Взыскание долга с местной администрации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание долга с местной администрации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В частности, если у должника-бюджетополучателя отсутствуют соответствующие лимиты бюджетных обязательств и средства, полученные от предпринимательской деятельности, а для получения дополнительных лимитов, бюджетных обязательств были предприняты все необходимые действия (главному распорядителю средств соответствующего бюджета направлен запрос-требование), то основания для приостановления расходных операций отсутствуют, так как должник в этом случае не является нарушителем бюджетного законодательства по смыслу статьи 283 Бюджетного Кодекса РФ. Получается, что органы казначейства вправе применять данную меру, только если должник имеет соответствующие лимиты, либо средства от предпринимательской деятельности, но уклоняется от представления в казначейство платежного поручения на перечисление средств.
Рычаги воздействия на бюджетное учреждение
Каким образом еще можно повлиять на ситуацию?
Для начала, конечно же, следить за действиями казначейства и должника, т.е. писать письма, направлять запросы.
Даже если у должника есть деньги, но он игнорирует сроки и отказывается возвращать долг, казначейство имеет право приостановить операции по счетам должника, по тот не перестанет нарушать закон. Вам только остается следить за сроками и своевременно попросить казначейство приостановить работу счетов должника.
Если казначейство не делает этого, Вы имеете право обжаловать в суде его неправомерные действия. Но, так можно поступить, только если Вы чувствуете бездействие казначейства или должника.
В прокуратуру тоже можно подавать подобные жалобы. Также можно обжаловать действия конкретного сотрудника, работающего с Вашей проблемой по взысканию долга с бюджетной организацией.
Ускорить возврат долга можно и альтернативным способом: обратиться в суд за денежной компенсацией за длительное неисполнение решения суда за каждый день такого неисполнения, требовать взыскать проценты на неправомерное пользование чужими денежными средствами, подать иск об индексации присужденных сумм долга.
Такая процедура, как взыскание долга с бюджетной организации не так уж и сложна, как может показаться на первый взгляд. Главное – это методично добиваться своего и не пускать ситуацию на самотек.
Особенности исполнения судебных актов по обращению к взысканию на средства бюджетов бюджетной системы РФ
В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления на основании права оперативного управления, не имеющая статуса федерального казенного предприятия, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. Бюджетное учреждение распоряжается по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (ст. 120 ГК РФ). Собственниками имущества бюджетного учреждения могут быть органы государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления.
Таким образом, предъявление исполнительного документа к исполнению бюджетному учреждению предусматривает обращение в субсидиарном порядке взыскания либо на средства федерального бюджета, либо на средства бюджета субъекта РФ, либо на средства местного бюджета по денежным обязательствам соответствующих бюджетных учреждений.
Поскольку бюджетные учреждения являются неотъемлемым звеном бюджетной системы РФ, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с принципом единства бюджетной системы РФ носит единый порядок, который имеет свои особенности.
Во-первых, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебных актов. В связи с чем исполнительными документами, которые предъявляются к исполнению бюджетным учреждениям, могут быть исполнительные листы и судебные приказы.
Во-вторых, исполнение судебных актов осуществляется иными государственными органами, не являющимися службой судебных приставов.
Законом N 197-ФЗ помимо внесения изменений в БК РФ одновременно были внесены изменения в ст. 1 Закона N 119-ФЗ, исключающие возможность обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов.
Ранее нормы об исключении службы судебных приставов из органов, которые могут исполнять судебные акты, обращенные к взысканию на средства бюджетов бюджетной системы РФ, ежегодно устанавливались законодателем в федеральных законах о федеральном бюджете на очередной год начиная с 2003 г. . Однако Конституционный Суд РФ признал практику установления законодателем норм, определяющих порядок исполнительного производства судебных актов, в специальных законах, какими являются федеральные законы о федеральном бюджете на очередной год, нарушающей принцип верховенства права, поскольку включение положений об исполнительном производстве в специальные законы приводит к тому, что механизм исполнения соответствующих судебных решений не опирается на стабильную правовую основу. Поэтому законодателем БК РФ был дополнен отдельной главой, посвященной исполнительному производству судебных актов по искам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
Федеральные законы о Федеральном бюджете на 2003 — 2005 гг.
Появление указанной главы в БК РФ, посвященной исполнению судебных актов, также было обусловлено тем, что Конституционный Суд в своем Постановлении от 14.07.2005 N 8-П признал за государством право определять органы, которые обладают полномочиями по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Право государства определять органы, обладающие полномочиями по исполнению судебных актов, продиктовано тем, что государство должно стабильно и непрерывно осуществлять возложенные на него функции. Исполнение судебных актов не должно нарушать стабильность и непрерывность реализации государством возложенных на него функций, исполнение которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
С другой стороны, Конституционный Суд РФ установил, что государство может возложить исполнение требований судебных актов на различные органы и организации исходя из того, что независимо от избранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть. Иными словами, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, вступивший в силу с 1 января 2006 г., должен опираться на указанное выше Постановление Конституционного Суда РФ, которое фактически предопределило его принятие законодателем.
Для определения того, учел ли законодатель при принятии гл. 24.1 БК РФ установленные КС РФ принципы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, необходимо обследовать основные положения новой главы БК РФ.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Стоит ли обжаловать действия судебного пристава-исполнителя?
По закону, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Это не означает, что через два месяца долг будет взыскан. Также это не означает, что судебный пристав-исполнитель вынесет постановление об окончании исполнительного производства.
Истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не влечёт за собой последствий в виде окончания исполнительного производства. Исполнительный документ может лежать у пристава годами. Поэтому обжалование бездействия пристава в связи с просрочкой в два месяца может оказаться бесперспективным. Вышестоящее должностное лицо (старший судебный пристав отдела) или суд откажет в удовлетворении такого заявления.
На практике обжалование действий пристава приводит к излишнему формализму в его работе по вашему производству. Поэтому лучше иметь доверительные отношения с приставом.
Жаловаться старшему судебному приставу, в прокуратуру или суд рекомендуем только тогда, когда речь идёт о существенном нарушении ваших прав (например, если пристав совершает незаконные действия или если имеются сведения и факты о том, что пристав в сговоре с должником). Рекомендуем вам известить пристава о намерении подать жалобу: возможно, пристав исправит допущенные ошибки или прекратит бездействие, и жаловаться не придётся.
Мы уверены, что практическое применение рекомендаций, перечисленных в статье, увеличит не только результативность и скорость взыскания, но и вероятность возврата долга в целом.
Индексация взысканных сумм
Денежные средства подвержены инфляции (потеря покупательской способности).
Гражданское процессуальное законодательство имеет действующий механизм компенсации потерь кредитора вследствие инфляционных процессов – статья 208 Гражданского Процессуального Кодекса РФ
Индексация производится судом по индексам потребительских цен на день исполнения судебного решения.
По результатам рассмотрения дела взыскатель также получает исполнительный лист на взыскание с должника проиндексированных сумм.
В арбитражном процессуальном кодексе есть аналогичная норма для индексации – статья 183 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, но действие ее фактически заблокировано отсутствием специального федерального закона, определяющего размер индексации, на который имеется ссылка в упомянутой статье.
Возникает вопрос. Возможно ли начисление индексации на период трех месяцев, которые имеет должник-бюджетополучатель для исполнения решения суда?
Судебная практика дает на это положительный ответ.
Верховный Суд РФ в своем определении[5] подчеркнул, что: «…Поскольку целью индексации присужденных денежных сумм является поддержание их покупательной способности в условиях инфляции, индексация взысканных по решению суда денежных сумм должна производиться с момента вступления решения суда в законную силу…»
Верховный Суд определил правовую природу трехмесячного срока для исполнения решений суда как организационную, дисциплинирующую должника к скорейшему исполнению требований исполнительного документа.
Данный срок установлен в интересах взыскателя, с той целью, чтобы решение суда не исполнялось должником сколь угодно долго, и не представляет собой автоматическую отсрочку исполнения решения суда для должников-бюджетополучателей на три месяца.
Однако в другом деле, нижестоящие суды, учли специальные правила исполнения судебных актов по взысканию с должников-бюджетополучателей, и рассчитали индексацию с даты предъявления исполнительного документа в казначейство до даты исполнения судебного решения казначейством[6]
Здесь интересным для исследования является вопрос, а может ли сам должник, добровольно исполнить решение суда?
Взыскатель, предъявляя лист в финансовый орган инициирует процедуру принудительного исполнения судебного акта.
Но законом не запрещено должнику исполнить решение суда добровольно.
Исходя из практики ЕСПЧ (Европейский Суд по Правам Человека) взыскатель не обязан инициировать процедуру принудительного исполнения судебного акта[7].
Аналогичная позиция у суда в другом деле — от лица, получившего исполнимое решение против государства в результате успешного судебного процесса, нельзя требовать обращения к исполнительному производству для его исполнения. Это означает, что если решение вынесено против государства, то именно государство, а не взыскатель обязано проявить инициативу для исполнения этого решения[8].
Следует отметить позицию Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 20 марта 2008 г. N 153-О-О, согласно которой индексация не носит характер гражданско-правовой ответственности и не может быть поставлена в зависимость от вины должника в длительном неисполнении судебного решения.
Индексация является механизмом, позволяющим полностью возместить потери взыскателя при длительном неисполнении судебного решения в условиях инфляционных процессов в государстве.
Способы возврата дебиторской задолженности
Исполнительный лист дает возможность выбить свои деньги назад при помощи судебных приставов, через банковский счет должника или по банкротству бывшего партнера.
Судебный пристав – это именно то лицо, которое занимается принудительным взысканием средств. На его плечах лежит вся ответственность за благоприятный исход дела. Однако, загруженность российских судов настолько велика, что зачастую приставы не имеют физической возможности вести большое количество дел одновременно, поэтому ваш исполнительный лист может лежать пылиться месяцами.
Для того, чтобы такого не было, необходим постоянный контроль за действиями сотрудников ФССП со стороны юриста. Если вдруг прикрепленный за вашим делом пристав все равно не предпринимает особых действий, это может означать либо то, что его подкупили со стороны ответчика, либо он просто вас игнорирует. В этом случае вы можете подать жалобу на такого сотрудника его руководству.
Если нет желания ждать активных действий от ФССП, юрист компании может самостоятельно обратиться в банк, в котором открыты денежные счета должника. Для этого необходимо будет предоставить банку исполнительный лист и решение суда.
При наличии необходимой суммы на счете ответчика, банк обязан их перечислить в пользу заявителя в трехдневный срок. Если на счетах пусто, либо сумма имеется не в полном объеме, исковое заявление и исполнительный лист будут оставаться в банке до тех пор, пока задолженность не будет перечислена в пользу истца в полном объеме.
Как правильно подать исполнительный лист судебным приставам
Вынесенное судом решение, вступившее в законную силу, становится фактором отпуска заявителю исполнительного листа для передачи приставам и инициирования его делопроизводства. После проверки всех необходимых реквизитов в полученных документах, возбудитель часто пытается выяснить, как передать исполнительный лист судебным приставам.
Если дело связано с материальными проблемами, то без участия службы принудительного взыскания практически не обойтись.
Практика показала, что заявление в службу судебных приставов придется готовить в следующих ситуациях:
- кредитные учреждения: при взыскании просроченных займов, штрафов и пеней или при обращении взыскания на залоговое имущество;
- родитель, в одиночку воспитывающий ребенка, при неуплате алиментов второй половиной и судебном решении о выплате долга;
- сотрудники предприятий всех форм собственности при неправомерном увольнении, уменьшении или невыплаты заработка,
- льготники при неверном начислении пособий и компенсаций;
- юридические лица, ИП в случае невыполнения материальных обязательств партнерами;
- граждане при материальных разногласиях между ними, по делам о взыскании частных долгов.
Закон не обязывает выигравшее суд лицо обращаться к службе СП. Но ведь спорный вопрос и так оказался в судебном заседании, так стоит ли надеяться на добросовестность ответчика? Лучше воспользоваться отработанным правовым механизмом. Тем более, что судебная инстанция подает информацию в местное подразделение ФССП по исполнительным документам в пользу истцов.
Кто может подать лист
Когда дело решилось в сторону заявителя, то следующим шагом будет оформление исполнительного листа и передача приставам для исполнения. Здесь нет определенных сроков, когда человек должен забрать ИЛ. Это может произойти уже на следующий день после того, как решение суда наберет юридическую силу. Можно подойти и через месяц, после оглашения постановления. Служба судебных приставов, обязана принять ИЛ в любое время.
Теперь следует более подробно рассмотреть, а кто же может получить лист. Для этого можно воспользоваться одним из вариантов:
- Истец лично приходит в канцелярию судебной инстанции. При этом он должен принести заявление, где будет указана просьба о том, чтобы выдали исполнительный лист;
- Вторым вариантом является почта. Написать заявление все равно нужно, но нет необходимости посещать здание суда, письмо отправляется по почте.
Не запрещено в заявлении на выдачу ИЛ указать, чтобы документы были переданы в службу судебных приставов.
Исполнение решений судов о взыскании с казны
Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 11. Орган Федерального казначейства при полном исполнении исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ. 12. Орган Федерального казначейства ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в порядке, установленном Федеральным казначейством. 13. В случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ) (см.
Как взыскать долг с бюджетного учреждения?
Важно
Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 7. Должник обязан представить в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см.
Казначейство получило исполнительный лист о взыскании денег с муниципалитета. Как защититься
Когда муниципалитет получит больше времени на защиту своих интересов
Местные бюджеты, за исключением бюджетов отдельных муниципальных образований, дефицитные. Поэтому споры между муниципалитетами и подрядчиками (исполнителями работ или услуг), поставщиками товаров сегодня не редкость. Если судьи не поддержат местные власти, результатом разбирательства становится исполнительный лист о взыскании денежных средств с муниципалитета. Взыскатель подает его в орган, который проводит операции по исполнению документов об обращении взыскания на средства местного бюджета. Это может быть казначейство, департамент финансов или другой уполномоченный орган. К исполнительному листу взыскатель прикладывает заявление, копию судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, и при необходимости доверенность, подтверждающую полномочия представителя взыскателя.
Казначейство может вернуть исполнительный лист без исполнения, если:
- взыскатель представил не все обязательные документы;
- документы не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- документы поступили не в орган по месту ведения лицевого счета должника;
- взыскатель отозвал исполнительный документ.
На практике казначейство возвращает заявление без исполнения и в других случаях. Например, это происходит, если взыскатель указал не все реквизиты банковского счета, на который нужно перечислить денежные средства (постановление ФАС Московского округа от 23.05.2011 № КА-А40/4514–11). Когда в копии судебного акта нет отметки о его вступлении в законную силу, заявление также могут вернуть (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 по делу № А63-1996/2013).
Возврат заявления позволяет органу местного самоуправления выиграть время. Пока взыскатель собирает полный пакет правильно оформленных документов, вы можете подать апелляцию на решение суда или изыскать средства для погашения задолженности.
Как взыскать с бюджетной организации
Внимание
КонсультантПлюс: примечание. О порядке обращения взыскания на средства бюджетных учреждений см. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1. Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения — должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее в настоящей статье — лицевые счета должника).
Исполнение судебных актов в отношении учреждений
В случае, если должник по своей организационно-правовой форме является автономным учреждением, судебный пристав-исполнитель в целях установления имущества обращается с запросом в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. Дальнейшие исполнительные действия в отношении установленного имущества автономного учреждения, в том числе его арест, оценка и реализация, осуществляются в соответствии с порядком обращения взыскания на имущество должника, установленным Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. (в ред. Федерального закона от 02.11.2007 N 247-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя. 9.
Предъявление исполнительного листа по месту работы должника
В соответствии со ст. 9 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об исполнительном производстве» исполнительный лист о взыскании суммы не превышающей сто тысяч рублей, а также о взыскании периодических платежей может быть направлен в адрес юридического лица, которое выплачивает должнику заработную плату или в адрес любого другого лица, осуществляющего выплату должнику периодических денежных средств (зарплата, пенсия, стипендия и другие).
Для получения положительного результата при предъявлении исполнительного листа по месту работы должника требуется соблюдение определенной процедуры, а именно:
- документы направляются (подаются) на точный юридический адрес организации;
- к заявлению об исполнении решения суда прикладывается само решение, исполнительный документ, реквизиты банковского счета для перечисления задолженности, а также указывается фамилия, имя, отчество, паспортные данные гражданина либо наименование и ИНН юридического лица;
- заявление должно иметь личную подпись и дату направления.
Данный способ является наиболее эффективным для взыскания с должника денежных средств, так как на сумму до половины его доходов работодателем регулярно будут производиться удержания в пользу взыскателя до полного погашения задолженности.