Статус беженца по религиозным убеждениям

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статус беженца по религиозным убеждениям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Во многих странах сохраняется напряженная ситуация между людьми разной веры. Каждая из религиозных организаций проповедует свои догмы, вовлекает новых верующих, проводит мероприятия. Происходит столкновение сфер влияния, которое порождает конфликты на почве религии. Так, во времена Советского Союза людям навязывали атеизм. Церкви, монастыри, мечети были закрыты и переоборудованы под склады и архивы. Религиозные деятели подвергались арестам, ссылкам и гонениям.

Религиозное убежище в США: кто имеет право?

В 1990 году к Закону о беженцах была выпущена поправка Лаутенберга. США расширили список лиц, которые могут рассчитывать на получение статуса беженца. Это касается людей, у которых уже есть близкие родственники, проживающие в Америке. Воспользоваться поправкой могут представители еврейской национальности, приверженцы евангелизма, украинской католической и православной церкви. Главное условие, чтобы они проживали на территории бывших стран СССР. Многие претенденты на убежище забывают об этой поправке. Каждый год ее продлевают.

Кейс, при защите которого можно сослаться на поправку Лаутенберга, имеет хорошие шансы на одобрение. Все, что нужно собрать, это доказательства притеснений и гонений, подтверждение того, что вы относитесь к одному из религиозных течений.

Как получить статус беженца

Неоспоримой причиной для получения статуса беженца являются боевые действия в стране проживания заявителя. Рассматриваются также другие основания, вызывающие преследования, угрожающие жизни, безопасности и здоровью:

  • наличие гражданства определенной страны;
  • политическая деятельность и политические взгляды;
  • убеждения, связанные с религиозным мировоззрением;
  • расизм;
  • пребывание в определенной соцгруппе.

Перечисленные преследования должны совершаться организованными группами лиц или же государством. Если таковые действия есть, они угрожают жизни и безопасности мигранта и его семье, тогда он имеет право подать на статус беженца в любой стране мира. Для этого нужно лишь предоставить доказательства, подтверждающие случаи его гонения. Для рассмотрения прошения также понадобятся:

  • документы, подтверждающие наличие родственных связей с теми, кто подает прошение вместе с заявителем;
  • паспорт (внутренний или загранпаспорт) или водительские права;
  • цветные фотографии паспортного размера;
  • заявление;
  • анкета.

Политическое убежище — что это?

Желание покинуть страну проживания может быть вызвано разными причинами. Однако, если человек подвергается преследованиям или притеснениям по религиозным, политическим или иным причинам, он может претендовать на убежище. В этом случае при предоставлении убедительных доказательств заявление будет рассмотрено иностранным государством. И если он найдет это убедительным, то предоставит статус политического беженца.

Обязательно заранее ознакомьтесь с информацией перед подачей заявления на политическое убежище. В большинстве государств, включая РФ и США, этот статус можно получить только находясь на их территории (в том числе скрываясь в посольстве, как Джулиан Ассанж). Это невозможно сделать извне. Это значит, что вам придется самостоятельно решать проблему въезда, получать визу, оформлять паспорт.

Где лучше просить политическое убежище?

Почти все государства Восточной Европы уже закрыли свои границы с Россией и заявили, что не намерены предоставлять политическое убежище россиянам, уклоняющимся от мобилизации. К таким странам относятся: Эстония, Литва, Польша, Финляндия, Латвия, Чехия .

Более лояльно к гражданам РФ относятся страны из Западной Европы, где высок шанс получения защиты. В страну, куда преследуемый может попасть любым путем, он может подать заявление о предоставлении убежища, и миграционная служба не будет иметь права отказать в рассмотрении дела.

австрия и Германия финансово поддерживают граждан, дела которых учитываются и изучаются. Когда заявитель получит статус беженца в Германии, он получит хорошее пособие, которое соответствует пособию для безработных немцев. Местные власти готовы оплачивать беженцам жилье, курсы немецкого языка, курсы для получения новой квалификации.

Если подать заявление во Франции, беженец тоже может рассчитывать на хорошее пособие.

Если беженец пробыл в Испании 3 года, он может получить право на ПМЖ в стране по месту жительства. Льготы здесь ниже, чем в Австрии, Франции и Германии, но есть возможность в будущем стать гражданином.

Какие ограничения накладывает политическое убежище?

Как правило, лицо, ищущее убежища, не может вернуться на родину, поскольку подача заявления о предоставлении убежища подразумевает, что такое возвращение опасно. Нет больше риска = нет статуса. В некоторых странах люди теряют свой статус, покидая страну убежища один раз или на срок, превышающий срок, указанный в законе.

Кроме того, ходатайство о предоставлении убежища может стать черной меткой для миграционной службы: например, в Германии после отказа в убежище вы не сможете претендовать на другие правовые статусы (например, вид на жительство для работы). Также могут быть проблемы с визой. Но это касается не всех ситуаций: например, у украинцев таких проблем, скорее всего, не будет.

Политическое убежище на религиозной почве для верующих меньшинств

На территории СНГ существуют небольшие религиозные группы, которые подвергаются преследованиям со стороны членов других конфессий.

  • Мусульмане испытывают на себе притеснения, которые выражаются в запрете носить одежду по религии, проводить праздники и обряды.
  • Адептов христианских течений, которые находятся в меньшинстве в мусульманских странах, пытаются насильно вовлечь в свою веру сторонники других религий. Их конституционные права нарушаются.
  • Женщины в мусульманских странах находятся в бесправном положении. Некоторая часть верующих женщин не желает строго выполнять догмы, носить хиджабы, выполнять предписания веры, родителей и родственников, но подвергается наказаниям за это.

Кто такие беженцы с точки зрения российских законов

Беженцы — это апатриды или иностранные граждане, которые проживают вне территории страны постоянного проживания по причине реальной опасности (их преследуют по расовым, религиозным, политическим, этническим и другим установленным законом причинам) и не желают/могут из-за обоснованных опасений оставаться под защитой своего родного государства. При этом претендент на статус беженца может уже в данный момент проживать на территории РФ.

Беженца по закону невозможно выслать за пределы страны или принудительно вернуть под защиту родного государства. Поэтому, как только человеку присвоили статус беженца, он получает законное основание для проживания в России. При этом необходимо:

  • уведомлять российские власти о смене личных данных или места временного пребывания;
  • являться в ГУВМ МВД для повторного учета;
  • вовремя являться по вызову миграционной службы;
  • следовать порядку проживания в выделенном для них жилье;
  • подчиняться законам России.

Взамен беженцы получают от Правительства РФ ряд привилегий:

  • право на возвращение в родную страну в добровольном порядке в любое время;
  • право на подачу заявления на оформление РВП, а затем и гражданства России в общем порядке;
  • материальную помощь и социальные гарантии;
  • возможность бесплатного обучения в высших учебных заведениях;
  • право на заключение трудового договора с работодателем без предварительного оформления патента или разрешения на работу;
  • бесплатную медицинскую помощь;
  • жилье, обеспечение услугами коммунальных служб, питание;
  • содействие в оформлении документов, бесплатные услуги переводчика.

Ответы на распространенные вопросы о том, как получить статус беженца в России

Вопрос №1: Мне, как родителю несовершеннолетних детей, не выдали свидетельства о рассмотрении ходатайства о присвоении статуса беженца в отношении каждого ребенка. Куда жаловаться?

Ответ: На несовершеннолетних и недееспособных лиц отдельное свидетельство не выдается. Информация о детях и опекаемых лицах будут внесены в свидетельство родителя/опекуна.

Вопрос №2: Могу ли я сразу после въезда в Россию поселиться в центре временного пребывания беженцев, до подачи ходатайства о присвоении мне соответствующего статуса?

Ответ: Нет, сперва придется подавать ходатайство. Если у Вас имеются законные основания для присвоения статуса беженца, Вам выдадут свидетельство о рассмотрении ходатайства — оно и станет основанием для вселения в центр временного пребывания.

В каких случаях могут отказать в рассмотрении ходатайства о присвоении статуса беженца

Если имеет место один из перечисленных ниже моментов, в рассмотрении ходатайства по существу о присвоении статуса беженца будет отказано:

  1. У иностранца оформлено РВП в России.
  2. Иностранный гражданин состоит в браке с россиянином/россиянкой и имеет право на РВП.
  3. Заявитель по какой-то причине отказывается предоставить запрошенную информацию о себе.
  4. Граница РФ была пересечена нелегальным способом.
  5. Не имеется оснований для признания человека беженцем.
  6. Заявитель приехал в Россию из другой страны (не страны своего постоянного пребывания), где мог оформить статус беженца.
  7. У гражданина имеется второе гражданство, и он может поехать в другую страну.
  8. Заявитель уже получил отказ в присвоении статуса беженца в других странах (из ООН), законодательство которых не противоречит российским законам.
  9. Ранее иностранцу было отказано в присвоении статуса беженца за недостатком оснований (если обстоятельства не изменились).
  10. Заявитель совершил преступление на территории РФ, и было возбуждено уголовное дело.
Читайте также:  ФССП России разъяснен порядок применения отдельных положений КАС РФ

Как получить убежище в США по религиозным причинам?

На территории России запрещена деятельность организации «Свидетель Иеговы». Россияне, которые являются участниками этого религиозного сообщества, имеют право подавать на политическое убежище в США, так как не могут продолжать веровать и общаться с единомышленниками на родине.

Истории на получение убежища с такими основаниями имеют высокие шансы убедить иммиграционных офицеров одобрить ваш кейс. Грамотный иммиграционный юрист соберет доказательства для него без проблем, так как сам закон нарушает право человека на вероисповедание и ведение образа жизни Свидетеля Иеговы.

Подтверждением притеснений по религиозным убеждениям могут быть:

  • членские билеты,
  • свидетельства об уплате взносов,
  • документы, подтверждающие незаконное задержание или насильственные действия в сторону верующих,
  • наличие литературы, символики,
  • доказательства посещений собраний.

В бывших странах СНГ есть религиозные течения, которые негласно запрещены. Их участников притесняют, они подвергаются гонениям и часто вынуждены искать места для иммиграции, где они смогут веровать, не опасаясь за свою свободу, жизнь или здоровье. Среди них:

  • баптисты,
  • пятидесятники,
  • адепты организации «Адвентисты седьмого дня».

Их деятельность строго контролируется властями. Этим людям потенциально грозит опасность, и Правительство США готово предоставить им защиту. Эксперты иммиграционного центра «Консул» составят грамотный кейс на политическое убежище по религиозным мотивам. История, основанная на убедительных доказательствах того, что вас преследуют из-за ваших верований, повышает шансы на одобрение прошения. Несмотря на то, что на законодательном уровне в России запрещена только организация «Свидетели Иеговы», представители баптизма, адвентизма и пятидесятничества подвергаются скрытому давлению. Они часто не могут устроиться на работу, получить образование и социальные блага. Люди, относящиеся к официальному православию, преследуют инакомыслящих, мешают проводить мероприятия и собрания.

В Одессе моя супруга работала в неправительственной организации консультантом по ВИЧ, я занимался проектным менеджментом в благотворительном фонде и параллельно руководил небольшой театральной студией.

Мы ходили в театры и на концерты, путешествовали, лазили по горам, завели кота, бегали по утрам возле моря и в принципе ни в чем себе не отказывали (конечно, в пределах разумного). Мы рискнули все это поменять на неизвестность. Правда, в США у супруги достаточно много родственников. И именно ее родная сестра и подала заявку на наш переезд в МОМ.

На тот момент мы еще не были женаты. Заявку рассмотрели, после чего жену пригласили на первое собеседование в Киевский офис МОМ. Вопросы, которые ей задавали на первом собеседовании, в основном касались ее мест проживания за последние десять лет. Также она рассказала о своей жизни и, конечно, притеснениях на религиозной почве, которые пережила. Я думаю, что не открою страшную тайну, если скажу, что в Украине на религиозной почве сейчас практически никто никого не притесняет. Но сам факт того, что в прошлом ты это действительно пережил, немаловажен для стороны, принимающей окончательное решение.

Первое интервью со мной ограничилось фотографированием и сверкой фактов, которые обо мне сообщила моя супруга на предыдущей встрече. Следующий визит в МОМ состоялся спустя без малого год. Все это время я вел, если так можно сказать, праведный образ жизни, например, не сквернословил в социальных сетях – супруга предупредила, что меня могут “просматривать”, и я сдерживал себя, как только мог.

Во второй раз мы пришли уже как муж и жена. Взяли с собой все необходимые документы: паспорта, свидетельство о браке, мой военный билет, справку о христианском крещении моей супруги и подборку фотографий, подтверждающих ее верование. На этот раз в МОМ нас интервьюировал представитель американского правительства.

Супруга снова отвечала на вопросы по поводу мест своего проживания (задавая одинаковые вопросы, они сверяют ваши ответы с предыдущим собеседованием) и насчёт религиозных притеснений. Она рассказала несколько таких случаев и добавила, что чисто теоретически в будущем вероисповедание может стать причиной проблем (например, если в стране примут закон об одной религии). Что касается меня, то я также говорил о том, где жил последние десять лет. А еще меня раз десять спросили – принадлежу ли я к любым военным или террористическим организациям, держал ли я в руках оружие. Нет, нет и нет.

Оба раза я очень боялся, потому что совершенно не имел религиозного бэкграунда и меня никто не притеснял. Но уже потом я узнал, что весь акцент делается именно на супругу, потому что для МОМ она была главным заявителем, а я шел, так сказать, прицепом.

Уже на следующий день после прилёта, мы познакомились с социальным работником, которого назначили нам в помощь. Это ещё одна фишка программы переселения – вас будут сопровождать до момента, пока не встанете на ноги. Минусы у такой поддержки есть, но плюсы перевешивают, и чуть ли не главный из них – подъемные. Сумма небольшая, но для старта очень даже к месту.

Чем в первую очередь следует заняться беженцу по приезду в США? Кроме осмотра местных достопримечательностей, визитов к родственникам и поиску работы, людям в статусе беженцев следует незамедлительно оформить документы и подать заявку на получение помощи от государства.

По приезду в США мы получили, так называемые, подъёмные, которые положены всем участникам нашей программы от государства. Сумма не самая большая – по 900 долларов на человека, но, согласитесь, для старта очень даже неплохо.
Другое дело, что просто так вам на руки эти деньги никто не даст…

Как рассказала сотрудница организации World Relief, которая посетила нас на следующий день после приезда (эта организация является партнёром МОМ и обеспечивает социальное сопровождение всех новоприбывших по программе беженцев), на эти деньги мы можем приобрести все самое необходимое на первое время или оплатить своё первое жилье. Учитывая, что в самых простых мелочах, типа полотенца или чашки мы не нуждались, было решено пустить эти деньги на “аренду” комнаты у наших родственников. Вот почему. Дело в том, что каждую покупку за наши подъёмные нужно согласовывать с World Relief – например, если вы хотите приобрести телефон, то самую новую модель вам никто не одобрит, только эконом-вариант. Это же относится и к покупке авто. Другое дело матрас, подушки, посуда, средства гигиены и другие, не менее нужные аксессуары. Это вы можете купить, но опять же, самое недорогое, а лучше и вовсе подержанное. В общем, экономия во главу всего. Это же относится и к аренде жилья.

Мы сообщили о своих намерениях арендовать комнату в доме сестры моей жены, поэтому подъемные хотим потратить на аренду и чеки следует присылать ей (сестре). Таким образом, в течение двух месяцев подъемные были использованы.

Даже в случае явной угрозы для вас, как для представителя определенных религиозных сообществ, въезд в иностранное государство вы сможете осуществить не сразу. Дело в том, что в каждой стране установлена определенная квота на принятие беженцев из-за границы. Стоит отметить о тенденции ежегодного уменьшения квот на предоставление убежища.

В США, к примеру, законы выделяют 2 типа беженцев:

  1. Те, кто попросил об убежище, находясь в стране своего постоянного проживания.
  2. Те, кто сначала прибыл в США, а затем подал прошение на получение статуса.

И хотя указанные категории подпадают под совершенно разные квоты, шансы получить одобрение от американских миграционных органов совершенно одинаковы.

В рамках рассмотрения вашего дела вы должны будете предоставить реальные факты, исчерпывающие доказательства того, что вам действительно угрожают и притесняют в религиозном плане. Помимо этого, будьте готовы еще и к тому, чтобы доказать свою принадлежность к тому или иному религиозному течению!

Ранее вероятность получения убежища по причине религиозных притеснений в стране вашего проживания была не больше, чем по любым другим предпосылкам. Сейчас, когда вопрос религии остро стоит во многих странах мира, в частности арабского пространства, получить убежище стало значительно проще.

Как получают политическое убежище?

Вид на жительство, возможность работать и получать помощь государства. Также беженец может привезти семью — супруга и несовершеннолетних детей.

7

Нет, на пять лет. Если за это время обстоятельства изменятся — например, в стране, из которой сбежал человек, демократический режим сменит диктатуру, человека могут лишить статуса. По прошествии пяти лет статус в любом случае пересматривается и продлевается, если на то есть основания.

8

В среднем около 70 человек ежегодно (данные за последние 6 лет). Мы не знаем, сколько среди этих людей политических беженцев. Великобритания — лишь десятая по популярности страна среди российских беженцев. Первая тройка в последние годы такая — Франция, Австрия и Бельгия.

9

  • Оценка шансов
  • Почтовая рассылка
  • Каталог бизнесов
  • Изучение английского

Специалисты советуют при обращении за статусом беженца не экономить на хорошем адвокате. Он не только поможет собрать необходимый комплект документов, но и пройти всю предусмотренную законом процедуру.

Заявителю нужно преодолеть несколько этапов:

  1. Собрать комплект доказательной документации.
  2. Обратиться с заявлением в Посольство США.
  3. Тщательно заполнить предлагаемые анкеты.
  4. Пройти серьезное собеседование со специалистами иммиграционной службы.
  5. Получить решение.
Читайте также:  Повышение пенсии по потере кормильца в 2023 году

Обычно список бумаг включает:

  • паспорт гражданина РФ и загранпаспорт;
  • свидетельства о рождении всех, кто уезжает вместе с заявителем;
  • письменное изложение сложившейся ситуации (в чем проявляется притеснение, в чем причина желания уехать, подробности об ущемлении в правах и т.п.);
  • военный билет (при наличии);
  • документы о браке;
  • дипломы, удостоверения и пр. бумаги, подтверждающие квалификацию или наличие профессии;
  • при наличии родственников, проживающих в США, заявление от них, и пр.

Все документы должны быть переведены на английский язык и иметь по две копии.

Вопросами предоставления политического убежища в США занимается USCIS — служба по делам гражданства и иммиграции.

Через неделю после подачи ходатайства претендент получит почтовое уведомление о том, что его запрос принят к рассмотрению и с этого момента иностранец пребывает в стране на законных основаниях. В некоторых штатах после получения подобного уведомления заявитель может пользоваться определёнными правами, например, получить водительское удостоверение.

Виза R-1 выдается сроком на пять лет и дает право неоднократно въезжать в страну и выезжать из нее, однако первое посещение США по этой визе не должно превышать 30 месяцев. Впоследствии длительность пребывания может быть увеличена еще на 30 месяцев.

После двух лет действия религиозной визы можно подать документы на получение Green Card. В этом случае соискателю нужно доказать, что в течение двух лет он работал в религиозной организации на полной ставке наемным сотрудником или волонтером и планирует продолжать свою деятельность в дальнейшем на территории США.

На религиозную визу можно подавать прошение и второй раз при условии, что после окончания действия первой соискатель прожил за пределами Соединенных Штатов не менее года.

Поскольку виза R-1 относится к рабочим визам, у нее есть много общего с визой H-1B. Она дает право работать в не менее 20-ти часов в неделю и возможность сменить работодателя. Правда, новый наниматель все равно должен быть религиозной организацией.

В этом случае новый работодатель должен отправить петицию по форме I-129 в Службу гражданства и иммиграции США (USCIS) для получения разрешения на работу, а предыдущий работодатель — известить USCIS о прекращении сотрудничества с сотрудником-иностранцем. Работать за пределами религиозной организации-работодателя или ее филиалов по визе R-1 нельзя.

Что касается образования, то оно само по себе не может быть основанием запрашивать религиозную визу. Но её обладатели, уже находясь в США, могут начать или продолжать обучение. Но только религиозное и только параллельно с работой.

Членам семьи держателя основной религиозной визы выдаются визы категории R-2. По ней они могут находиться в США без права на трудовую деятельность у них нет. Но у детей есть неоспоримое преимущество: они могут посещать любые учебные заведения США — школы и колледжи — без получения дополнительной студенческой визы F-1.

R-2 – это дополнительная виза, поэтому период нахождения ее держателей в Соединенных Штатах не может превышать периода нахождения в ней владельца основного документа.

Упрощенная процедура для украинцев

Те, кто интересуются, как получить статус беженца в России гражданину Украины, рассчитывают на некий упрощенный порядок оформления, но это ошибочно. На самом деле оформление украинцами указанного статуса совершенно ничем не отличается от оформления его гражданами других стран.

В 2014 году Госдума РФ рассматривала законопроект, которым гражданам Украины предлагалось давать статус беженцев в ускоренном специальном порядке, однако данный документ был отклонен. Поэтому украинцы оформляют статус беженцев в общем порядке. Упрощенный порядок предусмотрен лишь для предоставления временного убежища.

То, что дает статус беженца в России для украинцев с юго-востока – разрешение на пребывание в РФ и размещение в центре временного пребывания. Правовой статус граждан Украины на территории РФ имеет некоторые преференции для них и без получения статуса беженцев. В частности, украинцы имеют право находиться на территории РФ в течение 90 дней без дополнительного разрешения, на них распространяются особые условия получения разрешения на временное проживание и вид на жительство, право работать на основании патента, а также упрощенный порядок получения гражданства, в том числе по государственной программе содействия переселению соотечественников.

Администрация Объединенных Наций по вопросам помощи и послевоенного восстановления (ЮНРРА)

В ноябре 1943 г. западные державы создали Администрацию Объединенных Наций по вопросам помощи и послевоенного восстановления (ЮНРРА) для предоставления немедленной помощи после начала контрнаступления союзных войск и освобождения Европы. В 1944—1945 гг. ЮНРРА предоставила временную чрезвычайную помощь миллионам перемещенных лиц, попавших в руки союзников, действуя, таким образом, в соответствии со стандартами межвоенного периода. «Однако ЮНРРА не была организацией по делам беженцев в строгом смысле: организация помогала всем лицам, перемещенным из-за войны, и лишь изредка беженцам по политическим мотивам».

ЮНРРА не занималась устройством беженцев и перемещенных лиц в третьих странах; целью организации было по возможности быстро вернуть на родину тех, кто был изгнан либо перемещен в результате войны. Главной функцией ЮНРРА было поощрение репатриации и контроль над ней. Для подобной деятельности ЮНРРА были переданы значительные суммы со стороны 44 государств-членов для оказания помощи.

На Ялтинской конференции в феврале 1945 г. великие державы подготовили почву для широкомасштабной репатриации в Советский Союз; а на Потсдамской конференции в августе 1945 г. было обеспечено возвращение этнических меньшинств немцев в Польшу, Чехословакию и Венгрию. Союзные государства договорились, что все граждане любого из государств немедленно после освобождения должны быть отделены от вражеских военнопленных и иностранцев.

Таким образом, значительная часть усилий ЮНРРА была направлена на помощь вооруженным силам союзников в определении личности перемещенных лиц, разделении их по национальным группам, посадке людей в грузовики и вагоны и отправке на родину без учета их собственных пожеланий. Эти методы были настолько удачными, что за первые пять послевоенных месяцев ЮНРРА и Объединенное военное командование репатриировали около трех четвертей перемещенных в Европе лиц.

Среди таких лиц было большое количество граждан Советского Союза и стран Восточной Европы, многие из которых впоследствии закончили свою жизнь в сталинских лагерях. С другой стороны, граждане Польши и Прибалтийских государств, территории которых были аннексированы Советским Союзом, украинцы, сумевшие убедить западные власти, что возвращение на родину грозит им политическим преследованием, а возможно и казнью, а также еврейские беженцы, которые рассматривались как не подлежащие немедленной репатриации, были помещены в лагеря до принятия решения об их дальнейшей судьбе.

Западные державы изначально согласились с требованиями СССР о репатриации советских граждан и не сразу узнали, что многие из тех, кто не хотел возвращаться, были подвергнуты преследованию. Таким образом, большинство граждан Советского Союза и восточноевропейских государств не получали даже ограниченную защиту.

Проблема репатриации перемещенных лиц в СССР и страны Восточной Европы

После Второй мировой войны отношения между западными державами и Советским Союзом постепенно ухудшались, и проблема беженцев на Западе, где государства или не хотели возвращать их домой, или были нерешительны в отношении репатриации, переросла в серьезный конфликт между Востоком и Западом. К этому времени около 500 тыс. советских граждан в британской, американской и французских оккупационных зонах не были переданы советским властям, около 1 млн человек оставались в лагерях. Они представляли собой проблему, которую ЮНРРА была не в состоянии решить.

Вопрос репатриации вместе с растущим конфликтом между Востоком и Западом стал важным вопросом политического значения в рамках ООН. Статус беженцев и перемещенных лиц был одним из наиболее спорных вопросов, обсуждаемых на первых сессиях ООН, и предметом длительных переговоров между Советским Союзом и западными державами. Репатриация затронула фундаментальные идеологические противоречия между Востоком и Западом. Суть конфликта заключалась в праве отдельного человека выбирать место жительства, не подвергаться угнетению и свободно выражать свое мнение. Публично СССР и страны Восточной Европы полностью отвергали возможность наличия у своих граждан каких-либо веских причин для невозвращения на родину и продолжали утверждать, что такие лица были военными преступниками, предателями и изменниками.

Международная организация по делам беженцев (МОБ)

К концу 1946 г. США, которые предоставляли 70 % средств в фонды ЮНРРА, отказались оказывать ей дальнейшую помощь и продлить ее мандат после 1947 г. Со своей стороны, несмотря на оппозицию Восточного блока, США работали над созданием новой международной организации по делам беженцев, задача которой заключалась бы не в репатриации, а в переселении беженцев и перемещенных лиц, изгнанных в результате Второй мировой войны и ее последствий.

Кроме того, раскол между Востоком и Западом возник в связи с вопросом о том, какие лица должны подпадать под мандат МОБ. Велись споры о допустимости использования практики переселения вместо репатриации. Западный блок считал, что МОБ должна предоставлять защиту лицам, имеющим «веские возражения» против репатриации, включая возражения, основанные на «преследовании или разумных опасениях такого преследования, основанного на расовой, религиозной, национальной принадлежности или политических убеждениях», и возражения «политического характера, которые организация найдет вескими». Ранее международные организации занимались делами отдельных групп беженцев, таких, как русские и немецкие, и правительства никогда не пытались сформулировать универсальное определение понятия «беженец». Таким образом, впервые в истории статус беженца рассматривался в отношении отдельных лиц, а не группы лиц, что подтвердило право отдельной личности бежать от политического преследования и выбирать место жительства.

Читайте также:  Как избежать штрафа за наезд на сплошную линию

Общая характеристика и анализ Конвенции 1951 г.

Конвенция 1951 г. была подготовлена по рекомендации учрежденной в 1946 г. Комиссии ООН по правам человека. Работа над ней велась с 1947 по 1950 г.

В соответствии с Резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 14 декабря 1950 г. была создана Конференция полномочных представителей для подготовки Конвенции, регулирующей правовой статус беженцев и апатридов. Предметом обсуждения на Конференции стал проект, подготовленный Специальным комитетом по делам беженцев и апатридов.

В работе конференции принимали участие представители двадцати шести государств.

Конвенция 1951 г. является фундаментальным документом действующего международного права беженцев. В этом универсальном соглашении сформулированы основные нормы, устанавливающие порядок обращения с беженцами.

1. Конвенция дает общее определение термина «беженец», определяет условия, при которых беженец теряет свой статус, а также категории лиц, на которых действие Конвенции не распространяется.

Особые разногласия в ходе работы Конференции по принятию Конвенции о статусе беженцев вызвало определение понятия «беженец». Государства, принимавшие участие в разработке Конвенции, стремились ограничить это определение теми категориями беженцев, в отношении которых они были готовы взять на себя правовые обязательства. Некоторые державы выступали за узкое определение термина, стремясь избежать правовых обязательств, которые возникли бы в случае принятия более широкого определения.

В то же время большая группа государств отстаивала необходимость принятия более широкого определения. В конечном счете была принята компромиссная формулировка. Государства согласились ввести общее, универсально применимое определение термина «беженец», базирующееся на понятии «вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования».

Принятие такого определения термина «беженец» ознаменовало важный сдвиг в политике, поскольку это означало, что теперь статус беженца будет устанавливаться не только на групповой основе, как было в предыдущие годы, но и индивидуально, в каждом конкретном случае. Кроме того, определение стало носить общий характер, а не относиться к отдельным группам, таким, как русские из СССР, евреи из Германии, армяне или греки из Турции, как это было в период между деятельностью Лиги Наций и Второй мировой войной.

2. Конвенция запрещает высылку или принудительное возвращение лиц, имеющих статус беженцев. В статье 33 Конвенции предусматривается, что «договаривающиеся государства не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений».

Тем не менее, следует отметить, что обязанности по невысылке, возложенные на государства Конвенцией (ст. 33), не ограничивают государства в праве самостоятельно принимать решение о допуске беженцев на свою территорию. Это свидетельствует о том, что государства, разрабатывавшие Конвенцию, не были готовы закрепить в ней безусловное право на убежище. Таким образом, «право на убежище» в Конвенции 1951 г. не рассматривается.

3. Конвенция устанавливает минимально необходимые нормы обращения с беженцами, в том числе основные права и обязанности беженцев по отношению к странам, предоставившим им убежище.

В частности, необходимо выделить положения Конвенции, по которым государства не налагают наказания за незаконное проникновение без соблюдения установленного порядка на территорию государств в отношении беженцев, которые прибыли непосредственно с территории, на которой их жизни и свободе угрожала опасность. Кроме того, государства обязуются не высылать беженцев, законно проживающих на их территории.

4. В Конвенции устанавливается правовой статус беженцев и содержатся положения об их праве на занятия, приносящие доход, и социальное попечение.

5. В Конвенции содержатся положения об удостоверениях личности и проездных документах беженцев, о применимости налогов и праве беженцев на вывоз своего имущества в другую страну, право въезда для поселения в которой им предоставлено.

6. В Конвенции рассматриваются такие права беженцев, как право обращения в суд, право на образование, социальное обеспечение, жилье и свободу передвижения. Затрагиваются также вопросы натурализации и ассимиляции беженцев.

7. Конвенция обязывает государства сотрудничать с УВКБ ООН в осуществлении его функций и содействовать выполнению задачи по наблюдению за применением Конвенции.

Конвенция 1951 г. содержит ряд ограничений. Так, согласно Конвенции право считаться беженцем не распространялось абсолютно на всех лиц, подпадавших под определение. Речь шла только о беженцах, ставших таковыми в результате событий, происшедших до 1 января 1951 г., в основном событий, происшедших со времени Первой мировой войны. Кроме того, при присоединении к Конвенции государства имеют возможность сделать заявление, ограничивающее его обязательства о приеме беженцев Европейским регионом (так называемая «географическая» оговорка — подпункт 1 пункта В статьи 1 Конвенции). Таким образом, сфера действия Конвенции 1951 г. ограничена географически, предоставляя сторонам возможность сузить исполнение обязательств только в отношении лиц, которые стали беженцами в результате событий в Европе.

Однако в дальнейшем оказалось, что потоки беженцев являются не только временным результатом Второй мировой войны и ее последствий на территории Европы. В конце 50-х—60-е гг. в мире появились новые группы беженцев (особенно много их было в Африке). Эти беженцы нуждались в защите, которая не могла быть им предоставлена с учетом ограниченных временных рамок Конвенции 1951 г. По мере появления новых групп беженцев возрастала необходимость изменения Конвенции для ее применения к новым ситуациям, связанным с беженцами.

В 1967 г. был принят Протокол, упрощающий положения 1951 г. и сделавший Конвенцию действительно всеобщей в сфере ее применения.

Протокол 1967 г. распространил действие Конвенции на «новых беженцев», т. е. лиц, которые, подпадая под определение, содержащееся в Конвенции, стали беженцами в результате событий, происшедших после 1 января 1951 г. Протокол 1967 г. является самостоятельным документом, к которому любое государство может присоединиться, не являясь участником Конвенции. Любое присоединившееся к Протоколу государство берет на себя обязательство применять положения Конвенции в отношении лиц, подпадающих под определение Конвенции и ставших беженцами в результате событий, происшедших после 1 января 1951 г. Если какое-либо государство присоединяется только к Протоколу, оно не может внести географическую оговорку.

Кроме того, при присоединении к Конвенции и/или Протоколу государства могут делать оговорки к статьям, которые они не могут выполнить. В то же время, статья 42 Конвенции определяет перечень статей, оговорки к которым исключаются. К ним относятся:

  • статья 1 (определение понятия «беженец»);
  • статья 3 (недопустимость дискриминации беженцев по признаку расы, религии или страны происхождения);
  • статья 4 (свобода вероисповедания);
  • статья 16 (право обращения в суд);
  • статья 33 (запрещение принудительного возвращения беженца);
  • статьи 36-46 (сведения о национальном законодательстве; заключительные положения Конвенции).

Действие Конвенции не распространяется на таких беженцев, которыми непосредственно занимаются другие учреждения ООН помимо УВКБ ООН, как, например, в свое время беженцы из Кореи, а также в настоящее время беженцы из Палестины.

Таким образом, Конвенция 1951 г. содержит три типа положений:

  1. Положения, дающие основополагающее определение тех лиц, кто является (и кто не является) беженцем, и тех, кто был беженцем, но перестал быть таковым.
  2. Положения, определяющие правовой статус беженца, и их права и обязанности в стране убежища.
  3. Другие положения, связанные с имплементацией Конвенции.

Конвенция 1951 г. регулирует не только личный статус беженцев как специальной (особой) категории иностранцев. Это соглашение наделяет беженцев определенным правами, такими, как недискриминация и свобода передвижения. Эти права были в дальнейшем закреплены и развиты в региональных и универсальных документах о защите прав и свобод человека.

В Конвенции были предложены пять стандартов в отношении прав беженцев.

Первый заключается в том, что беженцы имеют право на такое обращение, как и другие иностранцы, за исключением тех случаев, когда Конвенцией предусмотрено более льготное положение.

Лагерь временного проживания беженцев

То есть — вам заранее нужно продумать, как вы туда попадёте (и в случае необходимости оформить визу, хотя бы туристическую). Также разумно будет ехать туда, где лояльно относятся не только к иммигрантам, но и конкретно к гражданам вашей родины.

Когда ID-карту нужно продлить, ходатайствующий заявляет об этом в приемном пункте, где он зарегистрирован, за месяц до истечения срока действия карты. Если карта потеряна или украдена, об этом незамедлительно нужно сообщить в полицию. При получении новой карты взимается оплата. При утере карты штраф — 500 крон. Если ходатайствующий получил вид на жительство, он должен отдать назад ID-карту.

Две личные фотографии в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 25 Административного регламента.
Они расположены в Стокгольме, Гётеборге и Мальмё. Кроме того, множество небольших центров (функционирующих так же как первичные) расположены в других шведских городах, от юга до севера. Попасть можно в любой из них, где будет в это время место. Потом можно переехать куда хочешь, главное получить ПМЖ. На Севере условия лучше, чем в южных регионах.

Россия зарекомендовала себя как довольно гомофобная страна. Запад помнит запреты на проведение гей-парадов в Москве, задержание в Мурманске голландцев, работавших над документальным фильмом о сексуальных меньшинствах, и прочие громкие случаи преследования людей с нетрадиционной ориентацией.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *