Резервы в налоговом учете в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резервы в налоговом учете в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно пункту 1 статьи 266 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ, далее — Закон № 401-ФЗ) с 01.01.2017 величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за вычетом кредиторской задолженности перед этим контрагентом. Однако, ни Налоговый кодекс, ни нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат четкого определения кредиторской задолженности. В бухгалтерском учете под кредиторской задолженностью понимается, по сути, любая начисленная задолженность перед кредитором, включая те обязательства, срок исполнения по которым еще не наступил (ПБУ 9/99, ПБУ 10/99).

Создание резерва в налоговом учете

Создание резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли не обязательно для организаций, они лишь вправе его создавать.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ). Суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).

В отличие от Положения N 34н, в НК РФ четко прописан порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Причем при наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.

Пунктом 4 ст. 266 НК РФ установлено, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в зависимости от срока сомнительного долга:

  • на задолженность с просрочкой до 45 дней резерв не создается;

  • при просрочке от 45 до 90 календарных дней резерв создается в размере 50%;

  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности.

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

В налоговом учете налогоплательщик не обязан создавать резерв сомнительных долгов.

Формирование резервов по сомнительным долгам в налоговом учете является правом налогоплательщика и осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 266 НК РФ.

Для целей налогообложения прибыли сомнительным признается долг покупателя по оплате отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), если этот долг одновременно:

  • не погашен в срок, установленный договором;
  • не обеспечен залогом; или поручительством; или банковской гарантией.

Долги заемщиков и поставщиков (по поставке товаров (работ, услуг) или по возврату аванса), а также долги по уплате договорных санкций и оплате переданных имущественных прав (требований) в налоговом учете сомнительными долгами не признаются.

В налоговом учете суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

В налоговом учете начисление резерва по сомнительным долгам производится следующим образом:

  • по сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма задолженности;
  • по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 (включительно) дней в сумму резерва включается 50% выявленной задолженности;
  • по сомнительным долгам со сроком возникновения до 45 дней выявленная задолженность не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Простым языком, резерв является страховкой на случай расходов, которые нельзя было предусмотреть заранее.

Благодаря заранее подготовленному резерву, в учёте не образуются финансовые «дыры» из-за недополученных активов, при этом организация не переплачивает налоги.

В бухучёте резерв создаётся обязательно, если была выявлена сомнительная задолженность. В налоговом учёте — нет.

Создание резерва в налоговом учёте

Организациям с просроченными долгами выгодно в налоговом учёте создавать резерв по сомнительным долгам. Это позволяет быстрее вносить задолженности в расходы и не ждать три года исковой давности либо пока кредитора не ликвидируют.

Законодательство не обязывает компании в налоговом учёте создавать резерв по сомнительным долгам, однако и не запрещает этого делать для снижения налогообложения. Списать задолженность можно, если:

  • компания работает на ОСНО;
  • налог на прибыль считается методом начисления.

В налоговом учёте сомнительные долги признаются подобным образом, как и в бухгалтерском. То есть, платежи по задолженности были просрочены либо с высокой вероятностью будут просрочены.

Также отметим, что организации необходимо формировать резерв по сомнительным долгам ежемесячно или ежеквартально (в зависимости от отчётного периода по налогу на прибыль).

Читайте также:  Как потребительскому кооперативу внести изменения в ЕГРЮЛ в 2022 году?

При формировании резерва в налоговом учёте рекомендуется закреплять данное решение в учётной политике.

Создание резерва по сомнительным долгам утверждается приказом. Проводки рассмотрим ниже. Сформированный резерв утверждается приказом.

picpicpicpcipcipic Пример приказа о создании резерва в налоговом учёте

picpicpicpicpic Схема создания резерва

ОР = сумма резерва за прошлый период – сумма безнадёжных долгов, возникших после предыдущего отчёта.

Читаем статью 266 п. 5 НК РФ:

  • если сумма текущего резерва больше ОР, то разница отражается во внереализационных расходах текущего отчётного периода;
  • если сумма резерва меньше ОР, то разница отражается во внереализационных доходах;
  • если резерва недостаточно для покрытия безнадёжных долгов, разницу нужно отнести в состав внереализационных расходов.

Как для бухгалтерского, так и для налогового учетов в целях создания РСД предназначен счет 63.

Для отражения расходов или доходов при создании РСД используют сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

Собрали проводки по созданию резерва по сомнительным долгам в таблице:

Дебет

Кредит

Описание

91.02

63

Сумма отнесена на прочие расходы

63

91.01

Отражено погашение задолженности

63

62 (60, 76)

Списание безнадежной задолженности покупателя за счет сумм, отраженных на сч. 63

В с. 266 НК РФ закреплен следующий порядок формирования:

Срок

Размер

Свыше 90 дней

Полная сумма

От 45 до 90 дней

50%

До 45 дней

Не увеличивает сумму РСД

Формирование резерва по сомнительным долгам. Сомнительный долг — дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резервирование — один из методов оценки активов и имущества организации [8].

Что касается вопроса об обязательности формирования резерва по сомнительным долгам, то необходимо отметить следующее.

С одной стороны, нормы п. 70, а также п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение), позволяют сделать вывод о том, что создание резерва по сомнительным долгам является правом организации. Следовательно, решение о создании резервов должно быть закреплено в учетной политике. В противном случае организация может не формировать такие резервы.

С другой стороны, учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности) [9].

По мнению Минфина России, нормы п. 70 Положения устанавливают возможность образовывать резервы только в тех случаях, когда по оценке организации реально существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Иначе, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении в течение 12 мес. после отчетной даты полной оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями (или иными предусмотренными законодательством способами), то она может не создавать резерв по данному долгу, т.е. не рассматривать его как сомнительный долг [19].

Следует напомнить, что при формировании учетной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету [9].

  1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
  2. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49.
  3. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации: Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.
  4. Письмо Минфина России от 05.05.2006 N 03-03-04/2/129.
  5. Письмо Минфина России от 12.05.2009 N 03-03-06/1/318.
  6. Письмо Минфина России от 22.04.2004 N 04-02-05/5/5.
  7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению: Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
  8. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
  10. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
  11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02: Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н.
  12. Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008): Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
  13. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2005 N 6602/05.
  14. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2005 N А10-4068/04-11-Ф02-1700/05-С1.
  15. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2005 N Ф04-7853/2005(16557-А46-3).
  16. Постановление ФАС Поволжского округа от 18.05.2005 N А72-11001/04-6/930.
  17. Постановление ФАС Центрального округа от 17.06.2009 по делу N А48-3740/08-17.
  18. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2005 N А11-1770/2005-К2-19/95.
  19. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2008 год: Письмо Минфина России от 29.01.2009 N 07-02-18/01.

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

Критерии определения задолженности в разряд сомнительной в налоговом учете мы уже перечислили. Остановимся на деталях, которые необходимо иметь в виду, рассчитывая сумму резерва. Несмотря на то, что инвентаризация расчетов проводится по окончании финансового года, при определении авансовых платежей по налогу на прибыль (если фирма уплачивает авансы), выполнять расчет резервов придется поквартально.

Начисляют резерв по каждому долгу, а размер определяют, ориентируясь на время просрочки:

Читайте также:  Как получить деньги вместо земли многодетным 2023 года

Когда возник сомнительный долг

% отчислений в резерв от суммы долга

Свыше 90 дней

100

В промежутке 45-90 дней

50

До 45 дней

Резерв по сомнительным долгам: проводки

Операции с резервом сопровождаются такими записями:

Операции

Д/т

К/т

Начислен резерв по сомнительным долгам

91

63

Списан безнадежный (ранее признанный сомнительным) долг

63

62 (76)

Списана разница превышения суммы безнадежного долга над зарезервированным

91

62

Списанная задолженность 50 лет учитывается за балансом для отслеживания возможности уплаты

007

При оплате дебитором долга сумма резерва по сомнительным долгам восстанавливается. Такая же проводка составляется при невостребованном резерве, например, когда оплата долга не произошла по прошествии года, наступившего за годом образования резерва

63

91

Общие правила формирования

При создании сумм резервов в БУ и НУ есть как различия, так и сходства в основных аспектах и принципах. Эти принципы являются общими при процедуре создания резервных сумм. В обоих видах учета основные правила формирования следующие:

  • формируются по итогам выявления долговых сумм при инвентаризации;
  • предполагают самостоятельное определение частоты инвентаризации задолженности. Однако в налоговых правилах указывается цикличность, которая соответствует отчетному либо налоговому периоду;
  • формируется с разделением долгов по аналитике;
  • резерв может подвергаться одним и тем же операциям: изменение стоимости, восстановление (списание) сумм резервов, которые не были применены, списание в связи с резервом по долгам, которые были признаны безнадежными;
  • при разработке, изменении и списании учитывается соответствие сумм данным финансового результата: на прочие результаты в БУ, на внереализационные – в НУ.

Когда и кем должен быть создан резерв

П. 70 положения о бухучете и бухотчетности, в котором помимо определения сомнительного долга отражены и основные правила работы с ним, не делает каких-либо исключений из круга юрлиц, обязанных создавать резерв по долгам, признанным сомнительными. Таким образом, принцип обязательности создания резерва закреплен за всеми без исключения организациями.

Обратите внимание! Малые предприятия обязаны формировать резервы по сомнительным долгам в общеустановленно порядке. Даже в случае если применяют упрощенные способы бухгалтерского учета (ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений»).

В каких ситуациях надо создавать резерв? Когда задолженность, отвечающая критериям сомнительной, выявлена. При этом вид такой задолженности положение о бухучете и бухотчетности никак не ограничивает, т. е. это может быть любой дебиторский долг, от задолженности подотчетного лица до долгов покупателей.

А вот правил, которым нужно следовать в выявлении сомнительных долгов, положение о бухучете и бухотчетности не устанавливает. И организации самой придется определить, отразив установленный порядок в своей учетной политике, следующие моменты:

  • периодичность проведения инвентаризации долгов;
  • признаки, по которым долг следует считать сомнительным;
  • критерии неплатежеспособности дебитора;
  • принципы оценки вероятности погашения долга в полной сумме или частично;
  • факторы, влияющие на размер создаваемого резерва.

О том, как оформляются результаты инвентаризации задолженности, читайте в статье «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности».

Восстановление резерва по сомнительным долгам в 1С: Бухгалтерии

Опубликовано 27.10.2019 23:12 Автор: Administrator В одной из прошлых статей мы рассмотрели создание резерва по сомнительным долгам. Но может случиться и так, что после того, как резерв сформирован, контрагент погашает свою задолженность полностью или частично. В этом случае созданный резерв придется скорректировать, т.е. восстановить. Рассмотрим практический пример восстановления резерва по сомнительным долгам в программе 1С: Бухгалтерия предприятия 8 редакции 3.0.

Продолжим разбор ситуации, описанной в прошлой статье.

Погашение задолженности в полном объеме

Допустим, ООО «Авангард» (покупатель) погасил задолженность 2 апреля в полном объеме.

В этом случае при закрытии апреля резерв будет восстановлен. Так как покупатель погасил задолженность полностью, то резерв восстановится в размере ранее начисленной суммы:

При восстановлении резерва программа сформирует проводку:

Дт 63 Кт 91.01 – на сумму восстановленного резерва

Корректировка резерва происходит также и в целях налогового учета по налогу на прибыль (сумма будет отражена в составе внереализационных доходов):

Частичное погашение задолженности и использование резерва

Резерв может быть не только восстановлен, но и использован. Это произойдет в случае, когда за счет резерва списывается безнадежная дебиторская задолженность (п. 77 Положения по ведению бухучета и отчетности).

В этом случае проводка будет такая:

Дт 63 Кт 62 – на сумму безнадежной задолженности

Списанную таким образом безнадежную задолженность в течение 5 лет учитывают за балансом на случай возможной оплаты, отражая проводкой по дебету счета 007.

Допустим, ООО «Авангард» из нашего примера погасил свою задолженность 2 апреля частично – в размере 1 000 000 рублей:

Мы должны восстановить резерв на сумму 1 000 000 руб.

После частичной оплаты задолженность контрагента составит 1 665 752 руб. (2 803 752 руб. – 138 000 руб. – 1 000 000 руб.), срок задолженности 87 дней.

На конец месяца в резерв должно быть отправлено 50% от суммы задолженности:

1 665 752 руб. * 50% = 832 876 руб.

Рассматривая тему создания резерва по сомнительным долгам, мы уже говорили о том, что программой предусмотрено, что расчет резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете ведется по правилам налогового учета. Обратимся к Налоговому кодексу. Статья 266 НК РФ предусматривает единственный случай, когда нужно восстановить резерв: превышение размера остатка резерва прошлого периода над суммой нового резерва.

В прошлом месяце сумма резерва составляла 1 332 876 руб. Сравниваем суммы резервов прошлого и текущего месяца. Так как сумма резерва, исчисленного на отчетную дату 30.04.2019 г., меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном периоде.

Читайте также:  Что у вас обязательно спросят на паспортном контроле перед выездом за границу

Вернемся к программе. В конце апреля программа произведет расчет резерва по состоянию на конец месяца с учетом изменения суммы задолженности. После поступления оплаты появляется потребность в восстановлении части резерва. Таким образом, программа восстановит разницу: 1 332 876 руб. — 832 876 руб. = 500 000 руб.

Будут сформированы проводки:

Дт 63 Кт 91.01– 500 000 руб.

В мае 2021 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации ООО «Авангард». Оставшуюся сумму задолженности в размере 1 665 752 руб. ООО «Пуговица» (продавец) признала безнадежной.

Когда величина резерва по сомнительным долгам меньше суммы безнадежной задолженности, то разница относится на внереализационные расходы (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ). Финансовое ведомство это подтверждает – письмо Минфина от 14.11.2011г. № 03-03-06/1/750.

30 мая 2021 г. бухгалтерия ООО «Пуговица» сделает запись:

Дт 63 Кт 62 – 832 876 руб. — списана безнадежная задолженность за счет созданного резерва по сомнительным долгам.

Дт 91.02 Кт 62 – 832 876 руб. – разница отнесена на внереализационные расходы.

В программе списание безнадежной задолженности за счет резервов осуществляется документом «Корректировка долга».

Сумму списания безнадежного долга за счет резерва проведем с помощью документа «Корректировка долга» с видом операции «Списание задолженности»:

Обратите внимание: в данном документе графа «Документ расчетов» подлежит обязательному заполнению! Если данную графу оставить незаполненной, то задолженность в итоге не спишется, а «разъедется» на счете 62 по субконто.

После проведения документа счет 63 должен закрыться. Для проверки сформируем оборотно-сальдовую ведомость по этому счету:

Как мы помним, у ООО «Пуговица» имелась встречная задолженность перед ООО «Авангард» в размере 138 000 руб.:

Для ее списания можно воспользоваться тем же документом «Корректировка долга», только с видом операции «Зачет задолженности»:

После проведения этого документа наша задолженность перед ООО «Авангард» будет полностью погашена.

Резерв по сомнительным долгам: особенности формирования в бухгалтерском учете

Порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете законодательно не закреплен. Поэтому организация разрабатывает способ создания резерва самостоятельно. Например, способом, предложенным в налоговом учете. Разберем подробнее.

Сомнительная дебиторская задолженность организации — это задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Так как бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть достоверной, то целью создания резерва по сомнительным долгам является отражение в балансе достоверной дебиторской задолженности.

Сомнительная задолженность выявляется посредством инвентаризации расчетов. Инвентаризации подлежит не только задолженность за реализованные товары, работы, услуги, но и задолженность поставщиков по выданным им авансам.

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы.

Создание резерва по сомнительным долгам

После проведение инвентаризации существующих задолженностей организация обязана обратить свое внимание на те, даты погашения которых просрочены более чем на 45 дней. Инвентаризация должна проводиться в конце каждого отчетного периода. Наличие сомнительных долгов обязывает бухгалтера создать резерв под данные долги. При этом существует только одно исключение, когда нет необходимости создавать резерв – это наличие уведомления от должника о скором погашении задолженности.

Процесс формирования резерва должен быть регламентирован внутренней учетной политикой организации.

Резерв, по своей сути, является оценочным значением, которое формируется для корректировки существующей задолженности, в целях предотвращения искажения данных, используемых для бухгалтерского и налоговым учета. Резерв создается при соблюдении следующих правил налогового учета:

  • Резерв формируется только по операциям связанным с реализацией готовой продукции, товаров, услуг, проведения строительно-монтажных работ и т.д. Поэтому сюда нельзя отнести задолженности по авансам, штрафам и пени, по прочим операциям и т.д.
  • Резерв создается по факту проведения инвентаризации существующих долгов организации;
  • Величина резерва должна определяется отдельно по каждому долгу с учетом фактических данных: даты погашения, платежеспособности контрагента, гражданско-правовых взаимоотношений с контрагентом и т.д.

Нормативные документы, регулирующие учет сомнительных долгов

Учет и контроль сомнительных долгов для организаций достаточно важный процесс и связан чаще всего не только с бухгалтерским и налоговым учетом как таковым, но и гражданско-правовыми отношениями между покупателем и поставщиком.

Наименование кодекса Статья Описание
Налоговый кодекс 266 Статья регламентирует формирования резерва по сомнительным долгам, также в статье указываются основные признаки безнадежной задолженности
Приказ Минфина 34 Статья регламентируют основные принципы бухгалтерского учета, дает разъяснение и уточнения моментов, которые не вошли по каким-либо причинам, в том числе есть положения о сомнительных долгах
Гражданский кодекс 486, 314 Статьи регулирует правовые рамки соблюдения обязательств по исполнению договорных отношений
Гражданский кодекс 196 В статье можно найти необходимую информацию о сроках исковой давности


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *