основания гражданских правоотношений именуются сложным юридическим фактом.
Основная классификация юридических фактов. Предусматриваемые законом юридические факты делятся на две большие группы.
1. Первую группу составляют действия граждан и юридических лиц, которые, в свою очередь, подразделяются: а) на правомерные действия; б) неправомерные действия. Здесь необходимо заметить, что нормы гражданского права связывают юридические последствия как с действиями, так и с бездействиями. Например, если подрядчик своевременно не приступает к исполнению договора подряда, то заказчик в соответствии с п. 2 ст. 715 ГК вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
К правомерным действиям относятся договоры, иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления (например, выдача органом местного самоуправления ордера на занятие жилого помещения), судебные решения, установившие гражданские права и обязанности, факты приобретения имущества на иных (кроме сделок) законных основаниях (к примеру, вследствие приобретатель-ной давности – ст. 234 ГК), а также факты создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и других результатов интеллектуальной деятельности. По своему юридическому значению все правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты.
Юридические поступки – это правомерные действия, которые порождают гражданско-правовые последствия независимо, а иногда и вопреки намерению человека, совершившего юридический поступок. Например, находка потерянной вещи порождает обязательство по ее возврату потерявшему даже в том случае, если у нашедшего вещь нет никакого желания возвратить эту вещь ее владельцу (ст. 227 ГК).
Опека и попечительство
Опека и попечительство устанавливаются в отношении
- недееспособных или
- не полностью дееспособных граждан (подопечных),
в частности несовершеннолетних,
- при отсутствии у них родителей, усыновителей,
- лишении родителей родительских прав, а также
- в случаях когда несовершеннолетние остались без родительского попечения.
Формы устройства ребенка в семью: чем опека отличается от усыновления
Под определением “усыновление” подразумевается форма семейного устройства детей несовершеннолетнего возраста, которые по каким-либо причинам остались без заботы своих биологических родителей (глава 19 Семейного Кодекса РФ).
- ст. 151, которая регулирует вопрос формирования приемной семьи (какие документы нужно собрать и так далее);
- ст. 152, которая предусматривает порядок оформления договора по факту передачи ребенка на воспитание (в нем обязательно указываются права и обязанности приемных родителей);
- ст. 153, которая описывает условия для граждан, которые изъявили желание стать приемными родителями (возрастной порог, финансовое положение и так далее);
- ст. 155, которая включает в себя перечень несовершеннолетних детей, которые могут быть переданы на воспитание приемным родителям.
27 Июл 2021 jurist7sib 85
Поделитесь записью
- Похожие записи
- В Зеленокумске Пенсионный Фонд По Потере Кормильца Кака Сумма В 2021 Году
- Приказ О Назначении Материальноответственным Лицом Заведующего Доу
- Где Посмотреть Декларации
- Если человек работает по двум трудовым книжкам
Функции органов, защищающих права граждан, которые не могут исполнять свои гражданские обязанности
- Выявление лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве.
- Патронаж над дееспособными гражданами.
- Обращение в органы правосудия для признания человека недееспособным или, наоборот, для восстановления его дееспособности.
- Ведение строгого контроля над работой опекунов, закрепленных за недееспособными гражданами.
- Осуществление пристального наблюдения за деятельностью учреждений, куда были помещены ограниченно дееспособные или недееспособные лица.
- Установление патронажа над дееспособными гражданами, неспособными самостоятельно справиться со своими обязанностями. Заключается на основании договора поручения или договора на управление имуществом человека.
- Выявление нарушений в деятельности помощников или опекунов и последующее отстранение их от своих обязанностей.
- Поиск новых попечителей или опекунов на место тех, кто в добровольном порядке отказался от дальнейшей работы со своими подопечными.
- Предоставление разрешений на совершение сделок опекунов или помощников с имуществом своих опекаемых или подопечных. Например, отчуждение имущества, в котором проживают члены семьи подопечного гражданина.
- Представление интересов граждан в органах правосудия по отношению как к любым третьим лицам, так и к их опекунам и попечителям, которые в неполной мере или не должным образом представляли их интересы.
- Если лицо, находящееся под опекой или патронажем, переезжает на новое место жительства, то органы на местах передают всю необходимую информацию в те органы, которые теперь будут заниматься данным гражданином.
- Рассмотрение обращений граждан и подготовка ответов на них.
- Контроль над действиями помощника, осуществляющего патронаж над дееспособными гражданами, и сообщение подопечным о его неправомерных действиях.
- Выступление законными представителями у недееспособных граждан (если отсутствуют родственники) при применении принудительных медицинских мер, установленных судом.
Опека и попечительство. Понятие, порядок установления, права и обязанности опекунов и попечителей, основания освобождения и отстранения опекунов и попечителей
Опека и попечительство как комплексный правовой институт представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по установлению опеки и попечительства, защите прав и законных интересов лиц, не обладающих дееспособностью или обладающих ею в неполном объеме.
Следовательно, опека и попечительство является одной из форм осуществления государственной защиты личности. До принятия ГК отношения, связанные с опекой и попечительством, регулировались семейным законодательством. В настоящее время основополагающие нормы об опеке и попечительстве содержаться в ст. 31–38 ГК.
Кроме того, специальный Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.
- Статьи 32 и 33 ГК определяют круг лиц, над которыми устанавливаются опека и попечительство, а также статус и основные гражданско- правовые обязанности опекунов и попечителей.
- Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.
- Попечительство устанавливается над гражданами, не обладающими (в силу закона или решения суда) полной дееспособностью: несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет (частично дееспособными) и гражданами, ограниченными в дееспособности судом вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
- Основное различие понятий «опека» и «попечительство» состоит в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей, который определяется степенью дееспособности их подопечных.
Органы опеки и попечительства: функции, задачи и полномочия
Орган опеки и попечительства – это орган местной исполнительной власти определенного субъекта РФ.
Основные задачи, которые обязан выполнять орган опеки и попечительства состоят в следующем:
- защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством и патронажем;
- контроль над деятельностью опекунов, попечителей и помощников, а также за организациями, в которые могут быть направлены недееспособные граждане;
- надзор за сохранностью имущества граждан, находящихся под опекой и попечительством.
Орган опеки и попечительства в рамках возложенных на него полномочий:
- выявляет тех людей, которым необходима опека/попечительство/патронаж;
- проводит процедуру установления опеки/попечительства;
- проводит проверки деятельности опекунов/попечителей;
- назначает (проводит отбор, обучение) или отстраняет опекунов/попечителей/помощников;
- дает разрешения на совершение сделок с имуществом граждан, находящихся под опекой/попечительством;
- проверяет условия жизни подопечных.
Установление и отмена опеки
С целью заботы о благоприятном взрослении детей, которые оказались в ситуации лишения родительского попечения, а также с целью защиты гражданских прав совершеннолетних недееспособных людей государство предусматривает возможность установления опеки и попечительства над этими гражданами, которое принимается по решению органов опеки.
Регулирование работы органов опеки и попечительства происходит на основании разноотраслевых норм права:
- нормы административного права регулируют деятельность органов опеки и попечительства; на основании этих норм соответствующие органы принимают решение о назначении опекунов и попечителей;
- нормы семейного права призваны регулировать отношения между опекунами, попечителями и подопечными;
- нормы Гражданского кодекса определяют опеку и попечительство независимый самостоятельный гражданско-правовой институт, а также устанавливают статус опекунов и попечителей и определяют характер участия опекунов в имущественных гражданско-правовых отношениях, которые непосредственно касаются подопечных.
Составить сравнительную таблицу «Опека, попечительство, патронаж»
Задача 1-3 из прошлого файла
Задача 4
Родители Кулакова С.В. обратились к прокурору с заявлением о признании их сына — Кулакова С.В. ограниченно дееспособным, пояснив, что сын связался с плохой компанией, в результате чего пристрастился к азартным играм и злоупотреблению алкоголем. Спасение своего сына они видят только в ограничении его дееспособности.
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании гражданина Кулакова С.В. ограниченно дееспособным. В заявлении отмечалось, что Кулаков С.В., проживает один в квартире, пристрастился к азартным играм, злоупотребляет спиртными напитками, нарушает покой соседей.
Вопросы:
1. Перечислите основания для ограничения граждан в дееспособности.
2. Определите надлежащего заявителя по данному делу. Ответ обоснуйте.
3. Какое решение может принять суд по данному делу? Ответ обоснуйте.
Ответ
1
Согласно ст 18 ФЗРФ суд вправе ограничить дееспособность гражданина, если будет установлено, что вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами он ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами, дающим основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет расходы, ставящие семью в тяжелое материальное положение. При этом необходимо иметь в виду, что пункт 1 статьи 30 ГК РФ не ставит возможность ограничения дееспособности лица, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами, в зависимость от признания его страдающим хроническим алкоголизмом или наркоманией.
Требования к личности опекуна и попечителя
Опекун – это лицо, которое осуществляет заботу о ребенке, который остался без попечения своих родителей, а также о взрослых, признанных недееспособными. Эта опека длится до тех пор, пока он не достигнет совершеннолетия. Попечитель назначается только лица в возрасте от 14 лет, которых государство признает дееспособными лишь частично.
Опекуны не приравниваются к родителям в юридическом смысле, но в целом выполняют их функции. Многое зависит от личности опекуна, к примеру, органы опеки могут отдать предпочтение человеку, не состоящему в родстве с подопечным, хотя у того есть родственники. Назначение постороннего человека опекуном может произойти, если родственники не подходят на эту роль или не выполняют требования органа опеки.
Условия подбора опекунов установлены законодательством Российской Федерации. Взять ребенка под опеку может только совершеннолетний гражданин, признанный дееспособным. Требования, предъявляемые к личности такого кандидата, достаточно серьезны. Первоочередное право на опеку над ребенком, не достигшим совершеннолетия, или над недееспособным взрослым имеют его ближайшие родственники.
В первую очередь органы опеки и попечительства обращают внимание на:
- Личные качества лица, которое собирается оформить опекунство. Если обнаружится, что нравственность будущего опекуна не соответствует требованиям, в передаче ребенка на воспитание могут отказать.
- Возможность лица выполнять свои обязанности представителя. Особо важными являются его педагогические способности и положительное влияние на подопечного.
- Качество отношений между ребенком и возможным опекуном. Также учитывается отношение к ребенку ближайших родственников лица.
- Мнение ребенка по поводу личности опекуна и его желание. Если ребенку исполнилось 10 лет, то его мнение учитывается обязательно.
Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей осуществляется за счет государства. При этом никаких дополнительных выплат после назначения непосредственно опекуну или попечителю законодательством не предусмотрено. Выплачиваются только пособия на ребенка.
Но в некоторых случаях органы опеки могут назначить дополнительные выплаты за счет фондов социальной помощи и т. д. Что касается имущества ребенка или взрослого подопечного, то в исключительных случаях опекун имеет право пользоваться им в своих интересах. Но только на основании заключенного договора.
У недееспособного человека нет возможности самостоятельно принимать решения и ухаживать за собой. Подобная ситуация может наступить из-за пожилого возраста или вследствие психического заболевания. В любом случае недееспособными люди признаются по решению суда после проведения экспертизы.
Важно! В некоторых случаях может быть такое, что человеку удаётся вернуться к нормальной жизни, например, у душевнобольного прошло психическое заболевание. Тогда, опять же, по решению суда можно будет вернуть дееспособность, доказав свою возможность принимать разумные решения.
Проблема недееспособного гражданина заключается в том, что он лишается многих прав, которые имеют здоровые люди. Данные ограничения делаются для того, чтобы человек сам себе не навредил. Ведь он не дает отчёт своим действиям, из-за чего рискует стать жертвой мошенников, лишиться имущества и даже жизни.
Комментарии к ст. 41 ГК РФ
Институт патронажа, предусмотренный статьей 41 ГК РФ, реципирован современным гражданским правом из римского частного права. Цель патронажа состоит в осуществлении прав и обязанностей и защите интересов другого лица, не способного делать это самостоятельно в силу состояния здоровья. При этом ключевой характеристикой такого лица является наличие у него дееспособности в полном объеме. Действия, осуществляемые в интересах и от имени лица, в отношении которого установлен патронаж, совершаются исключительно по воле последнего и не имеют своей целью восполнить недостающий объем дееспособности. В этом заключается основное отличие патронажа от опеки и попечительства.
Юридической формой патронажа является гражданско-правовой договор, заключаемый между лицом, нуждающимся в патронаже, и лицом, осуществляющим функции патронажа. Прежде всего, это договор поручения. В целях осуществления и защиты имущественных прав лица, над которым установлен патронаж, может заключаться договор доверительного управления имуществом такого лица.
Договорные отношения, связанные с осуществлением патронажа, возникают между указанными лицами. Орган опеки и попечительства не является стороной в отношениях, возникающих из договора поручения и договора доверительного управления имуществом.
При этом орган опеки и попечительства может назначить лицо, непосредственно осуществляющее функции патронажа (помощника). Данное назначение производится в течение месяца со дня выявления лица, нуждающегося в патронаже, при наличии его письменного согласия на такое назначение. Из числа лиц, которые могут быть назначены помощником, законодательство исключает работников органов социальной защиты, оказывающих услуги гражданам, нуждающимся в такой защите.
Опека и попечительство патронаж: важная информация
Патронаж – это особая форма обеспечения интересов несовершеннолетних и недееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут полностью осуществлять и защищать свои права и обязанности.
Под патронаж попадают различные больные, не имеющие возможности свободно передвигаться и себя обслуживать, престарелые, инвалиды и т.д. Патронаж тоже устанавливается органами опеки и попечительства.
В качестве опекунов и попечителей могут выступать только совершеннолетний дееспособный гражданин, который не ограничен ни в каких правах судом. Также лица, лишенные родительских прав, не могут быть опекунами или попечителями.
10 Сен 2021 jurist7sib 106
Поделитесь записью
- Похожие записи
- Документы Для Обновления Детского Пособия
- Можно Ли В Браке Разделить Маткапитал Между Детьми
- Как узнать где пенсионные накопления через интернет
- Транспортный Налог Башкортостан Льготы
Перед тем как оформить опекунство над недееспособным пожилым человеком, необходимо рассчитать свои силы. После оформления опекунства все действия от имени престарелого гражданина будет выполнять опекун, назначаемый органом опеки и попечительства. В частности, он будет распоряжаться пенсией, пособиями своего подопечного (в интересах последнего), оплачивать коммунальные услуги, покупать продукты, необходимые вещи и т. д. Сходные полномочия имеет и гражданин, взявший на себя опеку над несовершеннолетним ребенком.
Оформить опеку над пожилым человеком может как родственник, так и другой человек. Главное условие — он должен отвечать требованиям, которые предъявляются к потенциальном опекуну ст. 35 ГК РФ. Чтобы стать опекуном нужно: быть полностью дееспособным и совершеннолетним; не иметь непогашенной судимости; не страдать хроническими заболеваниями, в том числе алкоголизмом и наркоманией; отвечать другим требованиям, которые предъявляются к опекуну Законом № 48-ФЗ; быть неработающим, если опека оформляется над пожилым человеком старше 80 лет. Согласно ст. 11 Закона № 48-ФЗ, опекун назначается только с разрешения органов опеки и попечительства. Они же осуществляют контрольную функцию над опекунами с целью защиты прав пожилых людей.