В России могут снизить НДС на продукты питания
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В России могут снизить НДС на продукты питания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В голове обывателя может родиться схема, предполагающая, что его этот налог совсем не касается. Ну, платит себе предприниматель, и пусть платит. Но это ошибочное мнение. Потому что в реальности всю сумму этого налога оплачивает в итоге сам покупатель. Чтобы понять, почему же так происходит, обратимся к простенькому примеру и посмотрим какие этапы проходит формирующийся налог на добавленную стоимость.
Условия применения освобождения
Если вы все еще с нами, значит, вас заинтересовала возможность работы на Общей системе без НДС. Давайте разберемся, кто может претендовать на такую работу.
НК, статья 149, пункт 3:
«Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:
38. оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание)».
В переводе с бюрократического тут сказано, что освобождение от НДС получают услуги общественного питания, которые оказываются в подходящих для этого местах (рестораны, кафе, бары и так далее). И кроме того сюда же попадает выездное обслуживание (например, сторонние столовые на крупных предприятиях). Разобрались, читаем дальше.
НК, статья 149, пункт 3, пп. 38:
«Услугами общественного питания в целях настоящего подпункта не признается реализация:
- продукции общественного питания отделами кулинарии организаций и индивидуальных предпринимателей розничной торговли;
- продукции общественного питания организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги общественного питания, предусмотренные настоящим подпунктом, либо занимающимся розничной торговлей».
Тут сказано, что если у вас магазин, в котором есть уголок с кулинарией, где вы продаете собственные блюда, то это не относится к общепиту. Но в то же время, если подобный уголок организовать в ресторане, то это будет считаться общепитом (см. предыдущую цитату). Ну и, разумеется, под общепит не попадает продажа заготовок блюд сторонним организациям.
Это мы обсудили, какой деятельностью надо заниматься, чтобы получить право на освобождение от НДС. Теперь поговорим об условиях, которые необходимо соблюсти. С вашего позволения, тут мы не будем цитировать налоговый кодекс, дальше идут довольно объемные формулировки. Любопытный читатель всегда может открыть первоисточник (НК) и свериться с нашей трактовкой.
Прямо сейчас условий всего два:
- Доход за прошлый год должен быть не больше двух миллиардов рублей.
- Не менее 70% этого прошлогоднего дохода должно быть получено от услуг общепита.
С 1 января 2024 добавляется ещё одно условие:
- Среднемесячная зарплата за прошлый год должна быть не ниже средней зарплаты в общепите за соответствующий год в вашем регионе.
Кто не сможет стать льготником
Под освобождение от НДС в общепите не попадает деятельность, связанная с заготовкой продукции, и деятельность кулинарных отделов в организациях, занимающихся розничной торговлей. Не предусмотрены льготы и для посредников любого рода.
На то, что посредники не являются «освобожденцами», обратил внимание налогоплательщиков Минфин. Согласно разъяснениям, изложенным в письме №03-07-11/94606 от 23.11.2021, для работы с льготным НДС индивидуальному предпринимателю или компании необходимо непосредственно оказывать услуги общепита. Все, что выходит за рамки этого вида деятельности, облагается НДС на общих основаниях (или не облагается, если имеет место работа на спецрежиме).
Рассмотрим ситуацию на примере. Компания занимается изготовлением и доставкой готовых обедов, работает на ОСНО. Для нее актуально освобождение от НДС, и с 2022 года она может воспользоваться льготой.
Компания не имеет собственной службы доставки, сотрудничает с курьерской службой. Последняя, хоть и доставляет готовые обеды, на освобождение от НДС рассчитывать не может. Деятельность курьерской службы не является оказанием услуг общепита. Причем не важно, какой договор (агентский, поручения или комиссии) заключен между производителем обедов и посредником. Согласно ст. 149 НК РФ, льготой по НДС в такой ситуации пользуется только производитель обедов (поставщик услуг общественного питания).
Реализация покупных товаров, включая продукты питания, через вендинговые автоматы тоже под льготное налогообложение не попадает. Давайте разберемся почему.
- Одна компания заказывает у другой фирмы материал, чтобы изготовить свой товара из него. Она этот материал оплачивает. На эту сумму стоимости материала, которую компания заплатила будет накладываться НДС.
