Нужны ли права на скутер, электроскутер, мопед, питбайк, мотоцикл?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на скутер, электроскутер, мопед, питбайк, мотоцикл?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В ПДД прямо не оговаривается, что при определённых условиях допустимо ездить на скутере без прав. Согласно п. 1.2 ПДД мопед – механическое ТС с максимальной скоростью до 50 км/час и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 50 куб. см либо с электродвигателем мощностью от 0,25 кВт и до 4 кВт. На его управление нужны права категории М. Более мощный мопед следует относить к категории А1 или даже А, и для него права тем более требуются (ч. 1 ст. 25 196-ФЗ).

На каких ТС можно ездить без прав

Из этого следует, что есть скутеры, на которые не нужны водительские права. Для ТС с двигателем внутреннего сгорания права нужны всегда. А вот если на скутер установлен электродвигатель мощностью менее 0,25 кВт, такое ТС не подпадает под определение мопеда и, соответственно, механического ТС, и на нём можно ездить без прав. Кроме того, не требуются права при езде на скутере при прохождении курса обучения навыкам практического вождения в мотошколе.

Требования для получения удостоверения

Для получения водительского удостоверения категории М существует ряд обязательных требований:

  1. Прохождение врачебной комиссии в аккредитованном медицинском учреждении. Доктора должны дать заключения о состоянии здоровья, на основании которых будет выдано общее заключение.
  2. Обучение в автошколе, имеющей лицензию на обучение езде на соответствующем транспорте. По окончании обучения, стажер проходит внутреннее тестирование и получает свидетельство, подтверждающее, что он прошел обучение и может быть допущен к сдаче экзамена на получение водительского удостоверения.
  3. Подача документов в управление ГИБДД по месту обучения с оплатой государственной пошлины.
  4. Сдача экзамена в ГИБДД.

Экзамен-тестирование в ГИБДД состоит из теоретической и практической части. В список теоретических вопросов будут включены:

  • основы ПДД;
  • особенности управления автотранспортом;
  • порядок общения, разрешенного при езде на данном виде автотранспорта;
  • степень ответственности за правонарушения и управление скутером при отсутствии разрешительной документации.

При сдаче «теории» курсанту «разрешено» допустить не более двух ошибок. После этого он будет допущен к практической части тестирования, которое включает:

  • движение в рамках ограниченной зоны, разгон, торможение и разворот;
  • основы маневрирования и движения по восьмерке;
  • прочие требования инспекторов.

Если тестирование не удастся пройти сразу, разрешена вторая и третья попытка (каждая — с перерывом в 7 дней). В случае трехкратной «несдачи», следующий допуск к практическому тесту можно будет получить только через месяц.

Человек, управляющее мопедом или скутером, становится полноценным участником дорожного движения, и должен отвечать за свои действия и безопасность. Поэтому для управления легким двухколесным транспортом с ограничением скорости в 50 км/ч, он должен пройти обучение в автошколе, сдать экзамен в ГИБДД и получить водительское удостоверение категории М.

Получение удостоверения с действующей категорией М, которая позволяет управлять мопедом или скутером разрешено с 16 лет. Сдать на права в 14-15 лет нельзя. Обучение и сдача теста в ГИБДД для претендентов на открытие этой водительской категории, производится в том же порядке, и по тем же правилам, что и при получении водительских удостоверений для других категорий.

Строгие запреты для водителя мопеда

На основании правил, запрещается водителям, которые управляют велосипедами или мопедами, нарушать несколько основных норм. Речь идет в первую очередь об управлении: недопустимо отпускать хотя бы одну руку, обязательно держаться обеими. Важно, что при перевозе груза он не должен выступать более чем на полметра и каким-либо образом мешать управлению, — это важные правила безопасности.

Кроме того, с точки зрения запретов, отмечается невозможность разворачиваться и поворачиваться на трамвайных путях или дорогах, если есть более одной полосы для движения, но могут быть предусмотренные исключения.

Наконец, водители мопеда обязательно должны двигаться в застегнутом шлеме и не мешать пешеходам переходить дорогу в отведенных для этого местах, а также перемещаться по жилым зонам.

Читайте также:  Примеры кадровой политики организации и определение простыми словами

Основной особенностью водителя скутера является то, что он может слезть со своего транспортного средства и везти его руками. В такой ситуации человек приравнивается к пешеходу, что дает ему право пересекать по пешеходному переходу проезжую часть. Возможность сменить свой статус участника дорожного движения может быть полезной непосредственно для обеспечения удобного перемещения в городских условиях.

Отдельно нужно учитывать, что в рамках велосипедных зон или же пешеходных дорожек движение на мопедах и скутерах запрещено. Стоит четко осознавать, что в случае спешивания водитель становится пешеходом, но стоит ему опять сесть на мопед, как он подчиняется иным правилам — для транспортных средств.

Шлем необходим для каждого водителя, это основа безопасности, иначе даже легкая авария или случайное падение могут обернуться трагедией. Именно поэтому в правилах четко прописано, что шлем должен быть застегнут и зафиксирован на голове.

Водительское удостоверение на мопед

До недавнего времени законодательно мопед не признавался механическим транспортным средством, для управления которым обязательно наличие водительского удостоверения. Начиная с 2010 года этот вид транспорта становился крайне популярным среди несовершеннолетних, в связи с дешевизной и отсутствием необходимости проходить обучение.

Из-за отсутствия каких-либо ограничений на дорогах оказалось больше количество детей, сидящих за рулем мопеда. При этом они не знали ни правил дорожного движения, ни правил управления конкретным видом транспортного средства. Все это приводило к очень высокой аварийности, зачастую с летальным исходом.

Для обеспечения достаточного уровня безопасности на дорогах, законодатель ввел новую категорию транспортных средств для управления которой необходимо водительское удостоверение.

ВАЖНО !!! С целью выделения новой категории среди уже имеющихся мотоциклов, было решено обозначить все мопеды по определенному объему двигателя и их мощности. Поэтому все мопеды с объемом до 50 кубов в 2023 году в России относятся к новой категории М. В случае, если вместо бензинового двигателя установлен электрический, его мощность не должна превышать 4 тысяч Вт. Чтобы передвигаться на любом аналогичном транспортном средстве по дорогам, сегодня необходимо обязательно получить категорию М.

За отсутствие соответствующего водительского удостоверения, водителю грозит серьезная административная ответственность.

Предназначение водительского удостоверения

Чаще всего такие маломощные мопеды не признаются всерьез. Считается, что 49 кубиков – очень мало и на таком транспорте разогнаться просто невозможно. В связи с этим данные мопеды для детей и водительское удостоверение здесь просто не нужно.

Данные утверждения нельзя считать правдой, поскольку несмотря на малый объем, такое транспортное средство из-за своей малой массы может спокойно разгоняться до 60 км/ч и даже больше. Учитывая, что для водителя не предусмотрено никакой защиты, даже минимальная авария может повлечь серьезные последствия. Аварий с участием мопедов было большое количество и если для автомобиля никаких серьезных последствий не наступит, то для водителя мопеда это может стать смертельным.

ВАЖНО !!! Даже если не учитывать малую мощность и другие аргументы в пользу несерьезности мопеда, водитель должен знать правила дорожного движения, что было большой редкостью. Поскольку до 2014 года за руль мог сесть любой человек, достигший возраста 14 лет, аварийность скутеров была крайне высокой.

Особенности получения водительского удостоверения

Поскольку управление мопедом не является сложным, в законе предусмотрена возможность садиться за руль водителям, получившим права на другую категорию. Например, если есть категория В, C. Все права, выдаваемые после 2014 года, содержат соответствующую пометку о новой категории М. Пройдя обучение на легковой автомобиль и сдав все необходимые экзамены, водитель автоматически получает право управления мопедом, хотя никаких дополнительных экзаменов он сдавал. Имея категорию В, можно спокойно садиться за руль мопеда. Об этом гласит галочка напротив категории М в полученном водительском удостоверении.

Стоит помнить, что управлять можно только мопедами – транспортными средствами, объем которых не превышает 50 кубов. Для легких мотоциклов и обычных мотоциклов предусмотрены самостоятельные категории. В случае нарушения водителю грозит серьезная административная ответственность. На сегодняшний день категория В также открывает возможность управлять трициклами.

Правила езды на мопеде

При эксплуатации мопеда или скутера категории М действуют следующие правила:

  • Всегда возить при себе водительское удостоверение.
  • Управлять транспортным средством могут граждане, достигшие возраста 16 лет.
  • При задержании нарушителя в состоянии алкогольного опьянения его лишат прав.
  • Передвижение мопедов и скутеров должно осуществляться по правому краю проезжей части или по велодорожке.
  • Разрешено передвигаться по обочине, не мешая пешеходам.
  • Разрешен обгон трамваев и троллейбусов.
  • В светлое время дня нужно включать фары ближнего света.

Также запрещены следующие действия:

  • При управлении держать руль только одной рукой.
  • Ездить без шлема или с не застегнутым.
  • Перевозить детей младше 7 лет без спец. оборудования.
  • Переезжать дороги по пешеходному переходу.
  • Возить крупные предметы, которые выступают за пределы скутера.
  • Выполнять разворот или левый поворот через трамвайные пути.
  • Участвовать в буксировке.
Читайте также:  С 1 марта изменятся суммы и порядок выдачи пособий: Что нужно учесть получателям

Нужны ли права на мопед

Мнение о том, что права на мопед или скутер совсем не нужны, уже более 7 лет как неактуально. Это раньше ездить на мопеде без прав мог любой, кому пока не удалось сдать на категорию. В результате появление дешевых скутеров заполнило дороги и дворы безответственными и безбашенными тинейджерами на мотороллерах.

С 2013 года этот пробел в ПДД был устранен. И 5 ноября 2013 года в закон о безопасности ДД внесли понятие категории «М» – мопеды. Еще год потребовался на то, чтобы подготовить все необходимое для начала выдачи новых ВУ. В том числе чтобы переорганизовать учебный процесс в автошколах.

Новые правила приравняли мопеды (а также легкие квадрициклы и скутеры) к механическим транспортным средствам. Соответственно, водителей этих ТС обязали иметь права и предъявлять их по требованию сотрудника ГИБДД.

То есть права на мопед однозначно нужны, за их отсутствие грозит штраф. Существуют некоторые категории маломощных транспортных средств, на которых можно ездить без прав, но об этом в следующей главе.

Кто может получить права категории M

Приобретение мопеда — это ещё половина дела. Но вправе ли его эксплуатировать человек, который имеет право вождения тяжёлого грузовика, автобуса или троллейбуса? Ответ — имеет, когда у него присутствует в удостоверении отметка об открытии категории M. Если же таковая запись отсутствует, то раскатывать на снабжённых мотором двух колёсах, не получится.

Получить водительское удостоверение с упоминаемой открытой формой, вправе любой гражданин России, не имеющий противопоказаний для управления мопедом. Последнее подтверждается наличием медицинской справки. Следует напомнить, что разрешение выдаётся гражданам только при их достижении 14, а по вступлению в силу новаций законодательства — с 16 лет. Это правило распространяется на управление всеми категориями лёгких мотоциклов.

Более тяжёлые двухколёсные средства, с объёмом двигателя свыше 125 см 3 потребуют достижения владельцем совершеннолетия — 18 лет. С этого возраста можно получить разрешение управлять автомобилями. Повышение класса техники требует повышение категории и возраста одновременно.

Методы оформления водительского документа

Получение водительского удостоверения для эксплуатации мопеда или скутера возможно в любом отделении ГАИ, однако предварительно необходимо пройти обучение в автошколе. Автошкола, в которой планируется проходить обучение, должна быть лицензирована. Процесс обучения занимает, как правило, пару месяцев. В течение этого времени курсанты должны освоить как теоретическую часть, так и практическую.

Теоретическая часть содержит 20 вопросов, нижний порог прохождения экзамена – 18 правильных ответов, то есть можно дважды ошибиться, однако на каждую ошибку будут добавлено еще несколько вопросов. Для успешной сдачи практической части экзамена необходимо продемонстрировать умения и навыки, приобретенные в процессе обучения.

Категория В также доступна для прохождения несовершеннолетним потенциальным водителям, если им уже есть 17 лет, однако права этой категории выдаются исключительно по достижению совершеннолетия. Если какая-либо из частей экзамена сдана неудачно, придется снова проходить тестирование, однако повторная попытка доступна будет только через 7 дней. Если кандидат трижды подряд не смог сдать экзамен успешно, следующая попытка доступна только через 30 дней. Срок действия водительского удостоверения – 10 лет.

Какие бумаги понадобится предоставить для того, чтобы получить водительское удостоверение:

  • гражданский паспорт РФ;
  • заключение медицинской комиссии;
  • чек об оплате государственного сбора
  • заявление;
  • карта водителя, подтверждающая успешное прохождение обучения.

Как пройти экзамен на получение прав?

Экзамен на удостоверение категории «M» состоит из 2 частей: теоретической и практической. Экзаменатор не должен быть моложе 25 лет, у него должны быть права категории «M» или выше.

Первая часть включает в себя прохождение теста на компьютере. Если она будет успешно пройдена, кандидату необходимо будет подготовиться к сдаче практики, которая осуществляется на площадке и в городе. Отправляться на экзамены можно лишь после прохождения соответствующего обучения в автошколе. Даже если вы уже сами подготовились и у вас есть знания, просто так пройти экзамены не получится.

Если вам не удалось пройти экзамен, можно подготовиться и явиться на пересдачу спустя неделю. Если вы провалите экзамен дважды, до пересдачи вы будете допущены лишь через месяц.

Процедура получения прав на двухколесные ТС достаточно простая. Она не отнимает большое количество времени. Поэтому если вы обожаете мопеды и планируете приобретение этих ТС, вам стоит подумать о том, как получить права на мопед. Конечно, можно управлять ТС где-нибудь далеко за городом, где нет инспекторов ГИБДД. Но если вы решитесь ездить по городским дорогам или по загородной автомагистрали, вам все же понадобится водительское удостоверение.

Читайте также:  Как отменить исполнительный сбор судебного пристава

Каковы правила перевозки пассажиров на мото

В существующих ПДД в пункте 22.2 подробно описано, кто имеет право перевозить пассажиров на мототранспорте. К ним относятся водители с водительским удостоверением категории «А» и имеющие подкатегорию «А1» более чем 2 года.

В правилах, определяющих условия, в которых перевозятся пассажиры мототранспортными средствами, говорится:

  1. Водители и их пассажиры в обязательном порядке надевают мотошлемы, которые застёгиваются перед посадкой. Это основное правило распространяется на поездку по сельской или городской местности, в любую погоду, хоть днём хоть ночью, не зависимо от скорости транспорта и продолжительности маршрута. Шлем защищает голову в экстренных случаях!
  2. На транспорте без коляски разрешается провозить одного пассажира, если есть заднее сидение, подножки и прочно прикреплённая ручка.
  3. На мотоцикле с коляской можно везти двух пассажиров, один из которых находится позади водителя, другой — в боковом прицепе.
  4. Нельзя пользоваться для перевозки людей кузовом грузового или спортивного мототранспорта;
  5. Посадка и высадка пассажиров осуществляется после окончательной остановки мотоцикла и только со стороны пешеходной дорожки или обочины.
  6. При возникновении неисправности транспорта, его нужно остановить на дороге и предложить пассажирам сойти и покинуть дорожное полотно.

Важно! Сидящего в коляске защищает не только шлем, но и тент, который закрывается до начала поездки. По правилам сидящему в прицепе человеку запрещается во время пути размахивать руками, вставать с сидения и отцеплять тент.

Правилами особое внимание уделяется пассажиру – ребёнку.

В них говорится об условиях перевозки детей:

  1. Скорости, которая не должна быть более 50 км/час.
  2. Недопустимости безостановочной перевозки в течение целого дня, ребёнку нужен отдых.
  3. Запрет на крутые маневры мотоциклистом.
  4. Обязательного наличия защитных шлемов, которые запрещено надевать во время движения. Детский шлем должен соответствовать размеру головы ребёнка, он дополнен смягчающими подушечками, небьющимся стеклом и крепкими ремешками.
  5. Допускается везти двух пассажиров на сидении позади водителя, если один из них ребёнок, при достаточной длине сидения.
  6. Чтобы ребёнок не мог препятствовать движению, необходимо применение специальных транспортных приспособлений для его фиксации: кенгуру или слинги.
  7. Если малышу нет 12 лет и он едет в мотоколяске, то он должен быть посажен в дополнительное автокресло; в противном случае он садится в коляску только с взрослым.
  8. В пункте 22.9 говорится о детях до 12 лет, которые должны сидеть перед мотоциклистом и ни в коем случае позади него.

Возраст получения прав на другие категории

Перевозить различные грузы можно на ТС, для которого требуется открытие категории «С». Прежде чем узнавать со скольки лет учатся в автошколе, необходимо знать, что в данном случае сдать экзамен можно только с 17 лет. Эти же условия касаются трициклов, квадроциклов и легких грузовиков. Что касается категории «Д», то ее можно открыть только после 21 года. Поэтому следует узнавать для каждой категории, с какого возраста обучаются в автошколе, и когда можно получить права.

Чтобы получить права на автомобиль возраст считается главным фактором. Поэтому необходимо знать со скольки лет можно обучаться в автошколе и когда можно получить права в зависимости от категории и ТС. Приходите учиться в автошколу к нам — поможем сдать на права гарантировано.

Обучение и сдача на права на скутер или мопед

С 5 ноября 2013 года все владельцы мопедов с объемом двигателя до 50 куб. см. обязаны получить права.

В законе «О безопасности дорожного движения», утвержденного 27 апреля 2013 года в статье №25 сказано:

В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право: категория «М» — мопеды и легкие квадрициклы.

Закон «О безопасности дорожного движения»

Необходимость открыть категорию М для скутера или мопеда возникла из-за того, что до определенного времени такой вид транспорта не воспринимался всерьез и несовершеннолетние, управляя мопедом или скутером, по неопытности создавали множество аварийных ситуаций.

Также большой популярностью они пользовались у лиц, лишенных водительских прав. Поэтому с 2013 года эти ТС на законодательном уровне стали считаться механическим транспортом и управлять ими могут только лица, у которых в правах открыта специальная категория.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *