Статья 160 УК РФ. Присвоение или растрата
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 160 УК РФ. Присвоение или растрата». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Хищение средств из бюджета чаще всего происходит в крупном или особо крупном размере. В большинстве случаев преступником выступает высокопоставленное лицо, которое отвечает за управление государственными финансами. Преступление происходит за счет увеличения фактической стоимости определенного типа расходов, необходимых для реализации муниципальных или государственных программ.
Что является хищением бюджетных средств
Допустим, человек намеренно завышает цену ремонта, чтобы часть средств забрать себе. Подобное преступление может совершаться как одним человеком, так и группой лиц. Учитывая тот факт, что нанесенный ущерб из-за неправомерных действий может достигать миллиардов рублей, бюджет серьезно страдает. Из-за этого хуже реализуются региональные и федеральные целевые программы.
Казнокрадство может назначаться по двум статьям: 160 УК РФ (присвоение и растрата) или же статья 159 УК РФ (мошенничество). В большинстве случаев преступление имеет коррупционную составляющую. Чтобы распорядиться бюджетными средствами, необходимо обладать особыми должностными полномочиями.
Меры ответственности за хищение госимущества
Проанализируем, какое наказание предусмотрено УК РФ за хищение госимущества и бюджетных средств. Если преступление произошло путем прямой кражи, например чиновник, зная код от сейфа, где лежат наличные деньги из бюджета, выделенные на проведение какого-либо мероприятия, похищает их, такое преступное деяние будет квалифицироваться по ст. 158 УК «Кража» .
Может быть, что хищение произошло посредством использования служебного положения, например чиновник в составе преступной группы, используя свое положение, позволил получить тендер на проведение каких-либо работ подведомственной ему фирме. Далее деньги, выделяемые из бюджета данной фирме, делятся между членами преступной группы. Такое преступление будет квалифицироваться по ст. 159.3 или 159.4 УК РФ , в зависимости от размера хищения.
Следовательно, в зависимости от способа совершения и размеров хищения госимущества, в том числе – бюджетных средств, будет зависеть квалификация преступления и мера наказания по нему:
Статья УК РФСостав и квалификация преступленияМеры наказания158.1тайное хищение
- штраф до 80 тыс. рублей или доход осужденного до 6 мес.;
- обязат. работы до 360 часов;
- исправ. работы до 12 мес.;
- принуд. работы, либо огранич. свободы, либо лишение свободы до 2 лет;
- арест до 4 мес.
158.2то же деяние в группе лиц по предварит. сговору или при незаконном проникновении в помещение
- штраф до 200 тыс. рублей или доход за 1,5 года;
- обязат. работы до 480 часов;
- исправ. работы до 2 лет;
- принуд. работы, либо лишение свободы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 1 года
158.3тайное хищение в крупном размере
- штраф до 500 тыс. рублей или доход до 3 лет;
- принуд. работы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 1,5 лет;
- лишение свободы до 6 лет с возможным штрафом до 80 тыс. рублей и возможным органич. свободы до 1,5 лет
158.4тайное хищение в организованной группе или в особо крупном размерелишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей или доходом за 5 лет и возможным огранич. свободы до 2 лет159.3хищение имущества с использованием служебного положения
- штраф до 500 тыс. рублей или заработок за 3 года;
- принуд. работы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 2 лет;
- лишение свободы до 6 лет с возможным штрафом до 80 тыс. рублей и с возможным огранич. свободы до 1,5 лет
Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации
10:34 14/06/2018 Взяткодатель не вернёт деньги, переданные для подкупа, рассчитывать на получение средств обратно может только участник оперативного или следственного эксперимента, конфисковать орудие преступления можно в рамках любой статьи УК РФ, а апелляция имеет право ухудшить положение обвиняемого в ситуации с конфискацией его имущества — Верховный суд (ВС) РФ в четверг принял постановление пленума об особенностях изъятия ценностей, денежных средств и имущества фигурантов уголовных дел.
После доработки документа из проекта исчезло положение о возможности конфискации зарубежного имущества обвиняемых, в остальном существенных изменений по ключевым вопросам не произошло.
Деньги на взятку не вернут
Взяткодателю не вернут деньги, переданные для подкупа, а контрабандисты не смогут получить назад незаконно вывезенное имущество.
«Разъяснить судам, что имущество подлежит конфискации и не может быть возвращено лицу, являющемуся его владельцем, если это лицо участвовало в совершении преступления (например, владельцу предметов контрабанды, участвовавшему в их незаконном перемещении).
Ответственность за хищение государственных средств
Хищение государственных средств, согласно статьи УК, достаточно тяжкое деяние с соответствующим наказанием для виновного в нем. В зависимости от размера похищенного и обстоятельств дела, наказание может быть следующим:
- если преступление было совершено без отягчающих обстоятельств, виновному грозит штраф до 120 тыс. рублей, принудительные работы или лишение свободы на срок до двух лет;
- если правонарушение совершалось в составе организованной группы, а размер ущерба является значительным (определяется в каждом конкретном случае, исходя из ряда факторов) – штраф до 300 тыс. рублей, принудительные работы, ограничение или лишение свободы сроком до пяти лет;
- если размер ущерба признан крупным (свыше 250 тыс. рублей) или особо крупным (свыше 1 млн рублей), преступление совершалось с использованием служебного положения, виновному грозит максимально предусмотренное статьей наказание – до 10 лет лишения свободы, штраф до 1 млн рублей.
Дополнительно к лицам, которые признаны виновными по вышеуказанным статьям, могут применяться дополнительные санкции – конфискация имущества, нажитого незаконным путём, запрет занимать определенные должности или работать в тех или иных сферах, ограничение финансовых операций и т.д. Необходимость дополнительного наказания определяется судом исходя из обстоятельств дела, личности обвиняемого, нанесенного ущерба и т.д.
Куда сообщить о хищении бюджетных средств?
О хищении бюджетных средств, равно как и о любых эпизодах коррупции, следует сообщать в органы правопорядка.
В ГУ МВД есть специальные подразделения – Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ, которые занимают раскрытием именно таких видов уголовных преступлений.
Данное подразделение занимается пресечением противоправной и незаконной деятельности со стороны чиновников федеральных министерств, агентств, служб и ведомств, сенаторов и депутатов, руководителей регионов и городов, руководителей крупным коммерческих предприятий.
В Москве контакты ГУЭБиПК МВД РФ расположены по адресу ул. Новорязанская, д. 8А, стр.3. Звонить следует по номеру – 84956672020.
В каждом региональном и территориальном подразделении МВД есть такие отделения, которые непосредственно занимаются раскрытием преступлений о хищении бюджетных средств.
Срок давности по экономическим преступлениям
Вторая особенность касается высшей меры, а также пожизненного лишения свободы. Судебное решение о невозможности применения определенного наказания в связи с истечением сроков давности облегчает участь подсудимого.
- Объем причиненного ущерба: незначительный, значительный, особо крупный. Предъявленная категория вины определяет степень наказания.
- Сфера нарушения: кража, коммерческая деятельность, налоговое жульничество, злоупотребление служебными полномочиями.
Экономические преступления чаще всего совершают бизнесмены и чиновники
- государственной казне — неуплата налогов, присвоение бюджетных средств;
- физическим лицам — похищение сбережений через финансовые пирамиды;
- юридическим лицам — присвоение денежных ресурсов предприятия посредством банкротства.
Обратите внимание! «Забывчивому налогоплательщику придется заплатить не только основную сумму, но и штраф. Подобный вид мошенничества также попадает под исковую давность.
«в ук нет прямой нормы, предусматривающей наказание за хищение бюджетных средств»
В Госдуме предложили ввести пожизненные сроки за коррупцию. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс подготовили депутаты нижней палаты от ЛДПР Антон Ищенко и Иван Сухарев. Господин Ищенко пояснил суть инициативы ведущему «Коммерсантъ FM» Максиму Митченкову.
Согласно инициативе парламентариев, в УК должны появиться две новые статьи. Первая будет предполагать наказание за «хищение бюджетных средств», вторая — за «хищение средств государственных внебюджетных фондов.
Уголовные сроки будут зависеть от размера ущерба. Так, присвоение денег из бюджета на сумму до 10 млн руб. обернется лишением свободы на срок от 5 до 10 лет. За кражу более 10 млн максимальный срок составит 12 лет, а хищение более 50 млн руб.
из бюджета может закончиться пожизненным заключением.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о своей инициативе, какие наказания, какие сроки за какие хищения?
— Все сроки вы уже озвучили. Мы вносим изменения в Уголовный кодекс и добавляем еще две статьи, которые предусматривают как раз наказание за хищение бюджетных средств и средств небюджетных фондов.
Просто, как выяснилось, в самом Уголовном кодексе нет прямой нормы, которая предусматривала бы наказание за хищение средств, связанных с бюджетной сферой.
Есть целая глава преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Но в этой главе есть ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, а прямого указания на хищение средств, этой статьи просто не было в Уголовном кодексе.
И за все такие преступления были наказания, предусмотренные 159-й статьей «Мошенничество».
Формулировки в этой статье настолько расплывчатые, что зачастую коррупционерам и тем, кто участвовал в хищениях бюджетных средств, удавалось фактически выходить из воды сухими.
Потому что наказание предусматривается по самой тяжелой статье до десяти лет лишения со штрафом или без штрафа, с ограничением свободы или без ограничения.
Настолько не прописано четко наказание по этой статье, что суд мог вынести просто решение о взыскании штрафа, при этом отпустить виновного в хищении на десятки миллионов рублей.
— А в вашем законопроекте все четко, все строго прописано?
— Как раз мы и предлагаем уйти от нечетких формулировок, и прописываем, что есть минимальный срок для наказания – пять лет, и, если сумма хищений не превышает 10 млн руб., то максимальной срок в этом случае десять лет.
Мы даем четкую вилку: от пяти лет до десяти лет, от семи лет до 12 лет, и от 10 лет до пожизненного, при этом прописываем размер хищения. Это соответственно до 10 млн рублей, от 10 млн руб. до 50 млн руб. и свыше 50 млн руб.
, крупные и особо крупные.
Предлагаем ознакомиться Ст. 190 УИК РФ с Комментарием 2021: последние изменения и поправки, судебная практика
— А вы не считаете, что слишком жесткое наказание — вплоть до пожизненного заключения?
— Я не считаю, что это слишком жесткое наказание.
Для любого чиновника, для государственного служащего или муниципального служащего должно быть четкое табу: ни в коем случае нельзя делать какие-то действия, направленные против бюджета Российской Федерации, бюджета субъекта или муниципалитета, потому что это средства, которые принадлежат народу, это средства налогоплательщиков. То есть средства каждого из нас с вами. Это должен быть отдельный состав, именно поэтому мы предусматриваем такие жесткие меры наказания.
Еще наше предложение связано с тем, что за последние несколько лет целая череда таких скандалов стала известная общественности. Это касается и дела Министерства обороны, где госпожа Васильева уже несколько лет находится под домашним арестом и никак не получит наказание.
Это касается, например, хищения средств Росреестра, несколько миллиардов рублей было вывезено через офшорные компании руководством Росреестра.
И статья возбуждена по составу «Халатность», причем еще есть и прямой ущерб государственным интересам Российской Федерации, поскольку государственная тайна стала известна абсолютно не тем людям, которые должны были ею располагать. И руководство Росреестра уехало за границу вместе с этими государственными секретами.
— Сейчас на какой стадии ваш законопроект, вы уже внесли его на рассмотрение?
— Мы вносим концепцию законопроекта на общественное обсуждение, хотим две-три недели дать всем заинтересованным лицам и организациям высказать свое мнение и предложить что-то, и после окончания общественного обсуждения будем вносить его в Государственную думу. Концепция разработана, она уже опубликована в СМИ.
Хищение бюджетных средств как преступление
Ущерб в результате хищения бюджетных средств является крупным или же особо крупным. Благодаря тому, что преступник запрашивает на необходимые государству услуги умышленно завышенные суммы, ущерб может составлять миллиарды рублей. Подобные суммы наносят серьезный удар по бюджету, а так же препятствуют развитию огромного количества федеральных или региональных целевых программ.
Данное преступление можно отнести к двум статьям Уголовного Кодекса, ведь всё напрямую зависит от обстоятельств произошедшего. В большинстве случаев само преступление представляет собой хищение средств с помощью увеличения фактической стоимости определенного вида расходов, которые должны быть произведены для государственных или муниципальных нужд.
Хищение бюджетных средств может проходить по ст. 160 УК РФ (части 3 и 4) как присвоение или растрата, когда виновный использует свое должностное положение, а так же ущерб является особо крупным. Так же преступное присвоение бюджетных средств может являться и мошенничеством, то есть проходить по ст. 159 УК РФ.
Меры ответственности за хищение госимущества
Проанализируем, какое наказание предусмотрено УК РФ за хищение госимущества и бюджетных средств. Если преступление произошло путем прямой кражи, например чиновник, зная код от сейфа, где лежат наличные деньги из бюджета, выделенные на проведение какого-либо мероприятия, похищает их, такое преступное деяние будет квалифицироваться по ст. 158 УК «Кража» .
Может быть, что хищение произошло посредством использования служебного положения, например чиновник в составе преступной группы, используя свое положение, позволил получить тендер на проведение каких-либо работ подведомственной ему фирме. Далее деньги, выделяемые из бюджета данной фирме, делятся между членами преступной группы. Такое преступление будет квалифицироваться по ст. 159.3 или 159.4 УК РФ , в зависимости от размера хищения.
Следовательно, в зависимости от способа совершения и размеров хищения госимущества, в том числе – бюджетных средств, будет зависеть квалификация преступления и мера наказания по нему:
Статья УК РФ | Состав и квалификация преступления | Меры наказания |
---|---|---|
158.1 | тайное хищение |
|
158.2 | то же деяние в группе лиц по предварит. сговору или при незаконном проникновении в помещение |
|
158.3 | тайное хищение в крупном размере |
|
158.4 | тайное хищение в организованной группе или в особо крупном размере | лишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей или доходом за 5 лет и возможным огранич. свободы до 2 лет |
159.3 | хищение имущества с использованием служебного положения |
|
159.4 | то же деяние в организованной группе или в особо крупном размере | лишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей и возможным огранич. свободы до 2 лет |
Квалификация преступления по п. г, ч.3 ст. 158 УК РФ
Часто применяется передача руководителями организаций средств коммерческим организациям, которые возглавляют их родственники.Спортивное стремление получить максимальную выгоду из сделки – вполне понятное желание любого предпринимателя. Бизнес не обязан заботиться о выгоде второго участника сделки – государства.
Потому как преступления, осуществленные по предварительному сговору, наказываются строже. И в этом случае пострадают все участники.
Российская Федерация – государство довольно-таки большое, поэтому полностью контролировать поток расходов и доходов в нем практически невозможно.
Контролировать расхитителей, являющихся обычными гражданами – несколько проще. Иное дело обстоит с государственными служащими. Они, в качестве прикрытия своего преступления, используют подложные документальные акты, проверить достоверность которых в некоторых ситуациях не представляется возможным.
Отличие присвоения от растраты
Можно выделить некоторые критерии, позволяющие отделить эти два на первый взгляд схожие понятия. Для присвоения свойственно незаконное владение имуществом государства, а при растрате – происходит обращение вверенного имущества в личное использование. Во втором случае есть несколько вариантов преступного поведения, как например отчуждение, расход, потребление и т.д.
Во многом все будет зависеть от умысла преступника. Это говорит о том, что похититель не желает в последующем возвращать госимущество обратно. Для окончания преступного деяния обязательно наличие имущества у виновного. То есть, у него имеется возможность полностью распорядиться им или реализовать его с получением выгоды.
Чтобы осуществить правильно квалификацию по ст.160, следует установить действительные отношения между подозреваемым и государственным предприятием. К тому же они должны быть закреплены на бумаге. И данные отношения установлены на доверии участников.
Существует и иной признак для правильного соотношения действий и последствий по УК – сумма ущерба. Минимум должен устанавливаться в пределах 2,5 тыс. руб. Это следует документально оформить и поместить в материалы дела, что будет подтверждать факт причинения вреда.
Если у вас возникли вопросы, воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по телефону.
Пример из судебной практики
Хищение госимущества и бюджетных средств – довольно распространенное преступление. Приведем пример: в городе N целевым финансированием были выделены бюджетные средства на выполнение реставрационных работ одного из памятников старины. Зам. министра культуры этого региона гр. Иванов выделил данные средства фирме, владельцем которой был его знакомый гр. Петров. Финансирование необходимых реставрационных работ проводилось по чрезмерно завышенным расценкам. Деньги в размере 20 миллионов рублей, составляющие разницу между реальной стоимостью работ и выделенной из бюджета суммой, были поделены гражданами Ивановым и Петровым. При проводимой проверке финансирования данное преступление было обнаружено. Обвиняемые пошли на сотрудничество со следствием, признали свою вину, выплатили похищенную из бюджета сумму. Суд, учитывая данные обстоятельства, назначил преступникам меру наказания по ст. 159.4, а именно – лишение свободы на 5 лет.
Так как хищение бюджетных средств подразумевает не только незаконное использование собственной должности, а так же должностных обязанностей, но еще и ущерб в крупном и особо крупном размере, то и меры наказания достаточно жесткие.
Если преступление попадает под ч. 3 ст. 160 УК РФ, тонаказанием могут являться:
- Штраф от 100 до 500 тысяч рублей. Так же он может быть в размере дохода или заработной платы виновного за срок от года до трёх лет;
- Лишение права занимать определенные должности, а так же заниматься определенноё деятельностью. Назначается данное ограничениена срок до пяти лет;
- Принудительные работы с ограничением свободы на срок до пяти лет. Так же работы могут быть назначены дополнительно с ограничением свободы виновного;
- Лишение свободы на срок до шести лет. Данное наказание может быть применено вместе со штрафом в размере одной заработной платы или дохода виновного за месяц. Помимо штрафа может быть так же назначено дополнительное ограничение свободы на срок до полутора года.
Если преступление попадает под ч. 4 ст. 160 УК РФ, то меры наказания ужесточаются и являют собой:
- Лишение свободы на срок до десяти лет. Так же со штрафом, размер которого может доходить до одного миллиона рублей или же составлять сумму дохода (заработной платы) виновного за срок до двух лет. Так же может быть назначено и ограничение свободына срок до двух лет.
Квалифицирующие признаки
Квалифицирующими признаками являются отягчающие обстоятельства, которые указываются в статье. Они могут относиться к предмету преступления, к объективной стороне, к субъекту деяния, а также к соучастию в преступлении. Потребуется учесть размер предмета преступления. Необходимо будет определить, произошло хищение в крупном или особо крупном размере.
Также будет учитываться тот факт, злоупотреблял ли преступник своими должностными полномочиями. Потому как в этом случае будет положено более строгое наказание. Отдельно стоит определить, были ли соучастники или же гражданин действовал в одиночку.
Последствия, которые повлек за собой неправомерный поступок, тоже играют свою роль. Потому как если из-за преступления был нанесен серьезный вред, тогда наказание будет более строгим. В особенности важно, была ли опасность для здоровья или жизни людей.
В зависимости от обстоятельств выносится приговор. В Уголовном кодексе прописаны те моменты, которые влияют на наказание. Естественно, хищение в особо крупном размере всегда будет наказываться строже, чем мелкое воровство.
Меры ответственности за хищение госимущества
Проанализируем, какое наказание предусмотрено УК РФ за хищение госимущества и бюджетных средств. Если преступление произошло путем прямой кражи, например чиновник, зная код от сейфа, где лежат наличные деньги из бюджета, выделенные на проведение какого-либо мероприятия, похищает их, такое преступное деяние будет квалифицироваться по ст. 158 УК «Кража» .
Может быть, что хищение произошло посредством использования служебного положения, например чиновник в составе преступной группы, используя свое положение, позволил получить тендер на проведение каких-либо работ подведомственной ему фирме. Далее деньги, выделяемые из бюджета данной фирме, делятся между членами преступной группы. Такое преступление будет квалифицироваться по ст. 159.3 или 159.4 УК РФ , в зависимости от размера хищения.
Следовательно, в зависимости от способа совершения и размеров хищения госимущества, в том числе – бюджетных средств, будет зависеть квалификация преступления и мера наказания по нему:
Статья УК РФ | Состав и квалификация преступления | Меры наказания |
158.1 | тайное хищение |
|
158.2 | то же деяние в группе лиц по предварит. сговору или при незаконном проникновении в помещение |
|
158.3 | тайное хищение в крупном размере |
|
158.4 | тайное хищение в организованной группе или в особо крупном размере | лишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей или доходом за 5 лет и возможным огранич. свободы до 2 лет |
159.3 | хищение имущества с использованием служебного положения |
|
159.4 | то же деяние в организованной группе или в особо крупном размере | лишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей и возможным огранич. свободы до 2 лет |
Имитация в особо крупном размере
«Единая Россия» снова выступает в образе несгибаемого борца с коррупцией. Фракция партии власти в Госдуме подготовила законопроект, который вводит новый состав преступления — хищение бюджетных средств, а также понятия «коррупционное правонарушение» и «коррупционное преступление». Об этом рассказала «Известиям» председатель комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая.
Согласно документу, за хищение бюджетных средств в особо крупном размере (свыше 6 млн рублей) организованной группой или при исполнении госконтракта по оборонзаказу, последует наказание от 7 до 15 лет лишения свободы со штрафом от 3 до 5 млн рублей. Виновный будет лишен права занимать определенные должности до 12 лет.
«Коррупционное преступление», согласно документу, расценивается как общественно опасное виновное деяние, сопряженное с незаконным использованием физлицом своего должностного положения в целях получения выгоды для себя или третьих лиц, либо незаконным предоставлением такой выгоды другими физлицам.
Кроме того, законопроект вводит дополнительный контроль за расходами чиновников, которые подозреваются или обвиняются в коррупции. Одновременно с возбуждением уголовного дела их расходы и доходы проверят на соответствие.
«Наша инициатива направлена на то, чтобы привлекать к ответственности всех, кто производит изъятие средств из бюджета, и чтобы не было шанса прикрыться псевдопредпринимательской деятельностью. Не должно быть „бизнес-структур“ по „освоению“ бюджета», — заявила госпожа Яровая.
Насколько эффективным окажется новый антикоррупционный закон?
— Сейчас общая позиция бюрократии не позволяет ратифицировать статью 20 Конвенции ООН против коррупции и ввести санкции за «незаконное обогащение», — уверен председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
— В случае ратификации статьи 20 инициировать уголовное дело по факту незаконного обогащения нашего соотечественника сможет не только Российская Федерация, но и третьи страны.
Между тем, значительная часть российской бюрократии располагает зарубежными активами, и возможность иностранного разбирательства ставит эти активы под удар. Естественно, элиту такая перспектива не устраивает.