Штраф за просроченную регистрацию иностранных граждан в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за просроченную регистрацию иностранных граждан в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иностранному гражданину в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган МВД России не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание (ст. 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Комментарии к ст. 18.9 КОАП РФ
1. Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Федеральными законами от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.); от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изм. и доп.), а также принимаемыми во исполнение этих Законов постановлениями Правительства РФ. Законом предусмотрены соответствующие обязанности лиц, принимающих иностранных граждан или лиц без гражданства. Указано, что должностные лица, обеспечивающие обслуживание или выполняющие обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в стране иностранных граждан или лиц без гражданства, а также порядка их регистрации, оформления соответствующих документов, их передвижения в пределах РФ, изменения места их жительства, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изм. и доп.) утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в которых определены, в частности, сроки подачи заявлений о регистрации указанных лиц, сроки уведомления об их прибытии в место пребывания, направляемые в территориальный орган Федеральной миграционной службы, а также порядок направления уведомлений об убытии иностранных граждан и лиц без гражданства из места их временного проживания.
2. Комментируемая статья определяет ответственность указанных выше должностных лиц, юридических лиц, а также граждан за нарушение установленных правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России.
3. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи выражается в нарушении должностными лицами организаций и юридическими лицами, принимающими иностранных граждан или лиц без гражданства, обеспечивающими их обслуживание, соблюдение условий их пребывания и транзитного проезда, установленного порядка их регистрации, оформления для них документов на право пребывания, проживания, передвижения и изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации, а также выезда за ее пределы.
Субъектом правонарушения могут быть должностные лица организаций, которые принимают в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечивают их обслуживание или выполняют перечисленные в ч. 1 данной статьи обязанности, а также сами такие организации.
4. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 данной статьи выражается в необеспечении российскими гражданами и постоянно проживающими в РФ иностранными гражданами установленного порядка выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших к ним по частным делам, которым они предоставили жилое помещение.
Субъектом правонарушения по ч. 2 данной статьи могут быть граждане РФ и иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ.
5. Объективная сторона правонарушения по ч. 3 данной статьи выражается в предоставлении жилого помещения или транспортных средств либо оказании иных услуг иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в РФ с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, может быть гражданин РФ, должностное лицо или юридическое лицо.
6. Объективная сторона правонарушения по ч. 4 данной статьи состоит в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учету, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9.
Субъектами правонарушения по указанной части являются граждане, должностные лица, юридические лица.
7. Субъективная сторона правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.
8. При совершении правонарушений, предусмотренных данной статьей, в отношении нескольких иностранных граждан и лиц без гражданства виновное лицо несет административную ответственность в отношении каждого из них в отдельности (см. примечание к данной статье).
9. Дела о правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов и органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Нарушение правил регистрации
Наказание полагается в таких случаях:
- Не оформлена регистрация.
- Истёк её срок (или время действия РВП или ВНЖ).
- Документы утеряны, а на восстановление не подаётся.
- Регистрация фиктивная.
Неоформленная или просроченная | Фиктивная | |
Если данные неверны | не сообщили об изменениях
случайная ошибка |
заведомый обман |
Повторяемость | единичные случаи | часто по одному адресу регистрируется множество людей |
Квалификация | административное правонарушение |
Когда наказание не применяется
Не иметь прописки совсем допускается только в пределах 7 дней. И за это не предполагается какого-либо наказания и штрафа за проживание без регистрации иностранных граждан и россиян.
В отношении иностранных граждан за отсутствие регистрации, согласно статье 20 Закона о миграционном учете, не наказывают иностранцев:
- глав государств, правительств, членов делегаций и руководителей международных организаций;
- моряков-членов экипажей военных кораблей или военных летательных аппаратов;
- моряков-членов экипажей невоенных судов, в случае временного пребывания до 24 часов;
- членов экипажей воздушного судна при нахождении их в аэропортах.
Для россиян есть еще одно исключение.
Основания для освобождения от ответственности
В некоторых случаях граждане имеют законные основания для освобождения от санкций. Данные основания прямо указываются в статьях, определяющих ответственность за нарушения, в примечаниях к ним:
- если гражданин проживает в помещении, но имеет регистрацию в ином месте, но на территории того же населённого пункта. Многие считают, что достаточно иметь место регистрации на территории того же субъекта, но данное правило действует лишь в отношении городов федерального значения и не распространяется на прочие субъекты;
- если лицо проживает на территории Москвы или Санкт-Петербурга, но имеет регистрацию в соответствующих областях и наоборот. Исключение распространяется также на Севастополь и Республику Крым;
- если лица являются близкими родственниками и проживают на территории, принадлежащей таким родственникам, например, сын живёт у родителей, бабушка — у внука и так далее. Исключение распространяется и на супругов.
КоАП РФ Статья 19.15.1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации.
- Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков —
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей;
- на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
- на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.
- Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге,
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;
- на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от пяти тысяч до семи тысяч рублей;
- на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Можно ли с ВНЖ работать в другом регионе
Что касается места работы, то никаких ограничений у иностранцев с ВНЖ в этом вопросе нет. Для официального трудоустройства им не нужны разрешения на работу или патенты. Устроиться на работу можно как в регионе, где вы получали ВНЖ, так и в любом другом.
Если, к примеру, вы зарегистрированы в Москве, а работаете в Московской области (или наоборот) и каждый день ездите туда-обратно, вам даже не нужно будет оформлять миграционный учет.
Однако если вы не просто работаете, но и проживаете в отличном от регистрации месте, то придется либо пройти перерегистрацию, либо — если нет возможности зарегистрироваться на постоянное место жительства — оформить временную регистрацию от места работы.
- ВВНЖ
Следующий комментарий к статье 18.9 КоАП РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 18.9 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.
Иностранному гражданину в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган МВД России не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание (ст. 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
До получения вида на жительство иностранный гражданин должен прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность; вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность (п. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Иностранный гражданин (лицо без гражданства), прибывший на территорию РФ, обязан обратиться в ОВД в течение трех рабочих дней для оформления разрешения на временное проживание, которое выдается территориальным органом МВД России по предполагаемому месту проживания в пределах квоты, ежегодно утверждаемой Правительством РФ.
В ст. 7 указанного Федерального закона перечислены основания для отказа в выдаче разрешения на временное проживание. ОВД рассматривает заявление и проводит необходимую проверку на предмет наличия или отсутствия таких оснований, для чего направляет запросы в соответствующие органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и др., а они в свою очередь в двухмесячный срок представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче заявителю разрешения на временное проживание.
Разрешение на временное проживание выдается на три года, а срок рассмотрения заявления не должен превышать шести месяцев со дня его подачи.
Иностранный гражданин (лицо без гражданства), проживший на территории РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание, может получить вид на жительство, который выдается территориальным органом МВД России по месту проживания на основании письменного заявления, поданного в орган внутренних дел лично дееспособным иностранным гражданином (лицом без гражданства) не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока его временного проживания в РФ. По окончании срока действия вида на жительство он может быть продлен на пять лет на основании заявления, поданного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока его действия.
Должностные лица, по вине которых нарушены права гражданина РФ, иностранного гражданина или лица без гражданства на выезд из Российской Федерации и (или) въезд в Российскую Федерацию, несут материальную и иную ответственность за причиненный их решениями, действиями (бездействием) указанным лицам ущерб (ст. 34, 35 Федерального закона от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»). Иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться за защитой своих интересов в суд.
Акт о фактическом проживании, образец
Для составления подобной бумаги, осматривается жилое помещение, на предмет обнаружения личных вещей лица, факт проживания, которого необходимо подтвердить или опровергнуть.
В состав экспертной комиссии входят представители коммунальных органов и участковый. Осмотр проводится в присутствии трех жильцов соседних квартир.
В документе следует указать:
- Адрес;
- Дата;
- Паспортные данные и ФИО человека, о котором собираются сведения;
- Доказательства его нахождения или отсутствия по данному адресу;
- Место его проживания, если о нем имеются сведения;
- ФИО и паспортные данные присутствующих;
- Подписи.
⇒ Акт фактического проживания в квартире можно посмотреть скачав его по ссылке.
Акт о непроживании в квартире: образец, бланк
Акт, свидетельствующий о том, что человек не проживает в квартире, может понадобиться в случае необходимости его выселения, например, после развода. В акте желательно указать количество месяцев, в течение которых жилец отсутствует в квартире
. При составлении бумаг, в квартире должны находиться три совершеннолетних жильца дома, имеющие при себе паспорта.
Заполненный документ, удостоверяется подписью участкового
. Присутствие представителя полиции поможет определить находятся ли в данном помещении вещи человека, который не проживает в нем.
Правильность сведений, содержащихся в бумагах в последствие должны подтвердить в ЖЭУ и паспортном столе.
При самостоятельном составлении подобного документального свидетельства, последовательность действий такова:
- Набрать на компьютере или написать от руки в верхней левой части листа – Акт о непроживании.
- Занести паспортные данные трех присутствующих соседей-свидетелей, в том числе их ФИО, адрес, серию и номер паспорта – запись каждый человек должен делать собственной рукой.
- Указать, что Акт составлен по просьбе тов. – ФИО, адрес, паспортные данные.
- Сведения о не проживающем лице – его ФИО, прописка, и факт отсутствия.
- Указание его настоящего местонахождения, если оно известно.
- Дата составления, подписи присутствующих лиц.
Могут ли оштрафовать, если место регистрации не совпадает с местом проживания?
При патрулировании улиц первое, на что обращают внимание полицейские, и что спросят – это место прописки. И вот у многих появился вопрос – а что если живешь в одном месте, а прописан – в другом?
Может ли человек быть привлечен к ответственности за проживание без регистрации по месту пребывания? Как пояснили в управление по информационной политики – да, может.
Может ли человек быть освобожден от ответственности за проживание без регистрации по месту пребывания в жилом помещении – да, может, если докажет.
И в том и в другом случае, законодательством описаны соответствующие механизмы.
— Вся проблема в том, что до введения органами власти режима повышенной готовности, а затем и ограничительных мер мы не задумывались о таких нюансах нашей жизни. И теперь, когда, мы обязаны соблюдать определенные ограничения в передвижении, а правоохранительные органы проводят контрольные мероприятия, мы пытаемся найти ответы на казалось, бы простые вопросы,
—
считает Сергей Тюрин
,
начальник управления по информационной политике РО.
Предлагаем комментарий, сформулированный с юридической точки зрения:
В связи с введенными распоряжением Губернатора Ростовской области от 27.03.2020 № 60 «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (2019-NCOV)», а затем постановлением Правительства Ростовской области от 05.04.2020 № 272 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Ростовской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» ограничительными мерами в СМИ достаточно часто озвучивается следующий вопрос.
«Гражданин имеет право покинуть место жительства, чтобы выйти в магазин/аптеку, на работу, посетить нуждающихся в уходе родственников. Как доказать сотруднику полиции, что он вышел из дома, если по указанному адресу он не зарегистрирован?».
При этом на получаемый ответ о возложении обязанности граждан регистрироваться по месту жительства/пребывания, идет «ответная реакция»: подавляющее число комментаторов указывает, что закон освобождает от ответственности, если зарегистрирован в одном муниципальном образовании в Ростовской области, а проживает в другом.
В рассматриваемой ситуации необходимо пояснить следующее.
Что такое «место жительства»
Если гражданин имеет в собственности жилое помещение, в котором прописан и живёт постоянно, никаких трудностей не возникнет. Вопросы появляются к тем, кто не имеет постоянного места пребывания, меняет жильё или долгое время живёт в местах, не предназначенных для этого.
К месту жительства относятся только:
- Помещения, оформленные как жилые постройки в кадастре: дом, квартира, комната;
- Помещения, в которых возможна постоянная или временная регистрация.
Не относятся к местам проживания:
- Строения в СНТ, не оформленные как жилые дома. Например, у человека в собственности есть дачный участок, зарегистрированный в кадастре, но на нём числятся только «постройки»: баня, дачный домик, сарай и т.д;
- Строения, оформленные как небытовые постройки: склад, гараж, магазин, подсобное помещение и т.д;
- Возведённые временные пристанища: палатки, вагончики, бараки;
- Передвижные дома, фургоны, пригодные для временных ночёвок, но не пригодные для постоянного проживания.
Как выглядит официальная регистрация
Регистрация бывает двух типов:
- постоянная – штамп в паспорте на странице «прописка»;
- временная – свидетельство о временной постановке на учёт в жилом помещении.
Обе формы равнозначны по социально-бытовым привилегиям:
- Возможность встать на учёт в поликлинику;
- Возможность получить официальную работу с записью в трудовой книжке;
- Возможность получать образование – дошкольное и среднее;
- Возможность пользоваться льготами региона проживания (не всеми, для некоторых обязательна именно постоянная прописка);
- Возможность получать кредиты в банке.
Гражданин, имеющий хотя бы временную регистрацию на территории РФ, может рассчитывать на обеспечение его личных прав.
Какую ответственность несут за отсутствие прописки иностранные граждане
Регистрация и штраф за отсутствие ее также касается и иностранных граждан. А также лиц, которые вообще не имеют гражданства. Закон одинаков для всех.
Штрафные санкции на лиц других государств, или которые вообще не имеют гражданства, ничем не отличаются от тех, которые налагаются на граждан РФ.
Если иностранец не имеет регистрации по месту проживания, постоянной или временной, то он также будет нести административную ответственность
Просто процесс регистрации, для иностранцев немного сложней. Прежде всего, они должны обратиться в миграционные службы, чтобы получить визу, а также разрешение на официальное пребывание на территории нашего государства.
После получения всех необходимых документов, они могут начинать процесс прописки.
Срок в 90 дней для такой категории, начинает исчисляться с момента, когда они становятся на учет в миграционной службе и получают все необходимые документы.
Из этого следует, что на них распространяются аналогичные штрафные санкции, которые были указаны выше.
Но для граждан РФ и юридических лиц, помимо штрафных санкций, существует также и уголовная ответственность, если будет установлено, что они сделали фиктивную регистрацию иностранцам, либо прописали их с существенными нарушениями.
За проживание без регистрации кодексом про административные правонарушения предусмотрена обширная система штрафов.
Чтобы избежать их нужно понимать, что у гражданина и лица без гражданства есть 90 дней на прописку, после выписки с другого места проживания.
Чем грозит проживание без регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении?
Согласно ст. 19.15.1 КоАП РФ проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.
Для жителей Москвы и Санкт-Петербурга — наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.