Может ли человек с дальтонизмом водить автомобиль?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли человек с дальтонизмом водить автомобиль?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дальтонизм можно разделить на протанопию и дейтеранопию. Первое – это патология, которая характеризуется невозможностью отличать некоторые цвета и оттенки желтого, зеленого, голубого и пурпурного. Наблюдается недостаток красного пигмента в глазном рецепторе.
Особенности протанопии и дейтеранопии
Пациент может воспринимать салатовый также как и оранжевый, а пурпурный он не отличает от голубого. При этом пациент может отличить синий от зеленого и зеленый от темно красного.
Эта разновидность дальтонизма довольно опасна для водителя, так как он будет неадекватно воспринимать основные сигналы светофора – запрещающий и разрешающий.
Дейтеранопия характеризуется отсутствием возможности различать зеленый цвет. Вместо него человек видит розовый и оранжевый. В результате водитель может легко перепутать сигналы светофора.
Каким бывает дальтонизм?
Врожденный дальтонизм, как правило, передается по женской линии, и страдают от него преимущественно мужчины. Наследственная природа заболевания обуславливается передачей особой X-хромосомы от матери к сыну. Приобретенная патология цветовосприятия может быть связана с различными заболеваниями зрительного нерва или сетчатки. В этом случае она зачастую развивается лишь на том глазу, который подвергся негативному воздействию. Одной из причин, провоцирующих развитие дальтонизма, является сахарный диабет. Кроме того, нарушение восприятия цвета наблюдается у людей с катарактой, различными заболеваниями центральной нервной системы и поражением головного мозга.
Существует несколько видов этой патологии. В основном люди с дальтонизмом не отличают какой-то один цвет: чаще всего красный, зеленый, желтый или синий. При этом может наблюдаться как ослабление цветоощущения, так и полное его отсутствие. Во втором случае человек воспринимает оттенок в качестве серого цвета. Не исключается и такой вариант патологии, когда человек одновременно не может отличить несколько цветов. В этом случае речь идет о понятии «парная слепота».
Дальтонизм и водительские права по новому законодательству
Могут ли дальтоники получить водительские права? К сожалению, новые поправки в приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04 2011 номер 302Н, произведенные в 2017 году, серьёзно усугубили положение дальтоников как потенциальных водителей. Если по старому приказу от 2011-2012 годов практически любой дальтоник мог рассчитывать на классическую стандартную категорию B, то есть управление личным автотранспортом в личных целях, то теперь большинство дальтоников не смогут получить и эту категорию. Раньше ограничения для дальтоников начинались с категорий ВУ и C. Допустить к управлению служебным транспортом медкомиссия (офтальмолог) могла только при очень слабо выраженной форме дальтонизма. Теперь же, в принципе, чтобы получить водительские права, допускается только очень (очень!) незначительный дальтонизм.
Дальтонизм и водительские права — требования окулистов в 2021 году
Ранее в России при наличии той или иной формы и степени нарушения цветовосприятия можно было получить права, но только двух категорий – А и В. При этом в документ вносилась отметка о запрете работать водителем по найму. То есть дальтоник имел право управлять автотранспортом только в личных целях. Всё изменил вступивший в начале 2012 года в силу Приказ №302 Минздравсоцразвития от 12.04.2011.
В настоящее время лицам, имеющим нарушения цветового зрения, водить машину запрещено.
Осмотр у офтальмолога – обязательная составляющая любой медкомиссии, независимо от получаемой категории прав. Окулист вместе с проверкой остроты зрения проводит тестирование на дальтонизм. Для этого используются преимущественно таблицы Рабкина. При выявлении отклонения от нормального цветовосприятия автомобилисту будет выдана медсправка, разрешающая управлять ТС только при обмене прав, выданных до 2012 года.
Давно известно: чем сложнее механизм, тем больше в нём деталей, которые могут выйти из строя. Так и человеческий глаз: поскольку он состоит из множества самых разных элементов, то и отклонения от нормы здесь довольно часты.
При этом некоторые нарушения зрения в целом не являются помехой в повседневной жизни граждан, но могут значительно повлиять на их способность выполнять отдельные действия – например, обеспечить безаварийное вождение.
Одно из нарушений зрения, опасных для водителя, – дальтонизм, то есть глазная патология, при которой искажается восприятие цвета.
Рассмотрим подробнее это явление, чтобы разобраться, может ли дальтоник получить водительские права.
Сетчатка глаза имеет светочувствительные рецепторы в виде колбочек, содержащих особый пигмент, отвечающий за распознавание цвета. Каждая колбочка способна определить только один из трёх цветовых оттенков: красный, зеленый или синий.
Недостаточное количество одного из пигментов или его полное отсутствие приводят к тому, что человек теряет способность воспринимать тот или иной цвет.
Если при нормальном наполнении всех трех колбочек человеческий глаз может различать почти миллион различных цветовых оттенков, то недостаток пигмента хотя бы в одной из них снижает эту способность в сто раз.
По данным Минздрава, такое отклонение имеют около 8% мужчин и 0,5% женщин. Дальтонизм чаще всего бывает врождённым, но иногда является последствием травм и глазных заболеваний.
На законодательном уровне проблеме адекватного восприятия цвета не всегда уделялось такое пристальное внимание, как сегодня.
Так, до недавнего времени водители категории А, страдающие дальтонизмом, не имели никаких проблем с получением водительских прав, а для тех, у кого категория В, существовало только одно ограничение – наличие дихромазии (полного выпадения одного цвета).
При этом в водительском удостоверении ставилась отметка о том, что такой водитель не может работать по найму, то есть пользоваться автомобилем только в личных целях разрешалось.
Ситуация кардинально изменилась 1 января 2012 года, когда вступил в силу приказ Минздрава РФ №302н от 12.04.11, в котором прописано новое положение о том, могут ли дальтоники получить водительские права.
Данным приказом установлены единые правила, согласно которым все водители, имеющие даже небольшие нарушения цветовосприятия, не могут быть допущены к управлению ТС любой категории.
Иначе говоря, им не выдаётся справка о прохождении медосмотра.
При этом на автовладельцев, получивших медицинскую справку до 2012 года, новые правила не распространяются. Они могут безо всяких препятствий не только водить автомобиль, но и менять водительские права.
В зависимости от того, какие именно рецепторы-колбочки в глазу человека не справляются со своими обязанностями, существуют несколько разновидностей дальтонизма. Рассмотрим их по отдельности:
- Дейтеранопия. Данное нарушение лишает водителя возможности различать зеленый цвет: вместо него он видит розовый и оранжевый. На практике для водителя транспортного средства это означает, что он может просто перепутать сигналы светофора, так как часто оранжевый и розовый цвета имеют оттенки, близкие к красному.Конечно, по этому поводу можно возразить следующее: все водители прекрасно знают, где располагается на светофоре красный, а где зелёный. Но согласитесь, что в условиях плохой освещённости дороги, в случае усталости или нездоровья или в какой-либо экстренной ситуации водитель воспринимает сам цвет, и может просто не сориентироваться, где конкретно он расположен на светофоре.Поэтому вывод напрашивается сам: дейтеранопия и водительские права – опасное сочетание.
- Протанопия – недостаточное количество в глазном рецепторе красного пигмента. В этом случае водитель путает данный цвет с коричневым или темно-зелёным. Понятно, что и эта разновидность дальтонизма достаточно опасна, так как опять налицо неадекватное восприятие водителем основных сигналов светофора – запрещающего и разрешающего. Интересно, что при этом предупредительный цвет – жёлтый – все водители, в том числе и дальтоники, воспринимают правильно.Самое печальное, что эта разновидность дальтонизма, как все остальные, является неизлечимой. Конечно, времена меняются, и неизвестно, как изменятся правила медосмотра для водителей в дальнейшем, но сегодня протанопия и водительские права несовместимы.
- Дихромазия – полное отсутствие у водителя способности восприятия одного из цветов: красного или зелёного. Это особенно сложный случай, при котором один из глазных рецепторов, отвечающий за определённый цвет, не функционирует вообще. Водителям, имеющим такую патологию, и прежде по закону не разрешалось управлять транспортом на профессиональном уровне, например, работать водителями. Действует это правило и сейчас, но теперь оно распространилось и на другие категории ТС. Таким образом, дихромазия и водительские права в 2021 году – понятия взаимоисключающие: человек с таким диагнозом на законном основании получить права не может.
Если вас интересует, какие еще есть противопоказания по здоровью для вождения, ознакомьтесь со статьей «Медицинские ограничения для получения водительского удостоверения».
Проверка зрения на дальтонизм проводится офтальмологом (окулистом) в поликлинике по месту прохождения медосмотра.
При этом врач использует специальные полихроматические таблицы двух видов: таблицы Рабкина и таблицы Ишихары. Каждое изображение представляет сочетание цифр или фигур, состоящих из множества кружков разного размера и разного цвета, но с одинаковой яркостью. Обычно проверку проводят на 27 таблицах.
Тест на цветовую слепоту проводится бесплатно окулистом в поликлинике по месту прописки или регистрации пациента. При этом необходимо иметь страховой полис.
Перед посещением медучреждения можно пройти такую же проверку самостоятельно онлайн.
Желающие могут также посетить платного офтальмолога (окулиста) в коммерческом центре. Такая процедура обычно стоит от 500 до 2 000 рублей.
Поскольку выявленная у кандидатов в водители цветоаномалия не позволит им получить водительские права в 2021 году, найдутся много желающих оформить медицинскую справку незаконным путём, например, купить.
В такой ситуации следует знать, что данное действие в Уголовном кодексе РФ квалифицируется как мошенничество.
За подделку результатов медицинского осмотра предусмотрено наказание по статье 327 Уголовного кодекса РФ – лишение свободы сроком на два года, а за использование поддельного водительского удостоверения – штраф до 80 тыс. рублей.
Итак, мы выяснили, что на вопрос дают ли водительские права дальтоникам, в настоящее время в России существует только отрицательный ответ.
Термином «дальтонизм» обозначается любой вид расстройства цветооощущения:
- полное отсутствие цветовосприятия (ахроматопсия или монохромазия);
- невосприятие оттенков одного из трех основных участков спектра (дихромазии);
Различают следующие виды дихромазии:
- протанопическая (отсутствует пигмент, воспринимающий красный, человек вместо красного видит темно-зеленый или коричневый цвет);
- дейтеранопическая (нет пигмента, воспринимающего зеленый, он воспринимается как оранжевый или розовый);
- тританопическая (нет пигмента, воспринимающего синий).
- аномальная трихромазия (протаномалия, дейтераномалия, тританомалия).
Можно ли заменить права при дальтонизме
12 апреля 2011 года Минздравсоцразвития РФ утвердил Приказ за №302н, регулирующий правила медицинского осмотра. В него был включен перечень заболеваний, которые являются основанием для отказа в выдаче водительского удостоверения. Согласно этому документу, медосмотр у врача-офтальмолога включает 5 видов обследования для водителей:
- Определение остроты зрения;
- Исследование цветоощущения;
- Исследование полей зрения (периметрия);
- Биомикроскопия глазных сред;
- Офтальмоскопия глазного дна.
Если в ходе обследований выявляются любые нарушения цветового восприятия, то согласно противопоказаниям, изложенным в пункте 27.1, человек не может получить водительские права.
Приказ №302н не делает различий между формами дальтонизма, обозначив их обобщенной формулировкой — «Нарушение цветоощущения». Выход этого документа спровоцировал широкий резонанс. Фактически права на вождение лишались даже люди, имеющие незначительные отклонения в восприятии цвета.
Общественное мнение сочло такую постановку вопроса необоснованной и дискриминационной. Положение дел усугубилось повышением уровня коррупции среди врачей медицинских комиссий.
Многие кандидаты на получение водительских прав с незначительными аномалиями цветоощущения стали просто покупать справки. В итоге, в 2014 году заговорили о пересмотре стандартов и исключении дальтонизма из перечня противопоказаний.
29 декабря 2014 года вышло Постановление Правительства РФ за №1604, корректирующее перечень ограничений и противопоказаний к управлению наземным транспортом.
Согласно этому документу, абсолютный запрет на вождение получают только дальтоники, страдающие полной цветовой слепотой — ахроматопсией (код Н53.51).
Другие формы дальтонизма — дейтеранопия, тританопия, протанопия — в данном Постановлении не указаны.
На практике в 2021 году дальтоникам продолжают отказывать в получении водительских удостоверений. Постановление Правительства от 2014 года ничего не изменило, и медики по-прежнему ссылаются на Приказ собственного Министерства. Этот документ никем не отменен и на сегодняшний день является основным положением, регламентирующим выдачу справок будущим водителям.
Чтобы получить водительские права, нужно пройти полноценную медицинскую комиссию, которая включает отоларинголога, хирурга, невролога, терапевта, сдачу соответствующих анализов и, конечно, офтальмолога.
При этом на разные категории прав острота зрения должна быть разной:
- если человек хочет управлять легковой машиной – то есть, ему нужны права категории B – острота его зрения должна быть не ниже 0,2 на худшем глазу и 0,6 на лучшем;
- если он хочет водить грузовик – то есть, хочет получить права категории C – то ему понадобится острота зрения не меньше, чем 0,8.
При слепоте одного глаза получить права можно – главное, чтобы второй видел хорошо. При тяжёлых заболеваниях роговицы и сетчатки, при сильном косоглазии, при значительном ограничении поля зрения получить права, скорее всего, окажется невозможным.
Дальтонизм – достаточно серьёзное нарушение зрения. При этом, если раньше человек с этим заболеванием мог претендовать на получение прав, то в 2012 году вышел закон, согласно которому, получить их не может любой дальтоник.
Раньше противопоказанием к вождению являлись дихромазия и ахроматопсия. На какое-то время же противопоказанием стал дальтонизм вообще.
Как получить водительское удостоверение при дальтонизме
Известно всем автоводителям, которые в свое время получали водительские права: тест у окулиста – едва ли не важнейший на этапе медкомиссии для положительного решения допуска претендента к сдаче экзаменов. У каждого претендента «на права» офтальмолог проверяет такие показатели, как острота зрения, угол зрительного обзора и способность воспринимать цветопалитру.
Общие требования к уровню зрения будущего водителя абсолютно понятны, так или иначе, в специальных очках или линзах, но ездить при успешной сдаче экзаменов и при соблюдении медицинских требований в первых двух пунктах – вы сможете.
А вот как быть с третьим – нарушением уровня цветового восприятия, или, по-другому, дальтонизмом? Сможет ли человек с таким заболеванием в будущем получить водительские права?
Особенности протанопии и дейтеранопии
Дальтонизм можно разделить на протанопию и дейтеранопию. Первое – это патология, которая характеризуется невозможностью отличать некоторые цвета и оттенки желтого, зеленого, голубого и пурпурного. Наблюдается недостаток красного пигмента в глазном рецепторе.
Пациент может воспринимать салатовый также как и оранжевый, а пурпурный он не отличает от голубого. При этом пациент может отличить синий от зеленого и зеленый от темно красного.
Эта разновидность дальтонизма довольно опасна для водителя, так как он будет неадекватно воспринимать основные сигналы светофора – запрещающий и разрешающий.
Дейтеранопия характеризуется отсутствием возможности различать зеленый цвет. Вместо него человек видит розовый и оранжевый. В результате водитель может легко перепутать сигналы светофора.
Дальтонизм и водительские права — требования окулистов в 2021 году
1. если истек срок действия водительского удостоверения;
Считается ли это ездой без прав?
Это довольно серьезное нарушение. Если водитель своевременно не заменил удостоверение и пользуется документом с истекшим сроком действия, согласно действующему законодательству, он не имеет права управления автомобилем. Это значит, что нарушителю грозит наказание по ст.12.7 КоАП — штраф от 5 до 15 тыс. руб.
При остановке автомобиля инспектором ГИБДД, водитель продолжить движение уже не сможет. А его транспортное средство могут отправить на штрафстоянку.
2. если изменились содержащиеся в водительском удостоверении персональные данные его владельца;
Медицинский термин «дальтонизм» стал известен миру в конце ХХ века, им стали обозначать офтальмологическое заболевание неспособности видеть один или несколько цветов. Дефект этот, как правило, врожденный и наследственный, ведь причина – в наборе хромосом. Однако, известны также случаи, когда человек переставал различать некоторые цвета вследствие травмы или прочих физиологических изменений в организме, при этом, мужчины страдают этим заболеванием чаще, нежели женщины. Дальтонизм не поддается лечению – гарантии, что восприятие цвета нормализуется, крайне малы, при этом за рубежом медики уже приспособились немного корректировать этот дефект, чтобы позволить пациентам видеть хотя бы приближенные тона.
Люди с дефектами цветового восприятия могут быть, как трихроматами (не видеть один из цветов), дихроматами (не различать палитру оттенков зеленого/красного/синего), а то и вовсе – монохроматами: то есть видеть свет в буквальном смысле в черно-белых тонах.
Можно ли получить водительские права при дальтонизме в 2021 году
Кандидатов в водители обяжут сдать кровь или мочу для проверки на хронический алкоголизм и на наличие ряда запрещенных веществ, включая опиаты, каннабиноиды, кокаин и метадон. Минздрав, выяснил “Ъ”, разработал новый приказ, регулирующий процедуру получения медицинских справок в рамках водительских комиссий. Дополнительное исследование гражданину предстоит пройти, если врач заметил признаки хронического алкоголизма или наркозависимости, следует из документа. В приказе, впрочем, не уточняется, что это за признаки. Для водителей, возвращающих права после лишения, процедура станет обязательной. В 2021 году Минздрав уже пытался ввести подобные меры, но их раскритиковал Владимир Путин.
“Ъ” ознакомился с проектом приказа Минздрава, устанавливающего новые правила освидетельствования водителей и кандидатов в водители. Речь идет о медсправках для получения и продления прав. Документ проходит оценку в Аналитическом центре при правительстве в рамках «регуляторной гильотины». Действующий приказ №344н 2015 года отменят, новый вступит в силу с 1 января 2022 года.
Ключевое изменение касается проверок граждан на хронический алкоголизм. Минздрав пытается ввести такое тестирование с 2021 года (“Ъ” рассказывал об этом). Тогда ведомство предложило поправками к 344-му приказу обязать граждан сдавать кровь на наличие карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT-тест) — специфического маркера, указывающего на наличие хронического заболевания. Нововведения должны были вступить в силу в ноябре 2021 года. Однако выяснилось, что из-за дороговизны тестов процедура получения медсправки подорожает в 10–13 раз (в ряде регионов ожидалось увеличение цен до 3–5 тыс. руб.). По всей стране выстроились очереди из граждан, желавших получить документ по старым ценам. После этого инициативу резко раскритиковал Владимир Путин. В итоге Минздрав перенес срок вступления новых правил на 2022 год, пообещав доработать документ.
Сложность дальтонизма заключает в невозможности лечения. Но до 2012 года люди с небольшими расстройствами в восприятии цветов могли водить машину. С февраля 2020 года вступил полный запрет для дальтоников водить машину, в том числе и в личных целях.
До 2012 года дальтоники могли получать права категории «А» и «B» и водить автомобиль только в личных целях. Сейчас подобная возможность не предусмотрена.
Независимо от категорий управлять автомобилем с расстройством в восприятии цветов запрещено.
Не разрешается водить машину, если обследуемый гражданин страдает глаукомой, отслоением сетчатки глаза, тяжелой формой катаракты, атрофией зрительного нерва. Невозможно управлять машиной, если после операции по корректировке зрения прошло меньше 3 месяцев.
Запрет действует при существенном снижении остроты зрения. Для получения прав категории «А»-BE можно получить права, если острота зрения составляет не ниже 0.6 и 0.2 для разных глаз.
Можно водить машину при наличии одного глаза, но если острота зрения второго составляет не меньше 0.8%.
Полный запрет на вождения машины действует при сужении угла зрения (мира) более чем на 20%. Нельзя садиться за руль при диоптрии очков или линз меньше 8 единиц.
Многие интересуются, почему нельзя водить авто с патологией восприятия цвета. Это связано с тем, что человек может потерять контроль над ситуацией в процессе езды и создать аварийную ситуацию для других участников дорожного движения. Например, если своевременно не отличит сигнал светофора и не отреагирует на него. Прежде чем садиться за руль, человек, страдающий дальтонизмом, должен оценить свои возможности и все вероятные риски. Если патология имеет невыраженный характер, желательно все же побеспокоиться о повышении безопасности и комфорта езды. Для этого созданы специальные контактные линзы, которые корректируют цветовосприятие. Данные оптические изделия снабжены специальными фильтрами, которые убирают «невидимые» цвета, что позволяет повысить качество зрения — сделать картинку более красочной и четкой. Многие пациенты утверждают, что использование таких средств контактной коррекции действительно способствует улучшению цветовосприятия и позволяет повысить безопасность управления транспортным средством.
Однако следует помнить, что, по закону, нельзя дальтоникам управлять транспортным средством. Поэтому при выраженной патологии запрещено садиться за руль, чтобы исключить риск создания аварийной ситуации на дороге.
Для проверки используются специальные полихроматические таблицы. Точные результаты можно узнать при помощи качественной аппаратуры.
При диагностировании болезни на начальной стадии получение медицинской справки для вождения возможно.
Подобное возможно при замене водительских прав. Иные справки, которые свидетельствуют о запущенности и прогрессии заболевание, не принимаются.
Для проверки используются табличные формы Рабкина и Ишихары.
Они представляют собой цифры, фигурки и кружки, которые выстроены в форме цепочки. Все кружки представлены практически с одинаковой яркостью. Набор состоит из 27 таблиц. При невозможности человеком определить цвет картинки она кажется для него однородной.
Люди, которые не страдают дальтонизмом, могут легко определить количество, цвет фигурок и кружков, а также представленные цифры.
Неправильные ответы не означают, что человек болен. Может сказаться недостаточно хорошее освещение, состояние здоровье обследуемого человека.
Для получения точных результатов пациента сажают в комнате, в которой естественное освещение. Человек сидит спиной к окну. Пациенту следует успокоиться и расслабиться. Затем окулист демонстрирует обследуемому картинку на расстоянии 1 м. примерно 15 секунд.
Подобный метод позволяет определить дальтонизм с минимальной погрешностью.
Специалисты не рекомендуют ходить на прием к врачу с повышенной температурой, головными болями.
Нельзя проверяться у окулиста, если у человека явные психические расстройства и другие заболевания, мешающие адекватно оценивать обстановку.
О том, какая ответственность грозит за езду с просроченными правами, написано в статье: штраф за просроченные водительские права. Не знаете, являются ли водительские права удостоверением личности? Читайте об этом тут.
Основная особенность заболевания заключается в неспособности глаза различать один или несколько цветов. Сетчатка этого органа устроена так, что в ее центре расположены специальные колбочки, которые содержат в себе пигменты красного, синего и желтого цветов. Именно они являются основными. А все остальные цвета и оттенки человек видит при смешивании указанных цветов.
Если один из пигментов отсутствует или представлен в недостаточном количестве, наблюдается нарушение в восприятии того или иного цвета. Чаще всего встречается недостаток красного пигмента.
Причин возникновения болезни может быть несколько:
- врожденная аномалия;
- полученная травма;
- другие заболевания глаза.
Чаще всего болезнь передается ребенку от матери, которая сам при этом может оставаться совершенно здоровой.
Медицинская справка на водительское удостоверение с такой болезнью, как дальтонизм, может навсегда зачислить человека в разряд пешеходов. С точки зрения медицины, нормальным восприятием считается трихроматическое видение мира, когда в достаточном количестве имеются у человека все три пигмента. При нарушении такого баланса может возникнуть одна из форм данной болезни:
- протанопия – дефицит красного вещества. В этом случае человек может путать этот цвет с темно-зеленым и коричневым;
- дейтеранопия – человек не различает зеленый цвет, он путает его с розовым и оранжевым;
- тританопия – не выделяется сине-фиолетовый спектр, вместо них человек видит красный и зеленый.
Насколько реально получить при нарушении цветоощущения водительские права в 2020 году, решает офтальмолог. До 2021 года водители с такими нарушениями могли получить допуск к управлению транспортными средствами только категории А и В. При этом в документе содержалась запись, которая гласила, что работать по найму такой водитель не может, то есть пользоваться автомобилем или мотоциклом он может только в личных целях.
Отношение разных стран к этому вопросу принципиально отличается. Так, к примеру, в Европе таких ограничений не ставили никогда. Считается, что основная причина запрета зиждется на невозможности отличить цвета светофора, но водители уже научились запоминать их по месту расположения.
В 2021 году в нашей стране был принят закон, который запретил всем водителям с подобным нарушением зрения управлять транспортными средствами. Что касается водителей, которые получили права до принятия закона, в случае переоформления документа они все же смогут получить медицинскую справку на дальнейшее вождение.
Можно ли получить права при дальтонизме в 2021 году
Сразу следует отметить важные состояния, при которых не стоит обращаться к окулисту с проверкой на дальтонизм.
Во-первых, данные могут быть искажены – человек будет давать неправильные ответы из-за плохого самочувствия. Во-вторых, поставленный однажды диагноз опровергнуть будет не так-то просто.
К глазному врачу не обращаются, когда человек на момент предполагаемого тестирования:
- переживает психическое расстройство;
- страдает головными болями;
- заболел вирусным заболеванием и температура его тела высокая;
- дискомфорт болевого синдрома после травм и другие состояния, создающие дискомфорт.
Окулист обязан проверять зрение водителя в трех основных направлениях:
- Острота видения.
- Должный уровень цветовосприятия.
- Норма углового обзора глазами.
Если дисфункционален первый фактор, тогда могут помочь очки, либо контактные линзы. Управление при наличии этих вспомогательных приспособлений законом допускается. При уменьшении угла обзора глаз до 20% также разрешается вождение автомобильного ТС.
Но вот при нарушении цветовосприятия уже такой человек не будет допущен к управлению автомобилем, если он впервые собирает оформлять водительское удостоверение.
Это связано с тем, что любой участник дорожного движения должен уметь различать разные цвета дорожных знаков и сигналов светофора.
Потренировавшись немного, вы приучите свои глаза к цветовому тесту, который будет предложен для прохождения окулистом. После того, как вы ответите правильно на все вопросы теста, вам разрешат управлять транспортным средством.
Проверка на наличие такой дисфункции, как дальтонизм, происходит посредством прохождения специального теста.
Обращаться для этого следует к офтальмологу, окулисту. Отдельно икать такого специалиста не обязательно, все государственные поликлиники и частные медицинские учреждения оснащены в штате такими профессионалами.
Для прохождения у врача должно быть наготове специальный инструмент – таблица Рабкина и таблица Ишихары.
По яркости эти два теста почти идентичны. Это своеобразное точечное сочетание разных оттенков и цветов, среди которых более-менее контрастным цветом нанесены пятнами цифры, либо геометрические фигуры.
Сейчас уже используют и более современные варианты – нанесение не только цифр и фигур, но еще и извилистых линий, прямых, ломаных, либо опредмеченных фигур.
На тестирование следует записываться заранее, обычно окулист клиники сам назначает дату приема. В тесте существует 27 картинок, которые все требуется разгадать – просто увидеть правильный ответ.
Сам тест проводится следующим образом:
- Испытуемый должен проходить проверку только в спокойной обстановке.
- Освещение в комнате для тестирования должно быть хорошим.
- Если в помещении есть окно, тогда таблички должны быть лицом к окну. А человек – спиной к окну.
- Врач будет показывать картинку на расстоянии от человека – 1 метр.
- Время показа на одну картинку – 15 секунд.
Если испытуемый не в состоянии определить оттенок, из которого складывается очертание правильного ответа (цифра, фигура), то он всё будет видеть расплывчато, размыто. А значит, всё по цветовой гамме ему будет казаться однородным.
В этом случае ответ будет неправильным и тогда он проваливает задание. Точнее, ему ставят диагноз – дальтонизм.
Результаты проверки на дальтонизм, которые окулиста обязан внести в справку, представляем в следующей таблице.
Требования к зрению водителя для разных категорий транспортных средств
В Министерстве здравоохранения РФ был разработан и внедрен четкий перечень медицинских требований, которым должны соответствовать претенденты на получение водительских прав различных категорий. Таким образом, люди, которые намерены получить категории транспортных средств в диапазоне «А-В-Е» должны иметь остроту зрения для каждого глаза не менее 0,6 и 0,2 единицы.
Для людей в очках или линзах установлены нормы по единицам диоптрий: этот порог не должен превышать 8 единиц, при этом максимально допустимая разница между глазными показателями обоих – 3 единицы.
Люди, полностью ослепшие на один глаз, тоже имеют право претендовать на получение водительских прав, однако, при этом, показатель остроты зрения другого глаза должен быть не менее 0,8.
Что касается категорий «С» и «D», а также их подкатегорий, требования к ним отличаются лишь в пункте остроты зрения водителя с такими правами – этот показатель должен составлять не менее 0,8 и 0,4 единицы для разных глаз.
Вместе с тем, в Приказе Минздрава есть четкий перечень медицинских запретов, связанных с заболеваниями или травмами глаза, которые не дают права управлять автомобилем. Кроме непосредственно, дальтонизма, среди них – заболевания глаукомой, атрофией зрительного нерва, отслойка глазной сетчатки, атипичные изменения в слезном мешке. Запрещается эксплуатировать транспорт людям, которые перенесли операцию на глазах в период 3 месяцев после вмешательства, а также тем, кто испытывает визуальное раздвоение объектов перед глазами.
Что такое нарушение цветового восприятия?
Дальтонизм (цветовая слепота) — это неизлечимая зрительная патология. При ней больной не может отличать некоторые цвета.
С ней связаны медицинские ограничения и запреты, касающиеся допуска к вождению автотранспорта гражданина, который болеет дальтонизмом. Он становится гипотетическим источником аварийной ситуации, так как неспособен правильно различить цветовые маркеры светофора.
В сетчатке глазного дна человека расположено множество рецепторов (колбочек), они специализируются на восприятии трех основных цветов:
Все остальные цвета, тона и оттенки являются итогом смешивания этих красок. Функционируют колбочки вследствие выработки ими соответствующего пигмента. Когда веществ генерируется мало либо их вовсе нет, у человека появляются нарушения в цветовом восприятии.
Как запрещают водить авто при болезнях?
Самое важное, что нужно знать – это ваше личное чувство ответственности за жизни других участников дорожного движения, среди которых много детей и беременных. Мы пишем об этом, потому что формально до очередного медицинского обследования в целях получения справки для ГИБДД никто может не узнать о наличии у человека опасной болезни, с которой водить не просто запрещено, но и очень рискованно и неразумно. И главная проблема взаимодействия ведомств в 2023 году в том, что врач автоматически не передаёт информацию в ГАИ о появившемся заболевании.
То есть фактически, если у водителя появились, к примеру, припадки эпилепсии через год после того, как он получил впервые или поменял права, то ещё 9 лет он может ездить с этой опасной болезнью. Да инспектор может выявить болезнь случайным образом и ранее. Либо автолюбитель попадётся на лишение прав, которое предусматривает медосвидетельствование как условие для возврата водительского удостоверения.
Дальтонизм и водительские права — требования окулистов в 2021 году
Если состояние пациента вызвано наследственными факторами, лечение отсутствует. Врач может назначить корректирующие линзы или очки, которые незначительно улучшат восприятие окружающего мира пациентом.
Если состояние пациента спровоцировало первичное заболевание, устранение нарушения цветовосприятия возникнет только после его лечения. Для этого применяют хирургический метод, благодаря которому можно восстановить сетчатку и сосуды микроциркуляции. Если выявлена злокачественная или доброкачественная опухоль в головном мозге, ее необходимо удалить, если это возможно.
При наличии патологии сосудистого русла лечат первопричину. Применяются препараты, снижающие холестерин и глюкозу в крови, назначают лекарственные средства, которые препятствуют ишемии (чрезмерное сужение) сосудов.
Впервые термин «дальтонизм» введен в 1974 году. Свое название заболевание получило от автора небольшой книги (Джон Дальтон), который 26 лет жил с нарушением цветовосприятия и подробно описал свое состояние в произведении. В дальнейшем на основании проводимых исследований введены современные названия патологии, которые зависят от количества воспринимаемых цветов и выявления какой именно оттенок не определяется глазом.
- трихроматов с уменьшенным восприятием одного цвета;
- дихроматов (функционируют только две колбы, не способные воспринимать большое количество цветов и оттенков).