4. Охрана труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «4. Охрана труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Материальная ответственность работника состоит в его обязанности возместить нанимателю материальный ущерб, причинный им виновно в результате противоправного действия (бездействия) в установленных законом размере и порядке. Субъектом материальной ответственности является работник, состоящий в трудовом правоотношении с нанимателем.
В зависимости от размера возмещаемого ущерба выделяют два вида материальной ответственности работников: ограниченную, полную.
Ограниченную материальную ответственность несут:
1) работники – в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше своего среднего месячного заработка за порчу или уничтожение по небрежности материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также за порчу или уничтожение по небрежности инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных нанимателем работнику в пользование для осуществления трудового процесса;
2) руководители организаций, их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители – в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше трехкратного среднего месячного заработка, если ущерб причинен неправильной постановкой учета и хранения материальных или денежных ценностей, непринятием необходимых мер к предотвращению простоев или выпуска недоброкачественной продукции.
Работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине нанимателю, в случаях, когда:
1) между работником и нанимателем заключен письменный договор о принятии на себя работником полной материальной ответственности за не обеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей;
2) имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;
3) ущерб причинен преступлением. Освобождение работника от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям не освобождает его от материальной ответственности;
4) ущерб причинен работником, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
5) ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных нанимателем работнику в пользование для осуществления трудового процесса;
6) ущерб (с учетом неполученных доходов) причинен не при исполнении трудовых обязанностей.
Письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем с работниками, достигшими восемнадцати лет, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей. Примерный перечень таких должностей и работ, а также примерный договор о полной индивидуальной материальной ответственности утверждаются Правительством Республики Беларусь.
Разновидностью полной материальной ответственности по договору является коллективная (бригадная) материальная ответственность, которая вводится при совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника и заключить с ним договор о полной материальной ответственности.
Необходимость введения коллективной (бригадной) материальной ответственности определяется нанимателем в соответствии с законодательством. Примерный перечень работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, а также примерный договор о такой ответственности утверждаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Условия и порядок привлечения работников к материальной ответственности определяются Трудовым кодексом Республики Беларусь (гл. 37), коллективными договорами, соглашениями и другими актами законодательства.
Отметим, что материальная ответственность работника за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей, наступает при одновременном наличии следующих условий: ущерба, причиненного нанимателю; противоправности поведения (действия или бездействия) работника; прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом; вины работника в причинении ущерба.
По общему правилу обязанность по доказыванию наличия указанных условий материальной ответственности возложена на нанимателя. В отдельных случаях невиновность в причинении ущерба должны доказывать сами работники, в том числе при возложении полной материальной ответственности по основаниям, предусмотренным пп. 1, 2, 4, 6 ст. 404 ТК.
При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, т. е. утрата, ухудшение или понижение ценности имущества, влекущие необходимость для нанимателя произвести затраты на восстановление, приобрести имущество или иные ценности либо произвести излишние выплаты, к которым, в частности, относятся: заработная плата, выплаченная незаконно уволенному работнику, штрафы, взысканные с нанимателя по вине работника, потери нанимателя в связи с неудовлетворением исковых требований по причине пропуска исковой давности, расходы, связанные с перевозкой, экспертизой поставленной в торговую сеть некачественной продукции (товара), сверхнормативный расход электроэнергии, горюче-смазочных материалов.
Под противоправным поведением работника понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по трудовому договору (контракту), предусмотренных в нормативных актах, в том числе: тарифно-квалификационных справочниках, должностных инструкциях работников, правилах внутреннего трудового распорядка и т. п.
Согласно ст. 21, 272 Трудового кодекса, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 14 лет, с письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя), а с несовершеннолетними, достигшими 16 лет, – без согласия названных лиц. Применительно к пп. 1 и 2, а также к ч. 1 и 2 п. 3 ст. 25 Гражданского кодекса, учитывая положения ст. 273 Трудового кодекса, материальную ответственность в размере, установленном Трудовым кодексом за ущерб, причиненный нанимателю несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет, несет сам несовершеннолетний, а лицо, давшее письменное согласие на заключение трудового договора, – субсидиарную ответственность.
Несовершеннолетние, достигшие 16 лет, такую ответственность несут самостоятельно. Несовершеннолетние не несут материальной ответственности по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 404 ТК, поскольку письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем с работниками, достигшими 18 лет (ч. 1 ст. 405 ТК).
Согласно ст. 242 ТК, для обращения нанимателя в суд по вопросам взыскания материального ущерба, причиненного работником, устанавливается срок в один год со дня обнаружения ущерба, то есть со дня, когда ему стало известно о наличии ущерба, причиненного работником.
Днем обнаружения ущерба, выявленного в результате инвентаризации материальных ценностей, при ревизии или проверке финансово-хозяйственной деятельности организации, следует считать день подписания соответствующего акта или заключения.
Особенности регулирования труда молодежи
Особенности регулирования труда лиц в возрасте до 18 лет регламентируются:
- – нормами ТК РФ (ст. 265–272); постановлением Правительства РФ от 25 февраля
- 2000 г. № 163 «Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;
- – санитарными правилами и нормами СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков»;
- – постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 г. № 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную».
Особенности охраны труда несовершеннолетних
По закону руководитель фирмы не имеет право брать несовершеннолетних граждан на работу, связанную с:
- вредными и опасными условиями труда;
- подземными работами;
- причинением вреда их жизни, здоровью, нравственному развитию.
Важно! Лица в возрасте от 14 до 16 лет не могут таскать грузы, вес которых превышает 4,1 кг.
Причем данные нормы разработаны как для девушек, так и для юношей. Для:
- дам этот вес составляет 16,4 кг;
- мужчин этот вес составляет 10,25 кг.
А еще граждане младше 18 лет не могут работать вахтовым методом, по совместительству, в ночное время, выходные, праздничные дни. Помимо этого, таких граждан нельзя отправлять в служебные командировки.
К рабочему дню несовершеннолетних граждан также существуют особые требования.
К примеру, такой работник может заступать на смену только в 6 часов, а вечерняя смена его может заканчиваться в 22 часа. Если же работник работает больше часов, чем установлено его сокращенным рабочем днем, то такая работа считается сверхурочной.
Продолжительность рабочего дня учащихся также ограничена. Если сотруднику:
- от 16 до 18 лет, то он может работать лишь 17,5 часов в неделю;
- от 14 до 16 лет, то он может работать лишь 12 часов в неделю.
Но людям младше 16 лет считается нормальным работать 16 часов в неделю. А лицам от 16 до 18 лет можно работать 5 часов в неделю. Эти нормы рекомендованы российским законодательством.
Продолжительность смены таких работников также ограничена. Для лиц:
- от 15 до 16 лет — 5 часов;
- от 16 до 18 лет — 7 часов.
А учащиеся школ и техникумов в возрасте от 14 до 16 лет могут трудиться 2,5 часа. А ученики в возрасте от 16 до 18 лет могут трудиться по 4 часа.
Так же несовершеннолетние граждане вправе рассчитывать на удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительностью в 31 день. Но если во время отпуска были какие-то праздники, то продолжительность отпуска увеличивается.
Организация охраны труда
Организация охраны труда, прежде всего, включает государственное управление охраной труда, которое согласно ст. 216 ТК РФ осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими органами в пределах их полномочий. На территории субъектов РФ деятельность федеральных органов сочетается с управлением, осуществляемым соответствующими органами субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.
В целях государственного управления охраной труда уточняется разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в дополнение к ст. 6 ТК РФ, устанавливающей указанное разграничение.
В соответствии с ч. 5 ст. 216 ТК РФ Правительство РФ, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда; разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением; устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников и др.
Согласно ч. 6 ст. 216 ТК РФ органы субъектов РФ в области охраны труда обеспечивают реализацию на территории субъектов РФ государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда; разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда; организуют проведение на территории субъекта РФ в установленном порядке обучение по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей и т.д.
Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 4 ст. 216 ТК РФ). Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда и управляющим охраной труда, по поручению Правительства РФ является Министерство труда и социальной защиты РФ. Положение о Министерстве утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации».
Согласно этому Положению Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, включая вопросы: оплаты труда, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы и т.д. Минтруд России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости (Роструд).
Положение о Федеральной службе по труду и занятости утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324. Роструд является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан.
В организации охраны труда значение имеет государственная экспертиза условий труда (ст. 216.1 ТК РФ), осуществляемая Рострудом и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Специальные нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью
Конституция РФ определяет, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ч. 3 ст. 19). Общеизвестна социальная роль женщины в продолжении рода и значение материнства, в связи с этим женщина нуждается в дополнительных гарантиях в области труда. В Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979 г.) закреплено предоставление женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, а также в труде, вознаграждении за него и продвижении на работе.
Следует отметить также Конвенцию МОТ N 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» (1981 г.), а также Конвенцию МОТ N 156 «О равном обращении и равных возможностях мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (1981 г.). Конвенция N 156 распространяется на трудящихся мужчин и женщин, имеющих семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей или других ближайших родственников — членов их семьи, когда такие обязанности ограничивают их возможности участия в экономической деятельности, в том числе в области труда.
Мужчинам и женщинам в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений предоставляются равные права и обязанности. Вместе с тем исходя из физиологических особенностей женского организма, его детородной функции устанавливаются нормы, направленные на защиту женщин от негативного влияния на них производственных факторов. Соответственно, на женщин, работающих по трудовому договору, распространяются нормы трудового законодательства РФ, иных актов и наряду с ними специальные нормы, учитывающие особенности женского организма, устанавливающие особую охрану труда женщин. Это одна группа норм, ограничивающая применение труда женщин на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда и др.
Другую группу составляют нормы, устанавливающие особые гарантии и льготы для беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей (переводы на другую работу, запрещение или ограничение сверхурочных работ, направление в командировки, гарантии при приеме на работу и при увольнении и др.).
В третью группу могут быть включены нормы, принятые после ратификации Конвенции МОТ N 156 о работниках с семейными обязанностями. В установленном законом порядке льготы и гарантии распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, или опекунов, попечителей несовершеннолетних, других лиц, занимающихся воспитанием несовершеннолетних детей или уходом за больным членом семьи (ст. 262 — 264 ТК РФ). Специальные нормы по охране труда женщин и лиц с семейными обязанностями закреплены в гл. 41 и некоторых статьях других глав ТК РФ.
Согласно ст. 253 ТК РФ для всех работающих женщин установлены ограничения в применении их труда на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается также применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.
Данные ограничения не следует рассматривать как дискриминацию, поскольку они обусловлены особой заботой государства об обеспечении охраны здоровья и труда женщин, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (ч. 3 ст. 3 ТК РФ).
Соответствующие перечни производств, работ, профессий и должностей, ограничивающих применение их труда, а также предельно допустимые нормы нагрузок для женщин утверждаются Правительством РФ с учетом мнения РТК. Перечень тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162. Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105.
Нормы об охране труда женщин в связи с материнством направлены на установление облегченных условий труда, дополнительных льгот и повышенных гарантий.
Облегченные условия труда выражаются в запрещении привлекать беременных женщин к работе в ночное время, к сверхурочным работам, к работам в выходные и нерабочие праздничные дни, запрещается направление беременных женщин в служебные командировки. Эти гарантии в отношении беременных женщин закреплены в ст. 259 ТК РФ. В то же время данная статья допускает как направление в служебные командировки, так и привлечение к сверхурочной работе и в ночное время, в выходные и праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинским заключением, выданным в установленном порядке. При этом они должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от этих работ (ч. 2 ст. 259 ТК РФ). В таком же порядке направляются в командировки и привлекаются к указанным видам работ матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением.
Кроме того, беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До предоставления женщине указанной работы она согласно ч. 2 ст. 254 ТК РФ должна освобождаться от прежней работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя. За беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы и при прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях.
Несколько иной порядок установлен для перевода женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения ими прежней работы. Они переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.
Дополнительные гарантии и льготы в целях охраны материнства и детства связаны с предоставлением отпусков по беременности и родам и перерывов для кормления ребенка.
Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, помимо перерывов для отдыха и питания, предоставляются дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа работы продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии двух и более детей продолжительность указанного перерыва устанавливается не менее одного часа. По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся на начало или на конец рабочего дня (смены) с соответствующим его сокращением. Они включаются в рабочее время и подлежат оплате (ст. 258 ТК РФ).
Женщинам по их заявлению на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в размере, определенном федеральными законами. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов (ст. 255 ТК РФ).
Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда отдельной котегории лиц
Любое виновное нарушение трудовых прав и обязанностей должно влечь за собой юридическую ответственность.
Так, уголовная ответственность за преступление против трудовых прав граждан предусмотрена статьями УК РБ: ст.133-за нарушение законных прав профсоюзов; ст.136-за отказ в приеме на работу или увольнение беременной женщины или кормящей матери; ст.136/1- за преследование граждан за критику; ст.134- за нарушение законодательства о труде. ст.137- за нарушение правил охраны труда. Если в результате допущенного правонарушения причиняется еще и материальный ущерб, виновная сторона привлекается и к материальной ответственности. Вид ее и пределы определяются общими нормами трудового законодательства о материальной ответственности (ст. 119-126, п.4 ст.214 ТК РБ).
Ограничения касательно условий труда
Особенности охраны труда женщин в ТК РФ — это запрет привлечения работниц к занятости в подземных шахтах, а также к деятельности в опасных, вредных условиях. Исключения — санитарно-бытовое обслуживание, нефизическая работа в данных случаях.
Основы особенностей охраны труда женщин — это и ряд условий для их труда в сельской местности. Например:
- Запрет на обучение, привлечение женщин к работе водителем грузовой автотехники, трактористом-машинистом.
- Работницам до 35 лет нельзя участвовать в трудовой деятельности, связанной с пестицидами, дезинфицирующими веществами, ядохимикатами.
- Беременным запрещена деятельность в областях растениеводства, животноводства.
Если мы посмотрим на особенности охраны труда женщин в детском саду, то здесь, как и везде, учитывается способность работницы к физическим нагрузкам. Законодательство также старается минимизировать негативное воздействие работы на репродуктивную функцию.
Также важно помнить, что в нашей стране в 1996 году введены гигиенические требования к организации рабочего женского места. Они устанавливают температуру воздуха, оптимальную для труда, нормы нагрузки, условия занятости беременных работниц и проч.
Охрана труда женщин и работников в возрасте до 18 лет
Трудовое законодательство, учитывая физиологические особенности женщин и молодых людей, содержит специальные нормы по охране труда женщин и молодежи.
Перечень основных документов, необходимых при изучении модуля
- Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. №163. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц, моложе восемнадцати лет.
- Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. №105. О новых нормах предельно-допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную.
- Постановление ВС СССР от 10 апреля 1990 г. №1420-1 (с изменениями и дополнениями). О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи.
- Приказ Минтруда России от 18.07.2019 N 512н «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 сентября 2021г. №629н «Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную»
- СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда».
Особенности регулирования труда женщин
Особенности регулирования труда – нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.
Нормы по охране труда женщин можно разделить на две группы:
- нормы, распространяющиеся на всех женщин;
- нормы, распространяющиеся на беременных женщин и матерей, имеющих детей, или лиц с семейными обязанностями.
Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями установлены в Главе 41 ТК РФ. Так, обеспечение охраны здоровья женщин осуществляется путем ограничения применения их труда на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (за исключением нефизических работ, работ по санитарному и бытовому обслуживанию, обучения и прохождения стажировки).
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 мая 2021 г. №313н утвержден перечень производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин.
Правовое положение трудящихся женщин в РФ
Особенности организации труда женщин законодательно определены в Трудовом кодексе Российской Федерации (глава 41).Трудовое законодательство содержит специальные нормы, направленные на охрану труда и здоровья женщин.
В соответствии со ст. 253 Трудового кодекса РФ ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 162. Однако работодатель наделен правом принять решение о применении труда женщин на работах (в профессиях, должностях), включенных в указанный перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждены постановлением Правительства РФ от 06.02.1993 № 105. В частности, указанными нормами установлена следующая предельно допустимая масса груза:
- при подъеме и перемещении тяжестей при чередовании с другой работой (до двух раз в час) – 10 кг;
- при подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены – 7 кг.
Кроме того, величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать:
- с рабочей поверхности – 1750 кгм;
- с пола – 875 кгм.
При этом в массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством независимо от желания женщины трудовой договор с ней на выполнение некоторых видов работ не может быть заключен. И речь здесь идет вовсе не о дискриминации женщин в сфере труда, а о защите их жизни и здоровья.
Охрана труда беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет
Каковы обязанности работодателя по отношению к беременным женщинам. Статья 254 Трудового кодекса РФ регламентирует порядок перевода беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, на более легкую работу. Для беременных женщин в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, либо нормы обслуживания. Кроме того, они могут быть переведены на другую работу, которая исключает воздействие неблагоприятных производственных факторов с сохранением среднего заработка по прежней работе. До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя. В соответствии с Гигиеническими рекомендациями беременные женщины не должны выполнять операции, связанные с: подъемом предметов труда выше уровня плечевого пояса; подъемом предметов труда с пола; преобладанием статического напряжения мышц ног и брюшного пресса; вынужденной рабочей позой (на корточках, на коленях, согнувшись, упором животом и грудью в оборудование и предметы труда); наклоном туловища более 15 градусов. Кроме того, беременных женщин необходимо отстранить от выполнения работы на оборудовании с управлением с помощью ножной педали. Также должны быть исключены операции на конвейере с принудительным ритмом и работы, сопровождающиеся нервно-эмоциональным напряжением. Действующим законодательством установлены оптимальные условия производственной среды для беременных женщин, а именно:
- беременные женщины не должны допускаться до работ в условиях применения на производстве потенциально опасных химических веществ, в т. ч. аллергенных и канцерогенных;
- запрещается использование труда беременных женщин в условиях воздействия чрезвычайно и высокоопасных (I и II класс опасности) химических веществ, веществ, обладающих отталкивающими, отвратительными запахами, а также не имеющих токсикологической оценки;
- беременные женщины не допускаются к выполнению работ, связанных с воздействием возбудителей инфекционных, паразитарных и грибковых заболеваний;
- беременным женщинам, работающим на производстве, должны быть обеспечены оптимальные параметры температуры, влажности и подвижности воздуха;
- беременные женщины не должны трудиться в условиях воздействия инфракрасного излучения, особенно направленного на область живота и таза.
- беременным женщинам противопоказаны виды деятельности, связанные с намоканием конечностей, одежды и обуви, на сквозняке; в период беременности женщин необходимо переводить на рабочие места без воздействия вибрации, ультразвука, ионизирующего излучения;
- интенсивность шума на рабочих местах беременных женщин не должна превышать 50–60 дБА;
- беременные женщины не допускаются к работе на установках и сооружениях, являющихся источниками электромагнитных излучений, параметры которых выходят за пределы оптимальных значений, установленных для жилых помещений;
- для женщин в период беременности абсолютно противопоказана работа в условиях резких перепадов барометрического давления;
- со дня установления беременности женщинам запрещается работать в условиях воздействия промышленных аэрозолей преимущественно фиброгенного и смешанного типа действия; естественное и искусственное освещение рабочих мест беременных женщин должно соответствовать величинам действующих оптимальных гигиенических нормативов,
- работа беременных женщин в безоконных и бесфонарных помещениях (т. е. без естественного света) не допускается.
Охрана труда беременных женщин
Трудовой Кодекс РФ устанавливает для женщин, находящихся в положении, льготные условия. В первую очередь это касается области охраны труда. Для беременных женщин устанавливаются следующие ограничения:
- их нельзя привлекать к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего процесса, то есть в ночное время, в праздники и выходные. Кроме этого запрет распространяется и на командировки;
- беременные могут работать только в положении сидя или стоя. Полностью исключают работы, где приходится опираться на живот и совершать наклоны более 15 градусов;
- нельзя работать с химическими веществами и веществами, которые могут вызвать воспаление или раздражение (например, горное производство). Сюда же относятся и вещества, которые несут в себе риск облучения или заражения;
- вводятся ограничения, если работа связана с подъемом и переносом тяжелых предметов. В частности, беременной нельзя поднимать то, что находится на полу или выше уровня ее плеч;
- даже для офисных работников есть ограничения – нельзя работать за ПК более трех часов в течение рабочей смены.
Это основной список особенностей работы для беременных женщин, но не исчерпывающий.
Особенности регулирования труда женщин, подростков и инвалидов
Особенности регулирования труда женщин
Охрана труда женщин представляет собой систему сохранения жизни и здоровья женщин в процессе трудовой деятельности преимущественно путем установления запретов и ограничений в привлечении женщин к определенным видам работ, профессиям и специальностям, с которыми может быть сопряжен вред для организма женщины.
Хотя в современном мире женщина занимает активную социальную позицию, нельзя не учитывать того обстоятельства, что природа наделила женщину репродуктивной функцией, поэтому к вопросу организации труда женщин следует относиться особенно ответственно.
Особенности регулирования труда женщин регламентируются:
- нормами ТК РФ (ст. 253-264);
- постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;
- постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 «Об утверждении Перечня тяжелых работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»;
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин», рядом других документов.
Ограничения по применению труда женщин, предусмотренные в ТК РФ, включают запрещение применения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда; ограничение труда женщин на ночных и сверхурочных работах и направление женщин в командировки; льготы беременным женщинам, кормящим матерям или имеющим малолетних и несовершеннолетних детей и др.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ТК РФ запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. № 105 установлены нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную:
- при подъеме и перемещении тяжестей в случаях, когда выполняемая работа чередуется с другой работой (до двух раз в час), предельно допустимая масса груза (с учетом тары) составляет 10 кг;
- при подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены — 7 кг.
В производствах, где применение труда женщин разрешается, рабочие места для них должны соответствовать гигиеническим нормативам, установленным в СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин», утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 28 октября 1996 г. № 32.
В соответствии с ТК РФ на работодателей (руководителей организаций) возлагается ответственность за выполнение требований санитарных правил и норм, реализацию нормативных актов, регламентирующих труд женщин (ст. 22).
Особенности регулирования труда молодежи
Особенности регулирования труда лиц в возрасте до 18 лет регламентируются:
- нормами ТК РФ (ст. 265-272);
- постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 «Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;
- санитарными правилами и нормами СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков»;
- постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 г. № 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную».
Возраст, с которого допускается заключение трудового договора
Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет (ст. 63 ТК РФ).
Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учащихся школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью, с 15 лет. В свободное от учебы время с лицами, достигшими 14-летнего возраста, с согласия одного из родителей (опекуна) и органа опеки и попечительства может быть заключен трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет определяются нормами ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.
Работы, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет
Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет:
- на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда; на подземных работах; работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Список таких работ утверждается Правительством РФ;
- при переноске и перемещении несовершеннолетними тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы;
- на ночных и сверхурочных работах и работах в выходные дни.
Лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию) за счет средств работодателя.
Нормы предельно допустимых нагрузок
Постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 г. № 7 утверждены «Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную», содержащие основные показатели тяжести труда.
Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей | ||||||||
Характер работы, показатели тяжести труда | Предельно допустимая масса груза в кг | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Юноши | Девушки | |||||||
14 лет | 15 лет | 16 лет | 17 лет | 14 лет | 15 лет | 16 лет | 17 лет | |
Подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены | 3 | 3 | 4 | 4 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены: постоянно (более двух раз в час) | 6 | 6 | 11 | 13 | 3 | 4 | 5 | 6 |
при чередовании с другой работой (до двух раз в час) | 12 | 15 | 20 | 24 | 4 | 5 | 7 | 8 |
Суммарная масса груза, перемещаемого в течение смены: подъем с рабочей поверхности | 400 | 500 | 1000 | 1500 | 180 | 200 | 400 | 500 |
подъем с пола | 200 | 250 | 500 | 700 | 90 | 100 | 200 | 250 |
Правовое положение трудящихся женщин в РФ
Особенности организации труда женщин законодательно определены в Трудовом кодексе Российской Федерации (глава 41).Трудовое законодательство содержит специальные нормы, направленные на охрану труда и здоровья женщин.
В соответствии со ст. 253 Трудового кодекса РФ ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.
Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 162.Однако работодатель наделен правом принять решение о применении труда женщин на работах (в профессиях, должностях), включенных в указанный перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда.
Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.
Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждены постановлением Правительства РФ от 06.02.1993 № 105.
В частности, указанными нормами установлена следующая предельно допустимая масса груза:
- при подъеме и перемещении тяжестей при чередовании с другой работой (до двух раз в час) – 10 кг;
- при подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены – 7 кг.
Кроме того, величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать:
- с рабочей поверхности – 1750 кгм;
- с пола – 875 кгм.
При этом в массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством независимо от желания женщины трудовой договор с ней на выполнение некоторых видов работ не может быть заключен. И речь здесь идет вовсе не о дискриминации женщин в сфере труда, а о защите их жизни и здоровья.
Действующим законодательством установлены особенности охраны труда женщин. Так, они не должны трудиться на работах с вредными или опасными условиями труда. Кроме работ, не связанных с использованием физического труда и санитарно-бытового обслуживания.
Согласно общим принципам охраны труда женщины на производстве, существует перечень профессий, которые для них запрещены. Например, женщина не может работать плотником, слесарем-сантехником, машинистом бульдозера.
Сотрудницы, проживающие в сельской местности, не должны быть допущены к работе, где используют токсические препараты или яды. Они также не могут работать трактористами и водителями грузовиков.
В этом плане охрана женского труда сводится к наличию полного списка запрещенных для работниц видов деятельности. Речь идёт о следующих нормативных актах:
- постановлении Правительства РФ от 25.02.2000 № 162 с ;
- постановлении ВС РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1 .
Если говорить кратко, охрана труда женщин основана на таких запретах в связи с тем, что они не могут брать на себя такую же нагрузку, что и представители сильного пола. В силу физических возможностей и необходимости сохранить репродуктивную функцию для них введены определенные ограничения:
Вид ограничений | Описание |
Физические нагрузки | Находясь на рабочем месте, запрещено поднимать или перетаскивать тяжести весом больше:
|
Температура воздуха | Должна поддерживаться на оптимальном уровне: от 25 до 30,5C в зависимости от продолжительности рабочего дня и категории работ |
Уровень шума и вибрации | Шум и вибрация должны соответствовать нормам, установленным СанПиН |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА
В целях качественного государственного контроля за выполнением должностных (служебных) обязанностей в Украине создана система государственного надзора и общественного контроля в области охраны труда. Государственный надзор за соблюдением законодательных и других нормативных актов согласно ст. 38 [1] Законодательства, осуществляют (рис 1.3.1):
• специально уполномоченный государственный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда;
• специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности;
• специально уполномоченный государственный орган пожарной безопасности;
• специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда.
Органы надзора не зависят от хозяйственных органов, объединений граждан, политических формирований, местных государственных администраций, Советов народных депутатов. Деятельность органов государственного надзора за охраной труда регулируется Законом „Об охране труда”, и Законами Украины: „Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности”, „О пожарной безопасности”, „Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения”, другими нормативно правовыми актами и положениями об этих органах, которые утверждены Президентом Украины или Кабинетом Министров Украины.
Должностные лица органов госнадзора за охраной труда (государственные инспекторы) имеют право:
— беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия (объекты), производства физических лиц, которые согласно с законодательством используют наемный труд, и, осуществлять в присутствии работодателя или его представителя проверку выполнения законодательства по вопросам, отнесенным к их компетенции;
— получать от работника и должностных лиц письменные или устные объяснения, выводы экспертных обследований, аудитов, материалы и информацию по необходимым вопросам, отчеты о состоянии и причинах допущенных нарушений законодательства и принять меры по их устранению;
— выдавать в установленном порядке работодателям, руководителям и другим должностным, юридическим и физическим лицам, которые соответственно законодательству используют наемный труд, министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, Раде министров Автономной Республики Крым, местным государственным органам и органам местного самоуправления обязательные для выполнения предписания (распоряжения) по устранению нарушений и недочетов в отрасли охраны труда, охраны недр, безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности;
— запрещать, останавливать, предотвращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств, исполнение отдельных работ, применение новых опасных веществ, реализацию продукции, а также отменять или останавливать действие выданных ими разрешений и лицензий до устранения нарушений, которые создают угрозу жизни работников;
— привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательных и нормативных актов по охране труда;
— направлять собственникам, руководителям предприятий представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы в органы прокуратуры для привлечения к уголовной ответственности.
Органы надзора устанавливают порядок разработки и утверждения собственниками положений, инструкций и других актов по охране труда, разрабатывают типовые документы.
Должностные лица государственного надзора за охраной труда являются государственными служащими, и на них распространяется действие Закона Украины „О государственной службе”. Они несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей.
Высший надзор за выполнением Законодательно-нормативной базы в Украине осуществляет Генеральный прокурор Украины и местные прокуратуры.
Собственник обязан создать необходимые условия для работы представителям государственного надзора за охраной труда.
Общественный контроль за охраной труда
Согласно ст. 41[1] на предприятиях осуществляются общественный контроль за выполнением законодательства по охране труда.
Общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда осуществляют:
— профессиональные союзы, их объединение в лице своих выборных органов и представителей;
— трудовые коллективы через своих уполномоченных;
— комиссия по вопросам охраны труда предприятия.
Профессиональные союзы в своей работе руководствуются „Положением о профессиональных союзах” и осуществляют общественный контроль за выполнением собственником законодательства по охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, необходимых производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Профсоюзы имеют право: беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности труда на производстве, выполнение коллективного договора. В случае угрозы жизни работников профессиональные союзы имеет право требовать от работника немедленной остановки работ на рабочем месте, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровья работников.
Профессиональные союзы имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного предназначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда, брать участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и давать свои выводы, вносить работодателям, государственным органам управления и надзора представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ.
При отсутствии профессионального союза на производстве общественный контроль по выполнению законодательства по охране труда осуществляют уполномоченные трудовых коллективов.
Ст. 42 Законодательства определяет права и обязанности уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда. В своей работе они руководствуются «Типовым положением о работе уполномоченных трудовые коллективов по охране труда» (Госнадзор охраны труда от 28.12.1993г, №136). Уполномоченные трудовых коллективов по охране труда избираются простым большинством голосов на общем собрании (конференции) коллектива производства, цеха,
Уполномоченные трудовых коллективов имеют право:
— беспрепятственно проверять состояние безопасности, гигиены труда, соблюдение работниками правовых и нормативных актов;
— вносить в специально отдельную книгу обязательные для собственника вопросы по устранению нарушений;
— требовать от руководителя участка прекращения работы в случае обнаружения нарушений, представляющих угрозу для жизни работающих;
— принимать участие в расследовании несчастных случаев на предприятии;
— вносить обязательные для рассмотрения работодателей предложения по устранению выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене труда;
— вносить предложения о привлечении к ответственности работников, нарушающих охрану труда;
— быть избранным в состав комиссии по вопросам охраны труда;
— быть представителем трудовых коллективов по вопросам охраны труда в районных, городских, окружных и товарищеских судах.
Для выполнения этих обязанностей работодатель за свой счет организует обучение, обеспечивает необходимыми средствами и освобождает уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда от работы на предвиденный коллективным договором срок с сохранением за ним среднего заработка.
Не могут быть ущемлены какие-либо законные интересы работников в связи с выполнением ими обязанностей уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда, их увольнение или привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности осуществляется только с согласия наемных работников в порядке, определенном коллективным договором.