- Далее эта компания из купленного материала производит свой товар, а потом решает, какую же стоимость готового изделия поставить? Да так, чтобы и самим в убытке не быть, и клиенты не разбежались от завышенных цен? Первым делом, берётся сумма денег, которую затратили на производство единицы нового товара. Размер налога при этом тоже рассчитывается, но записывается в «налоговый кредит».
- Дальше, компании нужно определиться, сколько будет стоить товар для конечного покупателя. Здесь складывается себестоимость товара, подсчитываются акцизы, вписывается та доля, которая после продажи пойдёт на прибыль и уже прибавляется НДС. То есть он уже будет входить в стоимость товара, которую заплатит при покупке потребитель.
- Когда товар в определённом количестве продан, компания сядет подсчитывать прибыль. Из полученных денег высчитывается 20 процентов налога, которые уже оплатил покупатель. И эти деньги уходят на налоговые обязательства по оплате НДС.
Вроде бы стало немного понятнее, что же собой представляет налог на добавленную стоимость, откуда он берётся, как высчитывается и кто его платит. Однако за него ведь нужно ещё отчитываться в органы ФСН. Давайте разбираться, как это делается.
Первое, что нужно знать — отчитываться нужно ежеквартально. Причём по срокам — до 25 числа послеотчётного месяца. В ином случае ждут некрасивые штрафы.
Важно! Если вы отправляете отчёт по НДС почтой, то учитывайте обозначение даты подачи — это дата, которая будет стоять в штампе на письме.
Пример: От отделения почты, где вы отправляли заказное письмо с декларацией до самой налоговой посылка шла 10 дней. Отправили 18-ого, пришло 28-ого. Будет ли считаться, что вы подали отчёт не в установленный срок? Ответ — нет. Ведь 18-ое число будет значиться на штампе письма.
Изменения ставки в 2023 году
Крупная компания, работающая по общей налоговой системе и заключающая контракты с аналогичными предприятиями, разницы не почувствует: фирмы планируют покупать и продавать продукцию с одинаковой ставкой НДС 20% и вероятностью снижения своих входных сумм. Экспортеры также положительно настроены на изменения: ставка 0% для них стабильна.
Дополнительные доходы государства от внедрения новой ставки составят 600 млрд. рублей в год.
Первый вице-премьер и министр финансов А.Силуанов
Конечно, рост ставки отрицательно скажется на мелких предприятиях и на карманах конечных потребителей.
Новое значение ставки НДС будет иметь место с 01.01.2023. При этом размер ставки 20% применяться будет ко всем товарам, которые будут отправлены после этой даты.
ТО есть в ситуации оформления контракта и получении аванса в 2023 году, а отгрузке товара- уже в 2023 году, ставка составит 20%.
НДС по «старой» 18% -ной цене могут использовать только те, кто продает свой товар до 31.12.2023.
В то же время Государственная Дума РФ поддержала проект комплекса компенсационных мер по повышению НДС:
- порог по декларативному порядку возврата НДС снижен с 7 млрд. рублей до 2 млрд. рублей;
- продолжительность проверки будет сокращена до 2 мес. Этот период может быть продлен до 3 по особому решению.
В результате дополнительных мер налогового контроля в обязательном порядке будет подготовлен акт, результаты которого должны быть известны налогоплательщику. В настоящее время это не так.
Документация: изменения в 2023 году
Для электронных услуг, оказываемых иностранными компаниями, не составляются НДС-счета, книга покупок, книга продаж, реестр полученных и выданных НДС-счетов. Но после того, как иностранная компания зарегистрирована в Федеральной налоговой службе России, в документах на продажу услуг должны быть указаны следующие реквизиты: идентификационный номер налогоплательщика ИНН, КПП и точное название компании. При указании этих обязательных реквизитов в документах российские клиенты имеют право вычесть НДС, уплаченный иностранной компанией, и им не нужно включать сумму налога в стоимость услуг.
Важно! Закон отражает попытку законодателя упорядочить администрирование НДС, поступающего от многочисленных субъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, приобретающих электронные услуги у крупных иностранных корпораций и, выполняющих свои обязательства по постановке на учет в налоговых органах и уплате НДС в соответствии с новыми правилами.
Для понимания всего процесса, снова обратимся к примеру.
Открыли мы точку, где будут продаваться джинсы. Чтобы что-то продать, нужно сначала это произвести или купить. В нашем случае, мы находим фирму, которая продаёт джинсы оптом. И тратим 100 тысяч рублей на покупку партии товара, где одна пара джинсов обходится в 10 тысяч рублей (дорогие джинсы получаются, но для примера сойдёт). То есть мы приобрели 10 единиц товара.
В эти 100 тысяч рублей, которые были потрачены на товар, уже вошёл НДС 20 процентов. Так как джинсы нам продал их поставщик, который уже включил в стоимость этот налог, ведь он его должен будет оплатить государству за то, что продаёт товар выше себестоимости. То есть именно мы оплатили 20 процентов налога. Если бы его не было, партия стоила бы не 100 тысяч рублей, а 80 тысяч рублей.
Эту сумму мы рассчитываем как входящий взнос или вычет. И нам нужно будет иметь доказательства, что оплачивали мы джинсы с уже включённым НДС. Поэтому важно иметь один из подтверждающих документов — это либо счёт-фактура, либо чек, либо накладная, где отдельно сумма налога указывается. Вот почему на всех подобных документах мы можем встретить строчку с НДС.
Далее, когда мы сами формируем цену, по которой будем сбывать в розницу уже наши джинсы, эту сумму НДС мы убираем из цены за товар. И следующий НДС, которым будет облагаться уже наша продажа, будет рассчитываться из полученной суммы. То есть мы складываем наши затраты на товар (туда будет входить не только себестоимость, но и другие наши расходы, которые мы несём во время организации продажи) без НДС и уже к этой сумме прибавляем 20 процентов.
НДС на продукты питания
Со ставкой 10%
Основная часть продовольственных товаров имеет статус социально значимых. К таким товарам относятся продукты широкого потребления. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ, такие продукты входит в перечень товаров, которые облагаются по льготной ставке.
В этот перечень входят следующие товары:
-
мясо и изделия из него;
-
молоко, изделия на его основе и прочая молочная продукция (кефир, мороженое);
-
яйца;
-
крупы, зерна, кормовые смеси;
-
растительное масло, маргарин, пищевые жиры, используемые при производстве продуктов питания (кроме пальмового масла с 01.10.2019 года);
-
сахар, сахар-сырец;
-
соль;
-
мука, мучная продукция (включая макароны и хлебобулочные изделия), кроме некоторых видов кондитерских изделий;
-
живая рыба, за исключением рыбы ценных пород (осетровые, форель, лососевые);
-
морепродукты, консервы, рыба замороженная и охлажденная, кроме ценных промысловых пород, изделий из икры, крабов, лангустов и других деликатесов;
-
детские продукты питания;
-
товары диабетического характера;
-
овощи
-
с 01.10.2019 года – фрукты и ягоды.
Порядок применения Перечня кодов по ОКП
В примечании к Перечню кодов по ОКП сказано, что принадлежность отечественных продовольственных товаров к перечисленным в нем продовольственным товарам подтверждается соответствием приведенных в нем кодов по ОКП кодам ОКП, указанным в национальном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии.
Руководствуясь этой нормой, налоговые органы поясняют (Письма ФНС России от 27.09.2006 N ШТ-15-03/1041, УФНС по г. Москве от 17.11.2009 N 16-15/120322, от 20.01.2009 N 19-11/003306): основанием для применения налоговой ставки 10% при реализации продовольственных товаров отечественного производства является соответствие кодов ОКП, указанных в технической документации, кодам ОКП, приведенным в Перечне кодов по ОКП. Причем по общему правилу, закрепленному в п. 9 Постановления Правительства РФ от 10.11.2003 N 677, которым утверждены общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, определение кода вида продукции по ОКП осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этой продукции к соответствующему коду и наименованию позиции ОКП.
Заметьте: при отнесении кодов ОКП продукции к кодам ОКП, приведенным в Перечне кодов по ОКП, следует учитывать вид (название) продовольственных товаров. На это указало УФНС по г. Москве в Письме от 29.10.2009 N 16-15/113594. Разъяснения ведомства коснулись ситуации, когда присвоенный продукции и указанный в сертификате код ОКП не совпадает с кодом ОКП, предусмотренным для продукции данного вида Классификатором (продукт «Сухие завтраки» отнесен не к товарам с кодом ОКП 91 9606 «Сухие завтраки», облагаемым НДС по ставке 18%, а к товарам с кодом 91 9610 «Хлопья (кукурузные, пшеничные, рисовые)», облагаемым НДС по ставке 10%).
Итак, подведем итоги. Налогоплательщики не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку НДС в большую или меньшую сторону: например, не вправе начислить налог по ставке 18%, если товар облагается по ставке 10%.
Чтобы выяснить, облагается ли продукция по ставке 10%, предприятие должно проверить, значится ли код этой продукции, указанный в технической документации, по которой она производится, в Перечне кодов по ОКП.
Продовольственные товары подлежат обязательному подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия. В декларации соответствия проставляется соответствующий продукции код по ОКП. Налоговый кодекс не содержит требования о представлении налогоплательщиком каких-либо документов в подтверждение обоснованности применения ставки НДС 10%. В то же время нужно иметь в виду: при проверке инспекторы могут затребовать декларацию соответствия на продукцию (сертификат соответствия), а суд, если налогоплательщик не подтвердит право на ставку 10% ни декларацией (сертификатом), ни какими-либо иными документами, может встать на сторону контролеров и согласиться с доначислением НДС, начислением пеней и штрафов.
Разовая тара (например, пакеты для молока) облагается НДС в составе общей цены товара по предусмотренной для товара ставке. Транспортная тара, оплачиваемая покупателем сверх цены реализуемого товара, образует отдельный объект обложения НДС (ставка — 18%).
Чиновники считают, что комплект товаров, один из которых облагается НДС по 10%-ной ставке, а другой — по 18%-ной, подлежит обложению по ставке 18%. Чтобы сократить налоговые обязательства по НДС, предприятие может вести раздельный учет товаров в комплекте и облагать их по предусмотренным для каждого из них налоговым ставкам.
Почему используется НДС
Во-первых, этот налог нужен из-за большого количества теневого и нелегального бизнеса. Если необходимые деньги не идут в казну, то можно их получать через покупки товаров людьми и от оказанных услуг.
Но оправдать использование НДС только наличием подпольного бизнеса неправильно. К примеру, на Скандинавском полуострове — одна из самых высоких на планете ставка НДС, и это обусловлено большой территорией. Устанавливать в этом регионе невысокую ставку нет смысла, так как высокий уровень жизни позволяет пополнять казну без трудностей для местного населения.
Подобный механизм действует и в большинстве других стран Европы, где НДС составляет от 17 %. Ставка ниже устанавливается обычно малоразвитыми странами. Однако в Латинской Америке проходит немного фаз от производства до прилавка, так что высокий налог может вызвать волну недовольства.
Во-вторых, ряд стран использует пониженные налоги на определенные группы товаров:
- Япония — вещи для детей;
- Швеция — услуги проезда на общественном транспорте;
- Франция — медицинские товары.
Благодаря таким льготам НДС в 20 % не кажется слишком высоким и принимается населением. На повседневную жизнь это не сильно влияет.
В-третьих, порой поднятие НДС — последняя мера для устранения экономического кризиса в стране. Это помогает пополнить бюджет в короткие сроки.
Но имеются и свои трудности. Льготным категориям людей повышение НДС не сильно мешает, а вот по среднему классу данная процедура бьет серьезно. Дороговизна покупок отпугивает граждан и заставляет их экономить.
Товары на полках есть, но государству от этого никакой пользы. В сложной ситуации может даже приостановиться производство, и волна кризиса ударит с новой силой. Все зависит от экономической политики, проводимой чиновниками.
Зачастую использование НДС с его положительными и негативными сторонами является необходимостью. Использование США налога с продаж и игнорирование НДС — исключительный и единственный случай. Тем, кто использует НДС, избавляться от него не имеет смысла.
К положительным аспектам использования этого принципа можно добавить еще несколько.
- Документация. Налог помогает оптимизировать бухгалтерский учет предпринимателю или фирме. Особенно это ценно в конце периода отчетности перед налоговой службой.
- Перспектива в экономическом росте. При грамотном администрировании НДС можно со временем вносить коррективы в ставку, тем самым создавая мощную опору в экономическом плане. К примеру, важно сохранять баланс, при тяжелой ситуации поднимать ставку, когда все в порядке, немного снижать. Но при этом необходимо, чтобы население понимало, что и ради чего делается. Иначе эффективность будет низкой.
При исчислении НДС необходимо определить место реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, т.к. исчисление налога у белорусского плательщика производиться только тогда, когда они совершаются на территории Республики Беларусь. То есть для исчисления и уплаты НДС следует установить, осуществляется реализация на территории Республики Беларусь или за ее пределами, а для этого нужно определить место реализации объектов.
Местом реализации товаров признается территория Республики Беларусь, если:
— товар находится на территории Республики Беларусь и не отгружается и не транспортируется покупателю (получателю, указанному покупателем);
— товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю (получателю, указанному покупателем) находится на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 116 НК).
Таким образом, определяющим условием для признания Республики Беларусь местом реализации товаров является их изначальное нахождение на территории Республики Беларусь, то есть, если товар в момент продажи находится на территории Республики Беларусь, местом его реализации признается территория Республики Беларусь.
С 1 января 2022 г. скорректированы понятие и состав работ, услуг, непосредственно связанных с недвижимым имуществом в целях определения места выполнения (оказания) таких работ, услуг по месту нахождения недвижимого имущества (п. 60 ст. 2, абз. 2 ст. 9 Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения» №141-З от 31.12.2021, далее – Закон № 141-З). Так, работы, услуги рассматриваются как непосредственно связанные с недвижимым имуществом, если они выполняются, оказываются в отношении конкретного объекта недвижимого имущества,
существующего или возводимого, в том числе в целях его физического изменения или изменения имущественных прав на него.
Определено, что место оказания услуг по проведению (услуг по организации проведения) в дистанционной форме конференций, форумов, саммитов, симпозиумов, конгрессов, а также лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов, вебинаров, иных обучающих курсов определяется по месту деятельности заказчика (п. 60 ст. 2, абз. 2 ст. 9 Закона № 141-З)
При реализации товаров плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства — члена Евразийского экономического союза, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза и завершена в другом государстве — члене Евразийского экономического союза, местом реализации такого товара признается территория Республики Беларусь, если на ее территории товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Положения ст. 117 НКиспользуются для определения места реализации по договорам по реализации работ, услуг, имущественных прав с резидентами Республики Беларусь и дальнего зарубежья. По подобным договорам с резидентами ЕАЭС для целей определения места реализации используются нормы Протокола о порядке взимания косвенных налогов (приложение 18 к Договору о ЕАЭС, ч. 2 п. 1, ч. 2 п. 2 ст. 72 Договора о ЕАЭС****.
****Договор о Евразийском экономическом союзе, вступившем в силу 1 января 2015 года, далее – Договор о ЕАЭС
С 1 июля 2022 г. вступят в силу нормы, которые установят, что:
— местом реализации товаров при их электронной дистанционной продаже является территория Республики Беларусь, если в момент завершения транспортировки товаров они находятся в Республике Беларусь(п. 59 ст. 2, абз. 4 ст. 9 Закона № 141-З).
Потребкорзина корзина представляет собой товары и услуги, условно разделенные на три группы:
- товары продовольственного назначения;
- непродовольственные товары;
- услуги (в том числе ЖКХ, транспорт и т.д.).
Здесь учитываются все базовые категории, необходимые для удовлетворения потребностей населения.
Минимальный состав продуктовой потребительской корзины в год представим в виде таблицы:
№ п/п | Наименование | Объем потребления (в среднем на одного чел. в год) | ||
---|---|---|---|---|
трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
1 | Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупы, бобовые), (кг) в том числе: | 126,5 | 98,2 | 77,6 |
бобовые | 6 | 5 | 3 | |
мука пшеничная | 6 | 6 | 5 | |
рис | 3 | 3 | 4 | |
другие крупы (кроме риса) | 5,5 | 5 | 6 | |
хлеб пшеничный | 68,9 | 65 | 48,3 | |
хлеб ржаной | 68,9 | 35 | 25,2 | |
макаронные изделия | 9 | 8 | 7 | |
2 | Картофель (кг) | 100,4 | 80,0 | 88,1 |
3 | Овощи и бахчевые, (кг) в том числе: | 114,6 | 98,0 | 112,5 |
капуста свежая и квашеная | 43,5 | 36 | 35,2 | |
огурцы и помидоры свежие и соленые | 5 | 4 | 12,6 | |
столовые корнеплоды | 43,5 | 38 | 42,6 | |
прочие овощи | 22,6 | 20 | 22,1 | |
4 | Фрукты свежие, (кг) | 60,0 | 45,0 | 118,1 |
5 | Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар, (кг) в том числе: | 23,8 | 21,2 | 21,8 |
сахар | 22,6 | 20 | 18,7 | |
конфеты | 1 | 1 | 2 | |
печенье | 1 | 1 | 3,5 | |
6 | Мясопродукты, (кг) в том числе: | 58,6 | 54,0 | 44,0 |
говядина | 20,5 | 19 | 17,6 | |
баранина | 1,6 | 1 | 0,5 | |
свинина | 10,5 | 9 | 3,7 | |
мясо птицы | 26 | 25 | 22,2 | |
7 | Рыбопродукты, (кг) в том числе: | 18,5 | 16,0 | 18,6 |
рыба свежая | 17,5 | 15 | 17,6 | |
сельдь | 1 | 1 | 1 | |
8 | Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко, (кг) в том числе | 290,0 | 257,8 | 360,7 |
молоко, кефир | 120 | 105 | 137,4 | |
сметана | 2 | 2 | 3 | |
масло животное | 3,3 | 3 | 5,5 | |
творог | 14 | 12 | 14 | |
сыр | 4,5 | 4 | 4,5 | |
9 | Яйца, (шт) | 210 | 200 | 201 |
10 | Масло растительное, маргарин и другие жиры, (кг) в том числе: | 11,0 | 10,0 | 5,0 |
маргарин и другие жиры | 1,5 | 2 | 0,5 | |
масло растительное | 9,5 | 8 | 4,5 | |
11 | Прочие продукты (соль, чай, специи), (кг) в том числе: | 4,9 | 4,2 | 3,5 |
соль | 3,7 | 3 | 2,4 | |
чай | 0,5 | 0,5 | 0,4 | |
специи | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
Потребление базовых категорий не снижается, но привычки меняются
Данные с января по сентябрь 2022 года показали, что продажи товаров, которые являются основной рациона, сохраняются и восстанавливаются быстрее даже после периода ажиотажных закупок. В 2022 году продажи продуктов всех базовых категорий не снижались, некоторых даже росли более 10% (молоко пастеризованное +0,1%, яйца +0,3%, растительные масла +3,1%, макароны +5,3%, хлеб + 9,5%, крупы +11,3%). Если какие-то категории показывали снижение, то небольшое (сахар -0,9%). Это значит, что потребитель сосредоточил свое внимание на базовых категориях: при желании из них можно приготовить все, что угодно. В этих условиях молочная индустрия чувствует себя достаточно уверенно на фоне многих других категорий. Однако внутри базовых категорий происходит смена покупательских привычек.
Социально значимые продукты – это продукты, которые пользуются популярность у людей. Правда это касается только тех продуктов, цены на которые могут регулироваться государством. Перечень продуктов, что входят в категорию социально значимых, описан в Постановлении № 530. Список продуктов, которые могут оказаться на столе даже в условиях самого жесткого кризиса. Правда стоит понимать, что этот список можно дополнять или корректировать.
Актуальный список продуктов включает следующие товары:
- На столе большинства людей обязательно должно быть мясо. Правительство имеет право контролировать цены на говядину, свинину и баранину. Но только это не касается бескостного мяса, цена которое остается самым дорогим и контролируется рынком, а не правительством. Также контролируется стоимость курятины, исключая стоимость куриных окорочков.
-
Второй продукт, который любят россияне и цену, на который ограничивает постановление – это рыба. Правда контролировать цены будут только на неразделенную мороженную рыбу. Остальные виды рыбы останутся в свободном плаванье на рынке.
-
Обязательно в холодильнике большинства граждан должны быть несколько видов масла. В частности, сливочное масло относительно хорошего качества и подсолнечное масло. То есть продукты, без которых нельзя приготовить большинство продуктов.
-
В частности нельзя обойтись без куриных яиц, питьевого молока.
-
Также регулируется цена на сахар-песок, который мало того что контролируется в ценовом сегменте, но его ещё и выдают в ограниченном количестве, что создало небывалый ажиотаж. Соль также ограничивается, и государство препятствует росту её цены.
-
Кроме того контролируется цена на чай и выдается ограниченное количество этого продукта.
-
Есть контроль над стоимостью пшеничной муки, готового хлеба (в том числе ржано-пшеничного и ржаного). Ограничения касается хлебобулочных изделий из пшеничной муки, вермишели.
-
Разнообразные крупы также входят в этот перечень. Например, шлифованного риса, пшена, гречки.
-
Ограничивается цена на картофель, свежую белокочанную капусту, репчатый лук и морковь.
-
И последнее, граждане могут получить по доступной цене яблоки.