Расторжение контракта по соглашению сторон 44-ФЗ: сроки, основания, образец

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расторжение контракта по соглашению сторон 44-ФЗ: сроки, основания, образец». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В письме Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 разъясняется: «Вместе с тем, положениями частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта». И далее: «…при отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр, а действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Порядок расторжения контракта по 44-ФЗ

Закон не устанавливает порядок расторжения контракта. Поэтому нужно следовать общим правилам Гражданского кодекса.

1 этап. Составить и подписать дополнительное соглашение.

Документ составляет одна из сторон и направляет контрагенту для подписания. В соглашении указывают сведения:

  • реквизиты и контакты сторон;
  • причина, по которой расторгают договор;
  • объем поставленного товара, оказанных услуг или выполненных работ и сумму, которую заказчик уже заплатил или обязуется это сделать;
  • сроки возврата обеспечения и аванса, если в договоре нет таких данных;
  • отсутствие претензий друг к другу;
  • сроки, когда прекращаются обязательства.

Порядок расторжения контракта по обоюдному согласию

Статья 452 ГК РФ требует оформления расторжения госконтракта, осуществляемого по соглашению сторон, в письменном виде. Нужно понимать, что при прекращении действия договора во внимание принимаются лишь общие рекомендации Гражданского кодекса.

Данная процедура включает в себя такие этапы:

  1. Исполнитель или заказчик готовит дополнительное соглашение к договору.
  2. Проект документа передается для ознакомления второй стороне. Если у нее нет замечаний, документ подписывается. Также к проекту соглашения прикладывают сопроводительное письмо – в нем прописывается предложение расторгнуть контракт.
  3. Другой участник договора ставит подпись под соглашением, после чего оно начинает действовать, а контракт больше не имеет юридической силы.
  4. Дополнительное соглашение о расторжении договора хранится с остальным пакетом документов по госзакупке не менее трех лет.

Необходимые документы

Как мы выяснили, при разрыве отношений нужны два вида документов: уведомление и решение об отказе от расторжения контракта (если покупатель устранил нарушения). В законодательстве формы таких документов, равно как и требования к ним, отсутствуют.

Тем не менее, в уведомлении стоит указать следующие данные:

  1. Полное наименование поставщика, его адрес, ИНН, Ф.И.О. руководителя.
  2. Полное наименование заказчика, его адрес, ИНН.
  3. Реквизиты контракта (номер, дата заключения, общая цена).
  4. Основание для отказа с подтверждением (ссылка на документ).
  5. Ссылки на пункты договора, где предусмотрено право одностороннего разрыва.
  6. Сообщение о расторжении.

Как изменить расценки на стройматериалы в смете госконтракта?

В процессе исполнения длительных госконтрактов на строительство меняются расценки на строительные материалы. Минстрой предложил, что делать с контрактами госзакупок при подорожании материалов — менять расценки. Возможность изменения существенных условий установлена в № 44-ФЗ (п. 8 ч. 1 ст. 95). Но все коррективы следует обосновать, то есть официально подтвердить, что удорожание материалов привело к росту стоимости исполнения соглашения. Кроме того, потребуется получить разрешение — решение правительства или региональных властей.

Минстрой подписал приказ № 500/пр от 21.07.2021 об изменении сметы строительного контракта в связи с ростом цен. В настоящее время приказ проходит регистрацию в Минюсте. Ожидается, что изменения вступят в силу с 24.08.2021. В ведомстве предложили новые правила обоснования изменений сметы контрактов на строительство и реконструкцию объектов капстроительства для контрактов с ценой:

  • до 30 миллионов рублей;
  • от 30 до 100 миллионов рублей;
  • свыше 100 миллионов рублей.

Для контрактов с ценой до 30 миллионов ввели компенсацию разницы между стоимостью основных материалов, оборудования и общей стоимостью этих материалов и оборудования с учетом изменений. Новую цену определяют как сумму цен работ по действующей смете и величины возрастания стоимости на строительные материалы, оборудование. Величину возрастания учитывают в коэффициенте увеличения стоимости работ и распределяют пропорционально остатку работ по каждой позиции сметы строительного контракта. Чтобы подтвердить изменение цены, необходимо предоставить минимум три обосновывающих документа по каждому материалу и оборудованию — коммерческие предложения, прайс-листы, открытые сведения с ЭТП.

Читайте также:  Перерасчет пенсии после увольнения работающего пенсионера в 2023 году

Административная ответственность за незаконное изменение условий контракта:

Состав административного правонарушения

Размер ответственности Норма КоАП РФ
Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок Административный штраф:

· на должностное лицо – 20 000 руб.

· на юридическое лицо – 200 000 руб.

статья 7.32 часть 4
Изменение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок Административный штраф:

· на должностное лицо – 50 000 руб.

· на юридическое лицо – 500 000 руб.

статья 7.32 часть 4.1
Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Административный штраф:

· на должностное лицо, юридическое лицо – двукратный размер дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения

статья 7.32 часть 5

Расторжение контракта по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 8. ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством.

Для всех вариантов существуют свои условия и факторы риска.

По общему правилу допустимо разорвать контракт по обоюдному согласию заказчика и поставщика в любое время до конца срока его действия.

Однако, нужно учитывать некоторые детали.

Данный способ расторжения контракта можно применять, когда клиент больше не нуждается в товарах, работах или услугах (ТРУ) конкретного поставщика, но за уже поставленные и выполненные он готов заплатить. У поставщика и заказчика нет претензий друг к другу.

Разрывать контракт таким способом недопустимо, когда:

  • нет обоснований для расторжения по соглашению сторон
  • у поставщика остались неустойки
  • заказчик необоснованно проводит повторно закупку в короткий срок после расторжения

Повторно закупать аналогичные ТРУ вскоре после разрыва контракта для заказчика рискованно, так как возникает вопрос, зачем было заказчику соглашаться на расторжение контракта, когда данные ТРУ ему необходимы до сих пор.

В первую очередь необходимо отправить претензию поставщику до обращения в суд. Если вам ответили отказом или вообще не ответили в положенный срок, смело подавайте иск.

В суде потребуется доказывать, что партнёр нарушил свои обязательства, а значит, у вас есть основания, чтобы расторгнуть контракт.

Контракт считается расторгнутым не раньше, чем решение суда вступит в силу.

Как правило, данный метод применяется, когда заказчик и поставщик не могут урегулировать спорные вопросы в досудебном порядке. В обязательном порядке нужна претензия от одного из партнёров к другому, обычно к поставщику от заказчика.

Если этого оказалось недостаточно для решения вопросов, то есть повод подавать в арбитражный суд. Помимо расторжения контракта, суд изучит все связанные с ним обстоятельства, установит долю вины и соответствующую сумму неустойки. Контракт перестанет действовать, как только вступит в силу решение суда.

Разорвать договор в одностороннем порядке допустимо по любой из причин, прописанных в ГК РФ, если это условие было предусмотрено при составлении контракта. Но эта процедура может привести к последствиям, нежелательным как для поставщика, так и для заказчика.

Заказчик вправе разорвать контракт в одностороннем порядке, если поставщик:

  • поставляет товар (исполняет работу, оказывает услугу), не соответствующие прописанным в контракте критериям (См. также “Как заказчику защититься от покупки некачественного товара“)
  • серьёзно нарушил сроки (к примеру, исполнитель не приступил к ремонтным работам в заявленные начальные сроки, и заказчику становится ясно, что за остаток положенного срока закончить эти работы невозможно)
  • выполняет свои обязанности так, что явно не сможет уложиться в заявленный срок
  • вообще не начал выполнять работы, поставлять товары или оказывать услуги
  • серьёзно нарушил технологию
  • не приложил необходимые сопроводительные документы

Причины досрочного расторжения контракта

В качестве основных причин из-за которых происходит расторжение контракта со стороны поставщика, ими являются:

  • Если исполнитель предоставляет услуги или предоставляет товары ненадлежащего качества. В этом случае отказ должен носить подтверждение независимой комиссией, которая с помощью экспертизы подтверждает выявленные нарушения;
  • Если происходит поставка продукции в неполной комплектации, в ситуациях, когда от исполнителя поступает отказ в устранении допущенных ошибок;
  • Если происходит нарушение срока поставки продукции ни единожды;
  • Когда исполнитель нарушает график работ или даже не начинает его исполнение без наличия на это существенных причин;
  • Когда при исполнении контракта станет ясно, что исполнитель не соответствует установленным в 44 ФЗ требованиям.
Читайте также:  Штраф за пересечение двойной сплошной линии разметки

Хоть в 44 ФЗ и не имеется указания определенных сроков расторжения контракта, на это стороне которая способствует расторжению договора, дается 10 дней на устранение имеющихся нарушений. Их отсчет начинается после того, как будет получено уведомление на это. При условии того, что все нарушения будут устранены, то договор не может считаться расторгнутым и исполнение обязательств по нему будет продолжаться в соответствии с ранее подписанным документом.
Если выяснится, что данные нарушения будут выявлены повторно, то в этом случае контракт может быть и вовсе аннулирован.

Расторжение контракта по 44-ФЗ в одностороннем порядке — Контур.Школа

Согласно ч. 8 ст.

95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).

В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (ч. 12–22, ст. 95 № 44-ФЗ):

  1. Обязательное уведомление второй стороны.
  2. Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

Что такое реестр контрактов и где он находится

Реестр контрактов — это база данных, в который содержатся сведения о всех контрактах, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом №44. Исключения составляют контакты с единственным поставщиком, заключенные в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона №44 а также контракты, сведения о которых составляют государственную тайну.

С реестром контрактов может ознакомиться любой желающий совершенно бесплатно. Он находится в открытом доступе на портале в разделе «Информация о контрактах и договорах».

Просрочки должны быть зафиксированы два и более раз Пункт 3 статья 523 ГК РФ 2 Немотивированный отказ заказчика от приемки товара/работ/услуг.

Должен быть зафиксирован два или более раз Пункт 3 статья 523 ГК РФ 3 Преднамеренное создание заказчиком обстоятельств, препятствующих исполнению контакта (например, не предоставление материалов) Пункт 1 статья 719 ГК РФ 4 Поставщик вправе требовать увеличение цены контракта, если материалы стали существенно дороже по независящим от него обстоятельствам.

Если заказчик отказывается от увеличения, то возможно расторжение контракта в одностороннем порядке.

Пункт 6 статья 709 ГК РФ Повод для одностороннего отказа от контракта может быть и у заказчиков № Причина Чем регламентируется 1 Поставка товаров/оказание услуг/выполнение работ ненадлежащего качества. Этот факт должен быть зафиксирован независимыми экспертами. Пункт 2 статья 523 ГК РФ 2 Поставка товара в неполной комплектации в случае, при условии отказа поставщика исправить свою ошибку. Пункт 2 статья 480 ГК РФ 3 Нарушение сроков поставки, зафиксированное не меньше двух раз.

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
Если ФАС, когда рассмотрит вопрос о включении поставщика в РНП, не найдет оснований для одностороннего расторжения контракта, то это станет основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, которое предусмотрено ч. 6 ст. 7.32 КоАП Письмо ФАС № ИА/18794/19 от 12.03.2019
Отказывайтесь от исполнения, если есть существенные нарушения условий Письмо Минэкономразвития № Д28и-880 от 08.04.2016
Поставщик обязан соответствовать требованиям на момент подачи заявки. То есть если поставщика не было в РНП во время подачи заявки, а в период заключения госконтракта или в ходе его исполнения он в него попал, нельзя расторгать Письмо ФАС № АЦ/40483/15 от 06.08.2015

Судебная практика по расторжению договора строительного подряда в рамках 44-ФЗ

Подрядчик считает, что имеет право на односторонний отказ от контракта, но не всегда с ним соглашается суд.

Пример 1. Подрядчик должен был осуществить строительство школы. Но после получения от заказчика функциональных требований к зданиям и помещениям общеобразовательных организаций, разработанных Минобрнаукой совместно с Минстроем, подрядчик направил письмо заказчику. В нем он указал на необходимость расторжения контракта, так как данные функциональные требования не содержались в условиях торгов. Данные требования увеличивают стоимость работ и сроки ее выполнения.

Суд встал на сторону заказчика и посчитал необоснованным односторонний отказ от исполнения договора подряда. Суд отметил, что работы должны выполняться качественно и в соответствии с действующими нормами и правилами. В п. 2.2 контракта отмечено, что состав и объем работ определяются, в том числе и техническим заданием (Приложение № 1 к контракту). В Приложении 1 указано, что подрядчик при проектировании обязан руководствоваться, в том числе действующим законодательством РФ. Поэтому ссылка подрядчика на отсутствие в документации функциональных требований несостоятельна (Постановление АС Поволжского округа от 19.10.2016 года №Ф06-13912/2016).

Читайте также:  Будет ли проиндексирована пенсия работающим пенсионерам в 2023 году?

Пример 2. Подрядчик пытался взыскать ущерб, причиненный ему при расторжении контракта – расходы на экспертизу, расходы по выдаче банковской гарантии, расходы по возмещению банку в порядке регресса денежных средств.

Подрядчик после осмотра объекта работ, уведомил заказчика о том, что требуется проведение дополнительных работ, не учтенных в сметной документации. Не получив одобрения от заказчика, отказался от исполнения контракта.

Вместе с тем, суд отметил, что истцу была представлена вся необходимая техническая документация, которая получила положительное заключение, она не имела дефектов, которые бы препятствовали выполнению работ.

В связи с этим суд посчитал необоснованным отказ подрядчика от исполнения договора подряда и отказал во взыскании ущерба (Постановление АС Северо-Западного округа от 11 декабря 2015 года по делу №А56-6324/2015).

При определении законности одностороннего отказа от исполнения договора строительного подряда суды нередко обращают внимание на правильность оформления данной процедуры.

Пример 1. Суд признал обоснованным односторонний отказ подрядчика от контракта. Подрядчик после того, как приступил к работам на объекте совместно с заказчиком и эксплуатирующей организацией обнаружил замечания, которые не позволяют выполнить работы в соответствии с проектной документацией. Кроме того, заказчик не оформил порубочный билет (данная обязанность лежит на заказчике в соответствии с региональным законодательством).

В течение нескольких месяцев подрядчик неоднократно направлял заказчику письма с просьбой согласовать изменения проектной документации и оформить порубочный билет. Несмотря на многочисленные обращения подрядчика госзаказчик не представил необходимые документы.

Учитывая данные факты, суд посчитал правомерным односторонний отказ от исполнения договора подряда (Постановление АС Северо-Западного округа от 06 декабря 2021 года по делу №А56-8997/2015).

Пример 2. Подрядчик обратился в суд с иском о расторжении контракта по причине того, что заказчиком была представлена непригодный локально сметный расчет. После начала работ подрядчик обнаружил, что при составлении сметы заказчик не изучил фактическое состояние объекта работ. А технология, предложенная заказчиком, не позволит качественно сделать работы. Обо всех этих фактах подрядчик уведомил заказчика, но заказчик настаивал на проведении работ без каких-либо изменений.

Суд посчитал позицию подрядчика обоснованной и подтвердил законность расторжения контракта (Постановление АС Уральского округа от 30 мая 2021 года №Ф09-1833/17).

Возмещение убытков, причиненных расторжением договора.

Если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора (п. 5 ст. 453 ГК РФ).

Убытки могут быть возмещены в досудебном порядке. Однако если это оказывается невозможным, потерпевшая сторона вправе обратиться в суд. Рассмотрим пример – Постановление АС СКО от 12.04.2016 № Ф08-1643/2016 по делу № А32-6430/2015.

В 2014 году федеральное казенное учреждение здравоохранения «Санаторий-профилакторий «Солнечный» внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» заключило в рамках Закона № 44-ФЗ государственный контракт со строительной фирмой на выполнение работ по капитальному ремонту на сумму 3,5 млн руб. В результате исполнения контракта подрядчик допустил различные нарушения его условий: не в полном объеме и некачественно выполнил предусмотренные контрактом работы, не устранил выявленные недостатки, не освободил объект работ от строительного мусора и т. д. На основании всего перечисленного заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта, причем для подтверждения нарушений условий контракта и оснований одностороннего отказа от его исполнения заказчик провел экспертизу. После этого заказчик обратился в суд с требованием о взыскании с подрядчика возмещения своих убытков, связанных с устранением недостатков некачественно выполненных работ, расходов, обусловленных исполнением за подрядчика его контрактных обязательств (вывоз строительного мусора) и проведением экспертизы. По результатам судебных разбирательств, в ходе которых была проведена дополнительная судебная экспертиза нарушений, допущенных подрядчиком, арбитры приняли решение о взыскании с подрядчика в пользу заказчика суммы убытков в размере 1,9 млн руб.


[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[3] Часть 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ.

[4] Здесь и далее понятия «договор» и «контракт» будут использоваться как тождественные.

[5] Статья 95 Закона № 44-ФЗ.

[6] См., например, Постановление АС ВВО от 09.06.2016 № Ф01-1936/2016 по делу № А79-9006/2015.

[7] Постановление АС ВСО от 25.09.2014 по делу № А19-2397/2014.

[8] Распоряжение Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией».

[9] Распоряжение Правительства РФ от 10.12.2013 № 2324-p «Об изменении перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией».


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *