Обгон закончил на сплошной, начав на прерывистой – лишают прав
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обгон закончил на сплошной, начав на прерывистой – лишают прав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
О запрете, а вернее о штрафе или лишении прав за пересечение сплошной линии разметки разделяющей полосы движения встречного направления, мы уже рассказывали в одной из наших статей. Надо заметить, что штраф в этом случае существенный. Кроме того, возможно даже и лишение прав, на срок от 4 до 6 месяцев.
Двойной обгон и бесконтактное ДТП: десять самых важных разъяснений Верховного суда для водителей
— Эта позиция контрастирует с тем, что было несколько лет назад, когда Верховный суд считал, что нарушения на газонах также попадают по действие водительских статей КоАП РФ, — считает Лев Воропаев. — Нынешние разъяснения, по сути, дают возможность формировать местное законодательство таким образом, чтобы стоянка или езда по газонам и детским площадкам являлась нарушением.
Верховный суд сделал пару послаблений для тех, кто устанавливает нестандартные фары или другие источники света на машину.
По-прежнему запрещено ставить огни (светоотражатели) красного света на переднюю часть машины, а также любого другого, кроме белого, жёлтого или оранжевого — наказывают и за установку таких огней, но чаще — за управление автомобиля с ними.
Но, например, синяя подсветка днища к таковым не относятся — главное, чтобы огни не светили по ходу автомобиля.
Что касается самовольной установки ксеноновых фар, то судьи постановили наказывать водителей по более строгой части 3 статьи 12.
5 КоАП (лишение прав), только если одновременно не соответствует и цвет светового пучка, и режим работы, скажем, если отсутствует корректор направления.
Если же нарушено что-то одно, пленум предписал наказывать водителей по первой части указанной статьи — это предупреждение или штраф 500 рублей.
— Пока сложно сказать, какой будет практика, но пока складывается впечатление, что под режимом работы понимается именно использование светового прибора с учётом его инструкции, например с корректором фар. То есть теоретически, если водитель просто поставил лампы, у которых другой оттенок цвета, нарушения по части 3 статьи 12.5 КоАП быть не должно.
С этим мнением не вполне согласен автоэксперт Юрий Панченко:
— Подсветка днища относится к внешней подсветке, и согласно пункт 3.2 Приложения №8 регламента Таможенного союза она может включаться на стоящем транспортном средстве с выключенным двигателем при открытии дверей водителя, пассажирских или багажных отсеков. Кроме того, она должны быть такой, чтобы её нельзя было перепутать с другими огнями.
Согласно пункту 11 «Основных положений по допуску… » запрещается эксплуатация автомобиля со спецсигналами без разрешений, но законодатель пошел еще дальше и ввел наказание за установку любых световых приборов, которые по своему действию напоминают спецсигналы.
При этом разницы между проблесковым режимом и мигающим регламент не делает, поэтому привлечь водителя с синим цветом фар, которые работают в постоянном режиме, по части 3 статьи 12.5 КоАП нельзя.
Но при этом, например, если инспектор спроецирует жесткие требования техрегламента на ситуацию и докажет, что ксеноновая лампа в галогеновой фаре при включении режима ближний свет его не обеспечивала, водителя лишат прав.
Верховный суд уточнил, как именно наказывать водителей за грязные, нечитаемые или искаженные номера — мы подробно разбирали этот вопрос в проекте «ПДД для бывалых».
Завершение обгона по сплошной – спорная ситуация, которая требует дополнительного анализа и внимания. Подобные случаи возникают на практике достаточно часто, и почти всегда суды не на стороне граждан.
Полагается, что водитель должен заранее предусмотреть, когда закончится прерывистая и учесть действие знаков, собственную скорость, скорость прочих транспортных средств и иные факторы.
На практике возникает множество нюансов, на которые необходимо обратить внимание:
- Водитель должен учитывать, в первую очередь, разметку – чем длиннее линии прерывистой, тем ближе сплошная.
- Если возврату на свою полосу мешает препятствие, то нужно пытаться изменить квалификацию с части 4 на часть 3 статьи 12.15.
- В качестве доказательств идеально подходят записи с видеорегистраторов, однако, суд будет оценивать все факторы в совокупности.
- Сотрудники ГИБДД чаще всего попытаются квалифицировать деяние по части 4. В протоколе необходимо указать на своё несогласие с формулировкой. Далее, оспаривание производится в судебном порядке.
- Оспорить судебное постановление можно в апелляционном порядке. Первичное решение выносится через мировой суд, а обжалование – городской или районный.
Практика по подобным делам достаточно разнообразна. Однако, чаще всего суды встают на сторону ГИБДД. Поэтому строго не рекомендуется начинать манёвр, если есть вероятность не вернуться на свою полосу движения до окончания прерывистой линии. Пресечение сплошной – это всегда нарушение, отличаться может лишь часть статьи, по которой производится квалификация.
Предупредительные полосы
«Если вы не успели закончить свой обгон до сплошной линии разметки и вернулись в свою полосу уже через сплошную, то инспектор ДПС, зафиксировавший этот маневр, вправе составить протокол по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, — рассказал в интервью «За рулем» Михаил Черников. — Суд обязательно примет сторону обвинителя, руководствуясь постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. № 20 „О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“».
Дело в том, что нахождение на встречной полосе обгоняющих автомобилей потенциально опасно для других участников движения. Впереди может оказаться пешеходный переход или выезд с прилегающей дороги, где, возможно, есть крупный транспорт или даже спецтехника. Их водители не всегда замечают обгоняющие по встречной полосе автомобили, и есть большая вероятность возникновения аварийной ситуации, когда они выруливают на трассу. Именно поэтому перед перекрестками и выездами часто наносится сплошная разметка или устанавливаются знаки «Обгон запрещен».
Как правильно защищаться
Прежде чем давать объяснения сотруднику ДПС, нужно выяснить, как им зафиксирован проступок. Если есть видео-, фотоматериалы следует попросить ознакомиться с ними.
Когда нарушение будет четко зафиксировано, даже не на спец.оборудование, то шансов отпираться мало.
Но при документировании по принципу «сам видел», следует стоять на своем конца. Не признавать вины и требовать, чтобы доказательства были весомее, чем «глаз» сотрудника ДПС, свидетельские показания и пр.
Часто водители совершают ошибку, допуская маневры на разметке, которая слабо видна из-за погодных условий, давности нанесения, думая, что это их железное оправдание. Но при этом не собирают доказательств, то есть не производят фото-, видеосъемку, не просят работника госавтоинспекции указать об этом в протоколе. А когда они начинают говорить об этом в суде, то такие слова воспринимаются, как голословная попытка уклонится от ответственности.
- Разметка дороги повреждена, стерлась или выполнена неправильно.
- Осуществлялось опережение.
Оспорить такое нарушение возможно в случае нарушений в нанесении разметки.
Коммунальные службы обязаны наносить разметку по ГОСТу: перед сплошной линией должен быть установлен знак «прерывистая линия» с длинной штрихов в три раза больше, чем промежутки между ними. Если такой разметки нет – это нарушение ГОСТа и возможность избежать штрафа или лишения прав. По утвержденным стандартам, наносить сплошную линию сразу после прерывистой запрещено, так как водитель не сможет среагировать вовремя.
Возможность избежать наказания есть только при условии, что имеются противоречия с сотрудником ГИБДД. Свои возражения нужно обязательно занести в протокол, а также:
- Стоит сделать акцент на самом нарушении ПДД – что было нарушено. Завершение обгона и неправильно произведенное опережение совершенно разные нарушения.
- В протоколе следует избегать согласия с нарушением, указания факта заезда на сплошную и время следования по встречной полосе.
- Необходимо настаивать на составлении протокола с занесением всех данных о нарушении – замеров и схемы нарушения.
- Можно упомянуть в беседе с сотрудником ГИБДД об обжаловании его решения в суде, а также о его стремлении разобраться в ситуации.
Заканчивается прерывистая разметка – что делать
Если водитель начал обгонять впереди идущий транспорт, но заметил появление сплошной разметки, лучше затормозить и вернуться на свою полосу. Водителям нужно учесть, что сплошная разметка не начинается сразу. Сначала после обычной прерывистой следует длинная прерывающаяся разметка, длина которой по ГОСТу должна составлять не меньше 50 м. Только потом начинается сплошная.
Если при попытке обгона водитель увидел разметку с длинными штрихами, то у него есть шанс отказаться от завершения маневра, чтобы не нарушить ПДД.
У водителей всегда имеется выбор:
- завершить маневр вразрез требований ПДД;
- отказаться от обгона, притормозить и вернуться на свою полосу.
Но и тут возможны сложные ситуации, требующие нарушения правил. К примеру, водитель пересек прерывистую линию для обгона, но увидел, что не успевает завершить маневр. Но вместе с ним на обгон пошла еще одна машина, идущая следом.
В подобной ситуации торможение чревато столкновением, ведь водитель вол втором авто не ожидает торможения. Первому водителю лучше завершить маневр, нарушая правила. Даже если в итоге все закончится штрафом, либо лишением прав, этот исход лучше, чем ДТП.
Статья КоАП, позволяющая наложить штраф за обгон по сплошной, 12.15. За это грозит строгое наказание за нарушения Правил на дороге, которое предусматривает штраф 5000 рублей. Но еще строже будет лишение прав, оно установлено частью 4 статьи. Срок изъятия прав составляет 4-6 мес.
Другие меры за данное нарушение применяться не могут:
- На штрафную стоянку отправить ваш автомобиль не могут, согласно статьи КоАП 27.13.
- Запретить эксплуатировать авто и снять госномера также не имеют право.
- Конфискации имущества или ареста не предусмотрено.
Лишение прав или штрафная санкция используются в виде вариантов: одно из двух наказаний. Первое считается более строгой мерой и используется в том случае, если есть одно из условий:
- Неоплаченные штрафы за обгон.
- ДТП из-за совершения обгона.
- Маневр совершен при алкогольном опьянении.
При наличии смягчающих обстоятельств вместо лишения выписывают штраф:
- признание вины в нарушении;
- наличие малолетних детей, беременность;
- несовершеннолетний возраст;
- другие обстоятельства.
Какие действия необходимо предпринять, если прерывистая линия на дороге заканчивается?
Если автовладелец уже начал обгонять автомобиль через прерывистую разметку, но во время передвижения по противоположной полосе увидел, что он приближается к сплошной разметке, то правильнее всего будет снизить скорость движения машины, перестать обгонять впереди проезжающее ТС и вернуться на свою полосу.
Теперь давайте разберем в какой именно момент нужно перестать объезжать машины и вернуться на свою полосу. Дорожная разметка наносится последовательно. Сначала идут короткие прерывистые штрихи, затем они сменяются на более длинные, а через определенный отрезок уже начинается сплошной штрих без пробелов.
Таким образом, если вы увидели, что вы приближаетесь к длинным прерывистым штрихам и ваша машина еще не до конца обогнала впереди идущую, то снижайте скорость движения.
Несмотря на регулярные попытки довести Кодекс об административных правонарушениях до совершенства, многие прописанные в нем моменты вызывают вопросы.
Довольно частый случай, когда инспектор на дороге вменяет вам в вину совсем не то нарушение, которые вы совершили, а более тяжкое. Зачастую судьи идут на поводу у таких инспекторов.
Чтобы вопросов было меньше, пленум Верховного суда рассмотрит самые спорные из них, тем более что предыдущее постановление пленума безнадежно устарело. У нас уже другие Правила дорожного движения и сильно исправленная 12-я автомобильная глава КоАП
Инициатором внесения поправок в действующее постановление стала ГАИ. Помните, «РГ» публиковала схемы различных дорожных ситуаций с комментариями Госавтоинспекции о том, как должны квалифицироваться нарушения? Чтобы придать данным схемам совершенно законный статус, руководство ГИБДД и обратилось в Верховный суд. И хотя было предложение оформить эти ситуации в виде схем, чтобы было понятней и наглядней, ВС решил пойти опробованным способом, то есть описывать все словами.
Из проекта нового постановления пленума можно узнать много нового и интересного. Стоит напомнить, что суды будут принимать решения по различным ситуациям согласно этому документу. Но эти знания пригодятся и сотрудникам ГИБДД на дороге. Есть ли смысл оформлять якобы нарушение, если суд его таковым не сочтет?
Итак, в наиболее спорных случаях выезда на встречную, за которые можно лишиться прав, Верховный суд даже облегчил участь водителя.
Напомним, что в правилах появилось исключение для знака «обгон запрещен». В зоне его действия можно обгонять тихоходные транспортные средства, конструктивная максимальная скорость которых не может превышать 30 км/час, а также гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски. В ГАИ настаивали, что такое исключение распространяется только на те машины, которые снабжены соответствующим знаком «тихоходное транспортное средство». А если такого знака на тракторе нет, то и обгонять его нельзя. К тому же, если при наличии знака «обгон запрещен» есть еще и сплошная линия разметки, то нельзя обгонять даже тихоход. Потому что для этой линии исключений в правилах нет, считали в ГАИ.
Однако Верховный суд посчитал, что если на конструктивно медленной машине нет соответствующего знака, то это вина владельца такой машины, а не того, кто ее обгоняет. Также пленум решил, что раз по правилам знак имеет приоритет над разметкой, то и исключения для него также распространяются на разметку, а поэтому при обгоне тихоходного транспортного средства, на котором нет обозначения, что оно тихоходное, даже через сплошную линию разметки в зоне действия знака «обгон запрещен» водитель не может быть привлечен к административной ответственности.
Так что если вы не уверены, что перед вами тихоход, то и не стоит его обгонять до разрешенного места.
Остается вопрос: каким образом инспектор будет определять, ограничена ли скорость у этого трактора производителем или нет?
Еще одна интересная новелла. В правилах прописано, что поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. Здесь нет прямого запрета. Поэтому некоторые суды в некоторых случаях не рассматривали такой маневр, как движение по встречной полосе. Получалось, что, выехав из двора на встречку и проехав по ней до того места, где сплошная становится прерывистой, водитель как бы и не нарушает правил. Пленум Верховного суда решил, что такое движение следует квалифицировать по части 4 статьи 12.15, то есть лишать водителя прав.
Однако в проекте пленума нигде не сказанно, как квалифицировать разворот по кратчайшей траектории, а это также один из острых вопросов. Почему при разрешенном на перекрестке развороте на дороге с двумя сплошными линиями я его могу выполнить по кратчайшей траектории, а при прочих равных условиях, но если встречные потоки разделяет бульвар, не могу? Если считать поворот частью такого маневра, как разворот, то все понятно, а если это разные маневры?
Даже такая занятная ситуация попала в решение пленума: водитель начал и закончил обгон через прерывистую линию разметки. Но в процессе обгона на определенном участке двигался слева от сплошной. Оказывается, и такие случаи вызывали споры в судах. Теперь это будет квалифицировано высшей судебной инстанцией по части 4 статьи 12.15.
Особенности и условия завершения обгона
По своей сути, обгон через сплошную является одним из самых серьезных нарушений. Избежать наказания за это невозможно. На современных дорогах действителен ГОСТ, касающийся особенностей и правил нанесения разметки.
Если данные белые линии были нанесены без принятия во внимание определенных законодательных требований, доказать свою невиновность будет непросто.
Говоря иными словами, ответом на вопрос, является ли нарушением завершение обгона по сплошной, будет положительным.
Согласно правил ПДД перед тем как на трассе появляется сплошная разделительная линия, в обязательном порядке наносится дополнительная предупредительная разметка. Речь идет стандартной разметке, которая имеет вид небольших белых прямоугольных линий.
Расстояние между ними допускается довольно большое. Как только разметка изменяется по своему виду, то есть линии становятся примерно в три раза длиннее обычных коротких, а также расстояние между ними становится все меньше.
На этом участке произвести обгон будет уже достаточно сложно, чревато определенными наказаниями и аварийными ситуациями. Незаконность подобного действия основана на том, что в процессе завершения обгона можно случайно замедлиться и перейти уже на сплошную линию.
Согласно требованиям ГОСТа, строго запрещается наносить сплошную типовую линию сразу после прерывистой. Между данными категориями линий обязательно должны присутствовать специальные промежуточные знаки.
По ним водитель должен понять, что спустя некоторое время на дороге будет сплошная линия разметки, соответственно совершать обгон настоятельно не рекомендуется.
Если в процессе сложной или аварийной ситуации водитель уверен, что разметка на трассе нанесена неправильно, это обязательно нужно обозначить сотрудникам ДПС. Это поможет сохранить водительское удостоверение и не столкнуться с тем или иным наказанием.
Как оспорить постановление?
Если после завершения обгона вас сразу же останавливает сотрудник полиции под предлогом «нарушение ПДД», у вас есть несколько путей доказывания своей невиновности:
- Присутствуют ошибки в разметке:
- вы совершили обгон на узкой дороге, где разметку не видно из-за загрязнений (снег, грязь) или она попросту отсутствует;
- если за прерывистой линией начинается сразу сплошная разметка. То есть отсутствует предупредительные линии, которые находятся друг от друга на большом расстоянии, и они длиннее обычной прерывистой разметки.
В таких ситуациях водитель не мог предвидеть приближение сплошной линии, а допущение ошибок в нанесении разметки является грубым нарушением, ведь она ставит водителей в опасное положение.
- Автоинспектор не зафиксировал ваше нарушение на камеру:
- слова полицейского «я видел собственными глазами» не являются доказательством вашей виновности. Потому что суд такое «доказательство» не примет за весомое и откажет в наложении штрафа;
- если сотрудник ГИБДД настойчиво утверждает, что он зафиксировал ваше правонарушение, но отказывает в его предоставлении, вы имеете право вписать в протокол это и не согласиться с обвинением.
Если же полицейский начал заполнение протокола, но один из вышеперечисленных пунктов имеет место быть в вашей ситуации, перед тем как подписать протокол, укажите в документе, что вы не согласны с ним и укажите причину и только после этого подписывайте протокол. Будет ещё лучше, если отсутствие разметки или её видимости вы сфотографируете на камеру и покажите в суде. Но при условии, что на фотографии будет видна местность.
Если ваше нарушение зафиксирует камера дорожного движения, и постановление ГИБДД придёт к вам через почту, то со дня его получения у вас есть 10 дней на его обжалование. Это вы можете сделать в территориальном отделении ГИБДД, которое выписало вам постановление или в районном суде. Чтобы обжаловать документ, вы должны написать жалобу, в которой необходимо указать причины несогласия и подтвердить это документами.
Причины обжалования постановления на нарушение, заснятое камерой, могут быть:
- Постановление пришло ошибочно. На фотографии не ваша машина, на фотографии не виден факт нарушения.
- За рулём автомобиля на момент нарушения были не вы, а другое лицо.
- Вы не согласны с обвинением. Например, из-за отсутствия разметки или её плохой видимости.
Если вашу жалобу отклонят, то вы будете обязаны уплатить штраф ГИБДД.
Когда самостоятельно обжаловать протокол не удается, лучше обратиться за помощью к адвокатам. Предварительно можно ознакомиться с мнением опытных предстателей закона:
Юрий Тимкин: «В отличие от штрафа, наложение которого можно оспорить, лишение прав – более серьезное для водителя наказание. В свою защиту есть возможность ссылаться только на одно обстоятельство: ошибка дорожных или коммунальных служб в нанесении разметки или расстановки знаков, которые помогают ориентироваться на дороге. Поэтому если сплошная разметка начинается сразу после окончания пунктирной, закон будет на стороне того, кто был за рулем в момент совершения обгона».
Сергей Фесенко: «Бывают ситуации, когда при обгоне фуры сплошной разметки и расположенного дальше моста не видно, и обход транспорта приходится на мост. Это фиксируется работниками ГИБДД, а в протоколе указывается обгон с выходом на встречную полосу. Обжаловать это будет очень сложно. Можно попробовать сделать фото местности и обратиться в суд с доказательствами. Лишение водительских прав вероятно, так как правила не соблюдаются не вследствие предотвращения ДТП, а только по вине водителя».
Если необходимость выполнения рассматриваемого маневра обусловлена ситуацией, а не желанием проехать быстрее, поставив под угрозу безопасность нескольких участников движения, штраф и лишение ВУ незаконно и подлежит оспариванию, особенно при наличии доказательств.
Как автоинспекторы фиксируют нарушение
Каждый автоинспектор имеет право записать пересечение сплошной линии разметки при завершении обгона на камеру своего мобильного устройства либо на стандартную видеокамеру. Однако следует знать, что согласно административному регламенту МВД РФ, видеофиксация правонарушения должна осуществляться исключительно специальными техническими средствами, которые были подвергнуты метрологической проверке.
В этом руководящем документе (п. 46), сообщается, что технические средства, которые предназначены для осуществления контроля, а также, относящиеся к категории измерительных приборов, должны в обязательном порядке проходить сертификацию путём метрологической поверки. Документы, которые подтверждают прохождение данных процедур, должны храниться в подразделении ГИБДД, а технические средства — использоваться в полном соответствии с инструкцией применения такой техники.
Однако на практике случается, что судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, использует в качестве доказательства вины водителя именно запись с камеры смартфона.
Штраф или лишение прав за обгон по сплошной
В зависимости от того, как именно был совершен наезд на сплошную линию разметки, сотрудник ГИБДД выпишет штраф или же примет решение об изъятии водительского удостоверения. Небольшие нарушения, которые не несут в себе общественной опасности, предполагают наказание в виде материального взыскания. Более серьезные дела рассматриваются в суде.
В контексте правил обгона серьезным нарушением считается неправомерное движение по полосе встречного движения. Тем не менее и в этом случае автомобилист может избежать лишения прав. Даже при выезде на встречную полосу автомобилист столкнется только с материальным взысканием в случае, если нарушение зафиксировано видеооборудованием.
Решение суда во многом зависит от косвенных обстоятельств. Судьи нередко обращают внимание на привлечение автомобилиста к административной ответственности в прошлом. Даже при своевременной оплате штрафов ГИБДД, сотрудники судебных органов принимают решение в пользу обвинителя.
Кроме отягощающих обстоятельств, судья может принять во внимание и смягчающие.
Водитель вправе воспользоваться следующими основаниями для переквалификации меры наказания в менее жесткую:
- Автомобиль является основным средством заработка. При наличии подтверждения того, что ТС необходимо водителю для получения средств к существованию, мера наказания будет снижена. Суд учтет этот факт как смягчающий при лишении водительского удостоверения. Так, водитель вполне может рассчитывать на сохранение права управления авто.
- Обвиняемый подтвердил наличие иждивенцев в своей семье. Судья нередко входит в положение водителя и принимает решение о смягчении меры наказания при наличии у последнего членов семьи, которые не могут себя обеспечить.
-
Признание вины. В ситуациях, когда причастность автомобилиста к нарушению уже полностью подтверждена, раскаяние в содеянном может смягчить меру наказания. При решительном отказе со стороны обвиняемого признавать вину проводится повторное заседание. При втором рассмотрении дела в суд являются инспекторы дорожных служб в качестве свидетелей. Важно учитывать, что суд будет на стороне сотрудников ГИБДД, так как они принимали присягу, а значит (по мнению суда) не могут давать ложные показания.